Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук ч. Буква Ч
(подготовительная группа)
Цели:
Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять правильный графический образ буквы.
Развивающие: развивать связную речь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать внимание, память; развивать интерес к чтению через игру.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, учить выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование:
Волшебный мешочек;
Клубочек;
Предметы отгадки на загадки;
Буквы Ч, ч, У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё;
3 мешочка со схемой слова;
Карточки с правилами написания сочетаний ча – чу;
Игровое поле для игры «Почитай-ка» - 4 шт.;
Кубики игральные – 4 шт.;
Карточки с текстом для индивидуальной работы;
Простые карандаши;
Музыкальный центр, музыка.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Звучит приятная музыка, дети садятся в кружок.
1. Орг. Момент.
Ритуал начала занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас волшебный мешочек, а в нем лежит волшебный клубочек, который поможет поднять нам настроение на целый день. Мы будем передавать клубочек по кругу, говоря при этом добрые пожелания друг другу.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
2. Основная часть.
Воспитатель: В начале занятия я сказала, что мешочек волшебный. В нем спрятались загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Верные отгадки на загадки будут появляться на столе.
Загадки:
1. Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
2. В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу. Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
4. Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
5. Ног нет, а хожу, рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
6. Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
7. Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.
8. Горячий, с лимонным ароматом, с вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
9. Ударишь – не плачет, подбросишь – поскачет. МЯЧ
Воспитатель: Ребята, посмотрите отгадки. Что общего во всех этих предметах? (В названии этих предметов есть звук Ч.)
Воспитатель: Давайте произнесем этот звук. Его можно пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?
Воспитатель показывает как правильно произносить звук Ч. (Когда мы произносим звук Ч, губки немного вытягиваются в трубочку, зубки почти сомкнуты язычок упирается в верхнее небо.)
Воспитатель вместе с детьми дает характеристику звуку Ч: согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Ребята, в моем волшебном мешочке оказалось еще 3 мешочка, а на них схема слова, указывающая местоположение звука Ч в слове. Давайте, предметы отгадки разложим по мешочкам. (1 - звук Ч стоит в начале слова, 2 - в середине, 3 - в конце.)
Д/игра «Раздели на группы»
Физ.минутка «Как мячики»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук Ч.
Воспитатель знакомит детей с заглавной и строчной буквой Ч.
Воспитатель: На что похожа буква Ч?
Воспитатель: Буква Ч дружит с гласными буквами. А с какими, вы узнаете послушав сказку.
Жила – была на свете буква Ч а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить букве Ч, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Буква Ч везде заглянула – многих нашла. Вот только не смогла найти гласные Ы, Ю, Я. Искала, с ног сбилась, усталая и голодная поздно вечером возвращалась она домой. Вдруг видит: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделась буква Ч – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружит только с И, А, У, О, Ё. Так в русском языке появились сочетания ЧА, ЧУ. Их надо запомнить.
На мольберте появляются правила ЧА – пиши с буквой А, ЧУ – пиши с буквой У.
Дети с воспитателем хором повторяют правила.
Чтение слогов. Знакомство с правилом написания сочетаний ча – чу.
Д/игра «Почитай-ка» (чтение слогов, слов в группах)
Дети делятся на команды с помощью воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельное задание. Вам необходимо найти в тексте все буквы Ч и зачеркнуть (задание выполняется на время).
Работа с текстом: «Найди букву Ч и зачеркни»
Папа подарил
девочке
чудо.
Чудо посадили ваквариумс чистой водичкой.
Девочка
кормила егочервячкамии чистила твердый панцирь.
Ночью чудо
прячется под
листочками.
А днем греет
бочок на
солнце.
Танечка
очень
любит своё чудо.
Воспитатель: Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в этом тексте.
Придумайте предложение с любым подчеркнутым словом.
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным?
