Конспект: Методы селекции. Материал к уроку биологии "селекция животных"
Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 42. Селекция. Биотехнология, клеточная и генная инженерия
Селекция
– наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. В основе селекции лежат такие методы, как гибридизация и отбор. Теоретической основой селекции является генетика.
Породы
, сорта
, штаммы
– искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленными особенностями: продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.
Селекция растений
Центры происхождения культурных растений, выявленные Н.И. Вавиловым:
1. Южноазиатский тропический
2. Восточноазиатский
3. Юго-Западноазиатский
4. Средиземноморский
5. Абиссинский
6. Центральноамериканский
7. Южноамериканский.
Классическими методами селекции растений
были и остаются гибридизация
и отбор
.
Массовый отбор
применяют при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь
, кукуруза
, подсолнечник
). В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя обладает уникальным генотипом.
Индивидуальный отбор
применяют при селекции самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох
). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией.
Чистая линия
– потомство одной гомозиготной самоопыленной особи.
Инбридинг (инцухт)
– близкородственное скрещивание. Имеет место при самоопылении перекрестноопыляемых растений. В результате многие рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние, что приводит к снижению жизнеспособности растений, к их «депрессии». Затем полученные линии скрещивают между собой, образуются гибридные семена, дающие гетерозисное поколение.
Гетерозис («гибридная сила»)
– явление, при котором гибриды по ряду признаков и свойств превосходят родительские формы. Характерен для гибридов первого поколения, первое гибридное поколение дает прибавку урожая до 30%. В последующих поколениях его эффект ослабляется и исчезает.
Перекрестное опыление
самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов. В результате получают гибридные семена, сочетающие нужные селекционеру признаки разных сортов.
Метод получения полиплоидов
. Полиплоидные растения обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.
Автополиплоиды
– виды, у которых кратно умножен один и тот же геном.
Отдаленная гибридизация
– скрещивание растений, относящихся к разным видам. Отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз (два гаплоидных набора хромосом разных видов не могут конъюгировать) и, следовательно не образуются гаметы.
Аллополиплоиды
– виды, у которых произошло объединение разных геномов в одном организме, а затем их кратное увеличение.
Селекция животных
Особенности селекции животных
1.
Для животных характерно в основном половое размножение, поэтому любая порода является сложной гетерозиготной системой.
2.
Смена поколений происходит через несколько лет.
3.
Немногочисленное потомство.
Основными методами селекции животных
являются гибридизация
и отбор
. Различают те же методы скрещивания – близкородственное скрещивание, инбридинг
, и неродственное, аутбридинг
. Инбридинг, как и у растений, приводит к депрессии. Отбор у животных проводится по экстерьеру (определенным параметрам внешнего строения), т.к. именно он является критерием породы.
Внутрипородное разведение
направлено на сохранение и улучшение породы. Практически выражается в отборе лучших производителей, выбраковке особей, не отвечающих требованиям породы.
Межпородное скрещивание
используют для создания новой породы. При этом часто проводят близкородственное скрещивание – родителей скрещивают с потомством, братьев с сестрами, что помогает получить большее число особей, обладающих нужными свойствами, затем – скрещивание разных линий.
Искусственное осеменение
используют для получения потомства от лучших самцов производителей, тем более что половые клетки можно хранить при температуре жидкого азота любое время.
Гормональная суперовуляция
и трансплантация эмбрионов позволяют у выдающихся коров забирать десятки эмбрионов в год, а затем имплантировать их другим коровам; эмбрионы так же хранятся при температуре жидкого азота. Это дает возможность увеличить в несколько раз число потомков от выдающихся производителей.
Центры происхождения домашних животных
Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Традиционная селекция микроорганизмов (в основном бактерий и грибов) основана на экспериментальном мутагенезе
и отборе наиболее продуктивных штаммов
.
Особенности селекции микроорганизмов
1.
Геном бактерий гаплоидный, любые мутации проявляются уже в первом поколении.
2.
Хотя вероятность естественного возникновения мутации у микроорганизмов такая же, как и у всех других организмов (1 мутация на 1 млн. особей по каждому гену), очень высокая интенсивность размножения дает возможность найти полезную мутацию по интересующему исследователя гену.
Биотехнология
– использование живых организмов и их биологических процессов в производстве необходимых человеку веществ. Объект: бактерии, грибы, клетки растительных и животных тканей. Их выращивают на питательных средах в специальных биореакторах.
