Обществознание материал для подготовки к егэ. ЕГЭ по обществознанию: как готовиться самостоятельно
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Теории происхождения:
1) Религиозная. Божественное происхождение.
2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)
Человек – биосоциальное существо:
1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.
2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.
Основные отличия человека от животного:
1) Обладает мышлением и членораздельной речью.
2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.
4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
5) Присутствуют духовные потребности.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей:
1) Биологические (первичные, врожденные):
А) физиологические (пища, сон, отдых)
Б) Экзистенциальные (безопасность существования)
2) Вторичные (приобретенные)
* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)
* духовные (в знаниях, творчестве)
Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.
Уровни развития способностей:
Способности
Одаренность
Гениальность
Деятельность человека
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)
Объект (то, на что направлена деятельность)
Структура деятельности:
Цель - средства достижения целей - действия - результат
Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:
Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.
Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.
Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.
Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен
Виды деятельности (по объектам и результатам):
Материальная (создание материальных благ)
Материально – производственная (преобразование природы)
Социально – преобразовательная (преобразование общества)
Духовная (создание культурных ценностей)
Познавательная
Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)
Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).
Познавательная деятельность человека
Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.
Познание имеет два уровня:
1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления
Виды знаний:
1) Научное (достоверное обобщение фактов)
2) Ненаучное:
* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету
Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)
Относительная (неполное, неточное знание)
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Индивид – единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.
Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).
Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).
Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Духовный мир человека
Структура духовного мира человека:
1) Познание (основано на интеллекте)
2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)
3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)
4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.
Свобода и ответственность
Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.
Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.
В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.
В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.
Основные сферы общественной жизни
Деятельность людей и отношения между ними
Учреждения
(организации )
Экономическая
(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения
Заводы, фирмы, биржи, банки.
Социальная
(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)
Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы
Политическая
(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)
Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Парламент, правительство, партии, общественные организации
Духовная
(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.
Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Природа:
В широком смысле – весь мир.
В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.
Взаимосвязь природы и общества:
Общество
1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,
2) развитие науки усиливает влияние общества на природу
3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)
Природа:1) создает условия для существования общества
2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества
3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»
жизнь общества (стихийные бедствия)
Типология обществ
сравнения
Аграрное
(традиционное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Экономика
Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством
Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство
Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества
Социальная структура
Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)
Общество делится на классы, они открыты и подвижны
Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса
Политика
Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,
Сильное гражданское общество
Духовная жизнь
Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей
Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура
Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации
Развитие общество может происходить следующими путями:
1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.
2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).
Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)
Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.
Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)
Глобальные проблемы человечества:
1) Вызваны деятельностью людей всего мира.
2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества
3) Могут быть решены совместными усилиями
Глобальные проблемы:
Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)
Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)
Демографическая (рост населения)
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Угроза международного терроризма
ПРАВО
Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой
Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)
Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)
Система права – внутренняя структура права. Включает:
1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы
Основные отрасли системы российского права:
1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)
2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)
3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)
4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)
5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)
6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)
Источники права :
1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )
2) Правовой обычай
3) Юридический прецедент
4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)
Правонарушения: преступления и проступки
Основные виды юридической ответственности:
1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)
2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)
3 ) Административная (за административные проступки)
4 ) Уголовная (за преступления)
5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)
Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита
В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.
Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.
.
Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.
Элементы социальной структуры общества:
I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Виды социальных групп:
по численности:
Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.
Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.
по взаимодействию:
Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)
Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Функции семьи:
1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)
2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)
3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)
4) Эмоциональная (психологическая поддержка)
5) Духовно – нравственная (развитие личности)
Виды семьи:
по характеру распределения домашних обязанностей:
Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.
Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.
по родственной структуре:
Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)
Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)
Неполная (один родитель с ребенком или детьми)
по числу детей
*Многодетная * малодетная * бездетная
II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.
Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация
Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.
Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)
Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.
Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)
Профессиональные (горняки, учителя, врачи)
Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.
В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.
Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)
Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)
Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)
Принято различать две основные формы социального взаимодействия :
1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.
2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.
При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.
Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Виды социальных конфликтов:
1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)
Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)
Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)
Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)
Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).
Поведение человека в обществе может быть:
1) Соответствующим нормам (конформистским)
2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)
ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.
Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.
Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.
Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
- применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:
- человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
- экономика (задания 7–10)
- социальные отношения (задания 11, 12)
- политика (задания 13–15)
- право (задания 16–19)
Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.
