Образец положения о персональных данных работников. Локальные акты образовательной организации по защите персональных данных Локальные акты по защите персональных данных
При составлении локальных нормативных актов работодателям нередко приходится учитывать требования не только трудового законодательства, но и иных федеральных законов и нормативных правовых актов ().
За последний год было принято несколько актов, в том числе и судебных, которые могут напрямую повлиять на позицию проверяющих органов. Разберемся, наличие каких положений следует проверить в локальных актах и включить их туда в случае их отсутствия, чтобы избежать административной ответственности.
Должностная инструкция
1 июля текущего года вступило в силу положение, согласно которому стали обязательны для применения работодателями, если это предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (). До этого они за некоторым исключением носили лишь рекомендательный характер – обязательными они были, например, для педагогических работников (ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").
Положения должностной инструкции, разработанной в соответствии с требованиями профстандарта, также можно использовать при подборе персонала. Обязанность непосредственного руководителя и/или отдела кадров указывать соответствующие требования к кандидатам при составлении бланка заявки может быть также прописана в Положении о найме, ротации и увольнении персонала.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Таким образом, при составлении отказа работодателю останется лишь сослаться на конкретную должностную инструкцию и указать те требования этого документа, которым соискатель не соответствует.
Однако стоит иметь в виду, что такое требование, как отсутствие у кандидата вредных привычек, считается дискриминационным, поскольку оно не относится к деловым качествам работника. К такому выводу в мае это года Тверской районный суд г. Москвы. Следовательно, наличие данного требования в должностной инструкции и/или Положении о найме, ротации и увольнении персонала также может быть признано дискриминацией.
Положение об аттестации
Нужно ли работодателю проверять квалификацию уже работающих в организации сотрудников на соответствие профстандарту, если для данной категории специалистов он стал обязателен?
Кроме того, работодатель вправе провести аттестацию работников. Так, уточняет ведомство, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Однако если работодатель считает, что работник не справляется со своими обязанностями, он может признать его по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности (). По общему правилу Положение об аттестации обязательным локальным нормативным актом не является, а значит, его отсутствие не повлечет за собой административную ответственность. Но если работодатель хочет проверить квалификацию своих работников и привести ее в последующем в соответствие определенным требованиям либо уволить не отвечающих этим требованиям сотрудников по , без такого Положения не обойтись. Исключения составляют только случаи, когда обязательная аттестация регламентирована законом или подзаконным нормативным правовым актом (например, Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 " ").
В Положении об аттестации могут быть перечислены все основания и условия, при которых сотрудника, не прошедшего аттестацию, "условно" допускают к работе – например, при последующем обучении за счет работодателя, повышении его квалификации и повторной переаттестации. Однако лучше избегать таких положений – оставьте только два основных вывода аттестационной комиссии: соответствует занимаемой должности и не соответствует занимаемой должности.
Политика обработки персональных данных и Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников
С 1 сентября 2015 года при сборе персональных данных операторы обязаны обеспечивать локализацию персональных данных россиян на серверах, расположенных на территории России (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ " "; далее – закон о персональных данных). И работодатель, поскольку он является оператором, также обязан соблюдать указанное требование. Принимать новые локальные акты закон не требует, а вот коррективы в уже существующие следовало внести еще до сентября прошлого года.
Деятельность компании в части защиты персональных данных, как правило, регламентируют два документа: Политика обработки персональных данных и Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников.
Собственно, локальным нормативным актом является только Положение, которое распространяется на сотрудников организации. Однако в поле зрения компании часто попадают и персональные данные, которые касаются третьих лиц (контрагентов, клиентов, родственников сотрудников и др.). Порядок работы с этими данными как раз и фиксируется в Политике. "Политику о порядке обработки персональных данных мы должны сделать публичной (). Проще всего разместить ее на своем сайте. Но есть организации, у которых нет сайта – в этом случае, как правило, рядом с тем местом, где посетителям оформляются пропуска, вешают кармашек, в который вкладывается Политика на бумажном носителе. Любой человек сможет ее вынуть и изучить", – уточнила 5 июля на конференции, организованной "АСЭРГРУПП", к.ю.н., доцент кафедры трудового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Татьяна Коршунова . Соблюдение указанных требований может не только ГИТ, но и сотрудники Роскомнадзора.
И в Политике, и в Положении должно быть условие о том, что при сборе персональных данных оператор обязуется обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России. Кроме того, нужно указать место нахождения такой базы данных.
