О молитве за самоубийц или как показать фак нечистому. О молитве за самоубийц
Запрет церковными канонами «приношения и молитв» за лишивших себя жизни объясняется тем, что своим поступком человек сознательно отторг себя от общения с Господом. О справедливости этого правила говорит духовный опыт подвижников, которые, дерзнув вознести молитвы о самоубийцах, подверглись бесовским искушениям и испытаниям непреодолимой тяжести.
В былые времена данное правило распространялось на тех, кто не входил в число приверженцев церкви. Сегодня зачастую жизнь самоубийством оканчивают люди крещенные. Однако на протяжении всей их жизни им не удалось получить надлежащего христианского воспитания, что не позволило им войти в число полноценных церковных прихожан.
Эти люди завершают свою жизнь подобным образом не потому, что у них имеются противоречия с церковью, а вследствие наличия противоречий в своем внутреннем мире. К числу самоубийц принято относить и следующих людей:
- Чью жизнь была прервана при участии в дуэли.
- Давших согласие на то, чтобы к нему была применена эвтаназия.
- Убитые при совершении разбойных действий.
- Погибшие при занятиях экстремальными видами спорта. Ведь им был понятен риск подобных занятий и возможный смертельный исход.
На их отпевание в церкви наложен запрет, также, как и на поминовение в церковной молитве и на панихидах. Для захоронения самоубийц не выделяется место возле храма. К этой же категории можно также отнести людей смерть которых наступила от злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсикомании, так как они понимали к чему ведут их злоупотребления.
Исключение сделано церковью для людей, совершивших суицид находясь в состоянии психического расстройства, и по оной причине состоящих на учете в специализированных медицинских заведениях. В таком случае следует, имя на руках соответствующую справку, обратится с прошением о благословении церковного поминовения к архиерею, правящему в конкретной епархии. Как правило, в таком разрешении не отказывают.
Что ждет самоубийц после смерти
За совершение самоубийства, может последовать жесткое наказание от Господа, так как это очень большой грех. Бог дал человеку жизнь и только ему дано право принимать решение об ее окончании. Человек, совершивший суицид, нарушил Божью волю и его душа вряд ли может рассчитывать на попадание в Рай. Если, конечно, на этот греховный шаг его не толкнули веские причины, или он не осознавал, что совершает.
Может ли самоубийца получить прощение от Господа?
Надежда на это может быть при возникновении следующих ситуаций:
- Если человек перед смертью подвергался жестоким издевательствам, которые и довели его до самоубийства, то ему может быть прощение от Господа с допуском в Рай.
- Когда ребенок или подросток совершает суицид спасаясь от издевательств взрослых или своих сверстников. Ведь делает он это, как правило, на эмоциональном всплески, то есть не отдавая себе отчета в том, к чему это может привести.
- Прощение может быть даровано самоубийце который испытывал неимоверные муки, вызванные тяжелой болезнью. При этом никакие лекарства уже не могли его избавить от страшных болей.
Можно ли молиться за самоубийц
Малоприятным для глаз является зрелище, когда родственники человека, прервавшего свой жизненный путь, упорно пытаются уговорить священнослужителя совершить обряд отпевания. По их мнению, именно он имеет наибольшее значение для души усопшего, которая сразу после этого попадает в Рай. Им не ведомо, что самым важным является третий день, когда душе очень нужна молитвенная помощь родственников.
Церковь сделал уступку, благодаря которой родственникам самоубийц разрешается читать несколько утешительных молитв. Ими может быть получено дозволение с благословения священника полностью читать дома молитву Преподобного Льва Оптинского о самоубиенных. Существенную помощь душам таких усопших способно оказать ведение праведной жизни их родственниками и раздачи нуждающимся милостыни.
Существуют определенные правила, по которым читаются подобные молитвы:
- Молитва читается на протяжении всего дня.
- Молящийся должен стараться вникнуть в суть произносимых слов.
- Чтение обязательно сопровождается зажжением свечи, позволяющей настроиться на молитвенный лад.
- При чтении молитвы нельзя спешить.
«Помилуй, Господи, душу раба Твоего /имя/, отшедшего в жизнь вечную в отстулении от святой Твоей Православной Церкви. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».
Как молиться о самоубийцах детях
Если произошло непоправимое и ребенок по каким-то причинам прервал свой жизненный путь, то его душе может помочь следующая молитва, возносимая родителями:
«Господь Всемилостивый, прости моего ребенка за то, что убил он сам себя. Отпусти ты ему грех этот и не терзай его душу, позволь душе чада моего умершего обрести вечный покой. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!».
