На какие хим лаборатории распространяется аккредитация. Для чего нужна аккредитация лабораторий
Аккредитация испытательных лабораторий (ИЛ) является независимой экспертной оценкой компетентности лаборатории неразрушающего контроля (разрушающих и других методов испытаний, аналитических) проводить те или иные испытания. Получение аккредитации подтверждает качество работ, выполняемых ИЛ, и повышает ее конкурентоспособность в конкретном сегменте рынка.
В случае успешного прохождения данной процедуры ИЛ выдается свидетельство об аккредитации. Проводить экспертную проверку могут только территориальные уполномоченные органы (ТУО), действующие в рамках Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.
ООО «РАСЭК» (ОАО «РосЭК») - предшественник ООО "РАСЭК плюс" -
имеет статус территориального уполномоченного органа
с 2007 года
.
За это время было аккредитовано более 200 испытательных лабораторий
.
Благодаря приобретенному опыту наша организация способна на высоком профессиональном уровне выполнить оценку компетентности ИЛ, проводящих испытания в различных отраслях промышленности. Мы можем оказать помощь в аккредитации испытательного центра или ИЛ как в Москве, так и в других городах и регионах России.
Область аккредитации
1) Лаборатории неразрушающего контроля
Объекты контроля
ООО «РАСЭК плюс» выполняет аккредитацию ЛНК, которые проводят испытания следующих объектов:
- систем газоснабжения и газораспределения;
- оборудования для угольной промышленности;
- оборудования для горнорудной промышленности;
- подъемного оборудования;
- оборудования для нефтегазовой промышленности;
- оборудования для металлургии;
- объектов котлонадзора;
- объектов ж/д транспорта;
- строительных объектов;
- электроэнергетического оборудования;
- сооружений для хранения и переработки зерна;
- оборудования для химически опасных и взрывоопасных производств.
Методы контроля
В Москве и других городах и регионах РФ ООО «РАСЭК плюс» уполномочен осуществлять оценку компетентности ИЛ-ЛНК, использующих такие методы контроля, как:
- радиационный (в том числе - рентгенографический, гаммаграфический и радиоскопический);
- ультразвуковой (в том числе - дефектоскопию и толщинометрию);
- акустико-эмиссионный;
- магнитный (в том числе - порошковый, графический, феррозондовый, а также использующий эффект Холла и магнитную память металла);
- вихретоковый;
- электрический;
- тепловой;
- метод испытания проникающими веществами (в том числе - метод течеискания и капиллярный);
- вибродиагностический;
- визуальный и измерительный;
- метод контроля напряженно-деформированного состояния (в том числе - радиационный, ультразвуковой, магнитный, оптический, вихретоковый, тензометрический, визуальный и измерительный).
2) Лаборатории разрушающих и других методов испытаний
- механические статические;
- механические динамические;
- измерение твердости;
- испытания коррозионной стойкости;
- технологические испытания;
- исследование структуры материала;
- определение содержания элементов;
- специальные виды испытаний;
- испытания стройматериалов и строительных конструкций.
3) Аналитические лаборатории
Объекты контроля
- вода, водные объекты, экосистемы водоохранных зон;
- воздух, выбросы и др.;
- почвы и грунты;
- отходы производства и потребления, вторичные ресурсы;
- продукция, материалы, вещества;
- биологические объекты растительного и животного происхождения;
- ионизирующие и неионизирующие излучения;
- факторы трудового процесса;
- другие объекты.
Методы контроля
- методы (способы) отбора, пробоподготовки, транспортирования и хранения проб (образцов);
- химические;
- электрохимические;
- спектроскопические;
- радиоспектроскопические;
- масс-спектрометрические;
- радиометрические;
- термические;
- биологические (биоиндикация, биотестирование);
- методы разделения и концентрирования;
- органолептические (в т.ч. визуальные);
- измерение вредных физических воздействий на окружающую природную и производственную среду;
- специальные инструментальные.
Подробную область аккредитации ООО «РАСЭК плюс» по испытательным лабораториям можно узнать,
пройдя по соответствующим ссылкам (ЛНК , ЛРИ и АЛ).
