Морфологический разбор предложения примеры. Морфологический разбор всех частей речи
В наши дни русский язык претерпевает значительные потери – словесно беднеет. И хоть язык пополняется новыми сленговыми клише, на уровень знаний языка это не сказывается. Не то, чтобы различные заимствования из иностранных языков плохо сказываются на нашей речи, это скорее пополняет список слабых мест русскоговорящих. Для искоренения таких «мест» издается огромное количество словарей, энциклопедий, так же этим занимаются в школах и университетах. Не отстает в этих вопросах и всемирная паутина. В интернете полно различных словарей, энциклопедий, справочников, переводчиков. А для особо интересующихся есть и фонетические, и орфографические, и морфемные, а так же морфологические словари. Рассмотрим последние:
Найти в интернете можно, конечно, что угодно, вот только нет гарантий, что информация является достоверной. А вот наличие, например, словаря, осуществляющего не только морфологический разбор слова существительного, но и обеспечивающего различными примерами вызывает больше доверия.
Морфологический разбор слова онлайн бесплатно, в нашем случае – существительного – это отличная возможность проверить свои знания или заполнить пробелы. Данный словарь предоставляет полный морфологический разбор имени существительного, указывая:
Одушевленность и неодушевленность;
Начальную форму;
Часть речи.
Онлайн словарь имеет удобную поисковую систему в алфавитном порядке, причем каждая буква представлена сочетаниями из первых четырех букв, что значительно сокращает время поиска нужного слова. Содержание представлено не только словами русского происхождения, но и различными заимствованиями, а так же сочетаниями предлогов и падежных форм (в нашем случае) имен существительных. Наличие таких сочетаний помогает не только производить грамотный разбор, но и сверять правильность написания: слитного или раздельного. Наибольшие затруднения в морфологическом разборе слова вызывает определение части речи, ввиду того, что, например, прилагательные, причастия могут переходить в существительные, а знаменательные части речи – в служебные. Огромным плюсом такого словаря является возможность сравнить или сверить данные с другими словарями, список ссылок на которые предоставляется Выполняя морфологический разбор существительного образец представлен таким образом:
Аблатив - имя существительное
Начальная форма - Аблатив, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное.
Если вы столкнулись с трудностями, делая морфологический разбор существительного примеры из онлайн словаря, помогут разрешить ваши проблемы быстро и легко.
Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.
Что такое морфологический разбор слова
Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.
Зачем нужен морфологический разбор слова
Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.
Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.
Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова
Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:
- часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч.);
- постоянные признаки: имя собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
- непостоянные признаки: падеж, число;
- синтаксическая роль.
Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».
- Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
- Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
- Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
- Синт. роль: дополнение.
Как видите, все очень просто.
Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:
- часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
- постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.
- непостоянные признаки: для качественных – степень сравнения, полная или краткая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
- синтаксическая роль в предложении.
Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?
- Голубая – прилаг., н.ф.: голубая.
- Пост. пр.: качеств.;
- Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, ед.ч.;
- Синт. роль: определение.
Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:
часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив);
постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение;
непостоянные признаки:наклонение глагола, время, лицо, число, род (если есть).
синтаксическая роль.
«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».
Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;
Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн.,ІІспряж.;
непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;
синт. роль: сказуемое.
Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения
Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.
При морфологическом разборе числительного необходимо указать:
- часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)
- постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;
- непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).
- синтаксическую роль.
Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».
- Десяти – числительное, н.ф.: десять;
- Пост. пр.: простое, колич.;
- Непост. пр.: Р.п.;
- Синт. роль: определение.
Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:
- часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)
- постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)
- непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).
- синтаксическая роль.
Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».
- Этой – местоимение, н.ф.: эта.
- Пост.пр.: указательное;
- Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
- Синт. роль: определение.
Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
- род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
- склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
- в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
- в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
- в степени сравнения (для качественных);
- в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
- в … падеже (для полной формы),
- в …числе (ед., мн.),
- в … роде (для единственного числа).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
- вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
- спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
- возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
- переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
Непостоянные признаки:
- в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
- в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
- в … числе (ед., мн.),
- в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
- разряд по структуре (простое/сложное/составное),
- разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
- особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые
числ. скл-ся, как прил
.
