Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти? Что сделать для того, чтобы попасть в Рай.
Сегодня мы обсудим одну из любимых всеми тем, не столько популярную, сколько именно любимую, ведь в Рай, даже гипотетически существующий в воображении живых, хотят попасть все.
Может ли туда попасть верующий, но преступник, точнее — тот, кто «прикрываясь» Христом, убивает, блудит, грешит, или неверующий, но хороший человек? Попробуем разобраться, насколько это возможно с земной точки зрения.
Но сначала о том, что такое Рай. Мы возьмем христианство.
«Рай - в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве и гармонии с Богом и природой (мирозданием), неподверженное смерти.
Рай - посмертное место воздаяния праведников, совершенное состояние блаженства и легендарная прародина человечества. Традиционное местоположение рая - небеса, хотя существует представление о Земном Рае (Эдем). Противопоставляется аду».
Как лично вы представляете Рай? Задумайтесь, закройте глаза. Скорее всего — облака, чудный белый замок… или салатовый газон, деревья с фруктами, вечное лето, рядом море, бабочки летают… или золотое царство с воротами, херувимами, дорожками, тронами, алтарями прямо под небом.
Мы представляем и можем представлять Рай только через ограниченное понимание и сознание земного человека, нам рисуется то, что мы считали приятным, хорошим, прекрасным в этом мире, оттого и Тот Свет рисуем из этих ассоциаций. А ведь все что мы можем представить — это приятное для тела, для физической оболочки, есть ли душе разница — спит тело на подушках или на матраце тонком?
Впрочем, конечно, когда человек не в нищете, не в лишении всего — и душе спокойнее. Но по большому счету — как говорится «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Новый Завет).
В мире масса людей богатых, у которых есть все для счастья тела, но счастлива ли их душа? Деньги и земные блага не гарантируют душевного покоя, равно как и лужайка с яблоками на деревьях ничего не даст если нет покоя душе. Однако человек, когда представляет Рай таким, он в первую очередь как может хочет передать умиротворение души.
А про сути — Рай это не место, это состояние души (как и ад). Возможно, есть некое место (так скажем — в параллельном духовном мире) где душа находится транзитом в ожидании суда либо где-то витает, также по аду — ведь говорится в Библии о море мертвых и озере огненном. Но будут ли ли когда нибудь (после Суда например) на Земле люди жить в физическом теле - неизвестно.
Конечно, на данный момент, Рай для многих — это комфорт, покой души и тела. А покой души идентичен спасению…
Именно получение спасения для верующих — индикатор попадания в Рай, спасся — попал в Рай, попал в Рай — значит, спасся. Значит, вопрос в контексте нашей статьи «за что люди попадают в Рай» — может ставиться и иначе: «как спастись, за что можно получить спасение».
Итак, мы выяснили, что Рай это скорее не место, а состояние. И оно совсем не в бесконечных восторгах, фейерверках, эйфории, оно может быть в уверенности своего спасения. И то что человек умрет, как говорят верующие, не так страшно, как страшно то что он может умереть неспасенным… В то же время спасение это процесс, а не сиюминутный результат без изменения, спасение можно всю жизнь «зарабатывать» и в миг потерять, а можно получить за пару минут до смерти…
Как нам говорит Библия — в Новом завете спасение возможно через веру, то есть человек принимает верой, что Христос есть Сын Божий, принимает его жертву и получает спасение. Однако далее нужна работа. Это не значит, что можно принять Христа и пойти убивать, красть, блудить. Это значит что надо беречь спасение. Но можно и покаяться за пять минут до смерти, тем самым получить спасение, это стало возможным благодаря приходу Христа, а до Нового Завета люди шли в ад (либо в озеро мертвых) и томились там в ожидании освобождения. Яркий пример — преступник висевший со Христом на рядом расположенном кресте во время распятия на Голгофе, он покаялся и Христос ему сказал, что он ныне же будет с ним в Раю.
Но вот есть такой момент в отношении верующих — для них все непросто, и не раз говорили священники занимающие высокие чины, а также ряд конфессий разделяют это мнение — что Суд для верующих и неверующих будет разный. Почему? Потому что Требования разные исходя из уровня знаний и возможностей.
Верующие, даже часть тех, кто были в сектах, слышали про Бога, читали Библию, и если сектанты то шли против всех принципов, хотя имели возможность «протрезветь», но шли на поводу у слепых учителей, — даже они знали про Бога, Его заповеди. Другой вопрос, что так и остались под печатью бреда своих учителей. Но ведь они читали ту же самую Библию, что читали и верующие разумных конфессий, православные, и все равно «подмяли» ее под себя, видели все в свете слепоты учения.
