Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Цели:
- научить определять род имён существительных,
- развивать память, внимание, речь,
- воспитывать интерес к процессу познания.
1. Организационный момент.
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.
Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Минутка чистописания.
На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,
Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.
Какие сочетания записали? Почему?
На второй строчке напишите парные глухие согласные.
Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?
3. Словарная работа.
Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.
Догадайтесь, какие это слова и запишите.
М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.
4. Повторение изученного.
Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?
Расскажите, что вы знаете об имени существительном?
Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”
Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.
Составьте предложения с этими существительными.
Как красиво звучат ваши предложения!
5. Изучение нового материала.
Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.
Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.
Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.
Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.
Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.
Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.
Аналогичная работа со словами мужского рода.
Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.
Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.
Запишите его. Подберите слова-помощники.
Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.
Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?
Какие имена существительные относятся к мужскому роду?
Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?
Какие имена существительные относятся к среднему роду?
Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.
Мы сделали такой же вывод?
6. Физминутка.
7. Закрепление.
Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.
Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.
Проверим.
8. Домашнее задание.
Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.
9. Упражнения в определении рода имён существительных.
Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.
Х_рошая книга – лучший дру_.
Учитель: Как вы понимаете пословицу?
Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
Следующая пословица.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.
Вставить пропущенные буквы.
Над существительными надписать род.
М. р. Ж. р. Ср. р. 1 2 4 1 3 II 2 1
10. Подведение итогов.
Учитель: Что узнали на уроке?
Чему научились?
Какие 3 рода есть у имён существительных?
Как определить род имени существительного?
Кому было трудно определять род имени существительного?
Кому было интересно?
Что бы вы посоветовали Майклу?
Литература:
1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.
Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.2. Проверка домашнего задания
(взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?
Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)
3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка.
Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)
3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.
Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)
6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.
7. Работа с учебником.
Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.
9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?
11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.
Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.
Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.
Племянник, сестра, школьник, мачеха.
Шкаф, ковёр, диван, полка.
Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.
Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров
Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …
Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.
Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит. Терпение и
Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.
Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон
Л_пата орф_грамма б_рёза
С_ребро ябл_ко прав_ло
Т_мат юн_ша ш_ссе
М_шина к_лендарь ч_рёмуха
Конспект урока в 6 классе.
Учитель: Юдакова Ю.Ю.
Тема: Род имени существительного
Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода, с группой
существительных общего рода.
2.Научиться определять род существительных, употреблять в речи
существительные общего рода.
3.Обогатить свой словарный запас.
Планируемые результаты:
Л: Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи;
П: Проектировать траектории развития через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;
Р: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования категории имени существительного;
К: Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного
сотрудничества и проектные формы работы);
П: Научиться определять род имени существительного, конструировать текст
лингвистического рассуждения по теме урока.
Оборудование: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык. Теория»,
сборник заданий 67 класс, презентация по теме урока.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания Упр.247
III.Актуализация опорных знаний.
На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном.
Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои
предложения:
Существительноеэто…
Существительное бывает…
Существительные изменяются по…
Существительное в предложении может быть…
(ответы детей)
Словарный диктант
Поражать, бордовый, перила, терраса, солдат, ракета, атмосфера, реформа,
прийти, прекратить, присутствовать, приятель, квартира, баскетбол,
тренировка.
IV. Самоопределение к деятельности.
Грамматическая сказка
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно
разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,
что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот
будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали
про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за
работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,
а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до
конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда
попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у
жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А
те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими
стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода
имен существительных.
На какие 3 группы делятся имена существительные?
Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?
Запишем ее в тетради.
Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А
чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам
секрет королевы.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)
Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
V. Работа по теме урока
1. Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных?
Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь,
шампунь, кофе, шимпанзе?
Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова,
род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В
этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и
шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами
прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)
Мужской род он, мой
Женский род она, моя а, я,
Средний род оно, мое о, е
Помнить о суффиксах:
Существительные М.Р. имеют тель, чик, щик, ец
Существительные Ж.Р. имеют иц, от, ость, ниц, изн
- У некоторых существительных род определяется по значению:
М.Р. – существительные, обозначающие людей и животных мужского пола;
Ж.Р. – существительные, обозначающие лиц женского пола
Существительные общего рода
Образуют особую группу, потому что могут обозначать людей и мужского и
женского пола.
Какой ты неряха! Какая ты неряха!
(трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др.)
Физкультминутка
Работа с учебником
1. Чтение учебника на стр.136
2. Упр.254
VI. Закрепление изученного материала
1. Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем
проверяем задание (определить род существительных)
Конь, постель, окно, папа, пурга, гнездо, дядя, простыня, полотенце, отец,
страна, сердце, облако, дядя Миша, земля, дочь.
2. Работа в парах
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их
признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда,
невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка,
придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга,
тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
3. Упр. 256 – устно
4. Словарная работа
Выяснить значение слова – вестибюль в словаре, составить с ним
предложение
VII. Подведение итогов урока
Дополни предложение
Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы
определить мужской род имени существительного нужно подставить слова
Тема урока: Род имён существительных.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
Метапредметные:
Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Предметные:
Знание о постоянных признаках существительного;
Умение определять род существительных.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
- Организационный момент. (слайд 2)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?
Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (зима)
Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?
- Чистописание.
Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)
Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Запись числа и классной работы.
(письмо чистописания )
Л л Ла ле
Луна лисица
Луна – это спутник Земли.
2. Актуализация знаний. (слайд 4)
В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
(Запись под диктовку)
Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.
Назовите орфограммы в этих словах.
(слайд 5)
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)
3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)
Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.
Синеют синие дали.
Птицы на склоне холма
Нам слова написали.
Прочитайте слова
ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО
Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)
Чем отличаются эти слова? (слайд 8)
(Учитель берёт пенал ученика)
Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)
Подчеркните слово мой.
Какой он? Запишите. (Он красивый)
Подчеркните слово он.
Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?
Сформулируйте тему урока.
4. Физкультминутка на дыхание.
1. Задуваем свечи.
2. Нюхаем цветы.
3. Тёплый ветер.
5. Работа по теме урока.
(слайд 9)
Работа с правилом.
- (слайд 10) Работа с таблицей.
6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица
- Картинный диктант. (слайд 12)
На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.
(слайд 13) - белка
- Работа в парах.
Зайчик, грач, гнездо, снег.
Корова, фиалка, зима, берег .
Пальто, озеро, книга , солнце.
Утро , помидор, ветер, стол.
- Разноуровневые задания по карточкам.
1 уровень: определи род существительных.
Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .
2 уровень:
Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.
(Самопроверка)
7. Контроль и оценка.
Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.
Какого рода бывают имена существительные?
Какими словами можно заменить слова мужского рода?
Какими словами можно заменить слова женского рода?
Какими словами можно заменить слова среднего рода?
(вручение подарков)
8. Рефлексия
А какое задание было наиболее трудным?
Почему?
1 2 3 4 5
9. Домашнее задание.
Составить рассказ со словами:
зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.
Минутка релаксации.
- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье,
И становиться понятно:
Расслабление приятно.
10. Итог урока.
Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.
Конспект урока
по русского языка для 2 класса
на тему:
«Род имён существительных.
Определение рода имён существительных»
Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.
Метапредметные УУД:
познавательные
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
регулятивные
Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;
Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;
коммуникативные
Работать с учителем;
Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
Работать в группе.
Личностные УУД:
Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;
Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;
Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.
Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом). |
||||