Культурные реформы при петре 1. Реформы Петра I и русская культура
Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».
Не менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля (который, правда, будучи завезен в страну Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII - начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками. Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества.: - М., Издательство Санкт-Петер, 2011. - С. 248
Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. Заинтересовавшись привезенной князем Долгоруковым астролябией и случайно найденным в сарае старым английским ботиком, который, к изумлению молодого царя, обладал способностью ходить галсами против ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность техникой. Петр сам был мастером многих ремесел - умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России. При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. Трудно сказать, были ли мелочная опека и жестокое принуждение необходимым условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой было ориентировано на дедовские традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены, бывают, которым сперва досадно, кажется, но когда выучатся, потом благодарят».
Достижения в области культуры в эпоху Петра очень незначительны, хотя по его приказу и было переведено с иностранных языков около 1000 книг. Петровские «реформы», как теперь известно, не только не способствовали культурному развитию России, но, по мнению историков, даже задержали на полстолетия поступательный ход развития русской культуры.
Постоянные набеги, пожары и время истребили большинство памятников русской деревянной архитектуры. Но по сохранившимся древним каменным церквам мы можем судить, что русская архитектура развилась со стремительной быстротой, исключительно скоро освободившись от подражания византийской архитектуре. Свидетель этому чудеснейший образец церкви на Нерчи, построенной уже в 1165 году. Петр нанес страшный урон русскому национальному искусству: «Эпоха Петра Великого разделяет историю русского искусства на два периода, резко отличающихся друг от друга, второй не является продолжением первого. Путь, по которому шло развитие в первом периоде, вдруг пресекается, и работа, приведшая уже к известным результатам, как бы начинается сначала, в новой обстановке и при новых условиях: нет той непрерывности, которая характеризует развитие искусства в других странах, -- пишет Г. К. Лукомский в своей книге «Русская старина».
Реформы Петра I носили противоречивый характер, а значит, были непоследовательными, половинчатыми. Соловьёв С.М. Петровские чтения.: - Санкт-Петербург, 2011. - С. 69 Но, пожалуй, главный их недостаток заключался в том, что они происходили за счёт нещадной эксплуатации крестьянского труда. Пётр I предпринял попытку создания индустриальной культуры методами, сложившимися в рамках аграрной, то есть, усиливая систему закабаления работника, ограничивая его свободу, распространяя крепостничество и на труд промышленных работников. И это противоречие сказалось на его наследстве. При его преемниках была воспринята внешняя сторона модернизации - «онемечивание» культуры, но была отброшена её историческая суть: предоставление работнику большей свободы, независимости, самостоятельности, и прежде всего - в аграрном производстве, развитие промышленности как базы новой культуры и создание нового работника - индустриального рабочего. В то же время, реформы Петра подтолкнули развитие российской культуры, придали ей новые импульсы творчества, заложили новую систему смыслов, ценностей, оценок. Впоследствии, в XIX веке, они проявят себя в полном объеме. И формировать их будет та система науки, образования, искусства, которая была заложена Петром I и его соратниками в XVIII столетии. Пожалуй, становление системы просвещения - самая характерная черта петровских реформ.
Грамотность на Руси возникает задолго до введения православия. При возникновении Киевской Руси «книжное» дело стало частью государственной политики - сами первые русские князья, основатели Киевской Руси, были грамотными людьми. Грамотность, если судить по найденным «берестяным грамоткам», была обыденным явлением, по крайней мере, среди горожан. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра I.: - Санкт-Петербург, 2011. - С. 365
Упадок культуры в XIII-XIV вв., связанный с нашествием татар, сказался и на просвещении. Светское просвещение не получает должного развития, а культура компенсирует себя в развитии религиозного, церковного просвещения и грамотности. В XIV-XV вв. грамотность целиком оказывается в ведении церкви.
