Морфологические признаки форм существительных. Имя существительное
Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.
Морфологические признаки
Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
У части речи имя существительное:
- Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
- Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
- Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
- Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).
Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:
- одушевлённые
- отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город); - нарицательные
- обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).
Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.
Примеры существительных
Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.
Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.
По падежам
По числам
Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.
Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.
По склонениям
1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь
Синтаксическая роль
В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Книга
делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге
(А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище
знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли
начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над
седой равниной
моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.
Основные признаки имени существительного.
· Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).
· Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).
Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).
Свекла из огорода – самая полезная (определение ).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :
Мама , мне нужна твоя помощь!
· По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:
1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».
· По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.
Примечание
. Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо
в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо
в значении «живой организм», чудовище
).
2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:
У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе):В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);
У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).
3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп ).
· По значению существительные можно разделить на четыре вида:
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы:человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Склонение имён существительных
Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .
В русском языке
· два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
· шесть падежей (по школьной программе).
Как определить падеж имён существительных (и других именных частей речи)?
· Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?)о маме , нет (чего?) дождя .
· Затем надо, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), посмотреть, какому падежу соответствует заданный вопрос: думаю (о ком? )о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
Примечания:
· Каждому падежу соответствуют два вопроса (первый - для одушевлённых существительных, второй - для неодушевлённых).
· Названия падежей и падежные вопросы следует заучить, поскольку умение определять падеж - одно из важнейших базовых умений для изучающих русский язык.
Как определить склонение имён существительных?
Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е.существует семь типов склонения существительных :
-1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я (весна , земля , линия , дядя , владыка , грязнуля);
-2-е склонение Существительное мужского рода с нулевым окончанием
(домО , крайО , мячО , планетарийО);
Все существительные с окончаниями -о, -е(окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерье - м.р.);
-3-е склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (матьО , дочьО , ночьО , степьО);
-Разносклоняемые существительные (имеют окончания разных склонений)
Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я);
существительные путь, дитя(время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дит);
-Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так называемые субстантивированные существительные) Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую
(рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое);
-Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья, кабельтов (единица измерения);
Неизменяемые существительные Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту) (ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.);пальто, кофе, радио, кино)
· Чтобы определить склонение имени существительного, его надо поставить вначальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и определить, к какому типу склонения из семи вышеназванных это существительное относится.
· Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения:сани, брюки, ножницы .
Примечания:
· Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек
(единственное число) -
склоняется как существительное 2-го склонения;
люди
(множественное число) -
склоняется как существительное 3-го склонения.
· Большинство существительных распределяются по первым трём типам склонения.
· Типы склонения следует заучить, поскольку умение определять склонение - одно из базовых умений для изучающих русский язык.
Образцы склонения имён существительных
Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.
Глагол и его формы
Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.
Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.
Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:
- инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
- спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
- причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
- деепричастие: мечтая, ответив, завершив .
В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.
Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.
Постоянные морфологические признаки
К постоянным признакам относят следующие:
- спряжение;
- возвратность;
- переходность.
Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.
К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».
Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.
Он проснулся, когда солнце уже заходило.
Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.
Он (что сделал?) проснулся.
Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.
Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:
Солнце уже (что делало?) заходило.
Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.
Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :
- Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
- Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.
Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.
По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.
Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.
Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.
Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.
Непостоянные признаки глагола
Выделяют пять непостоянных признаков:
- наклонение;
- время;
- число;
- лицо;
Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.
Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры
- В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
- Через несколько дней они купят новый велосипед.
Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.
Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:
- Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
- Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.
Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:
- пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
- учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
- будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.
Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).
- приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
- принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.
Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).
Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.
- купил, пришёл бы - мужской род;
- надела, мечтала - женский род;
- сломалось, сгорело - средний род.
Пример морфологического разбора
Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:
Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.
- Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
- Начальная форма (инфинитив) - освоить.
- Определяем постоянные признаки:
- Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
- Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
- Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
- Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
- Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
- Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
- Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
- Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
- В этом предложении освоили является сказуемым.