В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 20 | 35 | Краткий ответ |
2 часть | 9 | 27 | Развернутый ответ |
Итого | 19 | 62 |
Время
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут
.
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:
- для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
- для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
- для задания 29: 45 минут
Все темы по обществознанию. Мини-справочник. Домашек Е.В.
Р. на Д.: 201 5. - 2 36 с.
Учебное пособие представляет собой кратко и емко изложенный материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В пособии представлен теоретический материал в виде опорных конспектов по отдельным темам по всем дисциплинам курса «Обществознание». Изучение теоретического материала позволит не только успешно сдать экзамен, но и лучше разобраться в отдельных вопросах курса «Обществознание». Данное пособие ориентировано на тех, кто желает поступить в вузы на гуманитарные специальности.
Формат: pdf
Размер: 3,3 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Общество 6
Основные понятия, признаки и типы 6
Общество как система и ее сравнение с природой 10
Географический детерминизм и геополитика 16
Человек и космос 20
Глобальные проблемы современности 22
Соотношение биологического и социального в самом человеке 26
Человек не может существовать вне общества 28
Общественные отношения 29
Представления древних мыслителей об обществе и человеке 31
Развитие обществознания в Новое время 40
Обществознание в XX веке 43
Познание 47
Познавательная деятельность человека 47
Теория познания 49
Истина и ее критерии 56
Научное познание 59
Ненаучное познание 62
Социальное познание 65
Конкретно-исторический подход к социальным явлениям 67
Специфика социального познания 68
Человек 73
Деятельность и общение 73
Виды деятельности 78
Игра 81
Человек. Индивид. Личность 82
Структура личности и психика 87
Социальная сфера 89
Виды социальных общностей 89
Социальная дифференциация и маргиналы 92
Социальная стратификация и мобильность 97
Экономическая сфера 100
Экономическая жизнь общества 100
Роль способа производства в жизни общества 104
Производственные отношения и их структура 106
Экономические отношения 108
Коммерческие организации 122
Некоммерческие организации 127
Виды организаций 130
Политическая жизнь общества 140
Роль государства в политической жизни общества 143
Политические системы 146
Демократия 155
Политическая деятельность 159
Политический статус личности 162
Политические режимы 164
Правовое государство 173
Политическая жизнь общества и политическое сознание 176
Правовая жизнь общества 180
Право и концепция правового государства 180
Правосознание 182
Духовная сфера 184
Культура 184
Традиция 191
Культура как система ценностей 192
Формы культуры 194
Наука, ее функции и специфика 195
Этика науки и социальная ответственность ученых 199
Искусство 203
Мораль как социальная норма 206
Религия 211
Мировые религии 216
Самопознание 225
Нравственная оценка личности 228
Духовный мир личности 231
Общественный прогресс 234
Литература 236
Три основных определения понятия «общество»:
1. Определенная группа людей, которая объединилась для совместной деятельности,
общения, защиты своих прав и т.д. (общество рыболовов, общество защиты
животных).
2. Определенный этап истории развития человечества или определенной страны
(капиталистическое общество, русское общество XIX в.).
3. Совокупность всех людей, живущих на земле.
Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с нею часть мира,
которая включает в себя способы взаимоотношений людей и формы их объединения.
Общество - системная организация социального взаимодействия и социальных связей,
которая обеспечивает удовлетворение основных потребностей людей.
Современные ученые полагают, что общество возникло одновременно с появлением
человека, т.к. только среди подобных себе он может выжить. Общество возникло как
форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющая решать общие задачи
(защита, управление, передача информации от одного поколения другому и т.д.) на
основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может
удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только
возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним.
Обществознание стабильно лидирует среди предметов, которые российские школьники выбирают для сдачи ЕГЭ. Однако учебный курс по нему никак нельзя назвать лёгким. Ведь он включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, социальной психологии и философии. Учитель обществознания Роман Мосин рассказывает об особенностях экзамена и даёт рекомендации по подготовке.
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. И курс этот, безусловно, перегружен информацией, поэтому важно понимать, к чему именно нужно готовиться и какая литература может помочь.
Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий - разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на выбор - в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
- задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
- задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
- задание на определение терминов и понятий.
Часть 1
Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения. Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.
Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.
Часть 2
Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.
Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.
Эссе
Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.
Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок). Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Это задание проверяет широкий комплекс умений - раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
- Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
- Учите основные термины, понятия и определения.
- Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
- Правильно распределите время на выполнение заданий.
- Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
- Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
- Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
- В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
- В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
- Начинайте подготовку заранее. Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать - как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.
Литература в помощь
Ни одно из пособий полностью не освещает все вопросы курса, каждый автор трактует предмет с позиции своей науки. Поэтому в идеале нужно прочитать всю литературу из списка. Тогда вы с лёгкостью сможете претендовать на высший балл.
- Обществознание: Учебное пособие, Арбузкин А.М., 4-е изд., перераб. и доп. 2011.
- Обществознание: Учебное пособие, Глазунов М.Н. под ред. Марченко М.Н., 2-е изд., перераб. и доп. 2011.
- Обществознание: Учебное пособие, под ред. Петрунина Ю.Ю., 7-е изд. 2011.
- Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007.
- Обществознание, Учебник, Курбатов В.И., 2006.
- Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006.
- Конституция РФ 1993 г.
- Гражданский кодекс РФ 1996 г.
- Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016.
- Экономика: Базовый курс, Липсиц И.В. 2011.
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, 2009.
ЕГЭ по обществознанию — один из самых распространенных экзаменов по выбору. Это объясняется несколькими причинами, среди которых нередко оказывается и кажущаяся легкость экзамена. Легкость эта, как показывает практика, действительно, лишь кажущаяся, потому как подготовка к экзамену потребует от вас значительных усилий.
Если вы твердо решили сдавать обществознание, важно понять, каким образом организовать свою подготовку. И в этом вам помогут несколько простых правил от УЦ «Годограф». Вы можете записаться на прямо сейчас! Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше! Итак, читайте и запоминайте!
План подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2018
Правило №1: Готовь сани летом
Обществознание — обширный предмет. Всего за несколько лет школьникам предлагается освоить базовые понятия и алгоритмы из таких сложнейших научных дисциплин как политология, социология, экономика, правоведение… Поэтому важно начать свою подготовку как можно раньше. Тем более это касается подготовки к ЕГЭ по обществознанию с нуля.
Идеальный старт для подготовки: начало 10 класса. 2 года — это оптимальный срок, за который при должном постоянстве, ученик может рассчитывать на 90+ баллов.
Но такая ситуация случается не так уж и часто. Большинство школьников задумываются о подготовке в начале осени 11 класса, что, впрочем, тоже является приемлемым вариантом. Однако, будьте готовы к тому, что, начиная заниматься в сентябре, у вас в запасе есть не «целый год», как многие наивно полагают, а лишь 9 месяцев. Смело вычитайте из них месяц, который уйдет на праздники, незапланированные выезды с семьей или друзьями, «пробники» по другим предметам. Итого: 8 месяцев.
Если ваша цель — получить высокий балл по предмету без дополнительных занятий с учителем/ репетитором/наставником будет очень сложно, ведь эти люди хорошо представляют себе, как эффективно организовать вашу подготовку.
Самый опасный вариант — начинать подготовку зимой или, того хуже, весной 11 класса. Во-первых, далеко не каждый репетитор/ преподаватель возьмется за эту непростую задачу и причина этому одна: очень сложно гарантировать результат за такое короткое время. Во-вторых, чем ближе дата экзамена, тем чаще вас начинают одолевать паника, депрессия и все, что связано с вечной проблемой уверенности ученика в себе. Помните, на экзамене от вас потребуется продемонстрировать знания за курс, который начинается в школах с 6 (!!) класса (то есть в сумме на изучение обществознания в школе вы должны потратить 6 лет).
Правило №2: С прокрастинацией можно и нужно бороться
Всем нам знакомо состояние, когда ничего не хочется делать и кажется, что все силы Вселенной не смогут заставить нас сползти с дивана. Такое состояние называется «прокрастинацией», рецепты борьбы с которой давно уже известны и публикуются с пугающей частотой на самых различных сайтах.
Для того, чтобы победить в неравной борьбе в этой самой прокрастинацией необходимо соблюдать несколько простых правил:
- Решите для себя сколько времени в день (2 дня/ неделю) вы собираетесь тратить на подготовку.