Можно ли молиться за самоубийц родителей?
Можно и нужно, ведь только родственники своими молитвами могут помочь добиться прощения от Господа за совершенный грех. А слова молитвы такие:
«Всевышний Господи, прости ты моему отцу (матери) грех этот страшный, потому как принудили его (ее) к этому обстоятельства тяжелые и невыносимые. Не допусти терзаний душевных и мук страшных родителя моего. Не навлекай и на меня наказания за грехи отца моего (матери моей). Прошу поселить душу родителя я в рай, где будет вечный покой и гармония, ведь заслужил он такой жизни, и я в это свято верю. Во веки веков, аминь!».
Троицкая родительская суббота и отпевание самоубийц
Иногда приходится слышать от «просвещенных» христиан, что единственным днем, когда церковь отпевает самоубийц является Троицкая родительская суббота. Это не является правдой - нет таких дней в который церковью возносились бы молитвы о самоубийцах.
В Троицкую же родительскую субботу подразумевается богослужение «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». В этот особый день церковного календаря церковью возносятся усиленные просительные моления о людях, живущих на земле, о даровании им прощения грехов их, и очищении их действием Святого Духа.
На каноне Троицкой родительской субботы происходит поминание очень многих, если можно так выразится, категорий усопших. Здесь и умершие на земле, и утонувшие в море. Погибшие и даже сами совершившие убийство. Но нигде и никогда ни словом не говорится о самоубийцах.
Речь идет исключительно об усопших благочестивых христианах. А кто может считаться таковым? Для этого недостаточно одеть нательный крестик после обряда крещения и время от времени заходить в храм. Не существует такого понятия как «вера в душе». Истинный христианин должен, реализуя свою веру, вести христианский образ жизни. И завершить свой жизненный путь он обязан соответственно.
Ведь не зря во многих богослужениях часто содержится просьба о том, чтобы всем верующим была дарована христианская смерть. Вот яркий пример: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».
А как же самоубийцы? Ведь их кончину нельзя признать христианской. Самоубийство - страшный грех, нарушающий волю Господа нашего. Человек осмысленно и преднамеренно отказывается от великого Божьего дара - жизни. И грех этот не подлежит прощению, так как, совершивший его не имеет возможности покаяться.
У церкви имеется особый чин под названием «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но надо понимать, что он не является отпеванием самоубийцы, и вообще он не о нем. Эта молитва возносится за его родственников.
(Из книги «Как молиться о самоубийцах», Свято-Елисаветинский монастырь, Минск. 2004 г.)
Согласно 14-му правилу Апостола Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви.
Келейная же молитва за «самовольне живот свой скончавших» возможна.
Преподобные Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц на келейной молитве. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев,
одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых, так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу, и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»
Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».
О возможности келейного моления за самовольно жизнь свою прервавших говорится и в письмах Архимандрита Иоанна Крестьянкина (†2006), духовника Псково-Печерской обители:
«Дорогая о Господе Т.!
А вот о сыне (самоубийце - ред
.) молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов Святых Отцов, такова каноника. Молиться же дома, всей душой скорбящей и израненной предстоя Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве.
Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего, по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать сорок дней ежедневно. А молитовка старца Льва Оптинского пусть утешает Вас ежедневно, и она же поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. Надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся.
Только не забывайте, что первая заповедь, данная людям от Бога в Раю, была - послушание. И именно поэтому Вы и в данной ситуации не можете преступить эту спасительную заповедь. И обретете милость Божию к себе и к чаду за скорбь свою и за послушание слову Божию - в церкви не поминать, но только дома.
Милость Божия буди с Вами!
Дорогая о Господе А.!
Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя.
Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет Владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома сорок дней ежедневно этот канон, а молитву старца Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь.
Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме, и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменить не может.
А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и маме. Храни Вас Господь!
Раба Божия В.!
Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете за непослушание.
Дорогая П.Я.!
Чтобы не погрешить нам пред Богом и не стать самочинниками, надо молиться Вам о Е. только дома, постоянно читая о ней молитву старца Оптинского Льва, а также Канон за самовольно ушедших из жизни.
У Господа нет мертвых, и тайну смерти Е. знает Господь. Если она стала жертвой злоумышленников, то Церковь о таких молится и Господь вменяет им их кончину в мученичество.
