Кто контролирует такси. IV
В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.
Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.
Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.
Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.
Правовое обеспечение закона «О такси»
Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:
- Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
- Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
- Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
- Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
- Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.
Основные положения закона
Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).
Список предъявляемых заявителем документов:
- Заявление, составленное по утвержденной форме;
- Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
- Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).
Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.
По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям , решившим заняться этой сферой деятельности:
- Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
- Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
- Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
- Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.
С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси . Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:
- своевременный технический осмотр ТС;
- ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
- медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.
Особенности лицензирования деятельности такси
Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.
При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.
В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.
Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:
- повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
- повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
- управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
- совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).
Как «обойти» закон о такси
Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.
На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.
Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.
Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.
Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.
Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.
Вас заинтересует:
30 Comments
Извеняюсь за грубость я 13 лет работаю в этой сфере есть пассажиры кокорые считают плачу что хочу то и делаю а твоё дело везти так что ненадолго хаить водил провокаторов хватает и я уверен что приветливому пассажиру явно не нагрубят.так что бывает всякие случаи,просто долго описывать.А вот за закон хочу сказать одно он сырой был и останется и невовсех регио нах проезд стоит бешенных денег унас проезд(не посадка) 50 рублей до 3 км а бензин40,15 Лучше бы спросили у депутатов где наше достояние народа и закон конституции вот где дела творятся
У каждого таксиста есть тревожная кнопка. По закоулкам они ездят больше чем сотрудники МВД или ФСБ. Машины подорожали,запчасти подорожали,бензин подорожал-услуги такси дешевеют.
Смог в столице,а за рулём катаются и живут в машинах граждане СНГ!
Таксист Борис
Скажите в какой стране этот закон работает и для кого он написан?Как стояли дикари у вокзала,так и стоят...Как крышевали их,так и крышуют!
Лишь четыре из десяти его статей посвящены внесению поправок, касающихся работы такси. Зато поправки эти существенно реформируют всю систему таксомоторных перевозок, потому документ и получил неофициальное название «Закона о такси».
Заполонили дворы автомобили- такси. Стоят круглосуточно! Личному транспорту собственников и нанимателей мест в собственных дворах не остается. Поголовное шлагбаумство — изоляция дворов — не выход! Значит, жителям за деньги:резидентские разрешения, народные гаражи, а таксомоторам бесплатно в наших дворах? Почему Закон обходит такое важное — как парковка и стоянка таксомоторов?
Вопрос:могу ли я,управляя арендованным лицензированным автомобилем такси, вести (производить видеозапись) видео-блог,соответственно с согласованием пассажира?Прописано ли это в законе? Ведь многие современные авто оборудованы системой Хендс-фри и по сути это так же может отвлечь от дороги
Что сейчас делается в «засланных» такси-это кошмар. Яндекс,UBER, ГЕТ нанимают водителей удаленно не видя не водителей не состояния машин,при этом водителей набирают в обход 69 ФЗ,а именно, со стажем вождения от 6 месяцев. В каком состоянии машина эти службы тоже видно не совсем волнует. Заключают договора на перевозку пассажиров,во сколько прибывает машина на заказ вы никогда не узнаете,пожаловаться некому. Водители приезжают еще и грубят,машины грязные в салоне,от водителей пахнет. Дополнительной страховки пассажиров нет. А главное,никак не могу понять какое горючее они заливают,т.к. по их расценкам...это должна быть вода
Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что таксуют в стране не для получения дохода, а чтобы выжить. Как сказал один таксист: «беру в долг у машины.» На самом деле работа таксистом на своём авто убыточна. И чем дороже автомобиль, опрятнее водитель, законнее поездка, тем больше убыток. А расценки обязательно увеличатся, когда депутаты окончательно победят народ, отняв у него и эту возможность подработки. На рынке останетутся только монополисты. Стать таксистом сможет далеко не каждый, и заказать такси — то же. Вот оно — счастье...
Если хотите ехать в новенькой машинке, где от водителя пахнет Диором, салон свежий и говорят с вами «на будьте любезны», то готовьтесь платить не как за поездку на маршрутке!.. Сначала посчитайте, сколько стоит содержание авто в надлежащем виде, когда ты ежедневно возишь разный люд по 12 часов в сутки, а то и больше. И водителю должно остаться на содержание семьи, себя и авто, чтобы все были счастливы!
