Летоисчисление от Рождества Христова – начало новой эры. Как возникло современное летоисчисление
Один из самых знаменитых реформаторов России - царь Петр 1 в 1699 году издал указ об упразднении старого летоисчисления, существовавшего на тот момент на Руси, а взамен вводит, привезенное из западной Европы новое. В дополнение этому им утверждается указ о том, что с 1 января 1700 года повсеместно необходимо внедрить празднование Нового Года. Это общедоступная информация указанная во многих учебниках истории. Я же хочу рассказать о том летоисчилении, которое было отменено, лично для меня это оказалось открытием.
Оказываеться на момент введения Петром нового летоисчисления с точкой отсчета от Рождества Христова на Руси велось летоисчисление от Сотворения Мира в Звездном Храме, по которому шел 5508 год. Многие "компетентные" люди считают, что введение нового календаря было прогрессом для России, приобщением ее к европейской культуре. Но ведь этим царь Петр I не просто поменял один календарь на другой, он украл у славянских народов России пять с половиной тысяч лет родной древней Истории.
Действовавший до реформы календарь носил название Коляды Дар (изображен на рисунке). С его помощью можно было пользоваться Древней Славянской системой летоисчисления Круголета Числобога построенной на древней шестнадцатеричной системе исчисления. 16 Лет Круголета проходят через девять Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 Лета. В современном понимании аналогом Круга Жизни (периодом в 144 лета) является век (периодом в 100 лет).
Начало Лет Круголета приходятся на день осеннего равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени - Оусень, Зиму и Весну, а, соединяясь воедино, они давали - Лето. От этого определения появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. Каждый период времени Лета делился на три части, которые назывались - месяц: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет, каждый из которых несёт образное значение, соответствующее сезону Лета. Четные месяца Лета содержат по 40 дней, а нечетные по 41 дню. Древний Календарь вместо 12 табличек-месяцев содержит только две таблички - нечётный и чётный месяц. Так как в любом Лете все нечётные месяцы начинаются в один и тот же день недели, чётные месяцы - в другой день недели. Кроме того, было еще более мелкое деление месяца на Недели, которые содержали по девять дней. Каждому дню Недели, кроме последнего, соответствовало числительное название: понедельник, вторник, тритейник, четверик (четверг), пятница, шестица, седьмица, осьмица и собственно Неделя, день, в который ничего неделают, а отдыхают от трудов праведных.
Сутки разделяются на 16 часов (старый час равен 1½ нового) и начинаются вечером в 19:00(для Летного времени). Час длится 144 части. Часть - 1296 долей (1 часть = 37,56 сек). Доля = 72 мгновениям (1сек.= 34,5 доли). Мгновение = 760 мигов (1сек.= 2484,34 мгн). Миг = 160 сигов (1сек.=1888102,236 мигов). В одной секунде содержится 302096358 сигов, а 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов.
Отличие есть и во временных рамках: сутки по современному календарю начинаются в полночь (24:00 или 00:00), и чередуют: ночь, утро, день, вечер. A сутки по славянскому календарю начинаются с Вечера (18:00 или 19:00 при переходе на летнее время), и чередуют: вечер, ночь, утро, день.
В современном летосчислении празднование Новолетия (Нового Года) приходится на первые 20-е числа сентября, в день осеннего равноденствия, важного астрологического события. Например в этом 2009 году оно придеться на 20 сентября.
Каждое из 16 Лет имело свое название (современный аналог Зодиакальные символы): 1 - Странник (Путь); 2 - Жрец; 3 - Дева (Жрица); 4 - Мир (Явь); 5 - Свиток; 6 - Феникс; 7 - Лис (Навь); 8 - Дракон; 9 - Змей; 10 - Орел; 11 - Дельфин; 12 - Конь; 13 - Пес; 14 - Тур (Корова); 15 - Хоромы (Дом); 16 - Капище (Храм).
Как указывалось выше каждое лето проходило через 9 стихий: 1 - Земля; 2 - Звезда; 3 - Огонь; 4 - Солнце; 5 - Древо; 6 - Свага; 7 - Океан; 8 - Луна; 9 - Бог.
Таким образом было 144 разных варианта наименования Лет. Например 2009 год - Лето Лунного Пса.
