Логистика и управление цепями поставок. Уровень освоения материала раздела
- ? Понятие логистики и управления цепями поставок.
- ? Управление цепями поставок.
- ? Оценка эффективности цепей поставок.
- ? Закупочная деятельность компании.
- ? Управление закупочной деятельностью.
В современной бизнес-практике термины «логистика» и «управление цепями поставок» не имеют унифицированного толкования, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть содержание этих понятий.
В теоретических работах логистика рассматривается как часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения .
Термины «логистическая цепь» и «цепь поставок» в бизнес-практике используются как синонимы и обозначают упорядоченную совокупность юридических и физических лиц (производителей товаров, оптовых посредников, транспортно-экспедиторских компаний и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от поставщика(ов) начального уровня до конечных потребителей.
Международный банк при составлении Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI) по странам мира рассматривает следующие показатели, которые непосредственно оказывают влияние на развитие бизнеса в стране, среди которых:
- ? эффективность выполнения таможенных процедур;
- ? качество экспортных отгрузок;
- ? качество транспортной и информационных инфраструктур;
- ? компетентность логистического персонала;
- ? уровень контроля и отслеживания поставок;
- ? обязательность и надежность местных субъектов логистического рынка.
Логистический подход организации бизнеса предусматривает согласование операций всех звеньев транспортно-распределительной цепи при управлении материальными потоками, обеспечение жесткого контроля за финансовыми и информационными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и прочих сопроводительных документов.
В настоящее время разработаны три фундаментальные логистические концепции: информационная, маркетинговая и интегральная (табл. 3.5).
Как видно из данных табл. 3.5, существенное влияние на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности российских организаций оказывает применение интегрированных информационных систем при управлении логистической системой, что обеспечивает:
- ? рост скорости обмена данными и сокращение числа разногласий между различными структурными подразделениями организации, задействованными в процессе выполнения различных логистических операций;
- ? уменьшение количества ошибок в процессе организации документооборота и учета продукции;
- ? систематизацию данных из различных информационных блоков;
- ? оптимальную увязку на оперативном уровне требований, возникающих в различных звеньях логистической системы.
Таблица 3.5
Основные логистические концепции
Годы разработки |
Недостатки |
|||
Конец 60-х гг. XX в. |
Отдельные функциональные области логистики синтезированы с конкретным компьютерно-информационным решением, применяются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений |
Не ставится задача оптимизации всего процесса управления материальными потоками. Негибкая логистическая система, сложности применения в условиях меняющейся внешней среды. Недостаточно адаптирована для взаимодействия с субъектами внешней среды (к примеру, с поставщиками) |
Концепции RP(планирование потребностей), среди которых: MRP 1 (система планирования потребностей в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах);
|
Окончание
Годы разработки |
Недостатки |
|||
Маркетин |
Начало 80-х гг. XX в. |
Обеспечение конкурентоспособности организации за счет оптимизации решений в распределении (дистрибьюции) товаров |
Недостаточное внимание уделяется взаимодействию с логистическими партнерами. В малой степени учитывает движение финансовых, трудовых и прочих потоков |
DDT - логистика, ориентированная на спрос; QR (система быстрого реагирования); CR («непрерывное» пополнение) и т.д. |
Интегральная (интегрированная логистика) |
90-е гг. XX в. |
Единое (сквозное) управление материальными, информационными, финансовыми, трудовыми и прочими потоками при организации бизнеса на протяжении всей цепочки товародвижения от производителя к потребителю. Построение единой логистической системы и в последующем проведение мероприятий по ее оптимизации |
Необходимость пересматривать весь процесс управления организацией и логистическими операциями. Существенные первоначальные вложения. Усложнение логистического процесса, вызванное развитием технических средств и информационных технологий, что вызывает необходимость осуществлять дополнительные финансовые вложения |
TQM (всеобщее управление качеством); ЛТ «точно в срок»; LP (бережливое производство); VMI (управление запасами поставщиков); SCM «управление цепями поставок»; TBL(оптимизация всех стадий жизненного цикла по времени); VAD (каждая логистическая операция создает добавочную стоимость); системы ERP (интегрированное планирование ресурсов), CSRP (планирование ресурсов синхронизированное с потребителем) |
Практика европейского бизнеса показывает, что интегрированная логистическая концепция за последние годы трансформировалась в бизнес-концепцию SCM («управление цепями поставок»).
Управление цепями поставок - это планирование, организация, выполнение и контроль материального, информационного, финансового и других потоков во всей цепи товародвижения, начиная от проектирования товаров и услуг и завершая их реализацией конечному потребителю, в соответствии с требованиями рынка с оптимальными затратами ресурсов.
Основной целью управления цепями поставок является оптимизация ресурсов при интегрированном взаимодействии всех участников логистической системы.
Управление цепочками поставок затрагивает восемь взаимосвязанных бизнес-процессов, среди которых:
- 1) управление разработкой продукцией и ее последующая коммерциализация;
- 2) управление материально-техническим снабжением;
- 3) поддержка производственных процессов;
- 4) управление процессом выполнения заказов клиентов;
- 5) управление спросом на товары и услуги;
- 6) непосредственный процесс обслуживания потребителей;
- 7) сервисное обслуживание, управление взаимоотношениями с клиентами (потребителями);
- 8) управление возвратными материальными потоками.
Для понимания содержания «управления цепями поставок» рассмотрим функциональные области управления цепями поставок (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Функциональные области управления цепями поставок
Макропроцессы цепи поставок |
Функции управления цепями поставок |
SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимодействиями с поставщиками |
Управлением снабжением, включая планирование сотрудничества с поставщиками и определение потребности в ресурсах для производства. Управление продуктом. Управление взаимоотношениями с поставщиками сырья, полуфабрикатов и т.п. Управление запасами сырья, полуфабрикатов. |
ISCM (Internal Supply Chain Management) - внутрифирменное управление цепями поставок (на примере производства) |
Управление производственным потоком, включая планирование потребностей производственных мощностей. Управление продуктом. Управление запасами сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, складирование. Транспортирование. Управление возвратными потоками и др. |
CRM (Customer Relationship Management) -управление взаимодействиями с потребителями |
Управление спросом. Управление выполнением заказов. Управление товарными запасами. Транспортирование грузов. Складирование товаров. Сервисное обслуживание потребителей (клиентов). Информационное сопровождение. Управление возвратными потоками и др. |
К принципам внедрения концепции управления цепями поставок на предприятии относятся:
- ? осуществление стратегического планирования поставок на рынке;
- ? ориентация цепи поставок на клиента;
- ?сегментация клиентов на основе их потребности в различных логистических услугах;
- ? проведение мониторинга спроса потребителей на постоянной основе, адаптация деятельности к изменяющимся условиям рынка;
- ? развитие новых каналов распределения товаров.
К ключевым показателям эффективности цепи поставок относятся:
- ? надежность цепи поставок;
- ? время реакции цепи поставок;
- ? гибкость цепи поставок;
- ? управление фондами цепи поставок (основными и оборотными);
- ? затраты цепи поставок.
