Нарушение правил пожарной безопасности повлекшее возникновение пожара. Нарушение требований пожарной безопасности на предприятии
За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.
Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты
Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?
Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»), - это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:
системы предотвращения пожара;
системы противопожарной защиты;
комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.
В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.
Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.
Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.
Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица - 6–15 тыс. рублей, предпринимателя - 20–30 тыс. рублей, юридического лица - 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска - 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.
Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.
В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).
Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.
Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?
Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.
С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:
«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,
и нормы статьи 5 Технического регламента:
«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»
Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.
Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.
Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора
Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.
С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.
Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска - один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.
Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:
осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;
визуально осматривать помещения;
отбирать образцы для исследования;
опрашивать лиц;
истребовать документы;
проводить экспертизы.
Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.
Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?
Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания
Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.
Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:
к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;
к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.
Срок рассмотрения такой жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.
Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием - обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования - 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.
Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте - полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.
Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы - вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.
Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.2.1 Регламент уголовной ответственности
Статья 219 УК РФ носит название "Нарушение требований пожарной безопасности".
Должностные лица ДОУ могут быть привлечены к уголовной ответственности в случаях:
1. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
Ответственность: наложение штрафа в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, выражается в неосторожной вине. Если это преступление совершено умышленно, то содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 167 УК РФ "Умышленное уничтожение или повреждение имущества".
Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" регламентирует, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
2. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 219 УК РФ).
Под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Ответственность: лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.
3. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ).
Ответственность: лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.
Зачастую правила пожарной безопасности нарушаются по причине халатности. Меры уголовной ответственности должностных лиц за халатность определены в ст. 293 УК РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" (далее - Постановление N 14) приведены разъяснения, изложенные в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем.
Согласно этому документу при решении вопроса о виновности лица в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем наступление последствий, предусмотренных статьей 219 УК РФ, судам необходимо выяснять, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, и указывать на это в приговоре со ссылкой на конкретные пункты правил пожарной безопасности, которые были нарушены.
Можно отметить, что если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и тому подобное, содеянное охватывается специальными составами преступлений (смотрите статьи 215, 216, 217, 218 УК РФ) и дополнительной квалификации по статье 219 УК РФ не требует.
2.2 Усиление ответственности за нарушение правил пожарной безопасности
В конце 2009 года Дмитрий Медведев утвердил изменения в законодательство, обеспечивающие привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, сообщает пресс-служба президента.
Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Федеральный закон принят Государственной Думой 23 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.
Изменения, предлагаемые для внесения в статьи 1, 6, 16, 20, 21, 25, 26 и 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", направлены на уточнение отдельных аспектов деятельности органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц при осуществлении надзора за исполнением требований пожарной безопасности.
Внесение изменений в статью 219 Уголовного кодекса РФ в части установления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а также в статьи 2.5, 11.16 и 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вызвано необходимостью создания соответствующей нормативно-правовой базы для правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора, обеспечивающей привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности. (Смотри приложение Б).
пожарная безопасность уголовная ответственность
Действующее законодательство предусматривает несколько возможных наказаний или штрафных санкций, главным образом, административных, за невыполнение требований по защите от возникновения пожара. Но прежде чем подробно описать их, необходимо определиться с другим, не менее важным вопросом. Он заключается в определении того, кто несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности.
Ответственный за пожарную безопасность в арендуемом помещении
В большинстве случаев действующие в настоящее время нормативные акты четко определяют, кто и за что отвечает при выполнении требований законодательства, связанного с защитой от огня. Однако, один вопрос до сих пор вызывает неоднозначное толкование юристов. Он связан с определением тех лиц или хозяйствующих субъектов, кто несет ответственность за пожарную безопасность в том случае, когда помещение или здание находится не в собственности, а в аренде у хозяйствующего субъекта.
Существующая на данный момент практика трактует требования законодательства следующим образом. Во-первых, в ст. 38 ФЗ №69-ФЗ четко прописана ответственность за нарушения пожарной безопасности следующих юридических и физических лиц:
- собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
- руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
- лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
- Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.
Исходя из основных моментов вышесказанного, следует вполне однозначный вывод, что арендатор несет ответственность за пожарную безопасность помещения, здания или сооружения, которым пользуется, распоряжается или владеет.