У Господа неправды и несправедливости не будет, нам же надо оставаться пред завесой тайны и исполнить волю Божию в тех пределах тайны, что доступна нам. Подавайте за Е. милостыню и читайте Канон, преклонив главу пред Божиим велением.
Божие благословение Вам!
Дорогая о Господе С.!
Ин суд человеческий, и ин Суд Божий. Закон Божий требует от всякого человека исполнения воли Божией, и только это спасительно для человека. Не будем брать на себя миссию судей над другими, в частности над Вашим братом, но судить о своих поступках мы обязаны еще до суда Божия. Оставьте брата воле Божией о нем, сами же исполните то, что повелено нам.
О самовольно ушедших из жизни в церкви молиться нельзя, и это однозначно. Только психическое заболевание, засвидетельствованное врачами, позволяет нам поминать самоубийц.
У Вас о брате этого свидетельства нет. А потому покоритесь беде и не преступайте канонов Церкви. Молитесь о нем только в домашней молитве и подавайте милостыню.
Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно».
Митрополит Вениамин (Федченков) , стараниями которого появился Канон о самовольне живот свой скончавших, читаемый келейно по благословению духовника, пишет:
«В 1925 году на Сергиевском подворье в Париже – Рю де Крим, 93 – покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом…
У нас его отпевали…
Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному Нектарию Оптинскому с вопросом, что нам делать. Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение сорока дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию.
Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за Богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…
После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, согласно канонам - правилу Тимофея Александрийского - и по внутреннему противлению души моей; но помнил наставление отца Нектария, а также и указание Митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве. Тогда - с предварительною молитвою о помиловании нас, молящихся, да не прогневаем Господа, - я обратился в канонник: «можно и во всякую субботу в Октоихе найти заупокойные каноны». Но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся «благочестно», «в вере», «в упокоении» и прочее, - все это не подходило к вольным, «не в сумасшествии», самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари.
Может, кому-либо пригодится…
А меня да помилует Господь за дерзновение такое…»
Канон о самовольне живот свой скончавших
Глас 2-й
(читается келейно и с благословения духовника)
Песнь 1
Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.
Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд мне сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.
Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имярек), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.
Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившаго, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имярек).
Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушием жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имярек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: «Не вем тя», аще и воистину повинен есть сему.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имярек) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.
Песнь 4
Ирмос: Пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Во уповании на Тя, Боже, изнемогшаго, и насилием вражиим одоленнаго раба Твоего пощади, Спасе, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче, омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имярек), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имярек) неключимаго, заповедь Божию преступившаго, спасти по единой милости.
Песнь 5
Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имярек), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имярек), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющиися на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего живот свой скончавших безнадежно (имярек).
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховной валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Из земли создавый человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказанного Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имярек) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Избавительнице усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имярек) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.
Песнь 7
Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть: Христос же простре благочестивым отроком росу духовную; Сый благословен и препрославлен.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в Рай разбойника с Собою введши, помяни и ныне раба Твоего (имярек), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имярек), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившагося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имярек), той бо яко Матерь Тебе с нами просит.
Песнь 8
Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имярек), лютою смертию поползнувшагося.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Егоже моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имярек) : имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебе Благоутробному Спасу мира.
Песнь 9
Ирмос: Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная Всечистая, Тя, Богородице, величаем.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имярек), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.
Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имярек), и нас молящихся.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе яко Матери нашей притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имярек), малодушне скончавшагося, Тебе, Заступнице, и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения духовника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
В основу молитвы за самоубийц положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться.
Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».
Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом.
О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.
Такие молитвы следует творить только с благословения духовника, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Были случаи, когда, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи - пьянство, игроманию, наркоманию»
Есть история, записанная со слов архимандрита Кирилла Бородина:
Один молодой человек, духовное чадо батюшки, из-за личной драмы кончил жизнь самоубийством. Случилось это в Риге накануне Нового года. Старец, провидя духовное состояние своего пасомого, не хотел отпускать его от себя, но тот ослушался и поспешил на праздник, где увидел свою подругу в объятьях другого, после чего, поддавшись чувствам, повесился на заборе. Отец Кирилл в разговоре с отцом Виталием Кондратовым рассказал об этом случае следующее:
Вижу петлю, и часы показывают одиннадцать. Я понял, что случится беда. Сколько я ни упрашивал этого молодого человека побыть со мной до одиннадцати часов, он не соглашался. Придя в ресторан, он увидел свою возлюбленную с другим, после чего произошло страшное...