К основным видам затрат предпринимателя, непосредственно связанным с управлением цепями поставок, относятся:
- ? затраты на закупку, грузопереработку и формирование партий отправок грузов;
- ? транспортно-экспедиционные затраты;
- ? затраты на складирование и содержание запасов (управление запасами, упаковка, возврат поставщику);
- ? затраты на оформление, документирование и информационное сопровождение заказов, логистические коммуникации.
На эффективность организации бизнеса и размер логистических затрат существенное влияние оказывает состояние транспортно-складской системы организации.
К ключевым характеристикам структуры складской системы организации ОТНОСЯТСЯ:
- ? количество складских объектов, их пропускная способность, вместимость, полезная и общая площадь;
- ? места дислокации (размещения) складских объектов;
- ? уровень механизации и автоматизации склада;
- ? себестоимость переработки груза на складе и величина эксплуатационных затрат.
К основным характеристикам транспортной системы организации
ОТНОСЯТСЯ:
- ? число транспортных средств и погрузочно-разгрузочных машин и оборудования;
- ?технические характеристики транспортных средств и оборудования;
- ? размер транспортных затрат и тарифов;
- ? виды и дальность маршрутов.
При организации предпринимательской деятельности одним из существенных вопросов является выбор применять собственные складские мощности или обращаться к логистическим посредникам, использовать собственные транспортные средства или обращаться к транспортно-экспедиторским организациям.
Развитие аутсорсинга и рынка логистических услуг позволяет выделить следующие основные схемы построения логистического процесса:
- 1PL (First Party Logistic, логистический инсорсинг) - автономная логистика, все логистические операции выполняет грузовладелец самостоятельно, не привлекая третьих лиц;
- 2PL (Second Party Logistic, частичный логистический аутсорсинг) - традиционная логистика, грузовладелец планирует и контролирует логистическую цепочку, сторонней организации передаются отдельные операции, связанные с транспортирование груза, складирование грузов и Т.П.;
- 3PL (Third Party Logistics, комплексный логистический аутсорсинг) - логистика третьей стороны, грузовладелец передает специализированной логистической компании широкий спектр логистических услуг, среди которых транспортирование, экспедирование, складирование, консолидация отправок, оформление платежей, документирование операций, связанных с перемещением грузов, услуги таможенной очистки груза, проектирование и последующее обслуживание информационных систем, заключение договоров с другими контрагентами (контрактная логистика), консультационные услуги и т.п. Оказываемые логистические услуги обладают существенной добавленной стоимостью;
- 4PL (Fourth Party Logistic, интегрированный логистический аутсорсинг) - интеграция всех участников цепей поставок. Логистический оператор разрабатывает и поддерживает процессы внутри логистической системы на стратегическом уровне, ему передаются задачи по проектированию цепей поставок, а также управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии. Таким образом, 4PL-пpoвaйдep осуществляет как стратегическое, так и оперативное управление. Крупнейшие международные компании, такие как Sony, Ford, Chrysler и др., используют услуги 4РС-провайдеров, что позволяет снизить операционные издержки в среднем на 15%;
- 5PL (Fifth Party Logistic) - виртуальная логистика. Выполняет ту же роль, что и 4PL на рынке, но с применением высокотехнологических технологий, действует в едином глобальном пространстве. Сейчас к 5PLпровайдерам можно отнести такие глобальные интернет-площадки, как eBay, Aliexpress, Amazon и др. В перспективах, если Европейским союзом будет создана единая информационная логистическая сеть, возрастет востребованность услуг 5Р1_-провайдеров и увеличится масштабность их деятельности.
К современным направлениям развития логистики и управления цепями поставок ОТНОСЯТСЯ:
- ? оптимизация и автоматизация процесса управления складскими материальными, информационными и финансовыми потоками за счет внедрения таких ИТ-решений для логистики, как системы управления складом (Warehouse Management System (WMS), оптимизация транспортной логистики (Transportation Management System (TMS), системы управления запасами, управление и планирование цепочек поставок (Supply Chain Management (SCM) и др.
- ? реструктуризация имеющейся складской сети, формирование современной складской инфраструктуры (склады классов А+, А, В+, В);
- ? повышение оборачиваемости товарных запасов;
- ? дальнейшее развитие электронной логистики (концепции e-logistics), а также развитие информационной интеграции в логистике, применение облачных технологий при управлении информационными потоками, сопровождающими логистические операции;
- ? усиление влияния логистического аутсорсинга на деятельность современной организации, что позволяет разрабатывать новые формы партнерства и обеспечивает комплексные логистические решения, направленные на оптимизацию логистических издержек, достижением высокого уровня сервиса и клиентоориентированно- сти, а в результате облегает процесс управления цепями поставок в целом. Происходит эволюция деятельности логистических провайдеров. Происходит переход от ЗР1_-провайдеров к 4PL- провайдерам, а затем 5Р1_-провайдерам;
- ? развитие «зеленых» технологий в процессах производства, распределения, транспортирования и складирования.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд.,перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
- SCP - (англ. Supply Chain Planning ) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
- SCE - (англ. Supply Chain Execution ) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.
Управление цепями поставок (SCM)
- Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
- Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.
Состав систем SCP
- Прогноз продаж компании - прогнозирование недельных/дневных продаж товара;
- Управление запасами - оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса и т. д. с учётом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
- Управление пополнениями - оптимизационное планирование поставок внутри логистической сети компании с учётом планируемых продаж, поставок от производителя, наличия остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.
Производители SCM-решений
- 7Hills Business Solutions
- I2 Technologies
- HighJump Software
- Manhattan Associates
- Infor
- Management Dynamics Inc
- Kewill
- Beroe-inc
- Kinaxis
- CDC Software
См. также
- Управление запасами
- SSTD - Единая система решения корпоративных задач
- EAM -системы - системы управления основными фондами предприятия
- ECM -системы - системы управления информацией предприятия
- ERP -системы - системы для планирования ресурсов предприятия
- CPM -системы - системы для управления эффективностью предприятия
- CRM -системы - системы управления взаимодействием с клиентами
- MES -системы - производственные управляющие системы
- WMS -системы - системы управления складами
- СЭД - системы электронного документооборота
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Системы управления цепочками поставок" в других словарях:
Система управления цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля… … Википедия
SCM аббревиатура Supply Chain Management системы управления цепочками поставок; System Capital Management украинская компания; Software Configuration Management управление конфигурацией программного обеспечения; Service Control Manager … … Википедия
управление цепочками поставок - Здесь цепочка поставок это глобальная сеть, которая преобразует исходное сырье в продукты и услуги, необходимые конечному потребителю, используя спроектированный поток информации, материальных ценностей и денежных средств. Исследователи выделяют… … Справочник технического переводчика
ГОСТ Р 53633.8-2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт. Разработка и управление цепочками поставок - Терминология ГОСТ Р 53633.8 2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного… … Википедия
- (сокр. от англ. Warehouse Management System система управления складом) система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия. Содержание … Википедия
- (сокр. от англ. Customer Relationship Management System, CRM система) корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и… … Википедия
Оптовые запасы - (Wholesale Inventories) Определение оптовых запасов, торговые и складские запасы Информация об определении оптовых запасов, торговые и складские запасы Содержание Содержание Виды запасов и их характеристики Торговые и складские запасы Принципы… … Энциклопедия инвестора
APS (сокр. от англ. Advanced Planning Scheduling усовершенствованное планирование) концепция производственного планирования, главной особенностью которой является возможность построения расписания работы оборудования в рамках всего предприятия.… … Википедия
- (продукции) это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от… … Википедия
Книги
- Логистика во внешнеторговой деятельности , И. И. Кретов , К. В. Садченко , В пособии рассмотрены экспортно-импортные логистические операции, затронуты наиболее проблемные вопросы в логистике и порядок их разрешения на практике. Приводятся практические примеры… Категория: Финансы Серия: Маркетинг и менеджмент Издатель: Дело и Сервис , Производитель: Дело и Сервис ,
- Логистика во внешнеторговой деятельности. Учебное пособие , Кретов Игорь Иванович , Садченко Кирилл Вадимович , В пособии рассмотрены экспортно-импортные логистические операции, затронуты наиболее проблемные вопросы в логистике и порядок их разрешения на практике. Приводятся практические примеры… Категория:
Ввведение в управление цепями поставок. Основные определения.
