Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. Теория всего 7.22 коап рф комментарии
СТ 7.22 КоАП РФ
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 7.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Предметом правонарушения являются правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Организация эксплуатации и ремонт государственного, муниципального и частного жилищного фонда осуществляются с соблюдением требований ЖК РФ и ГК РФ.
Договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту государственных и муниципальных жилищных фондов заключаются местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, как правило, на конкурсной основе, с привлечением предприятий любых форм собственности. Государственные и муниципальные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам техническую эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда.
В соответствии с ЖК РФ договор управления многоквартирным домом должен включать перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, указывать на порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы. Если иное не установлено договором, управляющая организация обязана приступить к его выполнению не позднее чем через 30 дней со дня подписания. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые определяются на основе требований ст. ст. 22, 23, 24 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ, а также законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для такого перевода необходимо представление соответствующих документов в орган, осуществляющий перевод помещений по месту их нахождения.
Орган, осуществляющий перевод помещений из жилого в нежилое и нежилого в жилое помещение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о переводе выдает заявителю документ, подтверждающий принятое решение. Содержание данного документа определено Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение". Одновременно с уведомлением об изменении статуса помещения информируются собственники помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято соответствующее решение.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого требуется проведение его переустройства или перепланировки, иных работ, документ, разрешающий перевод помещения в соответствующий разряд, является основанием проведения переустройства или перепланировки с учетом проектов, представлявшихся заявителем.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий согласование, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), а также документы в письменной форме о согласии всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма. Требуется также заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение об отказе в согласовании выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено или перепланировано, обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Контроль за строительством, содержанием и использованием жилищного фонда ведется органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции, органами государственного архитектурно-строительного надзора, иными специально уполномоченными органами.
К числу организаций, обеспечивающих сохранность и надлежащее использование жилищного фонда, относятся управления домами (жилищно-эксплуатационные конторы, жилищные конторы). В городах, как правило, создаются единые жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные службы. Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные участки (РЭУ) и др.
Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, выигравшая соответствующий конкурс, если собственниками помещений не выбран способ управления домом (см. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"). Открытые конкурсы проводятся органами местного самоуправления.
Обязанности наймодателя по договору социального найма жилого помещения предусматривают ЖК РФ и Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315. В соответствии с ГК РФ и названными нормативными актами наймодатель обязан, руководствуясь правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу соответствующего оборудования, надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования в жилых домах, а также придомовых территорий; своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях.
Выявленные наймодателем в результате периодического обследования непригодные для проживания дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо сносятся по решению исполнительных органов власти субъектов РФ.
Ответственность за незаконное переустройство жилых помещений наступает при выявлении фактов нарушения требований разрешительного порядка переустройства, стандартов качества строительных и иных услуг и при установлении низкого качества работ. Административная ответственность допустима лишь при наступлении названных и иных отрицательных последствий переустройства, что существенно ухудшает условия использования жилого помещения.
2. Объективная сторона административных правонарушений заключается как в действиях (незаконное переоборудование жилых помещений), так и в бездействии (нарушение установленных сроков производства ремонта жилья, а также непринятие мер к переводу непригодных для постоянного проживания жилых помещений в нежилые).
3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
4. Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица (жилищно-эксплуатационные организации и их управляющие, подрядные организации, администрация органов местного самоуправления, межведомственные комиссии, собственники жилых домов, другие органы и их должностные лица).
5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст. 23.55 КоАП РФ).
Судебная практика по ст. 7.22 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть определения объявлена 28.06.2017.
Полный текст определения изготовлен 30.06.2017.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу непубличного акционерного общества «» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2016 по делу N А82-3618/2016 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по тому же делу,
по заявлению непубличного акционерного общества «» к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области —
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей участвующего в деле лица и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
непубличное акционерное общество «» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 18.02.2016 N 8-11-02-16, согласно которому обществу назначено административное наказание по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 46 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене оспариваемых судебных актов в связи с допущенным, по его мнению, нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 05.05.2017 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба общества подлежит удовлетворению, обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций — отмене, с принятием нового судебного акта, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Ярославля в отношении общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом N 4 по ул. Корабельной г. Ярославля на основании лицензии, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены факты нарушения обществом требований пунктов 3.4.1, 3.4.8, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила N 170), пункта 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее — Перечень N 290), подпунктов «а», «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491), а именно, в подвальном помещении выявлены следы подтопления — сырость, сырой грунт, местами наличие канализационных вод. Кроме того, не обеспечена доступность прохода ко всем элементам подвала (трубопроводам системы канализации).