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»
Дети встают в круг и берутся за руки, произносят следующие слова:
Мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Литература:
1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Татьяна Никифорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»
Интеграция ОО : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация»
Тема : Знакомство со звуком Ч и буквой Ч
Группа : подготовительная к школе
Программное содержание : Воспитательные задачи : Воспитывать у детей терпения и выдержку. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к друг другу.
Развивающие задачи : Развивать у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать моторику с помощью графического диктанта. Развивать фонематический слух через игру «Хлопушка» . Через малоподвижные игры развивать эмоциональную сферу.
Образовательные задачи : Знакомство со звуком [ч] , с буквой [ч] и правилом что звук [ч] всегда мягкий согласный. Называть слова с заданным звуком , определять звук в слове . Продолжать учить детей составлять предложения из 3 – 4 слов.
Предварительная работа :
Материал и оборудование :
Продолжительность : 30 минут
Место проведения занятия : групповая комната
Этапы занятия :
I Знакомство и разбор звука и буквы Ч
II Дидактическая игра «Хлопушка»
III Дидактическая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч »
IV Дидактическая игра «Назови ласково»
V Физминутка «Тик – так»
VI Сюрпризный момент «Необычные часы»
VII Речевая зарядка
VIII Пальчиковая гимнастика «Замок»
IX Графический диктант
X Анализ занятия
Ход занятия:
I Воспитатель : Мы сегодня на занятии познакомимся с новым звуком и новой буквой , будем составлять предложения, напишем графический диктант. Сейчас я вам загадаю загадку :
Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу
Когда спать
Когда встать
Когда работу начинать. (Часы)
Кто угадал, поднимаем руку.
Воспитатель : Правильно, это часы. Назовите первый звук в слове «ЧАСЫ» (Ч) . Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – Ч . Посмотрите и послушай те когда мы произносим звук Ч язык находится за верхними зубами. Произнесите звук Ч несколько раз .
Дети, самостоятельно произнося звук Ч
Звук Ч обозначается вот такой буквой Ч
Воспитатель показывает демонстрационную карточку с буквой Ч
Воспитатель : Что это за звук ? (согласный) Правильно это согласный звук , потому что он встретил преграду во рту и не поется. Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука Ч . Нет, не вибрирует, значит, этот звук глухой . Ребята, запомните, что звук Ч всегда мягкий . Ребята, давайте все вместе повторим хором звук Ч - согласный , глухой, мягкий.
Дети повторяют вместе с воспитателем
II Воспитатель : Поиграем игру «Хлопушка» . Хлопните в ладоши если услышите звук Ч : Д, Т, Б, Ч, П, ДА, БА, МА, ЧА, ЧУ, ДУБ, ТУМБА, ЧАШКА, ЦВЕТЫ, ЛАСТОЧКА. Молодцы.
III А теперь, следующая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч » , за каждое правильное слово я вам буду давать фишку. Но вы должны мне сказать где спрятался звук Ч в начале , в середине или в конце слова. Проходит игра
IV Дидактическая игра «Назови ласково» :
Кольцо - …
Курица - …
Огурец - …
Палец - …
Пуговица - …
Птица - …
V Физминутка «Тик – так»
Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так :
Тик – так, тик – так,
Смотри скорей, который час.
Тик – так, тик – так,
Налево раз, направо два.
Мы тоже можем так.
Тик – так - тик – так.
VI Воспитатель : Посмотрите, на картинку на ней изображены необычные часы. А чем они необычны? Правильно, необычные часы вместо цифр изображены буквы .
Воспитатель двигает по циферблату стрелку и вместе с детьми произносят звуки : А,О,И,Е,У (на циферблате буквы обозначены красным цветом) .
Какие буквы мы прочитали ? (ответы детей) Почему они называются гласными? (ответы детей) Ребята, посмотрите, а теперь на середине нашего циферблата у нас появилась буква ? Почему она обозначена зеленным цветом? (ответы детей)
А теперь мы с вами, ребята, читаем слоги : ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ,ЧУ. Читаем наоборот : АЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ, УЧ. Слоги прочитываем несколько раз, можно индивидуально, для закрепления.
VII Речевая зарядка :
Ча – ча – ча – мы увидели грача.