А есть варианты другие: например, в абзаце выше мы упомянули про «овец», которые подчинятся воле учителей, а есть вот эти самые учителя, есть обманщики, и даже преступники, которые убивают и проповедуют одновременно. В разной степени преступники. Они держат во власти толпу таких вот «овец», имея от этого разную выгоду — материальную, психологическую, другую. Реализуя через сломанных людей свои черные цели, вплоть до реализации наркотрафика. Но они знают Библию наизусть, раскидываются цитатами направо и налево, умело манипулируют людьми. Они знают иногда христианство лучше многих, но не принимают его, не верят ни в какого Христа… могут ли они спастись? Было бы глупым сказать, что могут, согласитесь?
Сектанты, что из толпы, подчиненные волей учителей — могут спастись, не все, но если они по незнанию, невежеству, наивности доверяли вожакам, искренне веря в то, что последние посланники Бога. Впрочем, кто как на самом деле думал, и кто заслуживает какой участи — вот и будет судить Бог.
Те, кто могли понять, где находятся, что делают, пусть и по велению учителей, те, у кого не было излишней доли наивности, а была ослепляющая леность и глупость — с них спрос будет больше. Если человек, пусть по указке главных, творил беззаконие, — отвечать будет и он сам и его наставники.
У меня вообще есть ассоциации, связанные с Откровением Ионна Богослова (последней книгой Нового Завета) про цитаты о том, когда на людей выливались чаши гнева и они не каялись -это как раз на неправильно исповедующих Слово и исказивших его под себя, празднующих во дни скорби, живущих на крови святых, попирающих жертву Бога и т.д. И несмотря на все предупреждения и наказания, — люди не раскаялись.
Но даже верующие «правильных» конфессий, направлений — величина непостоянная, меняющаяся, а люди несовершенны, поэтому сегодня они могут верующими, а завтра преступниками, и наоборот, они могут, даже несмотря на прекрасных учителей являть все по своему, но все же если они поступают во многом пусть и понимая как они хотят, то что советуют наставники — они в гораздо лучшем положении, чем те кто следуют за лжепророками.
И среди этих верующих также встанет вопрос о том, кто спасется, а кто нет.
Лучше не знать, чем знать… Дословно: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди», 2 Петра 2:21
Те, кто однажды приникли к истинной вере, но затем отошли — с них спрос больше чем с тех кто никогда и не подходил к вере.
Потому и говорится о двух судах — для верующих и для неверующих. Неверующие если и могут спастись иногда как головня из огня, по милости, если были в ладах с совестью, то те кто были истинно верующими, а потом отошли — не факт, хотя у вторых знаний о Боге может быть гораздо больше.
В Новом Завете говорится — никто не может прийти к Отцу как только через Сына, и много говорится о то что спастись можно только через принятие жертвы Христа. Из чего закономерный вывод — те, кто не принял Христа — ни спастись, ни в Рай попасть не смогут.
Однако это жестоко, вы не находите? Ведь есть очень хорошие люди, которые пусть и не были верующими, но были лучше многих так называемых верующих, добрее, мудрее, порядочнее. Им, что, в ад идти? И это милосердие Бога? Такую кардинальную версию спасения мне выдавали и в христианских конфессиях, настаивали, что все кто не принял Христа пойдут в ад, что меня лично возмущало.
Я не верю, что это и есть справедливость. Уж люди-то бренные как и эта земля откуда знают, кого Бог спасет, кого нет?
В Откровении И.Б. есть фразы про то что неверующие будут судиться по делам — злым и добрым… но спасутся как головня из огня.
Конечно, общими критериями получения спасения являются исполнение главных заповедей.
«Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Эти заповеди еще из Ветхого Завета, с приходом же Христа и завет стал новым, и спастись стало возможным благодаря вере, при этом заповеди никто не отменял.
Сам Христос говорил по поводу своего пришествия так:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить».
Просто Христос, как считаю, хотел донести, что прежде дел и исполнения заповедей (а были такие «верующие» как фарисеи и книжники, что исполняли закон по букве, но брезговали молиться рядом с мытарями и много мнили о себе) именно вера, и живая вера, а не жизнь по букве закона, когда вместо того чтобы спасти умирающего — все идут на молитву, ведь Бог сказал что он должен быть превыше всего.
А Христос показывал, что можно спасти овцу отбившуюся от стада, и в субботу, и быть более сострадательным и добрым, чем только следить за соблюдением заповедей.
В Новом Завете Христос провозгласил две главные заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем разумением своим и вторая подобная ей - возлюби ближнего своего как самого себя. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
В этом контексте некоторые догматы православия мне тоже кажутся чересчур ветхозаветными, например, правила, что молиться за умершего, если он не был крещен, можно только дома, нельзя ставить свечку за него. Есть еще при храмах лавки, вот там женщины продавщицы точно знают, кто куда пойдет, и что если некрещенный то в ад…
Слава Богу, адекватных больше. Гораздо больше батюшек разрешающих свечку ставить за умерших некрещенных, и говорящих, что не нам велено знать, кто куда пойдет.