По фактам выявленных нарушений должностным лицом муниципальной жилищной инспекции в отношении общества составлен протокол от 28.01.2016 N 03-15/13 об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ, на основании которого административным органом вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 18.02.2016 N 8-11-02-16.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что состав вменяемого обществу административного правонарушения доказан, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
По мнению Судебной коллегии, такой вывод нельзя признать верным.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 29.05.2013 N 30-З «Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях» должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, при осуществлении органами местного самоуправления в пределах своих полномочий: муниципального жилищного контроля — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21, 7.22, 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
Между тем, как установлено в части 7 статьи 28.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в контролируемом периоде), должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, — при осуществлении муниципального финансового контроля.
Соответственно, даже при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления не могут получить полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Административный орган полагает, что такое право должностным лицам органов местного самоуправления может быть предоставлено на основании части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Однако указанное положение части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ было введено Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ, вступило в силу 31.03.2010 и впоследствии не изменялось, а часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ была введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 125-ФЗ, вступившим в силу 16.04.2014. Соответственно, по отношению к части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ, часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ является специальной нормой, вступившей в силу позднее.
Кроме того, по статье 7.22 КоАП РФ наказуемо нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение Правил N 170, Перечня N 290, а также Правил N 491.
Административным органом обществу выдана лицензия от 28.04.2015 N 76 ЯР 000097 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170, Перечня N 290, а также Правил N 491 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 7.22 КоАП РФ.
При этом по статье 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Как следует из части 1.1 статьи 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Соответственно, привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ по результатам контрольных мероприятий органов местного самоуправления возможно только в том случае, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля.
На территории Ярославской области действует Закон Ярославской области от 06.12.2012 N 61-З «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области», в котором нет прямых указаний на то, что уполномоченные органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Но независимо от наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации и его положений, полномочием на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в силу пункта 69 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор; а дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной ранее в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 307-АД16-13243.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, могут составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены в части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, привлечение общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ являлось неправомерным.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности — признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
Определила:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А82-3618/2016 отменить.
Постановление от 18.02.2016 N 8-11-02-16 о привлечении непубличного акционерного общества «» к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 46 000 рублей признать незаконным и отменить.
Судебная практика по ст. 7.22 КоАП РФ
Новая редакция Ст. 7.22 КоАП РФ
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к Статье 7.22 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда - государственного, муниципального и частного - осуществляется с соблюдением требований ЖК и Гражданского кодекса. При этом следует учитывать, что технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности содержатся в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
2. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям до принятия соответствующего федерального закона осуществляется органами государственной жилищной инспекции. Свою деятельность данные органы осуществляют на основании Положения о государственной жилищной инспекции в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.
Органы государственной жилищной инспекции наделены правом выносить заключения о пригодности жилых помещений для проживания в них граждан.
На объектах жилищного фонда, которые подконтрольны органам государственной жилищной инспекции, они вправе проводить инспекционные обследования и проверки. В случае выявления нарушений в ходе проверок ими даются предписания собственникам, владельцам и пользователям жилых помещений об устранении таких нарушений. Согласно ст. 23.55 КоАП органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП. К их числу относятся нарушения правил пользования жилыми помещениями, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Органы государственной жилищной инспекции также вправе давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности предприятий, учреждений и организаций. Такое право они имеют, если юридические и физические лица, осуществляя свою профессиональную деятельность, грубо нарушают жилищное законодательство, правила и нормативы, связанные с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Ответственность в рамках комментируемой статьи наступает при выявлении фактов нарушения требований разрешительного порядка переустройства, стандартов качества строительных и иных услуг, при установлении низкого качества работ и при наступлении отрицательных последствий переустройства, существенно ухудшающих условия использования жилого помещения.
3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
4. Субъективная сторона рассмотренных правонарушений характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Другой комментарий к Ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Действующее законодательство - Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. и Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г., - устанавливает правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Объектом рассматриваемого правонарушения является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
2. Субъективную сторону составляют противоправные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении: правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений; правил их ремонта; правил признания указанных объектов непригодными для постоянного проживания и перевода в нежилые помещения. Субъективная сторона может быть выражена и в таком противоправном действии, как переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
1. Общие требования к правилам ремонта жилых домов определены ст. 82 ЖК.
