Консультация (старшая группа) на тему: «использование игровых технологий на занятиях по фэмп. Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Семинар – практикум Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Казакова Е. М., ст. воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016 г.
Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»). План проведения семинара: 1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников» 2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) 3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» 4. Рефлексия.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).
Условия обучения математике в ДОУ Соответствие современным требованиям Взаимодействие с семьями воспитанников Характер взаимодействия взрослого и ребенка Поддержание познавательного интереса и активности ребенка Преодоление формализма в математических понятиях дошкольников Использование разнообразных форм организации познавательной деятельности
Игра «В нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах»
2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)
3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» Подготовила: Казакова Е. М., старший воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016
«Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией». А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по созданию ФГОС ДО, директор ФИРО
Под деятельностным подходом понимается такая организация образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путём передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Технология «Ситуация» – модификационная технология деятельностного метода для дошкольников. Педагог создаёт условия для «открытия» новых знаний детьми
Структура технологии «Ситуация» 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация. 3) Затруднение в ситуации. 4) «Открытие» детьми нового знания. 5) Включение в систему знаний и повторение. 6) Осмысление.
I. Введение в игровую ситуацию: - ситуативно-подготовленное включение ребенка в познавательную деятельность; ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Рекомендации к проведению: - доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка беседа, сообщение и т.п. (Вы любите путешествовать? Хотите отправиться в.. и т.п.). Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»
2. Актуализация: - актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, и предметная деятельность детей Дидактические задачи: актуализировать знания детей. Требования к этапу 1. Воспроизводятся знания, умения, навыки, являющиеся основой для «открытия» нового знания или необходимые для построения нового способа действий. 2. Предлагается задание, требующее от детей нового способа действия.
3. Затруднение в игровой ситуации: - фиксация затруднения; - установление причины затруднения. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания или способа действий; развивать мышление и речь. Требования к этапу С помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» возникшее затруднение фиксируется в речи детей и формулируется педагогом.
4. «Открытие» нового знания: - предлагаются и принимаются новый способ действий, новое понятие, новая форма записей и т.д. Дидактические задачи: формировать понятие или представление об изучаемом; развивать мыслительные операции. Требования к этапу С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, идеи и обосновывать их. 3. Воспитатель выслушивает ответы детей, обсуждает их с остальными, помогает делать вывод. 4. Используются предметные действия с моделями, схемами. 5. Новый способ действий фиксируется в словесной форме, в виде рисунка или в знаковой форме, предметной модели и т.д. 6. С помощью воспитателя дети преодолевают возникшее затруднение и с помощью нового способа действия делают выводы.
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка - усвоение нового способа действий; - закрепление нового понятия, нового знания, нового оформления записей и т.д.; - обеспечение выражения знаний в разной форме; - углубление понимания нового материала. Дидактические задачи: тренировать мыслительные способности (анализ, абстрагирование и т.д.), коммуникативные способности; организовывать активный отдых детей. Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»
6. Итог занятия (осмысление): - фиксация в речи детей нового знания; - анализ детьми собственной и коллективной деятельности; - помощь ребенку в осмыслении им своих достижений и проблем. Дидактические задачи: осмысление детьми деятельности на занятии. Требования к этапу. 1.Организация рефлексии детей и их самооценки своей деятельности на занятии. 2. Фиксация достигнутого результата на занятии - приобретения нового знания или способа деятельности. Вопросы: - «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогали? «Почему нам это удалось?», «Вам удалось…, потому что вы узнали..» Важно создать ситуацию успеха («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)
Работа в группах Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи. Работа с конспектами. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.
Спасибо за работу! Рефлексия. Метод «Определи дистанцию»
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»).
План проведения семинара:
1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников»
2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)
3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»
4. Рефлексия.
Примерное решение:
1. Для повышения уровня развития у детей познавательных способностей в области математического развития использовать эффективные формы организации совместной образовательной деятельности с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах. Срок - постоянно, отв. - воспитатели групп.
2. В родительских уголках размещать информацию по проблеме формирования у детей математических представлений (в том числе подборки математических). Срок - регулярно до конца года и далее. Отв. - воспитатели.
3. Продолжить изучение и использовать в работе современную образовательную технологию «Ситуация» (открытие нового знания) как одну из эффективных средств обучения дошкольников. Срок - постоянно. Отв.- воспитатели.
1. Все вы знаете, что в дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.
Соответствует ли содержание и технологии реализуемой программы современным требованиям?
Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.
Выделим несколько важных условий обучения математике в дошкольном возрасте.
Условие первое . Образование должно соответствовать современным требованиям. Готовность ребенка к школе, позволяющая включать его в систему обучения, происходит у каждого в индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что целесообразно развивать, используя при этом разнообразные средства дошкольной дидактики.
Условие второе . Обеспечить удовлетворение потребностей в математическом развитии ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна внести важный вклад в обогащение познавательной сферы ребенка.
