Кто меняет вид разрешенного использования. Эксплуатируем участок правильно: как изменить вид разрешенного использования
Основная специализация нашей компании это смена вида разрешенного использования земельных участков (ВРИ) для физических и юридических лиц.
Наиболее востребованными видами разрешенного использования являются ИЖС, ЛПХ, КФХ, магазины, склады, ВРИ для автомоек и автосервисов. Изменить один основной вид разрешенного использования (ВРИ) на другой может только собственник или его доверенный представитель. Для этого в местный муниципалитет подается грамотно оформленное ходатайство и подготовленный пакет бумаг.
- Мы самостоятельно обратимся в органы местного самоуправления с заявлением.
- Получим выписку из правил землепользования и застройки по конкретному участку земли.
- Направим в отделение кадастрового учета заявку на смену ВРИ.
- Организуем сбор необходимой документации, профессионально ее оформим и подадим на рассмотрение специальной комиссии.
- Гарантируем вынесение положительного решения по ходатайству и сократим срок всей процедуры.
При этом стоит учитывать, что изменение вида разрешенного использования в отношении территории, приобретенной на торгах, законом запрещено. Есть свои нюансы и при изменении вида на условно разрешенный, а также при обращении арендаторов земли за подобной услугой.
Особенности смены вида разрешенного использования земельных участков
Чтобы инициировать процедуру изменения ВРИ, необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением, пакетом документации и обоснованием такого изменения. На основании предоставленной информации, орган местного самоуправления проведет публичные слушания. В этом процессе участвуют владельцы смежных земель. По результатам главой муниципалитета принимается решение.
Построить что-либо на земле или провести реконструкцию объекта не получится, пока ВРИ не будет соответствовать правилам застройки и использования земли. Если подобные правила не утверждены, для изменения вида также собираются публичные слушания. Они не потребуются, когда уже имеется принятый проект планировки территории.
Выдача разрешения – это не обязанность властей, а право. Поэтому Вам могут отказать без объективных причин. Во многом, решение муниципалитета зависит от главы и того, насколько грамотно оформлены бумаги, имеются ли разрешения и согласованы ли Ваши действия с другими службами.
Как гарантировать изменение разрешенного использования?
- Убедитесь, что пожелания по будущим способам эксплуатации земли соответствуют генплану, зонированию территории, а также местным правилам застройки и землепользования.
- При наличии поблизости таких линейных объектов, как линии электропередачи или специальной связи, газопроводы и т.д., изменить ВРИ будет гораздо сложнее.
- Если на участке расположены водоохранные или природоохранные зоны, а также объекты исторического и культурного наследия, придется проводить дополнительные согласования.
- Планируете возводить на участке крупные коммерческие или промышленные объекты – подготовьте подтверждение наличия финансов для подобных работ.
- Не стоит забывать и о соответствии санитарным нормам. Однако главным гарантом смены разрешенного использования является обращение в нашу компанию.
Очень часто при покупке недвижимости или при желании что-то построить на участке граждане сталкиваются с таким понятием, как вид разрешенного пользования земельного участка. Многие даже часто путают его с что в корне неверно. Мы попробуем разобраться, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой.
Категории земель - какие они бывают?
Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ. Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон:
Общественно-деловые;
Транспортных и инженерных инфраструктур;
Особо охраняемые территории;
Производственные;
Спецназначения;
Для сельскохозяйственных целей;
Рекреационные;
Для размещения военных объектов;
В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды. В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся. Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.
Виды разрешенного пользования
Основные виды пользования;
Условно-разрешенные виды пользования;
Вспомогательные виды пользования (правда, они могут лишь дополнять основные и условно-разрешенные виды и осуществляться только вместе с ними).
То есть получается, что законодатель не дает определения каждому из этих видов и не конкретизирует условно-разрешенные виды. Основное различие между основными и условно-разрешенными видами состоит в том, что на второй необходимо получить разрешение. Такой документ выдается на основании которые проводятся согласно уставу муниципального образования. Вспомогательные и главные виды использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований.
Кто выдает разрешение?
Как правило, большинство земель населенных пунктов перебывают в муниципальной или государственной собственности. Поэтому выбор вида разрешенного землепользования обычно подтверждается оформлением договора Изменить один вид разрешенного пользования на другой можно только на основании решения соответствующего органа, которое было принято с учетом градостроительного регламента и различных технических нормативов.
До принятия правил застройки и землепользования изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после принятия решения об этом главой местной администрации.
