Конспект урока по русскому языку " Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление"
Галкина Светлана Петровна
МОУ средняя школа №1 г.Чехова
Учитель начальных классов
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.
Ход урока.
Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)
О, люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)
Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
Словарная работа.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь)
— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).
2. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (заяц)
— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.
3. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан;
Очень грозен был … (кабан)
— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?
4. И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и … (совы)
— Запишите это слово в единственном числе.
Постановка учебной задачи
— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?
Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?
Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.
Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.
Запишем с комментированием .
Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)
(взаимопроверка)
— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.
— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Давайте составим алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочные слова.
Напиши слово.
Обозначь орфограмму.
Закрепление изученного
— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:
Х.лмы-холм
Л.сица — лисы
В.рхушка-верх
К.рмушка-корм
Т.игрица – тигр
— Каким правилом пользовались при написании этих слов.
Физ.минутка
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили вот так.
— Среди записанных слов найдите зверей.
В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету. Я.Аким
— Ребята, а что за книга у меня в руке?
В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»
Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)
Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)
Какой взор у этой птицы?(холодный)
А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)
Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?
Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.
Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.
— Кто же такие сокольничьи?
— Что же это за место, Сокольники?
Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?
Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.
Повторим алгоритм
Самостоятельная работа
(по карточкам с разным уровнем сложности)
Проверьте свою работу (ответы на доске)
— Найдите в карточках слова по теме «Лес»
Рефлексия
Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните правила поведения в природе. (знаки)
— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.
Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно поставь под ударенье.
— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.
Домашнее задание
Стр.41 упр74 (д.м.)
Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.
Планируемые результаты:
Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса
Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию
Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе
Личностные:
Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.
Ход урока:
1. Организационный момент . Психологический настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!
Красив и богат русский язык.
Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)
Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.
Готовы начать работу?
2. Чистописание
Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:
Этот пальчик мама
Этот пальчик - папа
Этот пальчик - братик
Этот пальчик - сестренка
Этот пальчик - я
Вот и вся моя семья!
3. Подведение к теме урока
Дерево держится своими корнями за землю.
Прочитайте предложение
Поставьте в словах ударение
Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)
В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)
Это орфограмма?(да)
Почему? (произношение не совпадает с написанием)
Сформулируйте тему урока:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
4. Постановка цели
1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную
5. Работа по теме урока (у доски)
Какие гласные требуют проверки? (безударные)
Моря, море, леса, лес, река, реки.
(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)
Как это сделать?
Составим алгоритм (на доске)
2. поставить ударение
3. выделить корень
4. подчеркнуть безударную гласную
Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.
Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?
1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного.
1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.
Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.
2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)
Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.
Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.
Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)
Как же их проверить?
Можно сразу две безударных гласных проверить?
Как поступить?
Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную
Зеленеть - зелень, зелёный
Корешок - корень, коренья
3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)
Сова, лимон, мосты.
Работа со словарными словами
Какое затруднение встретили?
Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)
Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).
8. Итог урока
Какая была тема урока?
Какая была цель урока?
1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную
2. Подбирать проверочные слова
Справились мы с этой задачей?
Что для этого делали?
Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.
За каждое правильное задание - 5 баллов
15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.
Проверка:
Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?
Как подобрать проверочное слово?
Если две безударных гласных в корне?
Как сегодня поработали на уроке?
Работа в парах?
Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)
Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.
Какое настроение в конце урока?
Физкультминутка
Как живешь?
Как идешь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
Как живешь?
Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова
Цели урока:
Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
повторить ранее изученные орфограммы;
обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
развивать самоконтроль, взаимопроверку.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;
воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.
Разминка.
Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).
Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)
Эта пословица будет девизом нашего урока.
Как вы думаете, почему?
Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
Кого называют путешественниками?
Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).
Начнем путь с тропы «Чистописание».
Вспомним правила письма.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь!
Минутка чистописания
Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.
Видишь: девочка Алена,
Держит трубку телефона.
Трубка телефонная –
Буква ….. огромная.