При производстве капитального ремонта жилого дома, когда ремонт не может быть произведен без выселения проживающих лиц, муниципальные органы обязаны предоставить указанным лицам другое жилое помещение. При отказе проживающих лиц от переселения в это помещение муниципальные органы вправе требовать их переселения в судебном порядке.
Жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, должно отвечать санитарным и техническим требованиям.
В тех случаях, когда жилое помещение, занимаемое его собственником (нанимателем) и членами его семьи, в результате капитального ремонта не может быть сохранено, указанным лицам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта. Если в результате капитального ремонта жилое помещение существенно уменьшится, по требованию собственника (нанимателя) ему и членам его семьи должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта.
2. Согласно ст. 84 ЖК переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя (собственника), а также совершеннолетних членов его семьи и с разрешения исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (см. также комментарий к ст. 7.21 КоАП).
3. Правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей, определяются по преимуществу законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Порядок проведения работ по ремонту жилого помещения (квартиры, комнаты (комнат) и мест общего пользования в квартире коммунального заселения), освобождающегося за выездом граждан и в связи со смертью проживавших, определен Инструкцией о порядке проведения работ по ремонту освобождаемого жилого помещения, утвержденной Приказом Управления городского заказа Правительства Москвы и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы от 12 марта 2001 г. (Приказ УГЗ и УЖКХиБ от 12 марта 2001 г. N 55-48/1).
Согласно п. 1.2 Инструкции наниматель, арендатор, собственник (далее - пользователь) жилого помещения обязан своевременно, но не реже одного раза в пять лет производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения: побелку, окраску или оклейку обоями стен и потолков, окраску дощатых полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, нагревательных приборов, а также при необходимости замену оконных и дверных приборов, разбитых стекол, ремонт внутриквартирной электропроводки, а также исправлять отдельные повреждения жилого помещения и его инженерного оборудования, если они произошли по вине пользователей.
Порядок ремонта жилого помещения, находящегося в государственной собственности г. Москвы и занимаемого по договору найма, освобождаемого за выездом пользователя на другое место жительства, а также порядок ремонта указанного жилого помещения, освободившегося в связи со смертью пользователя, определены соответственно разд. II и III указанной Инструкции.
4. Применительно к отношениям, возникающим в процессе управления жилищным фондом организациями различного организационно-правового статуса и связанным с повреждениями жилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы или в частной собственности физических и юридических лиц, порядок проведения ремонта, связанного с повреждениями указанных жилых помещений, утвержден Приказом УГЗ и УЖКХиБ от 12 марта 2001 г. N 55-48/1.
5. Согласно распоряжению премьера Правительства Москвы от 11 сентября 1996 г. N 832-РП "О порядке финансирования работ по ремонту нежилых помещений (строений)" капитальный и текущий ремонт нежилых помещений и строений (кроме сдаваемых в аренду), находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, а также в собственности физических лиц, производится за счет средств названных лиц в соответствии с нормами действующего законодательства и в порядке, установленном нормативными актами Правительства Москвы.
Капитальный и текущий ремонт мест общего пользования строения, его несущих конструкций, механического, электрического, санитарно-технического оборудования, инженерных сетей, систем и устройств, связанный с общим ремонтом строения, находящегося в общей собственности физических или юридических лиц или же в хозяйственном ведении, оперативном или ином управлении нескольких предприятий (организаций), производится за счет средств собственников (совладельцев) строения. Размеры и порядок участия сторон в ремонте должны устанавливаться соглашением, исходя из объемов работ, определенных проектно-сметной документацией, пропорционально доле собственности (владения) - общей площади помещений (если иное не установлено соглашением).
Капитальный ремонт сдаваемых в аренду нежилых помещений (строений), связанный с общим капитальным ремонтом дома, производится за счет средств юридических и физических лиц, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которых находится строение (если иное не предусмотрено договором аренды).
Указанный ремонт выполняется одновременно с капитальным ремонтом всего строения.
Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Консультации юриста по ст. 7.22 КоАП РФ
Ответ на вопрос дан по телефону
Ответ на вопрос дан по телефону
Мои то же переодически начинают бухтеть на моих.Я это называю - опять в роте завонялось.Принципиально вожу в подъезде и возле на поводке,и с болтающимся на шее намордником.(к стати нигде не указано,что намордник должен висеть на носу у...
Найти управу сложно, но можно. Прецеденты были - в Первоуральске меломана-ди-джея по суду выселили из квартиры. Для борьбы со злостным нарушителем тишины необходимо: 1) написать заявление участковому, где должно быть указано каким образом...
- Ответ юриста:
Пишите от души в ПРОКУРАТУРУ. Деньги с вас берут, работу не выполняют. ПП РФ от 13 августа 2006 г. N 491 г. Москва Об утвержденииПравил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р следует, что пункты СНиПа 30-02-97* обязательны к исполнению. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.22] Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника) , если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Ответ юриста:
-
- Ответ юриста:
Смотря для каких целей. Если требуется возмещение ущерба, причиненного падением снега с крыши - ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ . А если хотите привлечь к ответственности - ст. 7.22 КоАП РФ - нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. (рассматривает дела по такой статье - жилищная инспекция в ЗелАО (ст. 23.55 КоАП РФ)
- Ответ юриста:
- Ответ юриста:
Уровень громкости измеряется соответствующими органами соответствующими приборами. С принятием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями" по сравнению с ранее действовавшими Правилами пользования помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 (с изменениями от 18 января 1992 г. , 23 июля 1993 г.) содержание норм о тишине также значительно ухудшилось. Например, в соответствии с подп. "е" п. 9 Правил 1985 г. за жильцами многоквартирного дома закреплена обязанность не допускать выполнения в квартире работ либо совершения других действий, создающих повышенный шум и вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускалось только при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23 до 7 часов обязана соблюдаться полная тишина. Новые Правила пользования жилыми помещениями 2006 г. содержат лишь абстрактные фразы о том, что "осуществлять пользование жилыми помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей" (п. п. 10, 14). И более ничего конкретного в федеральном законодательстве не содержится. Согласно ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) "жилые помещения по уровням шума и вибрации обязаны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока". В соответствие с ст. 10 указанного Закона граждане должны не осуществлять мероприятия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Таким образом, если громкость музыки мешает другим жильцам - этого достаточно считать, что ты превысил "шумовое ограничение"
Предупредить пожар может соблюдение противопожарного режима, представляющего собой поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной...
- Ответ юриста:
Напишите письмо в свою Администрацию и потребуйте направления от них вашему соседу предупреждения о необходимости устранения нарушений. . . Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
- Ответ юриста:
Вначале наверно стоит подойти еще раз к собственнику помещения. Рассказать ему, если он не знает, о такой замечательной книжечке, как гражданский кодекс, и ознакомить его с не менее замечательной статьей, как - Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Не поможет, тогда в ЖЭК, РЭО, местную администрацию с заявлением со ссылкой на данную статью И если всерьез решите заняться данной проблемой - к юристу на консультацию по вопросу Ваших дальнейших действий.
- Ответ юриста:
Запрещено курение [ссылка появится после проверки модератором] Знакомо, сами мучались в старой квартире Мля!! ! Ссылку не вставить Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726) Пункт 9. «…Не допускается курение в местах общего пользования, в квартирах, где проживают несколько нанимателей, в подъездах, холлах и на лестничных клетках жилого дома; » СанПиН 2.1.2.1002-00. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Пункт 9.1. Не допускается: - хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух; - выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях; Правила пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25) Пункт 6. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами. . Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Ответ юриста:
Галина Панина
ЗДРАСТВУЙТЕ!! ПРАВДА ЛИ ЧТО ГОСУДАРСТВО НАЧНЕТ ОТНИМАТЬ ПРИВАТИЗИРОВАННОЕ ЖИЛЬЕ ЕСЛИ ДАЖЕ ЕСТЬ ДЕТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ??
Неправда. А свет отключают, если задолженность у Вас возникла давно и вы ее периодически не погашаете хотя бы частично. конечно правда, у вас еще осталась жилплощадь? тогда мы идем к вам. где вы такой ахинеи наслушались Бред какой-то.... с...
- Ответ юриста:
Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника) , если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Все остальное зависит от того, в чьей собственности находится нежилое помещение.