Процедура экспертной оценки
Оценка компетентности лабораторий (ИЛ) производится в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и СДА-15-2009. Процедура получения свидетельства состоит из следующих этапов:
- ИЛ предоставляет в территориальный уполномоченный орган (ООО «РАСЭК плюс») заявку на аккредитация, а также прикладывает к ней необходимые документы, согласно утвержденному перечню. К документам должно прилагаться сопроводительное письмо.
- Уполномоченный орган проводит анализ данных документов. Если в них найдены несоответствия, то в течение 6 месяцев необходимо предоставить документы, подтверждающие их (несоответствий) устранение.
- Проверка ИЛ неразрушающего контроля (разрушающих и других методов испытаний, аналитических) на месте специально созданной комиссией, состоящей из экспертов по аккредитации, а также технических специалистов. Время проведения проверки обязательно согласовывается с заявителем. По ее результатам составляется акт (по форме, указанной в СДА 15-2009), который подписывается всеми членами комиссии.
Акт может содержать один из трех вариантов заключения комиссии:- положительный;
- отрицательный;
- положительный после устранения замечаний.
- Передача материалов, собранных комиссией, в центральный орган Единой системы для принятия решения об аккредитации.
- Аккредитация ИЛ с оформлением соответствующего свидетельства или предоставление аргументированного отказа в аккредитации.
- Осуществление периодического контроля работы ИЛ.
Подробнее о процедуре аккредитации ИЛ ().
Срок действия свидетельства об аккредитации испытательной лаборатории - до 5 лет.
Основные регламентирующие документы
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 («Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»).
- СДА-15-2009 («Требования к испытательным лабораториям»).
Компания «Европейские стандарты и сертификация» предлагает свои услуги по проведению аттестационных мероприятий в формате «под ключ» для любых лабораторий, включающих все доступные методики и объекты контроля. Мы используем действующие системы лабораторных аттестаций.
Важность и необходимость процедуры
Аккредитация испытательной или химической лаборатории в Росаккредитации – это знак качества, подтверждающий полное соответствие учреждения законодательно установленным требованиям. А именно:
- фактическое подтверждение профессиональной компетенции при оценке соответствия (включая сферу технического регулирования);
- обеспечение должного уровня доверия от заказчика результатов исследований;
- применимость полученных результатов для деятельности госорганов и других субъектов гражданского права в качестве достоверной информации об исследуемых объектах;
- использование единого стандарта измерений для аналитической работы.
Система аккредитации хороша тем, что ее условия и критерии дают возможность получать унифицированные результаты исследований и лабораторных измерений. Аккредитация испытательных лабораторий может быть ведомственной (корпоративной или отраслевой) проверкой их соответствия требованиям системы. Результатом всех проверочных мероприятий является выдача Свидетельства об успешном прохождении процедуры вашим предприятием или организацией.
Условия проведения процедуры
Аккредитация химической, испытательной, аналитической лаборатории базируется на целом перечне определенных бумаг. Самостоятельная подготовка подобной документации отнимает массу времени и сил даже у опытных специалистов. Поэтому есть смысл доверить это ответственное дело специалистам компаний, оказывающих комплекс услуг в оформлении разрешительной документации в области промышленной безопасности.
Для оценки понадобится формирование внушительного пакета документов с разработкой правил контроля и паспорта лаборатории. Это комплексная оценка метрологических методик измерения и оценки веществ и материалов (их состава и свойств). В ходе проверки химической лаборатории особое внимание уделяется экоконтролю на основании общих критериев системы аккредитации. Повторная проверка вам понадобится только по истечении срока выданного ранее Свидетельства.
Обо всех требованиях, а также о порядке заполнения и подачи документов вам расскажут специалисты «ЕСИС». Мы поможем вашей лаборатории успешно получить нужные полномочия в Федеральной службе по аккредитации, а также других компетентных органах. Чтобы максимально детализировать цену аккредитации испытательной, аналитической или химической лаборатории, заполните специальную таблицу (Образец заполнения).
Аккредитация лаборатории - это подтверждение компетентности на выполнение определенных работ.
