Контроль казначейства в сфере закупок. Контроль казначейства в сфере закупок Ведомственный контроль в сфере закупок
В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.
Полномочия казначейства
Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:
- Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
- Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
- Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
- Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
- Установление начальной стоимости контракта.
- Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
- Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
- Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
- Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
- Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.
В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:
- Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
- Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
- Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
- Осуществление экспертизы.
- Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
- Оформление протокола о нарушении.
- Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.
Кого именно проверяют
С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:
- Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
- Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
- Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.
Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.
Перемены в 2018 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Порядок осуществления мероприятий
Представители казначейства проверяют эту информацию:
- Лимиты обязательств на закупку.
- Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
- Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
- Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
- Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
- Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
- Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.
Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.
Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.
Результаты контрольных мероприятий
По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:
- Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
- Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
- Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.
Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.
ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.
Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки
Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:
- Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
- Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
- Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
- Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.
Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.
Ответственность за нарушения
За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:
- Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
- Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.
Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.
Ввиду того, что закупочная сфера - явление сложное и многоуровневое, Закон №44-ФЗ предусматривает комплексный контроль ее процессов от этапа планирования до фактического исполнения контрактных обязательств. Рассмотрим особенности ведомственного контроля над закупками, в частности, со стороны Федерального Казначейства.
Ведомственный контроль в сфере закупок
По закону о контрактной системе, сфера закупок регулируется тремя различными типами контроля: общественным, саморегулируемым (то есть, осуществляемым, непосредственно участниками процесса, которые могут, к примеру, подать жалобу в ФАС) и ведомственным.
Статья 100 Закона №44-ФЗ описывает контроль над процессом закупок со стороны нескольких госорганов , некоторых госкорпораций, муниципальными органами и государственными внебюджетными фондами в отношении подведомственных им заказчиков.
Что касается ФАС, в ведении данной службы находится проверка проводимых закупочных процедур, принятие и рассмотрение жалоб от обеих сторон сделки, и выдача предписаний по устранению нарушений. ФАС также может при серьезных нарушениях отменить проведенную процедуру определения поставщика, а исполнителя, уклонившегося от своих обязанностей по исполнению контракта - внести в "черный список", то есть, ведомый ФАС реестр недобросовестных поставщиков (РНП) .
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Контроль закупок со стороны Казначейства
Федеральное Казначейство, в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ, контролирует информацию о финансовом обеспечении (внесенную в план закупок и наличествующую при их фактическом проведении) на предмет соответствия ее объективным фактам.
Также данный федеральный орган проверяет на соответствие реальности предоставленные заказчиком сведения об идентификационных кодах закупок и информацию о финансовом обеспечении в извещениях, планах-графиках, условиях контрактов и других документах.
Контроль закупок с 1 января 2017 года
Правила контроля закупок, по которым с 1 января 2017 года его будет осуществлять Федеральное казначейство, прописаны в . Согласно тексту документа, контролировать в сфере закупок Казначейство будет соответствие перечисленной выше информации в документах, указанных в ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ.
Субъектами контроля для госоргана являются все заказчики, работающие по Закону № 44-ФЗ. Контроль распространяется, согласно п. 8 Правил контроля как на закупки, размещающиеся в ЕИС, так и не размещающиеся (ввиду отношения объекта закупки или ее документации к гостайне). Документация последних направляется в контрольный орган для согласования.
Как именно при осуществлении контроля над закупками Казначейство взаимодействует с заказчиками? Этот момент регулирует приказ Минфина России от 4.07.2016 г. № 104н, согласованный с вышеупомянутыми Правилами осуществления контроля.
Механизм контроля, формы для заполнения (при предоставлении сведений в бумажном виде о закрытых закупках) и иные процедуры подробно описаны в тексте приказа, вступающего в силу с 01.01.2017.