Все же одно из условий спасения в православии - крещение. Но рассуждения народа, изредка посещающего церковь, банальны: если ты крещен, при этом даже если преступник - спасешься, а если не крещен, но хороший человек - не спасешься.
Но это рассуждения профанов, люди ближе знакомые с верой - уверены, что решать будет Бог, где кому место.
На мой беглый человеческий взгляд в Рай можно попасть, исполняя заповеди (хотя бы основные), при этом не по букве закона, а искренне, будучи добрым, помогая другим, ближнему, делая добрые дела, если говорить в параметрах веры - то если не ставить религию выше веры, совести, не пребывать в лжеучениях.
На самом деле список не такой уж и большой, и не такой сложный как себе представляют многие. Не можешь быть нормальным верующим - лучше не становись им, лучше делай добрые дела на уровне простых смертных. А если стал верующим - то будь им до конца…
Конечно, у нас нет явных и однозначных доказательств, что Рай, как и Ад существуют, но также и нет подобных доказательств того, что они не существуют. А, попробовав жить так, чтобы после смерти можно было попасть в Рай, человек уж точно ничего не потеряет.
Реальность жизни после смерти заключается в том, что душа человека после смерти попадает или в Ад — где вечная смерть или в Рай — где вечная жизнь.
Имеете ли вы уверенность в том, том что вы попадете в Рай?
Для того, чтобы люди имели возможность попасть в Рай и была написана Библия. В Писании сказано:
«Сие написал я вам,… дабы вы знали, что имеете жизнь вечную.» (1 Иоанна 5:13)
Предположим, что сегодня вы расстанетесь с жизнью и предстанете перед Богом и Он спросит вас: «Почему я должен впустить тебя в свое Небесное Царство? » Что бы вы ответили?
Так каковы критерии у Бога для того, чтобы попасть на Небеса, а не в Ад? Найти ответ на этот вопрос нам поможет Библия, которая есть Слово Божие.
I. Две истины о Рае
1. Рай — это безвозмездный дар
Люди считают, что если когда-то и попадут в рай, то это еще надо заслужить. Необходимо каким-то образом заслужить расположение Божие. Но правда заключается в том, что, Небеса — это абсолютно безвозмездный дар — его нельзя заслужить.
2. Место в Раю нельзя заработать или заслужить
Он абсолютно безвозмездный, Бог просто дарит его нам! Не правда ли, это великолепно! Позвольте мне показать вам один стих из Нового Завета. Это послание к Римлянам 6 глава 23стих. Вот он. Прочитайте сами.
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Римлянам 6:23)
«Дар божий — жизнь вечная…» Не правда ли, это прекрасно?
Вы, наверное, думаете, как же это возможно? Кто его получает? И как мы можем узнать, что мы его получили? Сейчас я вам попробую показать, что это не только возможно, но практически это и есть единственный реальный путь.
II. Две истины о человеке
1. Человек - грешник
Библия учит нас, что все люди согрешили и нет среди нас совершенных, чтобы войти в Царствие Небесное, но Бог требует совершенства. По словам Иисуса, человеку нужно быть совершенным. Как сказано в Евангелии:
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…» (Матфея 5:48)
Но получается ли это у нас? Увы.
Писание говорит —
«все согрешили и лишены славы Божией.» (Римлянам 3:23)
Бог дал людям заповеди, нарушая которые человек совершает грех.
Десять Заповедей:
Мы согрешили в мыслях, словах и делах, не сумели соблюсти заповеди, нарушив их грехами, делая неподобающее и не делая того, что следует.
2. Человек не может заслужить себе место в Раю
Если человек грешник, то его дела тоже содержат грех. Невозможно заслужить место в раю греховными делами и греховным образом жизни. Никто из нас не может самостоятельно обеспечить себе Царствие Небесное. Мы не можем сами спасти себя от участи Ада. Как сказано в Библии:
«Благодатью вы спасены…, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Ефесянам 2:8,9)
III. Две истины о Боге
1. Бог справедлив и поэтому должен наказать грех
2. Бог милосердный и поэтому не хочет нас наказывать
Проблема собственного спасения от Ада становится еще более сложной, когда мы узнаем, что в Библии говорится о Боге. Отличительные черты Бога — милосердие, любовь, добро и благодать. Однако в той же Библии говорится, что Бог справедлив, свят и праведен. Его чистота не позволяет Ему выносить грех и поэтому Он должен его наказать. Св. Писание говорит нам, что Бог всегда с негодованием относится ко греху и повелевает всем людям повсюду покаяться.