Теперь о главном, началом современного летоисчисления является Рождество Христово, событие вполне понятно подовляющему большинству современных людей. А вот что же за событие положило начало Древнему Славянскому летоисчислению, что такое Сотворение Мира в Звездном Храме. Оказываеться в современном понимании это означает - заключение мирного договора в таком то году. Немногочисленные источники утверждают, что "мирный договор" был заключен между двумя странами: Аримией (современный потомок Китай) и Русенией (современный потомок Россия). Именно это событие увековечено в древней истории. Белый всадник, поражающий копьем Дракона, дошел до наших дней в сюжете известном под наименованием "Георгий Победоносец поражающий копьем Дракона".
Для всех кого заинтересовало содержание статьи, более подробно разобраться в Древнем Славянском летоисчислении можно здесь.
Почему люди, жившие 2015 лет назад, вдруг решили назвать свой год первым годом "нашей эры"? А как до этого они нумеровали годы?
Ответ
Привычный нам календарь, по которому сегодня (когда пишется этот ответ) 28 февраля 2015 года (после Рождества Христова или нашей эры), не является единственным и общепринятым во всём мире (хотя и самый используемый). Так, по исламскому календарю, сегодня 9 Джумада аль-уля 1436 года (ведётся от даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину), по еврейскому календарю сегодня 9 адара 5775 года (ведётся от первого новолуния после сотворения мира богом), а по буддийскому календарю сегодня 10-й день 4-го месяца 2558 лунного года (ведётся с года ухода Будды Гаутамы в нирвану).
Все употребительные календари, включая наш, носящий название григорианского, имеют религиозную основу. В истории человечества были попытки создать абсолютно нерелигиозный календарь (но при этом не безидеологический!). Например, после Великой Французской революции придумали новый календарь, согласно которому начиналась новая эра со дня провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 года, были придуманы новые названия месяцев; но календарь продержался всего несколько лет (и потом несколько месяцев в период Парижской коммуны - с 18 марта по 28 мая 1871 года). В советское время было предложено начать новое летоисчесление с момента победы Великой октябрьской Социалистической революции, но это предложение не реализовалось (хотя в отрывных календарях вплоть до 1991 года и писалось: "такой-то год социалистической революции").
В фантастической повести Г. Мартынова "Гость из бездны" действие происходит в 19 веке после Великой Октябрьской революции.
Но вернёмся к сегодняшнему - григорианскому - календарю. Как уже сказано, он имеет начало отсчёта от Рождества Христова. Но это не означает, что этот календарь реально начал употребляться 2015 лет назад, как только родился Иисус Христос. Во времена зарождения христианства в разных частях мира от чего только не отсчитывали годы: от основания Рима, от разрушения Рима, от сотворения мира, от рождения Адама... и знание точной даты рождения Христа, на самом деле, не очень интересовало христиан в течение целых 500 лет после возникновения христианства. Но расчёт пасхалий (календарных дат празднования Пасхи) подвигнул аббата Дионисия установить год рождения Христа, основываясь на весьма туманных данных из евангелий. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения, по установившейся до этого традиции празднования Рождества, вышедшей из языческих традиций, было взято 25 декабря. Таким образом, получилось, что текущий для самого Дионисия год стал 525-й годом после Рождества Христова. Долгое время это летоисчисление было используемо очень узко лишь для вычисления пасхалий и люди продолжали пользоваться старыми календарями. Лишь в 742 году дата, записанная как "год от Рождества Христова" впервые появилась в официальном документе, а широко распространилось летоисчесление "от рождества Христова" в Европе лишь в конце 8 века.
На Руси летоисчисление "от Рождества Христова" появилось с "подачи" Петра I, который предписал 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".
Так что ни в одном архиве мира вы не найдёте оригинальный документ, датированный, например, 35-ым годом "от Рождества Христова" ("от Р.Х.", Anno Domini, "A.D.", "нашей эры").
Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.
Летоисчисление на Руси
Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.
Реформа Петра Первого
Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!
Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».
Как все начиналось
А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.
После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).
Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».
Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление
Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме. После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.
Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.
Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:
- У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
- Месяцев было девять.
- Дней в месяце было сорок или сорок один.
Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».
Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.
Ошибки летоисчисления. История - фальшивка.
Современная система летоисчисления насчитывает чуть более двух тысячелетий после рождения Иисуса Христа и несколько сотен веков до этого события. Однако до появления христианского летоисчисления, у разных народов были собственные способы измерять время. Славянские племена - не исключение. Еще задолго до возникновения христианства у них был собственный календарь.
Происхождение слова «календарь»
Согласно официальной версии, термин «календарь» пришел из латыни. В Древнем Риме долговые проценты выплачивали в первых числах каждого месяца, а данные о них записывали в долговой книге под названием calendarium. Позже именно от названия книги и произошло слово «календарь», пришедшее к славянам с христианством.