– 5–20, 30
скл-ся, как сущ.3 скл
.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста
при склонении имеют 2 формы
.
– тысяча
скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард
скл., как сущ. 2 скл
.
– сложные и
составные количественные
скл-ся с изменением
каждой части
слова.
– сложные и составные порядковые
числительные скл-ся с изменением только
последнего
слова.
Непостоянные признаки :
- падеж,
- число (если есть),
- род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
- разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
- разряд по значению с доказательством:
– личное , т.к. указ. на лицо;
– возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
– притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
– вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
– относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
– неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
– отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
– определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета. - лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
- падеж,
- число (если есть),
- род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Разряд по значению: образ действия
(каким образом?) – меры и
степени
(насколько? в какой мере?)
места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
- действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
- вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
- возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
- время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (только для страдательных).
- падеж (только для причастий в полной форме).
- число (ед., мн).
- род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
- Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
- Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
- Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
- Неизменяемая часть речи.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
- Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
- Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
- Неизменяемая часть речи.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
- Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
- Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)
Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.
Ответ:
1) Наречие,
3) приятно (когда?) зимой
2. Приятно
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно
(часть составного именного сказуемого, связка нулевая)
3. Позволить
1) Глагол, н.ф. - позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить
1) Местоимение, н.ф. - себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе
5. Немного
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного
1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (о) лете, сам по себе членом предложения не является
7. (о) лете
1) Существительное, н.ф. - лето;
3) помечтать (о чём?) (о) лете
Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Вот бы оно поскорее пришло!
Ответ:
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)
1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является
1) Местоимение, н.ф. - оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно
4. Поскорее
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее
5. Пришло бы
1) Глагол, н.ф. - прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы
Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.
Ответ:
1) Глагол, н.ф. - любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать
(люблю - часть составного глагольного сказуемого)
2. Полежать
1) Глагол, н.ф. - полежать;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать
(полежать - часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является
4. Солнышке
1) Существительное, н.ф. - солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке
5. Поплескаться
1) Глагол, н.ф. - поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?)люблю поплескаться
(поплескаться - часть составного глагольногосказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. - вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде
8. Побродить
1) Глагол, н.ф. - побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить
(побродить - часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. - лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу
11. Вдыхая
Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):
1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух
Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. - вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух
(вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
12. Смолистый
1) Прилагательное, н.ф. - смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух
(смолистый- часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
13. Воздух
1) Существительное, н.ф. - воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?)вдыхая смолистый воздух
(воздух - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.
Ответ:
1) Местоимение, н.ф. - он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он
1) Прилагательное, н.ф. - чистый;
3) он (каков?) чист
1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
1) Прилагательное, н.ф. - свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром
1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является
8. Высохнет
1) Глагол, н.ф. - высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет
1) Существительное, н.ф. - роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса
10. Сияющая
Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. - сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух
(вдыхая - часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи).
Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.
Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.
Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:
1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.
2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.
3. Указать, каким членом предложения является слово.
По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.
Морфологический разбор существительного
1. Обозначает предмет. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.
2. Постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.
Непостоянные признаки: число, падеж.
3. В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, именной части составного глагольного сказуемого, определения, обстоятельства.
Морфологический разбор прилагательного
1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.
3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.
Морфологический разбор местоимения
2. Постоянные признаки: разряд.
Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж. По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.
3. В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.
Морфологический разбор числительного
1. Начальная форма – именительный падеж.
2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).
Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.
Морфологический разбор глагола
1. Начальная форма (неопределенная форма, инфинитив) отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»
2. Постоянные признаки: вид (совершенный-несовершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный-невозвратный), спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время (если есть), число, лицо (если есть), род (если есть).
3. может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего является сказуемым.
Морфологический разбор причастия
1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.
2. Постоянные признаки: залог, вид, время.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.
3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.
Морфологический разбор деепричастия
1. Неизменяемая форма глагола
2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.
Признаки наречия: неизменяемость.
3. Синтаксическая функция – обстоятельство.
Морфологический разбор наречия
1. Неизменяемое слово.
2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).
Непостоянные признаки отсутствуют.
3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.
Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.