Информация о разрешенном виде использования земли должна предоставляться органами местного самоуправления, государственными структурами, муниципальными организациями бесплатно при выборе участка для строительства. Согласно ЗК, при проведении аукциона по продаже участков нужно обязательно указывать информацию о виде его разрешенного использования. Разрешенное пользование - это определенная правовая основа для возведения на земельном участке жилых или производственных зданий, проведения осушительных или оросительных работ и т. д. Между тем владелец или собственник должен производить пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.
Как определяется разрешенное использование земли?
Важным также является вопрос о том, каким же образом происходит определение вида дозволенного использования участка земли. Во-первых, правовой режим участка зависит от категории земли в соответствии с зонированием территорий и законодательством. Во-вторых, если проанализировать нормы ЗК РФ, то можно сделать вывод, что принадлежность земли к той или иной категории зависит от ее целевого назначения.
Правила зонирования территорий
Зонирование территорий должно проводиться для земель населенных пунктов. В Градостроительном кодексе есть понятие градостроительного зонирования. Оно проводится на основании градостроительных регламентов. В результате такого разграничения определяется не только правовой режим земель, но и основания для создания и эксплуатации сооружений. В то же время не устанавливаются для лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д. Градостроительное зонирование происходит не только на землях населенных пунктов, но и на других категориях земель.
Из вышесказанного получается, что вид разрешенного использования земельного участка зависит также и от градостроительного зонирования. Особенно в тех случаях, когда предполагается реконструкция, строительство и эксплуатация объектов и сооружений (другими словами - застройка земель).
Как можно поменять вид пользования?
Как вы понимаете, изменить вид разрешенного пользования нелегко, но все же возможно. Для этого следует подготовить такие документы:
Заявление с просьбой о таком изменении (подается в местную администрацию);
Паспорт заявителя (копия);
На участок земли (договор аренды или свидетельство о собственности);
Документы на сооружения, которые находятся на участке (при наличии таковых);
Участка или иные документы на него;
Технические паспорта на здания, которые находятся на участке (если такие есть);
Если вы хотите использовать для строительства, то вы должны также подать:
Проект планируемого объекта;
Проект участка от планировочной организации;
Сведения о планируемом объекте (общая площадь, этажность, площадь застройки);
Согласие от владельцев или собственников соседних участков, которые граничат с вашим;
Согласие от других правообладателей этого земельного участка.
Сроки принятия решения
Все эти бумаги можно как подать лично, так и направить через почту. Про сдаче документов вы должны получить расписку. Если пакет документов подает представитель, то при себе у него должна быть доверенность. Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в администрации до 45 дней. За проведение такого изменения также придется заплатить. В каждом отдельном случае стоимость будет разной.
Получение разрешения на изменение вида использования земельного участка
После истечения срока рассмотрения вашей заявки вам выдадут либо решение главы администрации о разрешении сменить вид допустимого пользования, либо же письменный отказ в этом. Откажут вам в случае, если вы подали неверные документы, или же если будет установлено, что в результате изменения разрешенного вида пользования планируется нецелевое использование земельного участка. Если вам покажется, что отказ необоснован, вы всегда можете обжаловать постановление в суде. Если будет принято позитивное решение, то вы должны обратиться в государственный кадастр для внесения изменения в Единый реестр прав на недвижимое имущество.
Документы для Росреестра
Итак, в Росреестр подается:
Свидетельство о регистрации прав на участок;
Межевой план;
Решение главы администрации;
Кадастровый паспорт.
Данная инстанция рассматривает такой пакет документов до 20 дней. В результате всей этой процедуры вы должны получить выписку о земельном участке.
Подводим итог
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что земельные участки могут менять виды разрешенного пользования, но вот категорию земли изменить практически нереально. В целом изменение правого режима земли базируется на таких принципах:
Вид разрешенного пользования может изменяться только в соответствии с градостроительным регламентом. Если же участок не отвечает нормам регламента, то изменить вид его использования можно только после приведения его в соответствие с видами дозволенного пользования, которые указаны в этом регламенте;
Запрещается фактическое изменение вида пользования участком до получения соответствующего решения администрации и внесения данных в Росреестр. При рассмотрении заявлений об изменении вида допустимого использования во внимание в первую очередь берется целевое назначение земельного участка;
Выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено. Такой порядок не предусмотрен ни местными, ни федеральными актами.
Не забывайте также, что помимо непростой процедуры оформления изменения вида пользования участка, вам придется еще и заплатить за такое изменение.
На заметку
Если вы решаете приобрести земельный участок, то первым делом обращайте внимание на категорию и на разрешенное использование земельных участков. Ведь можно сразу поискать участок с необходимыми для вас видами пользования. К примеру, если вам нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве о праве на земельный участок будет указано, что он предназначен для садоводства, то заниматься фермерством на таком участке не получится.