Отец Кирилл говорил, что если бы юноша не пошел на праздник и задержался хотя бы на один час, все могло быть иначе. Сокрушаясь о несчастном, старец вспоминал сказанные когда-то митрополитом Иосифом слова о молитве за самоубийцу. Крепкий духом и опытный в духовной брани владыка не советовал даже и дерзать на подобную молитву: «Можно попробовать, но месть будет страшная - весь ад подымется. Я, например, как-то сам дерзал на это, да и то еле-еле двадцать дней продержался. Больше никогда не буду этого делать». Но отец Кирилл все же дерзнул вымолить свое духовное чадо. Чтобы бесы не ударяли его по лицу, он клал на него крест, а для смягчения ударов даже надевал ватники, в которых и проводил всю ночь, молясь за самоубийцу и с великим трудом сдерживая натиск бесовский. Месть действительно была страшной: никогда еще так сильно враг не нападал на батюшку. Но отец Кирилл держался и на двадцатый день в тонком сне увидел свое чадо с белым пятнышком на лбу. Это был духовный знак свыше, чтобы продолжать молитву за несчастного юношу. На сороковой день юноша явился старцу уже весь светлый, благодаря его, а отец Кирилл был к тому времени ни жив ни мертв. «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, - сказал старец, - и никому из священства этого делать не советую!»
Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
Благословен Бог наш:
Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия , глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
Слава: Господи, помилуй нас:
И ныне: Милосердия двери:
Псалом 50-й.
И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
И ныне:
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрость.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Именем Господним благослови, отче.
Обычный (малый) отпуст.
Архиепископ Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)
Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков христианства состоявшиеся. И что особенно опасно: или забывают, или даже прямо не хотят справиться с тем, как и на каких основаниях решала эти вопросы, оценивала ценности, постановляла свои решения христианская древность, а иногда и сама Церковь, руководительница православной христианской мысли в те далекие от нас времена. Выходит, что наше поколение считает себя как бы умнее, талантливее и обильнее благодатными дарованиями, нежели великие мужи, носители духа христианского, жившие в веках, от нас отдаленных. Если такое самомнение сознательно, то оно преступно, свидетельствует об отступлении от Церкви, хотя пока в мысли; но хочется думать, что больше творится все бессознательно, как грех неведения, как последствие недостаточного воспитания в духе церковности…
В последние годы мутною, ядовитою волною разливается по родной Руси в разных видах неверие, и прежде всего — неверие в Церковь, как живой организм любви, возглавляемый Христом Спасителем, как воплощенною любовью. И это неверие в Церковь проявляется в тех, которые считают себя верующими в Бога. Для них безразлично, как учит о том или другом предмете православная Церковь: они полагают, что в праве иметь обо всем свое собственное суждение, не справляясь о том, что скажет святая Церковь. А таких вопросов жизнь современная выдвигает на каждом шагу множество. Вот тому пример: вследствие упадка веры вообще и ослабления как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищают из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на нее, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в промысл Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть врага рода человеческого, врага Божия, преграждает к себе все пути для благодати: как же возможно будет для него воздействие сей благодати? Когда идет речь о спасении, мы должны всегда помнить, что Бог не спасает нас насильно: создать нас без нас Он мог, а спасти нас без нас — не хочет и, без нарушения правды Своей, потому — не может. Необходимо, чтобы человек при исходе из сей жизни имел бы хотя зачатки произволения ко спасению, чтобы, по крайней мере, не отрицал возможности своего спасения, а следовательно — не терял надежды: мы молимся о тех, кто почил в надежде воскресения и жизни вечной, в ком осталась хотя бы искра надежды на Искупителя мира. Тогда Церковь молится и «о иже во аде держимых», по слову Василия Великого. Общий закон спасения выражен в словах: «в чем застану, в том и сужу », глаголет Господь.
