Необычное кулинарное путешествие.docx - Конспект занятия по внеурочной деятельности "Необычное кулинарное путешествие" (3 класс). Мероприятие «Один день короткого путешествия со вкусом
МКОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»
Игротека программы
«Разговор о правильном питании»
Викторина «Поле чудес» на тему:
Провела: Мехонцева Н.Г.
Тема: «Кулинарное путешествие по России».
Форма работы: викторина для учащихся младших классов
Задачи:
- сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа;
- расширить представление о кулинарных традициях своего народа;
- изучать историю быта своего народа, используя самое важное и полезное;
- расширять кругозор;
- прививать культуру здорового питания.
Основная цель реализации программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Результаты работы программы подтверждают ее эффективность: программа помогает укреплению здоровья детей.
В ходе занятий дети получают знания о пищевой ценности продуктов, о полезности или вреде употребления, узнают основные медико-биологические данные о витаминах, минеральных веществах, их влиянии на организм. Знания, которые даются, адаптированы под определенный возраст. Ребята с большим удовольствием получают новую информацию.
Задача этих мероприятий - рассказать ребятам в игровой форме о важности правильного питания, а также убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание - это полезно, вкусно и весело.
Какими бы полезными и интересными ни были занятия, детям нужен праздник – выразительный, запоминающийся.
Увлекательный сценарий викторины позволит детям легко усвоить основные правила здорового питания в разных регионах нашей страны в прошлом и настоящем.
Оборудование: мультимедийный проектор, детская игрушка «Юла» со стрелкой, карточки с цифрами, физическая карта России, картинки продуктов, призы.
Ход мероприятия:
Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами совершим необычное кулинарное путешествие по России, во время которого вы узнаете, какие продукты, блюда были на Руси, чем была полезна еда наших предков. Наше занятие будет проходить в форме игры «Поле чудес». Для отбора участников проводим блиц – турнир по загадкам о продуктах питания. За правильный ответ получают жетон. Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками игры соответственно 1, 2, 3 туров.
Загадки о продуктах питания.
1. Комковато, ноздревато и губато, и горбато,
И твердо, и мягко, и кругло, и ломко.
И черно, и бело, и всем людям мило.(хлеб)
2. Сидит на ложке, свесив ножки.(лапша)
3. Белая бочка, а в ней ни сучочка.(яйцо)
4. В воде родится, но воды боится.(соль)
5. В городе Торжке продают бабу в горшке.(каша)
6. Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.(кисель)
7. Что всегда поверх воды?(масло)
8 Белая беляна,
По полю гуляла,
Домой пришла,
По рукам пошла.(мука)
9. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я.(творог)
10. Дорогой капитал все души напитал.(борщ)
12. Чем больше ешь, тем больше остаётся.(орех)
13. Золотое решето чёрных домиков полно,
Сколько чёрненьких домков – столько беленьких жильцов. (подсолнух)
14. Чёрная макушка, желтая опушка.
Ведущий.
- По подсчётам жетонов выявлены участники викторины.
Итак, задание 1 тура.
Слайд 2.
Картофель на Руси раньше не знали. Заменял его другой овощ. Его запекали в печи, ели сырым. Как он называется? Слово из 4 букв.
Ведущий.
- Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении многих веков в Центральной России. О нём осталось много свидетельств в русском языке («дешевле пареной репы», «лук репчатый», «репница» - старинная похлебка из репы с солодом, и многое другое). Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Существует много разновидностей растения, которые различаются по форме, цвету и размеру корнеплодов.
Слайд 3.
(Учащиеся прикрепляют на карту России картинку репы.)
Ведущий.
Приглашаются следующие участники. Слушаем внимательно задание 2 тура.
Слайд 4.
На Руси её ели сырую, сушённую, мороженную, квашенную, солёную или варёную. Что же это за необычный продукт? На табло 4 буквы.
Ведущий.
- Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии северных народов. Рыба, разумеется, была пищевым сырьем и в других регионах России. Это Заволжье, Зауралье, Дон, Кубань.
Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что ее ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по-разному, разными методами.
Слайд 5.
(Ученики помещают на карту России картинку с изображением рыбы)
Участникам 3 тура придётся вспомнить сказки А.Пушкина. Вот задание: как назывался древнейший вид зерна, из которого варили каши, о которой упоминается в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде». Слово из 5 букв.
Ведущий.
Слайд 7.
-В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда говорит попу:
«В год за три щелчка по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу»
Полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней.
В полбе, в отличие от пшеницы, самое большое количество белка. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы В, чем в обычной пшенице.
Содержащиеся в полбе особые растворимые углеводы обладают способностью укреплять иммунную систему. Кроме этого, полба очень легко и быстро усваивается организмом (отсюда быстрое насыщение после ее "поедания").
Полба содержит практически все питательные вещества, в которых нуждается человек, в гармоничном и сбалансированном сочетании и не только в оболочке зерна, а равномерно во всем зерне. Это означает, что она сохраняет питательную ценность даже при самом тонком помоле.