Некоторые ученые полагают, что данный термин произошел от словосочетания «Колядинъ Даръ» (подарок Коляды), которым именовали летоисчисление. Славянское происхождение исследователи считают вполне возможным. Некоторые из них уверены, что римляне позаимствовали слово «календарь» у славян, а не наоборот. Судите сами: перевода слова calendarium, а также пояснения о том, как оно связано с долгами и книгами - нет. Ведь на латыни долг - debitum, а книга - libellus.
Летоисчисление от Рождества Христова
На сегодняшний день нашей эре от Рождества Христова более 2000 лет. Однако традиция так рассчитывать года используется около тысячи лет ведь даже с признанием христианства официальной религией Римской империи, года продолжали отсчитывать от важных мирских дат. Для римлян - это был год основания Рима, для евреев - год разрушения Иерусалима, для славян - год сотворения мира в Звездном Храме.
Но однажды римский монах Дионисий, составляя пасхальные таблицы, запутался среди различных систем летоисчисления. Тогда он придумал универсальную систему, отправной точкой которой станет год рождения Христа. Дионисий вычислил приблизительную дату этого события и впредь использовал летоисчисление, называемое «от Рождества Христова».
Распространение данная система получила через 200 лет благодаря монаху Беде Досточтимому, использовавшему ее в своем историческом труде об англосансонских племенах. Благодаря этой книге британская знать постепенно перешла на христианский календарь, а вслед за ней сделали это и европейцы. А вот церковным властям понадобилось еще 200 лет, чтобы начать использовать христианскую систему летоисчисления.
Переход на христианское летоисчисление у славян
В Российской империи, в состав которой в то время входили многие исконно-славянские земли Беларуси, Польши, Украины и других стран, переход на христианский календарь произошел с 1-го января 1700 г. по Многие полагают, что царь Петр ненавидел и пытался искоренить все славянское, включая календарь, поэтому ввел христианскую систему отсчета времени. Однако наиболее вероятно, что царь попросту пытался привести в порядок столь запутанное летоисчисление. Славянское неприятие здесь, скорее всего, не играет роли.
Дело в том, что с приходом христианства к славянам, священники активно пытались перевести язычников на календарь римский. Народ сопротивлялся и втайне придерживался старого календаря. Поэтому на Руси фактически существовало 2 календаря: римский и славянский.
Однако вскоре в летописях началась путаница. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси - летоисчисление славянское. При этом оба календаря отличались от принятого в Европе летоисчисления Дионисия. Чтобы решить эту проблему, Петр I приказал принудительно перевести всю подвластную ему империю на систему летоисчисления, датируемую от Рождества Христова. Как показала практика, она тоже была несовершенной и в 1918 страна была переведена на современный учитывающий
Источники информации о древнеславянском календаре
Сегодня нет достоверных данных о том, как выглядел настоящий древнеславянский календарь. Популярный ныне «Круголет Числобога» реконструирован на основе информации из разных исторических источников более поздних периодов. При реконструкции древнеславянского календаря использовали следующие источники:
- Восточнославянский народный обрядовый календарь. Письменные свидетельства о нем датируются XVII-XVIII столетиями. Несмотря на столь «молодой» возраст, этот календарь сохранил множество информации о жизни славян во времена языческой Руси.
- Церковный календарь «Месяцеслов». В процессе христианизации Руси церковные власти часто в дни важных языческих праздников отмечали христианские. Сопоставляя даты праздников из «Месяцеслова» с датами из других календарей, а также из фольклорных источников, можно вычислить время важных древнеславянских праздников.
- В XIX столетии на месте Ведийского капища в Румынии было найдено около 400 золотых пластин с письменами, названые позже «Сантии Даков». Возраст некоторых из них превышает 2000 лет. Эта находка не только свидетельствует о наличии письменности у древних славян, но и является источником информации об эпохах древнеславянской истории.
- Летописи.
- Археологические находки. Чаще всего это ритуальные с изображением календарной символики. Наиболее информативной являются глиняные вазы Черняховской славянской культуры (III-IV столетия н. э.).
Эпохи у древних славян
Согласно информации, содержащейся в «Сантиях Даков», история древних славян насчитывает 14 эпох. Наиболее важным событием, которое послужило отправной точкой для календаря, стало сближение Солнечной и двух других планетарных систем, в результате чего земляне наблюдали сразу три солнца в небе. Эта эпоха называлась «Время Трех Солнц» и датировалась 604 387-м годом (по отношению к 2016-му).