Генная инженерия
– совокупность методик, позволяющих выделять нужный ген из генома одного организма и вводить его в геном другого организма.
Хромосомная инженерия
– совокупность методик, позволяющих осуществлять манипуляции с хромосомами.
Метод гаплоидов
основан на выращивании гаплоидных растений с последующим удвоением хромосом.
Клеточная инженерия
– конструирование клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции.
Клетки растений и животных, помещенные в питательные среды, содержащие все необходимые для жизнедеятельности вещества, способны делиться, образуя клеточные культуры
.
В биотехнологии для получения моноклональных антител используются гибридомы
– гибрид лимфоцитов с раковыми клетками, которые нарабатывают антитела, как лимфоциты, и обладают возможностью неограниченного размножения в культуре, как раковые клетки.
Метод пересадки ядер соматических клеток в яйцеклетки
позволяет получить генетическую копию животного, то есть делает возможным клонирование
животных.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.
Задачи:
- Обучающие
:
- продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
- познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.
- продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
- Развивающие
:
- способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
- создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
- создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
- способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
- Воспитывающие
:
- создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
- способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
- создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.
Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор,презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.
План урока:
I. Организационный момент
II. Этап проверки домашнего задания
III. Объяснение нового материала
IV. Закрепление полученных знаний
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам
нужно изучить очень объемный материал. Поэтому
давайте максимально сконцентрируемся на уроке и
будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к
изучению какой темы мы приступили на прошлом
уроке? (Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы
трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать? (Да)
II. Этап проверки домашнего задания
– Итак, скажите пожалуйста, какая основная
задача селекции как науки? (Выведение новых
и совершенствование старых сортов растений,
пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите, какая наука является
теоретической базой селекции? (Генетика)
– А теперь подумайте, почему именно генетические
знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому
что основой успеха селекционной работы в
значительной степени является генетическое
разнообразие исходного материала. В своей работе
селекционеры стараются использовать все
многообразие диких и культурных растений.)
– Правильно. На необходимость использовать в
селекции растений все видовое многообразие
флоры нашей планеты указывал еще академик
Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся
генетик и селекционер. Именно Николаем
Ивановичем были выделены 8 центров происхождения
культурных центров растений. Давайте вспомним,
какие это центры. Обратите внимание, на слайде
перечислены культурные растения, такое же
задание и на карточках на ваших столах. Ваша
задача записать на карточках центры их
происхождения. (Слайд 3, Приложение
2
)
Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.
– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след.
Слайде красным цветом обозначены правильные
ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы,
знаком «–» – неверные. (Слайд 4)
– Кто сколько ошибок допустил?
Учащиеся называют количество ошибок.
– Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 5-12)
Вопросы:
По вертикали:
- Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
- Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
По горизонтали:
- В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
- Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
- Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
– Таким образом, какие 2 основных метода
выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и
гибридизации? (Животных, растений,
микроорганизмы)
– А вам известны методы селекции этих живых
организмов? (Нет)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с
особенностями селекции животных и растений,
методами, применяемыми в их селекции, а о
селекции микроорганизмов поговорим на
следующем уроке. (Слайд 13)
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего
урока – «Селекция животных и растений»
(Слайд
14)
III. Объяснение нового материала
– Примитивная селекция растений возникла
одновременно с земледелием. Начав возделывать
растения, человек стал отбирать, сохранять и
размножать лучшие из них. Многие культурные
растения возделывались примерно за 10 тысяч лет
до нашей эры.
Селекционеры создали прекрасные сорта
культурных растений. А какими методами они
пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа
65. У вас на столах распечатки со схемой такой же
как на слайде. В схеме пропущено несколько
методов селекции растений. Ваша задача,
используя текст параграфа 65 на страницах 246-252
заполнить недостающие графы в таблице и кроме
того привести пример на каждый вид скрещивания
растений. (Слайд 15, Приложение 3
)
– Теперь проверим, что вы написали. Алена
Иванова, прочитай пожалуйста, что получилось у
тебя. (Алена читает)
. Правильно, вот что у вас
должно получиться… (слайд 16)
– Итак, мы познакомились с основными методами
селекции растений. Как вы думаете отличаются ли
методы селекции растений от методов селекции
животных? (Нет…)
– Методы селекции животных те же,что и методы
селекции растений, но при их применении
селекционерам приходится учитывать ряд
особенностей, характерных для животных.