Степан Разгильдяев
Какая ответственность установлена за использование жилого дома в предпринимательских целях?. Сам собственник жилого дома не предприниматель, будет сдавать в аренду предпринимателю для производства мебели.
- Ответ юриста:
Татьяна Орлова
салют! ответ в чате возможен? г.москва жилинспекция по вао Привлекают по ч.2 ст7.21 коап . Квитанции за несколько месяцев не прислали, шлют только письма-сообщения,что необходимо оплатить. не пойму сколько и куда. Оплата 2500? на всей территории РФ, включая Мск? Квитанцию об уплате надо представлять
Ксения Молчанова
Полина Казакова
Добрый день. Вопрос по отоплению площади квартиры. Начислять оплату за отопление должны за общую площадь квартиры (63,1 м) или за жилую (49 м)? Купила квартиру 2 г. и 8 месяцев назад. Плачу за общую площадь. Если это неправильно, то как мне действовать?
Игорь Ращупкин
Что за админ. ответсвенность грозит за несоблюдение пожарной безопасности дома и за захламлённость помещения
Галина Блинова
помогите пож-ста возник конфликт из за собаки.
Вероника Макарова
сосед из деревни купил колонки и слушает музыку на полную громкость - у меня ребёнок 6 месяцев в квартире - что делать?
Иван Поганов
Юристы, помогите, пожалуйста, написать коллективную жалобу в жэу. Юристы, помогите, пожалуйста, написать коллективную жалобу в жэу. Суть в том, что в нашем доме мокрый подвал все время, и эта вся сырость проявляется у нас, у жильцов 1го этажа. Стену мокрые от 20- до 50см от пола, пошла чернота, плесень, запах сырости. Уже не однократно вызывали мастеров с ЖЭУ, приходили с Жилинспекции, сказали, что будут разбираться и тишина. Хотим попросить разобраться в этой ситуации, и сделать что-то с подвалом.
Валентина Казакова
Соседка сменила замок...что делать?. У меня комната в коммуналке, моя соседка сменила замок входной двери, ключей нам не дает.. я собственница, так же как и она, разве она имеет право менять без моего согласия... Мотивирует она тем, что я сдаю комнату, а она мне типо запрещает.. Вот и врезала в дверь другой замок... А квартирант у меня с пропиской временной и договором. Доказать ей что равные права у нас я не могу, она меня не слушает.. Что мне делать?
Зинаида Гусева
Сосед устроил дома производство, каждый день очень шумит.
Сергей Волчик
шумовое ограниничение. с какой максимальной громкостью можно слуть музыку днём?
Владимир Радько
где найти Меры предупреждения пожаров?...вопрос из билета по химии..)
Тамара Новикова
Что делать???. у нас дом разделён на 2 части. одна из них наша. Другая часть дома из-за действия (а скорее бездействия) хозяйина другого собственника второй половины дома приходит в бесхозное состояние. это всё тянет и нашу часть дома. Дети из-за пыли нашинают кашлять и болеть, головные боли. Что делать? Нам он не хочет продавать свою часть дома. Земля не наша, гос-я, а часть дома-наша. Мы не хотим его выселять, нам надо, чтобы он починил. Подскажите, как???
Сергей Тимков
Что делать?. От соседей (хачики) сверху идёт ужасная вонь и ползёт всякая нечисть. Просил их сделать уборку и протравить квартиру, но они меня послали. Что можно сделать с ними в плане закона? P.S Мне 16 лет и не очень хочется погибнуть от какой-нибудь заразы.
Никита Троегубов
проблемы с соседями по этажу. Приветствую Вас, уважаемые юристы. Подскажите пожалуйста, прописано ли где-либо в нормативных актах то, что курить на лестничной площадке запрещено. Соседи у меня не адекватные, просьбы не курить на площадке на них не действуют. Весь дым затягивает домой. Наверное можно таких жильцов привлечь к ответственности.
Петр Майнуйленко
Что должен оплачивать квартиросъемщик в приватизированной квартире кроме света, газа, воды и отопления?. У нас еще берут оплату за квартиру, только никто не может объяснить конкретно за что, тем более что в домах никогда ничего не делается. И куда обращаться за такое нарушение?
Олег Шишмарев
Подскажите пожалуйста размер штрафа за несогласованную перепланировку нежилого помещения