Главный недостаток закона № 69-ФЗ в том,что лицензия оформляется на автомобиль а не на водителя: сменил автомобиль — оформляй новую лицензию. В цивилизованных странах лицензию на такси покупает водитель и становится собственником лицензии пожизненно,может её подарить,продать.В этом случае разбил или продал автомобиль — лицензия остаётся действующей до конца твоей жизни и не требует оформления на новый автомобиль.Но Россия,как всегда,впереди планеты всей и умом её не понять.
На сегодняшний день на рынке услуг пассажирских перевозок существует огромный выбор фирм, предлагающих воспользоваться таксомоторным средством. Оплачивая поездку, граждане рассчитывают на качественное обслуживание. Однако далеко не каждый таксист соблюдает свои обязательства. Каковы права и обязанности такси и пассажиров, рассмотрим в материале далее.
Требования закона при перевозке пассажиров в такси
Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.
На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.
Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).
Необходимые документы для перевозки граждан в такси:
- лицензия на осуществление деятельности фирмы;
- документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
- карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.
При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.
Права и обязанности водителя такси
Водитель такси несет ответственность за сохранность здоровья и жизни своих пассажиров.
Согласно ПП №112, в основные обязанности водителя ТС входит:
- проверка технической исправности автомобиля перед совершением рейса;
- своевременно прибыть в пункт назначения;
- по первому требованию гражданина или сотрудника дорожной инспекции — предъявить водительское удостоверение и техпаспорт авто;
- приступать к обязанностям только после полноценного отдыха и в хорошем самочувствии;
- быть вежливым с попутчиками;
- открывать/закрывать двери, проверять надежность авто и комфорт пассажиров перед началом поездки;
- оказывать помощь при погрузке и выгрузке багажа;
- своевременно сообщать пассажиру данные таксометра перед отправкой и в момент прибытия;
- при перевозке попутчиков в аэропорт или на ж/д вокзал изымается фиксированная оплата за проезд;
- перевозить граждан по согласованному маршруту. Изменение маршрута допустимо только с согласия пассажира;
- вызвать дежурный автомобиль, если такси сломалось;
- предупредить о размере доплаты при стоянке авто или изменении маршрута (пункта назначения);
- перевозить попутчиков только с согласия пассажиров;
- сообщать о забытых вещах в салоне авто дежурному диспетчеру;
- в момент оплаты выдать гражданам чек.
Водитель такси вправе отказать в перевозке, если:
- попутчик находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя;
- при агрессивном поведении гражданина;
- если размер и вес багажа превышают допустимые нормы, а также может испачкать салон авто;
- при перевозке животного без контейнера и намордника;
- если пассажир отказывается доплачивать за перевозку при изменении маршрута или пункта назначения.
Водителям таксомотороного средства запрещается:
- Отказывать в перевозке пассажиров или изменении маршрута без основательных на то причин;
- Брать попутчиков без согласия пассажиров;
- Перевозить граждан больше. чем того позволяет количество мест в авто;
- Самостоятельно обозначать цену за проезд;
- Принимать пищу или курить в момент управления автомобилем.
Права и обязанности пассажира
У пассажиров такси также есть свои права и обязанности, за несоблюдение которых водитель может высадить граждан из такси.
Пассажиры такси вправе:
- звонить в диспетчерскую службу в любое время дня и суток, согласно графику работы;
- требовать безопасности во время проезда (просить водителя сбавить скорость, если он нарушил ПДД);
- требовать соблюдения маршрута;
- взыскать компенсацию в следствие причинения вреда здоровью или имуществу.
Пассажир ТС обязан:
- пристегнуть ремень безопасности;
- при посадке и высадке использовать двери с правой стороны;
- четко указывать адрес места жительства и конечный пункт прибытия;
- оплатить проезд, согласно расценкам службы такси.
- Отвлекать водителя во время исполнения трудовых обязанностей;
- Громко разговаривать в салоне;
- Курить или употреблять спиртные напитки;
- Открывать окна авто без разрешения.