Чу – чу- чу – молоточком я стучу.
Чо – чо – чо – греет солнце горячо.
Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.
Оч – оч – оч – наступила ночь.
VIII Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли» , малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
IX Графический диктант :
Две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, десять клеток вниз, две клетки влево, четыре клетки вверх, четыре клетки влево, шесть клеток вверх.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Правильно, молодцы! Возьмем зеленый карандаш и закрасим букву в зеленый цвет . Почему мы закрашиваем букву зеленым карандашом ? (ответы детей) .
Почтальон Печкин принес посылку.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Научить правильно произносить звук [Ч].
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
- Упражнять ребенка в словообразовании.
- Учить производить самостоятельный звукослоговой анализ слов.
- Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами.
Материал. Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); картинки со звуком "Ч"; разрезная азбука.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Что у меня в руках? (Посылка). Скажите это слово ласково. (Посылочка). Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести. Дети имитируют напряжение .
А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление .
Логопед: Ребята, кто знает, где отправляют посылки? (на почте ).
Кто разносит посылки по адресам? (почтальон)
Угадайте самого известного почтальона из мультфильма (почтальон Печкин ).
2. Сообщение темы занятия
Логопед: Во всех словах есть похожий звук. Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук "Ч"). Наша посылка от Почтальона Печкина, а в ней задания. Печкин просит помочь ему. Поможем?
3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед: Для начала давайте я расскажу о звуке "Ч". (При произношении звука губки в улыбке, зубки заборчиком, кончик языка поднят вверх и ударяется в бугорки.Звук произносится от быстрого произнесения звуков ТЬ и Ш. Звук глухой, горлышко молчит).
Характеристика звука - согласный, ВСЕГДА мягкий, обозначаем зеленым цветом. Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца - твердого звука.
4. Произношение звука ч в слогах. Звукослоговой анализ и синтез
Логопед: Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их.
Первое задание .
Логопед: Нужно найти предметы по первому и последнему звуку. Печкин загадал слова, а вы угадайте их.
В нем первый звук Ч, последний - Ы? (Часы).
А слово, в котором первый звук К, последний - Ч? (Ключ).
А в этом слове первый звук Ч, последний - А. (Чашка).
Логопед: Ребята, давайте сами придумаем слова. Какое слово задумали вы (2-3 ребенка). Дети придумывают слово, в котором есть звук Ч, а так же называют первый и последний звук.
Второе задание .
Логопед: Печкин просит вас собрать рассыпанные звуки: Р У Ч К А. Какое слово получилось? (Ручка.) Выложите это слово при помощи квадратиков.
Дети обозначают слово символами.
Логопед: Сколько согласных звуков в этом слове?
Между какими звуками слышится звук "Ч"?
Ответы детей.
Логопед: Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. (на доске КАРТИНКИ). Деление слов на слоги с помощью хлопков. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (поч ка). Чем похожи эти слова? Ответы детей. Назовите слова, в которых последний слог - ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки).
Выделение ударного слога.
Третье задание .
Логопед: Печкин хотел придумать стихотворение, но у него не получилось подобрать рифмы. И он просит вас подобрать рифмы к словам? Давайте покажем ему как это сделать. Подбор рифм к слову почка.
(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка).
Логопед: А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок).
5. Физкультурная минутка
Чок-чок-чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.
6. Развитие связной речи. Загадки - описания предметов.
Четвертое задание .
Логопед: Печкин приготовил для вас загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)
Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатка).
Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке. (Удочка).
Повторите отгадки со звуком Ч.
Логопед: А сейчас придумайте свои загадки-описания со звуком Ч.
Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах. 2-3.
7. Знакомство с буквой Ч
Ч - вы правильно решили -
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя. /В. Степанов/
На что еще похожа буква Ч?
Детям предлагают найти букву Ч в буквенной кассе.
8. Чтение слов
Пятое задание.
Логопед: Последние задание от почтальона Печкина, нужно отгадать и прочитать слова.