Цель поставок описывает как материалы поступают в организацию от поставщиков, как в ходе выполнения операций они перемещаются внутри организации и как после этого они отправляются потребителям.
Понятие «цель поставок» применяется к перемещению любых материалов в организацию любого типа.
Цель цепи поставок (ЦП) – есть удовлетворение нужд потребителя.
Наука УЦП рассматривает следующие важные вопросы:
1) Увеличение стратегической важности УЦП;
2) Глобальные операции и повышение международной конкуренции;
3) Интеграция организаций и видов деятельности в цепи поставок;
4) Изменение требований к управлению цепи поставок при выполнении новых типов операций;
5) Усовершенствование коммуникаций;
6) Представление новых требований к электронной коммерции;
7) Повышение внимания к качеству продукции обслуживанию потребителей;
8) Проблемы экологического характера.
Цикл предложения и спроса
Операции, которые выполняются (в т.ч. внутри организации) делятся на разряд взаимосвязанных участков. В связи с этим цепь поставок контролирует перемещение материалов ресурсов и через отдельные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и отдавая их внутренним потребителям.
Роль логистики
Логистика – это функция, отвечающая за материальный поток, который идет от поставщиков в организацию, проходя через операции внутри организации и после этого уходит к потребителям.
Перемещение материалов от поставщиков называют входящей логистикой . Перемещение материалов к заказчикам и потребителям – исходящей логистикой . Перемещение материалов внутри самой организации - материальный менеджмент .
Материалы – это все, что организация перемещает для производства своей продукции.
Понятие цепи поставок, структура и виды деятельности внутри цепи
Для всех этих целей деятельности и организации используют различные названия. Когда акцент делается на операциях, подразумевается процесс, когда на маркетинге – логистический канал, на добавленной стоимости – цель стоимости, когда идет речь об удовлетворении спроса – цель спроса.
В данной дисциплине акцент делается на перемещении материалов, соответственно используют наиболее общие понятия «цель поставок».
Цель поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят за время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечного потребителя.
Структура цепи поставок – наиболее простой способ представить цель поставок это показать, как продукт перемещается через ряд организаций. Если рассмотреть процесс перемещения материалов с точки зрения отдельной организации, то виды деятельности, которые выполняются до нее (перемещения материалов в организацию) является предыдущими видами деятельности , а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации – последующие .
Поскольку каждый продукт имеет собственную цепь поставок, то общее количество конфигураций целей очень большое.
Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворять спрос самых разных потребителей.
Преимущества целей поставок, барьеры в цепях поставок, качественная и добавленная стоимость
Цепи поставок возникают не только для улучшения качества обслуживания потребителей, но и для того, чтобы преодолевать разрывы, возникающие в случаях, когда поставщики расположены на большом расстоянии от потребителей. Это позволяет выполнять операции, которые выполн. или могут выполнятся в местах, расположенных на большом расстоянии от потребителей или истоков материалов.
Кроме перемещения материалов между географически отдаленными одна от другой операциями цепи поставок позволяют устранить несоответствие между спросом и предложением. Кроме того, цепи поставок могут сделать перемещение материалов более простым.
Преимущества от хорошо спланированных целей поставок: 1) производится осуществление операции в наилучших для этого местах вне зависимости от месторасположения заказчиков; 2) концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях производители могут экономить на масштабах; 3) производители не хранят крупных запасов готовой продукции, поскольку передают эту продукцию по цепи поставок ближе к заказчикам; 4) оптовики размещают большие заказы, а производители при этом снижают расходы на единицу продукции, что дает возможность предоставить покупателям скидки; 5) оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ретейлерам (розничные продажи) возможность выбирать нужные им товары; 6)оптовики размещаются ближе к ретейлерам и более оперативно реагируют на их заказы; 7) если оптовики надежно поставляют продукцию, то запасы ретейлеров могут быть небольшие; 8) ретейлеры могут осуществлять небольшие операции, которые позволяют им более оперативно реагировать на запросы потребителей; 9) перевозка упрощается и становится более дешевой, т.к. перевозится меньшее количество больших партий; 10) организации могут накапливать опыт по выполнению конкретных видов операций.
Управление цепью поставок включает в себя не только ответственность за перемещение, но и за хранение материалов во время прохождения цепи.
Если проследить перемещение материалов по организации, можно выделить следующие виды деятельности, которые включены в управление цепью поставок: - закупка/снабжение; - входящие транспортные потоки (грузовые перевозки) (включают в себя выбор вида транспорта и наилучшего маршрута перевозки, оформление всех документов); - прием материала (процесс, в ходе которого устанавливают соответствие поступивших материалов затратам (заказам) – отправляется подтверждение об их получении, осуществляется проверка материалов на сохранность, сортировка); - складирование (отправка материалов на хранение и складирование их до момента, когда они понадобятся) – оперативное пополнение определенных позиций в торговом зале, условия сохранения груза, сохранность упаковки; - контроль запасов (эл., кот. осущ. основную политику работы с запасами); -комплектация заказа (связана с отбором материалов, находящихся на хранении и объединение их в заказы, которые готовятся к отправке потребителям); - грузопереработка материалов (связано с перемещением материалов в ходе операций, которые выполняются внутри организации) – целью является обеспечение эффективного перемещения по коротким маршрутам на складе, используя для этого наиболее пригодное оборудование с минимальным вредом для материала; - внешние перевозки (получение продукции в зоне отправки и доставка ее потребителям); - управление физ. распределением (общий термин, который используется для обеспечения видов деятельности, в ходе котор. продукция доставляется потребителям); - переработка, возврат продукции, устранение отходов; - выбор места размещения (эл., отвечающий за поиск наилучших мест для выполнения логист. видов деятельности и опред. количества, размера таких мест); - коммуникации.
На пути цепи поставок существуют некоторые преграды (барьеры). Можно выделить следующие виды барьеров в цепях поставок: 1) традиции; 2) организационные недостатки; 3) правовые аспекты; 4) разъединение системы управления.
Традиционно управление и контроль цепи поставок осуществляется отдельно по отдельным функциям.
Существуют также проблемы, не связанные с эффективностью - организация не может зависеть от поставщика. Еще одной преградой является информация.