Возможно у вас появляется вопрос — почему за грех человек попадает в Ад. Давайте посмотрим сколько грехов может совершить хороший человек. Пусть мы каждый день будем очень стараться делать добро и даже тогда неизменно будем совершать как минимум пять, ну пусть будет три греха в день. В месяц мы согрешим уже 90 раз. В год 1080. За 50 лет жизни хороший человек грешит как минимум 54000 раз. А теперь согласитесь, мы бы были не довольны если бы судья отпустил на свободу например банду Цапков убивших семью с детьми. Душа бы возмущаясь требовала справедливости и возмездия. Можно вспомнить немало случаев, когда люди были готовы устраивать самосуд видя бездействие правоохранительных органов. Итак, скажите, какой бы судья оправдал 54000 преступлений? Неужели такой преступник не будет наказан? Поэтому грех ведет человека в Ад. В место вечного наказания за преступления против вечного Бога. Бог не хочет наказывать нас, но Он не может дать вечную жизнь тому кто безудержно совершает преступления против Его заповедей.
«…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Св. Евангелие от Матфея 25:41)
Пока вы еще живы есть шанс обратиться к милости Божией. Господь послал Своего Сына в мир, чтобы человек имел возможность примириться с Ним.
IV. Две истины об Иисусе Христе
Теперь давайте посмотрим, кто же такой Иисус Христос? Согласно Библии, Иисус Христос есть Сын Божий. В Св. Писании сказано:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… и Слово стало плотью и обитало с нами…» (Иоанна 1:1,14)
Бог облекся в человеческую плоть.
1. Поэтому ИИСУС на 100% СЫН БОЖИЙ и на 100% ЧЕЛОВЕК
2. Что Он сделал — искупил наши грехи и приготовил нам Жизнь Вечную на Небесах, которую Он предлагает нам как безвозмездный дар
Зачем Иисус Христос пришел на Землю? В сущности, вся Библия посвящена повествованию об этом великом событии. Бог видит нас и знает всё, что мы когда-либо совершили, все наши грехи, все помышления, все мотивы наших действий, все что мы делали втайне. Мы не можем освободиться от греховного образа жизни сами. Поэтому Христос пришел чтобы освободить нас от греха.
«Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Иссаия 53:6)
В Библии сказано, что Господь возложил все наши грехи на Иисуса. Бог записал на счет Христа всю нашу вину, наш грех. Тот самый грех, который Он ненавидит, Бог возложил на Своего Сына. И тут я читаю то, что меня, как родителя, искренне поражает. Посмотрите, что написано у пророка:
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению..» (Иссаия 53:10.)
или другой стих:
«Он (Иисус) был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Иоанна 14:2)
Бог излил весь гнев за наш грех на Своего Собственного Сына. Иисус оказался на нашем месте, заменил нас Собой и понес наказание за грех. Более того, Иисус говорит нам, что Он идет приготовить для нас, грешников, место в раю, Он приобрел нам это место в обителях Божиих и дает жизнь вечную.
Дорогой друг, самое удивительное заключается в том, что это место, купленное Христом такой дорогой ценой, Он предлагает нам совершенно безвозмездно. Помните, как сказано в Писании:
«Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем…» (Римлянам 6:23)
Своею благодатью Он открывает нам путь к бесценному дару Вечной Жизни через нашу веру.
V. Две истины о вере
1. Вера не является просто согласием с определенными историческими фактами
Как же получить чудесный дар спасения от Ада?
«Благодатью вы спасены чрез веру…» Ефесянам 2:8
Вера — это тот ключ, который открывает двери на Небеса. Кто-то сказал, что вера подобна руке нищего, протянутой за царским даром.
Многие люди думают, что имеют веру, но толком не знают, что это такое. Давайте посмотрим, чем вера не является. Многие люди верят, что Иисус действительно жил, умер и воскрес из мертвых и они предполагают, что в том и заключается вера. Но вера не есть простое признание определенных исторических фактов. Библия учит нас, что даже бесы веруют в Бога. Но они обитают в Аду, а не в Раю.
Другие люди считают, что верят в Христа, но когда спросишь их, что же они под этим подразумевают, то окажется, что вера эта носит сугубо временный характер и относится к обычным житейским вещам: здоровью, благополучию детей, финансовому положению или связана с попытками найти выход из затруднительного положения. Но все это имеет отношение лишь к жизни земной.
2. Вера — это упование в своем спасении только на Иисуса Христа
Когда в Св. Писании говорится о вере, то имеется в виду такое состояние, при котором человек возлагает свои надежды на спасение и жизнь вечную только на Иисуса Христа.
Христос пришел в мир не только для того, чтобы мы удачно перенесли операцию аппендицита или благополучно долетели на самолете! Христос пришел, чтобы привести нас в обители Небесные и дать нам дар Вечной Жизни.
Поэтому верить, — означает полагаться в нашем спасении только на Иисуса Христа.