На сегодняшний день есть такие области деятельности, которыми неаккредитованная лаборатория заниматься не имеет права, т.е. государственной экспертизой результаты признаны не будут. К примеру, работы по промышленной безопасности, мест по условиям труда и др. Поэтому если организация собирается оказывать услуги в выбранной области, вопрос о том, нужна или нет аккредитация лаборатории, решается однозначно.
Для прохождения этой процедуры необходимо подготовить пакет документов, составленных по установленным формам, содержащих объективную информацию о лаборатории, и заявку. Документы направляются на рассмотрение в Орган по аккредитации. Эксперты в течение установленного срока (как правило, 1 месяц) должны выдать заключение о том, соответствуют ли документы предъявляемым требованиям.
Аккредитация испытательных лабораторий - это подтверждение того, что эти организации соответствуют государственным нормативам по всем параметрам. Такие лаборатории должны иметь необходимое оборудование, средства измерения, обученных специалистов. Средства измерения, которыми проводятся замеры определенных параметров, обязательно должны быть проверены и иметь свидетельства о проверке.
В случае несоответствия какого-либо документа требованиям (к примеру, отсутствие в области аккредитации определенных пунктов, связанных с отсутствием средств измерения), пакет документов с заключением по нему отправляется обратно заявителю. При исправлении всех указанных недочетов заявитель вправе снова отправить заявку на рассмотрение.
Если с пакетом документов все в порядке, то с органом по аккредитации заключается договор на проведение соответствующих работ. Через определенное время приезжает комиссия для проверки лаборатории на месте. Эксперты знакомятся на месте с сотрудниками лаборатории, проводят тестирование, могут попросить провести какие-либо анализы, чтобы удостовериться в компетентности работников.
В случае если комиссия не нашла недостатков, аккредитация лаборатории считается завершенной. Организация вносится в Единый реестр. В подтверждение выдается аттестат аккредитации испытательной лаборатории, который действует 5 лет.
Контролирующий орган вправе проводить внеплановые проверки (если поступили жалобы на некомпетентность в работе) и обязан проводить периодические проверки аккредитованных им организаций.
Если в процессе работы лаборатории возникнет необходимость расширить область аккредитации, то всю процедуру не нужно проводить заново. Это можно сделать в рамках инспекционного контроля.
Повторная аккредитация лаборатории может потребоваться через 5 лет. В этом случае за полгода до окончания действия аттестата необходимо отправить пакет документов в соответствующий орган. Если лаборатория имеет отменную репутацию, то может быть принято решение о выдаче аттестата аккредитации без проверки на месте.
Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
(N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации")
Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ).
С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» , который регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия (сертификации) продукции. Важнейшим инструментом такой деятельности являются испытательные (измерительные) лаборатории, от компетентности которых зависит достоверность получаемой информации и обоснованность принимаемых на её основе управляющих решений. Федеральным законом однозначно предусмотрен допуск к деятельности по подтверждению соответствия (сертификации) только аккредитованных лабораторий.
Лаборатория должна иметь статус аккредитованной, в случае если она проводит следующие виды работ:
- испытания для целей сертификации (обязательной и добровольной) или декларирования соответствия продукции;
- контроль качества продукции нефтепереработки и нефтехимии;
- контроль качества спирта и спиртосодержащей продукции;
- контроль качества молока и молочной продукции;
- контроль качества масложировой продукции;
- контроль качества соковой продукции из фруктов и овощей;
- контроль качества питьевой и минеральной воды;
- контроль качества продукции для строительства;
- контроль качества зерна и продуктов его переработки (в т.ч хлеба и хлебобулочных изделий);
- производственный контроль за соблюдением санитарных правил;
- классификация и паспортизация отходов;
- определения фактического размера промышленных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы;
- проведения анализов и измерений для сторонних организаций (в т.ч. выполнение арбитражных измерений);
Перечень документов, подтверждающий вышесказанное приведен ниже.
Данные, полученные в аккредитованной лаборатории, обеспечат Вас достоверной информацией и юридически обоснованной доказательной базой в случае возникновения спорных ситуаций с поставщиками, заказчиками или контролирующими организациями (в том числе и в судах всех уровней).