При этом обязательно следует обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. Требования законодательств дают прямой ответ и на другой вопрос, несет ли арендодатель ответственность за пожарную безопасность объекта защиты? Да, безусловно, причем в не меньшей степени, чем хозяйствующий субъект, взявший помещений или здание в пользование по заключенному арендному договору.
Кто несет ответственность за пожарную безопасность в целом на предприятии
Требования существующего на данный момент законодательства четко определяют, что ответственность за пожарную безопасность на предприятии несет, прежде всего, его непосредственный руководитель, а также специально назначенный сотрудник, ответственный конкретно за данное направление работы. К нему предъявляются следующие обязательные требования:
- стаж работы в организации не менее 3-х лет;
- принадлежность к руководящему составу хозяйствующего субъекта;
- утверждение приказом по предприятию, подписанным руководителем.
Еще одним дополнительным, но при этом обязательным условием назначения ответственным является прохождение соответствующего обучения. Его курс обычно составляет не менее 72 часов и включает не только изучение основных требований по рассматриваемой теме, но и правил оказания необходимой медицинской первой помощи, основ охраны труда и организации безопасного производства и т.д.
К числу обязанностей ответственного за противопожарную безопасность на предприятии относятся следующие вопросы:
- проведение предусмотренного законодательством обязательного инструктажа;
- контроль над соблюдением руководством и рядовыми сотрудниками правил и требований, предписанных законодательством о пожарной безопасности;
- проверка наличия и правомерности необходимых удостоверений, которые должны быть у всех ИТР, а также у некоторых представителей рабочих профессий;
- организация обучения и проведение аттестаций по рассматриваемой тематике;
- проведение учений и тренировок;
- разработка всей необходимой документации, включая инструкции и планы эвакуаций;
- контроль над состоянием средств и систем сигнализации и пожаротушения.
Такой внушительный список обязанностей, которые возложены действующим законодательством на ответственного сотрудника на предприятии, показывает, какое серьезное значение придается вопросам, связанным с обеспечением требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ответ на следующий немаловажный вопрос, какую ответственность несет ответственный за пожарную безопасность, содержится в соответствующих разделах КоАП России. Он предусматривает два основных вида наказания:
- приостановка деятельности нарушившего закон предприятия. Это наказание встречается на практике чаще всего. Его срок составляет 90 суток и определяется ст. 3.12 упомянутого выше Кодекса;
- наложение штрафа. Данный вид ответственности также используется в реальной жизни достаточно часто. Он определяется ст. 20.4 КоАП и составляет весьма существенные суммы:
- для юридических лиц предусматриваются санкции в размере от 150 до 200 тыс. руб. при первом нарушении, от 200 до 400 тыс. руб. при повторном;
- для занимающих ответственные должности лиц: от 15 до 30 тыс. руб. при первом нарушении, от 30 до 60 тыс. руб. в случае повторного.
Следует учитывать и то обстоятельство, что ответственность за нарушение требований и обязательных предписаний в области пожарной безопасности, предусмотренных действующим законодательством, может быть не только административной, но, в ряде случаев, и уголовной. В частности, ст. 219 УК РФ предусматривает возможность возбуждения дела в случае нанесения тяжкого и особо тяжкого вреда жизни и здоровью человека. В этом случае наказание может составлять до 5 лет лишения свободы, если нарушение пожарной безопасности привело к гибели одного физического лица. В случае двух и более смертей срок по решению суда может составить максимум 7 лет. Дополнительным наказанием является запрет заниматься определенными видами деятельности.
Компания «ТРИО» предлагает свои услуги по обучению и переподготовке лиц, назначенных приказом по предприятию ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Кроме того, опытные и квалифицированные сотрудники фирмы окажут необходимую помощь в разработке инструкций и других предусмотренных законодательством обязательных документов, а также выполнению всех видов проектных, монтажных и строительных работ, связанных с системами сигнализации, пожаротушения и огнезащитой.
Многие согласятся, что пожары в нашей стране далеко не редкость. Только недавно страна отошла от последствий чуть ли не самого страшного пожара за последние годы. Это вскрыло целую серию нарушений, допущенных теми людьми, кто отвечает за пожарную безопасность на различных объектах. Проблема пожарной безопасности является достаточно актуальной в настоящее время для нашей страны. Регулярно происходят возгорания, которые несут материальный и физический ущерб людям. Некоторые из них заканчиваются фатально, то есть приводят к человеческим жертвам. И в таких ситуациях нужно понимать, кто несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, и какое наказание предусматривает закон для подобных деяний.