– Скажите пожалуйста какие это особенности?
- Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
- Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
- Высока селекционная ценность каждой особи
(Слайд 17)
– Сельскохозяйственные животные размножаются
только половым путем, в связи с этим при подборе
селекционеру важно определить наследственные
признаки, которые у производителей могут
проявляться. Потомство, полученное от одной пары
производителей невелико, поэтому возникает
проблема максимально сохранить его.
Следовательно, селекционная ценность каждой
особи высока.
– Запишите пожалуйста в тетрадь основные
особенности селекции животных,
представленные на слайде 18
- Одомашнивание
- Гибридизация
- Отбор
– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет
назад. Его центры в основном совпадают с центрами
многообразия и происхождения культурных
растений. Одомашнивание способствовало резкому
повышению уровня изменчивости у животных.
Гибридизация и индивидуальный отбор являются
основными методами в селекции животных. Массовый
отбор практически не применяется из-за
небольшого количества особей в потомстве.
В селекции животных применяют 2 вида
гибридизации.
Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.
Аутбридинг
– неродственная
гибридизация. Это скрещивание сопровождается
строгим отбором, что позволяет усиливать и
поддерживать ценные качества породы.
Сочетание – родственной и неродственной
гибридизации широко применяется селекционерами
для выведения новых пород животных.
Важным направлением в селекции животных
является направление гетерозиса. Особенно
широко явление гетерозиса применяется например
в птицеводстве, например при получении
бройлерных цыплят.
О новых видах животных мы узнаем б этом из
доклада Красовской Анны.
Материал для виртуальной экскурсии
Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некотрых пород домашних животных, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.
1. Аутбридингом получены например, собаковолк
Собаки и волки скрещиваются довольно
свободно. Волк – это пугливое животное с
особенным поведение и развитым охотничьим
инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у
собаки. Поведение гибридов волка и собаки
непредсказуемо.
Для того, чтобы приручить животное,
обязательно нужна дрессировка
2. Инбридингом получены:
Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.
3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.
IV. Закрепление полученных знаний
V. Домашнее задание (Слайд 22)
1) Параграфы 65-66
2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66
– Таким образом, сегодня на уроке, повторили
основные понятия темы «Селекция»,
познакомились с методами селекции растений и
методами селекции животных
– Спасибо за урок, до свиданья.
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка
урока по биологии
Разработчик:
Л.А.Акобян
Томск-2015г
Пояснительная записка к уроку
Урок по теме «Основные методы селекции животных и растений» разработан по естественно-научному направлению для обучающихся учебных заведений системы СПО , специальности «Защита информации» (на примере ОГБОУ СПО «ТомИнТех»). Урок проходит с использованием элементов фронтальной и индивидуальной работы, а так же ИКТ.
Использование данных методов на уроке биологии помогает достигнуть более высокого качества обучения в профессиональном образовании. Это позволяет не только повышать уровень знаний, умений, навыков обучающихся, но и развивать их как личности.
Использование индивидуальной, фронтальной работы позволяет развивать у обучающихся общие компетенции такие как: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач, ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Развитие данных компетенций входит в перечень требования к результатам освоения программы подготовки специалистов по специальности «Защита информации» и необходимы обучающимся в их бедующей профессиональной деятельности.
Особенности урока в том, что:
Совершенствование знаний по теме «Основные методы селекции животных и растений» проводится в интегрированной форме с использованием ИКТ, что способствует стимулированию интереса.
Тип урока: изучения нового материала позволяет показать все основные этапы урока, что демонстрирует профессионализм педагога.
Прослеживается связь с общеобразовательными предметами: география, зоология, ботаника.
Обучающиеся знакомятся с особенностями методов селекции животных и растений, о новых породах и сортах. Многие из них узнают в гибридных образцах своих домашних питомцев. Это не только повышает интеллектуальный уровень развития обучающихся, но и понимание значимости предмета биологии.
С некоторыми современными продуктами селекции, ребята сталкиваются в обычной жизни. На прилавках магазинов выставлены товары с надписью « Не содержит ГМО». Проводя аналогию с профессией на которую они обучаются, возникает вопрос о значимости защиты каждого человека о спорных продуктах селекции.
