Конспект урока на тему «И.Крылов «Стрекоза и Муравей. Конспект урока литературного чтения "И.А
Конспект урока чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова, раскрыть мораль произведения.
Развивать логическое мышление, внимание, беглое, правильное, выразительное чтение.
Расширять кругозор, словарный запас.
Воспитывать трудолюбие.
Оборудование: предметные картинки или слайды из презентации к уроку, опорные карточки, декорации, костюмы действующих героев басни, учебник, доска.
План.
- Организационный момент.
- Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:
Прежде, чем приступить к работе над домашним заданием, проведем разминку, подготовим речевой аппарат.
Поиграем, представьте, что вы сейчас не просто ученики, а поэты. Кто такой поэт?
На доске записаны слоги - это начало предложения, нужно закончить его так, чтобы получилась рифмовочка.
(Используются слайды из презентации к уроку)
Са-са-са-са … (картинка с изображением осы ) Прилетела к нам оса.
За-за-за-за … (картинка с изображением стрекозы) Ах, какая стрекоза!
Ма-ма-ма-ма … (картинка с изображением зимнего пейзажа) Приближается зима.
Су-су-су-су… (картинка с изображением заблудившихся в лесу детей)
Заблудились мы в лесу.
Рок-рок-рок-рок… - Начинается урок.
- Проверка домашнего задания.
Какое произведение готовили к уроку?
(«Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин.)
* Работа с I частью произведения.
А) выборочное чтение:
* где жила лягушка.
* как ей жилось на белом свете.
Иллюстрация с изображением болота и сидящими в нем лягушками. Найти и показать лягушку, о которой идет речь в произведении.
(Лягушка, сидящая на коряге, торчащей из воды)
* Работа со II частью произведения
Скажите, кто посетил болото, где жила лягушка?
Прочитайте, как утки расхваливали юг?
* Работа с III частью произведения
Рассказ по иллюстрации (стр. 37)
Расскажите, какой эпизод сказки здесь изображен?
Какое качество характера присуще лягушке?
Добралась ли лягушка до юга? Почему?
Какое качество характера ей помешало?
Чему учит сказка? Что хотел сказать автор?
Докажите, что это произведение- сказка.
- Физкультминутка.
Раз, два- закачались деревца. (Покачивание руками над головой).
Ветер тише, тише, тише, (Руки опустить и присесть на корточки).
Деревца все выше, выше! (Встать на носочки, руки поднять вверх и потянуться).
V. Работа над темой урока.
- Введение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.
(На доску вывешивается или проектируется на экран портрет Крылова).
Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец. Его басни читают в Англии и во Франции, в Америке и в других странах. А в Санкт- Петербурге ему поставили памятник, у ног писателя собрались герои его басен.
(Показ иллюстраций к басням Крылова).
Что такое – басня?
(Басня- это стихотворение, где главными действующими лицами (у Крылова) являются животные, а подразумеваются люди. В басне высмеиваются отрицательные черты человека).
Все предметы распределены по группам, существует группа «ягоды», «грибы», «мебель». А к какой группе отнесем стрекозу и муравья?
(Показ картинок: стрекоза, муравей).
- Первичное знакомство с басней.
Сценка «Стрекоза и Муравей».
- Проверка восприятия .
- Почему Стрекоза поползла к Муравью?
Почему он отказал ей в помощи?
4. Подготовка к беглому чтению.
Доска: по: п/ ры/ гу:нь/я
Ог/ля/ну/ла:сь
Со:б/ра:ть/ся
С:т:ра:н/но чтение с наращиванием
В:с:к:ру/жи/ло чтение с наращиванием
5.Слоговое чтение со звуковым ориентиром + словарная работа по ходу чтения.
- попрыгунья – беззаботная, не думает о завтрашнем дне
- зима катит в глаза – наступила зима
- помертвело чисто поле – поле покрыто снегом
- злой тоской удручена – холод и голод заставил идти к Муравью
- до вешних дней – до весны
6. Выявление качеств характера Стрекоза и Муравья.
Как жилось Стрекозе летом?
Почему же она отравилась к Муравью?
Какая Стрекоза? (Какие черты характера ей присущи?)
Назовите черты характера Муравья?
(На доску прикрепляются опорные карточки).
7. Повторное чтение. (Работа над правильностью чтения и выразительностью).
1. Каким настроением пронизана басня? (Веселым, грустным)
2. Как жилось летом Стрекозе?
3.Что принесла с собой зима? С какой интонацией в голосе нужно читать эти строки?
- Какой была Стрекоза летом? А с наступлением зимы? Передайте это голосом при чтении.
- Как звучит голос Стрекозы?
- А голос Муравья?
- Итог урока.
Найдите в тексте басни слова, в которых выражена главная мысль басни.
Ты все пела: это дело!
Так пойди, же попляши!
Как понимаете смысл этих слов?
Чему учит эта басня?
Какие пословицы подходят к басне?
- Кто не работает, тот не ест.
- То труду и награда.
VI. Домашнее задание: выучить басню.
БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Цели урока:
познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные:
развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные:
умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные:
умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.
2. Актуализация знаний.
Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».
Что такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)
В басне есть нравоучение?
Как оно называется?
Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
Чему учит нас каждая басня?
Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
Что это за животные?
Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)
Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
Какими эти персонажи могли быть в басне?
А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
4. Физминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.
5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1.Словарная работа.
Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
(на доске появляются слова, выражения)
Значение непонятных слов, выражений.
Вешние дни (иначе: весенние)
В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
Удручена (огорчена, опечалена)
Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.
Запоминают значение слов и выражений.