Охарактеризуйте букву В
вв, вр, ве, во, ва.
Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.
Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?
От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).
(слайд)
Словарная работа
Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.
1. Движение, поток воздуха над землей.
2.Всеядная птица серая с черным отливом.
3. Беззаботно – радостное настроение.
4. Время года, которое следует за зимой.
5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.
6. Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется (алфавит).
7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.
Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.
Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой радГимнастика для глаз
Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.
Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты ее немедленно
Ставь под ударенье.
Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).
Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).
Работа по теме урока
А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.
В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.
В лесу живёт колючий ёж. (слайды)
Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.
VII . Физкультминутка
Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.Продолжение работы по теме урока
Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».
1. Отгадайте загадку.
Ст-ят ст-лбы белые,
На них шапки з-лёные,
Летом м-хнатые,
З-мой сучковатые,
Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд
Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.
Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)
Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).
На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).
Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?
Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)
А вот что я знаю о берёзе.
У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.
После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.
Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.
Из бересты люди плетут лукошки и туески.
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.
2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.
Какие слова мы называем родственными?
(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).
Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
Проверка с доской. Разобрать слова по составу.
IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного
1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.
У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.
Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)
Работа с алгоритмом
Безударная гласная в корне слова.
Алгоритм проверки.
Прочитай слово, поставь ударение.
Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
Обозначь орфограмму.
На доске записано предложение.
На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.
(Ученик у доски)Прочитайте предложение.
Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.
Проверку будем делать с конца предложения.
Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?
(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).
А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).
Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.
Зрительный диктант.
Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.
Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.
(Запись закрывается).
Запишите предложение по памяти.
Проверка (слайд)
Что мы с вами записали? (Предложение).
Докажите, что это предложение.
Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.
2. Самостоятельная работа.
Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.
На столах лежат карточки.
1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из рощи шёл домой.
2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.
3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».
Взаимопроверка.
XI . Итог урока
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.
Что понравилось?
Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Урок по русскому языку УМК «Школа России» подготовила и провела Власова Н. В. учитель МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ №6
Тема «Безударные гласные в корне»
Класс: 3
Тип урока: (урок закрепления орфографических умений: обнаруживать орфограмму, определять каким правилом регулируется написание, применять данное правило.
Цель: развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов и способов их проверки.
Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в корне;
2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;
3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне.
4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;
5.Развивать словарный запас детей.
Средства обучения: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс, мультимедийная презентация, карточки.
ТСО: мультимедиапроектор, ПК.
1.Орг. момент. Приветствие гостей.
2. Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
На партах лежат карточки со словами. Разложите их перед собой.
П.тно, сев.р, с.сновый, к.ртофель,т.шина, ш.гать, земл.ника, п.м.дор, з.лёный
Сформулируйте задание к данным словам.
(Дети: вставить пропущенные буквы)
Выполните это задание.
Проверяем. (слайд)
Пя тно, север, со сновый,
картофель, тишина, шагать,
земляника, помидор, зелёный
Какое ещё задание можно предложить для работы со словами?
(Д: на какую орфограмму слова?)
Д: На безударную гласную
(Д: можно разделить слова на группы)
Разделите.
пятно север
сосновый земляника
тишина помидор
зелёный картофель
Проверяем.(слайд)
По какому принципу выполнили деление?
Как иначе называем слова с непроверяемым написанием? (словарные)
3. Минутка чистописания.
Для минутки чистописания возьмём буквы гласных звуков: аоеия
В какой части слова встречались эти гласные в работе в начале урока?
(Д: в корне)
Сформулируем тему урока.
Тема: (запись на слайде)
«Правописание слов с безударными гласными в корне слов»
Можно ли проверить безударную гласную?
(вспоминаем схему, составленную во 2 классе)
можно проверить?
нет да
словарное слово алгоритм
Запомнить
(Словарь) выбрать
4. Проблема.