Полба – в противоположность другим выращиваемым видам зерновых – генетически очень здоровое растение; ее ценность для здоровья и ее внутренняя сила несравнимо выше. Она устойчива к радиоактивности и заражениям окружающей среды, так как зерно плотно покрыто несколькими слоями (мякиной). Она была единственной культурой, которая после атомной катастрофы в Чернобыле осталась невосприимчивой к излучению. Кашу из этого зерна готовили в Сибири, на Урале.
(Ученик наносит на карту России картинку с полбой)
Ведущий.
- А теперь- - игра со зрителями.
Слайд 8.
-Мы – жители большого и хлебосольного казачьего края. Как же называется блюдо, появившееся на Кубани вместе с запорожскими казаками, поселившимися на Кубани в 18 веке.
Ведущий.
Слайд 9.
- Да, это Его Величество - Кубанский борщ.
Борщ на Кубани, с одной стороны, блюдо совершенно повседневное, а с другой - блюдо абсолютно особенное, и в нем даже есть нечто ритуальное.
Традиционный обед на Кубани обязательно начинался с борща. Но иногда мог им и заканчиваться. Всякое бывало, бывало и так, что в доме хоть шаром покати и на стол, кроме хлеба и сала с чесноком, хозяйке и поставить было нечего, но если она всё же успевала приготовить кастрюлю наваристого кубанского борща, - считайте, что обед удался, и краснеть хозяйке уже не приходилось.
(Ученик прикрепляет к карте России картинку с этим блюдом)
-Ребята, знаете ли вы пословицы о борще?
(Предполагаемые ответы детей)
Слайд 10.
Борщ и капуста – в доме не пусто.
Борщ без каши – вдовец, каша без борща –вдова.
Борщ да каша – пища наша.
У одной хозяйки борщ всегда разный.
Ведущий.
- Вот мы и подошли к финалу. В этот тур вышли ребята, знающие кухню разных народов России. Задание на финал.
Слайд 11.
Как в старину на Руси называлась сильно разваренная каша, разжиженная водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Слово из 6 букв.
Ведущий.
Слайд 12.
- К кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели овсяный, гороховый, ржаной. Кащицы и разные кисели любят готовить в Центральной России, на Урале, в Сибири. В то же время в некоторых районах Предуралья и Зауралья сохранилось употребление и русских кислых «твердых» киселей ржаного и овсяного, которые едят как сладкое блюдо, лакомство, холодными, с медово-ягодной подливой.
(Ученик прикрепляет к карте картинку с киселём)
- Кто из сидящих в зале знает пословицы о киселе, таком простом и полезном продукте.
Слайд 13.
(Предполагаемые ответы детей)
Киселём брюха не испортишь.
Кисель досыта – бабья еда.
Киселю да царю всегда есть место.
Ведущий.
Слайд 14.
-В предлагаемой супер – блиц игре финалист должен отгадать, как назывался хлеб северокавказской кухни, который можно взять с собой, надолго уходя из дома, так как он сохраняет свою свежесть.
Ведущий.
Слайд 15.
Это лепёшка. Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.
Существует обычай, согласно которому путник, покидающий родной дом, берет с собой часть лепешки, которая хранится дома до его возвращения.
(Ученик на карте отмечает место картинкой с изображением лепёшки)
Ведущий.
-Вот и подошло к концу наше увлекательное кулинарное путешествие по России. Я думаю, участники викторины и зрители почерпнули для себя много нового, интересного и полезного о продуктах питания в разных регионах нашей страны.
Победитель викторины получает в подарок «фруктовую» корзину, а остальные участники - рецепты кубанской кухни.
Большое всем спасибо!
Слайд 16.
13PAGE 14615
"Кулинарное путешествие
по России"Times New Roman
Мочалина Ольга Николаевна
Должность:
учитель технологии
Учебное заведение:
ГБОУ СОШ №4 п.г.т Алексеевка
Населённый пункт:
Самарская область, г. Кинель
Наименование материала:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема:
Разговор о правильном питании
Дата публикации:
11.01.2017
Раздел:
дополнительное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской
области
УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО
Директор школы
Зам. директора УМР
На заседании МО
______Ходаковская В.С.
_______Титова И.Ф
__________Петина О.В.
«____» __________
«____» ___________
«____» __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общекультурное
Разговор
правильном
питании
Формула здорового питания
для учащихся 5–7 классов
3 года обучения
2016–2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на
основе
примерной
программы
внеурочной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы
программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле.
Правильное питание»», 2013 год.
Обучение ведется:
-
по
рабочей
тетради
«Формула
правильного
питания»:
Рабочая
тетрадь/
М.
М.
Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
-по
блокноту
для
школьников
«Формула
правильного
питания»:
Блокнот//
М.
М.
Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.
Программа относится к
социальному
направлению
внеурочной деятельности и
реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена
на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания
правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов
сохранения
собственного
здоровья,
здоровья
близких,
как
важнейшее
национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы
: Программа предусматривает
организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая
форма
позволяет,
с
одной
стороны,
обеспечить
максимально
широкий
охват
обучающихся
образованием
в
области
жизненно
важных
вопросов
собственного
здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению
их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Содержание работы структурировано в виде 11 разделов-модулей:
1.