Наказание за нарушение правил пожарной безопасности.Постараемся детально рассмотреть вопрос обязательной ответственности на нарушение пожарной безопасности (ПБ). Разберём детально виды ответственности, актуальные статьи законодательных документов и не только. Далеко не всегда ситуация разрешается с помощью . Порой, помимо штрафа, нарушителя привлекают по уголовной статье, и он отвечает по всей строгости закона. Всё же нарушение противопожарного режима несёт потенциально высокую угрозу для здоровья и жизни людей. В зависимости от конкретной ситуации, при неисполнении требований ПБ и последствий, которые повлеки за собой несоблюдение противопожарных норм, применяются соответствующие виды ответственности.
Виды обязательной ответственности
Многие владельцы и руководители объектов вспоминают об имеющемся у них нарушении, непосредственно связанном с пожарной безопасностью, в двух основных ситуациях:
- если пожар произошёл, либо чуть не случился в связи с теми или иными обстоятельствами;
- если на объект пришёл инспектор, который нашёл ряд замечаний и выписал нарушителю штраф.
Практика наглядно показывает, что реальный уровень ответственности за нарушение ПБ в стране крайне низкий. Далеко не все тщательно подходят к вопросу обеспечения объекта эффективными и функционирующими системами защиты, оборудованием пожаротушения и пр. Но всё же когда пожар происходит, появляется риск воспламенения, либо просто инспектор указывает на имеющиеся недостатки, приходят мысли о возможной собственной ответственности за подобные нарушения. Ответственность, связанная с противопожарной безопасностью, бывает трёх видов:
- административной;
- уголовной;
- дисциплинарной.
В лучшем случае нарушители хотят отделаться за нарушения штрафами, либо какими-то дисциплинарными взысканиями. Но тут уже всё зависит от конкретной ситуации и тех последствий, которые повлекли за собой правонарушения в этой сфере. Уделим особое внимание всем видам ответственности. Это позволит осознать, что нужно обязательно руководствоваться официальными правилами по организации противопожарной защиты, а также придерживаться установленных норм. В противном случае наказания, в том числе и уголовного, будет не избежать.
Уголовный вариант ответственности
Если объект не соответствует пожарным нормам, тогда на подозреваемого могут завести уголовное дело. Это достаточно распространённые случаи, которые регулирует УК РФ. Уголовная ответственность наступает в тех ситуациях, когда:
- происходит умышленное, то есть или существенное повреждение различного имущества;
- уничтожение и повреждение, совершённое по причине неосторожности;
- нарушения подобного характера влекут за собой возможный тяжкий вред здоровью пострадавшим, а также смерть людей.
Все эти вопросы регулируются тремя основными статьями Уголовного кодекса РФ. А именно:
Для разъяснения каждой конкретной ситуации обратимся к нюансам указанных законодательных актов.
Статья 167
Регулирует вопрос наказания в случае умышленного повреждения, а также уничтожения различного чужого имущества. Здесь возможны такие меры наказания:
- Штраф. Размер выплат, которые должен осуществить обвиняемый, составляет не больше 40 тысяч рублей. Либо объём выплат определяется, исходя из дохода за период не больше трёх месяцев.
- . При вынесении такого приговора обвиняемого направляют на работы, которые продолжаются до 360 часов.
- Исправительные работы. В этой ситуации длительность наказания составляет до 1 года.
- Принудительные работы. При квалификации деяния как более тяжкого могут быть назначены принудительные виды работ на 2 года максимум.
- Арест. Предельный срок ареста не превышает 3 месяцев.
- Лишение свободы. Здесь человек может полностью лишиться свободы на 2 года, но не более.
Если же аналогичные правонарушения были совершения в связи с , то есть человек поджог, взорвал или любым иным способом по неосторожности спровоцировал гибель людей, а также имели место иные возможные тяжкие последствия, тогда здесь есть два варианта, согласно статье 167:
- лишение свободы сроком до 5 лет;
- принудительные работы продолжительностью не более 5 лет.
Эта статья регулирует вопрос ответственности граждан и должностных лиц в случае нарушения ими правил ПБ.
