На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок? Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры.
Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога. Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст. 275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.
Требовать установления сервитута можно от федеральных, региональных и муниципальных властей в зависимости от того, кто из них является собственником участка, но не от арендаторов земли. Если собственником недвижимости является физическое или юридическое лицо, то по вопросу установления обременения необходимо обратиться к нему. Когда мирное урегулирование конфликта невозможно, вопрос решается в судебном порядке.
По времени действия сервитут может быть срочным и постоянным. Выделяют сервитут частный и публичный.
Частный сервитут
Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:
- информацию и сторонах соглашения;
- сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
- цели и задачи наложения обременения;
- границы сервитута (четко определенное место на участке);
- величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
- прочие условия.
Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.
В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:
- свободное перемещение через участок;
- обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
- доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
- прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.
Публичный сервитут
Основания его возникновения - законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.
Цели установления публичного сервитута:
- перемещение по территории участка;
- проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
- установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
- обеспечение водой;
- прогон скота;
- сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
- охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
- сбор дикорастущих растений;
- проведение исследовательских работ;
- свободный доступ к побережью.
Основное отличие публичного сервитута от частного - платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.
Регистрация сервитута (частного и публичного)
Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):
- заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
- документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
- документ об оплате госпошлины;
- соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
- если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.
Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.
Прекращение сервитута
Основания прекращения сервитута:
- по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
- в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
- физическое уничтожение участка;
- изъятие земли из гражданского оборота;
- в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
- прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.
Судебная практика: отказ в установлении сервитута
Важно правильно составить исковое заявление в судебные органы об установлении сервитута.
Например, собственник участка земли, по которому проходит ЛЭП, обратился в суд с иском к владельцу коммуникаций о понуждении к заключению договора сервитута.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал, что имеется ограничение на пользование земельным участком и требование истца об установлении платы законно.
В иске было отказано: в законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых можно обязать ответчика подписать подобное соглашение.
Собственнику участка нужно обратиться в суд об устранении препятствий в пользовании участком. Тогда владелец ЛЭП будет вынужден заключить соглашение о сервитуте.
Подавая исковое заявление об установлении сервитута нужно предоставить достаточно веские доказательства того, что наложение обременения действительно необходимо. ФАС Волго-Вятского округа отказал истцу в следующей ситуации: требовалось обеспечить проезд к промышленному зданию. Рядом с постройкой в пределах участка истца имелся пустырь. Истец требовал обеспечить проезд через соседний участок, но не было доказано, что:
- перемещение через пустырь невозможно;
- проезд возможен только через соседний участок, так как другие пути отсутствуют;
- участок ответчика оборудован транспортной инфраструктурой;
- движение автотранспорта по территории ответчика будет безопасно для находящихся там людей.
Определенный по земельному участку, подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Он считается вещным правом, предоставляющим возможность пользования чужим участком для обеспечения интересов собственников соседних участков. Условия регистрации данного ограничения определяются Гражданским и Земельным Кодексами РФ.
Положениями Земельного Кодекса регулируется процесс ввода на земельный участок для защиты интересов и условий жизнедеятельности участков, которые нуждаются в установлении сервитута по конкретной земле.
Статьи 274-277 Гражданского Кодекса определяют главные условия действия сервитута как субъекта , вводящего ограничения и порядок пользования данного земельного участка.
Ввод подлежит обязательной регистрации, как л юбое иное право на земельную собственность. Процедура производится согласно положениям статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Единственным исключением могут считаться обстоятельства, когда необходимость в сервитуте отпадает до заключения договора (к примеру, работы по установке линий коммуникаций завершились раньше, чем стороны согласовали договор).
Другим случаем, когда введенное ограничение не нуждается в регистрации, считается передача обремененного земельного участка в . При этом вступает в силу принцип следования, когда одновременно с собственностью к наследнику переходят все обязательства по ней, включая различные обременения.
В остальных случаях регистрация обязательна.
Регистрация сервитута
Порядок регистрации включает четыре ступени:
- Подготовка и сдача документации. Собирается пакет обязательных документов, которые под расписку сдаются в органы регистрации. При этом производится проверка оформления заявки и наличие всех необходимых документов.
- Правовая экспертиза. Проводится тщательная проверка подлинности представленных документов, чтобы обеспечить правовую базу регистрации и исключить вероятность ее .
- Ввод новых данных или изменений в прав на недвижимость. Производится регистрация сервитута и в соответствующие документы вносится запись об этих изменениях.
- Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Этот документ в случае появления является подтверждением подлинности заключенного договора по сервитуту.
Документация
При регистрации сервитута собирается пакет документов, который должен соответствовать условиям, определенным законодательством.
В список обязательных документов входят:
- договор о вводе сервитута (в трех экземплярах, один предназначается для Росреестра);
- заявления сторон о регистрации установленного права пользования;
- земельного участка, по которому введены ограничения;
- справка о выплате госпошлины за регистрацию сервитута.
Когда стороной договора является юридическое лицо, то необходимо к заявлению приложить действительную выписку из ЕГРЮЛ и заверенные копии уставных документов для подтверждения полномочий представителя организации.
Величина госпошлины по регистрации права и вводу новых данных в равна 2 тысячам рублей для граждан и 22 тысячам рублей для организаций. Обычно данная процедура занимает 10 рабочих дней.
Регистрация по доверенности
Любая из сторон договора по сервитуту вправе оформить документы о регистрации обременения посредством представителя, наделенного соответствующими полномочиями. Например, если человек болеет, то он может попросить заниматься процедурой регистрации родственника или друга. Также по доверенности могут действовать сотрудники организации, которая оформляет регистрацию.
Понятие частного и публичного сервитута
В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий:
- сервитут устанавливается в отношении соседнего участка;
- без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены;
- имеется соглашение с собственником или судебное решение;
- сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд.
Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным.
Государственная регистрация сервитута.
Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий:
1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд;
2. признание государством установленного права на ограниченное пользование;
3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения;
4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.
Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт - единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.
Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком.
Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.
Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации:
- собственником земли;
- лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения;
- обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности.
Заявителю необходимо предъявить:
- копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок;
- документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.
В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.
Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута.
Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.
Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа:
1. Прием документов и их регистрация.
2. Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам.
3. Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.
Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.
Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом. Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.
Приостановление государственной регистрации
На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае:
- возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности;
- отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра;
- подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.
Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.
Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются:
- несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка;
- несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам;
- несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;
- несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.
Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.
В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.
Что это такое
Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:
- необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел - по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
- необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов - в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
- необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
- введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
- иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.
Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
или по телефону:
Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.
Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:
- обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
- использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
- использование чужого участка для прогона скота;
- для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
- иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.
Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.
Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .
Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.
Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:
- дата и место составления документа;
- личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
- сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение - кадастровый номер, описание площади и т.д.;
- суть вводимых ограничений - для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
- срок введения ограничений;
- перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
- описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута - весь участок или отдельная его часть.
Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).
На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:
- наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
- личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
- сведения о возникновении спора - что именно позволит решить ограничение права;
- вариант условий сервитута, который предлагает истец;
- обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.
Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.
При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:
- если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
- решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
- надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.
Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.
Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.
В службу Росреестра представляются следующие документы:
- заявление о проведении регистрационных действий;
- правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
- межевой план с выделением зоны действия сервитута;
- обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
- документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
- нотариальная доверенность на представителя;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.
Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.
Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.