Обжалование предписаний трудовой инспекции. Обжалование предписания трудовой инспекции Обжалование предписания гит
Позиция Верховного Суда относительно того в каком порядке должны оспариваться предписания трудовой инспекции регулярно меняется, что вызывает неоднозначную судебную практику. До вступления в законную силу КАС 15.09.2015 года предписания КАС обжаловались по правилам ГПК РФ, то есть заявители руководствовались подразделом III раздела II «Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений». После принятия КАС РФ все правоприменители полагали, что теперь предписания ТИ следует обжаловать по правилам этого кодекса.
До ноября 2015 года большинство судов руководствовались именно нормами КАС РФ. Однако, затем появилось письмо ВС РФ от 05.11.2015 года №7 –ВС-7105/15 в котором судам разъяснялось, что предписания ТИ затрагивает права работников, а отсюда возникает вопрос о праве, и потому судам следует пользоваться нормами ГПК РФ. Это письмо было адресовано председателям высших судов субъектов РФ и конечно нижестоящие суды их учли и вновь стали рассматривать жалобы на предписания ГИТ по правилам ГПК РФ. Только судебная практика стала складываться по этому пути ВС РФ в своем определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 указал, что предписания ТИ должны обжаловаться по правилам КАС. Затем, уже Пленум ВС РФ принял постановление №36 от 27.09.2016 года в котором дал разъяснения судам следующего характера. По правилам КАС РФ должны рассматриваться дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому, исключение составляют дела в которых оспариваемое решение затрагивает права граждан. В последнем случае предписания ГИТ оспариваются по правилам ГПК РФ. В этом постановлении ВС привел пример в которых одна сторона - гражданин, другая - орган власти. Таковыми например являются, дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, которые рассматриваются по правилам ГПК РФ.
Предписание ГИТ является властно-распорядительным документом, требования которого компании обязаны выполнить, под страхом административной ответственности. Хотя предписания ГИТ и затрагивают права работников, последние не имеют права их обжаловать. Отсюда исключение указанное в вышеназванном постановлении ПВС РФ применять нельзя. Отсюда следует логический вывод, что предписания ГИТ надо обжаловать по правилам КАС. Этот вывод Верховный суд РФ подтвердил в определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 .
Таким образом, в течении небольшого промежутка времени ВС высказал две позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило некую неопределенность у юристов, так как порой определить затрагивает ли предписание права граждан либо нет бывает проблематично.
Многие юристы- практики в связи с отсутствием единообразного подхода к этому вопросу, стали подавать сразу два заявления, то есть одно по правилам КАС, а другое по правилам ГПК РФ, выжидая какое из них примет суд
Другие юристы подают только одно заявления, которое удовлетворяет как требованиям КАС РФ, так и требованиям ГПК РФ. То есть в заявлении фигурируют термины, которые используются в КАС и ГПК и к нему прикладывают документы которые должны быть приложены по обоим этим кодексам.
При подачи такого смешанного заявления, суд сам решает, по какой процедуре рассматривать его и у суда нет формальных оснований отказать в принятии смешанного заявления.
Проблема порядка обжалования предписаний ГИТ для заявителя заключается в том, что от порядка обжалования зависит какую госпошлину нужно оплачивать, куда нести иск, каков срок давности, срок на подачу жалобы, кто может быть представителем компании.
Если суд указывает, что иск нужно подавать по нормам ГПК РФ, а вы подали по нормам КАС РФ, то можно пропустить 10-дневый срок давности и уже на этом сновании получить отказ в удовлетворении иска. Поэтому, при подаче нового иска нужно аргументировать уважительность причин пропуска срока именно неопределенность судебной практики и тем, что иск находился в суде до того момента, когда суд вынес определение об отказе его рассмотрения, не учитывают при исчислении срока давности. Такую позицию высказал Верховный суд РФ в определении от 09.02.2015 года №5-КГ14-153 .
Другие юристы и судьи придерживаются мнения, что постановление пленума ВС РФ имеет большую юридическую силу и следует руководствоваться именно им, кроме того это постановление было принято позже, чем вышеназванное письмо ВС.
В случае выявления при проведении проверки нарушений трудового законодательства, инспектор выдает работодателю предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ).
В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию.
Предписание, вынесенное инспектором труда, может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Регламента N 354н).
В отношении оспаривания предписаний государственных инспекторов труда законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана
работодателем в суд.
После вступления в силу с 15.09.2015 КАС РФ, дела об обжаловании предписания инспекции труда рассматривались судами в порядке главы 22 КАС РФ.
Однако впоследствии до сведения судов доведено письмо Верховного Суда РФ N 7-ВС-7105/15 от 05.11.2015, в котором даны разъяснения по категориям дел, вызывающим вопросы по определению вида судопроизводства (исковое или административное). В письме приведены категории гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского искового производства, среди которых — дела об оспаривании предписаний Государственной инспекции труда.