Статья 168
Здесь Уголовный кодекс рассматривает вопросы уничтожения, а также существенного повреждения имущества, которые произошли . Если вы повредили или уничтожили чужое имущество и спровоцировали нанесение крупного ущерба по причине собственной неаккуратности или неправильного обращения с пожароопасными источниками, тогда приготовьтесь:
- оплатить денежный штраф в сумме до 120 тысяч рублей (либо объём дохода за период до 1 года);
- выполнить обязательные работы в течение 480 часов;
- заняться исправительными работами сроком до 2 лет;
- получить ограничения свободы максимум на 1 год;
- направиться на принудительные работы на 1 год;
- лишиться свободы сроком на 12 месяцев.
Здесь указаны максимальные меры наказания. Потому при вынесении приговора по каждому конкретному делу сроки и штрафы могут варьироваться.
Статья 219
Здесь УК рассматривает несколько основных ситуаций, а также несение соответствующей ответственности. Если преступление совершил человек, под юрисдикцией которого была пожарная безопасность, и это привело по причине неосторожности к нанесению тяжкого вреда здоровью людей, применяются следующие варианты наказаний:
- Денежные выплаты, размер которых составляет не более 80 тысяч рублей. Либо объём выплат определяют, исходя из доходов обвиняемого за период, не превышающий 6 месяцев.
- Ограничивают свободу на срок не более 3 лет.
- Направляют на принудительные работы продолжительностью до 3 лет. Параллельно человек лишается права занимать некоторые должности и вести определённые виды деятельности. Этот период также ограничивается 3 годами. Но подобная санкция не является обязательной.
- Лишают свободы. Предельный срок здесь составляет 3 года. Дополнительно обвиняемый лишается права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды деятельности сроком не больше 3 лет. Эта мера применяется также не в обязательном порядке.
Если пожарные нормы были нарушены, и в результате по неосторожности это повлекло за собой , тогда статья 168 применяет в отношении обвиняемой стороны несколько иные санкции. А именно:
- Человек отправляется на принудительные работы. Максимальный срок подобного наказания составляет 5 лет, но не более. Дополнительно, но необязательно, обвиняемого также лишают права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды профессиональной деятельности. В случае применения этой дополнительной меры её продолжительность составляет не больше 3 лет.
- Виновный человек лишается свободы. В этой ситуации предельный срок такого наказания составляет 5 лет. Как и в предыдущем случае, применяют дополнительные санкции в виде лишения права занимать некоторые должности и выполнять определённые функции в рамках своей профессиональной деятельности. Предельный срок составляет 3 года.
Также статья предусматривает несколько вариантов наказаний для тех случаев, когда нарушение правил ПБ стало причиной гибели по неосторожности от 2 человек и более. Если по отношению к обвиняемому применяется этот раздел статьи, тогда возможны:
- принудительные виды обязательных работ, их продолжительность не может превышать 5 лет;
- лишение свободы, максимальной мерой наказания здесь считается тюремное заключение – обвиняемый отправляется за решётку максимум на 7 лет.
В дополнение в двум пунктам возможного обвинительного приговора может применяться дополнительная санкция. Она предусматривает лишение человека возможности занимать определённые должностные позиции, а также осуществлять некоторые виды деятельности. Предельный срок этого дополнительного наказания составляет 3 года. Но оно применяется не в обязательном порядке.
Административные варианты ответственности
Далее будет рассмотрена возможная административная ответственность в случае нарушения противопожарных правил, норм защиты и предотвращения пожароопасных ситуаций. При наложении административных санкций часто отталкиваются от статьи 20.4 действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Эта законодательная норма предусматривает варианты ответственности в случае нарушения предъявляемых требований пожарной безопасности. Исключениями из статьи являются нарушения на следующих объектах:
- леса;
- железнодорожный транспорт;
- морской транспорт;
- внутренний водный транспорт;
- воздушный транспорт.
Если при квалификации нарушения прибегают к этой статье Административного кодекса, тогда по отношению к обвиняемой стороне могут применяться такие варианты санкций:
- вынесение предупреждения, либо денежные выплаты, размер которых составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- если лицо должностное, тогда штраф увеличивается до 6 – 15 тысяч рублей;
- если обвиняемое лицо имеет юридический статус, объём денежных взысканий возрастает до пределов от 150 до 200 тысяч рублей;
- когда нарушение происходит в условиях повышенного или особого противопожарного режима, тогда для граждан, должностных и юридических лиц размер денежного штрафа составляет 2 – 4, 15 – 30 и 400 – 500 тысяч рублей соответственно.