- В 460 531-м на Землю прибыли инопланетяне из созвездия Малой Медведицы. Их называли да’арийцами, а данная эпоха именовалась «Время Даров».
- В 273 910-м на Землю вновь прибыли инопланетяне, но на этот раз из созвездия Орион. Их звали х’арийцами, и в честь них эпоха именуется «Временем х’Арра».
- В 211 699-м произошел следующий визит инопланетных существ, ознаменовав начало «Времени Свага».
- В 185 779-м началось возвышение одного из четырех важнейших городов континента Даария - Туле. Этот город славился умелыми мастерами и почти 20 000 лет процветал. Этот промежуток времени носил название «Время Туле».
- В 165 043-м дочка Перуна - богиня Тара принесла славянам множество семян, из которых впоследствии выросли многочисленные леса - так началось «Время Тары».
- В 153 349-м произошла грандиозная война Света с Тьмой. В результате один из спутников Лютиция был разрушен, а его осколки стали кольцом астероидов - это эпоха «Асса Деи».
- В 143 003-м земляне с помощью достижений науки смогли перетащить от другой планеты спутник, и у Земли, имевшей на то время уже два спутника, стало их три. В честь этого знаменательного события новая эпоха названа «Периодом Трех Лун».
- В 111 819-м одна из трех лун была уничтожена и ее осколки упали на Землю, потопив древний материк Даарию. Однако его жители спастись - началась эпоха «Великого Переселения из Даарии».
- В 106 791-м на реке Иртыш был основан город Богов Асгард Ирийский, а новая система летоисчисления велась от года его основания.
- В 44 560-м все славяно-арийские роды объединились, чтобы совместно проживать на одной территории. С этого момента началась эпоха «Сотворения Великого Коло Рассении».
- В 40 017-м на Землю прибыл Перун и поделился со жрецами знаниями, из-за чего произошел грандиозный скачок в развитии технологий людей. Так началась эпоха «Третьего Прибытия Вайтманы Перуна».
- В 13 021-м был уничтожен еще один спутник Земли и его осколки, упав на планету, повлияли на наклон оси. В результате раскололись материки и началось обледенение, названное эпохой «Великого Похолодания» (Стужи). Кстати, по временным рамкам данный период совпадает с последней ледниковой эпохой Кайнозойской эры.
Современное человечество живет в эпоху, начавшую отсчет лет от сотворения мира в Звездном Храме. Возраст данной эпохи на сегодняшний день составляет более 7,5 тысяч лет.
Георгий Победоносец и эпоха сотворения мира в Звездном Храме
Как известно, слово «мир» имеет несколько значений. Так, название современной эпохи часто трактуют как время сотворения Вселенной. Однако «мир» обозначает еще и примирение между враждующими сторонами. В связи с этим у названия «Сотворение Мира в Звездном Храме» совершенно другая трактовка.
Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи. Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя (славяне) и сражающего дракона (китайцы).
Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием (Юрием) Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман.
Структура древнеславянского календаря
Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень (осень), зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки - из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали.
Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга.
Каждый обычный год от сотворения мира в состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней (каждый месяц в нем состоял из 41 дня).
Новый год у древних славян
В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте (как у римлян) и в сентябре (как в Византии и у славян).
Месяцы у древних славян
Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат (начало 20-23 сентября), за ним следовали зимние месяцы Айлет (31 октября - 3 ноября), Бэйлет (10-13 декабря) и Гэйлет (20-23 января).
Весенние месяцы назывались Дайлет (1-4 марта), Эйлет (11-14 апреля) и Вэйлет (21-24 мая). После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета (1-4 июля) и Тайлета (10-13 августа). А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.
С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев.
Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.
Неделя у славян
Вопрос о количестве дней в неделе до реформы Петра I остается спорным и по сей день. Многие утверждают, что их и было 7 - отсюда и сохранившиеся названия во всех
Однако, если вдуматься в слова из «Конька-Горбунка», то становится удивительным, как в тексте 1834-го упоминается такой день недели как «осьмица», которая предшествует другому дню - «неделе».
Получается, что воспоминания о девятидневной неделе остались в памяти славян, а значит изначально дней всего было 9.
Как вычислить год по древнеславянскому календарю?
Сегодня многие славяне пытаются вернуться к традициям предков, в том числе и к их календарю.