В ходе урока учитывается разные индивидуальные способности обучающихся, поэтому используются разные формы организации учебно-познавательного процесса.
Финалом урока является самостоятельная работа в форме «виртуальной» экскурсии, которая выявляет уровень усвоения и закрепления данного материала каждым обучающимся, а так же решением биологических задач.
Урок состоит из шести этапов.
На первом этапе преподаватель осуществляет проверку готовности обучающихся к уроку, сообщает тему и цели урока, мотивирует их на работу, знакомит с особенностями проведения урока и формой работы.
На втором этапе преподаватель проверяет уровень усвоение пройденного материала путем индивидуальной работы у доски, индивидуальной работы по карточкам и фронтальной работы повторением основных терминов, путем разгадывания кроссворда.
На третьем этапе объяснение нового материала с использованием мини-лекции и заполнением опорной схемы.
Закрепление полученных знаний осуществляется на четвертом этапе. Здесь студентам демонстрируется «виртуальная» экскурсия по гибридным образцам, и ребята должны самостоятельно определить какой из методов селекции был применен. Так же предлагается решить ряд биологических задач.
На заключительном этапе происходит подведение итогов урока, выдача домашнего задания.
Методика всего урока и каждого отдельного этапа вовлекает обучающихся в работу, активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательную активность.
Технологическая карта урока
Этапы занятия
Цель этапа
Время
Содержание деятельности
Средства
Формы и методы
Преподаватель
Обучающийся
1.Организационный момент
Организовать и настроить обучающихся на работу.
Проверяет явку и готовность обучающихся к уроку. Сообщает тему, цели и этапы урока. Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний.
Знакомятся с темой и целью урока. Формой работы.
Эпиграф
Фронтальная.
2.Повторение пройденного материала
Определить насколько успешно был освоен предыдущий материал.
1.Проверяет знания студентов у доски по карте.
2.Раздает карточки с заданием «Центры происхождения культурных растений».
3.Проверяет терминологию пройденного материала, используя кроссворд. Задает вопросы.
1.Слушают друг друга, дополняют материал.
2.Выполняют задание по карточкам, проверяют друг у друга.
3. Разгадывают кроссворд.
Политическая карта мира.
Карточки с заданием «Центры происхождения культурных растений»
Кроссворд (презентация)
1.Индивидуальная у доски
2.Индивидуальная по карточкам
3.Фронтальная
3. Усвоения новых знаний
Сформировать конкретные представления об изучаемых понятиях. Выявить сущность и главное в изучаемом.
Рассказывает о методах селекции. Просит конспектировать основные моменты.
Слушают материал и заполняют опорную таблицу по теме.
Таблица «Основные методы селекции растений и животных»
Презентация
1.Мини-лекция
2.Самостоятельная работа с конспектом.
4. Закрепление полученных знаний
Организовать деятельность учащихся по применению знаний, используя индивидуальную работу.
1. Предлагает слово одному из студентов, который провел исследовательскую работу по аутбридингу.
2. Зачитывает биологические задачи.
1.Студенты самостоятельно заполнят таблицу и определяют, какой из методов аутбридинга был применен для получения данного гибрида.
2. Внимательно слушают задачи и определяют метод гибридизации.
Презентация «Виртуальная экскурсия»
Карточка с заданием №1 «Прослушайте презентацию «Виртуальная» экскурсия. Заполните таблицу».
Карточка с заданием №2 «Решите задачу».
1.Интегрированный
2.Индивидуальный
5. Рефлексия
Уметь анализировать деятельность.
Зачитывает вопросы со слайда. При необходимости задает наводящие вопросы.
Анализируют свою деятельность, выявляют причины возникающих затруднений и пути их преодоления.
Презентация
Фронтальная беседа
5. Домашнее задание.
Сориентировать учащихся на возможные затруднения, на правильное выполнение задания.
Выдает домашнее задание.
Записывают основные моменты домашнего задания.
Презентация
Сообщение
Тема: Основные методы селекции растений и животных
Как приятно знать, что ты что-то узнал.
Мольер.
Цель: познакомится с методами, применяемыми в селекции растений и животных.
Задачи:
продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.
продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.
Обучающие :
Развивающие :
Воспитывающие :
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint с изображениями животных, распечатанные карточки с заданиями, опорная таблица по теме урока.