"Здоровье - это здорово»
2.
"Продукты разные нужны, продукты разные важны"
3.
"Режим питания»
4.
"Энергия пищи"
5.
"Где и как мы едим"
6.
"Ты - покупатель"
7.
"Ты готовишь себе и друзьям"
8.
"Кухни разных народов",
9.
«Кулинарная история»
10."Как питались на Руси и в России",
11. "Необычное кулинарное путешествие».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает
содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о
правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на
формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные
связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового
образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности -
формирование у детей и подростков
основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи
программы внеурочной деятельности:
1.Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной
из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и
укреплять собственное здоровье;
2.Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в
сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3. Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального
питания;
4.Формировать представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека:
- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и
здоровьем;
- расширять знания об истории и традициях своего народа;
-формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям
других народов.
5.Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и
познавательную деятельность;
6. Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
7. Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и
подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 10-12 лет
Срок реализации программы: Программа реализуется 3 года через кружок
«Разговор о правильном питании». Проводится в 5 классе в объеме 34 часа в год (1
час в неделю в 6 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю) и в 7 классе 34 часов
в год
Формы занятий
ролевая игра,
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
проектная деятельность,
дискуссия,
конкурсы,
обсуждение.
Режим занятий
- вторая половина дня
Основные принципы реализации программы
Важнейший из принципов здоровье сберегающих технологий «Не навреди!» -
одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого
понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной
деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом
специальных методических приемов, решающих проблемы здоровье сберегающих
технологий педагогики оздоровления.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи
знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-
воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе
обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы
организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими
мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный
режим.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей
обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся,
педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его
развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его
двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути
совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима,
приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные
данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного
чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных
формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в
динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров
функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является
фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития
функциональных возможностей организма в процессе использования средств
здоровье сберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным
использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с
мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных
систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников
зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем
слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности,
самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в
педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не
вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья
школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье
окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся
применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не
только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том
числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,
сознательно
выбирать
наиболее
полезные
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
формируемые
средствами
различных
предметов
в
рамках
программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления
об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни
человека.
Мета
предметными
результатами
изучения
курса
является
формирование
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться
в
учебном пособии, других источниках информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических
инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в
практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
донести
свою
позицию
до
остальных
участников
практической
деятельности:
оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами
изучения курса являются формирование умений:
описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
определять последовательность действий.
Формы
проведения
итогов
реализации
программы
внеурочной
деятельности:
практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.
Учебный план
Разделы программы
Количество часов
1 год
2 год
3год
1
"Здоровье - это здорово»
5
2
"Продукты разные
нужны, продукты
разные важны"
6
3.
"Режим питания»
3
4
"Энергия пищи"
4
5
"Где и как мы едим"
8
6
"Ты - покупатель
8
2
4
7
"Ты готовишь себе и
друзьям"
4
3
8
"Кухни разных народов",
4
5
9
«Кулинарная история»
6
6
10
"Как питались на Руси и
в России",
9
8
11
«Необычное кулинарное
путешествие».
9
8
Всего часов
Тематический план для 5 класса
Тема 1. Здоровье - это здорово
1.Здоровье-это здорово
2.Правила ЗОЖ
3.Я и мое здоровье
4.Мой образ жизни
5.Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»
Тема 2. Продукты разные нужны, продукты разные важны
6.Белки
7.Жиры
8.Углеводы
9.Витамины
10.Минеральные вещества
11.Рацион питания
Тема3. Режим питания
12.Понятие режима питания
13.Мой режим питания
14.Игра «Составляем режим питания»
Тема 4. Энергия пищи
15.Энергия пищи
16.Калорийность пищи
17.Исследовательская работа «Вкусная математика»
18.Влияние калорийности пищи на телосложение
5. Где и как мы едим
19.Где и как мы едим
20.Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой»
21.Путешествие и поход
22.Собираем рюкзак
23.Что такое перекусы, их влияние на здоровье
24.Поговорим о фаст-футах
25.Правила поведения в кафе.
26.Ролевая игра «Кафе»
Тема 6. «Ты- покупатель»
27.Где можно сделать покупку
28.Права и обязанности покупателя
29.Читаем информацию на упаковке продукта.
30.Ты покупатель.
31.Сложные ситуации при покупке товара
32.Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.
33.Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека»
34.Составление формулы правильного питания.
Тематический план для 6 класса
1.Мини-проект «Помощники на кухне» Кулинарные секреты
2.Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина.
3. Сервировка стола
Тема 8. Кухня разных народов
4.Понятие «национальная кухня» Кулинарное путешествие
5.Проект «Кулинарные праздники»
Тема 9. Кулинарная история
5.Традиции и культура питания.
6.Творческий проект.
7.Первобытная кулинария
8.Современная кулинария
9.Конкурс кроссвордов «Кулинария»
Тема 10 Как питались на Руси и в России
10.История кулинарии в России. История посуды в русской кухне
11.Самовар-символ русского стола Традиционные блюда русской кухни
12.Каша-матушка, хлеб-батюшка Русская кухня и религия.