Кто из вас испытывал трудность при написании безударной гласной в корне? Если вам всегда трудно, покажите красный сигнал светофора, если легко - зелёный, если иногда трудно, иногда легко – жёлтый.
5. Определение задач.
Результат быстрого опроса показал, что большая часть ребят испытывает трудность в написании слов с безударной гласной в корне. Кто бы хотел преодолеть трудность? Тогда вы легко сформулируете задачи нашего урока.
Как мы поймём, что справились с задачами?
(Д: будем меньше допускать ошибок в диктантах, будем увереннее в подборе проверочных слов.)
Чтобы допускать меньше ошибок в текстах, а ещё лучше вообще их не допускать, нам как спортсменам надо тренироваться.
Предлагаю работать по плану.
Вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
Закрепить его на тренировочных упражнениях.
Проверить, что получилось после тренировки.
Подвести итог.
6. Работа по плану:
-1 пункт . На партах задание на скрепке. Пункты алгоритма разрезаны на полоски. Составьте алгоритм по порядку. Работайте в паре. Проверка.
Прочитай слово, поставь ударение.
Определи в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
Для проверки измени слово, подбери однокоренное слово, чтобы безударный гласный стоял под ударением.
Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
Проверяем алгоритм в действии:
Учебник В.П.Канакиной с.104, №194 (устно 5 слов с безударными гласными а,о,и,е,я) При проверке дети используют 2 способа проверки: меняя форму слова и подбирая однокоренное.
6.Физ. пауза.
-2 пункт. Тренировочные упражнения.
Запись словосочетаний на доске под диктовку. Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму и применять правило проверки безударных гласных в корне.
Висит на дереве,
Смешная игрушка,
Качать ногой
Бежать по траве
Махать флажком
На вершине горы
Кривыми линиями
-2 пункт. Игра-тест «Секрет-ответ» Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.
1.В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий
2. В каком слове две безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка
3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»
1) кленовая
2) клиника
3) клёны
4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной
5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись
9. Проверка. (слайд)
-3 пункт. Самостоятельная работа по карточкам по выбору. Упражнение нацелены на становление орфогр.умений.
Карточка № 1 Применение правила проверки безударных гласных
1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г...лодать - ............................... ст...рожка - ....................................в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................д...лёкий - ............................ ч...совщик - ...................................ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................
Карточка №2.
настойка из трав - ..................................................раскаты грома - .................................
опушка леса - ...................................................лес из сосен - ..................................................
варенье из вишни - .................................................
2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.
Болото,садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник,ужин, солома.
Подчеркни лишнее слово.
Карточка №3.
Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;
Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................
Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................
Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................
2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил;
Голубка, голубятня, голый, голубь;
3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка
После выполнения самостоятельной работы, дети организуются в группы по номеру карточки, берут карточку-ключ и самостоятельно проверяют себя.
Карточка- ключ №1
1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы . Применение правила проверки безударных гласных
гОлодать - голод............... стОрожка - сторож
вОздушный - воздух............. вЕсёлый - весело
дАлёкий - даль, дальний......... чАсовщик - час
шЕстёрка - шесть.................. крИкливый – крик, крикнуть
Карточка-ключ № 2
Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.
Образец: свеча из воска - восковая свеча
настойка из трав - травяная настойка
раскаты грома - громовые раскаты
опушка леса - лесная опушка
лес из сосен - сосновый лес.
варенье из - вишнёвое варенье
2.Выпиши данные слова в два столбика.
Карточка-ключ № 31. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
ПИсатель, распИсание, запИсал, пИсьмецо - письма, пишет
СтрЕлок, стрЕльба, стрЕлял, выстрЕл - стрелка, стрелы
ТОрговля, тОргует, тОрговый (город) - торг
ГлОтать, проглОтил, глОток, глОтнул - глотка, проглотит
2.Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал , насорил;
Голубка, голубятня , голый , голубь;
3.Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Столбы, дорога, альбом , полетел, ходили, заяц , зелёный, рисунок , снежинка, мороз, дочурка.