Что сказал я о самоубийцах, то же можно сказать и об отлученных от Церкви еретиках, не примирившихся с Церковью, умерших во вражде с нею, в отлучении от нее. Вне Церкви нет пути к единению со Христом, а следовательно нет и спасения. Спасаются только живые члены Церкви, живущие ее жизнью, в единении с нею посредством таинств, наипаче же святейшего таинства Причащения Тела и Крови Христа Спасителя, как Он Сам изрек: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. А сие величайшее таинство существует только в Церкви. И относительно еретиков надо сказать, что если они умерли без примирения с Церковью, если они унесли в душе своей вражду к ней туда, в другой мир, то для них невозможно превратить эту вражду в любовь, потому что вообще для души в загробном мире уже невозможно изменение настроений: какое направление получила душа в сей жизни, в таком она продолжает жить и в загробной. Там живет уже не полный человек, а только душа его, и что преобладало в душе в сей жизни, то продолжает обладать ею и в будущей. Перемена для душ, отшедших из сего мира в другой, возможна лишь по молитвам Церкви, но при том условии, если душа отошла в мире с Церковью, если в произволении усопшего были зачатки искреннего желания спасения, если он был хотя и немощным, но не совсем мертвым, не отпадшим от целого членом тела Церкви.
Таковы общие основания для суждения о том: можно ли молиться за души самоубийц и еретиков. Но относительно самоубийц святой Тимофей, епископ Александрийский, на вопрос: «аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты, за такого должно ли быть приношение (литургия), или нет?» — отвечает: «о таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли будучи вне ума содеял сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческой, или по иному какому случаю, от малодушия: и о таковом не подобает быти приношению, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». — Вот единственное исключение, допускающее молитву церковную за самоубийц! Человек совершил страшное преступление в состоянии невменяемости: ясно, что нельзя его строго и судить за это. Бог, в неисповедимых путях Своего Промысла, попустил такое несчастие, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума: Бог пусть и будет единственным его Судиею… Церковь, в смирении склоняясь пред непостижимыми судьбами Божиими, предает сего человека в руки милосердия Божиего, как лишенного возможности бороться с насилием диавольским. Впрочем, повторяю: в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы, должна решать церковная власть, которая берет за себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминовения. И это представляет тяжелое бремя для каждого епископа. Самоубийства участились в последнее время до крайности, особенно среди молодежи. Полагаться на решение врачей, нередко и в Бога не верующих, и принадлежащих к исповеданиям, не признающим молитвы за умерших вообще, нельзя: ведь такие врачи вовсе не обязаны входить в суждение по существу с духовной точки зрения о том, был ли самоубийца в состоянии острого помешательства и вне ума в момент совершения преступления; их забота, хотя несколько, успокоить живых, скорбящих родственников покойника, и вот обычно они все самоубийства с легким сердцем приписывают острому помешательству. А в глухом, отдаленном от епархиального города углу, этот вопрос приходится решать местному священнику, у которого иногда и мужества не достает отказать в христианском погребении и поминовении самоубийцы, в виду возможных жалоб архиерею за отказ в этом, со стороны родственников покойника. Ведь в наше время миряне забывают совсем церковное правило о подчинении своего смышления авторитету своего пастыря и духовного отца: они смотрят на него просто как на требоисправителя, который обязан непременно, без всяких рассуждений, исполнить их требование. Забывают известное еще в ветхом завете правило: послушание выше поста и молитвы, выше приношений и жертв. Когда им напоминают о церковных правилах, они обычно ссылаются на бывшие примеры разрешения, и больше не хотят рассуждать… И совесть священника нередко насилуется мирянами, и священник, вопреки совести, во избежание жалоб и дознаний, исполняет их требование. Невольно думаешь: как же наша жизнь далеко уклонилась от того пути, какой ей указуется Церковью! Ведь выходит, что родственники самоубийцы как будто насильно, вопреки воле Самого Господа, Который управляет Церковью и чрез иерархию указует ей правила жизни, хотят — да будет позволено так выразиться — втолкнуть несчастного в Царство небесное!.. И особенно это надо сказать о панихидах по еретикам и богохульникам: тут уже бывает прямое кощунство, превращение молитвы церковной в какое-то насилие над Церковью, издевательство над ее служителями. Так было в отношении Толстого, так теперь творится в отношении другого богохульника — Шевченко, так постоянно творится неверами-интеллигентами в отношении разных хулителей Церкви, ее врагов, если только они носили имена христианские… Но относительно еретиков св. Церковь не допускает даже и таких исключений, какие бывают в отношении к самоубийцам: раз еретик или богохульник умер не примирившимся с Церковью, умер в отлучении от нее — Церковь не может допустить и молитвы о нем. Ересь есть духовное самоубийство, а о мертвом члене, отсеченном от целого тела Церкви, бесполезно и заботиться, бесполезно и молиться.