Перечень документов содержащих требования к проведению измерений в аккредитованной лаборатории
- Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ от 27.12.2002 (с изменениями на 1 мая 2007 года), глава IV. ст. 24 п. 1, ст.26 п.п. 2, 4.
- Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» № 183-ФЗ (в редакции от 16.03.2006), глава II. ст. 5.
- Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ (в редакции от 21.07.05), глава III ст. 19 п.1.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30.03.1999 (с изменениями на 30 декабря 2006 года)», глава V ст. 42 п.1.
- Федеральный закон № 88-ФЗ от 12.06.2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», глава 6. ст.18 п.2; глава 7. ст.20 п.1; глава 11. ст.31 п.п.1,7; глава 11. ст.32 п.1
- Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 №118, часть I I I п.п. 34, 35, 43.
- Федеральный закон № 90-ФЗ от 24.06.2008 г. «Технический регламент на масложировую продукцию», глава 6. ст.23 п.1; глава 7. ст.24 п.п.1, 2, 5, 10;
- Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» Глава 4, ст. 24, п.п. 1, 4.
- Федеральный закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», глава 3. ст. 15. п.1; глава 4, ст.34, п.п. 1,2,3
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Раздел VII, Глава 33, ст.147, п.3.
- Приложение к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №570 от 15.08.2007 г. «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» п. 2.5.2.
- СП 1.1.1058-01 (с изменениями и дополнениями N 1 от 27 марта 2007 года) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Глава II статья 2.5.
- СП 2.1.5.1059-01 Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Глава V, п. 5.2
- СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. п.8.4.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 10 апреля 2008 года), п. 2.12
- СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. " (с изменениями на 28 июня 2010 года) п. 5.9.
- СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (с изменениями от 07 апреля 2009 года), п. 4.5
- СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы (с изменениями на 25 апреля 2007 года), п. 6.10.
- Порядок утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 205 от 08.07.2009 г. «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Формы 2.1; 3.3.
- Приказ Росгидромета от 01.07.2002 N 146 «Инструкция о порядке организации и проведения лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» Приложения 3,4,9.
- Приказ Минприроды России от 26.01.1993 г. «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (с изменениями на 13 ноября 2007 года). П.5.3.
- Приказ Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» п.п.2.14, 3.1.1.
- Инструкция утвержденная Приказом Росгидромета от 01.07.2002 N 146 «О порядке организации и проведения лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления».
- Распоряжение Минтранса России от 31.12.2002 N ОС-1182-р «Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов».
- Приказ Главного государственного санитарного врача РФ № 96/225 от 07.04.1997 г. «Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям» п. 3.1
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
- P 2.2.2006-05 «Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда гигиеной труда». п. 6.1.
- МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» п. 1.4.
- МУ 2.2.2.1844-04 «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции нефтепереработки и нефтехимии» п. 3.7.1.
- МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» п.1.4
- МУК 4.3.1675-03 «Общие требования к проведению контроля аэроинного состава воздуха» п.1.4
- МУК 4.1.995-00 «Метод газохроматографического измерения концентраций трифторметансульфофторида в атмосферном воздухе», п.1
- МУК 4.1.996-00 «Метод фотометрического измерения концентраций трифторметансульфокислоты в атмосферном воздухе», п.1
- МУК 4.1.997-00 «Метод газохроматографического измерения концентраций трифторметансульфокислоты и ее ангидрида в атмосферном воздухе», п.1
- МУ 2.1.4.783-99 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиеническая оценка материалов, реагентов, оборудования, технологий, используемых в системах водоснабжения п.3.1.
- СанПиН 2.3.4.704-98 «Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий» п.12.8.
- СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях" п. 5.3.3
- СанПиН 2.3.4.545-96 Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий
- СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод. П.7.2.
- СНиП 12-01-2004 Организация строительства п. 4.11, п. 6.1.4
- СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» п. 4.28.
- ГОСТ Р 52408-2005 (ИСО 8178-2:1996) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 2. Измерения в условиях эксплуатации;
- ГОСТ Р 51206-2004 Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний.