На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четырех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой ч из разрезной азбуки.
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей на занятии.
Логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Будем еще ждать посылок от Печкина.
Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет
Цель: Закрепить знания детей о звуках и буквах Щ, Ч.Задачи: Обучать детей разгадывать кроссворд. Совершенствовать умения анализировать слова по звуковому составу и составлять звуко - буквенные схемы.Развивать зрительную и слуховую память, зрительно-предметный генезис. Совершенствовать навык чтения. Работать над пересказом по опорным схемам с элементами творческого воображения. Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку и уважение друг к другу.
Словарная работа: Телеграмма
Ход занятия
1.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
- Давайте возьмемся за руки, слегка их пожмем, посмотри ласково друг другу в глаза, улыбнемся друг другу.
2.Повторение.
Воспитатель: Что вы узнали на прошлом занятии? (Мы познакомились с буквами Щ и Ч)
Воспитатель: Что вы знаете о этих буквах? (Буквы Щ и Ч согласные, мягкие, глухие)
Воспитатель: С каким правилом вы познакомились? (Ча -ща пиши с буквой а)
3. Постановка игровой задачи.
Воспитатель: Сегодня почтальон принёс нам телеграмму. Вы знаете, что такое
телеграмма? (Телеграмма – это короткое сообщение.)
Воспитатель: Давайте прочитаем её.
Телеграмма: «Дорогие, ребята, приглашаем Вас в гости…. Вини-пух и его друзья.»
Воспитатель: Хотите побывать в гостях у Вини-пуха?
Воспитатель: Хорошо, но вначале мы должны решить, на чём мы будем совершать наше путешествие? (дети решают, что на самолете будет быстрее)
Воспитатель: Готовы? И так полетели. Повторяйте за мной слова.
4. Чтение слогов
Воспитатель: Самолёт пошёл на посадку, мы приземлились и спускаемся по трапу. Но трап – не простой, а для того что бы спуститься нужно прочитать слоги и составить из них слова. (щет-ка, ча-сы, оч-ки, щель)
5.Состав слова из букв.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает? (Вини-Пух)
Воспитатель: Вини-Пух принёс каждому из вас шарик в подарок, на шариках написаны буквы, нужно сложить буквы так, что бы получилось слово. Какое слово Вини-Пух зашифровал? (КЕНГА)
6.Звуко -буквенный анализ слова.
Воспитатель: А вот мы подошли к домику, где живёт кенгуру Кенга. Кенга очень любит играть со своим малышом в школу, она учит его раскладывать зелёные, синие и красные фишки в ряд. Давайте и мы сделаем звуко-буквенный анализ слов (щавель, чайка, чайник).(дети выполняют самостоятельно)
Воспитатель: Какое правило вы заметили? (ча-ща)
7.Ребус – кроссворд.
Воспитатель: Ребята, вы такие умные. Вини-Пух приглашает вас сходить в гости к Мудрой Сове.
Физминутка:
Вот домик Мудрой Совы.
Очень мудрая Сова
Загадала нам слова,
Их запрятала в кроссворд,
Села хитрая и ждёт.
Кто кроссворд решить сумеет?
Кто слова все разберёт?
1. Всегда идут вперёд, а с места не трогаются? (Часы)
2. Своих глаз нет, а видеть помогают?(Очки)
8.Запомни буквы.
Воспитатель: Вот домик Тигры. Он очень любит хвастаться, вот усадил нас на бревно и стал перед нами хвастаться. Давайте и мы покажем, какая у нас память? (показ карточек с пятью буквами и дети по памяти их называют).
КСЧПО
; АМСРЧ
; ЧКУБИ
.
9. Узнавание по контору.
Воспитатель: Пяточку на день рождение подарили друзья фотоаппарат. Этот подарок он очень ждал и был ему очень рад. Но фотографировать Пятачок ещё не научился. Вот вы и угадайте, кто на кадрах получился? (показ контура фигур друзей Пятачка).