Качество и добавленная стоимость – термины, которые постоянно употребляются в цепи поставок, являются наиболее важными при проектировании и создании цепи поставок. Т.к. трудоспособность и эффективность всей цепи поставок определяет ее наиболее слабым элементом, то тот элемент, который не обеспечивает необходимые качества, должен быть удален первым.
Каждый участник цепи поставок должен убедительно доказать, что его вклад в общее дело прибавляет стоимость всему процессу, а также то, что эта стоимость превышает все расходы сопровожд. его вклад.
Хорошие финансовые результаты всегда считались основной целью бизнеса. Соотв. все мероприятия по созданию или усовершенствованию цепи поставок должны осуществляться с учетом практических результатов или конечной прибыли. При этом фирма должна думать не только о собственных результатах, но и о результатах других участников цепи поставок.
Интеграйия цепи поставок. Преимущество интегрированных цепей и проблемы их создания.
Если каждая организация исходит лишь из собственных операций, то между ними возникают лишние границы, которые мешают материальному потоку и повышают затраты.
Внешняя интеграция устраняет эти границы и делает цепь поставок более совершенной.
Возможны три уровня интеграции: 1) логистика осущ. в виде отдельных видов деятельности в каждой организации; 2) внутренняя интеграция (когда данные виды деятельности объединяются в единую функцию); 3) внешняя интеграция (когда организации не ограничиваются только собственными операциями, а интегрир. деятельность большей части цепи поставок).
Исходя из этого возникают два основных правила: 1) чтобы максимально удовлетворить конечного потребителя организ. действ. внутри одной и той же цепи поставок, должны кооперироваться; 2) организации должны конкурировать не друг с другом, а с организациями действующего в целях поставок.
Логистика в России развивается довольно интенсивно: на предприятиях появляются службы по оптимизации процессов доставки груза, создается рынок 3PL-провайдеров, в сфере предпринимательства завоевывает позиции концепция управления SCM (Supply Chain Management) – управление цепями поставок, предполагающее интеграцию логистики в бизнес. Ведущие предприятия уже создали в своем штате первые SCM-подразделения и наняли квалифицированных сотрудников в этой сфере.
Вы узнаете:
- Как развивалась концепция управления цепями поставок.
- Какие организации регулируют управление цепями поставок в России.
- Что такое SCM.
- Из каких этапов состоит процесс управления цепями поставок.
- В чем функции управления цепями поставок.
- Какими методами происходит управление интегрированными цепям поставок.
- Какое ПО разработано для управления цепями поставок.
- Какие проблемы возникают на пути управления цепями поставок.
Концепция управления цепями поставок и ее развитие во времени
В связи с тем, что на рынке особое значение приобрели интеграционные процессы, наиболее ярко проявившиеся в направлении сотрудничества с партнерами по вопросам снабжения и реализации произведенных товаров, в экономической сфере оформился новый термин – интегрированная логистика, или логистика цепей поставок. Это положило основу для появления новой концепции, ключевое место в которой занимает понятие «управление цепями поставок».
Срочно проверьте своих партнеров!
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!
Впервые термин «управление цепями поставок» был использован в начале 80-х гг. ХХ в. компанией i2 Technologies и консалтинговой фирмой «Артур Андерсен». А в 1982 г. в Великобритании публикуется статья К. Оливера и М. Вебера Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy, что стало основой для разработки концепции SCM.
На первых порах, когда в новой сфере не существовало оформленного понятийного аппарата, термин «управление цепями поставок» не обособлялся от интегрированной логистики.
Сейчас выделяют 4 этапа развития концепции управления цепями поставок:
Этап |
Период |
Характеристика |
I. Возникновение теории SCM |
Появляется потребность в новой концепции руководства бизнесом для того, чтобы организовывать потоки материалов и товаров как внутри одной компании, так и в совокупности предприятий-партнеров. На этом этапе термин «управление цепями поставок» по своему значению почти полностью совпадает с представлением об интегрированной логистике в широком смысле. |
|
II. Обособление теории SCM от логистики |
Первая половина 90-х гг. ХХ в. |
Концепция управления цепями поставок оформляется как самостоятельный термин, начинают проводиться исследования в этой сфере (цепи поставок выступают в качестве объекта администрирования, изучаются сферы применения концепций управления на практике). Осуществляются первые попытки разделить и оформить терминологию, поскольку потребность в упорядочении имеющихся понятий в сфере логистики и управления цепями поставок стала очевидной. |
III. Оформление классической концепции SCM |
Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг. |
В этот период происходит разделение интегрированной логистики и управления цепями поставок. К последней области причисляют функции контроля и координации при осуществлении руководства объемом готовой продукции. Преимущественно исследования касаются процессов взаимопроникновения и оформления стратегического партнерского взаимодействия, обеспечения руководства товарными и информационными потоками, координации работы всех задействованных в цепочке сторон. Все полученные в результате исследований материалы как теоретического, так и практического характера легли в основу образовательной программы по новому учебному предмету. |
IV. Современный этап развития концепции SCM |
Вторая половина 2000-х гг. – наши дни |
Управление цепями поставок, возможность их приспособления к разным рынкам изучается на более глубоком уровне. Большое значение приобретает планирование внутри предприятий, выбор самого выгодного способа использования ресурсов при взаимодействии с партнерами. |
В наши дни концепция управления цепями поставок, широко использующаяся в странах с развитой промышленностью, представляет собой весьма действенный способ увеличения прибыли и доли рынка. Зачастую подобный системный подход к менеджменту предприятия на всех уровнях воспринимается бизнесменами в качестве новой идеологии ведения дел. Существуют международные компетентные организации, которые специализируются на развитии стратегических преимуществ логистики, – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок.
Цели деятельности этих структур можно сформулировать следующим образом:
- генерировать предложения для внесения коррективов в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области логистики, поскольку на данный момент эта сфера в нашей стране законодательно не оформлена;
- ликвидировать препятствия, существующие в законодательной системе РФ, для раскрытия всех возможностей логистики;
- создавать интегрированные логистические системы, касающиеся разных областей бизнеса, в том числе транспортные межрегиональные и международные, торговые и информационные.
В РФ в этой сфере работают такие координаторы, как:
- Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) – общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга.
Цель НЛА можно обозначить как способствование занятию логистикой в России прочных позиций в качестве инновационного направления в научно-практической сфере, что благоприятствует социально-экономическому развитию и росту уровня жизни населения.
- Национальный совет по цепям поставок – общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические фирмы, финансовые и кредитные организации, страховые и консалтинговые компании, некоммерческие ассоциации и центры, образовательные учреждения).
Наша страна сегодня продолжает осваивать международное логистическое пространство. Этому способствуют инвестиции разного происхождения. Отечественный рынок привлекает все больше иностранных партнеров, готовых вкладывать средства в российский бизнес. Среди таких инвесторов стоит назвать британские фонды Fleming Family & Partners и Raven и пр. Надо иметь в виду, что окупаемость проектов в РФ занимает в среднем до 8 лет.