Но современный мир, живущий по христианскому календарю, требует от человека умения ориентироваться в этой системе отсчета лет. Поэтому каждый использующий славянское летоисчисление (от сотворения мира), как перевести годы из него в христианскую систему, должен знать. Несмотря на явные отличия обоих систем летоисчисления, сделать это просто. Нужно добавить к любой дате христианского календаря цифру 5508 (разница в годах между системами) и можно будет перевести дату в славянское летоисчисление. Какой сейчас год по этой системе, можно определить по следующей формуле: 2016+5508= 7525. Однако стоит учитывать, что современный год начинается с января месяца, а у славян - с сентября, поэтому для более точных расчетов можно пользоваться онлайн-калькулятором.
Более трехсот лет прошло с тех пор, как жители Российской империи перестали использовать славянский календарь. Несмотря на свою точность, сегодня он является лишь историей, однако помнить о нем следует, поскольку он не только включал в себя мудрость предков, но и был частью славянской культуры, которая, несмотря мнение Петра I, не только не уступала европейской, но и в некоторых вещах превосходила ее.
01-01-1997
№48 1997 год Валерий Лебедев
Отсчет времени от Рождества Христова, который мы ныне приурочиваем к 25 декабря (или, для точности календаря, к 1-му января 1-го года новой эры), был "вычислен" исходя из теологических аргументов значительно позднее (эти подсчеты и споры продолжались около 500 лет и завершились только в начале XI века. Дело было так. В 325 году н.э. собрался Никейский первый всеобщий (вселенский) собор христианских епископов, который установил, что летоисчисление должно вестись от "сотворения мира". Это нужно было для того, чтобы точно знать, когда же следует праздновать Пасху - на этот счет существовали большие разногласия.
Как же узнали, когда произошло сотворение мира?
С помощью весьма тонких теологических рассуждений, суть которых сводится к следующему.
Сначала более или менее обоснованно установили дату казни Иисуса. Из евангелий было известно, что он начал проповедовать в 30 лет - это типичная дата мужской зрелости - и затем учил народ три года. Казнили его при прокураторе (правителе) Понтии Пилате (Палестина входила в римскую провинцию Сирию) во время правления императора Тиберия и при иерусалимском первосвященнике Каифе. Из евангельских текстов известно также, что казнь cостоялась на 14 нисана в полнолуние, накануне великой субботы, когда праздновалась еврейская пасха. Во время казни произошло затмение Солнца. Сопоставляя все эти данные, пришли к выводу, что датой казни могло быть 3 апреля 33 года. Именно в этот день произошло полное затмение, но не солнечное, а лунное, видимое в Палестине. Теперь мы точно знаем, что оно началось в 15 часов 44 минуты и закончилось в 18 часов 37 минут. Солнечное же затмение было четырьмя годами ранее, 24 ноября 29 года, но этот день не совпадает с предпасхальным днем великой субботы. Видимо, спустя десятки лет после казни, когда создавались евангелия, в народном представлении оба эти затмения слились в одно и были приурочены к моменту смерти "света истины". Дата 3 апреля 33 года находится в диапазоне правлений вышеуказанных исторических личностей.
Затем приступили к вычислению даты рождения Иисуса. Из вышесказанного ясно, что он родился тридцатью тремя годами ранее, а днем его рождения стали считать 25 декабря. И в Римской империи, и во многих странах Востока этот день издревле широко отмечался как день зимнего солнцестояния, после которого день начинает прибывать. В Риме этот праздник проходил, так сказать, под лозунгом "Солнце родилось. Свет растет". Члены многих первых иудео-христианских сект именовали себя "сынами света", свое учение - светом истины, а Иисуса Христа - светочем мира. Естественно было совместить старый языческий обычай празднования нового Солнца и света с днем рождения Иисуса, так же как естественно было отождествить его смерть с угасанием светила, с солнечным затмением. (Здесь дан только краткий итог, на самом деле споры о датах рождения и смерти Иисуса в христианской литературе велись сотни лет.)
Итак, дата рождения Иисуса Христа как будто известна. Теперь Никейскому собору предстояло главное - указать, когда именно библейский Бог сотворил весь мир. Из второго послания апостола Петра и из некоторых других источников было известно, что христианство приравнивает один день деятельности Бога тысяче земных лет. Господь создавал мир полную рабочую неделю, исключая день отдыха (по-еврейски седьмой день недели называется шабат, Суббота, отсюда наше "шабаш", конец работы, но в христианстве седьмой день получил название "воскресенье" и также стал днем отдыха), то есть семь дней. Отсюда следовало, что миру предстоит жить до страшного суда 7 тысяч лет. Адам был сотворен в шестой день, в полдень, после 5,5 дней других Божественных деяний, в результате "увидел Он, что это хорошо". Из соображений все той же христианской симметрии рождение Иисуса Христа приравнивалось как бы ко второму рождению человека (человечества). Иисус - новый Адам. Стало быть - внимание! - до рождения Иисуса Христа на земле протекло 5,5 тысяч лет и мир был сотворен 5,5 тысяч лет до рождения Христова. В действительности позднее была принята цифра не ровно в пять с половиной тысяч лет, а в 5508 лет, что связано с поправкой на традиционное византийское летоисчисление по 15-летиям, так называемым индиктам.