Порядок и правила оплаты проезда
Согласно ПП №112, плата за услуги таксомоторной службы устанавливается согласно фиксированным тарифам. Цена за проезд сообщается диспетчерской администрацией. При выезде за пределы города — согласно показаниям таксометра. Помимо этого водитель обязан сообщать о доплате при вынужденном простое авто или изменении маршрута, пункта назначения.
ГОРОДА МОСКВЫ
О легковом такси в городе Москве*
________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 19.07.2011);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 29.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 04.06.2013);
Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 34 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 10.10.2016).
________________
* Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию .
Настоящий Закон устанавливает основы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в городе Москве.
Статья 1. Основные понятия
1. Легковое такси - легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок.
Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)
2. Таксомоторные перевозки - деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)
3. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).
4. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - . - См. предыдущую редакцию .
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
6. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
Статья 2. Организация транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок
1. Транспортное обслуживание населения в сфере таксомоторных перевозок организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в области транспорта (далее - уполномоченный орган), во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
2. В городе Москве разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (далее - разрешение) выдается уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).
3. Разрешение выдается сроком на пять лет (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).
4. Форма разрешения, порядок его выдачи и переоформления, размер платы за выдачу разрешения (дубликата разрешения) устанавливаются Правительством Москвы (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).
Статья 2.1. Требования к легковому такси
Легковое такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)
____________________________________________________
Статья 2.1 настоящего Закона (в редакции Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24) применяется к транспортным средствам, на которые разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выданы после 1 июля 2013 года
. - См. пункт 2 статьи 2 Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24 .
____________________________________________________
Статья 3. Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок
(Название в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)
1. Сведения о разрешениях включаются в Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок (далее - Реестр). Положение о Реестре утверждается Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)
2. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
3. Реестр создается в целях:
1) обеспечения общедоступности информации о перевозчиках и действующих на территории города Москвы разрешениях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
2) мониторинга состояния таксомоторных перевозок, выявления тенденций развития таксомоторных перевозок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).
4. Формирование и ведение Реестра осуществляются уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).
5. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
6. В Реестр вносятся следующие сведения:
1) регистрационный номер разрешения, который присваивается в соответствии с порядковым номером внесения в Реестр (в случае исключения из Реестра данный регистрационный номер в дальнейшем не используется), дата его выдачи и дата прекращения действия разрешения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
2) полное наименование перевозчика (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
3) контактные данные перевозчика: место нахождения (для юридического лица), номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты и (или) иные контактные данные, представленные перевозчиком по его выбору для направления обращений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
4) сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;
5) информация о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска автомобиля, на который выдано разрешение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
6) сведения о приостановлении и возобновлении действия разрешения, отзыве (аннулировании) разрешения, дата внесения информации об изменении сведений, содержащихся в Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
7) иные сведения, предусмотренные положением о Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);
8) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;
9) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;
10) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию .
7. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
8. Реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа.
9. Сведения о выдаче и переоформлении разрешений, информация об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносятся в Реестр уполномоченным органом на безвозмездной основе и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в течение пяти дней со дня внесения в Реестр соответствующих изменений (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).
10. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .
Статья 4. Требования, предъявляемые к перевозчикам и службам заказа такси (утратила силу)
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -
Статья 5. Государственная поддержка в сфере таксомоторных перевозок (утратила силу)
(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -
Статья 6. Стоянки такси (утратила силу)
(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -
Статья 6.1. Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований
1. Региональный государственный контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, осуществляется должностными лицами уполномоченного органа (учреждений уполномоченного органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.
1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
1.4. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.
2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.
3. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В разрешении указываются:
1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;
4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
5) срок действия разрешения;
6) номер разрешения;
7) дата выдачи разрешения.
5. Переоформление разрешения осуществляется в случае:
1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;
3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;
4) реорганизации юридического лица.
6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.
7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.
10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.
12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.
13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.
14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:
1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;
4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.
15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.
16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
(см. текст в предыдущей редакции)
б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
В) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
Д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.
24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.
Правила о перевозках пассажиров легковыми такси.