Слова различаются между собой не только лексическим значением. Все их множество принято разделять на группы - части речи. Градация эта происходит на основе грамматического значения слов и их особых признаков - морфологических.
Морфология - раздел русского языка
Частями речи занимается целый раздел науки, называемый морфологией. Любое слово имеет свойственные ему характеристики: общее значение, грамматическое, также морфологические и синтаксические признаки. Первое указывает на одинаковое значение конкретной части речи. К примеру, обозначение предмета именами существительными, его признака именами прилагательными, глаголами - действие, а причастиями - признак по действию.
Синтаксические признаки - это роль той или иной части речи в предложении. Например, глаголы, как правило, являются сказуемыми, реже - подлежащими. Имена существительные могут в предложении быть дополнениями, обстоятельствами, подлежащими, а иногда и сказуемыми.
Какие бывают морфологические признаки
Гораздо более обширна группа морфологических признаков, постоянных и непостоянных. Первые характеризуют слово как конкретную часть речи. Например, у глагола всегда определяют спряжение, вид, переходность. Непостоянные морфологические признаки указывают на то, что часть речи имеет способность изменяться. Например, имя существительное изменяется по падежам и числам - это будут его непостоянные признаки. А вот наречие и деепричастие - неизменяемые части речи, соответственно, у них необходимо указывать только постоянные признаки. То же самое и для служебных частей речи и междометий.
Прежде чем разбирать морфологические признаки частей речи, стоит отметить, что необходимо различать слово и его форму. Слова различаются между собой лексическим значением, а при их изменении образуются их формы. Например, слово "участок" имеет лексическое значение «огороженная часть местности», а его формами будет изменение по падежам: участка, участку, участком, об участке.
Имя существительное
Указывая постоянные морфологические признаки существительного, говорим о том, нарицательное оно или собственное, одушевленное или неодушевленное, также определяем тип его склонения и род.
Нарицательные существительные обозначают совокупность каких-либо предметов, не выделяя их индивидуальных черт. Например, словом "река" мы обозначаем все реки: большие и маленькие, северные и южные, полноводные и не очень. Но если нами указана конкретная река, единственная в своем роде, например, Нева, - существительное будет собственным.
Предметы живой природы относятся к одушевленным существительным, все остальные - к неодушевленным. Это постоянные морфологические признаки существительного. Собака (кто?) - одушевленное; стол (что?) - неодушевленное. Также существительные этих категорий различаются формами винительного и родительного падежей. Окончания в родительном и винительном падежах множественного числа совпадают у одушевленных, у неодушевленных - винительного и именительного.
Приведем пример. Родительный падеж: нет (кого?) кошек; винительный: вижу (кого?) кошек. Сравним: вижу (что?) стулья; есть (что?) стулья.
Выделяют следующие роды: мужской, женский и средний. Чтобы определить эти морфологические признаки имени существительного, необходимо подставить к слову местоимения мой - моя - мое соответственно.
Склонение имен существительных представим в таблице:
Непостоянные морфологические признаки имени существительного - его падеж и число. Этими категориями образуются формы слова-существительного.
Имя прилагательное
Так же, как у существительного, морфологические признаки имени прилагательного подразделяются на постоянные и непостоянные.
Первые - его разряд, степень сравнения и форма, полная или краткая.
Имена прилагательные подразделяются на качественные, относительные и притяжательные. Первые могут быть у предмета в той или иной мере, они могут выступать в полной либо краткой форме, а также образовывать степени сравнения. Например: красивый - прилагательное качественное. Докажем это. Для него характерны такие морфологические признаки прилагательного, как степень сравнения (более красивый, красивейший) и краткая форма (красив). Относительные прилагательные не могут иметь этих категорий (золотой, туманный, бритвенный). Притяжательные обозначают принадлежность, они отвечают на вопрос "чей?".