В частности, в пп. 4-5 данного приказа указывается, что при размещении электронного документа, Казначейство в электронном виде направляет госзаказчику уведомление о начале процедуры контроля, с указанием даты и времени; а также упоминается о необходимости подписывания уполномоченным лицом ЭЦП всех электронных документов.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Понятие и сфера действия казначейского контроля регламентирована частью 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ. Порядок проведения контрольных мероприятий прописан в Постановлении Правительства от 12.12.2015 № 1367. Данная процедура начала действовать с 01.01.2017. Однако на практике выяснилось, что механизм не был должным образом отработан, у заказчиков возникли затруднения со своевременным размещением информации в ЕИС. По этой причине в марте 2017 года правительством было принято решение о приостановлении действия некоторых положений (Постановление Правительства от 20.03.2017 № 315).
С 01.01.2018 все установленные требования должны соблюдаться федеральными заказчиками в полном объеме. В отношении госзаказов для нужд субъектов РФ и муниципальных заказов сроки отложены до 01.01.2019.
Заказчики, подпадающие под действие данных требований:
- госзаказчики, проводящие закупки за счет средств федерального бюджета;
- федеральные бюджетные учреждения;
- федеральные автономные учреждения;
- федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие кап. вложения в объекты федеральной собственности.
Как пройти казначейский контроль: типичные ошибки
Процедура казначейского контроля осуществляется посредством взаимодействия Единой информационной системы с информационной системой «Электронный бюджет».
После внесения необходимых сведений в личном кабинете ЕИС госзаказчик выбирает пункт «Направить на контроль и разместить». После этого документ направляется в Казначейство. Контролеры проверяют сведения в течение рабочего дня, следующего за днем, когда документы были направлены заказчиком. Информация, направляемая в реестр контрактов, проверяется в течение 3 рабочих дней. О результатах проверки можно узнать в личном кабинете ЕИС. Если сведения соответствуют установленным требованиям, происходит автоматическое размещение их в ЕИС. При выявлении нарушений Казначейство направляет заказчику протокол о несоответствии. Ознакомиться с замечаниями можно в личном кабинете заказчика. В этом случае документы не размещаются в ЕИС в автоматическом режиме. Контрактная служба должна устранить замечания и направить документы на новое рассмотрение.
Особый порядок установлен для согласования документов, содержащих гостайну. В этом случае информация передается в контрольный орган на бумажном или съемном электронном носителе с соблюдением требований о защите гостайны.
Рассмотрим, какие закупочные документы подлежат согласованию с Казначейством, и каких ошибок следует избегать при их формировании:
- Планы закупок (ПЗ). Объем запланированных расходов должен быть меньше или равен объему доведенного финансового обеспечения на закупки. В плане должны быть правильно указаны идентификационные коды закупок.
- Планы-графики (ПГ). НМЦК в плане-графике не должна превышать размер расходов, указанный в плане закупок. Коды закупок в ПЗ и ПГ должны совпадать.
- Извещение. Размер НМЦК и коды продукции в извещении должны совпадать с информацией, указанной в ПГ.
- Итоговый протокол. Цена контракта не должна превышать НМЦК, прописанную в извещении. Код продукции должен совпадать с кодом в извещении. В соответствии с поправками, внесенными в пп. «в» п. 2 ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ, с 01.07.2018 Казначейство прекратит проверку протоколов.
- Контракт. При проверке сведений о контракте контролеры сверяют данные о цене и коды продукции с указанными в итоговом протоколе. Они должны совпадать.
- Реестр контрактов. Цена и коды продукции в реестре должны соответствовать сведениям, указанным в контракте.
Ответственность
За нарушения, выявленные в ходе казначейского контроля, предусмотрена дисциплинарная, административная, а в исключительных случаях и уголовная ответственность. За нарушения при составлении закупочных документов заказчик может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьями 7.29-7.32 КоАП. При выявлении ненадлежащего расходования бюджетных средств может быть наложено взыскание в соответствии со статьей 15.14 КоАП или 285.1 УК.
Кроме того, контрактной службе при размещении сведений в ЕИС следует учитывать сроки согласования с Казначейством. Нарушение сроков размещения информации в ЕИС (даже если оно произошло в связи с проведением казначейского контроля) влечет ответственность, предусмотренную КоАП.