Осталось добавить немного. После Никейского Собора Римская империя постепенно начала переходить на летоисчисление "от сотворения мира". И лишь еще спустя более чем 200 лет, когда христианство достаточно широко распространилось по Европе, римский монах Дионисий Малый предложил вести отсчет времени от Рождества Христова (в 532 г.). Однако новое летоисчисление было принято повсеместно только около 1000 года, а в России отсчет "от сотворения мира" продолжался вплоть до XVIII века, до реформы Петра I в 1700 году (правда, и в XVIII веке часто давались две цифры - одна от Рождества Христова, а вторая, в скобках, от сотворения мира).
Любопытно заметить, что начало года далеко не сразу сделалось близким к Рождеству Христову. До григорианской реформы в 1582 году начало года отмечалось 1 марта, это был так называемый пасхальный год, ибо по некоторым исчислениям эта дата соответствовала христианской пасхе, а в России с 1492 года начало года было перенесено на 1 сентября (отсюда осталась традиция начинать учебный год 1 сентября) и лишь после григорианской реформы в Европе и Петровских реформ в России начало года было установлено "рядом" с Рождеством, после окончания декабря, то есть с 1-го января.
Насколько сильны культурные традиции и насколько плотно последующие события увязаны с предыдущими, можно видеть на примере безнадежных попыток изменить исторически сложившийся календарь. Еще ни одному строю не удалось, скажем, отменить недели или упразднить седьмой день отдыха - воскресенье, то есть воскресение Иисуса. Совершенно неудачной оказалась попытка правительства революционной Франции в 1792 году ввести новый календарь, где бы точкой отсчета времени было начало республики (2-й год республики, 3-й год и т.д.) и заменить неделю на декаду с переименованием традиционных названий месяцев, придумав термидор, жерминаль, флореаль и прочие. После прихода к власти Наполеона все эти нововведения были отменены, ибо не привились у народа.
В России после октября 1917 года тоже пытались изобрести новый революционный календарь, но из этой затеи, в отличие от многих других безумных затей типа коллективизации, ничего не вышло сразу же.
Заканчивая, сообщу малоизвестные факты. Сначала известный: для того чтобы узнать, сколько лет прошло от сотворения мира, надо к данному году от рождества Христова прибавить 5508 лет. Напомню, что в Европе от сотворения мира вели летоисчисление до Х века, а в России - до Петровских реформ. Постепенно новый счет вытеснил старый, но в памяти его держали.Это известно. Теперь малоизвестный факт. В 1492 году исполнялось семь тысяч лет от сотворения мира (1492 + 5508 = 7000). А восьмого тысячелетия никак не может быть, потому что творение шло шесть дней да еще седьмой день отдыха, итого семь дней, восьмого дня, как видите, не предусмотрено. Но так как, напоминаю, один день творения приравнивался тысяче лет на земле, то и получалось, что после седьмого тысячелетия земное время кончается и наступает вечность. Отсюда вытекало, что наступление восьмого тысячелетия от сотворения мира означает конец света, который как раз и приходился на 1492 год от Рождества Христова. За год до этого многие уже ни пахали ни сеяли, не составляли календарей. Кто блудил и веселился, кто постился и каялся. Случился большой переполох, особенно в России, где официально вели отсчет от сотворения мира. А когда 1492 год прошел и ничего ужасного не случилось, то папа издал буллу, в которой говорилось, что вычислять конец света не дело ума человеческого, а нужно жить так, чтобы каждый день быть готовым к нему. Так же считал и русский митрополит, хотя и был врагом папе.
От всей этой паники в культуре осталась своя зарубка - цифра 8 стала символизировать вечность. Именно поэтому часто на православных крестах на могилах добавляют дополнительные перекладины, которые в итоге дают восемь концов, символизируя вечный покой. Позже восьмерку повернули набок и получили символ для обозначения бесконечности в математике.