"Иногда спрашивают, нельзя ли совместить два эти документа в одном. Конечно, можно, но только локальные акты не предусмотрены для того, чтобы ими руководствовались третьи лица. Например, зачем знакомить с ним человека, который по доверенности получает товар? Это будет нелогично", – заключает Татьяна Коршунова.
Правила внутреннего трудового распорядка
В начале года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) право работодателя контролировать переписку сотрудников в рабочее время . Суть спора состояла в том, что сотрудник, уволенный из компании за использование служебного аккаунта для личного общения, счел действия работодателя по чтению находящихся в мессенджере сообщений нарушением его права на тайну переписки. ЕСПЧ, однако, встал на сторону работодателя, отметив, что тот вправе знать, чем занимается его сотрудник в рабочее время, и контролировать деятельность работников по использованию Интернета только для осуществления профессиональной деятельности. Тем более, что использование корпоративного аккаунта в личных целях было прямо запрещено корпоративными правилами, и работник был предупрежден о возможных проверках.
Таким образом, Суд признал право работодателя проверять переписку сотрудников.
"Отслеживать содержание корпоративной почты, интернет-траффик, использование компьютера – законное право работодателя. Что и подтвердил ЕСПЧ в указанном выше решении", – порталу ГАРАНТ.РУ эксперт центра правового содействия законотворчеству "Общественная Дума" Сергей Слесарев .
Аналогичные выводы есть и в решении российских судов (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2015 г. по делу № 33-17852/2015, ).
С тем, чтобы исключить уголовную ответственность за и обезопасить себя от претензий со стороны сотрудников, желательно включить условие о проверке корпоративной переписки в Правила внутреннего трудового распорядка или иной локальный акт.
МНЕНИЕ
Татьяна Коршунова, к.ю.н., доцент кафедры трудового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:
"В Правилах внутреннего трудового распорядка или в специальном документе о пользовании корпоративной почтой работодатель должен зафиксировать, что корпоративная почта может использоваться исключительно для деловой переписки. Использование корпоративного почтового ящика для личных целей не допускается. Также следует указать, что работодатель имеет право в любой момент проверить корпоративную почту сотрудника.
Когда работник заранее знакомиться с данным локальным актом и ставит свою подпись, он дает работодателю свое согласие на это. Если ему не хочется, чтобы кто-то проверял его корпоративную почту, значит он просто ищет другую работу".
Складывающаяся судебная практика подтверждает законность проверки работодателем не только корпоративной электронной почты сотрудников, но и их активности в социальных сетях. Частое посещение сайтов, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, может быть признано нарушением трудовой дисциплины и в разных случаях послужить основанием для сокращения должности работника на 0,5 ставки, объявления выговора и даже для увольнения (апелляционное определение Новгородского областного суда от 6 июня 2012 г. по делу № 2-1935/12-33-823, апелляционное определение Рязанского областного суда от 11 февраля 2015 г. № 33-335, апелляционное определение Омского областного суда от 12 февраля 2014 г. по делу № 33-649/2014).
Обязанность использовать корпоративный компьютер исключительно в рабочих целях, а также право работодателя проверять соблюдение сотрудниками этой обязанности, также стоит закрепить в Правилах внутреннего трудового распорядка.
***
Подводя итог, можно отметить, что сфера трудовых отношений чувствительна к изменениям даже в областях, далеких от трудового законодательства. Учитывать ли все нововведения в локальных нормативных актах, каждый работодатель решает самостоятельно. Однако своевременная корректировка основных документов компании способна обезопасить от претензий со стороны проверяющих органов и, как следствие, от административной ответственности.
Оператор обязан проверить внутренние системы защиты и подготовить такие документы в единый комплект:
О полном перечне документации, которая потребуется для организации защиты ПД, мы рассказываем в .
Что требуется для сбора информации?
Всю документацию, которая относится к обеспечению сохранности личной информации, условно можно поделить на 3 группы:
Важно! Все документы по защите и обработке ПД в обязательном порядке подлежат утверждению руководителя предприятия. На них должно стоять подтверждение ознакомления с документацией и визы согласования с иными лицами.
Назначение ответственных лиц
Для регуляции работы руководящего и состава кадровиков предприятия следует подготовить приказ о назначении ответственных лиц за обработку персональных сведений о работниках.
Такая мера позволяет избежать нарушений в работе и предотвратить злоупотребления с документацией. Ответственность за обработку личной информации чаще всего возлагается на юриста, специалиста или руководителя отдела кадров, а также секретаря предприятия.
