Организационная структура гражданской обороны. Что такое гражданская оборона РФ? Объекты гражданской обороны
Глава 8 Основы Гражданской обороны страны
8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны
Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области ГО являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные рай-
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб
13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»
14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
8.1.2. Структура гражданской обороны
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.
В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Структура построения гражданской обороны основана на территори-ально-производственном принципе. Органы управления, силы и средства ГО функционируют на всех уровнях административного устройства Рос-сийской Федерации: федеральный центр, субъект РФ, город, район, объект экономики . Наряду с этим органы управления, силы и средства ГО имеют-ся в каждом министерстве и ведомстве, в их региональных организациях.
Организационная структура ГО на всех уровнях состоит из пяти звеньев: руководство ГО, постоянно действующие органы управления, службы ГО, эвакуационные органы, силы гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной возложено:
В стране - на Правительство Российской Федерации; начальником ГО страны является Председатель Правительства РФ;
В субъекте РФ, городе, районе - на главу администрации, являюще-гося начальником ГО территориального образования;
В министерстве, ведомстве - на министра, руководителя ведомства, являющихся начальниками ГО отрасли;
На объекте экономики - на руководителя объекта. Начальником гра-жданской обороны, например, ж.-д. станции является начальник станции, высшего учебного заведения МПС - ректор университета (академии).
Начальник гражданской обороны (любого уровня) не в состоянии самостоятельно обеспечить детальное и повседневное решение вопросов ГО. Принимая принципиальные решения и обеспечивая общее руково-дство, начальник гражданской обороны опирается в своей работе на соз-данные при нем органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.
Постоянно действующими органами управления являются:
На федеральном уровне - министерство по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министр РФ по делам ГОЧС является заместителем начальника ГО России;
В субъектах Российской Федерации - министерства (в автономных республиках), главные управления (в субъектах РФ) ГОЧС;
В городах и районах - управления (отделы) ГОЧС;
В министерствах и их региональных организациях - отделы (управ-ления) ГОЧС;
На объектах экономики - отделы, секторы (штабы) ГОЧС; начальник штаба ГОЧС является заместителем начальника ГО объекта.
Перечисленные постоянно действующие органы не в состоянии предметно решать чрезвычайно многообразные задачи ГО. Ведь каждая задача имеет свою специфику и требует высоко профессионального под-хода и специально подготовленных сил и средств. Так, борьба с пожарами, эксплуатация защитных сооружений, оказание медицинской помощи по-раженным, светомаскировка и т.д. не могут квалифицированно осуществ-ляться одними и теми же должностными лицами. Поэтому с целью реше-ния разнообразных задач при начальниках гражданской обороны всех уровней созданы специальные службы ГО.
Службы гражданской обороны представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил ГО, подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки лич-ного состава.
Различают федеральные службы ГО, службы ГО субъектов РФ, го-родские, районные и объектовые службы гражданской обороны. В мини-стерствах и ведомствах созданы отраслевые службы ГО.
Для создания службы гражданской обороны любого уровня необхо-димо наличие соответствующей материально-технической базы.
Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 г. сформированы пять федеральных служб ГО: противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и за-щиты культурных ценностей . Эти службы созданы на базе соответствую-щих министерств и ведомств РФ. Кроме них, в субъектах Российской Фе-дерации, городах и районах созданы также и другие службы: убежищ и ук-рытий, коммунально-технические, горюче-смазочных материалов, инже-нерные и др. В среднем количество служб ГО на территориях колеблется от 13 до 20.
На объектах железнодорожного транспорта в соответствии с Указа-нием МПС № 154пр-у от 6 мая 1998 года создаются следующие службы:
Медицинская;
Радиационной и химической защиты;
Связи и оповещения;
Светомаскировки и электроснабжения;
Эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
Аварийно-спасательных и других неотложных работ;
Инженерной защиты;
Технической разведки;
Пожаротушения;
Охра-ны общественного порядка;
Материально-технического обеспечения.
Все 11 служб ГО создаются на тех объектах ж.-д. транспорта, на которых для каждой службы имеется достаточная материально-техническая база. На других объектах создается меньшее количество служб.