Еще сложнее будет, если вы захотите изменить категорию земельных угодий. Ведь для этого потребуется заключение экологической экспертизы, а также масса иных согласований. Более того, в некоторых случаях ЗК и другие нормативные акты содержат запрет на Поэтому если вы решите изменять категорию земли, приготовьтесь к серьезным трудностям. Поменять вид разрешенного использования земельного участка легче, однако и при таком запросе можно получить отказ, если местная администрация установит, что данное изменение будет противоречить закону или локальным актам.
Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка - это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.
Зачем менять ВРИ?
Разрешенный вид использования - это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.
Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.
В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:
- Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
- Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
- Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.
Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.
На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:
- До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
- До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
- До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.
Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?
Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.
Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами. Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.
Порядок изменения ВРИ
Этап 1: подготовка документов
Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.
Помимо этого потребуются:
- Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
- Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
- Если землевладелец - юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
- Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
- Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
- Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
- Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
- Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
- Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.
Этот перечень - основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.
В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.
В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.
Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.
Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере - нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.
Этап 2: получение решения
После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ. Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме. Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.
Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН . При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.
Этап 3: внесение изменений в ЕГРН
С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.
Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.
Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.
Как быстро изменить ВРИ?
Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.
Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто - обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.
Приобретая земельный участок, каждый гражданин понимает, что использовать землю получится только в рамках действий, допустимых видом разрешенного использования земли. Чтобы иметь возможность применять участок земли на свое усмотрение, владелец должен осуществить процедуру смены ВРИ участка земли. Учтите, что изменить ВРИ можно только в соответствии с действующими правилами застройки и землепользования, одобренными администрацией муниципального образования.
Учтите, что законодательно термина ВРИ земельного участка не существует, хотя данная характеристика земли является важной и основной для земельного участка. Чтобы понять суть данного термина, изучите всю информацию, систематизируйте ее.
Вид допустимого применения земельного участка – это одна из основных характеристик участка территории, которая непосредственно влияет на формирование юридических оснований применения территории и земельных ресурсов. Правила, которые регулируют ВРИ, определяются нормами распределения территории на зоны целевого использования.
Согласно правилам зонирования территории владелец участка получает право использовать землю в строгом соответствии обозначенным видам допустимого использования территории. При этом в правилах четко прописано, что допустимо делать на участке земли, в какой ВРИ земли перевести собственность, кроме этого, прописано, какие действия с земельными ресурсами на территории участка недопустимы для любого пользователя или собственника.
Основная задача формулирования ВРИ заключается в том, чтобы определить функциональные ограничения по применению участка земли.
Законодательство определяет три важные категории видов разрешенного применения земельного участка:
- Основные – на основании таких ВРИ собственник имеет право применять земельные ресурсы в границах своей территории без получения дополнительных документов или разрешений на осуществление деятельности, без прохождения процедуры согласования с уполномоченными органами. Список основных видов допустимого землепользования формируется градостроительными регламентами, которые распространяются в пределах территории расположения земельного участка;
- Условно разрешенные – виды применения земли, которые разрешены к использованию, но могут быть применены только после прохождения процесса общественного согласования. А это значит, что после проведения соответствующих мероприятий владелец должен получить документ, разрешающий применять определенный ВРИ земли в качестве основного. Существует специальный алгоритм действий для осуществления процедуры согласования, согласно ГрК РФ:
- Инициатор подает заявление в специальный комитет, имеющий право принимать и рассматривать для вынесения решения заявления с требованиями провести процедуру согласования;
- Учтите, что в тексте заявления необходимо указать точный вид условно разрешенного использования земли, которое требуется установить в отношении территории собственника;
- Далее, в соответствии с нормами и правилами осуществления общественных слушаний организуется такое мероприятие, на котором выносится на обсуждение вопрос присвоения вида условно разрешенного использования земли в отношении участка заявителя;
- После озвучивания повестки принимается решение о том, чтобы присвоить запрашиваемый вид условно разрешенного применения земли участку собственника или отказать в этом. Знайте, что в случае отрицательного решения после проведения общественных слушаний можно обратиться в суд и отстаивать право на изменение ВРИ в отношении собственного участка;
- Вспомогательные – такие виды допустимого использования ресурсов земли устанавливаются в отношении территории, которой уже присвоен основной ВРИ или условно разрешенный. При этом вспомогательный вид использования земельного ресурса присваивается с целью обеспечения условий максимально полной эксплуатации участка земли в соответствии с целевым назначением земельного ресурса.
Внимательно изучите примеры, чтобы наглядно понять, каким образом формируется ВРИ любого участка и территории.