2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)
Дети читают басню самостоятельно.
3.Углублённый анализ басни.
Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).
Учащиеся дают характеристику героям басни.
Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
Жалко ли вам Стрекозу?
Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.
Правильно ли поступил Муравей?
Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
Какова мораль басни?
Нужно не только веселиться, но и работать.
6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
7. Индивидуальная работа учащихся.
Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.
Упражнение «Соберите пословицы»
Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)
Делу - время, потехе - час.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.
Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
8. Рефлексия. Итог урока:
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)
Конспект экспертного урока
по литературному чтению
проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»
на тему:Восприятие на слух звучащей речи.
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Дата:15.09.2017 г.
Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна
Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цель:
приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные:
развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные:
умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные:
умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Формы работы:
фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Приветствие гостей урока.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Прочитайте выражение, как вы его понимаете?
Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)
Проверка по слайду. (слайд 2)
(На парте).
Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.
Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .
Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .
Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .
Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.
Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).
Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Небольшой объем; (слайд 3)
герои – животные или растения;
о животных говорится как о людях;
часто стихотворная форма;
Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?
Басня - это…… (слайд 4)
Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)
Рассказ о И.Крылове (слайд 5)
Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .
Выставка книг. Беседа.
Работа над загадками.
Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.
А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)
Образы басни.
Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?
Как она летает?
(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)
Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?
А какая жизнь у муравьев?
(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.
Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи
Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.
Словарная работа. (Слайд 7)
Все ли вам слова были понятны?
Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.
Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.
Помертвело - стало безжизненно-бледным.
Вешний - весенний.
Мурава - молодая трава.
Удручена - огорчена.
Вскружить - обмануть.
Поплясать - танцевать.
Физкультминутка.
Самостоятельное чтение басни.
Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.
Анализ басни. (слайд 8,9)
Кто главные герои басни?
Какие черты характера им присущи?
Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)
А как вы относитесь к Стрекозе?
Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)
А как вы относитесь к Муравью?
Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?
Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?
Почему Стрекоза не получает сочувствия?
Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?
Какова мораль данной басни?
VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Работа у доски.
Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.
МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА
трудолюбивый весёлая
хозяйственный беспечная
запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная
Работа с пословицами. (слайд 10)
Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд
Молодцы все справились с заданием.
Физкультминутка для глаз.
Чтение по ролям
Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.
- Чтение по ролям с.41-42
- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)
Выберите и отметьте правильные ответы.
Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.
ІХ. Рефлексия. (слайд 12)
Я узнал…
Мне понравилось…
Я запомнил…
Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.
Анализ 2-3 учащихся.
Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)
Выставление отметок с комментированием.
Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Басня "Стрекоза и Муравей"
Провела учитель начальных классов: Бережная И.В .
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).
. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
II. Артикуляционная гимнастика.
Начнём урок со звуковой разминки
Изобразите звуками как:
Шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика
(ш-ш-ш);
Жужжит жук (ж-ж-ж);
Стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
Шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.
Произнесённые вами звуки гласные или согласные?
Согласные.
Почему?
При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.
Что ещё можете сказать об этих звуках?
Эти звуки шипящие.
Прочитаем чистоговорки с этими звуками.
(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.)
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
Ши-ши-ши-сидят дома малыши.
Чу-чу-чу-молоточком я стучу.
Ща-ща-ща-я поймал леща.
Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)
С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)
III Проверка домашнего задания
Подберите к каждой реплике героя - его имя, название произведения. Соедините стрелкой.
Слова героя1.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.
2.А почему я всё время один? Мне надо обязательно завести себе друзей.
3.Сама за ним прыгай! Я бы и рад, да боюсь в холодной воде простудиться!
4.Врать нельзя. Мама за враньё всегда ещё хуже сердится.
К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?
IV Изучение нового материала.
Определение темы
– Прочитай и определи жанр произведения.
– Что такое псевдоним? (вымышленное имя писателя)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?(Иван Крылов)
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях
(
поступки людей, высмеиваются их недостатки.)
,
цель написания басен.
В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Давайте проверим, правы ли вы были?
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась
Рыбы
Стрекоза и муравей
Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
Герои пришли к нам сегодня в гости.
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
Итак, тема нашего урока….
Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)
Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
Это герои произведения.
V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино
А) Первичное восприятие текста . Слушание басни в аудиозаписи.
Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?
Б) Формулирование проблемы.
– Понравилась ли вам басня?
Во всем ли совпали наши предположения?
Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
Давайте попробуем в этом разобраться?
- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
К кому пошла Стрекоза за помощью?
С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?(Пустить к себе перезимовать.)
Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)
(Жестокость или справедливость)
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?В чём смысл басни?
(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.
Словарная работа.
Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
Значение непонятных слов, выражений.
Физминутка для глаз стрекоза
Работа в парах
Назовите главных героев басни.
Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)
Учащиеся дают характеристику героям басни.
- Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?
Кто из них вам понравился больше? Почему?
VI Организация самостоятельной работы учащихся:
Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу.
– Какая пословица подходит к басне и почему?
Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.
В 1855 году
в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора
П.К. Клодта.
Русский скульптор
В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.
На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.
VI I Закрепление изученного.
Чтение басни по ролям.
Учитель задает вопросы.
Сколько действующих лиц в басне?
Найди слова Стрекозы, прочитай их.
Найди слова Муравья, прочитай их.
Творческое задание - (индивидуальное задание)
Дается задание.
Придумать окончание басни.
Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.
Как она жила бы?
Что делала?
VIII Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
По желанию детей:
2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.
IX Организация оценочной деятельности.
–
С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно
Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
– Кто из героев басни вам понравился больше?
– Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?
– Чему научила вас эта басня?