Эвакуационные органы предназначены для планирования эвакуа-ции населения, материальных и культурных ценностей из городов - веро-ятных целей ядерных ударов - и руководства эвакуацией в исполнитель-ный период. Состав и задачи эвакоорганов рассмотрены в главе 8.
Силы гражданской обороны. Если четыре рассмотренных выше звена обеспечивают планирование, организацию и руководство мероприя-тиями ГО, то силы гражданской обороны предназначены для непосредст-венного ведения работ в очагах массового поражения.
В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" силами ГО являются войска гражданской обороны и гражданские органи-зации ГО.
Войска гражданской обороны организационно сведены в спаса-тельные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизиро-ванные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России. В войсках гра-жданской обороны проходят службу кадровые офицеры, срочную службу -солдаты и сержанты. Хотя эти войска не входят в состав вооруженных сил, подчиненных Министерству обороны РФ, личный состав соединений, час-тей и подразделений войск ГО живет по уставам Российской армии.
Войска ГО оснащены дорожно-строительными машинами для расчи-стки завалов, техникой для пожаротушения, техническими средствами обеззараживания, другими машинами и механизмами, необходимыми для ведения спасательных и других неотложных работ.
Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские орга-низации гражданской обороны.
Экзаменационные вопросы по Гражданской обороне – 2010 год
Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выполнение основных задач МС ГО достигается проведением сложного комплекса:
лечебно-эвакуационных;
противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
мероприятий по медицинской защите населения и личного состава формирований (учреждений) ГО;
медицинского снабжения;
подготовки личного состава и средств МС ГО к работе в современной войне.
Эти мероприятия составляют содержание понятия «медицинское обеспечение населения».
МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и собственности.
Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство социального развития и здравоохранения РФ, Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые Министерством социального развития и здравоохранения РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти
Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.
Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.
Принципы организации и ведения гражданской обороны.
Задачи и организационная структура гражданской обороны.
Перед ГО стоят следующие основные задачи:
1) Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника
a. Строятся защитные сооружения
Проведение научных исследований в области оружий массового поражения, способов защиты населения от его поражающего действия
b. Накапливаются средства индивидуальной защиты
c. Проводится обучение населения правильному использованию средств защиты
d. Оказание мед.помощи и подготовка к эвакуации населения из круп.городов в загородную зон.
Минимизация потерь
Подготовка населения и специалистов
2) Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени
Обеспечение запасов ресурсов
a. Строительство убежищ для защиты рабочих и служащих
b. Защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов
c. Снижение запасов взрывоопасных и ядовитых в-в на производстве
3) Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупн.аварий и катастроф.
a. Оказание мед.помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага поражения
b. Устройство проездов в завалах
c. Наведение мостов и переправ для движения сил ГО
Информирование мирного населения и руководящих структур об обстановке, количестве и характере поражений
Организационная структура ГО
МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:
федеральный – включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;
территориальный – включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);
местный – включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;
объектовый – представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).
Основными элементами организационной структуры ГО являются: руководство, штабы, службы, эвакуационные (эвакоприемные) комиссии и силы ГО
Руководство – начальники ГО всех степеней. Они несут ответственность за состояние ГО и выполнение всех необходимых мероприятий.
Штабы ГО создаются при каждом начальнике гражданской обороны и являются их органами управления, организаторами всей практической работы.
Эвакуационные комиссии создаются при исполнительных комитетах советов народных депутатов областей, крупных городов (городских районов) и на объектах народного хозяйства городов. Возлагается планирование и практическое осуществление рассредоточения рабочих, служащих и эвакуация населения в период угрозы нападения противника из крупных городов в сельск.районы.,
Силы ГО включают в себя формирования, учреждения и войсковые части ГО. Предназначены для проведелиня защитных мероприятий и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика.
