Обобщенно-личные предложения: примеры из художественной литературы.
В теории русского языка обобщенно-личными называют предложения, относящиеся к категории односоставных предложений. Их отличие от других типов состоит в том, что главный член в данном случае обозначается в виде глагола во втором лице в единственном числе. Иногда - в первой или второй форме лица и во множественном числе. Действие может касаться не кого-то конкретно, а кого угодно, поэтому субъект, по отношению к которому оно происходит, в таком случае называется обобщенным.
Как определить, что предложение относится к данному типу
Выше мы рассказали, что такое односоставные обобщенно-личные предложения, примеры их присутствуют практически во всех литературных произведениях. Также они встречаются в народном творчестве, в частности, пословицах и поговорках. Поскольку предложения данного типа не имеют собственной формы, ключевым критерием их выделения является смысловая нагрузка. Так, обобщенно-личные конструкции представляют собой образную картину абстрактных суждений и обобщений, они обращены ко всем сразу одновременно и имеют характер некоего поучения или наставления. Именно поэтому подобная форма так часто встречается в поговорках, в частности:
Что имеем - не храним.
Наблюдения, которые выражены в таких типах предложений, имеют обобщенное значение, отражающее определенные явления, ситуации или предметы.
Нередко подобные речевые конструкции применяются и в разговорной речи, когда человек в момент экспрессии хочет выразить свое отношение к происходящему, но при этом не обращается к кому-то конкретно. Например:
Чего не сделаешь для удачной сдачи экзамена.
Расскажешь кому про это красоту, то не поверят.
Обобщенно-личные предложения: примеры
Пословицы - наиболее распространенная форма для употребления обобщенно-личных конструкций, и это вполне объяснимо. Дело в том, что устойчивые речевые словосочетания несут в себе народную мудрость, которая передавалась из одного поколения в следующее, и ключевая их особенность заключается в том, что жизненные принципы и модели поведения описываются в виде бытовых особенностей. Например, в такой пословице, как «Что посеешь, то и пожнешь» говорится не только о том, что если посадить плохие зерна, то, соответственно, вырастет плохой урожай, но и о том, что одна вредная привычка может испортить в будущем всю жизнь человека. Все это говорили родители детям в виде личных напутствий. В языковом виде они облачены в обобщенно-личные предложения, примеры которых также встречаются в:
- художественных прозаических произведениях;
- поэзии;
- фольклоре;
- народных песнях.
Нередко известные авторы стилизовали некоторые свои суждения в художественных произведениях под народное творчество, в частности, под те же поговорки. Это любили и Пушкин, и Толстой, и Есенин, и другие известные писатели и поэты.
Классическая литература и обобщенно-личные предложения
Примеры из художественной литературы по употреблению конструкций данного типа имеют в основном стилистическое значение. То есть автор желает, чтобы читатель был максимально сопричастным к переживаниям главного героя или был эмоционально ближе к происходящему действию. Лучший способ приблизить читателя к действию - это обобщенно-личные предложения. Примеры вы можете увидеть ниже:
Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак...
Это часть отрывка из одного рассказа Ивана Бунина. В процессе его прочтения создается иллюзия присутствия в лесу и созерцания происходящего. Все это создается за счет применения обобщенно-личной конструкции и слов «выскочишь» и «увидишь», которые обращены непосредственно к читателю.
Особенности использования обобщенно-личных конструкций в литературе: смешивание стилей
Нередко для стилизации своих произведений под народное творчество и придания им авторской «простоты» писатели и драматурги применяют обобщенно-личные предложения. Примеры из художественной литературы тут существуют разные, начиная от применения таких конструкций в названиях произведений и заканчивая использованием выражений из народной мудрости в контексте произведения.
Например, известный русский драматург А. Островский применял распространенные пословицы с целью названий своих легендарных произведений, например:
- Свои люди - сочтемся.
- За чем пойдешь - то и найдешь.
- Не в свои сани не садись.
При этом он использовал для оглавления не только поговорки в виде обобщенно-личных конструкций, но и другие, например «Не все коту масленица».
Устойчивые словосочетания успешно вплетены в канву романа «Война и мир» Толстого, ими пестрят произведения Пушкина, Гоголя и других авторов.
Обобщенно-личные предложения, причем не только в виде устойчивых словосочетаний, также часто встречаются и у известных авторов ХХ века, например, в известных работах Булгакова, Ильфа и Петрова, Есенина и других писателей и поэтов.
Использование односоставных конструкций в поэзии - примеры
Односоставные речевые конструкции достаточно распространены в стихотворной лирике - в частности, обобщенно-личные предложения. Примеры из поэзии можно найти в творчестве Сергея Есенина, например:
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
В данном отрывке не указанно, кто именно проклинает и вспоминает, поэтому данное утверждение можно с уверенностью отнести ко всем современникам великого поэта.