13.Польза меда. Праздник русской картошки
14.Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»
15.Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»
16.Творческий проект «Вкусная картина
17.Викторина ««Необычное кулинарное путешествие»
18.Уникальные блюда стран мира
19.Составление формулы правильного питания.
Тематический план для 7 класса
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям
1.Кулинарные секреты
2.Сервировка стола
3.Игра «Конкурс кулинаров»
Тема 8. Кухня разных народов
4.Проект «Кулинарные праздники»
5.Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»
Тема 9. «Кулинарная история»
6.Творческий проект. Первобытная кулинария
7.Творческий проект. Кулинария в средние века
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»
8.Самовар-символ русского стола
9.Традиционные блюда русской кухни
10.Особенности питания в разных регионах России, их связь с обычаями.
11.Каша-матушка, хлеб-батюшка
12.Русская кухня и религия.
13.Краснодарский край - яблочный край
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие
14.Мировые музеи питания Кулинария в живописи
15Кулинария в музыке, в танце Кулинария в литературе
16.Викторина ««Кулинарное путешествие по России»
17.Составление формулы правильного питания.
Календарно-тематический план для 5 класса
№
п/п
Разделы программы
и темы учебных занятий
Дата
проведения
В том числе
Всего часов
Теория
Практика
Реализация
ЭОР
План
Факт
Тема 1.
Здоровье - это здорово
5
1
Здоровье-это здорово
1
1 неделя
+
2
Правила ЗОЖ
1
3 неделя
+
3
Я и мое здоровье
1
5 неделя
+
4
Мой образ жизни
1
7 неделя
+
5.
Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»
1
9 неделя
+
Тема 2. "Продукты разные нужны,
продукты разные важны
6
6
Белки
1
11
неделя
+
+
7
Жиры
1
13
неделя
+
+
8
Углеводы
1
8 неделя
+
+
9
Витамины
1
9 неделя
+
+
10
Минеральные вещества
1
10
неделя
+
+
11
Рацион питания
1
11
неделя
+
+
Тема3. "Режим питания»
3
12
Понятие режима питания
1
12
неделя
+
13
Мой режим питания
1
13
неделя
+
14
Игра «Составляем режим питания»
1
14
неделя
+
Тема 4. "Энергия пищи"
4
15
Энергия пищи
1
15
неделя
+
+
16
Калорийность пищи
1
16
неделя
+
17
Исследовательская работа «Вкусная
математика»
1
17
неделя
+
18
Влияние
калорийности
пищи
на
телосложение
1
18
неделя
+
Тема5. "Где и как мы едим"
8
19
Где и как мы едим
1
19
неделя
+
+
20
Мини-
проект
«Мы
не
дружим
с
сухомяткой»
1
20
неделя
+
21
Путешествие и поход
1
21
неделя
+
+
22
Собираем рюкзак
1
22
неделя
+
+
23
Что такое перекусы, их влияние на
здоровье
1
23
неделя
+
24
Поговорим о фаст-футах
1
24
неделя
+
25
Правила поведения в кафе.
1
25
неделя
+
+
26
Ролевая игра «Кафе»
1
26
неделя
+
+
Тема6. «Ты- покупатель»
8
27
Где можно сделать покупку
1
27
неделя
+
+
28
Права и обязанности покупателя
1
28
неделя
+
29
Читаем
информацию
на
упаковке
продукта.
1
29
неделя
+
30
Ты покупатель.
1
30
неделя
+
+
31
Сложные
ситуации
при
покупке
товара
1
31
неделя
+
+
32
Срок хранения продуктов. Упаковка
продуктов.
1
32
неделя
+
33
Мини-проект
«Правильное
питания
и здоровье человека»
1
33
неделя
+
34
Составление
формулы
правильного
питания.
1
34
неделя
+
Календарно-тематический план для 6 класса
Разделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов
Дата
проведения
В том числе
Реализация ЭОР
Теория
Практика
План
Факт
Тема 7.
Ты готовишь себе и
друзьям
2
1.
Мини-проект
«Помощники
на
кухне» Кулинарные секреты
1
1 неделя
+
2.
З н а ком с т во
с
п р а в и л а м и
этикета обязанностями гостя и
1
3 неделя
+
хозяина. Сервировка стола
Тема8. Кухня разных народов
2
3.
Понятие «национальная кухня»
Кулинарное путешествие
1
5неделя
+
4.
П р о е к т
« К у л и н а р н ы е
праздники»
1
7 неделя
+
Тема9.«Кулинарная история»
3
5.
Традиции
и
культура
питания
Т в о р ч е с к и й
п р о е к т.
Первобытная кулинария
1
9 неделя
+
+
6.
Современная кулинария
1
11
неделя
+
7.
К о н к у р с
к р о с с в о р д о в
«Кулинария»
1
13
неделя
+
Тема
«Как
питались
Руси и в России»
5
8.
История
кулинарии
в
России.
История
посуды
в
русской
кухне
1
15
неделя
+
+
9.