Вообще существует только два типа веры — либо в себя, либо в Иисуса Христа. И я, подобно вам, полагался исключительно на свои усилия, стараясь вести более или менее нормальную, достойную жизнь. Но потом осознал простую вещь — если таким образом можно заслужить спасение, то, следовательно, я буду своим собственным спасителем; а если я считаю, что могу быть своим собственным спасителем, зачем мне Христос — Спаситель всего мира. Все, что мне следовало сделать — это перестать полагаться на себя и начать верить в Иисуса. И много лет назад с искренним покаянием я обратился к Господу и получил дар вечной жизни. Я не заслуживал его тогда и не заслуживаю его сейчас, но Его благодатью я обрел этот дар!
Долгое время я верил, что Бог существует и может помочь мне, но я не имел дара вечной жизни, поскольку рассчитывал попасть на Небеса исключительно полагаясь на свои добрые дела. Помните ваш предполагаемый ответ Богу на вопрос, чем вы заслужили право быть в раю?
А теперь, чтобы получить дар вечной жизни, вы должны перенести веру с себя на Иисуса Христа.
Что же тогда должно нас побуждать жить так, как угодно Богу? Благодарность за тот дар, который принес нам Христос.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Что вы обо всем этом думаете? Имеет ли это смысл для вас?
Вы только что узнали о величайшем даре, который когда-либо предлагался величайшей личностью, когда-либо жившей на этой земле. Христос сошел с Небес и умер на кресте, чтобы вручить вам дар Вечной Жизни. Хотите ли вы принять этот дар? Если да — тогда вы можете прямо сейчас обратиться к Богу в молитве:
Дорогой Отец Небесный, я осознаю что грешен перед Тобою. И осознаю что Ты справедливый и должен наказать Грех. Но Твоё Слово говорит, что ты любящий и милостивый и послал в мир Своего Сына Иисуса Христа чтобы я примирился с Тобою. Я верую что Иисус Христос Твой Сын и прошу прости мои грехи ради Своего Сына. Благодарю что Христос понес всякий мой грех и всякую мою немощь на Себе. Благодарю Боже за Твоё прощение. Благодарю что Иисус умер на голгофском кресте и воскрес на третий день. Благодарю что через Него Ты хочешь мне дать дар Вечной Жизни. Помоги и научи верить в Тебя, научи читать меня Библию и молиться и делать дела угодные Тебе. Во Имя Отца, Сына и Святого Духа.
Выбрать, куда он пойдет после смерти - в ад или рай? Когда люди умирают, пастора приходят и просят людей покаяться. Бывает так, что член семьи находится на смертном одре, и он еще не знает Иисуса. Порой человек находится на искусственной поддержке жизни, и родные спрашивают: можно ли отключить аппарат, не уйдет ли при этом человек в ад? Это очень ответственно, если вопрос касается смерти.
Многие говорят, что мы все спасены. Многие говорят, что мы перерождаемся в другую жизнь, многие утверждают, что ада нет, и никто туда не попадет . Многие говорят, что после смерти люди перестанут существовать, но это все не правда.
Иисус, самый любящий и самый смиренный, ходил по этой земле. Так что говорит Библия по поводу места вечного мучения? Иисус больше всех других говорил об аде, о суде и наказании, Он не однократно учил об аде.
Учение об аде говорит нам, насколько мы грешны и непокорны.
"Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" - говорил Апостол Павел.
Тело в момент смерти прекращает функционировать, погружается в прах, но душа уходит на небо.
19 "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
(Лук.16:19-31)
Богач получал при жизни все богатства для наслаждения. Наверняка были пышные похороны. И все думали, что он точно попадет к Господу, но он ушел в ад . Бедняк же получал страдания, болезни и нищету. Верующая в Бога, его душа пошла к Господу, ощущая там блаженство и Божью любовь. Сам Ииисус говорит об аде. Смерть запечатывает участь человека. Вы должны принять решение здесь, на земле. АД по своей сути, выражает суть БОЖЬЕГО ГНЕВА.
Библия говорит, что БОГ есть любовь. И все, что Он делает, Он делает по любви, Он Святый!!! Но Он также есть Бог гнева к тем, кто грешит и не приходит к покаянию, кто не желает свою греховную жизнь. Более часто описывается Святость Божья. Но и гнев и ярость Бога повторяются более 600 раз в Библии. Бог свят, и если мы не каемся, мы стоим на пути в ад. Господь послал Сына Своего Иисуса Христа на муки ради нас, чтобы даровать нам вечную жизнь. Если ты не придешь с покаянием к Иисусу, ты стоишь на пути гнева, и это выражается в адских муках. Бог говорит нам: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем." Исключений ни для кого нет, выбор за тобою.