План урока:
I
.Организационный момент - 5 мин.
II. Этап проверки домашнего задания – 10 мин.
III. Объяснение нового материала - 15 мин.
IV. Закрепление полученных знаний – 10 мин.
V. Рефлексия – 3 мин.
VI Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент 2 мин (Тема, отсутствующие) слайд 1.приложение 4.
– Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро. Итак, давайте вспомним
к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке?
(Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать?
(Да)
II. Этап проверки домашнего задания 10 мин
–слайд 2. Итак, скажите пожалуйста,
какая основная задача селекции как науки?
(Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите
, какая наука является теоретической базой селекции?
(Генетика)
– А теперь подумайте,
почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции?
(Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)
слайд 3.Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений.
Слайд 4. Давайте вспомним, какие это центры. Преподаватель вызывает одного студента к доске, и он по карте, (приложение 1), показывает все центры происхождения культурных растений.
Слайд 5 Итак, мы с вами вспомнили центры происхождения, а теперь давайте вспомним, родиной каких растений является тот или иной центр. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах (приложение 2). Ваша задача записать на карточках центры их происхождения. (Слайд 5)
Учащиеся заполняют карточки.
– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след. Слайде 6 красным цветом обозначены правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные.
– Кто сколько ошибок допустил?
Учащиеся называют количество ошибок.
– Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины . Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места, а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 7-15)
Вопросы:
В. Наука о методах создания новых и улучшение существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с полезным для человека свойствам (селекция)
Г.Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
Г. Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
По горизонтали:
В. В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным. (отбор)
В. Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
В. Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
– Таким образом, какие 2 основных метода выделяют в селекции?
(Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации?
(Животных, растений, микроорганизмы)
–
А вам известны методы селекции этих живых организмов?
(Нет)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим на следующем уроке.
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока –
«Основные методы селекция животных и растений»
(Слайд 16)
Слайд 17. Проговорить цель урока.
Объяснение нового материала.
Слайд 18 Ребята! У вас на столах лежат опорные таблицы «Современные методы селекции» приложение 3. По ходу моей лекции вы должны заполнять пустые ячейки. Это таблица останется у вас, и вы сможете ее вклеить в тетрадь.
Итак, разгадывая кроссворд мы с вами определили два основных метода селекции: это гибридизация и отбор. Теперь более подробнее поговорим о каждом методе.
Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Древние селекционеры создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, многие сорта пшеницы, породы домашних животных. Им были известны некоторые современные селекционные приемы. Например, искусственное опыление финиковой пальмы применяли в Египте и Месопотамии за несколько веков до н.э.
Слайд 19.Самый первый и самый древний метод селекции – искусственный отбор. Различают две формы: массовый и индивидуальный. Массовый отбор – это выделение группа особей по внешним признакам. Например, при массовом отборе из всей популяции кур в хозяйстве оставляют для размножения птиц с яйценоскостью 200-250 яиц в год , живой массой не менее 1,5 кг, определенной окраски, не проявляющих инстинкта высиживания и т.д. все остальные куры выбраковываются. Достоинства: простота, экономичность, недостатки – невозможность индивидуальной оценки по потомству.
Слайд 20. Значение индивидуального отбора велико в том случаи, когда от одного организма можно получить большое количество потомков. Применяя искусственное осеменение от одного быка можно получить до 35000 телят.
Слайд 21. Так же различают два основных метода гибридизации: инбридинг и аутбридинг.
Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомством ведет к гомозиготности, т.е. к чистым линиям, и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости, а чтобы разнообразить генотип, насыщать его различными аллелями, Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.
Слайд 22-25Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усилить и поддерживать ценные качества породы.
Сочетание родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.
Слайд 26. Теперь давайте сверим таблицу «методы селекции» с тем, что получилось у вас. Исправьте ошибки если они есть.
Слайд 27. Привести примеры современной селекции.
Закрепление полученных знаний
Слайд 28. Ребята! Сейчас мы с вами прослушаем сообщение, которое приготовила нам Роза Махмудова. Она изучила большое количество материала по результатам аутбридинга, ваша задача внимательно слушать и заполнить таблицу с заданием №1. (приложение 4)
Слайд 29. Виртуальная экскурсии приложение 5.
Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некоторых пород домашних животных растений, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.
Слайд 30. Проверим заполненную таблицу. Подсчитайте количество баллов.