Самовар-символ русского стола
Традиционные
блюда
русской
кухни
1
17
неделя
+
10.
Каша-матушка,
хлеб-батюшка
Русская кухня и религия.
1
19
неделя
+
11.
Польза меда. Праздник русской
картошки
1
21
неделя
+
12.
Оформление
книжки-малышки
«Рецепты моей бабушки»
1
23
неделя
+
Т е м а
Н е о б ы ч н о е
кулинарное путешествие
5
13.
К о н к у р с
к р о с с в о р д о в
« Н е о б ы ч н о е
к ул и н а р н о е
путешествие»
1
25
неделя
+
14.
Творческий
проект
«Вкусная
картина
1
27
неделя
+
15.
В и кто р и н а
« « Н е о б ы ч н о е
кулинарное путешествие»
1
29
неделя
+
16.
Уникальные блюда стран мира
1
31
неделя
+
17.
С о с т а в л е н и е
ф о р м у л ы
правильного питания.
1
33
неделя
+
Календарно-тематический план для 7
класса
Разделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов
Дата
проведения
В том числе
Реализация
Теория
Практика
План
Факт
Тема 7.
Ты готовишь себе и
друзьям
3
1.
Кулинарные секреты
1
2 неделя
+
2.
Сервировка стола
1
4 неделя
+
+
3.
Игра «Конкурс кулинаров»
1
6 неделя
+
Тема8. Кухня разных народов
2
4.
Проект «Кулинарные праздники»
1
8 неделя
+
5.
Конкурс эмблем «Кулинарные
праздники»
1
10 неделя
+
Тема 9. «Кулинарная история»
2
6.
Творческий проект. Первобытная
кулинария
1
12 неделя
+
7.
Творческий проект. Кулинария в
средние века
1
14 неделя
+
Тема 10 «Как питались на Руси
и в России»
6
8.
Самовар-символ русского стола
1
16 неделя
+
9.
Традиционные блюда русской
кухни
1
18 неделя
+
+
10. Особенности питания в разных
регионах России, их связь с
обычаями.
1
20 неделя
+
11. Каша-матушка, хлеб-батюшка
1
22 неделя
+
12. Русская кухня и религия.
1
24 неделя
+
13. Краснодарский край - яблочный
край
1
26 неделя
+
+
Тема 11. Необычное
кулинарное путешествие
4
14. Мировые музеи питания
Кулинария в живописи
1
28 неделя
+
15. Кулинария в музыке, в танце
Кулинария в литературе
1
30 неделя
+
+
16. Викторина ««Кулинарное
путешествие по России»
1
32 неделя
+
17. Составление формулы
правильного питания.
1
34 неделя
+
Методическая литература:
1.
Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
2.
Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое
пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
3.
Безруких, Т. А. Филиппова.Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа
Групп, 2014.;
4.
Безруких, Т. А. Филиппова.Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп,
2014;
5.
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
6.
Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе
«Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
7.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера»,
2001.
8.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов.
/-
М., 2000. 350 с.
9.
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
10. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
11. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.
Единица содержания : знакомство с необычными музеями мира.
Цели занятия:
Обучающий аспект.
- познакомить учащихся с необычными музеями мира (познавательные универсальные учебные действия);
- применить знания при создании пригласительного билета в необычный музей (познавательные универсальные учебные действия).
Развивающий аспект.
- развивать мышление при сравнении разных типов музеев (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать монологическую речь при ответах (коммуникативные универсальные учебные действия);
- развивать умение работы в группе (коммуникативные универсальные учебные действия);
- осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы (регулятивные универсальные учебные действия);
Воспитывающий аспект.
- воспитывать интерес к мировой культуре.
- формировать личностное восприятие эмоционального отношения к разнообразию музеев мира (личностные универсальные учебные действия).
- воспитывать культуру общения со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).
Тип занятия: Изучение новых знаний.
Этапы занятия:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (Пг);
- усвоение нового материала (Усв);
- первичная проверка усвоения (Пп);
- итог на рефлексивной основе (Ит).
Оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- раздаточный материал с напечатанными заданиями;
- заготовки приглашений;
- канцелярские принадлежности.
1. Организационный (1 мин.).
Задача : настроить на работу.
2. Мотивационный (3 мин.).
Задача : включение в деятельность на личностно значимом уровне.
Деятельность педагога: организует беседу.
Деятельность учащихся: вступают в диалог.
– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? (ответы детей)
– Правильно, ковер-самолет, машина времени.
– Существует ли «машина времени» в действительности? … Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующему стихотворению:
Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Там нам подарят много впечатлений
Научат нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Там будут бережно хранить!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся…. в музей !
– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)
3. Актуализация знаний. (10 мин)
Задача : повторить понятие «музей».
Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами были?
- Битцевский парк;
- Музей народной игрушки;
- Дарвиновский музей;
- Музей декоративно-прикладного искусства;
- Школьный музей.
Что вы узнали нового, посетив эти музеи? Что запомнили?....
Кто ответит, что такое музей?
Музей (от греч. - храм музы) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших залах?»