Есть еще одна сторона вопроса о молитве за еретиков и самоубийц, которую, обыкновенно, упускают из виду, хотя она едва ли не важнее всех теоретических суждений, которые, может быть, в самой основе-то своей на нее и опираются. Это сторона, так сказать, мистическая. Помнить надо: что такое Церковь в своей сущности? По учению великого Апостола Павла, она есть — живое тело Христа Спасителя, коего Он Сам и есть Глава, а все верующие — члены, так сказать — живые клеточки всего великого организма любви, одушевляемого Духом Божиим; молитва, по выражению покойного А. С. Хомякова, есть кровь Церкви, своим обращением привлекающая благодатные силы к обновлению всего организма. Она есть и дыхание любви, объединяющей всех верующих со Христом и во Христе. Любовь движет молитву, приводит ее в действие. Любовь приводит в соприкосновение душу молящегося с душою того, за кого он молится. Но сие соприкосновение бывает целительно для последнего только тогда, когда он еще не умер для тела Христова, когда он составляет еще живую клеточку всего тела, то есть, не потерял общения со Христом; хотя он и болеет, хотя он и не очищен от греховной нечистоты, но ушел отсюда с верою в молитву Церкви, с надеждою воскресения во Христе. Тогда молитва любви, восходя к Искупителю мира, несет от Него исцеляющую благодать душе почившего, благодать, изливаемую любовью Христовой к тому, кто не потерял еще веры в искупительную силу крови, пролитой за него на Кресте. Такая молитва и Господу угодна, как жертва любви за почившего, и для молящегося полезна, как животворящее дело его любви, как исполнение заповеди Господней. Такая молитва сливается с молитвой всей Церкви, становится уже молитвой самой Церкви, молитвой — дерзну сказать — Самого Господа, яко Ходатая Нового Завета, яко Главы Церкви. Соединенная с таинством Евхаристии, она проникает небеса и отверзает двери милосердия Божия к почившим в вере нашим братьям и кровью Господа омывает их грехи. Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих, молится Церковь, когда опускаются частицы, вынутые за живых и умерших, в кровь Господню. Теперь примените сию мысль к тому несчастному, кто, как еретик, отпал от Церкви, мертв для нее в качестве члена, или же отсечен от Церкви невидимым судом Божиим за смертный грех отчаяния, в каком он умер, как самоубийца. Может ли принести пользу такому, уже мертвому, члену Церкви, уже отсеченному от нее, молитва за него, хотя бы это была молитва всей Церкви? Конечно, не может. И причина тому не вне сего несчастного, а в нем самом, в том настроении, в каком он перешел в другую жизнь. Это — настроение упорного сопротивления Богу и святой Церкви. Он сам не хочет себе спасения: не восхоте благословения и удалится от него, как сказано в Писании. А перемена настроения, как я уже сказал выше, там, в другом мире, невозможна, если не было зачатка такой перемены в сей жизни. Бог насильно не спасает. Это — первое. Второе: невыносим свет для глаз болеющих. Невыносимо приближение к Богу для души, умершей в грехе нераскаянном. Кто знает? Может быть наша молитва о человеке, умершем в состоянии ожесточения, будет только еще больше тревожить и усиливать в нем враждебные чувства к Богу… По крайней мере, относительно злых духов известно, что и сих отверженцев Господь готов был бы принять, но они сами того не желают в ожесточении своей гордыни. Посему вместо пользы молитва за того, кто ушел отсюда в нераскаянном грехе отчаяния и хулы на Бога, может и ему принести вред, и тому, кто за него молится.
Вред такому молитвеннику возможен еще и с другой стороны. Молитва не есть простое словесное ходатайство за другого, как это иногда бывает между людьми. Нет. Когда мы молимся за ближнего, молимся не языком только, не словами, а и сердцем, то воспринимаем память о душе его в свою душу, в свое сердце; воспринимаем, по любви к нему, и те скорби, и те грехи, какими он отягощен, и уже как бы от своего лица вознося их ко Господу, умоляем Его благость о помиловании или ниспослании ему спасающей благодати. Чем сердечнее и искреннее такая молитва, тем большую милость Господню она может низвести душе того, за кого молимся. И чем ближе нам человек этот, чем больше питаем к нему чувства любви, тем сердечнее бывает и наша молитва о нем. И если он жил на земле благочестиво и богоугодно, то, воспоминая в молитве его душу, тесно соприкасаясь, объединяясь с нею, мы незаметно делаемся как бы причастниками и той благодати, какая присуща была этой душе при жизни на земле, и тем добрым свойствам, коими она была украшена. Посему-то молитва за почивших праведных людей весьма душеполезна и для нас самих спасительна. Не столько они получают от нас пользы, сколько мы воспринимаем от них духовной отрады и утешения. Над нами сбывается слово Писания: молитва его в недро его возвратится. С одной стороны, при одном простом воспоминании о лице, известном нам доброй жизнью, наша благовейная мысль о нем уже услаждается красотою его духовного облика; с другой — он видит любовь нашу к себе и, конечно, в долгу у нас не остается: он, так сказать, показует Богу любовь нашу и, по любви своей к нам, приносит Богу теплую, чистую свою молитву за нас.