Слайд 31. Перед вами приложение 4 задание №2 « Решение биологических задач»:
Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?
Всеми любимый виноград сорта кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Как называются такие растения, как можно получить растения с удвоенным набором хромосом?
Слайд 32. Проверим заполненную таблицу. Подсчитайте количество баллов. Поставьте оценку. Ребята, с последних парт передайте мне все карточки, я их проверю еще раз и выставлю оценку за урок.
Слайд 33. Ответьте на вопросы:
V . Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Как вы считаете, какой из методов более эффективный?
3. Какие новые гибриды вы могли бы предложить?
4. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
V I . Домашнее задание (Слайд 34)
– Подготовить сообщение об истории создания породы ваших домашних питомцев;
- Повторить основные понятия генетики: ген, гетерозигота, гетерозис, фенотип, экстерьер, сорт, штамм, биотехнология и т. д.
Слайд 35. Урок хочется закончить анализом знаменитого мичуринского высказывания «Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача» Но мало кто знает продолжение этой фразы: «Но к природе надо относиться бережно и по возможности сохранять её в первозданном виде». В наш сегодняшний век – век манипулирования генетическим материалом, актуальнее вторая часть мичуринского завета, поэтому перед селекционерами сейчас важнейшими являются и нравственные задачи.
Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция», познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных
Слайд 36. Спасибо за урок. До свидания.
Список литературы:
Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.
С.Г. Мамонтов Биология для поступающих в вузы, М. Высшая школа, 1992.
Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.2.-СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002 год.
Научно-теоретический и методический журнал Министерства образования Российской Федерации. Биология в школе, 1993 год 1 издание.
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь - ЕВРОПЕДИЯ. Олма медиагрупп. Олма-пресс 2004.
Энциклопедический справочник школьника. Естественные науки. Москва 2002.
Приложение 1. Карта с изображением центров происхождения культурных растений
Приложение 2.
Фамилия _____________
Центры происхождения культурных растений
Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).__________________________________________________________________________
Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). __________________________________________________________________________
Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). _______________________________________________________________
Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).__________________________________________________________________________
Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. ___________________________________________________________________________________
Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________________________________
Картофель, ананас, хинное дерево. ______________________________________________
Название центров: Южноазиатский тропический, Юго-западноазиатский, Центральноамериканский Среднеземноморский, Абессинский, Восточноазиатский, Южноамериканский
Приложение 3. Опорная таблица «Современные методы селекции»
Приложение 4.
Группа______ ФИ____________
Задание 1. Прослушайте презентацию «Виртуальная» экскурсия. Заполните таблицу.
Гибриды
Метод
Баллы
Ландарас
Тигролев
Ларка
Австралийский шелковистый терьер
Левопард
Культурная слива
Британская короткошерстная
Лигр
Сильванер
Хайнак
Итого:
Задание 2. Решите задачу.
Задача
Ответ
Балл
В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?
2.
Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие деньги за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?
Школа № 643
Реферат по биологии
«Методы селекции»
Ученицы 9Б класса
Жаровой Анны
Учитель Дубовик О. А.
Санкт-Петербург 2008-2009
Определение селекции, основные методы
Методы селекции растений
Методы селекции животных
История селекции
Учёные, которые внесли вклад в развитие селекции и генетики
Примеры селекции живых организмов
Список использованных источников
Определение селекции, основные методы
Селекция – это эволюция, управляемая человеком
Н. И. Вавилов
Селекция - наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с целью увеличения их продуктивности, повышения устойчивости к болезням, вредителям, приспособления к местным условиям и другое. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных. Основными методами селекции являются отбор и гибридизация, а также мутагенез (образующий метод в селекции высших растений и микроорганизмов, который позволяет искусственно получать мутации с целью увеличения продуктивности), полиплоидия (кратное увеличение диплоидного или гаплоидного набора хромосом, вызванное мутацией), клеточная (совокупность методов конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции) и генная инженерия (наука, создающая новые комбинации генов в молекуле ДНК). Как правило, эти методы комбинируют. В зависимости от способа размножения вида применяют массовый или индивидуальный отбор. Скрещивание разных сортов растений и пород животных – основа повышения генетического разнообразия потомства
Методы селекции растений
Основные методы селекции растений в частности - отбор и гибридизация. Для перекрестно-опыляемых растений применяют массовый отбор особей с желаемыми свойствами. В противном случае невозможно получить материал для дальнейшего скрещивания. Если же желательно получение чистой линии - то есть генетически однородного сорта, то применяют индивидуальный отбор, при котором путем самоопыления получают потомство от одной единственной особи с желательными признаками.