К XVI веку Россия, хотя и медленно, восстанавливает своё хозяйство, а во многих областях делает шаг вперёд. Тем не менее, грамотных людей не хватает. В 1551 г. Стоглавый Собор принимает решение: «по всем градам» у священников, у дьяконов и дьячков учинить в домах училища», чтобы все христиане обучали своих детей грамоте и книжному письму.Хотя первые попытки книгопечатания делаются ещё в XV веке, началось оно фактически в 1553 г. Но издатели первых книг остались неизвестными. В 1556 г. упоминается мастер печатных книг Маруша Нефедьев. В 1563 г. создаётся типография в Москве во главе с дьяконом Иваном Федоровых да Петром Мстиславлем. 1 марта 1564 г. из типографии вышла первая книга - «Апостол», в 1565 г. - «Часослов». «Галактика Гутенберга» охватила своим влиянием и Россию. Но учителей по-прежнему не хватало. Поэтому их приглашали из Белоруссии, с Украины.
В 1649 г. в Москву были приглашены учёные монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и Дамаскин Птищкий. Тогда же боярин Ф. М. Ртищев пригласил из Киева 30 монахов для преподавания. Открываются школы при крупных монастырях, в городах. Школьными делами занимаются и Симеон Полоцкий, и его ученик Сильвестр Медведев.В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позднее - Академия). В училище принимались люди всякого чина, сана и возраста, за исключением крепостных.
С одной стороны, Пётр дал возможность шире развернуться гению русского народа, создал условия для развития наук; его преобразования послужили величайшим толчком в развитии русской науки; с другой стороны, все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества; насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний.
Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.
Школы
Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.
Учебники
Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.
Книгопечатание при Петре I
Новый гражданский шрифт
В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.
Первая печатная газета
В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.
Календари
Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .
Кунсткамера
Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.
Географические карты
В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.
Астрономия
Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.
При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.
Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.
Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.
Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.
Реформы культуры Петра I Великого
Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»
Год/Событие | Причины и цели | Суть и содержание |
Начало 1690-х
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор |
Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. | Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей |
1697 11 февраля
Разрешение на продажу табака |
Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев | Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака |
1698 5 сентября
Указ брить и рубить бороды |
Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. | Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему |
1700
Новое летоисчисление и календарь |
15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января. | |
1700 январь
Указ «О ношении платья на манер венгерского» |
Пресечение сложившихся традиций русского общества. | При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте |
1702
Комедиальная храмина на Красной площади |
Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций | Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно. |
1714 31 января
Создание кунсткамеры |
Коллекционирование уникальных предметов | Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей. |
1718 25 ноября | Организация общественных развлечений на европейский манер. | Проводились во все времена года, летом - на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. |
Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I
- Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
- Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
- С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.
Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.
Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.
Обряд «Славления» проводящийся в рамках Всепьянейшего Собора Петра I
Разрешение на курение и продажу табака
Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожны на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.
Пётр I курит во время ассамблеи
Новые правила в одежде и внешности
Указ брить и рубить бороды
Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.
Пётр I насильно стрижет бороды бояр
5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды , а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.
Указ о форме и длине верхней одежды
Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду - в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского , немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.
Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.
Укорачивание русских кафтанов на заставе. С голландской гравюры И.Филипса начала XVIII века
Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).
«Эко чучела!», рисунок С. С. Соломко.
Новое летоисчисление и календарь
По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа.
Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.
Создание общественного театра
Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.
После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.
Создание кунсткамеры
Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год Главными новшествами данных мероприятий были:
- Разрешение на свободное посещение для женщин.
- Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
- Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного
Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».
Итоги и результаты культурной реформы Петра I
- Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.
- Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.
- «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление
- Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера
Преобразования Петра I в области культуры
По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей.Этой душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды , а кроме того носить платье немецкое и французское . Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей , явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» .
Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля, царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот.
Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук , разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа , а в 1712 г. – Инженерная . В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия . Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе,нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы . Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» , а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого .
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук . Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые.. При академии были открыты гимназия и академический университет.
В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским . Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» , пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.
Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван иАлексей Зубовы , Алексей Ростовцев .
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.
Петр I и русская культура
Введение
2. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру
3. Оценка роли петровских реформ в области культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
1. Культура России накануне вступления Петра на престол
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.Таким образом, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии -полки иноземного строя. 0Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.
Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.
26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.
Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.
Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.
Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.
В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.
Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду - в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь - длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.
Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин - чуть позже.
Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.
Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.
Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.
Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.
Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы - взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.
И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.
3. Оценка роли петровских реформ в области культуры
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия, внутренние- это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.