В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:
«Повседневная»
«Первоочередные мероприятия ГО первой группы»;
Приведение сбора руководящего состава, доведение до него обстановки и задач;
Организация круглосуточного дежурства руководящего состава в подразделениях и на пункте управления;
Осуществление проверки готовности системы управления, связи и оповещения;
Уточнение планов ГО на военное время;
Приведение в готовность защитных сооружений на закрытых территориях;
Ускорение ввода в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по планам текущего года;
Уточняются расчеты по защите и порядок занятия защитных сооружений населением и планы строительства защитных сооружений на объекте и в загородной зоне;
Приводятся в готовность защитные сооружения в районах АЭС, радиационно и химически опасных объектов и объектов, расположенных в зонах катастрофического затопления;
Приводятся в готовность защитные сооружения для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала:
Вывозятся со складов мобрезерва на пункты выдачи противогазы, камеры защитные детские, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (выдача населению производится распорядительным порядком) ;
Приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) формирования повышенной готовности в объемах, предусмотренных распоряжением;
Приводятся в готовность химико-радиометрические лаборатории штабов ГО и посты радиационного и химического наблюдения;
«Первоочередные мероприятия ГО второй группы»;
Расчеты (оперативные группы) высылаются на пункты управления (городской, загородный), которые приводятся в готовность;
Проверка резервов аптеки, транспортных средств, личного состава
В течение 12 часов приводятся в готовность к укрытию населения все защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения;
Организуется круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ;
Готовятся запасы продовольствия, медикаментов и медимущества к закладке в убежища;
Из запасов объектов выдаются средства индивидуальной защиты, в том числе медицинские, а также приборы радиационной и химической разведки рабочим и служащим категорированных городов и объектов особой важности и первой категории вне этих городов;
Посты радиационного и химического наблюдения, химико-радиометрические лаборатории переводятся на круглосуточную работу;
Готовятся к выводу в загородную зону действующие и архивные документы;
Населением изготавливаются простейшие средства индивидуальной защиты;
Формированиям, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне вокруг них, и химически опасных объектов выдаются препараты для профилактики лучевых поражений, средства защиты и приборы;
Проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов в военное время и безаварийной их остановке по сигналу "Воздушная тревога";
«Общая готовность гражданской обороны».
необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение;
определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации;
наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи;
выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ;
уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств
Структура гражданской обороны на объектах экономики
Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий.
Основные задачи гражданской обороны на объекте:
планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;
проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Начальник гражданской обороны (НГО) объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.
На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.
Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.
Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.
Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.
Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.
Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по гражданской обороне и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.
В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.
Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом начальника ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.
Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.
Служба оповещения и связи . Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.
Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы - главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.
Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.
Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на энергосетях.
Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.
Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.
Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.
На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.
Это совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Президент России определяет основные направления государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск гражданской обороны.
Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО, руководит её организацией и ведением, издает нормативные и правовые акты в области гражданской обороны.
Руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах возлагается на глав органов исполнительной власти субъектов РФ. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), на предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.
В Российской Федерации непосредственное руководство ГО осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Принятые министерством, в пределах своих полномочий, решения обязательны для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Для решения специальных задач на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
Гражданская оборона на объектах организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий:
1) планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;
2) проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
3) осуществление обучения своих работников по ГО;
4) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещёния:
5) создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
6) повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;
7) организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования:
8) проведение АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Структурное подразделение по ГО на объекте
Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба ГО объекта.
Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.
Задачи структурного подразделения по ГО на объекте:
1) осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения;
2) обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и техногенного характера;
3) разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение;
4) организует и контролирует обучение рабочих и служащих по ГО;
5) организует и контролирует подготовку НАСФ.
Состав сил гражданской обороны и Башкирской территориальной подсистемы РСЧС. Нормативно-правовое регулирование по созданию и применению сил гражданской обороны и Башкирской территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны и РСЧС
Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственнной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России утверждён постанолением Правительства РФ № 1007 от 8 ноября 2013 г.