Что собой представляет логистика и управление цепями поставок сегодня
SCM (Supply chain management) обозначает систему управления цепями поставок, т. е. менеджмент сети связанных друг с другом компаний, поставляющих готовую продукцию и услуги конечному потребителю. Управление цепями поставок включает администрирование процессов передвижения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции от момента начала производства до поступления к покупателю.
Перед SCM стоят следующие цели:
- создание структуры сети распространителей: количество и местонахождение поставщиков, производственные мощности, распределительные центры, склады, пункты погрузки и потребители;
- разработка способов распространения готовой продукции: вопросы производственного контроля (централизованного, децентрализованного или совместного), схемы поставок, варианты транспортировки и пополнения запасов, контроль за перевозками;
- улучшение работы логистических служб, что повлечет за собой сокращение расходов на перемещение грузов по оптимальным схемам;
- использование системного подхода в планировании;
- создание общего информационного пространства: в данном контексте имеется в виду, что интеграционные процессы касаются всей цепочки поставок от начала до конца, что подразумевает единство информации по основным вопросам (спрос, планирование, запас, перевозки и пр.);
- управление запасами: размер и местонахождение складских запасов (включая сырье, полуфабрикаты и произведенные товары);
- менеджмент денежных средств: управление условиями и способами оплаты для всех сторон, задействованных в цепочке.
Вопрос управления цепями поставок не теряет своей актуальности для российских компаний. Желание остаться на плаву при любых обстоятельствах порождает стремление уменьшить количество источников сырья и каналов реализации. Для решения этих задач стараются привлекать независимых специалистов, чья работа более эффективна и/или повлечет за собой меньше расходов. Такой подход направлен на расширение перечня предприятий, чья деятельность нацелена на удовлетворение клиентских потребностей при одновременном снижении управленческого контроля за обычными логистическими действиями.
Сокращение объема контроля и увеличение числа партнеров способствовали возникновению концепции SCM, которая предназначена для установления более доверительных отношений и тесного взаимодействия со всеми участниками цепи поставок, что влечет за собой улучшение видимости рынка и повышение уровня оборотности складских запасов.
Под слиянием деловых процессов в цепи поставок понимают тесное взаимодействие между продавцами и потребителями, коллективное создание продукции, единые системы и информационный поток. Помимо этого, некоторые предприятия решили, что одним из залогов улучшения работы системы управления цепями поставок является процессный подход к осуществлению предпринимательской деятельности.
Процесс управления цепями поставок: основные этапы
Концепция управления цепями поставок способствует повышению конкурентоспособности компаний в современных условиях. Также с помощью SCM предприятия получают возможность улучшить технологию создания стоимости на всех стадиях цепи.
Управление цепями поставок состоит из нескольких этапов:
1. Planing (планирование).
На этом этапе устанавливаются источники снабжения, исследуются нюансы потребительских запросов, предъявляются требования к распределительной системе, осуществляется планирование операционных запасов и объемов, вычисляется размер поставок ресурсов и произведенных товаров. Помимо этого, определяется, что будет производиться своими силами, а что нужно приобрести у партнеров, и планируется управление товаром на протяжении всей цепочки.
Такой подход делает возможным согласованность спроса с поставками с целью определения вектора развития в соответствии с требованиями Source (закупки), Make (производство), Deliver (доставка).
2. Source (закупки).
Разрабатываются все нюансы управления поставками, анализируется их качество, определяются поставщики, с которыми подписываются договоры. Поступают ресурсы, с чем связан ряд последовательных действий:
- приобретение;
- получение;
- транспортировка;
- входной контроль;
- постановка;
- оприходование товара.
Важно иметь в виду, что руководство услугами и снабжением должно осуществляться на основании данных о перспективном и/или настоящем спросе.
3. Make (производство).
На этом этапе выполняются следующие операции:
- производство;
- управление структурными элементами (т. е. контроль технологических изменений);
- менеджмент производственных циклов и мощностей (оборудования, зданий и т. п.), качества производства, графика рабочих смен и пр.
Также имеют место контроль качества, фасовка, непосредственные операционные действия, хранение товаров и полуфабрикатов. Важно, чтобы все эти мероприятия согласовались с планируемым или текущим спросом.
4. Deliver (доставка).
Этот шаг связан с осуществлением таких операций, как:
- управление заказами (непосредственное создание и регистрация заказов, определение формы продукции, вычисление ее стоимости, оформление и ведение клиентской и товарной базы, взаимодействие с дебиторами и кредиторами);
- управление складом (подбор, комплектация, фасовка и отправка товаров);
- перевозка продукции (регламентируется правилами управления каналами доставки и заказами).
Все названные операции должны соответствовать планируемому и/или текущему спросу.
5. Return (возврат).
Этот этап подразумевает определение критериев, по которым нереализованная продукция принимается назад, составление графиков возврата и направления на утилизацию.
Помимо этого, имеют место процессы, которые можно классифицировать следующим образом:
- supply Chain Planning (SCP) – планирование цепи поставок или бизнес-процессов в конкретно взятых ее звеньях;
- supply Chain Execution (SCE) – воплощение в жизнь этих планов и своевременное управление звеньями цепи поставок (например, транспорт, складское хозяйство).
Улучшение управления цепочками поставок позволяет получить ряд преимуществ:
- сужение самого цикла планирования при одновременном расширении его горизонта посредством оперативного получения достоверных сведений;
- достижение баланса между затратами, продукцией и поставщиками; выбор партнеров и организация тесного сотрудничества с ними;
- сокращение производственных расходов при помощи налаживания обмена данными между партнерами и улучшение работы с потоками продукции, что способствует появлению возможности не допустить возникновение слабых мест в операционном процессе;
- сокращение складских расходов посредством нахождения наилучшего уровня объема производства, соответствующего спросу. Данный пункт вписывается в рамки концепции управления снабжением Just-in-Time (точно вовремя);
- гибкость и актуальность процессов снабжения делают возможным улучшение качества работы с клиентами.
Согласно информации аналитиков (AMR Research, Forrester Research), применение SCM дает предприятиям ряд серьезных преимуществ в конкурентной борьбе:
- повышение размера прибыли с 5 до 15 %;
- понижение стоимости и времени обработки заказа на 20–40 %;
- сокращение складских запасов на 20–40 %;
- уменьшение времени выхода на рынок на 15–30 %;
- снижение закупочных затрат на 5–15 %;
- уменьшение операционных расходов на 5–15 %.
Ключевые функции управления цепями поставок
Чтобы удержаться на плаву в условиях высокой конкуренции на рынке, нужно быть успешными постоянно. Планируя на перспективу, следует помнить, что значение своевременного получения информации, сокращение производственных затрат и качество изготовленных товаров будет только усиливаться.
Управление цепями поставок решает 2 ключевые задачи:
- Физическую – ресурсы преобразовываются в изделия, а те – в готовую продукцию, каждый из названных элементов передвигается в пространстве.
- Посредническую – удовлетворение потребительского спроса.
Решение этих задач сопровождается затратами. Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками: расходы на операционный процесс, перевозку и хранение продукции для физической функции и упущенная прибыль и разочарованные клиенты – для посреднической.