Но совсем другое дело, когда молишься за человека, который всю жизнь свою грешил тяжкими смертными грехами и не подумал об очищении их покаянием. Тут уже не отраду вливает молитва, а, напротив, сообщает молящемуся тягость, смущение, беспокойство. Да так оно и должно быть. Воспринимая образ души усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается его грехам, не очищенным покаянием, берет на себя и долю его душевных страданий. И сие-то томление и страдание душою во время молитвы за умершего грешника, если он еще не погиб грехом отчаяния, доставляет ему отраду и облегчение, приклоняя к нему Божие милосердие молитвою любви. Но если его душа перешла в иной мир в настроении враждебном к Церкви, если она отвергла искупительные заслуги Господа Спасителя мира, как это было с несчастным графом Толстым, как молиться за таких? Как можно допустить себя до некоторого прикосновения тому богоборному настроению, коим душа его была заражена? Как воспринять в свою душу все те хулы и безумные речи, и даже помыслы, коими была полна его душа, может быть даже в самый момент его смерти?.. Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения таким настроением? Не напрасно же говорят, что, например, самоубийство заразительно: при одном имени самоубийцы в душе возникает его образ, а с образом сим рисуется и то, как он окончил жизнь… Спросите любого психиатра, и он вам скажет, что при разговорах о самоубийцах, о способах их самоубийства у впечатлительных людей нередко появляются так называемые «навязчивые мысли», а по нашему, православному, просто вражеские искушения, влекущие слабых людей к тому же преступлению… Как у человека, смотрящего вниз с вершины высокой скалы или колокольни, откуда-то появляется мимолетная мысль — броситься вниз, так нечто подобное бывает и при воспоминании о самоубийстве человека, особенно известного тому, кто вспоминает о нем и имел к нему отношение. Говорю о людях впечатлительных и слабых. А ведь в молитве, как я сказал, мы как бы соприкасаемся своею душою душе того, за кого молимся… Что если молитва о самоубийце, вообще Церковью воспрещенная, будет неугодна Богу?.. Если благодать Божия отступит от нас за нарушение заповеди о послушании Церкви? За то, что мы свое мнение ставим выше учения и правил Церкви?
О всем этом пусть подумают те, которые требуют от служителей Церкви молитв об еретиках и самоубийцах.
А можно ли, скажут мне, молиться за самоубийц и еретиков на молитве домашней, частной, не церковной?
Отвечаю: молитва домашняя не может стоять в противоречии с церковной, тем более, что церковная молитва несравненно выше частной, домашней. Что такое моя одинокая, грешная, слабая молитва в сравнении с церковною?.. В церковной молитве моя немощная и, может быть, нечистая молитва очищается и несется к Богу на крыльях молитвы всей Церкви, всего сонма верующих, сонма всех святых Божиих. Не имею я дерзновения за премногие грехи мои к Господу Богу моему, тем паче дерзновения молиться о том, кто премного прогневал Его смертным грехом отчаяния; и как дерзну я делать то, чего не дерзает делать Церковь? Ибо если бы она дерзала, то не воспрещала бы такой молитвы…
Таково общее суждение о молитве частной, домашней.
Но мне скажут: как удержаться от такой молитвы особенно человеку, который был связан — не говорю уже с отлученным от Церкви явным еретиком: о таковом не позволит молиться чувство уважения к Церкви, которую он оскорблял и от которой отпал, — но с самоубийцей узами кровного родства, или был очень близок ему по духу любви, — как удержаться от того, чтобы излить свою душу пред Отцом небесным? Как не возвестить Ему печали своего сердца?..
