Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.
Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.
А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые»,
которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу,
существует пять уровней мотивации:
1) физиологический (потребности в еде, сне);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе)
3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в
другом человеке, например в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,
достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,
целостности и т.д.).
13. Логотерапия в. Франкла.
Логотерапия – это метод психотерапии и экзистенциального анализа созданный В.Франклом (с древнегреческого logos - смысл). Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Логотерапия занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе - «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.
Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению.
Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.
Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания и 3) ценности отношения.
Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.
Парадоксальная интенция. Метод, предложенный В.Франклом (в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Как мы уже отметили выше, логотерапия включает в себя два специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.
Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:
1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта и т.д. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например, стараются не выходить из дома.
2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.
Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так опасается. (При фобии осуществили другие, при обсессии, чтобы он сам осуществил то, чего боится). При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.
Дерефлексия - это психотерапевтический метод, помогающий пациенту нейтрализовать компульсивную наклонность к самонаблюдению, посредством концентрации на позитивных аспектах своего существования. Например, одна из пациенток В.Франкла страдала компульсивным стремлением наблюдать свой акт глотания: испытывая неуверенность, она с тревогой ожидала, что пища «пойдет вниз неправильным способом», или что она подавится. Антиципированная тревога и компульсивное самонаблюдение до такой степени нарушили у нее процесс принятия пищи, что она стала совершенно худой. В ходе терапии ее научили доверять своему организму и его автоматически регулируемому функционированию. Пациентка была терапевтически дерефлексирована посредством формулы: «Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать глотание, потому что я фактически и не нуждаюсь в том, чтобы глотать, потому что фактически не я глотаю, а скорее бессознательное делает это». И таким образом пациентка избавилась от невротической фиксации на акте глотания.
Самоактуализация
(от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В нек-рых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму , считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора (см. ). Подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Самоактуализация
Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. ).
Согласно К. Роджерсу, она - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек - «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения (см. ).
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
см. Маслоу А . Х .
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Самоактуализация
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)
В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.
Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.
Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).
В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии - самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».
Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.
Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация - процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».
Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках - по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества... В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.
Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.
Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что - поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.
Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.
Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность - «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».
Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того - наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.
Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме - в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии... Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией - не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.
Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .
Самоактуализация
Термин имеет два главных значеншя. Вопервых, сго можно использовать в контексте мотиваиии, т. е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во вторых, это завершающая стадия развития соигласно теории личности Абрахама Маслоу. Когда человек удовлетворяет все основные потребности (физиологические, потребшость в безопасности и т. д.), он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окруужающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуалшзации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограншчениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектгах своей жизни.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Синонимы :Смотреть что такое "самоактуализация" в других словарях:
самоактуализация - самоактуализация … Орфографический словарь-справочник
Самоактуализация - (от лат. actualis действительный, настоящий) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается… … Википедия
самоактуализация - сущ., кол во синонимов: 2 актуализация (2) переадаптация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Самоактуализация - процесс развития человеком своих потенциальных способностей. * * * (self actualization) – 1. термин, первоначально введённый автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Самоактуализация (А.Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности
В ранних работах самоактуализация для А. Маслоу - это устремленность личности "ввысь". "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности". Одновременно с этим самоактуализация определяется как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями" [Лоури Р., ред. 1973. "А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет" с.91]. В этом понимании самоактуализация - это процесс, процесс полного разворачивание личностного потенциала, личностный рост вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой.
В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем.
"Я считаю, что с точки зрения психологической стратегии было бы полезно различать понятия зрелости, дочеловечивания, самоактуализации, с одной стороны, и понятие здоровья - с другой. Здоровье разумнее было бы трактовать как "развитие и движение в сторону самоактуализации": в такой трактовке концепция здоровья наполняется особым смыслом и становится вполне доступной для научного изучения". (А. Маслоу. "Мотивация и личность").
Таким образом, для зрелого А. Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек - достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация - достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность.
"Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи...". (Отрывок из книги Дж. Фейдимена, Р. Фрейгера. "Личность и личностный рост" - "Абрахам Маслоу и психология самоактуализации".
По А.Маслоу, эти люди представляют собой “цвет” человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Исходя из своего исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.
1. Более эффективное восприятие реальности.
Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие “бытийным, или Б-познанием”. С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
2. Приятие себя, других и природы.
Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги -- эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность.
Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
4. Центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Абрахам Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: “работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок”.
5. Независимость: потребность в уединении.
Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.
К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто “нормальные” люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализируюшихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня -- общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: “Когда я один -- я с моим лучшим другом”. Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.
У здоровых людей высока степень самоуправления и “свободы воли” . Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.
7. Свежесть восприятия.
Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.
8. Вершинные, или мистические переживания.
Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут “включиться” без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.
По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего “Я” или выходят за его пределы. .
9. Общественный интерес.
Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим “смертным” собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
10. Глубокие межличностные отношения.
Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями (“два сапога пара”), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.
11. Демократичный характер.
Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.
В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”.
12. Разграничение средств и целей.
В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время, они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).
13. Философское чувство юмора.
Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.
14. Креативность.
Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.
Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии.
15. Сопротивление окультуриванию.
И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.
Американский психолог А. Маслоу (1907-1970) - один из основоположников гуманистической теории, главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражению, к творчеству и любви, в основе которых лежит гуманистическая потребность нести людям добро. Он утверждал, что человеку не свойственны врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд. Напротив, в них заложено инстинкт сохранения своей популяции, что заставляет людей помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присуща здоровому человеку, а в наибольшей степени - выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностях. Прогресс общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовольствием гуманистических потребностей человека.
По А. Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать при определенных условиях. Однако, эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при удовлетворении других потребностей и прежде всего физиологических. Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархия потребностей, согласно Маслоу, включает:
Физиологические потребности;
Потребности в безопасности;
Потребности в любви и привязанности;
Потребности в признании и оценке;
Потребности в самоактуализации - реализации способностей и талантов.
1. Физиологические потребности. Потребности этого уровня - это потребности физической выживания: в пище, воде, кислородные, сне, активности, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции. Это основные, наиболее сильные и неотложные нужды. Если человек не удовлетворит этих потребностей на каком минимальном уровне, она не будет заинтересована в потребностях высших уровней иерархии. Указанные потребности имеют и такую характерную черту: если одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности отходят на задний план.
2. Потребности безопасности и защиты. К этому уровню относятся потребности в организации, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в отсутствии таких угрожающих сил, как хаос, болезни, страх. Следует подчеркнуть, что условия стабильности, надежности, предсказуемости чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Не менее существенными потребности безопасности является для взрослых здоровых людей. Здоровый человек стремится надежности в работе, условиях зарплаты. Поисками безопасности мотивированы такие действия людей, как создание накопительных счетов, приобретение страховых полисов.
3. Потребности принадлежности и любви Люди остро переживают муки одиночества, отсутствие друзей и близких или социальное отчуждение. Для здорового чувства собственного достоинства человеку очень важно, чтобы ее признавали другие и считали достойным уважения. Любовь является основной предпосылкой здорового развития личности. Маслоу сделал выводы о существовании существенной корреляции между счастливым детством и психическим здоровьем взрослого человека.
4. Потребности самоуважения. Потребности самоуважения Маслоу разделил на две группы: самоуважение и уважение других. Личности важно осознавать, что она достойна самоуважения, может справляться с задачами и требованиями жизни. Второй тип потребностей характеризуется таким категориям, как престиж, признание, репутация, статус, оценка, принятие в социальном окружении. В таком случае для личности важно знать, что то, что она делает, признано и высоко оценивается значимыми людьми. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство уверенности в себе, развивает чувство собственного достоинства и осознание, что личность является полезной и необходимой в этом мире. Маслоу подчеркивал, что здоровая самоуважение основывается на заслуженном уважении других людей, а не на славе, лести или социальном статусе.
5. Потребности самоактуализации, или потребности личного самосовершенствования. Самоактуализация определяется Маслоу как желание человека максимально развить свои способности, вполне развернуть заложенный природой потенциал. В процессе самоактуализации личность становится именно такой, какой она может быть, и достигает вершины своих возможностей.
Одним из самых слабых положений в теории Маслоу является то, что данные потребности находятся в заданной иерархии и "выше" необходимости (например, в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например, физиологические потребности. Не только критики, но и последователи Маслоу доказывают, что очень часто потребность в самоактуализации доминирует и определяет поведение личности, несмотря на то, что ее физиологические потребности остались неудовлетворенными.
Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, считает Маслоу. Самоактуализированный личности присущи следующие черты:
o полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
o одобрения других и себя ("Я делаю свое, а ты - свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");
* Профессиональное увлечение любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
* Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
* Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
* Постоянная новизна, свежесть оценок;
* Различия цели и средств, зла и добра (не будь средство подходит для достижения цели);
* Спонтанность, естественность поведения;
* Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, са-моактуализуюча творчество в работе, любви, жизни;
* Готовность к решению новых проблем, к осознанию собственного опыта, настоящего понимания своих возможностей.
Фундаментальной позицией гуманистической психологии является признание приоритетности творческого потенциала человека. Маслоу первый высказал тезис, что творчество является универсальной характеристикой человека, его неотъемлемой сущностью. Творческие способности присущи человеку от рождения. Это естественно для человека в такой же степени, как птицам летать, а деревьям - покрываться листьями. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, для творчества не нужны какие-то особые дарования или навыки. Чтобы быть творческими, нет необходимости писать книги, картины или компоновать музыку. Так делает только небольшое количество людей. Творчество - универсальная функция человека, предусматривает все виды самораскрытия. Творческими могут быть люди любых профессий в своей деятельности и быту. Однако, большинство людей в течение жизни теряют способность к творчеству. Особенно разрушительные факторы творческого потенциала связаны с официальной образованием. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности по теории Маслоу:
o формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "беспомощности");
o создание дефицита благ, в результате чего они становятся первичными потребностями в пище и выживании;
o создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", ощущение вины и стыда за себя;
o создание культа "самокритики";
o сохранение "священных основ" (запрещено даже задумываться над ведущей идеологией)
o формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются в короткие, очень простые выражения, которые легко запомнить).
Теория Маслоу отвечает потребностям современного человека, его стремление к творчеству, к раскрытию своего потенциала, она принимает во внимание положительные аспекты личной жизни и утверждает, что каждый человек обладает потенциалом внутреннего развития и самосовершенствования.
Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личн. ответственного чел., ϲʙᴏбодно делающего ϲʙᴏй жизн. выбор. Избегание ϲʙᴏбоды и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать ϲʙᴏе внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.
Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения
невротических личностей и наконец сосредоточить ϲʙᴏе внимание на здоровом
человеке, так как нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое
здоровье.
Стоит отметить, что осн. темой жизни чел. явл. самоусовершенствование, кᴏᴛᴏᴩое невозможно
выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.
Человек по ϲʙᴏей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творч. потенциями, кᴏᴛᴏᴩые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них явл. результатом неудовлетворенности базисных потребностей.
Человек – ϶ᴛᴏ "желающее существо", кᴏᴛᴏᴩое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле ϶ᴛᴏго слова, он имеет исключительно их рудименты, остатки, кᴏᴛᴏᴩые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость явл. способностью слышать данные слабые, хрупкие внутр. голоса-импульсы.
Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в ϲʙᴏбоде, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Чел. крайне важно сначала удовлетворить низшие потребности, ɥᴛᴏбы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.
Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять ϲʙᴏй талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некᴏᴛᴏᴩые люди, благодаря особенностям ϲʙᴏей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", чел. обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.
Все мотивы чел. можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы) Д-мотивы явл. стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.) Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.
Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют
отдаленные цели, связанные со стремлением личн. актуализировать ϲʙᴏй потенциал.
Стоит отметить - они обогащают жизн. опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с
Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от
дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов.
Примерами метапотребностей явл. потребность в целостности, совершенстве,
активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Материал опубликован на http://сайт
Важно знать, что большинство людей не
становятся метамотивированными, поскольку отрицают ϲʙᴏи дефицитарные
потребности, что подавляет личностный рост.
Мотивационный статус здорового чел. состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение ϲʙᴏей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы чел. на поверхность, примирение с внутр. самостью, сердцевиной личн., ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование".
Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собств. потенциале, сомневается в себе, боится ϲʙᴏих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим чел. стремиться к самосовершенствованию. Довольно часто людям недостает благотворного внеш. окружения. Препятствием для самоактуализации явл. также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту.
Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личност. росте, благодаря кᴏᴛᴏᴩым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к ϲʙᴏей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего чел. происходит периодически, во время пиковых переживаний. Нужно помнить, такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из тех, ради кᴏᴛᴏᴩых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в ϲʙᴏем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеч. существа в их полноте и целостности.