17.10.2008 г.
Правила № 378 (протокол № 59, §37) Рига 9 ноября 1999 года
Изданы в соответствии с частью третьей статьи 37 Закона об автоперевозках
1. Общее положение
1. Настоящие правила регулируют правовые отношения между пассажирами и перевозчиками, осуществляющими коммерческие пассажирские перевозки (далее - перевозка) легковыми такси (далее - такси), определяют требования к оборудованию такси и их стоянок, а также требования к водителям (шоферам) такси (далее - водитель).
II. Оформление и оборудование такси и их стоянок
2. Оборудование такси должно соответствовать требованиям, установленным правилами Кабинета министров № 15 «Правила дорожного движения» от 19 января 1999 года, дополнительно они должны быть оснащены и оборудованы:
2.1 опознавательным знаком - специальным светящимся опознавательным знаком такси, укрепленным на крыше транспортного средства и включенным, когда такси свободно, и выключенным, когда оно занято. Спереди и сзади опознавательного знака изображен отличительный знак такси. Он включает в себя большую букву «Т» и по обе стороны от нее расположенные в два ряда в шахмат ном порядке черные квадраты на белом фоне. Минимальное количество квадратов с каждой стороны буквы - пять, из которых два квадрата расположены в верхнем ряду, три - в нижнем. Минимальные размеры опознавательного знака такси (в миллиметрах) установлены в рисунке 1 приложения к настоящим правилам;
2.2 номерным знаком такси - специальным государственным регистрационным номерным знаком, соответствующим требованиям государственного стандарта LVS 20:1999, который выдает районное отделение Дирекции безопасности дорожного движения, если в установленном соответствующей думой республиканского города или районным советом порядке принято решение о выдаче конкретному транспортному средству специального разрешения (лицензии) и/или лицензионной карточки (индивидуальному подрядчику - патента). Если срок годности специального разрешения (лицензии) и/или лицензионной карточки (патента) истек или она аннулирована, перевозчик в течение пяти рабочих дней сдает номерной знак такси в Дирекцию безопасности дорожного движения. Соответствующая дума республиканского города или районный совет, выдавший специальное разрешение (лицензию) и/или лицензионную карточку (патент), о прекращении ее действия или аннулировании в течение пяти рабочих дней письменно информирует Дирекцию безопасности дорожного движения и Дорожную полицию;
2.3 световым контрольным сигналом, прикрепленным в салоне такси за передним стеклом и включающимся или выключающимся одновременно с опознавательным знаком;
2.4 счетчиком - зарегистрированным в Государственной службе доходов специализированным электронным устройством, показывающим плату за услугу, обеспечивающим учет доходов и при расчете с пассажиром дающий возможность распечатать чек в соответствии с требованиями, установленными в правилах Кабинета министров № 62 «Правила об электронных аппаратах и устройствах регистрации налогов и иных платежей» от 23 февраля 1999 года и других нормативных актах;
2.5 визитной карточкой с фотографией, именем и фамилией водителя, регистрационным номером транспортного средства, адресом и номером телефона перевозчика, которая расположена на передней панели в салоне транспортного средства. Минимальные размеры визитной карточки водителя (в миллиметрах) установлены в рисунке 2 приложения к настоящим правилам;
2.6 информацией о тарифах пользования такси, расположенной в салоне транспортного средства на передней панели. Минимальные размеры информационной таблички (в миллиметрах) установлены в рисунке 3 приложения к настоящим правилам;
2.7 информацией о перевозчике (наименование, эмблема, название республиканского города или района, выдавшего специальное разрешение (лицензию) или лицензионную карточку, номер патента перевозчика - индивидуального подрядчика) - с внешней стороны транспортного средства на обеих передних дверях салона;
2.8 экземпляром настоящих правил.
3. В качестве такси запрещается использовать легковое транспортное средство, имеющее только одну дверь с правой стороны, за исключением случая, если транспортное средство специально сконструировано как такси или его дверь открывается параллельно кузову.