Для условно взятой для примера территории с установленной категорией землепользования существуют следующие варианты применения ресурсов земли:
- Основной ВРИ предусматривает право на возведение объектов ИЖС, что дает возможность собственнику возводить жилые здания без получения специальных разрешений на строительство таких объектов в границах данной территории;
- Условно-разрешенный ВРИ позволяет возводить жилые помещения общей площадью, не превышающей 100 квадратных метров, что подразумевает получение дополнительного разрешения на право возводить объекты нежилого назначения, если есть у собственника намерение возвести магазин или иной объект для осуществления определенного вида деятельности;
- Вспомогательный ВРИ подразумевает возможность без дополнительных разрешений строить автостоянки для легкового автомобильного транспорта. Учтите, что автомобильную стоянку без дополнительных разрешений и согласований разрешается возводить только после того, как будет построено хотя бы одно здание на территории. В таком случае автостоянка будет считаться объектом, созданным для обслуживания строительства.
Чтобы понять, с каким количеством территориальных зон можно столкнуться на практике, изучите основной перечень:
- Для жилищного строительства;
- Промышленные зоны;
- Восстановительные ресурсы;
- Территории общественного и делового строительства;
- Инженерные;
- Специального назначения;
- Зоны для возведения строений в ведомстве ВС РФ;
- Зона транспортной отрасли и всех объектов инфраструктуры;
- Земли сельхоз назначения;
- Зоны другого типа.
Учтите, что каждая зона формируется таким образом, чтобы любой участок земли располагался в конкретной зоне, не допуская пересечения границ. Территориальная зона определенного назначения, в пределах которой располагается участок, формирует основной вид допустимого использования участка земли.
Зачем нужно менять вид разрешенного использования земельного участка
Приобретая землю в собственность у государства, гражданин приобретает участок с установленным типом допустимого использования земельного ресурса. При этом поймите, что после приобретения участка земли меняется собственник, а не ВРИ.
В качестве примера рассмотрите несколько ситуаций:
- На землях для сельхозназначения не разрешается строить автозаправку;
- На участке земли под дачное строительство нельзя возводить многоэтажные дома.
Чтобы применять землю для осуществления деятельности, не разрешенной в отношении участка земли, допускается осуществить процедуру смены ВРИ.
Рассмотрите основные причины для проведения смены ВРИ:
- Увеличение стоимости участка земли перед заключением сделки купли-продажи участка, обусловлена такая причина тем, что земли сельхоз назначения стоят дешевле по рыночной стоимости земель муниципальных образований;
- Оформление на территории прав на осуществление коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Чаще всего такая деятельность осуществляется путем возведения торгового помещения или помещений, сдаваемых в аренду для торговой деятельности или производства товаров;
- Возведение многоэтажного здания на территории, которая официально по бумагам предназначена для осуществления деятельности в пределах подсобного хозяйства;
- Планирование возвести жилой квартал из многоэтажных жилых зданий на территории земель сельхоз назначения.
Довольно часто собственники земель не обращают внимание на подготовку документов, на ограничения в виде допустимого использования земли. При этом осуществляют хозяйственную деятельность с нарушениями.
Знайте, что за нарушение правил использования земель виновному грозит административная ответственность и штрафы:
- Если участок земли использовался не по целевому назначению, то необходимо собственнику оплатить штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка, где выявлено нарушение. При этом сумма штрафа не может быть меньше 10.000 рублей;
- Если участок земли, выделенный под сельскохозяйственную деятельность, не используется по прямому назначению, тогда собственник заплатит штраф в размере 0,5% от стоимости, зафиксированной в кадастре. Сумма штрафа не может быть меньше 3000 рублей;
- Если на территории участка, выделенного под возведение частных жилых построек, не планируется и не осуществляется строительная деятельность, а объектов жилой собственности на участке нет.
Правовое регулирование изменения вида разрешенного использования
Чтобы ориентироваться в правилах и порядке смены ВРИ, необходимо изучить следующие документы, регулирующие данный вопрос:
- ЗК России, содержащий основные аспекты правового регулирования земельных отношений;
- Градостроительный кодекс России;
- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- Закон о вступлении в силу ГрК РФ в действующей редакции.
Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка
Приобретая участок земли, заранее ознакомьтесь с перечнем ВРИ, которые допускается применять в отношении указанного участка. Применяйте правила использования земли и градостроительный регламент муниципального образования, в границах которого располагается земельный участок.
Такого типа документация должна быть размещена на официальном ресурсе администрации в интернете. Доступ к этой информации должен быть открытый и свободный.
Несоблюдение обязанностей чиновниками может привести к тому, что информацию найти не получится, тогда обратитесь с требованием предоставить вышеперечисленные данные в администрацию поселения.