- ГОСТ Р 52109-2003 Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия.
- ГОСТ Р 51713-2001 Слитки черных и цветных металлов. Допустимые уровни удельной активности гамма-излучающих радионуклидов. Метод радиационного контроля. п.5.1.
- ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений п.5.3.
Аккредитация представляет собой процедуру, подтверждающую официальное соответствие вида деятельности или объекта нормам и стандартам, установленным государством и общественными объединениями.
Что такое и кому необходим документ
В Российском законодательстве приводиться перечень отраслей, которые подвергаются обязательной аккредитации со стороны государственных органов, таких как Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, Ростехнадхор, Росстат, ФСБ, Россвязь и других.
В этот перечень входят образовательные, медицинские, лабораторные, диагностические иные организации, которые занимаются предоставлением профессиональных услуг и имеющих в структуре организации испытательные лаборатории.
Аккредитация лабораторий проводится, для того чтобы полученные в ходе исследования и анализа, проведенного в рамках этой лаборатории результаты имели юридическую силу . Аккредитация может проводиться в различных системах: по национальной системе, по системе сертификации ГОСТа, и системе аккредитации аналитических лабораторий.
Что касается области лаборатории, которая подвергается сертификации, то она может быть выявлена путем перечисления видов продукции и проводимых работ и зависеть от вида лаборатории.
Испытательные лаборатории — это лаборатории, занимающиеся исследованием образцов материалов и продуктов, а также составных элементов среды на соответствие требованиям и нормам. Область функционирования испытательных лабораторий приходится на производственную сферу.
Аккредитация также может понадобиться физическим лицам или индивидуальным предпринимателем, если при предоставлении услуг от них требуется определенные навыки или наличие специальной подготовки.
С какой целью проводится процедура?
Аккредитация испытательной лаборатории проводиться в соответствии с 31 статьей Закона о техническом регулировании и имеет следующие цели :
- подтвердить достаточный уровень квалификации органов, отвечающих за соответствие требованиям;
- обеспечить высокий уровень доверия производителей, продавцов и покупателей к этим органам;
- создать основания для признания юридической силы результатов исследования.
Аккредитация проводиться в соответствии с базовыми принципами:
- добровольности , то есть организация добровольно соглашается на проведении сертификации;
- открытости , заключается в том, что абсолютно каждый участник процедуры проверки вправе ознакомиться с правилами проведения этой проверки, находящимися в открытом доступе;
- органы , которые осуществляют процедуру проверки, не могут подвергаться внешнему воздействию, и должны быть независимы и нейтральны ;
- намеренное учинение препятствий при осуществлении проверки не допускается;
- всем претендентам на получение аттестата предъявляются одинаковые требования ;
- также запрещается совмещать полномочия органов осуществляющих процедуру сертификации;
- недопустимость применения территориальных ограничений в отношении действия документов.
Главная задача аккредитации заключается в подтверждении высокой компетентности, знаний и опыта сотрудников центров и лабораторий, которые соответствуют установленным законом критериям.
В результате аккредитации лаборатория может обладать неоспоримыми преимуществами перед другими учреждениями :
- в первую очередь, это служит гарантией предоставления качественного обслуживания покупателей, и крупных поставщиков;
- повышения доверия со стороны организаций и компаний международного уровня;
- постоянное совершенствование сферы услуг, за счет частых проверок;
- увеличения клиентской базы благодаря конкурентоспособности качества обслуживания;
- возможность уделить больше времени качеству выполнения работ и нацеленность на результат, вместо траты ее на доказывание квалификации.
Благодаря аттестации организация или исследовательский центр может заработать престиж и репутацию, и постоянно повышать квалификационный уровень своих работников. Инспекционный контроль позволяет постоянно быть в курсе изменений в законодательстве и государственных стандартах, впоследствии чего создаются новые приоритетные задачи.