4. Дума республиканского города и районный совет на соответствующей административной территории вправе установить иные размеры опознавательного знака такси и количество квадратов в ряду, чем предусмотрено подпунктом 2.1 настоящих правил, а также установить оформление упомянутой в подпункте 2.7 настоящих правил информации, цвет и размер его элементов.
5. Стоянкой такси является специально оборудованное место, где такси ожидают и берут пассажиров. Соответствующее самоуправление определяет расположение стоянок и обеспечивает их оснащение, а также, если необходимо, устанавливает максимально допустимое количество такси на стоянке. Для обозначения стоянки такси устанавливается соответствующий дорожный знак, согласно требованиям государственного стандарта LVS 77:1996.
III. Договор перевозки
6. Перевозки осуществляются путем заключения договора перевозки в устной форме. Если юридическому лицу необходимы систематические услуги такси, то при соглашении сторон договор перевозки может быть заключен в письменной форме.
7. В соответствии с устно заключенным договором перевозки перевозчик обязуется за соответствующую тарифу пользования такси плату отвезти пассажира в названное пассажиром место, а пассажир - заплатить за проезд и перевозку багажа.
8. Пассажир может нанять такси:
8.1 на стоянке такси; 8.2 остановив такси за пределами стоянки;
8.3 вызвав такси по телефону или используя другие средства связи.
9. Порядок, в котором такси вызывается по телефону, устанавливает перевозчик. При принятии заказа по телефону перевозчик договаривается с пассажиром о расстоянии, на котором находится направленное к нему такси.
10. При принятии заказа на определенное время перевозчик устанавливает допустимое время опоздания такси. В случае его превышения пассажир может не ждать такси и не должен платить за его вызов. Перевозчик регистрирует время принятия заказа и планируемое время подъезда такси.
IV. Порядок расчета
11. Водитель при расчете с пассажиром выдает ему чек, распечатанный в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 2.4 настоящих правил.
12. За использование такси пассажир платит в конце поездки.
13. Водитель по соглашению с пассажиром может потребовать выплаты аванса. За полученный аванс водитель выдает упомянутый в пункте 11 настоящих правил чек с надписью «Аванс». Если конструкция счетчика не обеспечивает распечатку авансового чека, водитель при получении аванса выдает упомянутую в пункте 31 настоящих правил квитанцию с надписью «Аванс». В конце поездки при расчете с пассажиром водитель учитывает ранее внесенный аванс.
14. Если пассажир желает, чтобы такси ждало его, пассажир, уплатив аванс согласно установленному тарифу, договаривается о времени ожидания. Во время ожидания пассажира счетчик включен. Если пассажир не возвращается в условленное время, водитель вправе считать его обслуживание законченным.
15. Если такси нанимают несколько пассажиров для поездки в одно и то же место (коллективная поездка), плата за проезд взимается в равных частях со всех пассажиров (если пассажиры не договорились с водителем об ином). Водитель выдает чек каждому пассажиру, который этого требует, в соответствии с уплаченной им суммой.
16. Если пассажиры коллективно используют такси для поездки в разные места, окончательная плата за проезд взимается с последнего пассажира, которому предыдущие пассажиры оставляют плату за свои отрезок поездки. Чек о полученной сумме водитель выдает тому пассажиру, который рассчитывается за поездку, или каждому пассажиру в отдельности в соответствии с уплаченной им суммой.
17. Если по техническим причинам водитель вынужден прекратить перевозки пассажира на такси:
17.1 на территории города - пассажир платит за преодоленное расстояние, за исключением платы за посадку;
17.2 за пределами территории города - водитель обязан предпринять все возможные меры для доставки пассажира в нужное место или - по желанию пассажира - к месту посадки.
18. Если возможен ремонт такси на месте, где произошла техническая неполадка, и с пассажиром достигнута договоренность о продолжении поездки, пассажир не платит за время ремонта такси. Если договоренность не достигнута:
18.1 на территории города пассажир рассчитывается в соответствии с подпунктом 17.1 настоящих правил;
18.2 за пределами территории города пассажир платит на преодоленное расстояние, за исключением платы за посадку, и водитель выдает пассажиру чек о плате за преодоленное расстояние. На обратной стороне чека водитель ставит пометку, что перевозка не осуществлена по техническим причинам, и ставит свою подпись.