Также такая форма в стихотворных типах произведений может встречаться в баснях, приведем пример из басни Крылова :
А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
Особенности конструкции обобщенно-личного предложения
Как уже упоминалось ранее, обобщенно-личное предложение имеет преимущественно односоставную конструкцию, но иногда оно бывает и двусоставным. В таких случаях подлежащее выражается в виде личного местоимение и имеет значение обобщенного лица. В таких случаях для этой цели используется чаще всего слово «мы» или «я».
Двусоставные обобщенно-личные предложения, примеры использования:
К примеру, вы пришли домой, вы хотите отдохнуть.
Что прикажете делать?
Однако, если речь идет о стандартной односоставной конструкции, то подлежащее в ней отсутствует, а сказуемое выражается второй или третьей формой глагола в единственном или множественном числе. Например:
Там никто не ждет.
Не уйдешь от наказания.
Обобщенно-личные предложения как подвид односоставных
В некоторых учебниках по русскому языку обобщенно-личные предложения не рассматриваются как отдельный подвид и их относят к одной из форм неопределенно-личных. Однако в последнее время практически везде они рассматриваются как самостоятельный подвид односоставных предложений.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.
Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .
Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.
Существует несколько видов односоставных предложений:
Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).
Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.
Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).
В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .
Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).
В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.
Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.
В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .
Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.
Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).
Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .
Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).
Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.
Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.
Безличные предложения
Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.
В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:
Например: Холодает / холодало / будет холодать .
2) личным глаголом в безличной форме:
Например: Темнеет .
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Например: Ветра не было / нет .
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном
стало темнеть
.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль
/ было жаль расставаться
с друзьями
.
Пора собираться
в дорогу
.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль
старика
.
На улице. становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
Например: В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .
Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.
Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!
Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .
Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).
Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).
Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .
Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :
Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень
.
Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень
. (Сравните: Скоро наступит осень
.)
На улице дождь
. (Сравните: На улице идет дождь
.)
Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:
1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель
22 года. Синева
. Снег стаял.
2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница
.
3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек
! Ай да …! А уж характер
!
+ частицы ну, то, тоже мне, а еще.
В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)
4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье
. Только не смерть
. Если бы счастье
.
5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).
Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.
Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир»
.
Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )
Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва
. Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень
. Это время года я особенно люблю.
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься – люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).
А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.
В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.
Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).
По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.
Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.
По личным формам глагольного сказуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях воспринимается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).
Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.
Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».
В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:
а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);
б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .
в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);
– также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.
– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).
– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;
По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);
– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).
– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).
– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем – не храним, потеряем – плачем (посл.).
– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:
1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).
2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).
3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);
4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).
Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. Принадлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обобщенного характера: Нет для наших девушек забавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых колен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листьями, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляется как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой конструкции.
– Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть придаточными в составе сложного предложения, где они иногда приобретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэты – славные ребята ! (П.).
– Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.
Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:
1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.
2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).
3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.
4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).
Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:
– в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);
– в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);
– иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;
– в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);
– в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.
Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).
Обобщенно-личные предложения используются со стилистической целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения общих суждений, пожеланий, советов
Где главным членом выступает глагол настоящего или будущего времени, во 2-м лице и ед. числе - это обобщённо-личное предложение.
Кто это сделал, или все, любой и каждый
Оно может быть без подлежащего, так как глагол все его функции берёт на себя. Действие, которое он обозначает, можно приписать любому лицу, поскольку субъект действия понимается обобщённо: мысленно можно подставить "все" , "каждый" или "любой" . Тем обобщённо-личное и отличается от неопределённо-личного, когда подлежащее подставляется конкретное - "кто-то" . Используется чаще всего как выражение общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы или поговорки: "Если в августе не потеешь, то и в апреле не согреешься" .
Когда прячутся за обобщение
Если глагол обозначает постоянно происходящее с говорящим действие, это тоже чаще всего обобщённо-личные предложения. Примеры: "С утра до ночи вертишься, устанешь, свалишься, а сон не идёт"; "Смотришь в небо, проводишь оси, ищешь времени скрытый пульс"; "Пыльных рыбок не вспугнёшь, ненароком хлопнув дверью"; "Век бы гладить для тебя хоть не руки, так рубашки"; "И не уйти от всех, как в панцирь моллюск"; "Не послушать только, жаль, вас, сеньор Вивальди"; "Сойти, а поезд будет мчать всех остальных туда, где счастье".
Как средство художественной выразительности
Очень часто обобщённо-личное предложение необходимо авторам для описаниях природы, душевного состояния и т.д., поскольку оно придаёт восприятию текста дополнительный эмоциональный и изобразительный эффект. Например: "Хорошо летом: спускаешься от жары в метро, грушу доедаешь"; "Если любишь - простишь ему, как бы он ни насвинячил"; "Хоть убей, абсолютно ничего могу понять".