Варианты ответов: одежда, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
Музейные экспонаты – это предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Туда могли входить разные интересные коллекции: оружия, книг, украшений, картин, посуды и т. д. Эти вещи хранились в соборах и монастырях. Но их могли увидеть не все желающие.
Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. В Александрийском музее находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. К сожалению, с конца IV века мы не имеем известий ни о музее, ни о знаменитой библиотеке.
В России царь Петр1 впервые стал собирать редкие и интересные вещи в помещении для общего обозрения, которое называлось Кунсткамера, она находится в г.Санкт-Петербурге.
Какие бывают музеи? (Архитектурные, исторические, художественные, науки и техники, театральные, литературные, музыкальные, мемориальные, заповедники, краеведческие).
Музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны чучела животных разных стран, коллекции насекомых и бабочек.
Геологические, где собраны коллекции минералов и камней.
Музеи ботанические, театральные, музыкальные, литературные и т.д.
В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно узнать не только, но и увидеть прошлое и настоящее своего народа.
Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым, артистам.
Назовите музеи, которые вы знаете.
Во всем мире и в нашей стране существуют огромное количество музеев.
Мы с вами совершим необычное путешествие – находясь в классе, посетим сразу несколько музеев.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ МИРА
Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия)
Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.
Государственная Третьяковская Галерея и Оружейная палата в России
Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов.
Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1844-1851 г.г. на территории Кремля.
Из разных стран мира приезжают в нашу страну туристы, чтобы познакомиться с этими коллекциями.
Музей Прадо в Испании (Мадрид)
Один из крупнейших музеев, представляющий собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также шедевры мастеров испанских, итальянских и других школ.
Музей Лувр в Париже (Франция)
Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне (Великобритания)
Фигуры в музее мадам Тюссо представлены не только историческими личностями. Здесь находятся экспонаты, отражающие изменения в окружающем нас мире. В музее можно сфотографироваться с восковыми фигурами легендарных певцов, музыкантов, политиков, комиков и ученых.
Галерея Уффици во Флоренции (Италия)
Это одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МУЗЕИ
Существуют необыкновенные музеи. Например:
Музей картофеля (Бельгия)
Город Брюссель славится Музеем картофеля , в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”, а также послушать музыкальную пьесу Баха, написанную в честь картофеля.
Музей бананов (Калифорния, США)
В коллекции Кена Баннистера есть бананы на любой вкус. Игрушки, лампы, часы, стулья и масса других предметов в форме банана. Есть здесь и уникальные экспонаты, такие, как сделанная из банана курительная трубка или жемчужина коллекции – окаменелый банан.
Музей шпионажа
Самый большой из таких музеев находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате.
Музей воды
Музей воды был открыт в 2003 году. Музей Вселенная воды находится в петербургской Водонапорной башне и занимает несколько этажей.
Музей кошки. В музее представлены разнообразные экспонаты с котами, а кроме выставок здесь проводят аукционы, показы кинолент, песенные конкурсы, показы мод для мохнатых модников и кошачьи шоу. В музее обитают два «оживших» экспоната – сибирский кот Бонифаций и кошка Массия, которые будут сопровождать вас на протяжении всей экскурсии.
Музей Чебурашки. Один из самых миниатюрных в Москве. Занимает две комнаты. Первая часть экспозиции фактически размещается в старинной телефонной будке. Собрание включает в себя многочисленные изображения известного героя: игрушки, открытки, значки, книги, посуда, одежда и т.д. Коллекция собрана из экспонатов, предоставленных поклонниками Чебурашки. Представлены изображения других героев сказки и мультфильма.
4. Физкультминутка. (1 мин)
Аист, Аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топну правою ногой.
Топну левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой
И тогда приду домой.
5. Творческая работа. Работа в группах.(15 мин)
Задача: формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.
Мы с вами познакомимся еще с тремя необычными музеями, которые существуют. О каких музеях пойдет речь, вы расскажете друг другу сами.
Учащиеся класса делятся на три группы. Каждой группе дается задание, как представить название музея, чтобы другие группы учеников догадались, о каком музее пойдет речь.
1 группа. «Музей снежинок»
Задание: необходимо выбрать из предложенных загадок те, которые подходят к названию музея и загадать их участникам других групп.
- Я, как песчинка, мал и землю покрываю, я из воды рождён и сам её рождаю.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
- Висит груша, нельзя скушать.
- Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка - был цветок – и нет цветка.
Есть единственный музей в мире - музей снежинок. В Японии на острове Хоккайдо. Основатель музея снежинок - Накая Укитиро, учёный, чье имя и носит музей.
Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. Первый человек, сумевший сфотографировать снежинки фермер из США Уилсон Бентли. Издал в 1931 г. альбом с этими уникальными снежинками (всего 2500 снимков).
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но почти все они имеют шестиконечную форму. Снежинки с четырьмя, пятью или восемью лучами в природе не встречаются. А с тремя или двенадцатью лучами изредка встречаются. Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.
2 группа. «Музей шоколада»
Задание : опорными словами описать шоколад. О чем пойдет речь. Например: сладкий, темный, белый, пористый, с начинкой и т.д.
Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.
В музее имеется миниатюрная шоколадная фабрика, где через окна можно увидеть, как производится шоколад.
Работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. Самый впечатляющий экспонат – это огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра, в котором циркулирует около 200кг жидкого шоколада. Его может попробовать любой желающий.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.
3 группа. Музей живых бабочек «Тропический рай»
Задание : мимикой и жестами показать, о каком насекомом пойдет речь.
Музей живых бабочек «Тропический рай» находится в Санкт-Петербурге и состоит из трех уютных залов, в которых среди тропических растений порхают огромные живые бабочки из Америки, Азии и Африки.
Одновременно в музее можно наблюдать до 40 разновидностей тропических бабочек, а также полюбоваться тропическими растениями и садом камней-самоцветов.
Можно увидеть, как из куколок появляются бабочки, понаблюдать над первым полетом «новорожденных».
Как рождаются бабочки, чем питаются, где живет самая большая и самая маленькая на планете бабочка, можно узнать, посетив этот музей.
Индивидуальная работа. (7-10 мин.)
В какой музей вы бы хотели пригласить наших гостей? Давайте нарисуем для них пригласительные билеты.
6. Рефлексивный. (5-7 мин.)
Подведение итогов: о чем сегодня шла речь? О каких музеях вы сегодня узнали?
Самооценка:
- Я узнал (-а)…
- Мне понравилось…
- Мне бы хотелось…
в рамках образовательной программы М.М.Безруких,
А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании »,
3 часть « Формула правильного питания »
Баразгова Анжелика Руслановна,
Учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №42, г. Владикавказ
Цель : эффективное формирование культуры здоровья подрастающего поколения.
Задачи :
Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.
Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.
Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.
Пробуждение интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Развитие познавательного интереса к материалу;
Применение в повседневной жизни правила здорового образа жизни;
Способность к самооценке и самоконтролю деятельности;
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы;
Сверять свои действия с целью;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг;
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации;
Добывать новые знания и перерабатывать их: сравнивать и группировать, определять причины явлений;
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Коммуникативные УУД:
Доносить собственную позицию до других;
Оформлять свои мысли;
Высказывать свою точку зрения;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
Быть готовым изменить свою точку зрения;
Оформление зала:
плакаты с высказываниями
Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья (А.Шопенгауэр)
Здоровый нищий счастливее больного короля (А. Шопенгауэр - немецкий философ. Среди всех жизненных благ на первое место ставил здоровье)
Здоровье – это не всё, но всё – ничто без здоровья.(Соломон – великий израильский царь, правящий в первом тысячелетии до н. э. Известен своей мудростью, умением найти справедливое решение для самых сложных проблем).
на доске карта России с прикрепленными на территориях республик (РСО-Алания, Республики Дагестан, Республики Татарстан, Краснодарского края (по количеству команд)) рисунками национальных блюд
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . Добрый день, уважаемые гости и участники конкурса «Необычное кулинарное путешествие»! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Ребята, а что такое праздник? Праздник – это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение! Это счастливые воспоминания! Праздник украшает нашу жизнь, делает её более светлой и яркой. Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья. Жизнь без праздника – всё равно, что небо без солнца! Подарите себе и окружающим искреннюю улыбку, и мы будем счастливы!
Ведущий 2.
Много разных стран на свете,
И над каждой солнце светит,
И везде смеются дети,
Подрастая день за днём.
Мы тебя с собой зовём
Путешествовать по свету,
Изучать планету эту.
Ну, смелее же, идём!
Ведущий 1.
Мы приглашаем Вас в кулинарное путешествие! Кулинария – сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения – вкусового, эстетического.
Ведущий 2.
Не случайно «кулинарная» тематика нашла своё широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.
Ведущий 1.
Участники представьтесь, пожалуйста! (4 команды параллели 4-х классов выходят на сцену)
1команда – «Белки»
2 команда – «Жиры»
3 команда – «Углеводы»
4 команда – «Витамины»
Болельщики – «Минеральные вещества».
Участники путешествия хором:
«Продукты разные нужны – блюда разные важны».
Ведущий 2 представляет состав жюри: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель музыки, учитель изобразительного искусства.
В путь!!!
1 конкурс (на карте РСО – Алания) – Кулинария в живописи .
Капитан команды : Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт. В переводе с французского это слово означает «мёртвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Сам натюрморт как жанр живописи зародился в Италии в 15 веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники. Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике. Они назывались «штил лебен» - «тихая жизнь».
В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность. В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины 19 века, когда французский реалист Гюстав Курбе создал свою собственную школу натюрморта. Для неё было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определённого «приукрашивания», свойственного натюрмортам 17-18 веков. В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце 19 века. Ещё одно направление в живописи, связанное с кулинарией-бытовой жанр. Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящён изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые (жанровые) сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т.д. Одна из тем бытового жанра – еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать А.Федотова, А.Венецианова, Б.Кустодиева.