Для назначения ответственных лиц издается приказ, который можно писать в свободном виде на обычном листе бумаги или бланке с логотипом и фирменными реквизитами предприятия. В государственных учреждениях используются стандартные формуляры распорядительных актов. В учетной политике организации должна быть указана информация о формате приказов.
В специальный журнал необходимо внести номер и наименование приказа, дату выпуска. Он должен находиться у начальника отдела кадров, юриста или секретаря предприятия.
Подписанный и завизированный готовый приказ подшивается в отдельную папку. Утратив свою актуальность, он отправляется в архив, где хранится установленный период, после чего утилизируется.
Определение уровня защищенности
К документам, содержащим сведения о требованиях к ЗПД, относится акт определения уровня защищенности.
Акт определения уровня защищенности не относится к конфиденциальным документам. Оператор обязан опубликовать его или обеспечить к нему неограниченный доступ.
Для определения уровня защищенности на предприятии создается комиссия, в составе которой должен быть ответственный за организацию обработки. Акт должен утверждаться руководителем организации, и подписан всеми членами комиссии.
В акте указываются:
- персональные данные, обрабатываемые в ИСПДн;
- объем обрабатываемых ПД;
- уровень защищенности;
- тип актуальных угроз для ИСПДн.
Начало обработки
Оператор ПД должен выполнять сбор информации, ее обработку и отвечать за сохранение конфиденциальности данных.
Для начала обработки данных требуется следующее документальное оформление:
- Положение, регулирующее цель обработки, требования к порядку обработки и регистрации ПД, порядку направления уведомлений и ответственных лиц.
- Внутренние документы политики компании в отношении автоматизированных систем и доступа к ним.
- Образцы уведомления уполномоченного органа.
- Образцы согласия и уведомлений субъекта ПД, изменения и дополнения в договора с физлицами, чьи данные обрабатываются (бухгалтерия, кадры, поставщики).
- Порядок отношений с распорядителем баз ПД.
- Порядок работы с запросами субъектов ПД.
- Договор с субъектами, обрабатывающими базы ПД.
Организационно-распорядительная документация
Внимание! Во избежание несанкционированного доступа к персональным сведениям, следует использовать ряд защитных мер, что включает в себя разработку комплекса специализированных организационно-распорядительных документов для внедрения в работу организации, которую проверяют соответствующие органы.
Итак, пакет документации по включает в себя приказы, уведомления, должностные инструкции и положения, которые регулируют порядок сбора информации, обработки и хранения сведений.
Какие локальные нормативно-правовые акты должны быть приняты в городском совете в отношении персональных данных муниципальных служащих? Какой алгоритм принятия данных документов?
Ответ
Ответ на вопрос:
На основании ч. 2 ст. 3 Закона № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ. При работе с персональными данными также нужно учесть и положения Указа Президента от 30.05.2005 № 609 и постановления Правительства РФ от 21.03.2012 № 211
Следовательно, рассмотрев ваш вопрос, можно сказать, что единого перечня локальных нормативных актов, которые должны быть в отделе кадров, не существует: в каждой организации он свой.
Что касается вопроса: Какой алгоритм принятия данных документов?
Порядок разработки локальных нормативных актов законодательно не установлен, поэтому работодатели определяют его самостоятельно.
На практике, порядок разработки локальных нормативных актов можно разделить на следующие этапы:
Также, необходимо назначить ответственного руководителя рабочей группы, который будет координировать участников, и контролировать установленные сроки разработки локального нормативного акта.
В процессе согласования документ передается от лиц, занимающих нижестоящие должности, лицам, занимающим вышестоящие должности.
Согласование локального нормативного акта оформляют реквизитом "Виза согласования документа". Этот реквизит включает подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания, например:
- Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального нормативного акта . На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, планерок. Сами работники организации могут выступить с инициативой создания локального нормативного акта при выявлении в ходе работы неурегулированных вопросов.
- Определение этапов и сроков разработки локального нормативного акта . На практике работодатель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального нормативного акта.
- Создание рабочей группы по разработке локального нормативного акта . Такая группа может состоять из работников отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии. При необходимости включаются руководители подразделений, в отношении которых разрабатывается локальный нормативный акт. Это позволяет решить все спорные вопросы и согласовать документ с заинтересованными подразделениями еще на стадии разработки.
- Подготовка проекта локального нормативного акта. На практике такой проект разрабатывает участник рабочей группы, назначенный ответственным исполнителем. Остальные члены группы вправе вносить предложения и замечания в ходе подготовки проекта документа. При необходимости ответственный исполнитель дорабатывает его с учетом внесенных замечаний.