Если спрос на функциональные товары можно спланировать, то посреднические расходы не будут значительными, что позволит предприятиям сконцентрироваться на уменьшении физических затрат. Для фирм, работающих по такому принципу, характерно обращение к информационным системам, с помощью которых можно планировать операционные ресурсы (Manufacturing Resource Planning или MRP). Применяемое ПО дает возможность руководить заказами, производством, снабжением. В результате такой работы можно значительно сократить запасы продукции по всей длине цепочки и повысить результативность операционного процесса. Ключевым фактором здесь являются сведения о том, что происходит внутри цепи, позволяющие всем участвующим сторонам согласовывать свои действия и удовлетворять потребительский спрос при минимальных затратах.
Но если речь идет о товарных новинках, вышеописанным способом пользоваться бессмысленно, потому как на первый план выдвигаются посреднические расходы. В этих условиях самой значимой становится информация о событиях за пределами цепи, а именно на рынке. Также изменяется и приоритет задач, возникающих перед руководством компаний: на первый план выдвигаются вопросы о месте размещения запасов для максимального удовлетворения плохо предсказуемого и быстро прекращающегося потребительского спроса.
Существует 2 взаимоисключающие точки зрения на управление цепями поставок:
Физически эффективный процесс |
Процесс, способный гибко реагировать на условия рынка |
|
Основная цель |
удовлетворить предсказуемый спрос с минимальными затратами |
оперативно реагировать на непредсказуемый спрос во избежание устаревания товарных запасов |
Цель управления производством |
поддержание высокого уровня загрузки мощностей |
создание избыточных буферных мощностей |
Стратегия управления товарными запасами |
высокая оборачиваемость товарных запасов и их сокращение по всей цепочке поставок |
создание значительных буферных запасов материалов, деталей или готовой продукции |
Цель управления подготовкой производства |
сокращать время подготовки, если это не приводит к увеличению расходов |
уменьшать время подготовки, даже при необходимости серьезных финансовых вливаний |
Подход к подбору поставщиков |
ключевые критерии: цена и качество |
ключевые критерии: скорость, гибкость и качество |
Стратегия разработки продуктов |
максимальное качество при минимальных издержках |
использование модульной конструкции, позволяющей максимально отсрочить распределение продукции |
Таким образом, делаем вывод, что физически результативная цепь поставок актуальна для функциональной продукции, а посредническая – для работы с инновационными товарами. Однако в реальности предприятия испытывают затруднения с правильным выбором в этом вопросе. Это во многом связано с тем, что большинство товаров можно реализовывать и в качестве функциональных, и в качестве инновационных с незначительными коррективами.
Существует способ определить, насколько правильно подобрана система управления цепочками поставок, исходя из свойств продукции:
Функциональные продукты |
Инновативные продукты |
|
Эффективная цепочка поставок |
подходит |
не подходит |
Гибкая цепочка поставок |
не подходит |
подходит |
Гибкие цепочки не подходят для передвижения функциональной продукции, потому как налаживание эффективной цепочки имеет гораздо больше преимуществ.
Чаще бывают обратные ситуации, когда инновационные продукты поставляются по эффективной цепочке. В этом случае у компании есть 2 варианта выхода:
- из категории инновационных передвинуть свою продукцию в категорию функциональных (сократить количество вариантов и частоту их возникновения). Оптимальным такой выход будет, например, для производителей зубной пасты, выпускающих несколько десятков видов наименований, однако при этом не имеющих достаточной прибыли, чтобы превратить свой товар в инновационный продукт;
- перевести в категорию функциональных некоторые товары, а для других создать гибкую цепочку поставок. Этот подход актуален для автопрома, где можно пустить по гибкой цепочке элитные, или инновационные, машины, что позволило бы хранить такие автомобили на заводах в виде комплектов деталей, значительно сокращая затраты. Для обычных, функциональных, автомашин осталась бы эффективная цепочка управления поставками, что также является экономически выгодным.
Тем предприятиям, которые работают с функциональной продукцией по эффективным цепочкам, не стоит увлекаться различными акциями, подразумевающими реализацию товаров по сниженным ценам. Это провоцирует усиленную волну спроса, из-за чего, в свою очередь, могут возникнуть заторы в цепях поставок.
Для фирм, занимающихся снабжением инновационными товарами по гибким цепям и потому зачастую не обладающих возможностями спрогнозировать спрос, имеются 3 основных пути развития, которые допустимо реализовывать как по отдельности, так и комбинируя друг с другом:
- понизить уровень неопределенности посредством поиска новых источников информации, которые смогут прояснить ситуацию со спросом;
- ликвидировать проблему неопределенности, максимально сократив период операционной подготовки, что позволит своевременно реагировать на изменение спроса на рынке;
- застраховаться от неопределенности путем создания с помощью имеющихся излишков буферных товарных запасов и/или производственных мощностей.
Правильно выбрать цепь поставок, исходя из категории производимой продукции, не всегда просто, однако все усилия себя оправдывают полученным в результате конкурентным преимуществом.
Инструменты и методы управления цепями поставок
Использование в работе современных передовых логистических методов и технологий дает компаниям значительные преимущества в конкурентной борьбе за место на рынке. Этот факт актуализирует необходимость создания систем логистического аудита и диагностики цепей поставок и продавцов, нацеленных на новейшие методы и соответствие международным стандартам.
Логистический аудит необходим для того, чтобы выявить источники чрезмерных издержек на хранение и транспортировку товара и создать программу роста результативности посредством оптимизации функциональной эффективности и управления интегрированной цепью поставок.
Формирование логистической системы базируется на следующих принципах:
- деятельность осуществляется в одном общем или нескольких взаимосвязанных информационных пространствах;
- содействие созданию единых методов обработки данных;
- централизованное/децентрализованное управление информацией;
- контролируемый доступ к информационным ресурсам;
- возможность настроить систему согласно требованиям объективной действительности.
Интегрированное планирование в условиях стратегического партнерства подразумевает скоординированные действия всех участвующих сторон по вопросам формирования, производства, реализации, сервисного обслуживания, потребления конечного продукта и пр.
Выделяют несколько стратегий интегрированного планирования цепей поставок.
- JIT (Just-In-Time) – точно вовремя.
В основе этого принципа лежит согласованное соответствие объемов и качества поставок производственным потребностям предприятия. Для Just-in-Time характерна интегрированная обработка данных, дифференциация производства и снабжения, скоординированные с операционными процессами. Данная концепция позволяет уменьшить на 40 % время операционного цикла, увеличить производительность до 30 %, сократить объем запасов на 60 %, снизить контроль качества на ¾, а складские площади на 85 %.
- VMI (Vendor-Managed Inventory) – запасы, управляемые клиентом.
Данный подход возлагает ответственность за пополнение запасов следующего звена цепи поставок на предшествующее. Также в рамках этой концепции данные о спросе и запасах синхронизируются поставщиками и потребителями. Получив такие сведения от клиента, снабженец принимает решение о сроках и объемах поставок, то есть применяется так называемый метод выталкивания (Push-принцип). Чтобы данный подход себя оправдал, важно внедрять современные информационные технологии и перепроектирование деловых операций и привычных методов. Особое внимание нужно уделять надежности контрагентов.
- ECR (Efficient Consumer Response ) – эффективный и быстрый ответ на потребности клиентов.