В одобренных муниципалитетом правилах застройки территории поселения существует глава или раздел с подробным описанием всех градостроительных норм и регламентов для конкретных территориальных зон. В таком разделе содержится информация о том, какая территориальная зона является основной для указанного участка земли, какие виды землепользования могут быть присвоены участку при смене ВРИ.
Если сложно сориентироваться по тексту документа, примените графический раздел градостроительного регламента, найдите участок земли, определите, к какой территориальной зоне он относится.
Обратите внимание на то, что данные о ВРИ в регламентах и правилах застройки и землепользования должны совпадать со сведениями классификатора, одобренного для систематизации видов допустимого применения земли. Знайте, что правила и нормы, которые были утверждены раньше даты принятия классификатора ВРИ, имеют законную силу.
Изучите следующие сведения, которые можете найти в градостроительных регламентах и нормах застройки территории:
- Зафиксирован минимальный и максимальный размер участка, расположенного в конкретной территориальной зоне, в зависимости от типа территории;
- Количество застроенной территории, которое высчитано в процентах от общего размера территории;
- Перечень документации и ссылки на оригинальные нормативные акты.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Существует определенная последовательность внесения изменений в виды допустимого применения земли:
- Сбор документов, необходимых для проведения процедуры, которые необходимо оформить, найти или восстановить заранее:
- Документы на участок земли;
- Личные документы;
- Любые приложения и дополнительная документация, которая может быть применена для принятия решения;
- Убедитесь в администрации поселения, что существует постановление муниципалитета о том, что в отношении указанного участка земли допустимо проводить изменение ВРИ (Для получения этих сведений обратитесь в администрацию муниципального образования).
Имейте в виду, что обращаться в администрацию необходимо лично со всеми подготовленными бумагами, данными и заявлением. Если заявитель желает воспользоваться услугами представителя, то должен предоставить последнему доверенность с подписью и печатью нотариуса. При этом в доверенности должен быть прописан перечень возможностей и ограничения в ответственности представителя.
Знайте, что после подачи документов в администрацию, сотрудник, принимающий бумаги и заявление, должен выдать расписку с перечнем прилагаемых документов и описанием заявления. Проверьте, есть ли дата и подпись сотрудника администрации в расписке.
Заявление рассматривается в двух вариантах:
- Если есть необходимость проведения общественных слушаний, то период рассмотрения составит 2 месяца;
- Если нет необходимости в публичных слушаниях, то срок сокращается до 1 месяца.
Знайте, что не существует федерального законодательства, в котором определен факт необходимости взимания государственной пошлины за смену ВРИ. Однако, если в муниципалитете принято решение о формировании размера пошлины за данную услугу с целью внесения средств в бюджет, то это не является незаконным.
Далее следует получение результата после подачи заявления. После рассмотрения специальной комиссией всех документов, которые представляет заявитель, глава администрации муниципального образования принимает решение разрешить или запретить изменение ВРИ в отношении конкретного участка земли. Чтобы получить письменное решение любого характера, приезжайте в администрацию, предъявите сотруднику паспорт или доверенность (если применялись услуги представителя), заберите решение.
Учтите, что отказное решение должно содержать полный текст мотивации, на основании которой глава администрации отказал заявителю. Если собственник участка уверен, что отказом администрация нарушила его права, то с письменным решением обратитесь в суд.
Если решение положительное, то сведения в Росреестр подает администрация поселения, изменения вносятся в ЕГРН.
После этого следует внесение изменений в ЕГРН, это происходит в период 15 суток, но не более. Течение срока начинается с момента передачи администрацией документов в Росреестр. Такой порядок действий осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия. После внесения изменений в ЕГРН собственник участка должен получить об этом сообщение в срок не позднее 5 суток. Информационное письмо отправляется по указанному собственником земли адресу.
Если владелец не оповещен об изменении запись в ЕГРН в отношении участка, отправляйтесь в Росреестр лично и подайте заявление о внесении изменений в ЕГРН. 3 суток нужно сотрудникам ЕГРН для отправления запросов в местные органы исполнительной власти, затем, еще 5 суток для уведомления владельца земли об изменениях.
Знайте, что после изменения ВРИ стоимость земельного участка может сильно измениться, чаще всего в сторону увеличения. Это может привести к сильному увеличению суммы земельного налога. Если владелец считает, что кадастровая стоимость участка после смены ВРИ неоправданно завышена, то эту ситуацию можно оспорить в Росреестре или в порядке судебного разбирательства.
Образец заявления об изменении вида разрешенного использования земли
Порядок осуществления смены ВРИ прописан в ГрК РФ, начинается процесс с подачи собственником или представителем заявления в органы местного самоуправления на имя главы администрации поселения.