Встречается и глагол 1-го лица мн. числа изъяв. наклонения. Например: "Простим ему, он прав, бедняжка"; " Мой век, утрись, ты заслужил".
Обобщённо-личное предложение пользуется глаголом и в форме 3-го лица мн. числа изъяв. наклонения. Например: "Когда в счастье гуляют, о трудах не вспоминают".
Местоимение и двусоставность
Обобщенно-личные предложения мы обычно видим односоставными, они информируют о действиях и состояниях, не относящихся к определенному лицу. Однако встречаются и когда подлежащее в виде обозначает обобщенное лицо. Например: "Как часто они не подозревают, что творят"; "Мы то разбрасываем камни, то собираем их опять"; "И всё течёт по давней схеме: одни торчат с "AC/DC", другие создают поэмы с рефреном "Ой ты гой еси".
Совет или приказ
Довольно часто встречается обобщенно-личное предложение с глаголом в повелительном наклонении. Например: "Пей за столом, а не пей под столбом". Оно же может работать и в качестве придаточной части предложения, обретая устойчивость сочетания, и теряя придаточность, когда отношение действия к обобщённому лицу стирается или почти пропадает: "Куда ни глянь - всюду безобразие"; "Как же, ищи ветер в поле"; "Глаз выколи - такая ночь сегодня".
Послесловие
Обобщённо-личное предложение приходит на язык именно тогда, когда действие становится важнее, чем личность. Афористичность помогает таким построениям стать долгожителями, потому что действие, как бы, общего пользования: оно близко и понятно всем и каждому, но никому конкретно не принадлежит.
Цели
: объяснить смысл и структуру
данной синтаксической конструкции; научить
уместно и осмысленно использовать
обобщенно-личные предложения в речи.
Схематично цель урока можно изобразить так:
Задачи :
проанализировать функцию обобщенно-личных предложений в языке;
проанализировать строение и структурные признаки обобщенно-личных предложений;
формировать умение находить данные конструкции, опознавать их, отличать от других конструкций;
учить умению заменять обобщенно-личные предложения синонимичными конструкциями;
учитывать стиль и тип речи при употреблении обобщенно-личных предложений;
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения.
ПЛАН УРОКА
(По аналогичной схеме построен урок «Неопределенно-личные предложения» этого же блока «Односоставные предложения»; см. публикацию в газете «Русский язык» № 33/99.)
1. Проанализировать готовые
синтаксические конструкции и сделать вывод об их
роли в языке (рассуждение-беседа).
2. Построить или подобрать аналогичные
предложения, проанализировать их содержание и
строение.
3. Заполнить информацией таблицу: колонку из
общей таблицы «Односоставные предложения».
4. Найти аналогичные предложения в собственных
сочинениях и изложениях и сделать вывод после
поиска.
5. Обрисовать ситуацию, когда уместно
использовать такие конструкции. Сделать общий
вывод: в каких ситуациях, стилях и типах речи
уместно использовать такие конструкции?
6. Знаки препинания, грамматический разбор и
толкование данных конструкций.
ХОД УРОКА
Учитель. На доске написано начало определения – что такое обобщенно-личное предложение. После анализа предложения вы сможете закончить формулировку сами, пользуясь общей таблицей.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом
Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Ответы учеников:
– в суде человека обобрали;
– так говорят о несправедливости судей;
– это – переносное значение: в кафтане –
нагишом
, т.е. «с капиталом – без капитала»;
– до и после суда у человека разное материальное
положение;
– это совет-предостережение;
– это же пословица, она – для красного словца.
Учитель. Вот именно. Это пословица. Что такое пословица? Это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризуется особым ритмом, интонацией и звучанием.
Учитель. Скажите: так с каждым бывает, кто пошел в суд?
Ответы учеников:
– когда как;
– раз это подмечено народом, то, видимо, часто;
– давайте спросим у адвоката: что он скажет?
Учитель. Вдумаемся в текст пословицы. Ответьте: кто здесь «пострадавший»?
Ответы учеников:
– хотя пострадавшего нет, но мне
понятно, что это кто-то из бесправных людей;
– такую несправедливость терпят простые люди, и
их много;
– народ говорит, как бы предупреждая, что если ты
(относится к каждому человеку) пойдешь в суд в
кафтане, то ты (каждый, любой) можешь выйти
нагишом.
Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения: подчеркните члены предложения и обозначьте части речи.
Это односоставное предложение: в нем однородные глаголы – сказуемые, которые относятся ко всякому, любому лицу.
Учитель. Вот в каких случаях в речи появились обобщенно-личные предложения. Основная их функция – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость. И почему же в таком случае нет «пострадавшего»?