Поэтому в настоящее время предписания инспекции труда оспариваются в суде общей юрисдикции в порядке искового гражданского судопроизводства по правилам подраздела II раздела II ГПК РФ.
Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 28 ГПК РФ).
Гражданский иск в суд о признании недействительным (незаконным) вынесенного трудовой инспекцией предписания подается в течение 10 дней со дня его получения (часть вторая ст. 357 ТК РФ). Данный срок обжалования является специальным по отношению к общему трехлетнему сроку исковой давности, установленному п. 1 ст. 196 ГК РФ, и подлежит применению судами при рассмотрении дел об оспаривании предписаний государственных инспекторов труда. При пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть принято решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).
Поскольку требование о признании недействительным (незаконным) предписания гострудинспекции относится к неимущественным требованиям, то в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ работодателями — физическими лицами уплачивается государственная
пошлина в размере 300 рублей; работодателями — организациями — 6 000 рублей.
Подача работодателем гражданского иска в суд не означает, что выданное ему трудовой инспекцией предписание не нужно исполнять. Судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе, но не обязан. Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.
В случае удовлетворения гражданского иска работодателя суд принимает решение о признании недействительным (незаконным) предписания трудовой инспекции полностью или в части (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).
Также предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность; либо направить их в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Регламента N 354н).
Однако на практике такой способ обжалования является неэффективным, поскольку вышестоящий руководитель крайне редко удовлетворяет жалобу работодателя на выданное предписание. Кроме того, в отличие от оспаривания предписания в суд, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений в административном порядке. Также факт подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение десятидневного срока на обращение в суд.
Поэтому если работодатель не согласен с полученным предписанием, обжаловать его лучше сразу в судебном порядке.
1. Не согласны с решением ГИТ? Обжалуйте его в административном или судебном порядке
2. Не пропустите срок обжалования, иначе суд не рассмотрит вашу жалобу и вернет документы обратно
3. Не пытайтесь оспорить предписание или постановление по формальным признакам
4. Если инспекция провела проверку с нарушениями, суд признает незаконной и саму проверку, и выданное по ее результатам предписание 5. В приложении к статье найдете пример жалобы в инспекцию
Если работодатель не согласен с итогами контрольных мероприятий, он может оспорить и саму проверку, и предписание или постановление.
Обжаловать действия и решения трудовых инспекторов можно:
Обратите внимание
Не обращайтесь одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности - в этом случае жалобу все равно будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
1. В административном порядке - вышестоящему должностному лицу или в Роструд. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суд. Возражения подают в письменной форме, можно и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.
2. В судебном порядке. Предписания и постановления обжалуют по-разному. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 и п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), а постановлений - ст. 361 ТК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
В какой срок обжаловать
Сроки обжалования предписаний государственной инспекции труда приведены в таблице.
Документ, который обжалуют Срок обжалования в слудебном порядке в административном порядке
Предписание 10 дней с момента получения предписания (ч. 2 ст. 357 ТК РФ) 15 дней с момента получения предписания (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ)
Постановление 10 дней с момента получения постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ РФ) 10 дней с момента получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)
Если жалобы и документы поданы после того, как истек процессуальный срок, и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд их не рассмотрит и вернет обратно (ч. 2 ст. 94 КоАП РФ).
В какой суд обжаловать предписание и постановление
Обратите внимание
Если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, подсудность определяют по месту государственной регистрации филиала. Предписание оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по местонахождению государственной инспекции труда.
Если суд установит, что контрольные мероприятия ГИТ провела с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.
Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Ошибка - подавать жалобу в суд по местонахождению трудовой инспекции. Жалобу на постановление подают в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении организации или ее генерального директора, подают в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес.
Дополнительно к теме
Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Как обжаловать предписание
В первую очередь в своем заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.
Не пытайтесь обжаловать предписание по формальным признакам. Суд не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены предписания. Другое дело - грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.
Если работник параллельно с жалобой в инспекцию обратился и в суд, укажите это в своем заявлении. Если инспектор выдал предписание (он мог не знать о факте обращения работника в суд), напишите это в заявлении. Доказательством могут послужить копии полученного от работника искового заявления с отметкой канцелярии суда о принятии или решения суда. Такое обращение - основание для вынесения судом решения о признании предписания (или его отдельных пунктов) незаконным.
Как обжаловать постановление
Обжаловать постановление по формальным признакам не получится. Ваша задача - привести суду доказательства того, что этот документ или вся проверка в целом незаконны.
По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение доводят до организации в течение трех календарных дней с момента вынесения. Копию решения могут вручить лично представителю организации или направить по почте. Это указано в ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ.
Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, можете включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня, предусмотренного ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.
На что можно сослаться в жалобе?
1. Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки приведен в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.
2. Инспектор неправильно составил протокол. Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения - это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил установленную процедуру его составления, протокол нельзя рассматривать в качестве доказательства (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
3. Инспектор нарушил срок давности. Сейчас этот срок составляет один год с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если инспектор оштрафовал вас за прошлогоднее нарушение, то это говорит о незаконности наказания. Исключение - длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.