Задание командам : «Разделиться на две группы – одна подгруппа рисует натюрморт, изобразив на ватмане любимое блюдо, другая подгруппа – называет авторов и названия предложенных произведений живописи.(Презентация)
(К.Моне «Яблоки и виноград»,(слайд1)
П. ван Нурт «Рыбный натюрморт», (слайд2)
Виллем Клас Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», «Завтрак с крабом», (слайд 3-4)
Иозеф де Брай «Натюрморт со стихотворением в похвалу селёдке»,
Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», (слайд 5-6)
К.А.Коровин «Розы и фрукты», (слайд 7)
И.Э.Грабарь «Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол») (слайд8-9)
2 конкурс (на карте Республика Дагестан) – Литературный.
Капитан команды : «Здоровый человек с благородным складом ума, -сказал Теккерей, - наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приёма пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея.
Задание командам : Еда, трапеза, описаны во многих литературных произведениях. С помощью кроссворда проверьте, хорошо ли вы их знаете.
По вертикали: 1. Какой кашей кормил Балду поп в сказке А.С. Пушкина? 2 .Из чего приготовили себе завтрак Том Сойер и его друзья в «лагере счастливых пиратов»? 3. Какой приправы было слишком много в супе, который варила Герцогиня в повести «Алиса в стране чудес». 4 .О каком напитке идет речь в рассказе «Ровно 25 кило» В.Драгунского? 5. «… я научился печь… лепёшки и пудинги…», - так рассказывал о себе герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». А из какой крупы Робинзон готовил себе эти блюда?
По горизонтали: 1. Какое блюдо приготовил Карлик нос Герцогу, после чего Герцог назначил его главным поваром при дворе (имя автора сказки). 2 . Какому блюду посвящена баллада английского поэта С. Мильна (название баллады). 3. О каком блюде идёт речь в рассказе «Всё тайное становится явным» В. Драгунского?
Ключ для конкурса «Кроссворд»
По вертикали. 1. Полба. 2.Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.
По горизонтали. 1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.
Информационная справка для организатора праздника.
Кулинарная тематика продолжает находить своё отражение и в литературе Средних веков («Песнях» Бернарда де Вентадорна, «Песнях трубадуров». В их поэзии отражается быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приёмом пищи, кулинарные традиции и обычаи.На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» - книга, регламентирующая повседневный быт. В литературе Западной Европы в 19 веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа Саварен – «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер – «Альманах гурманов» и т.д. Знаменитые писатели и философы посвящали своё время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня.В русской литературе 19 века кулинарная тематика также была представлена в поэзии – так, А.С. Пушкин упоминает «о разных кушаньях и пробках» (Евгений Онегин) .Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В.С. Филимонова (1787-1858), которого называли «кулинарным поэтом». Безусловно, следует отметить и произведения Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», М.Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил») … В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. Это и разнообразные пособия по приготовлению еды, и научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных обычаях, связанных с приготовлением пищи. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.
3 конкурс ( на карте - Республика Татарстан) – Музыкальный.
Капитан команды : Кулинарная тема нашла своё отражение и в музыке. Великий немецкий композитор И.С. Бах посвятил целое произведение…напитку. Оно так и называется – «Кофейная кантата» (кантата - небольшое музыкальное произведение, исполняемое певцами – солистами и (или) хором в сопровождении инструментов). Рассказать о продукте может не только музыка, но и танец. Так, в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» есть 4 танца, которые исполняют сладости и напитки – Чай, Кофе, Драже, Шоколад. Продукты танцуют и в балете Ильи Саца «Синяя птица». Вместе с главными героями сказки в путь за Синей Птицей, исполняющей любые желания, отправились Хлеб, Молоко, и Сахар. Среди композиторов было много гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки «Берлиоз»», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца» Обер»», «Утка а –ля Россини»
Задание командам : спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.
Информационная справка для организатора праздника.
Песни о еде: Конфетки - бараночки; 2 кусочека колбаски, У меня лежали на столе; Яблочко; Яблони на снегу; Ягода малина нас к себе манила; Каравай; Я шоколадный заяц; Горький шоколад, сладкий чай; Песня про куличи и про борщ (Улица Сезам); Калинка – малинка; У самовара, я и моя Маша; Антошка, пойдём копать картошку; Вишня, вишня, зимняя вишня; Состояние у тебя истерическое, Скушай доченька яйцо диетическое …
4 конкурс (на карте Краснодарский край) - Музейный.
Капитан команды : Музей (от греческого «дом муз») – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В разных странах есть кулинарные музеи, посвящённые определённому продукту или блюду. Так, в мире существует 13 музеев хлеба, 6 музеев шоколада, 8 музеев молока и молочных продуктов. О еде, традициях питания, истории кулинарии можно узнать, посетив краеведческий или исторический музей. Уч-ся отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, история кулинарных праздников, кулинарных музеев).
Задание командам : придумать музей, посвященный любимому продукту или блюду. Как он будет называться? Какие залы в нём будут? Какие экспонаты вы бы в нём разместили?
Подводятся итоги конкурса – слово предоставляется жюри.
Родители: «А мы всех приглашаем на дегустацию блюд народов России» (блюда, выделенных на карте республик)
Ведущий 1 . Вот и закончилось наше необычное кулинарное путешествие!
Ведущий 2. Как говорится в поговорке, в гостях хорошо, а дома лучше!