Ответы учеников:
– советы даются всем, каждому;
– если суждение относится к каждому, не нужно
«пострадавшего» указывать конкретно;
– важнее сказать о действии, которое совершает
любой человек.
Учитель. Вспомните, что в неопределенно-личных предложениях тоже нет подлежащего. Можно ли сказать, что причина отсутствия подлежащего в обобщенно-личных предложениях другая, чем в неопределенно-личных?
Запишите:
В неопределенно-личных предложениях:
1. Подчеркивается, что важно в них
только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить
местоимение кто-то
.
В обобщенно-личных:
1. Подлежащего не нужно, потому что
понятно, что действовать может любой.
2. Вместо подлежащего мысленно можно подставить
местоимение все, каждый, всякий, любой
.
Чтобы убедиться в этом, давайте подставим подлежащее. Что получилось?
Он (она) пошел (пошла) в суд, а вышел (вышла)...
Ответы учеников:
– это двусоставное предложение, в
котором сообщается о конкретном случае из жизни
определенного лица;
– тот, кто производит действие, стал известен;
– получился другой смысл: утеряна обобщенность
суждения.
Учитель. Итак, почему эти предложения называются обобщенно-личными?
Ответы учеников:
– в таких предложениях обобщается жизненный опыт людей; производитель действия мыслится обобщенно, т.е. им мог явиться любой, всякий.
Учитель.
Подведем итоги: в чем же
существенная разница между двусоставными и
обобщенно-личными предложениями, с одной
стороны, и между неопределенно-личными и
обобщенно-личными – с другой стороны?
Допишите определение: какие предложения
называются обобщенно-личными? В этом вам поможет
таблица.
(Школьники работают три-четыре минуты, после чего дают определения.)
Учитель.
Если вы хорошо поняли
новый материал, то постройте обобщенно-личные
предложения самостоятельно или вспомните
народные пословицы, поговорки.
Укажите, в каких формах может стоять сказуемое в
следующих предложениях.
Учитель.
Перед вами лежат ваши
прошлые сочинения, изложения. Найдите в них и
прочтите хотя бы одно обобщенно-личное
предложение (их нет).
В каких ситуациях вы будете их использовать? С
какой целью?
Ответы учеников:
– в письменной и устной речи, в
житейских ситуациях;
– в разговоре, для красного словца;
– в сочинениях, для того, чтобы сделать свою речь
точной и выразительной.
Учитель. Назовите типы текста и стили, где уместны такие конструкции.
Ответы учеников:
– в описании – нет, в повествовании – да, в рассуждении – тем более (например, в ситуации: незадачливому автору возвращают рукопись со словами: Не пером пишут, а умом ).
Такие конструкции уместны во всех
стилях, кроме делового и научного.
Можно сказать, что обобщенно-личное предложение
является частным случаем неопределенно-личных.
Учитель. Именно так. Изобразим схематично.
Потренируемся!
Замените обобщенно-личные предложения синонимичными двусоставными и наоборот.
Двусоставные предложения
1. Когда люди в лесу рубят дрова, то
щепки летят во все стороны.
2. Когда человек устраивается на работу, то он
поневоле должен терпеть давление начальства.
Односоставные, обобщенно-личные предложения
1. Лес рубят – щепки летят.
2. Пошел на службу – терпи и нужду.
– Обобщенно-личные предложения – это в основном пословицы, копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.
Домашнее задание :
1. Добавьте в свои сочинения, изложения,
творческие работы по 1–2 обобщенно-личных
предложения, где это уместно.
2. Подберите 7 пословиц и замените их
двусоставными предложениями.
Психологическая игра
Учитель. Для каждого я приготовила по одной предназначенной только для него пословице. Запишите ее себе в тетрадь. А я скажу вам, угадали ли вы мой замысел или нет. Но... не странно ли? Пословицы адресованы любому, а я выбрала только одну. Нет ли здесь противоречия?
Ответы учеников:
– раз это психологическая игра –
значит, вы хотите дать нам совет, не называя
каждого по имени;
– мы вряд ли угадаем, кому именно адресована
пословица, она дает очень общий совет, и каждая
подходит любому из нас.
Упражнение. Как вы понимаете эти пословицы? В приведенных примерах подчеркните грамматическую основу. Укажите, какой формой глагола она выражена.
1. Не пеняй на соседа, коли спишь до
обеда.
2. Поел бы редьки, да зубы редки.
3. Соловья баснями не кормят.
4. Почитай старших, сам будешь стар.
5. В меду и подметку съешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Не оттого оголел, что сладко ел, а оттого, что
горько пил.
8. Снявши голову, по волосам не плачут.
9. Будешь знать до конца – будешь сив, как овца.
10. Слезами горю не поможешь.