ECR нацелена в первую очередь на улучшение каналов распределения и уменьшение расходов, не касающихся стоимостных вопросов. В рамках этой концепции планируется применение новейших информационных технологий, перепроектирование деловых процессов и способов планирования. ECR- подход способствует сокращению запасов в распределительных центрах на 60 %, оптимизации применения транспортных мощностей до 20 %, уменьшению периода выполнения заказов и процессных издержек на 50 %. Таким образом, с помощью ECR можно добиться «кооперативного улучшения цепей поставок – от предприятия-производителя и предприятия-продавца к компании, приобретающей определенную продукцию».
В рамках Efficient Consumer Response объединяются продавец и потребитель, что способствует существенному снижению числа конфликтов и повышению эффективности каналов реализации. Концепция отводит приоритетное место взаимоотношениям производителя, продавца, покупателя и конечного потребителя. Управление цепями поставок с помощью нужд конечного потребителя в рамках данного подхода выступает и как цель, и как воплощение в жизнь главной ее идеи. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интеграция информационных процессов неминуема и базируется на синхронизации операционного цикла и продаж. Важное место в таком подходе отводится интеграции и обработке данных в первую очередь в сфере рекламы и логистики.
- CPRF (Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting) – совместное планирование, приобретение и прогнозирование.
Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment подразумевает совместное планирование, прогнозирование и размещение, что указывает на тесную связь с ECR и даже выступает как продолжение ее развития. Однако есть и различия. Так, при подходе CPFR во внимание принимаются как маркетинг и логистика, так и коллективное планирование, прогнозирование, совместное администрирование, а приоритет отдается деятельности, направленной на повышение качества и актуализацию информации.
Также есть серьезное отличие в способе прогнозирования спроса и поставок, которые все время обновляются. Это дает возможность быстро сравнить характеристики выполнения операций и приспособить свои планы к объективным реалиям.
Координация цепи поставок базируется на внедрении интегрального планирования для всей ЦП и реализуется через ставящее стратегические задачи планирование, рамки, зависящие от существующих мощностей, логистические нужды и прогнозы на будущее. Планирование состоит из проработки на перспективу денежных потоков внутри предприятия и между отдельными звеньями цепи поставок.
На определение стратегических задач предприятия оказывают влияние рынки сбыта, состав изготавливаемых товаров, качество логистического обслуживания. В роли объектов планирования выступают база данных о клиентах, перечень товаров и/или услуг, действия, направленные на повышение продаж, и показатели желаемого уровня эффективности задействованных в цепи поставок сторон. Под финансовыми стратегическими задачами понимают такие характеристики, как валовый доход, объем производства, уровень доступных ресурсов. Если говорить о точных логистических планах, то имеется в виду размер отгрузок в стоимостном или натуральном эквиваленте. Если по упомянутым направлениям нет скоординированных действий, то результатом такой ситуации может стать снижение уровня обслуживания, чрезмерное скопление запасов, невозможность достижения желаемых финансовых целей.
С помощью обозначенных стратегических задач определяют существующие рамки, логистические, операционные и снабженческие потребности. Владение информацией о таких ограничениях позволяет делать прогнозы относительно слабых мест и повысить действенность управления имеющимися в распоряжении ресурсами. Помимо этого, формируется четкое представление о том, где разместить производство, в каком размере осуществлять выпуск продукции, как хранить и перевозить каждый вид товара.
Мнение эксперта
Принципы внедрения SCM
Григорий Коломейцев,
В производственной сфере применяются принципы Just in Time, JIT (в переводе с англ. – точно вовремя) – в планирование вносят коррективы по мере возникновения новых заявок; Just in Sequence, JIS (в переводе с англ. – точно в последовательности) – сырье поставляют в соответствии с очередностью процессов выпуска продукции; Vendor Managed Inventory, VMI (в переводе с англ. – передача управления запасами продавцу) – поставщик принимает решение о сроках и размерах поставок в зависимости от полученных от клиента данных. Так, в основе работы автомобильного конвейера предприятий Toyota и Volkswagen лежат концепции JIT и JIS. Важным фактором в выборе этих принципов стало то, что поставщики этих производителей находятся в пределах 90 км. Однако в РФ воплотить в жизнь эти принципы весьма непросто, поэтому в нашей стране оптимально строить работу, основываясь на концепции VMI.
Если говорить о торговле, то здесь работают концепции Efficient Consumer Response, ECR (в переводе с англ. – эффективный отклик на запросы потребителей), способствующая уменьшению издержек, не касающихся стоимостных вопросов; Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR (в переводе с англ. – кооперативное планирование, прогнозирование и размещение), предполагающая объединенные действия производителя и продавца на всех участках цепи поставок. В качестве примера применения концепции ECR можно привести деятельность компании L’Oreal, которая повышает процент своей продукции в магазинах. Корпорации Metro и Procter & Gamble в своей работе используют CPFR, что помогает им предсказывать поставки с точностью до 98,5 %.
Основные системы управления цепями поставок
Система управления цепями поставок (SCM-система) рассматривается как прикладное ПО, созданное для автоматизации и руководства всеми участками цепи поставок компании, а также для осуществления контроля за транспортировкой продукции на всех уровнях. На данный момент созданы как самостоятельные широко распространенные SCM-системы, программы, входящие в состав ERP-комплексов, так и эксклюзивные продукты, разработанные для каждого предприятия в отдельности.
В рамках SCM-систем принято выделять 2 большие группы:
- планирование цепей поставок (англ. supply chain planning, SCP), включающее планирование и разработку календарных графиков, варианты кооперативного создания прогнозов, планирование сети снабжения, моделирование разных обстоятельств, изучение и прогнозирование уровня произведенных операций;
- исполнение цепей поставок (англ. supply chain execution, SCE), заключающееся в мониторинге и контроле за осуществлением логистических мероприятий.
Для SCM-систем характерны следующие элементы:
- прогноз продаж, ежедневных и недельных;
- управление запасами, подразумевающее улучшенное планирование их различных видов, – гарантийного, текущего, тех, для которых учитывается используемая модель поддержания оптимального уровня по каждому номенклатурному пункту;
- разработка кратковременного (до 4 недель) и долговременного (до 6 месяцев) прогноза;
- создание отчета о потребностях в сфере закупок в ручном и автоматическом режимах, принимающего во внимание внешние ограничивающие критерии (кратность поставки, наименьший остаток) и расписание поставок;
- осуществление ABC-XYZ-анализа по свободно выбранным показателям (количество, прибыль, стоимость закупки);
- осуществление кросс-ABC анализа по произвольным показателям;
- визуализация сведений о показателях продаж, остатках, ценах, прибыли и прогнозах спроса по товарам и товарным группам;
- оценка факторов, автоматически воздействующих на продажи;
- возможность классифицировать продукцию, определять и разрабатывать новые характеристики интерактивно, а также с помощью загрузки из автоматизированной системы;
- вычисление наиболее благоприятного запаса по каждому пункту, принимая во внимание прогноз спроса и страховой запас.
По данным Gartner за 2014 год, размер глобального рынка ПО в сфере управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и автоматизации закупок (Procurement Software, PS) равен $ 9,9 млрд. Также сделана ссылка на то, что данная отрасль относится к самым быстрорастущим.