Подача документов обычно осуществляется лично, но существует возможность отправить по почте с составленной описью документов в момент отправления письма.
Образец декларации о смене разрешенного использования земельного участка
Декларация об изменении ВРИ участка земли должна быть в качестве приложения к заявлению передана в администрацию вместе с заявлением. Такая декларация является основным документом, но разрешается ее заполнять в свободной форме.
Декларация подтверждает письменно право собственника выбрать вид разрешенного применения земли из существующих в отношении данного участка.
ВРИ после изменения выбирается собственником самостоятельно. Образцы декларации существуют в свободном доступе в интернете, допускается составить документ в своем варианте.
Главное, чтобы в тексте имели место следующие данные:
- Информация о государственной структуре, куда направляет заявитель декларацию;
- Название документа;
- Личные и паспортные данные заявителя;
- Перечень основных характеристик участка;
- Информация о категории землепользования;
- Описание документов, на основании которых участок приобретен собственником;
- Затем необходимо вписать фразу такого типа: «Разрешите внести изменения или поправки в кадастр, которые обоснованы сменой основного ВРИ ЗУ – на условно-разрешенный, по причине …»;
- Указать, что существует разрешение из администрации на смену ВРИ участка, соседи согласны с внесениями изменений и составили письменное согласие;
- В конце документа оставить подпись с расшифровкой, указать дату составления.
Знайте, что заявление и декларация отличаются друг от друга. В заявлении гражданин просит разрешить осуществить изменение ВРИ участка, а в декларации фиксируется разрешение по уже одобренному и подписанному заявлению. Фактически декларация вступает в силу после подписания заявления, далее, этот документ применяется для получения акта об изменении записи в кадастре.
Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка
Запомните перечень бумаг, необходимых для изменения вида допустимого применения земельного участка:
- Заявление владельца участка в администрацию с просьбой разрешить изменить ВРИ участка;
- Подтверждающие личность документы на заявителя;
- Выписка из ЕГРЮЛ, если заявление подает юридическое лицо;
- В случае применения услуг посредника, необходимо представить копию его паспорта, нотариальную доверенность и перечень полномочий, указанных в этой доверенности;
- Выписка из ЕГРН на участок и договор, на основании которого владелец земли получил право собственности;
- Необходим адресный план участка с окружающими его территориями, чтобы определить местоположение земли фактически;
- Если инициатор смены ВРИ земли подает документы самостоятельно, а участок при этом состоит в долгосрочной аренде, то необходимо представить письменное согласие арендатора на смену ВРИ;
- В случае расположения на участке объектов недвижимости, необходимо представить на каждый из них правоустанавливающие документы;
- Проект территориальной зоны, в состав которой входит данный участок.
Для получения исчерпывающего списка требований и документов заранее обратитесь в администрацию поселения.
Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Если слушания состоялись, то письменный ответ о результатах заявитель получит не позднее 3 суток с момента завершения слушаний. Если решение в пользу заявителя, то администрация поселения начнет составлять акт о согласовании планов землепользователя в отношении участка с измененным ВРИ. Это займет время.
После получения на руки акта о том, что планы собственника согласованы и администрация дает разрешение на внесение изменений во ВРИ с занесением изменений в кадастровый реестр, отправляйтесь с этой бумагой в Росреестр.
При себе необходимо иметь:
- Пакет документов, которые собирались ранее и подавались с заявлением;
- Выписку из результатов публичного слушания по данному вопросу;
- Акт о смене основного ВРИ на условно разрешенный ВРИ.
Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка
Проводя процесс изменения данных в любом реестре, необходимо оплатить соответствующую государственную пошлину за услуги должностных лиц и организаций.
За внесение изменений во ВРИ нужно оплатить 350 рублей.
Документы подавать необходимо вместе с заявлением и квитанцией об оплате госуслуги в администрацию лично, чтобы ускорить процесс. Допустимо отправить документы по почте. При личной явке в администрацию сотрудники выдадут расписку за те документы, которые примут.
После осуществления регистрации измененного ВРИ в отношении участка земли, можно будет распоряжаться в полном праве участком в соответствии с новыми возможностями.
Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка
Если рассуждать о минимально возможных сроках проведения процесса смены ВРИ участка земли, то знайте, что 2 – 3 недели осуществляется процедура. В теории на решение всех административных вопросов для вынесения решения не должно пройти более 45 дней. На практике получается так, что процедура затягивается на 2 месяца.
Современное российское законодательство о земле не дает четкого определения понятию вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка. Однако именно оно обуславливает правовой режим земли, а также характеризует ее рациональное использование по категориям земельных ресурсов РФ.