1.Что такое ад? На что он похож? Раньше язычники приносили в жертву своих детей за стенами города, в последствии люди превратили это проклятое место в свалку. Там была пища для червей и всегда горел огонь. Ад похож на гиену, говорит Иисус. В аду люди мучаются вечно, огонь горит вечно. Там томится множество людей, и кто-то из вас находиться на пути в ад. Многие ваши знакомые и родственники изнывают там. Пастор говорит: я умоляю вас принять решение сейчас здесь, на земле.
2. Возможно ли людям, которые отвергали всю жизнь Бога, получить шанс покаяния на той стороне? Нет. Этого не может произойти… ничего уже нельзя будет изменить.
"и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят."
Не стройте иллюзий по поводу тех, кто умер, бесполезно уже молиться за них. Их участь была решена на земле.
Осужденный преступник должен попасть в тюрьму. Так же осужденный грешник попадает в ад . Иисус стал человеком, и жил в этом гиблом мире, смирился с предательством и нищетой. Добровольно согласился на жестокое избиение и распятие, Он умирал самой жуткой и болезненной смертью. Но с КРЕСТА крикнул: "Прости им Отец, ибо не ведают, что делают." Он умер вместо нас за наши грехи. ОН заменил нас, Отец излил гнев на Иисуса, чтобы отвратить гнев от нас, чтобы спасти нас, уберечь от попадания в ад . Это ли не чудо, которое даровало нам спасение!
Такова Божья любовь!!! Я умоляю вас, не судите Бога, если Он вам не отвечает, ведь мы подвержены многим греховным страстям. Мы наполнены мерзостью мира. Мы должны доверять Ему, меняться, смиряться, поститься, размышлять над Его Словом, чтобы пришли коренные перемены в наши сердца и жизни. Бог свят, добр, праведен, Он всегда поможет сокрушенному сердцу.
3 Закончится ли ад? или души грешников будут уничтожены?
Ад был создан для и его ангелов. Поверьте В Иисуса и вы не попадете в эту область мучений.
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне."
Кто отвергает Иисуса, перестает существовать для Бога и после смерти попадает в ад . Выбирайте сейчас: проклятие вечного огня или спасение.
Вы можете найти кого-то, кто расскажет вам другое; есть пастора и священники, кто могут вас направить в ад, по причине того, что они сами не знают Библию. Будьте осторожны с теми, кому вы доверяете свою жизнь. Читайте Слово Жизни, вникайте в Писание, чтобы знать все из первых рук - от самого Господа.
4 Будем ли мы в раю вспоминать тех, кто страдает в аду? Никто этого досконально не знает. Библия говорит нам все, что нужно знать, а не то, что мы хотим знать. Потому что сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Верующему смерть принесет прибыль, он получит гораздо больше, чем имел здесь, на земле.
5. Отправятся ли в ад все, не знавшие Иисуса? Да..да…люди не знавшие и не почтившие Иисуса пойдут в ад.
Поверил ли ты Иисусу? Обратился ли ты к Нему? Если нет, то гнев Бога грядет на тебя.
Никто не сможет получить спасение, кто не почитает Иисуса, как Сына Божьего: Мормоны - нет, индуисты - нет, Свидетели Иеговы - нет, буддисты-нет, мертвые религиозные люди - нет.
"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Иоан.14:6)
Спасительная весть о Сыне Божьем разносится в наше время через интернет, в церквях, через людей, которых Бог к вам подводит, через миссионеров. Не отвращайтесь Иисуса, не закройте свои уши от спасительной вести!
Если вы уже знаете Иисуса, говорите ли вы об этом вашим родным, знакомым? Знайте, если вы молчите, на вас будет кровь этих людей. Бог спросит с вас: "Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих."
Иисус воскрес ради каждого из нас, Он есть путь к Жизни!
Спасибо, Отец, что Ты открыл нам путь к спасению через Сына Твоего!
Пастор Марк Дрисколл
Дорогие друзья, в дополнение предлагаю просмотреть видео-ролик: Как не попасть в ад после смерти
В последнее время, общаясь с людьми, я часто слышу такую мысль —
Мы не можем точно знать, в Ад или в Рай мы попадем
Человек не достоин Рая, и думать, что ты попадешь в Рай - гордыня
Хотя бывает и наоборот
Конечно, я попаду в Рай - я вроде не такой плохой
Все эти разговоры подтолкнули меня к написанию статьи на тему:
Кто и почему попадает в Рай?
Казалось бы, ответ прост — в Рай попадают хорошие люди, а плохие — в Ад. Но все не так то просто.
Насколько хорошим нужно быть?
Вспомните свою жизнь. Подумайте о других людях. Есть ли хоть кто-то, кто никогда не обманывал, никогда не думал ничего плохого..? Есть ли кто-то, кто никогда не грешил?