Степени сравнения подразделяются на сравнительную и превосходную. Первая показывает большую или меньшую степень какого-либо качества: чай более сладкий - менее сладкий - слаще. Превосходная степень обозначает наивысшую или наименьшую степень признака: кратчайший, забавнейший, мельчайший.
Полная и краткая форма присущи качественным прилагательным. Следует помнить, что краткие не склоняют, но их можно изменять по числам и родам: веселый (полная форма) - весел (м.род, ед. число) - весела (ж.р., ед. ч) - веселы (множественное число).
Непостоянные морфологические признаки прилагательного - формы падежа, числа и рода, в которых оно употреблено. Категорию рода возможно определить только у прилагательных в единственном числе.
Имя числительное
Постоянные морфологические признаки слова, являющегося именем числительным, - его разряд и характеристика строения.
Выделяют числительные количественные и порядковые. Первые требуют ответа на вопрос "сколько?" (десять, пятнадцать, двадцать пять), вторые - "какой по счету?" (десятый, пятнадцатый, двадцать пятый).
- Простые (пять, второй).
- Сложные (тринадцать, пятнадцатый).
- Составные (двадцать два, триста сорок первый).
Непостоянные признаки имени числительного во многом определяются его разрядом. Так, для количественных числительных характерно изменение по только падежам. Порядковые числительные близки по грамматическим параметрам с прилагательными, поэтому могут образовывать формы падежей, изменяться по числам и родам.
Местоимение
Если говорить о местоимении, то его морфологические признаки во многом зависят от того, какой части речи близко оно по грамматическому значению. Они могут тяготеть к существительному, прилагательному или числительному. Разберем местоимения и их морфологические признаки в этом контексте.
Для местоимений-существительных характерны неизменяемые категория лица (личные) и формообразующие род, число, падеж.
Местоимения-прилагательные также возможно изменять по родам, числам и падежам. Исключение составляют слова ее, его, их - они не изменяются по падежам.
Только падежную форму имеют местоимения - числительные.
Итак, определяя, какие морфологические признаки у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.
Глагол: постоянные признаки
Постоянные морфологические признаки глагола - его вид, переходность, возвратность и спряжение.
Глаголы бывают двух видовых категорий, совершенного и несовершенного. Первый предполагает вопрос "что сделать?", второй - "что делать?". Например, сдвинуть (что сделать?) - совершенный вид; сдвигать (что делать?) - несовершенный вид.
Категория переходности предполагает, что глагол управляет именем существительным, стоящим в форме винительного падежа без предлога. Все остальные глаголы будут непереходными. Приведем пример: ненавидеть (кого, что?) врага, ложь, туман - глагол переходный. Идти в дом, лететь по небу, прыгать через ступеньку, заболеть ангиной - эти глаголы непереходные, существительные с предлогами, и формы винительного падежа не составить.
Возвратный глагол имеет суффикс -ся (-сь): купаться, купаюсь (возвратные); купать - невозвратный.
Спряжение глагола представим в таблице:
Глагол: непостояные признаки
Непостоянные морфологические признаки глагола - его число, наклонение, род, время и лицо. Эти категории во многом определяются другими. Например, по временам изменяются глаголы изъявительного наклонения. Глаголы несовершенного вида единственные имеют три формы времени.
У глаголов русского языка три формы наклонения: изъявительное (я пеку, я буду печь, я пекла), повелительное (пеки) и условное (пекла бы).
Изменяются глаголы и по родам: он плыл, она плыла, оно плыло. Эта категория характерна для глаголов прошедшего времени.
Лицо глагола обозначает, кем действие исполняется: самим говорящим (я убираю), собеседником (ты убираешь) или предметом/лицом разговора (она убирает).
Как и у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.
Причастие
Постоянные морфологические признаки причастия - это вид, переходность, возвратность, залог и время.
Так же, как и глаголы, причастия бывают совершенного и несовершенного вида: работающий (что делать? работать) - несовершенный вид; построивший (что сделать? построить) - совершенный вид.