С практической же точки зрения – вид участка земли прямо влияет на его стоимость как кадастровую, так и рыночную, либо на величину арендной платы за этот участок.
Кроме того, суть одного из требований земельного законодательства (см. пункт 2 статьи Кодекса) заключается в использовании земли строго по целевому назначению. Невыполнение этого требования чревато административной ответственностью и другими малоприятными последствиями.
Юридически грамотный землевладелец не нарушит правовой режим своего участка земли, если изучит все виды его разрешенного российским законодательством использования.
Как установить и при необходимости изменить на более подходящий ВРИ?
В самых общих чертах – нужно выяснить требования законодательства по этому вопросу в отношении интересующего вас земельного участка.
В связи с новым этапом земельной реформы в России, начатым в 2012 году, к настоящему моменту любое муниципальное образование должно иметь актуальные Правила землепользования и застройки (далее – ПЗиЗ), обеспечивающие территориальное зонирование.
ВРИ земельного участка прописаны в градостроительном регламенте в составе ПЗиЗ и зависят от принадлежности земли к определенной территориальной зоне (статьи 34 и 35 Кодекса).
Важно: уточните наличие ПЗиЗ в интересующем вас муниципальном образовании.
В целом по стране, работа по подготовке и утверждению этого документа практически завершена. Однако, есть и исключения, и самым ярким из них является город Москва. По состоянию на 14 июля 2015 г., утвержденный проект ПЗиЗ г. Москвы отсутствует. Если ПЗиЗ не утверждены, процедура изменения ВРИ участка земли будет иной.
Виды разрешенного использования могут быть:
- Основными.
- Условно разрешенными.
- Вспомогательными (дополняют первые два вида, и возможны только вкупе с ними).
Вся эта информация по конкретному участку земли в обязательном порядке (подпункт 2 пункта 1) указывается в составе его градостроительного плана (ГПЗУ). Также ее можно получить в виде выписки из ПЗиЗ, или справки о зонировании, в аналогичном порядке.
Получение ГПЗУ и выяснение ВРИ
- Подаем заявление в орган местного самоуправления по месту расположения участка – о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), пункт 17 Кодекса. Подать такое заявление может собственник, равно как и арендатор, или любое другое заинтересованное лицо.
- Местная администрация подготавливает и утверждает ГПЗУ – не позднее 30 дней с момента получения заявления, и без взимания платы.
- Получаем ГПЗУ и в графе № 2.1 «Информация…» находим сведения обо всех – основных, условно разрешенных и вспомогательных – ВРИ данного участка земли.
Важно: обоснование целей истребования ГПЗУ не требуется. Подготовка ГПЗУ – обязанность местной администрации, законодательно закрепленная законом.
Вся информация, необходимая для заполнения ГПЗУ, должна собираться администрацией самостоятельно, в порядке информационного межведомственного взаимодействия ее различных структур. При попытках запроса иных документов (за исключением самого заявления о выдаче ГПЗУ), обращайтесь в прокуратуру.
Форма ГПЗУ утверждена в 2011 г. Приказом Минрегиона РФ, а полный перечень ВРИ земель можно увидеть в Классификаторе, утвержденном в 2014 г. Приказом Минэкономразвития России. Оба этих документа можно найти в общем доступе любой правовой базы данных, но только в нерабочее время, либо заказать электронную версию документа на свой адрес электронной почты.
Как выбрать и изменить ВРИ?
Располагая всей информацией, правообладатель участка (будь то его собственник, или арендатор), вправе выбрать любой ВРИ земельного участка из списка основных и вспомогательных ВРИ, допустимых для него. Достаточно просто подать заявление в Комиссию при администрации по месту нахождения земельного надела.
Сведения о принятом решении передаются в кадастровую палату местной администрацией в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя. Никаких действий со стороны заявителя для этого не требуется. Останется только получить свидетельство о госрегистрации права с выбранным вами ВРИ участка земли.
Как изменить?
Теоретически сделать это будет просто при выполнении двух условий (см. пункт 3 статьи Кодекса):
- В муниципальном образовании существуют утвержденные ПЗиЗ (а точнее – градостроительный регламент в составе ПЗиЗ).
- Присутствие необходимого ВРИ участка земли в перечне ВРИ для конкретного участка (см. выписку из ПЗиЗ или ГПЗУ).
На практике же, в законе масса недоработок, ведущих ко множественным судебным спорам. Ознакомьтесь с судебной практикой.
Несоблюдение законодательно закрепленных процедур на любой стадии процесса, может позднее повлечь за собой отмену вынесенного решения – как в порядке прокурорского надзора, так и в порядке самоконтроля местной администрации.