- Согласование проекта локального нормативного акта . На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами (подразделениями).
- После согласования проект передается на утверждение работодателю . Если для принятия локального нормативного акта необходимо учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза), то до утверждения работодателем проект документа и обоснование по нему должны быть направлены в этот орган. Такой порядок предусмотрен ст. 372 ТК РФ.
Если в организации есть профсоюз, то до передачи документа на подпись руководителю нужно получить мотивированное мнение профсоюза на данный проект.
Согласно ст. 12 ТК РФ локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.
Работодатель может принять локальные акты следующими способами:
- утвердить;
- издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта.
При утверждении локальных актов необходимо руководствоваться нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).
Также, локальный акт может приниматься путем издания приказа (распоряжения). Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно (образец смотрите ниже). В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:
- дату введения локального акта в действие;
- указание об ознакомлении работников с локальным актом и сроки для этого;
- фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального акта;
- другие условия.
В первом случае, на документе гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа. В данной графе "Утверждаю" руководитель организации ставит свою подпись и дату утверждения. С этого момента утверждаемый документ вступает в силу и действует до его замены новым. При этом, необходимо отметить, что при утверждении документа грифом "Утверждаю", в дальнейшем не требуется издавать приказ об утверждении.
Во втором случае, издается приказ (распоряжение). При этом, унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому работодатель вправе определить его самостоятельно. При утверждении документа приказом, гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера.
Таким образом, можно сказать, что эти два способа утверждения локальных актов являются правомерными.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Персональные данные сотрудников
Согласие сотрудника на обработку персональных данных
По ходу деятельности у работодателя возникает необходимость в . Обработка таких данных осуществляется только с сотрудников. При этом согласие должно включать в себя следующую информацию:
При недееспособности сотрудника письменное согласие на обработку его персональных данных дает его законный представитель (родитель, опекун) ().
Сотрудник может в любое время отозвать согласие на обработку своих персональных данных, направив работодателю отзыв в . В такой ситуации организация вправе продолжить с учетом ограничений, указанных в части 1 статьи 6, статьи 10 и статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, например, для осуществления правосудия или защиты жизни (здоровья) самого сотрудника. Об этом говорится в статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Следует отметить, что при возникновении спора обязанность представить доказательства того, что согласие сотрудника на обработку его персональных данных получено, возлагается на работодателя ().
С согласия сотрудника организация вправе также поручить обработку персональных данных другому лицу (). В этом случае ответственность перед сотрудником за действия указанного лица по-прежнему будет нести работодатель, а лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению работодателя, будет отвечать непосредственно перед работодателем ().
Необходимо отметить, что согласие на обработку персональных данных работодателю необходимо получать не только от сотрудников, то есть лиц, с которыми он состоит в трудовых отношениях, но и от соискателей. Об этом сказано в разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.
Случаи обработки данных без согласия сотрудника
В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, - она может осуществляться без согласия сотрудника - субъекта персональных данных. Об этом сказано в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
К таким случаям относится передача сведений в:
Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях:
Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.
Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в
- Ответ:
Как организовать обработку персональных данных сотрудников
- фамилию, имя, отчество, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
- цель обработки персональных данных;
- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; );
- иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.).
- обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, и рядом иных актов);
- проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной или ), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
- обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;
- обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;
- обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.
Самые важные изменения этой весны!
-
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело». -
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году -
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ. -
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену. -
Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Работодатель отвечает за сохранность таких конфиденциальных сведений, как персональные данные сотрудников, которые он получил в связи с трудовыми отношениями. И одной из основных обязанностей в этой сфере является разработка и утверждение локальных нормативных актов.
О том, что это за документы, какие правила они содержат и как работодателю организовать весь процесс - от составления текста до выполнения закрепленных предписаний, - пойдет речь в нашей статье.
Читайте также:
Новая ответственность за нарушения в персданных.
Условия и правила защиты персональных данных
Правила и условия защиты персональных данных регламентируются:
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ).
- Трудовым кодексом РФ.
- Иными федеральными законами.
- Подзаконными актами.
- Нормативными правовыми актами государственных органов, Банка России, органов местного самоуправления, принятыми ими на основании и во исполнение федеральных законов в пределах предоставленных полномочий.
- Локальными нормативными актами работодателя.
Закон № 152-ФЗ предусматривает, что у юридического лица должны быть:
- документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных (п. 2 ч. 1 ст. 18.1);
- локальный нормативный акт по вопросам обработки персональных данных (п. 2 ч. 1 ст. 18.1);
- локальный нормативный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 18.1);
- локальный нормативный акт по вопросам обучения работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных (п. 6 ч. 1 ст. 18.1).