Существует ряд отдельных нарушений ПБ, за которые для соответствующих лиц может последовать обязательная административная ответственность. Если пожарные инспекции и иные уполномоченные ведомства их обнаружат, возможно не только наложение штрафа за определённые нарушения требований пожарной безопасности, но и применение дополнительных, более жёстких санкций. Рассмотрим основные ситуации и варианты наказания при несоблюдении правил ПБ и их нарушении:
- Если здания, различные сооружения, строения не были оснащены обязательными первичными средствами, обеспечивающими пожаротушение. Для обычных граждан предусмотрен денежный штраф, размер которого составляет 2 – 3 тыс. рублей. Если наказывается должностное лицо, штраф повышают до 6 – 15 тыс. рублей. В случае, когда предпринимательскую деятельность ведён гражданин без образования юридического лица (далее применяется сокращение ИП), наказание составляет 20 – 30 тысяч. Для юридических лиц суммы наиболее внушительные и равняются 150 – 200 тысячам рублей.
- Если нарушены обязательные противопожарные требования в отношении путей эвакуации, аварийных выходов и специальных систем, обеспечивающих автоматическое пожаротушение и активацию сигнализации (оповещение, управление эвакуационными мероприятиями) в зданиях, сооружениях и строениях. Для подобных правонарушений предусматривается денежное взыскание с виновной стороны. Ими могут выступать обычные граждане, должностные лица, ИП и юридические лица, для которых предусмотрены санкции в объёме 3 – 4, 15 – 20, 30 – 40 и 150 – 200 тыс. рублей соответственно.
- Если правонарушение имеет рецидивирующий характер, то есть совершается повторно. Тут для граждан, должностных лиц, ИП и юридических лиц законом об административных правонарушениях предусмотрено взыскание суммы в размере 4 – 5, 20 – 30, 40 – 50 и 200 – 400 тыс. рублей соответственно. Либо уполномоченные органы могут приостановить деятельность на срок, не превышающий 90 дней.
- Когда нарушения ПБ влекут за собой возникновение пожаров и в результате повреждение чужого имущества, а также причинение вреда здоровью средней и лёгкой степени тяжести, применяются несколько иные санкции, но всё же в виде денежных взысканий. Граждане, должностные лица, и юридические лица выплачивают по 4 – 5, 40 – 50 и 350 – 400 тыс. рублей. Если же обстоятельства оказались аналогичными, но вред классифицирован как тяжкий, либо погиб человек, тогда юридическое лицо заплатит минимум 600 тысяч рублей (максимальное взыскание равно 1 миллиону), либо же его деятельность будет приостановлена на срок до 90 дней.
- Если производители и поставщики не выполняют своих обязанностей в виде обязательного включения в техдокументацию данных о веществах, материалах, изделиях и оборудовании касательно их пожарной опасности, не указывают правила безопасного обращения при наличии соответствующего требования. В такой ситуации должностные и юридические лица обязуются выплатить штрафы в размере 15 – 20 и 90 – 100 тыс. руб. соответственно.
- В ситуациях, когда были нарушены требования ПБ относительно обеспечения подъезда к всевозможным сооружениям и зданиям, прохода и полноценного проезда, тогда на граждан налагается административный штраф, равный 1,5 – 2 тыс. рублей. На должностное и юридическое лицо накладывают также финансовую санкцию, но уже в размере 70 – 100 и 120 -150 тыс. рублей соответственно.
- Если нарушения ПБ касаются морского, воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта. Здесь КоАП предусматриваются отдельные варианты ответственности за нарушения актуальных действующих правил пожарной безопасности. Обычные граждане и должностные лица обязуются выплатить суммы в виде штрафа, объём которых соответствует сумме в 1,5 – 2 тыс. для первых, и 4 – 5 тыс. руб. для вторых. Этот вопрос регулируется статьёй 11.16 действующего КоАП РФ.
- Нарушения, совершаемые в лесах. Тут вопрос административной ответственности регулируется статьёй 8.32 КоАП. Наказание зависит от конкретной ситуации, но не предусматривает более жёстких мер, нежели денежные взыскания. Для всех возможных сторон обвинения (граждане, должностные лица и юридические лица) предусмотрены штрафы в 1,5 – 5, 10 – 50 и от 500 тысяч до 1 млн. рублей соответственно. Здесь следует отметить, что в случае с правонарушениями в лесах все индивидуальные предприниматели, то есть ИП, приравниваются по степени своей ответственности к юридическим лицам.