Если причастие образовано от переходного или возвратного глагола, эти же признаки сохранятся и у него. Например, от переходного глагола "запирать" образовано причастие "запирающий" (запиравший) - оно тоже имеет эту категорию. От возвратного глагола "запираться" образовано причастие "запирающийся", соответственно, тоже возвратное.
Причастия могут быть действительными (признак совершается самим предметом: думающий - это тот, кто думает) и страдательными (предмет испытывает на себе действие признака: написанная книга - это книга, которая кем-то написана).
Две формы времени можно выделить у причастий: настоящее (играющий) и прошедшее (игравший).
Непостоянные морфологические признаки причастия схожи с именем прилагательным: род, число, падеж, форма (краткая или полная).
Деепричастие
Деепричастие - неизменяемая часть речи, поэтому у него определяются исключительно постоянные признаки:
- Вид. Совершенный (что сделав? - прочитав) и несовершенный (что делая? - читая).
- Переходность. Передается от глагола: решив (решить - переходный глагол); идя (идти - непереходный глагол).
- Возвратность. Распределившись - возвратное деепричастие; распределив - невозвратное.
Наречие
Так же, как деепричастие, наречие не образует формы. Таким образом, у него указывают только постоянные морфологические признаки: разряд по значению и если наречие качественное, т.е. образовано от имени прилагательного, указывают степень сравнения.
Например, наречие "весело" образовано от прилагательного веселый, поэтому возможно образование степеней сравнения: весело (положительная); веселее (сравнительная); веселее всех (превосходная).
Тема
« Имя существительное. Постоянные
и непостоянные
морфологические признаки имён существительных».
Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные
морфологические признаки имени существительного».
Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;
воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока
: парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.
Ход урока.
I.
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.
II.Актуализация опорных знаний
Цель:
всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;
тренировать в нахождении имен существительных;
развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение
Вступление.
Итак, заседание начинается.
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (имя существительное)
« Имя существительное
– это хлеб языка »
( Лев Успенский).
Прочитайте эпиграф к нашему заседанию
1)Вопросы учителя к эпиграфу
Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.
Объясните значение слова "язык".
Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?
Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.
Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)
Ваше мнение?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Каким членом предложения является?
2)Выступление докладчика
Докладчик (Пархоменко Д.)
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.
А теперь предлагаю размять наши пальчики.
III. Гимнастика для пальчиков.
IV.Минутка чистописания.
О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)
СсСс
Работа со словарём.
Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)
Докажите что это существительные.
Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)
Почему? Докажите.
Вывод:
Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)
Что вы сейчас перечислили?
V. Сообщение темы, постановка цели урока.
Цель:
Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.
формировать навык самоконтроля.
Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)
На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное
? (постоянные) ?(непостоянные)
1. Собственное- нарицательное Число
2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж
3. Род
4. Склонение
Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.
(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)
Изучение нового материала
У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.
Задание №1
(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).
№1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.
ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?
(собственные и нарицательные)
№2).Найди и исправь ошибки.
Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .
Какое правило не знает Незнайка?
Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?
Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?
№3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.
Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)
Вывод:
Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141
Одушевлённые неодушевлённые
Трубач тягач
Богач калач
Циркач плач
Ткач кума′ч
Силач меч
Врач кирпич
Лихач луч
Царевич обруч
Москвич ключ
Мяч
Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)
Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.
Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.
Вывод:
Задание №3(род, склонение)
(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)
Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.
Сердце, юноша , желание, горе, олово.
Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.
Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.
Вывод:
Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.
Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.
Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.
Вывод:
Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.
Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.
Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.
Как определить склонение?
Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.
Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.
Вывод:
Обобщение
Непостоянные морфологические признаки имён существительных
Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)
Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?
Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)
Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.
Обобщение.
VI. Физминутка.
Цель:
избежать перегрузки и переутомления учащихся,
Задание №4
Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.
Обобщение
VII. Подведение итогов
Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.
Какие задачи мы ставили перед собой?
Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?
VIII. Рефлексия
Домашнее задание
Сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.
Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.
Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.