Условие четвертое . Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти - шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.
Условие пятое . Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.
Условие шестое . При обучении математике необходимо использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, разнообразить повседневную жизнь, обеспечить партнерскую деятельность, стимулировать самостоятельность.
При этом важна активность самого дошкольника – обследовательская, предметно - манипулятивная, поисковая. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в учебниках математики или рассказом воспитателя. Педагог умело направляет процесс познания, подводит ребенка к значимому для него результату. Использование современных педагогических технологий позволяет расширять представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, актуализировать знания, развивать упорство и любознательность.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).
Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.
На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Ключом педагогической технологии при реализации нашей программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислим факторы, способствующие этому.
✓ Обогащенная предметная среда.
✓ Специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая).
✓ Продуктивная деятельность.
✓ Познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка.
✓ Коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересующих и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника.
✓ Чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук.
✓ Экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.
Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом. Эвристические методы помогают ребенку устанавливать зависимости между отдельными фактами, самостоятельно «открывать» закономерности. Проблемно-поисковые ситуации обогащают опыт применения разных способов при решении познавательных задач, позволяют комбинировать приемы и применять их в нестандартных ситуациях.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, дидактических и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной игротеке для детей и родителей, использование различных видов праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию гуманных и педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.
Сочетание латентного, реального и опосредованного обучения обеспечивает интеграцию всех видов детской деятельности. Именно комплексность в подходе к образованию дошкольников позволяет полноценно использовать сензитивный период.
В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения – игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, так как гасит интерес ребенка и к играм, и к обучению.
Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предполагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занижающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.
Об использовании математических игр в совместной образовательной деятельности с детьми мы говорили на консультации.
2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) Текст выступления прилагается.
3. Технология «Ситуация»
Метод «Определи дистанцию». На мольберт выставляется тема «технология «Ситуация» (открытие нового знания)»
Педагогам предлагается встать на такое расстояние от мольберта, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.
В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей, учитывая их возрастные особенности и возможности.
Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.
В образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.
Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.
Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга.
Одной из таких технологий является технология «Ситуация», с которой мы сегодня познакомимся.
Используется презентация.
Структура технологии «Ситуация»
Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить.
1 этап "Введение в ситуацию".
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого у детей формируется интегративное качество, как активность. Случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят. НО при отказе от деятельности можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими, но в руках при этом не должно быть никаких игрушек. Обычно такие «бастующие» возвращаются, так как сидеть на стульчике и ничего не делать скучно.
2 этап "Актуализация".
Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.
Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо.
3 этап "Затруднение в ситуации".
Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли?" - "Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит, что нам надо узнать? ".
4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия).
Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.
5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.
6 этап "Осмысление" (итог) .
Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли?" воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось?" воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось, потому что вы узнали (научились)”.
Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного вывода.
Итак, технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.
Просмотр видеозаписи занятия.
Практическая работа педагогов.
1. Деление на 2 команды метод «Выбери полоску». Работа у мольберта.
Предлагаются полоски короткие и длинные. Педагоги выбирают полоску, формируют команду (все длинные - одна команда, все короткие - вторая).
Работа в группах. Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи.
Конверты с этапами и дидактическими задачами.
Контроль : ведущий зачитывает правильный ответ, команды проверяют выполнение.
2. Деление на 4 команды методом «Найди цифру». Педагоги выбирают карточку с изображением предметов от 1 до 4. Находят стол с соответствующей количеству предметов цифрой.
Работа в группах. Работа с конспектами. Командам даются конспекты занятий, составленных на основе данной технологии, но без отметки этапов занятия. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.
Контроль: после выполнения задания, командам выдается образец конспекта с отмеченными этапами и дидактическими задачами. Команды проверяют себя сами.
4. Рефлексия.
Метод «Определи дистанцию». Снова предлагается педагогам встать на таком расстоянии от мольберта с темой семинара, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.
«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»
Формирование элементарных математических представлений
посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному
образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут
активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:
морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая
аналогия), наоборот.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.
Формирует подвижность и системность мышления.
Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.
Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.
Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)
1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.
2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».
(Роль Героя будут выполнять сами дети.)
3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).
4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.
Цепочка примерных вопросов:
1.Объект, ты кто?
2.Объект, какого ты цвета?
3.Объект, какое у тебя главное дело?
4. Объект, что ты ещё умеешь делать?
5.Объект, какие у тебя есть части?
6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?
Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины
–  –  –
Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.
Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)
1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.
2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.
3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).
Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.
Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?
В своей работе я использую:
а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;
б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.
Возможности метода:
Развивает воображение, речь детей.
Формирует у детей основы системного мышления.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.
Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.
Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.
Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.
В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").
Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).
В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.
–  –  –
Алгоритм работы по СО:
В: Для чего люди придумали число 5?
Д: Обозначать количество предметов.
В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).
Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.
В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.
Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.
В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?
Д: Числом 4.
В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?