Порядок получения аттестата аккредитации лаборатории
Процедура проведения аккредитации лаборатории и получение аттестата осуществляется в несколько стадий. На начальной стадии заполняется заявка и направляется в ФСА для проверки и регистрации . Затем орган, отвечающий за проведение аккредитации, назначает на каждый испытуемый объект отдельного исполнителя. Он проводит проверку всей предоставленной документации от заявителя, его юридический статус, сотрудников, оборудование, также соответствие условий заявленным требованиям и определяет возможность аккредитации. А также проводит анализ подобных лабораторий, прошедших проверку в прошлом.
После рассмотрения заявки и принятия положительного решения исполнитель ставит в известность заявителя через контактные данные о том, что заявление принято в течение 10 суток со дня обработки заявки.
В случае отказа уполномоченный орган обязан издать приказ об отказе, в котором подробно указывается причина этого. Заявителю в течение 10 дней направляется копия данного постановления.
На следующем этапе назначается экспертиза документов, которая проводится специальной экспертной комиссией . Исполнитель должен представить документы комиссии в течение трех суток. При необходимости комиссия вправе запросить дополнительные документы, сведения и информацию у заявителя. После проверки, составляет экспертное заключение . В нем может содержаться следующего рода сведения:
- результаты анализа соответствия сведений условиям проведения оценки квалификации;
- при наличии некоторых разногласий с условиями, они указываются в заключении;
- рекомендации по внесению изменений в отдельные пункты заявки, и процедура подтверждения их выполнения;
- итоговые выводы о степени соответствия информации испытуемого объекта критериям компетентности.
Выводы экспертов направляются в Росаккредитацию. Если они положительные, то к заключению прилагается программа аттестационной проверки . Окончательное решение о проверке принимается вышеупомянутым органом, который рассматривает заключение и в случае одобрения распоряжается о времени и составе аттестационной комиссии. Копию заключения комиссии и распоряжение о проведении аттестации или об отказе направляется заявителю.
На третьем этапе утверждается комиссия, в состав которой входят эксперты, и программа проверки . Проверка проводиться непосредственно на территории объекта, где осуществляется его деятельность. Срок проверки не может превышать 20 дней. По ее результатам составляется акт, который необходимо предоставить вышестоящему органу.
На заключительном этапе Федеральная служба по аттестации на основании всех сведений, экспертных заключений и акта проверки выносит решение о прохождении аттестации. Составляется приказ на выдачу аттестата, который вручается заявителю по истечению 3 дней.
Срок его действия и способ продления
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории действует 5 лет . Срок аттестата может быть продлен при необходимости. Для продления нужно направить запрос в отделение Росаккредитации за 3 месяца до полного окончания этого срока . Процедура получения нового аттестата может быть упрощена, если в ходе инспекционного контроля не было выявлено никаких нарушений со стороны ИЛ, и если она не планирует расширение области проверки.
Упрощенная процедура в отличие от стандартной не требует обязательной проверки объекта на территории ее деятельности. А во всем остальном полностью идентична процедуре первичной аттестации.
Как проверить наличие аккредитации
Существует несколько способов проверки аттестата : через Федеральную службу по аккредитации и Минздравсоцразвития. Эти органы ведут свои реестры, которые находятся в открытом и бесплатном доступе в сети. Любая организация, прошедшая аккредитацию, заноситься в реестр уполномоченных органов. Поэтому для проверки наличия аттестата необходимо просмотреть списки в реестре, и если организации там нет, значит, у нее отсутствует аттестат.
Чтобы проверить через официальный сайт Федеральной службы по аккредитации, в разделе Меню нужно найти Реестры, затем перейти в подраздел Аккредитованные лица и Реестр, затем надо выбрать интересующую организацию, к примеру, испытательная лаборатория. Далее откроется список всех лабораторий, успешно получивших аттестат. Для более удобного поиска можно в специальное поле ввести наименование учреждения и область аккредитации и задать поиск.
Другой способ проверить в реестре Минздравсоцразвития , поскольку согласно ФЗ №205н все аттестованные организации должны быть в этом реестре.
Есть еще один способ проверки наличия аттестата — единый реестр испытательных лабораторий. Организация, прошедшая проверку, должна присутствовать в нем. Для удобного поиска можно ввести название и начать поиск.