Воспитатель: Как можно одним словом их назвать, кто эти животные? (друзья)
Воспитатель: А у кого из друзей Вини-Пуха мы ещё не побывали? (Ослик ИА).
10. Творческий рассказ.
Воспитатель: Вот и Ослик ИА, он как всегда скучает. Смотрите, он стоял около пруда и рисовал полочкой на мокром писке (показ схемы).
Воспитатель: Посмотрите, что у Ослика ИА получилось. Кто сможет нам рассказать?
(заслушиваем 1-2-х детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться домой. Вы готовы? Садимся в самолет, и произноси наши слова.
В бурном океане, за семью морями.
Есть чудесный остров, много там друзей.
Они живут там дружно, все друг с другом дружат.
Мы с тобою в гости к ним поспешим скорей
Садимся вместе самолёт и отправляемся в полёт.
11. Итог.
Воспитатель: Вот мы и приземлились. Где мы путешествовали? Какие буквы и звуки повторили? Что больше всего понравилось?
Велижанина Елена Олеговна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №165
Цель:Способствовать развитию звукобуквенного анализа; закрепить умение определять место звука в слове; составлять слова из букв; отгадывать загадки; развивать графические навыки; совершенствовать навык чтения, выразительность речи; формировать интерес к учебной деятельности.
Оборудование:«Волшебный сундучок», карточки со словами; картинки; магнитная азбука; карточки-схемы; листы для индивидуальной работы; простые карандаши.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с «Волшебным сундучком». Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:
«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»,
(Дети читают и изменяют слова).
Какой звук чаще всего повторялся в нашей игре с сундучком? (Ч)
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный; глухой; мягкий).
Сегодня он у нас в гостях. Как и все звуки, он любит прятаться в словах.
Назовите слова со звуком «Ч», определите его позицию в слове.
(чайник; туча; ночь; ручка; пчела; черепаха; мяч; врач; чашка …)
Хотите еще заглянуть в «Волшебный сундучок»?
Повторите слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок».
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
Ваши помощники – первые звуки слов. Из них составьте слово.
(на доске картинки: кот, лиса, юла, чайник)
– Составьте звуковую схему слова КЛЮЧ.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите твердый согласный звук, мягкие согласные. Сколько в слове слогов?
Где в этом слове стоит звук «Ч»? Кто найдет букву, которой мы обозначим звук «Ч»? На что похожа буква?
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как четыре.
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя.
Найдите все буквы Ч на своих листах.
(Дети обводят в кружок все буквы «Ч»)
Ч О И Б Ч Р К Т С Л Б
Ц Ч Р Д И Ч К М Е Д Ч
Р В А Ь Ч Ю Н А И Ч У
Ф Э П У Ч Ы Й Л А В З
Физкультминутка: «Часы».
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются как маятники)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову от плеча к плечу).
Заглянем в «Волшебный сундучок», интересно, какую еще игру он нам предложит?
воспитатель достает карточку со словами):
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Помогите буквам встать на свои места:
Ч 3 А 4 Т 1 У 2 ; К 5 Ч 3 И 4 М 1 Я 2 ; Ч 1 Ы 4 А 2 С 3
Придумайте предложение с этими словами.
Попросим наш сундучок еще с нами поиграть?
(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,
воспитатель достает карточку со словами):
Есть перекрестки особого вида:
Их образуют дороги-слова.
Захочешь по ним прогуляться без гида –
Не ноги готовь, тут нужна голова.
Отгадайте загадки, а отгадки напишите в клеточках кроссворда.
По горизонтали
1.Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
2. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.
по вертикали:
1. Из горящего колодца
Через нос водица льется.
Разгадайте кроссворд:
С какой буквой познакомились?
Кто знает веселые стихи, скороговорки, считалки в которых встречается звук «Ч».
(Дети рассказывают стихи).
Используемая литература:
Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.
Хлебовец Л. Н. Кроссворды – смешинки в стихах и картинках. – Ми.: Элайда, 1999. – 144 с.
Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников». – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с.
Программа:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.