Обратите внимание!
Если международным договором РФ установлены иные правила, нежели предусмотренные Законом № 152-ФЗ, применяются правила международного договора.
ТК РФ обязывает работодателя иметь:
- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, в том числе определяющие их права и обязанности в области персональных данных;
- локальный нормативный акт, утверждающий порядок передачи персональных данных в пределах одной организации или у одного индивидуального предпринимателя.
Требования к операторам, осуществляющим обработку персональных данных
Какие требования предъявляются к операторам, обрабатывающим персональные данные в информационных системах?
Из постановления Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» можно сделать вывод, что помимо перечисленных выше мер оператор для обеспечения безопасности персональных данных должен также определить лицо, осуществляющее их обработку.
Кроме того, в зависимости от уровня защищенности персональных данных (а их всего четыре) оператор также должен:
- определить круг лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;
- создать структурное подразделение, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, либо возложить такую функцию на одно из имеющихся подразделений.
Словарь кадровика
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
Существуют ли какие-то требования к составу локальных документов в случае обработки персональных данных сотрудников без использования автоматических систем?
В силу постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» (далее - постановление Правительства № 687) оператор должен определить Правила обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, и ознакомить с ними лиц, занимающихся такой обработкой. Также предусматривается необходимость закрепления:
- перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных без средств автоматизации;
- перечня мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных при обработке без использования средств автоматизации;
- перечня лиц, ответственных за реализацию указанных мер.
Полагаем, что все эти три документа могут быть объединены в один локальный нормативный акт.
При этом, несмотря на формулировку «перечень лиц», целесообразно указывать должности согласно штатному расписанию, а не называть пофамильно конкретных сотрудников, осуществляющих обработку персональных данных.
Итак, нормативно закреплен достаточно обширный перечень локальных нормативных актов по защите персональных данных. Их конкретный набор зависит от того, какие персональные данные и каким способом обрабатываются в данной компании.
Кроме того, локальные документы по защите персональных данных можно разграничить по принципу, должны ли они быть доступны всем сотрудникам или только некоторым.
Положение об обеспечении конфиденциальности, обработке и передаче персональных данных работников организации должно быть доступно всем сотрудникам, так как речь идет об их персональных данных.
Дополнительно могут быть разработаны и утверждены положения об обеспечении безопасности персональных данных, об их обработке в информационных системах, о структурном подразделении по обеспечению безопасности персональных данных. Эти акты должны быть доступны только тем сотрудникам, которые обеспечивают безопасность персональных данных.
Иными словами, в первом случае речь идет об исполнении обязанностей работодателя по обеспечению конфиденциальности, обработке и передаче персональных данных, во втором - о защите персональных данных работодателем и лицами, которые получают к ним доступ.
Содержание локального акта, регулирующего вопросы обработки персональных данных
Локальный нормативный акт, регулирующий вопросы обработки персональных данных, может состоять из следующих разделов:
1. Общие положения.
Здесь следует раскрыть цели и задачи учета, хранения, обработки персональных данных.
2. Перечень персональных данных.
При составлении перечня необходимо принимать во внимание общедоступность персональных данных. Общедоступными они становятся в двух случаях.
Случай 1 . В силу прямого указания закона.
Так, согласно ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано размещать на официальном сайте сведения о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обязывает медицинскую организацию информировать Словарь кадровика Оператор - государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее ее цели, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ) граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, о мед работниках медицинских организаций, об уровне их образования и квалификации (ст. 79).
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» обязывает граждан, занимающих определенные государственные и муниципальные должности, предоставлять для размещения в Интернете на официальных сайтах федеральных госорганов, госорганов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход этого гражданина и его супруги (супруга) за три последних года, предшествовавших совершению сделки.
Случай 2. По решению самого субъекта персональных данных.
Если федеральным законом перечень общедоступных персональных данных не определен, субъект персональных данных может сделать их общедоступными сам, подписав соответствующее согласие.
Очевидно, что в трудовых отношениях существует необходимость рассмотрения в качестве общедоступных сведений о фамилии, имени, отчестве, должности работника. Такая общедоступность внутри компании требуется, например, для обеспечения коммуникаций, организации внутренних телефонных и почтовых справочников и др.
Также в данном разделе желательно указать, какие документы содержат персональные данные работников.
3. Порядок обработки персональных данных.