Несоответствие объектов требованиям ПБ далеко не всегда карается действительно строго. Всё же когда речь идёт об ущербе здоровью, жизни и даже о смерти людей, а существующие в противовес им денежные взыскания не выглядят достаточно суровым наказанием. Но пока никаких изменений в административном кодексе на этот счёт вносить не собираются.
Варианты дисциплинарной ответственности
Наиболее лёгкие последствия от нарушений противопожарной безопасности следуют при применении дисциплинарных взысканиях. Многие считают справедливым, когда человек, не справившийся со своими должностными обязанностями, пишет заявление об увольнении. Но сколько бы заявлений не писали люди, вопрос пожарной безопасности не перестаёт быть актуальным. В своём заявлении ответственное лицо может добровольно отказаться от занимаемой должности. При этом не всегда к подобным действиям принуждают. Если говорить о дисциплинарной ответственности, то ей подвергаются лица, занимающие определённые должности, непосредственно связанные с пожарной безопасностью. Они могут нарушать:
- регламент;
- приказы;
- правила;
- инструкции;
- общепринятые нормы и пр.
Если дисциплинарная ответственность наступает, тогда мера наказания во многом зависит от руководства организации или предприятия, где произошёл соответствующий инцидент. Руководство может ограничиться:
- заявлением на увольнение;
- объявлением выговора;
- лишением премии;
- взыскание заработной платы и пр.
Тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации и тех последствий, к которым привели действия, либо бездеятельность ответственного за пожарную безопасность человека.
Ответственные лица
Напоследок важно заглянуть в Федеральный закон, который рассматривает вопрос пожарной безопасности. Это статья под номером 38. В этой статье приводится перечень тех лиц, которые могут нести ответственность в случае нарушения норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности. К таковым относятся:
- владельцы и собственники имущества;
- уполномоченные владением, пользованием и распоряжением имуществом граждане (руководство различных организаций, съёмщики квартир, арендаторы и пр.);
- лица, которые несут непосредственную ответственность за гарантии пожарной безопасности в соответствии с занимаемой должностью;
- руководство местного самоуправления;
- руководители органов исполнительных властей;
- должностные лица, действующие в рамках своей компетенции.
Исходя из всего сказанного ранее, можно с уверенностью говорить о том, что в определённых ситуациях ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности достаточно серьёзная. Потому крайне важно чётко выполнять свои служебные обязанности, придерживаться установленных ном и правил, а также не забывать о личной ответственности.
В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.
Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.
Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.
О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.
Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.
Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:
- Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
- Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
- Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
- Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
- Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
- Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
- Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
- Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
- Отсутствие второго эвакуационного выхода;
- Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
- Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
- Эвакуационные выходы не рассредоточены;
- Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
- Отделка путей эвакуации горючими материалами;
- Нарушения противопожарного режима.
По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.
Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.
Правонарушения | Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
---|---|---|---|
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф) | 1 500 р. - 2 000 р. | 3 000 р. - 4 000 р. | 70 000 р. - 80 000 р. |
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания | 2 000 р. - 3 000 р. | 5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет | 90 000 р. - 100 000 р. |
Повторное совершение административного правонарушения | 4 000 р. - 5 000 р. | 15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет | 150 000 р. - 200 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи | 1 000 р. - 1 500 р. | 6 000 р. - 15 000 р. | 50 000 р. - 200 000 р. |
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима | 2 000 р. - 4 000 р. | 15 000 р. - 30 000 р. | 400 000р. -500 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения | 2 000 р. - 3 000 р. | 6 000 р. - 15 000 р. | ИП 20 000 - 30 000р. |
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений | 3 000 р. - 4 000 р. | 15 000 р. - 20 000 р. | 150 000р. -200000 р. |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи | 4 000 р. - 5 000 р. | 20 000 р. - 30 000 р. | ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека | 4 000 р. - 5 000 р. | 40 000 р. - 50 000 р. | 350 000 р. - 400 000 р. |
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно | не предусмотрено | 15 000 р. - 20 000 р. | 90 000 р. - 100 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям | 1 500 р. - 2 000 р. | 7 000 р. - 10 000 р. | 120 000 р. - 150 000 р. |
В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:
- Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
- Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.