19. Если пассажир внес аванс, водитель при прекращении перевозки выплачивает пассажиру часть аванса, за которую не оказана услуга. На обратной стороне авансового чека водитель указывает возвращенную часть аванса и ставит свою подпись. Пассажир расписывается в получении денег.
20. Если такси получило техническое повреждение за пределами города и не достигнута договоренность, упомянутая в пункте 18 настоящих правил, пассажир в течение месяца вправе обратиться к перевозчику и, предъявив чек, получить обратно уплаченные деньги за поездку до места, где произошло техническое повреждение.
V. Перевозка багажа
21. Вес и габариты разрешенного для перевозки багажа зависят от технической характеристики такси.
22. В такси запрещена перевозка:
22.1 острых предметов и взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и едких веществ, за исключением газовых баллонов емкостью до 5 литров и горючего в таре, изготовленной из материала, не допускающего образования статистического электричества;
22.2 огнестрельного оружия без чехлов или в неупакованном виде;
22.3 предметов, которые могут испачкать или испортить одежду других пассажиров, обивку салонов, сиденья и багажное отделение;
22.4 животных, за исключением случаев, когда пассажир и водитель договариваются об этом и пассажир обеспечивает в салоне чистоту, порядок и безопасность;
22.5 предметы, размеры и расположение которых метают водителю управлять такси.
23. Птицы перевозятся только в клетках или иным способом, не допускающим их перемещение по салону. Собаки перевозятся на поводке с надетым намордником, пассажир обязан обеспечить чистоту сидений и салона.
24. Багаж, помещаемый в багажное отделение, должен быть соответствующим образом упакован. Плата за погрузку и выгрузку багажа с пассажира не взимается.
VI. Обязанности и права водителей
25. Обязанности водителя:
25.1 по требованию пассажира предъявить настоящие правила;
25.2 на стоянках такси соблюдать порядок очереди такси, за исключением случая, упомянутого в подпункте 28.1 настоящих правил, и не превышать допустимое на стоянке количество такси;
25.3 включить счетчик, начав обслуживание пассажиров;
25.4 знать планировку городских улиц и ехать в названное пассажиром место по кратчайшей дороге и по выбранному пассажиром маршруту;
25.5 предупредить пассажира, что после оговоренного времени ожидания обслуживание пассажира может быть прекращено;
25.6 после поездки фиксировать показание счетчика и сообщить о нем пассажиру. С учетом внесенного аванса произвести перерасчет в соответствии с показаниями счетчика;
25.7 по первому требованию предъявить должностному лицу контролирующего учреждения лицензионную карточку (индивидуальный подрядчик - патент) и иные документы и обеспечить возможность считывания суммарных показаний счетчика;
25.8 обеспечить сохранность перевозимого в багажном отделении багажа;
25.9 обеспечить чистоту и порядок в салоне и в багажном отделении.
26. Водителю запрещается:
26.1 перевозить пассажиров при выключенном счетчике, за исключением случаев, если заключен письменный договор перевозки и осуществляются безналичные денежные расчеты при посредничестве банка. При водителе должна быть копия договора перевозки, которую следует предъявить по требованию должностного лица контролирующего учреждения;
26.2 на стоянке такси приглашать совершить поездку нескольких пассажиров, называя направление или конечный пункт поездки;
26.3 по собственной инициативе брать в такси других пассажиров, и если находящиеся в такси пассажиры не согласны с этим;
26.4 по собственному выбору брать пассажиров, определяя конечный пункт поездки, за исключением случая, когда пассажир взят на обратном пути и такси возвращается на административную территорию, на которой действует выданное специальное разрешение (лицензия);
26.5 курить в салоне такси, если против этого возражает хотя бы один из пассажиров.
27. Водитель имеет право не брать или высаживать из такси пассажира, если:
27.1 если с пассажиром не достигнута договоренность о внесении аванса;
27.2 пассажир выбирает поездку по дороге, состояние которой не обеспечивает безопасное движение транспортных средств;
27.3 одежда (багаж) пассажира может испачкать или испортить сиденья салона (багажное отделение);
27.4 пассажир находится в состоянии сильного опьянения, вызванного алкогольными напитками, наркотическими или другими одурманивающими веществами, или ведет себя грубо и агрессивно;
27.5 перед поездкой или во время поездки выясняется, что нарушены правила, упомянутые в пункте 22 настоящих правил.