Но это — совсем другое дело. Никто не может запретить лично каждому из нас «изливать свою душу» в молитве пред Господом, «поведать Ему печали свои». Это — не одно и тоже с молитвенным ходатайством за покойника. Мудрые, духовно опытные и обладавшие даром рассуждения старцы-подвижники удовлетворительно дают на это ответ. Так известный Оптинский старец Леонид, скончавшийся в 1841 году, дал такое наставление своему ученику, обратившемуся к нему за утешением, по случаю полученного им известия о смерти отца, последовавшей от самоубийства: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись преблагому Создателю, исполняя долг любви и обязанности сыновней».
— Но каким образом молиться за таковых? — спросил послушник.
— По духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, и, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!»
Так учил и утешал богомудрый старец своего ученика, бывшего в печали и скорби великой.
В этом наставлении и для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего скорбную душу в предании и себя, и покойника в волю Божию, всегда благую и премудрую… И верный, смиренный сын Церкви не станет требовать от Церкви большего.
Как молиться за самоубийц?
Можно ли молиться за людей, покончивших жизнь самоубийством? Добровольный уход из жизни близкого человека - нелегкое испытание для его родственников и близких. И без того убитых горем людей начинают терзать многочисленные вопросы. Молятся ли за самоубийц? Какому святому молиться о душе человека, принявшего столь страшное решение? Верующие люди знают о том, что просить Бога о помиловании души самоубийцы - величайшее дерзновение. Ведь самоубийство представляет собой грех, в котором нет возможности раскаяться, а значит, заслужить прощение. Однако за самоубийц можно и нужно молиться, следует только знать, каким образом это рекомендует делать Православная Церковь.
Причины запрета
Почему же в Церкви нельзя молиться за самоубийц? Дело в том, что православие не принимает саму идею самоубийства: даже Иуда Искариот более осуждается за добровольный уход из жизни, нежели чем за то, что предал Спасителя. По церковным правилам, нельзя молиться за самоубийц и отпевать их. Нельзя даже упоминать в Храме человека, принявшего добровольное решение уйти из жизни. Ведь считается, что самоубийство - результат слишком сильной привязанности к земному, добровольный отказ от жизни в Боге.
Однако дело вовсе не в том, что Церковь отворачивается от души самоубийцы: она лишь предоставляет Господу принять решение об участи преступника.
Есть ли исключения из правила?
Если человек совершил самоубийство, находясь в невменяемом состоянии, вызванном психическим расстройством, при погребении совершается полный церковный обряд, и за таких самоубийц можно молиться в Храме. Но каждый такой случай должен рассматриваться правящим архиереем в индивидуальном порядке.
Люди, совершившие неудачную попытку самоубийства, после смерти также не лишаются права на совершение над ними церковного обряда. Ведь каким бы ни было преступление, в случае раскаяния оно получает шанс быть прощенным.
Многие полагают, что поминать самоубийц можно на Троицкую родительскую субботу, однако это на так: церковного поминовения за таких людей не может быть ни в какой день.
Какому святому можно молиться за самоубийц?
Бессмертная душа самоубийцы больше, чем чья бы то ни было, нуждается в постоянной молитвенной поддержке, поэтому ответ на вопрос, молятся ли за самоубийц, несомненно, утвердительный. Молиться о спасении души самоубийцы непременно следует, но разрешена исключительно домашняя молитва.
У многих может возникнуть вопрос, какому святому можно молиться за самоубийц. С просьбой о спасении души добровольно ушедшего из жизни человека принято обращаться к святому мученику Уару. Однажды он пришел во сне к блаженной Клеопатре с новостью о том, что за ее благие поступки он умолил Господа об отпущении грехов ее родственников, при жизни поклонявшихся языческим божествам. Именно с той поры к святому Уару обращаются, если хотят попросить о заступничестве перед Господом за тех, кто ушел из жизни добровольно, а также за не успевших принять крещение.
Святые старцы также советовали обращаться с молитвами о помиловании самоубийцы к Божьей Матери, читая на четках «Богородице Дево, радуйся...», проговаривая в начале и конце молитвы свою просьбу.
Заключение
Не следует впадать в уныние, полагая, что ни в коем случае нельзя молиться за самоубийц. Делать это непременно стоит, особенно тем людям, которые любили человека, выбравшего для себя столь греховный путь. Только искренние молитвы способны облегчить участь бессмертной души человека, наложившего на себя руки, а тем, кто продолжает нести свой крест, остается только уповать на милость Божью.