Д: Числом 6.
Примечание.
Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).
Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.
В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.
СИНЕКТИКА
В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.
Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.
В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:
а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);
б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).
Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).
Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.
Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.
Например, В: На что похожа цифра 3?
Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….
В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?
Д: На рога барана.
В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.
ДИХОТОМИЯ.
Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".
Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".
Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска
Обучать мыслительному действию - дихотомия.
Возможности метода:
Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.
Формирует элементарные математические представления.
Ломает стереотипы в формулировке вопросов.
Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).
Активизирует словарь детей.
Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.
Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).
Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).
Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:
Это трапеция? - Нет.
Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),
Это овал? - Нет.
Это слева от овала? - Да.
Это круг? - Нет.
Это справа от круга? - Да.
Это призма? - Да, молодцы.
Метод «НАОБОРОТ».
Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.
Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».
Варианты игры:
1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.
Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.
2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».
Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»
и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».
Подготовила педагог Журавлева В.А.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.
Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.
В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.
Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.
Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.
Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?
Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».
Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.
Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.
Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.
Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.
К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.
Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.
Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?
Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.
Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.
Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
математический дошкольник обучение игра
Ольга Васильевна Горячева, воспитатель МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
«Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека»
(Бернард Шоу)
В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.
У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний. И чтобы интересно было для каждого, необходимо использовать дифференцированный подход к детям
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)
Для формирования математических способностей детей необходимо:
- выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста;
- использовать разнообразные игры для развития математических способностей;
- создать условия для объединения усилий семьи и педагогов детского сада, способствующие успешному развитию математических способностей.
Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б.Паскаль)
Каково же развитие математических представлений в историческом аспекте?
Совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история отражена в различных литературных источниках.
Значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.).
За частной проблемой обучения детей основам математики просматривается глобальная философская проблема общности людей, имеющих общие «истоки» во всем, в том числе и в становлении математических знаний. В этом смысле математика может быть образно названа «международным» языком общения, так как даже на элементарном уровне коммуникации наиболее доступными знаками, символами для общения оказываются «пальцевой счет», показ цифр, времени на часах, ориентировка на различные геометрические фигуры т. п. Эти эталоны оказываются понятными и на невербальном уровне общения.
В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова…).
Ведь умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека (Б.Шоу)
Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5-11 годам). Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека (Н.Випер).
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М,В,Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит». Система увлекательных математических игр и упражнений поможет нам педагогам подготовить детей к школе и позволит усвоить программу дошкольного образования:
- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;
- формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания .
В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
- игры с цифрами и числами;
- игры путешествие во времени;
- игры на ориентировки в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на логическое мышление.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
К ним относятся:
- НОД по ФЭМП («Необыкновенные приключения в городе Математических Загадок», «В гости к гному - часовщику», «Петрушкины игрушки», «Космическое путешествие»);
- математические турниры («Умники и умницы», «Что, где, когда?»);
- викторины, конкурсы («Путешествие в страну Чудес», «В гостях у феи Математики», «Задания для Незнайки»).
- Загадки математического содержания: «У кого одна нога, да и та без башмака?»; «Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны»; «Годовой кусточек каждый день роняет листочек, Год пройдёт – весь лист опадёт» .
- Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Математическое лото», «Наша игротека», «Волшебная мозайка», «Пазлы».
- Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Подбери детали», «Найти ошибки», «Куб - хамелеон», «Счетные палочки».
- Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».
- Игры на объёмное моделирование: «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор».
- Игры – забавы, лабиринты, математические кроссворды, шарады, головоломки: «Чайный сервиз», «Кубики для всех», «Составь слоника», «Мельница» .
- Задачи - шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Может ли дождь идти два дня подряд?» (нет). «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» (у кольца). «У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?» (4).»Как можно сорвать ветку не спугнув на ней птички?» (нельзя, улетит)
- Развивающие игры по математике: «Какую пуговицу потерял Рассеянный?», «Кто, где живёт?», «Сколько пар ботинок?» (задача детей, назвать пропущенные числа).
- Игры в шашки, шахматы.
Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Можно использовать игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопард и зайцы». - Игры с мотивационной ситуацией: «Путешествие по комнате», «Будь внимательным», «Разложи по коробкам» .
Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, созданы уголки математики и экспериментирования в соответствии с возрастом детей. В уголок математики можно поместить:
- наглядно - демонстрационный математический материал;
- познавательные книги для детей;
- настольно – печатные игры;
- дидактические, развивающие игры;
- шашки, шахматы;
- палочки Кюизенера, блоки Дьенеша;
- кубики с цифрами, знаками;
- счетные палочки;
- разнообразный занимательный математический материал.
Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. Своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий, способствует усвоению материала. К нему обеспечивается свободный доступ детей
Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний и способностей дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
- Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
- Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
- Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
- Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.
- Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.
- Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
- Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.
Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.
НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад
Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия:
применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование
: цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.
Ход занятия
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель:
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель:
Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка:
Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель:
Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель:
Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
- Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.