Обязательно поинтересуйтесь стоимостью этой процедуры. Например, Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 г. № 593-ПП, в отдельных случаях предусмотрен более чем внушительный размер платы за изменение ВРИ земли.
Меняем вид участка земли из перечня основных и вспомогательных ВРИ (статьи 30 и 37 Кодекса):
- Подаем заявление в Комиссию (см. пункт 3 указанной статьи) при администрации по месту нахождения земли – о предоставлении выписки из ПЗиЗ на участок земли, с указанием его кадастрового номера. Примерную форму такого заявления можно найти в сети, либо воспользоваться формой Комиссии.
- Убеждаемся в возможности смены вида участка (см. Классификатор и полученную выписку, или ГПЗУ, если таковой имеется).
- Самостоятельно выбираем нужный ВРИ (кроме условно разрешенного) из всего перечня ВРИ участка, предусмотренных ПЗиЗ.
- Подаем заявление в кадастровую палату об изменении одного ВРИ участка земли на другой, вновь выбранный. Вместе с заявлением подается выписка из ПЗиЗ (см. пункт 1) и .
- Получаем в кадастровой палате кадастровый паспорт участка с новым ВРИ земли. Этот документ необходим для оформления всех видов сделок с землей.
- Получаем в Росреестре свидетельство о государственной регистрации права с измененным ВРИ земельного участка.
Важно: право изменения ВРИ, несомненно, принадлежит его правообладателю. Теоретически это может быть как собственник, так и арендатор. Однако на практике арендатор не всегда вправе самостоятельно изменять ВРИ земельного участка.
Чтобы арендатор имел возможность регистрировать изменения объекта недвижимости (чем и является по сути изменение ВРИ участка земли), срок действия договора аренды должен превышать пять лет. В ином случае, кадастровая палата откажет вам в регистрации изменения ВРИ участка земли. Подробнее – см. статью 450 Кодекса, пункт 3 статьи 20 ФЗ и Определение ФАС РФ.
Процесс получения разрешения на условно разрешенный вид земли носит публичный характер. Решение выносит глава местной администрации.
Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)
По итогам слушаний, комиссией подготавливается протокол, фиксирующий предложения и замечания участников слушаний. На его основе готовится заключение комиссии о результатах слушаний. Заключение должно быть обязательно опубликовано в официальном порядке и (если это возможно) размещено в интернете на официальном сайте муниципального органа.
Комиссия готовит свои рекомендации – выдать разрешение, либо обоснованно отказать в выдаче разрешения. Документ направляется главе местной администрации. Принятие же окончательного решения – прерогатива главы местной администрации. Принимается оно в трехдневный срок, публикуется в аналогичном порядке (см. п. 4). Обжалование решения возможно в судебном порядке.
Сроки организации и проведения слушаний строго ограничены законодателем, и не могут быть нарушены. В целом, с момента начала работы по организации слушаний до момента опубликования заключения комиссии не может пройти срок более 1 месяца.
Важно: расходы по организации и проведению слушаний несет заявитель.
При необходимости изменения границ населенных пунктов (статья 84 Кодекса) применяется статья 4.1 ФЗ. Она требует публичности и согласования с региональным и (по ситуации) федеральным органом исполнительной власти.
При переводе участка земли из одной категории в другую (поскольку это влечет за собой изменение вида его разрешенного использования) руководствуемся Земельным кодексом РФ и соответствующим Федеральным законом.
Из соображений охраны земельных ресурсов страны и их целевого использования, в отношении целого ряда земель смена категории в принципе невозможна, либо допускается в исключительных случаях.
Препятствием в этом вопросе может стать, к примеру, отнесение земли к категории:
- Особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий – поскольку такое решение принимается каждым субъектом РФ самостоятельно.
- Лесного фонда – их запрещено предоставлять гражданам для дачного хозяйства, садоводства, огородничества.
Кроме того, существуют земли, к которым не относится действие градостроительных регламентов (пункты 4 и 6 Кодекса). Для этих земель определение и изменение ВРИ осуществляется (пункт 5 указанной статьи) уполномоченными органами исполнительной власти (федерального, регионального или местного уровня) в соответствии с федеральными законами. Однако порядок реализации этого принципа в законе четко не прописан.
- Учитывайте возможные ограничения и прямые законодательные запреты на смену ВРИ земельных участков некоторых категорий.
- Обязательно уточняйте наличие ПЗиЗ.
- Внимательно ознакомьтесь с содержанием Классификатора вида и перечнем ВРИ конкретного земельного участка.
Помните, что сейчас законодательство в этом вопросе переживает бурный период становления, поэтому будьте внимательны к его изменениям, и относитесь критически к необоснованным требованиям исполнительных органов власти.
Получите ответ юриста за 5 минут