Здесь прописываются правила работы с персональными данными соискателей, работников, бывших сотрудников. Перечисляются органы и организации, в которые компетентные лица работодателя обязаны представлять персональные данные работников без их согласия.
Словарь кадровика
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без их использования с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ)
4. Перечень должностей и (или) лиц, имеющих доступ к персональным данным работников.
Перечисляются должности, замещение которых предполагает работу с персональными данными сотрудников.
5. Порядок доступа к персональным данным. Правила их передачи.
В этом разделе устанавливается порядок доступа к персональным данным. Прописывается регламент их передачи внутри организации и за ее пределы. Определяется процедура допуска должностных лиц работодателя к персональным данным.
6. Ответственность работодателя за соблюдение режима конфиденциальности персональных данных работников.
7. Ответственность должностных лиц работодателя за разглашение персональных данных.
8. Заключительные положения.
В локальном акте также должны быть предусмотрены организационные и технические меры защиты, аналогичные тем, что обеспечивают защиту коммерческой тайны в компании.
Инструкция о защите ПДн при использовании бумажных и любых других носителей информации, вычислительной техники и автоматизированных систем обработки и (или) передачи данных. 4. Приказ о назначении лица или подразделения, ответственных за работу и обеспечение защиты ПДн, и наделении их соответствующими полномочиями. 5. Должностные инструкции лиц, ответственных за защиту информации. 6. План мероприятий по защите информации. 7. Перечень защищаемых объектов информатизации. 8. Приказ о вводе в эксплуатацию средств вычислительной техники, обрабатывающих информацию ограниченного доступа. 9. Приказ (распоряжение) о закреплении ПЭВМ за ответственными лицами. 10. Приказ (распоряжение) о хранении информации ограниченного доступа на машинных носителях информации. 11. Инструкция по защите речевой информации при проведении конфиденциальных совещаний. 12.
Какие локальные нормативные документы регулируют работу с персональными данными
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
- цель обработки персональных данных;
- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
- подпись сотрудника.
- Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
- налоговые органы (ст.
Какие локальные акты регламентируют работу с персональными данными?
Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами». По сути, перечисленные сведения в том или ином виде находят отражение в положениях о персональных данных, разработанных в организациях. Следующий аргумент в пользу принятия рассматриваемого локального акта — его в числе прочих внутренних документов учреждения запрашивает при проверке государственный инспектор труда.
Отсутствие же положения о персональных данных квалифицируется контролирующим органом как нарушение трудового законодательства. За это организация может быть привлечена к административной ответственности по ст.
Защита персональных данных работников: локальные нормативные акты
С конца лета Закон о персональных данных действует в новой редакции. Изменились правила получения и защиты информации. Для работодателя это означает лишь одно — дополнительный документооборот. В статье расскажем о том, как составить положение о работе с персональными данными сотрудников и назначить ответственного за организацию работы с персональными данными.
Что такое персональные данные Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) определяет персональные данные как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к физическому лицу (субъекту персональных данных). Об этом сказано в п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 85 Трудового кодекса под персональными данными сотрудника понимают информацию, касающуюся конкретного работника, которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями.
Защита персональных данных: разрабатываем локальные акты учреждения (зайцева г.)
Отдельно могут быть даны определения персональным данным работника (информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника) и обучающегося (информация, необходимая образовательному учреждению в связи с отношениями, возникающими между обучающимся, его родителями (законными представителями) и учреждением). Что касается состава личных данных, перечень таких сведений законодательно не установлен. Так, в п. 2 ст. 86 ТК РФ сказано, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами.
То есть круг сведений устанавливается в локальном нормативном акте организации — положении о персональных данных. Здесь важно разграничить персональные данные работника и обучающегося, а также документы, содержащие эту информацию.
Локальные нормативные акты работодателя - разберемся в нюансах
Приказ о назначении лица, ответственного за организацию работы с персональными данными (им, как правило, становится либо менеджер по кадрам, либо бухгалтер). Основанием для такого назначения является п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона N 152-ФЗ. Обязанности ответственного сотрудника (согласно ст. 22.1 Федерального закона N 152-ФЗ) могут быть определены отдельным документом.
2. Приказ об установлении списка лиц, имеющих право доступа к персональным данным (основание — п. 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 687). Здесь целесообразно указать не только фамилии и должности уполномоченных работников, но и виды информации, доступ к которой они получают, а также ссылку на то, что полученные сведения могут быть использованы лишь для тех целей, для которых они сообщались (абз. 4 ст. 88 ТК РФ). 3.