4. Инспектор по труду не известил всех участвующих в процессе лиц (в т. ч. и работника) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам проверки. Эта обязанность установлена п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если директор не является должностным лицом в совершенном правонарушении, об этом также стоит указать в жалобе. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно. Если суд установит этот факт, он признает постановление незаконным.
Как вернуть уплаченный штраф
На оспаривание штрафа может уйти много времени, за которое постановление вступит в силу. Если постановление о наложении штрафа суд признает незаконным, а штраф вы уже уплатили, деньги можно вернуть. Для этого обратитесь с письменным заявлением в трудовую инспекцию. Она является администратором доходов бюджета и принимает решения о возврате уплаченных, но обжалованных штрафов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
В заявлении попросите ГИТ принять решение о возврате денежных средств и представить поручения в орган Федерального казначейства. Без этих поручений вернуть деньги не получится. В самом заявлении не забудьте указать реквизиты счета для перечисления вам денег. Заявление составьте в свободной форме.
К заявлению приложите:
* постановление о назначении штрафа;
* платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа, с отметкой банка о принятии;
* решение суда, который признал постановление незаконным, с отметкой о вступлении в законную силу.
Сроки рассмотрения подобных заявлений законом не установлены. Поэтому подготовьте копии заявлений и попросите канцелярию ГИТ поставить на них отметки о принятии. Можно направить документы и заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - у вас останется подтверждение, что инспекция получила документы. Отслеживать ход заявления вы можете по входящим номерам.
___________________________
Грубые нарушения Закона № 294-ФЗ, которые позволят отменить результаты проверки надзорного органа
Плановая проверка проведена ранее чем через три
года после проведения последней проверки Часть 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Плановая проверка проведена в отсутствие
ежегодного плана, разработанного органом
государственного контроля (надзора) или органом
муниципального контроля в соответствии
с их полномочиями Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Орган государственного контроля уведомил
организацию (или предпринимателя) о проведении
плановой проверки в течение трех рабочих дней
до начала ее проведения, хотя такое уведомление
должно быть произведено не позднее трех дней.
Орган государственного контроля должен
направить копии распоряжения или приказа
муниципального контроля о начале проведения
плановой проверки заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или
иным доступным способом Часть 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Юридическое лицо (или предприниматель)
уведомлено органом государственного контроля
(надзора) или органом муниципального контроля
о проведении внеплановой выездной проверки
менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Исключение составляет внеплановая выездная
проверка, основания проведения которой указаны
в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
К проведению мероприятий по контролю
привлечен неаккредитованный гражданин или
организация Пункт 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ Пункт 1.1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Отсутствие оснований для проверки Пункт 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Грубое нарушение Что нарушено Основание для признания результатов проверки недействительными
Обращение или заявление не позволяет установить
лицо, обратившееся в орган государственного
контроля (надзора), орган муниципального
контроля Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Обращение или заявление не содержит сведений
о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Внеплановая выездная проверка юридического
лица или индивидуального предпринимателя
не была согласована с органом прокуратуры
по месту осуществления деятельности такого
юридического лица или индивидуального
предпринимателя Часть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
В отношении одного субъекта малого
предпринимательства общий срок проведения
плановых выездных проверок превысил
определенное количество часов в год. Для малого
предприятия это 50 часов, для
микропредприятия - 15 часов в год Часть 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ Пункт 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Проверка проведена без распоряжения или приказа
руководителя, заместителя руководителя органа
государственного контроля (надзора), органа
муниципального контроля Часть 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ Пункт 4 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Орган государственного контроля затребовал
документы, не относящиеся к предмету проверки Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Установленные сроки проверки превышены Пункт 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Орган государственного контроля не представил
акт проверки Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
Проведена плановая проверка, которая не была
включена в ежегодный план проведения плановых
проверок Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ
В проведении проверки участвует эксперт
(экспертная организация), состоящий в гражданско-
правовых или трудовых отношениях
с юридическим лицом (предпринимателем),
в отношении которого проводится проверка Часть 6 ст. 12 Закона № 294-ФЗ Пункт 8 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ Примечание. Закон № 294-ФЗ - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
© Материал из КСС «Система Кадры»
Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверками государственной трудовой инспекции. Зачастую такие проверки проводятся с нарушением формальных требований, предъявляемых к ним, в результате чего в отношении работодателя выносятся необоснованные и незаконные решения в виде предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.
15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.
Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ
Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.
Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.
Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.
Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.
Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ
Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.
Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.
Заключение
В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:
- Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
- Об изменении решения трудовой инспекции;
- Об отмене решения трудовой инспекции.
При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.
Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.
Полномочия инспектора по труду
В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).
По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.
Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:
— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);
— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;
— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);
— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:
— административный штраф;
— дисквалификация руководителя;
— административное приостановление деятельности работодателя.
При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.
Право на обжалование
В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.
Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.
Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.
Подведомственность и сроки обжалования
Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.
Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.
При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.
К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).
Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность
В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.
Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.
К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.