Сейчас самыми популярными стратегиями развития являются бизнес-программы. Наиболее востребованными решениями на рынке оказываются приложения, базирующиеся на методах математического программирования. Ниже приведены итоги исследования разработчиков бизнес-приложений для планирования цепей поставок одной международной компании в 2013 г., основанные на методах математического программирования.
Возможности |
Претенденты |
Лидеры |
Demand Solutions Triple Point Technology Manhattan Associates |
||
Barloworld Supply Chain Software |
||
Нишевые игроки |
Провидцы |
Но не стоит полностью доверять данным таких исследований, поскольку они дают характеристику всем потенциальным возможностям снабженцев относительно всех сторон информационного обеспечения управления цепями поставок без учета предприятий, производящих ПО и имеющих узкий профиль.
Рассказывает практик
Как внедрить на предприятии SCM
Григорий Коломейцев,
руководитель департамента складского обслуживания ООО «Керхер», г. Москва
Собираясь реализовать в компании систему управления на базе SCM, стоит хорошо подготовиться, придерживаясь следующего порядка действий:
- Организация межфирменных кооперационных отношений. В первую очередь нужно установить тесные партнерские контакты со всеми входящими в цепь сторонами, проанализировав возможные достоинства и риски взаимодействия. Проявлять инициативу на первой ступени будет сегмент, специализирующийся на закупках, транспорте и хранении товара, но его работа должна быть согласована с генеральным директором либо другим представителем высшего руководства.
- Моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов. Сгенерируйте описательную модель системы SCM для вашей цепи. Это можно сделать с опорой на хорошо известные и популярные модели, например ARIS и UML.
- Структурирование систем планирования и управления. Создайте системные модели планирования и администрирования посредством пересмотра используемых бизнес-процессов. Скоординировав базовые операции, приняв рабочую стратегию и модель планирования и администрирования, можно переходить ко введению в работу SCM.
- Подбор необходимых информационных технологий. Оформите общее информационное пространство со всеми сторонами, задействованными в цепи поставок, где ключевыми элементами будут системы планирования и оперативного администрирования (Supply Chain Planning и Supply Chain Execution соответственно). Сейчас существует большое количество программ, призванных дополнить SCM в той или иной области (GPS, RFID, CRM).
Из-за каких проблем сокращается эффективность управления цепями поставок
Управление цепями поставок – это процесс, объединяющий ряд предприятий и испытывающий воздействие со стороны множества факторов. Недавние исследования говорят о том, что среди стратегических задач многих предприятий все чаще встречаются планы по реализации систем управления цепями поставок.
Изучение проблем в компании способствует выбору подходящей системы управления. Чаще всего трудности возникают в связи с:
- материальным потоком, включающим груз, запасы и готовую продукцию;
- информационным потоком, содержащим электронный обмен информацией, передачу данных между людьми;
- взаимоотношениями.
Одним из самых значимых обстоятельств на любом предприятии является человеческий фактор, из чего следует, что взаимоотношения в компании могут способствовать успешному развитию даже в большей мере, чем иные ресурсы, которые нельзя продублировать, из-за чего они являются неподконтрольными.
Если задачи взаимодействующих членов цепи противоречат друг другу либо неточно сформулированы, стоит говорить о конфликтной ситуации. В случаях, когда возникает противоречие между нуждами одного звена и интересами всей цепи поставок, речь идет о наличии внутренних разногласий. Выход из этой проблемы заключается в развитии и упрочении взаимоотношений между партнерами, что благоприятно сказывается на увеличении объемов информационных потоков, дает возможность оперативно реагировать на изменения и положительно влиять на управление цепями поставок.
Если имеют место утрата продукции или ее хищение, то результатом будет перерыв в работе операционных мощностей, поставки некомплектов, возникновение чрезмерных расходов в случае дозаказа единиц продукции. При задержке поставок и неправильного определения транспортного маршрута также возникают серьезные негативные последствия, в том числе в сфере удовлетворения потребностей клиентов (при нарушении сроков доставки). Также существенной проблемой является несвоевременное поступление важной информации.
В случаях, когда показатели спроса внезапно начинают прыгать, на производстве возникают избытки либо дефицит запаса, что может быть вызвано «эффектом хлыста», затрагивающим сферу маркетинга и закупок. Сезонные скачки спроса не имеют таких последствий, поскольку являются плановыми.
Значимость получаемых данных серьезно снижается, если они недостоверны. Этот факт влияет также и правильность принятых на основе этих сведений решений. Подобные информационные огрехи возникают в результате процесса прогнозирования, ручного ввода сведений и пр.
Важно, чтобы данные логистики были точны, достоверны и актуальны, что позволит снизить неопределенность и необходимость принятия дополнительных мер. В некоторых случаях возникшие проблемы можно разрешить посредством синхронизации полученных сведений.
В случаях, когда спрос превышает предложение, возникает нехватка продукции. Когда для улучшения процесса вынесения решений по разным вопросам не хватает информации, речь идет о дефиците данных. Такая картина может сложиться из-за осуществления расчетов на основе недостаточного количества параметров или из-за плохо налаженного процесса обмена сведениями между компанией и ее департаментами. Серьезную роль здесь играют возвратные информационные потоки.
Причиной возникновения проблем с избытком трудовых издержек и низкой производительности является отсутствие квалифицированного персонала и нехватка знаний в нужной сфере.
Большой объем запасов объясняется значительными уровнями неопределенности, размера партии, скачками потребительского спроса, сезонными изменениями, высоким уровнем сервиса. Когда имеет место достаточная неопределенность, большой размер запасов способствует нивелированию разницы в их потреблении. Также это страхует от нескольких видов неопределенности, касающихся случаев, когда спрос выше, чем предусматривается планированием, и когда случаются сбои в поставках.
Но высокий уровень запасов может играть и отрицательную роль для работы компании, так как он подразумевает издержки, связанные с хранением, и понижение ликвидности, способствует возникновению риска деформации и морального износа. В таких обстоятельствах можно не допустить появления неопределенности посредством тесного сотрудничества между всеми звеньями в цепи поставок.
Существенными проблемами также являются недостаточное заполнение грузовых транспортных средств и повторение одних и тех же операций, что оказывается преградой для действенного обмена данными.
Изучение описанных выше проблем может оказать существенную помощь при выявлении слабых мест и при необходимости принятия решений.
Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.
Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.
Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.
Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.
Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.
Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.
Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".
В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.
Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.
Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.
Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.
Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.
Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:
- 1) управление взаимоотношениями с потребителями;
- 2) управление обслуживанием потребителей;
- 3) управление спросом;
- 4) управление выполнением заказов;
- 5) управление производственным потоком;
- 6) управление снабжением;
- 7) управление продуктом;
- 8) управление возвратными потоками.
Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.
Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.
Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.
- 1. Цепи поставки могут изменять свою протяженность от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокусной компанией его поставщика и потребителя первого уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся от конечного потребителя (включая фокусную компанию) до начального поставщика;
- 2. В цепи поставок большую роль играют возвратные потоки, включающие как возврат тары, транспортных средств, товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вторичной ценностью.
Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).
Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.
Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-
Рис. 1.5.
экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.
Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.