VII. Права и обязанности пассажиров
28. Пассажир имеет право:
28.1 на стоянке такси выбирать любое такси независимо от порядка очереди;
28.2 выбирать маршрут поездки;
28.3 по собственной инициативе прекращать перевозку;
28.4 ознакомиться с настоящими правилами.
29. Обязанности пассажира:
29.1 после посадки в такси назвать конечный пункт или маршрут поездки;
29.2 уплатить аванс за проезд, если водитель договорился с пассажиром о необходимости
такого аванса;
29.3 в конце поездки расплатиться с водителем в соответствии с показаниями счетчика с учетом аванса, если таковой уплачен. Если пассажир не платит за поездку, долг взыскивается в установленном нормативными актами порядке;
29.4 отвечать за погрузку и выгрузку багажа и сохранность перевозимого в салоне багажа. VIII. Заключительные положения
30. Подпункт 2.2 настоящих правил в отношении такси, регистрируемых впервые, вступает в силу с 1 января 2000 года, в отношении остальных такси - с 1 июня 2000 года.
31. Если в такси установлен разрешенный для использования счетчик, но его конструкция не обеспечивает возможность распечатки чека о плате за услугу, то до 31 декабря 2004 года при расчете с пассажиром разрешена выдача квитанции (копия квитанции остается у водителя), в которой указаны все установленные Законом «О бухгалтерском учете» реквизиты, а также следующие дополнительные реквизиты перевозчика:
31.1 наименование, адрес, номер телефона юридического лица и код налогоплательщика или имя, фамилия, персональный код физического лица и номер патента;
31.2 тарифы пользования такси;
31.3 дата и время;
31.4 государственный регистрационный номер такси.
32. Правила вступают в силу с 1 декабря 1999 года.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Штрафные пункты:
Система учета нарушений с помощью штрафных пунктов действует в Латвии с 1 июля 2004 года. За нарушение ПДД может быть начислено от 0 до 8 пунктов, в зависимости от степени тяжести. Пункты начисляются за нарушение, создающее угрозу безопасности движения. За формальные нарушения (например, забыл дома права) пункты не начисляются, однако взимается административный штраф. Максимальное количество пунктов для водителей со стажем меньше 2-х лет - 10, для прочих - 16. Штрафные пункты в силе от двух до пяти лет. Если за нарушение начислено 8 пунктов, то эти пункты сохраняются 5 лет.
— При начислении 4 пунктов, водителю на декларированный адрес местожительства высылается предупреждение о количестве набранных пунктов с просьбой впредь не нарушать ПДД.
— 8 пунктов. Водитель получает письменное приглашение в установленный срок посетить курсы по теории вождения. За непосещение курсов санкции не предусмотрены, однако посещение этих курсов уменьшает количество набранных пунктов на 2.
— 12 пунктов. Водителю необходимо сдать теоретический экзамен по ПДД, сдача снимает два пункта. Экзамен можно сдавать много раз, однако не сдав, либо вообще не посетив его, водитель получает еще два пункта.
— 16 пунктов (или 10 со стажем меньше двух лет). К водителю применяется запрет на управление транспортным средством в течение одного года. После этого, чтобы возобновить права, надо сдать теоретический экзамен и вождение в CSDD. Для водителя, стаж которого меньше двух лет, статус “новичка” продлевается еще на год.
Посетить курсы, чтобы “погасить” 2 пункта, можно и самостоятельно, не набрав количество пунктов, при котором на курсы приглашают. Записаться можно по телефону, указанному на сайте CSDD — 67025707.
Когда водитель набрал 16 пунктов, его права становятся недействительными, и их необходимо в течение 20 дней сдать в CSDD. Если права вовремя не сданы, запрет на управление продлевается на количество просроченных дней.