…все согрешили и лишены славы Божией. (Рим.3:23)
Библия говорит, что все люди согрешили. И это правда, от которой никуда не деться. Мы никогда не будем настолько хорошими, чтобы заслужить Рай. Но на чем же тогда основана уверенность тех, кто смело заявляет — «после смерти я буду с Богом»? Неужели, это и правда гордость?
Отношения с живым Богом
Рассуждая на эту тему люди часто представляют Бога некой силой без определенной направленности. Кем-то, Кто просто подсчитывает наши добрые и злые дела, взвешивает на весах и после этого отправляет нас куда надо…
Но истина в том, что Бог — личность. Он сотворил человека, чтобы любить и защищать. Но люди, как глупые, непослушные дети, отказались от Его любви и защиты, впустив грех в этот мир, а вместе с ним и смерть. Любящий Бог послал Своего Сына Иисуса Христа к нам, чтобы Он взял на Себя наши грехи и умер за нас на кресте. За тебя и меня. Иисус принял наказание за наши проступки, чтобы освободить нас от греха и страха смерти.
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. (Евр.2:14,15)
Люди, которые считают эту уверенность гордостью не принимают в расчет тот факт, что…
Бог любит нас
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Иоан.1:12)
Мы — дети Божьи, если верим Ему и любим Его. Как любящий и совершенный Отец, Бог не оставит нас.
Насколько сильна любовь Божья? Нам сложно даже представить это в полной мере.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:16-18)
Господь, будучи безгрешен, претерпел страшные мучения за наши грехи. Неужели, любя нас так сильно, Он может просто оставить нас? Никогда.
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон.(Иоан.6:37)
Иисус сказал, что приходящего к Нему Он не прогонит. Что это значит для нас? Что бы не случилось, как бы низко мы не пали, Он все равно будет любить нас. Какими бы ужасными грешниками мы ни были, Он никогда не прогонит нас.
Выходит, я могу жить, как хочу, главное верить?
Если ты живешь как тебе хочется —
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (Матф.7:16-18) Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал.5:22-25)
Те, которые Христовы, приносят плод. Это очевидно в их жизни. Они отличаются от других и люди подтверждают это. Все добрые дела, хорошие поступки, поведение, отличающее верующих от других — это не причина спасения! Это только следствие принятия .
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф 2:8,9)
Слово Божье однозначно говорит нам о том, что мы спасены благодатью. Это Божий дар — наше спасение. И сами мы его достигнуть никогда не смогли бы.
Уверенность в спасении — это не гордость и не глупость. Это вера Богу. Человек может обмануть, Бог — никогда.
Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр.13:5)
И исходя из этого я верю, что Господь не оставит меня и всегда будет рядом. Его любовь настолько глубока, что несмотря на наш грех и непослушание Он остается верным Своему Слову и готов простить нас, если мы покаемся.
Иисус Христос умер за грехи каждого из нас, претерпел муки и страдания, чтобы мы были свободны от своих грехов. И, хотя последствия греха все равно придут в нашу жизнь, мы имеем вечную жизнь с Богом! Не потому, что искупили вину, а потому, что наше наказание уже понес за нас Иисус. Он сделал все для того, чтобы освободить нас.
Таким образом, если я хочу иметь свободу от страха смерти и вечную жизнь с Богом, нужно только…
1. Уверовать в Господа Иисуса Христа и принять Его жертву
Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. (Ин 8:24)
Недостаточно признать факт существования Христа как исторической личности. Важно понимать, что Он — тот Самый Бог, Который сотворил небо и землю и пришел в этот мир, чтобы спасти нас от наших же грехов.
2. Покаяться
Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Мф 9:13)
Принять решение — попросить у Бога прощение за свои грехи, вольные и невольные. Оставить грех и попросить Господа помощи в том, чтобы больше их не совершать.
3. Жить в свободе, данной Богом
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Ин 8:34,36)
Мы свободны от греха. Только подумайте! Мы можем больше не грешить, нам больше не нужно этого делать. Мы можем жить в свободе, данной Богом. Нужно только попросить…
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод: в Рай попадают дети Божьи — люди, которые приняли Иисуса Христа своим Господом и Спасителем и живут в свете этой истины. Уверенность чада Божьего в том, что после смерти он будет с Богом — не ошибка и не гордыня — это доверие Богу, который любит людей настолько сильно, что дает им спасение.
Пусть Бог благословит вас жить в Его любви, прощении и защите.
Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) - это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души - духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.
Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединяющейся со Христом
Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными “обителями” и “чертогами”; все описания рая – лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.
В Библии “раем” (paradeisos ) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется “Царством Небесным”, “жизнью будущего века”, “восьмым днем”, “новым небом”, “небесным Иерусалимом”.
Святой апостол Иоанн Богослов говорит: “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.
Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа.
Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, “восхищены до третьего неба” (2 Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство.
Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): “Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: “что это?.. как я очутился здесь?..” Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: “Нам должно взойти и еще выше”. С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости” Преподобная Феодора видела в раю “прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога”, и слышала “голос радости и веселия духовного”.
Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она “несказанна” и превосходит человеческое постижение. Говорится также о “многих обителях” рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. “Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, – говорит святитель Василий Великий, – потому что “звезда от звезды разнится в славе” (1 Кор. 15:41). И поскольку “многи обители” у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем”. 3 Впрочем, для каждого его “обитель” будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном “праведники просветятся, как солнце” (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть “мрачная темница”, и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке. 4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю – все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.
По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, – поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., – лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:
Ты – Царствие Небесное,
Ты – кротких всех земля, Христе,
Ты – рай мой зеленеющий.
Ты – мой чертог божественный…
Ты – пища всех и жизни хлеб.
Ты – влага обновления,
Ты – чаша живоносная,
Источник Ты воды живой,
Ты – свет для всех святых Твоих…
А “многие обители”
Являют нам, как думаю,
Что будет много степеней
Любви и просвещения,
Что каждый в меру сил своих
Достигнет созерцания,
И мера та для каждого
Величьем будет, славою,
Покоем, наслаждением –
Хотя и в разной степени.
Итак, палаты многие,
Различные обители,
Одежды драгоценные…
Венцы разнообразные,
И камни, и жемчужины,
Цветы благоуханные…-
Всем этим там является
Одно лишь созерцание
Тебя, Владыко Господи!
О том же говорил святитель Григорий Нисский: “Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)”. После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый “невечерний день” Царства Божьего, “вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге”. Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. “Тогда сбудется слово написанное: “Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..” (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:54-57).
Митрополит Сурожский Антоний: Рай – в любви
Адам потерял рай, - это был его грех; Адам потерял рай,- это ужас его страдания. И Бог не осуждает; Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мы опомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мы погибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей. Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти мир (Ин.З,17; 12,47). Пока не настанет полнота времен, пока не придет конец, мы под судом совести нашей, мы под судом Божественного слова, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, - да. Но Бог не судит; Он молит, Он зовет, Он живет и умирает. Он сходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и опомниться, не забыть, что есть рай.
А рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь. Вопрос не в послушании или в прослушании, а в том, что Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение - все Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе и об Отце: Я во Отце и Отец во Мне [Ин. 14,11]; как огонь может пронизывать железо, как тепло проникает до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразлучном соединении с Богом мы могли бы быть мудрыми Его мудростью, любить всем простором и бездонной глубиной Его любви, знать всем ведением Божественным. Но человек был предупрежден: не ищи познания через вкушение плода от древа Добра и Зла, - не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей… И на это именно и соблазнился человек; он захотел знать, чтo добро и чтo зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, - но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви.
И человек пал; и с ним пошатнулась вся вселенная; все, все было омрачено и сотрясено. И суд, к которому мы устремляемся, тот Страшный суд, который будет в конце времен, - он ведь тоже только о любви. Притча о козлищах и овцах (Мф.25,31-46) именно об этом говорит: сумел ли ты на земле любить великодушной, ласковой, смелой, доброй любовью? Сумел ли ты жалеть голодного, сумел ли ты пожалеть нагого, бездомного, хватило ли у тебя мужества посетить заключенного в тюрьме, не забыл ли ты человека, который болеет, в больнице, одинокого? Если в тебе есть эта любовь - тогда есть тебе путь и в Божественную любовь; но если земной любви нет - как можешь ты войти в Божественную любовь? Если то, что тебе по природе дано, ты не можешь осуществить, как же ты можешь надеяться на сверхприродное, на чудесное, на Божие?..
И вот в этом мире мы живем.
Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает… Мы видим, как Адам жил - как друг Божий; мы видим, что когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя - не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа.
Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, - ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь; потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты… И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него, сделав из него небывалую тварь - человека.
Адам познал, что он один; и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. И не напрасно Адам воскликнул: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня…(Быт.2,23). Да; но что эти слова значили? Они могли значить, что Адам, глядя на Еву, видел, что она кость от костей его, плоть от плоти его, но что она имеет самобытность, что она - существо полноценное, до конца значительное, которое связано с Живым Богом неповторимым образом, как и он неповторимо с Ним связан; либо они могли значить, что он увидел в ней только отражение своего собственного бытия. Это то, как мы друг друга видим почти постоянно; даже когда соединяет нас любовь, мы так часто не видим человека в нем самом, а видим его по отношению к себе; мы взираем на его лицо, мы вглядываемся в его очи, мы вслушиваемся в его слова - и ищем отзвук собственного нашего бытия… Страшно подумать, что так часто мы друг на друга смотрим - и видим только свое отображение. Другого человека - не видим; он только отражение нашего бытия, нашего существования…
Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай – Как войти в Царствие Небесное?
Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.
Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.
Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.