Для реализации её мероприятий и предлагается сформировать единую Российскую систему гражданской обороны (РСГО), предусмотрев РСЧС. РСГО объединит органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросаов защиты населения от угроз и опасноснтей природного, техногенного, терроиристического и военного характера. РСГО включит в себя следующие подсистемы ГО федеральных органов исполнительной власти и организаций, субъектов РФ, функциональные подсистемы РСГО. Она будет иметь пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Силы гражданской обороны
В соответствии со статьёй 15. (№ 28-ФЗ от 12.02.98г.) силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы (ФПС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) и спасательные службы (СС), а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования (СФ).
В вооружённых силах РФ привлекаются по планам ГО и взаимодействия: воинские формирования общего назначения и воинские формирования специального назначения.
Силы гражданской обороны состоят из спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, аварийно-спасательных формирований (АСФ), подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных служб (СС ГО), специальных формирований создаваемых на военное время. Вышеуказанные подструктуры сил гражданской обороны делятся на профессиональные, нештатные, общественные АСФ, которые в свою очередь на основании ФЗ № 151 от22.08.1995г. делятся на виды АСФ.
Спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
Указ Президента РФ от 30.09.11 г. № 43-2293-18 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».
Штатная численность спасательных воинских формирований в РФ:
Военнослужащих 7230 чел;
Гражданского персонала 17220 чел.
Положение о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования) предназначены для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное время, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.
Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.
Группировка сил гражданской обороны содаются по:
Варианту внезапного нападения противника;
Варианту планомерного выполнения мероприятий.
Группировка(при внезапном нападении противника) имеют два эшелона и резерв. 1 эшелон необходим для немедленного развёртывания (с учётом радиации) обстановки спасетльных работ включаются силы загородной зоны – специальные воинские формирования гражданской обороны вооружённые силы, аварийно-спасательные формирования подвижных групп некатегорийные, сельских райнов. Второй эшелон для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ по мере спада уровней радиации и замены первого эшелона. Включаются силы городов и сельских районов, не вошедшие в 1-й эшелон, воинские части вооружённые силы, аварийно-спасательные формирования, объекты экономики. Резерв для замены формирований в ОП и решения внезапно возникающих задач в очаге поражения и решения внезапно возникающих задач включаются аварийно-спасательные формирования некатгорийные и отдалённые сельске районов, воинские части с более поздними сроками приведения в готовность, силы соседних городов.
Во исполнение федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», все чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границ зон распространения поражающих факторов ЧС и подразделяются на локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Рассмотрим функциональную схему структур ГО, федеральный, межрегиональный уровень, региональный и объектовые уровни функционирования сил ГО.
На федеральном уровне Слайд № 8
На вершине федерального уровня организационной структуры находится президент РФ, который определяет основы госполитики в обл.ГО. Утверждает и вводит в действие План ГО и ЗН РФ; правительство РФ – осуществляет руководство ГО в ФОГВ – федеральный орган государственный власти РФ и МЧС РФ.
ФОГВ РФ - Организуют мероприятия ГО в орг. находящихся в их ведении. Выполняют особые обязанности ГО в соответствии с Планом ГО и ЗН РФ. МЧС РФ подчиняются авиация МЧС, подразделения федеральной противопожарной службы, спасательные воинские формирования, учреждения центрального подчинения, спасательные организации центрального подчинения. Региональные центры, которые координируют деятельность в области ГО.
На региональном уровне находится президент РБ, который организует мероприятия гражданской обороны. Осуществляет руководство гражданской обороной. Президенту подчиняются организации и учреждения РБ, комиссии по ПУФ, эвакокомиссии, УМЦ РБ, ЦУКС (центральное управление кризисных ситуаций)
ЗН – защиты населения
ФОГВ – федеральный орган государственный власти
ПРЦ – Приволжский региональный центр
Региональный уровень слайд № 9
ПУФ – повышение устойчивости функционирования
Эвакоком МО – эвакуационные комиссии мин.обороны
АС ЕДДС - автоматизированная система единой дежурно – диспетчерской службы
Слайд № 10
ПУФ ОЭ – повышение устойчивости функционирования объектов экономики.
ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти
ОИВ – органы исполнительной власти
ОМСУ – органы местного самоуправления
ЭВАКОМ ЭО – эвакуационная комиссия эвакуируемых организаций.