Если водитель нарушил запрет на вождение, срок запрета продлевается в соответствии с периодом, который прошел с момента применения запрета до момента вождения. Также водителю присваивается 3 дополнительных пункта и взимается административный штраф.
Алкоголь .
Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.5 ‰.
Если уровень алкоголя в крови больше 0.5 ‰ и меньше 1.0 ‰, то штраф составит от LVL 300 до 450 и лишение прав на один год.
Если уровень алкоголя в крови больше 1.0 ‰ и меньше 1.5 ‰, то штраф составит от LVL 600 до 800 и лишение прав на два года.
Если уровень алкоголя в крови больше 1.5 ‰, то штраф составит от LVL 800 до 1,000 и лишение прав на четыре года.
Для водителей, чей водительский стаж не превышает 2 года, максимально допустимый уровень 0.2 ‰.
Если уровень алкоголя в крови таких водителей больше 0.2 ‰ и меньше 0.5 ‰, то штраф составит от LVL 150 до 300 и лишение прав на срок от одного месяца до шести месяцев.
Ближний свет
Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год. Штраф за движение без ближнего света в дневное время - LVL 5.
За движение без ближнего света в ночное время или в условиях плохой видимости штраф - LVL 30.
Перевозка детей .
Дети младше 14 лет и ростом менее 150 см должны путешествовать только при использовании подходящих детских удерживающих систем, соответствующих их весу.Штраф - LVL 10.
Ремни безопасности
Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.Штраф - LVL 20.
Разговор по телефону
Запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.Штраф - LVL 20.
Штрафы:
Штрафы не должны оплачиваться непосредственно сотруднику полиции на месте нарушения. Штрафы оплачиваются в 30-дневный срок, либо подаётся апелляция.
Таблица штрафов за нарушение ПДД в Латвии (LVL)
: Нарушение: Штраф:
Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке ТС -10 лат
Разворот на мостах и эстакадах, путепроводах, а также на пешеходных переходах- 20лат
Разворот на железнодорожных переездах- 40 лат
Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам -40 лат
Несоблюдение безопасного расстояния до впереди идущего ТС- 10 лат
Остановка на железнодорожном переезде- 30 лат
Управление ТС, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует правовым требованиям -60 лат
Нарушение правил обгона40 – 60 лат
Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении 50 – 200 лат
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -40 лат
Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при обгоне- 40 лат
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги -20 лат
Отсутствие аварийной сигнализации во время аварийной остановки или для высадки пассажиров в дневное время -20 лат
Отсутствие аварийной сигнализации во время аварийной остановки или для высадки пассажиров в ночное время или в условиях плохой видимости — 30 лат
Штрафы за превышение скорости для легковых автомобилей, буксирующих прицеп, выше, чем без него.
Штрафы за превышение скорости в Латвии (LVL) :
Легковой автомобиль: Легковой авто с прицепом:
до 20 км/ч 5 10
от 21 км/ч до 30 км/ч- 20 30
от 31 км/ч до 40 км/ч- 40 60
от 41 км/ч до 50 км/ч- 60 80 — 100
от 51 км/ч до 60 км/ч — 80 — 100 100 — 200
свыше 60 км/ч — 150 — 300 300 — 400
В случае превышения скорости до 20 км/ч вместо штрафа возможно предупреждение.
В случае превышения скорости свыше 60 км/ч кроме штрафа ещё лишение водительских прав от 3 до 6 месяцев.
Оборудование, которое необходимо иметь в автомобиле:
Знак аварийной остановки
Автомобильная аптечка
Огнетушитель
Зимние шины - обязательно для транспортных средств общей массой до 3.5 т с 1 декабря по 1 марта (при отсутствии штраф LVL 20)
Светоотражающий жилет - обязателен при выходе из автомобиля, остановившегося на проезжей части дороги или обочине, в ночное время или в условиях плохой видимости
Использование шипованных шин запрещается с 1 мая по 1 октября. В случае нарушения штраф LVL 20.
При отсутствии в ТС аварийного знака, автомобильной аптечки или огнетушителя - предупреждение или штраф LVL 5.
Использование радар-детекторов запрещено. В случае обнаружения штраф LVL 40 и конфискация самого устройства.