Зная, что сегодня вы обязательно должны потратить час на запоминание терминов, вы активизируете собственную совесть. Для усиления эффекта идеально будет составить расписание и рассказать о нем родителям. Родители, кстати,- это неисчерпаемый источник борьбы с ученической ленью, который работает всегда!
- Организуйте свое рабочее место правильно
Ваш рабочий стол должен быть привлекательным. Вы должны хотеть сесть за него, поработать за ним. А потому наличие «творческого беспорядка» категорически запрещается.
- Окружите себя приятными глазу вещами
Тетрадки, учебники, тематические словарики. Все это должно вам нравиться! Согласитесь, гораздо приятнее садиться работать за красиво оформленный блокнот/ записную книжку с изображениями ваших любимых героев/ артистов/ мест, чем каждый раз с ненавистью открывать скучную зеленую, 1000 раз помятую в рюкзаке тетрадку.
- Не слушайте музыку во время подготовки
Она вас только сбивает. И если читающий эту заметку сейчас подумал о том, что он/ она- уникален (льна) и на него/нее музыка в наушниках, напротив, оказывает лишь позитивный эффект, смело ответим — не верим! Любые дополнительные шумы, которые возникают в момент вашей работы, лишь расщепляют ваше внимание (а оно должно быть полностью сосредоточено на одной единственной задаче). Если не верите — проведите эксперимент. Попробуйте написать эссе по обществознанию, слушая музыку в наушниках, а затем сделайте то же самое только уже в полной тишине. Засеките время и сравните результат.
Правило №3: Термины для ЕГЭ по обществознанию
Термины, термины, термины. Это — одна из тех причин, по которым ЕГЭ по обществознанию очень сложно сдать. На экзамене от вас потребуются четкие формулировки базовых понятий из различных тематических разделов, запомнить которые — задача не из легких.
Для того, чтобы облегчить себе жизнь и в преддверии экзамена не переворачивать шкафы и тетрадки в поисках определения термина «абсентеизм» или «ВВП», с самого начала заведите себе красивый тематический словарик, который будет пополняться каждую неделю. Тогда перед экзаменом вы: 1) будете 100% уверены, что хотя бы раз уже сталкивались с большинством понятий; 2) сможете довольно быстро освежить их в своей памяти.
Правило №4: Будьте гибкими
Если предварительно составленный план подготовки говорит вам заниматься экономикой, а вы при этом уже настолько устали от экономических тем, выбирайте тему из другого раздела. Цель любого вашего занятия при подготовке к ЕГЭ должна заключаться в полном понимании темы, что невозможно, если она вызывает у вас рвотный рефлекс. Позвольте себе заниматься тем, что вам нравится (а обществознание — предмет, который содержит обширный разброс тем) и тогда полезность вашей работы возрастет в разы.
P.S.: впрочем, сказанное не освобождает вас от прохождения той или иной темы в принципе. Поэтому запоминаем золотое правило: откладывать можно, пропускать — нельзя.
Правило №5: Проблематизируйте
Главная сложность экзамена по обществознанию заключается в том, что он заставляет вас думать. Не заучивать, а именно думать. Старайтесь в любой теме, о которой вам предложено порассуждать, найти проблему, противоречие. Не зазубривайте определение «государства», а подумайте, без чего оно невозможно и почему вообще возникает.
Не запоминайте механически нормы уголовного кодекса, а поразмышляйте над тем, почему они были установлены именно в этом виде. Любые классификации старайтесь применить к жизни, приводите для себя примеры ко всем теоретическим концептам. Обществознание- это наука о социальной жизни, об обществе, в котором вы живете с момента появления на свет, поэтому каждая тема курса касается вас напрямую.
Правило №6: Постоянство, только постоянство
Последний совет звучит просто: не прерывайтесь в подготовке. Старайтесь найти хотя бы по 15 минут в день для повторения или проработки материалов занятий. Уезжая на каникулы к бабушке, не забудьте взять с собой словарик с терминами, уделив предмету хотя бы небольшую часть своего времени. Таким образом вы сможете постоянно держать себя в тонусе и уже в скором времени увидите, как быстро растет ваш уровень! Постоянство — залог успеха!
Вот такие 6 простых правил. Их соблюдение поможет вам эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и приблизиться к университету мечты. Помните, что ваш результат зависит лишь от ваших усилий! Поэтому… дочитали статью? Бегом готовиться! 😉