Для закрепления полезных наследственных свойств необходимо повысить гомозиготность нового сорта. Иногда для этого применяют самоопыление перекрестно-опыляемых растений. При этом могут фенотипически проявиться неблагоприятные воздействия рецессивных генов. Основная причина этого - переход многих генов в гомозиготное состояние. У любого организма в генотипе постепенно накапливаются неблагоприятные мутантные гены. Они чаще всего рецессивны, и фенотипически не проявляются. Но при самоопылении они переходят в гомозиготное состояние, и возникает неблагоприятное наследственное изменение. В природе у самоопыляемых растений рецессивные мутантные гены быстро переходят в гомозиготное состояние, и такие растения погибают.
Несмотря на неблагоприятные последствия самоопыления, его часто применяют у перекрестно-опыляемых растений для получения гомозиготных («чистых») линий с нужными признаками. Это приводит к снижению урожайности. Однако затем проводят перекрестное опыление между разными самоопыляющимися линиями и в результате в ряде случаев получают высокоурожайные гибриды, обладающие нужными селекционеру свойствами. Это метод межлинейной гибридизации, при котором часто наблюдается эффект гетерозиса (гетерозис – мощное развитие гибридов, полученных при скрещивании «чистых» линий, одна из которых гомозиготная по доминантным, другая - по рецессивным генам): гибриды первого поколения обладают высокой урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным воздействиям. Гетерозис характерен для гибридов первого поколения, которые получаются при скрещивании не только разных линий, но и разных сортов и даже видов. Основная причина гетерозиса заключается в устранении в гибридах вредного проявления накопившихся рецессивных генов. Другая причина - объединение в гибридах доминантных генов родительских особей и взаимное усиление их эффектов.
В селекции растений широко применяется экспериментальная полиплоидия, так как полиплоиды отличаются быстрым ростом, крупными размерами и высокой урожайностью. Получают искусственные полиплоиды при помощи химических веществ, которые разрушают веретено деления, в результате чего удвоившиеся хромосомы не могут разойтись, оставаясь в одном ядре.
При создании новых сортов при помощи искусственного мутагенеза исследователи используют закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Организм, получивший в результате мутации новые свойства, называют мутантом. Большинство мутантов имеет сниженную жизнеспособность и отсеивается в процессе естественного отбора. Для эволюции или селекции новых пород и сортов необходимы те редкие особи, которые имеют благоприятные или нейтральные мутации.
Методы селекции животных
Основные принципы селекции животных не отличаются от принципов селекции растений. Однако селекция животных имеет некоторые особенности: для них характерно только половое размножение; в основном очень редкая смена поколений (у большинства животных через несколько лет); количество особей в потомстве невелико.
Одним из важнейших достижений человека на заре его становления и развития (10-12 тыс. лет назад) было создание постоянного и достаточно надежного источника продуктов питания путем одомашнивания диких животных. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. У домашних животных весьма развиты отдельные признаки, часто бесполезные или даже вредные для их существования в естественных условиях, но полезные для человека. Поэтому в естественных условиях одомашненные формы существовать не могут.
Одомашнивание сопровождалось отбором, вначале бессознательным (отбор тех особей, которые лучше выглядели, имели более спокойный нрав, обладали другими ценными для человека качествами), затем осознанным, или методическим. Широкое использование методического отбора направлено на формирование у животных определенных качеств, удовлетворяющих человека.
Отбор родительских форм и типы скрещивания животных проводятся с учетом цели, поставленной селекционером. Разводимые животные оцениваются не только по внешним признакам, но и по происхождению и качеству потомства. Поэтому необходимо хорошо знать их родословную. По признакам предков, особенно по материнской линии, можно судить с известной вероятностью о генотипе производителей.
В селекционной работе с животными применяют в основном два способа скрещивания: аутбридинг (неродственное скрещивание) и инбридинг (близкородственное).
Аутбридинг между особями одной породы или разных пород животных, при дальнейшем строгом отборе приводит к поддержанию полезных качеств и к усилению их в ряду следующих поколений.
При инбридинге в качестве исходных форм используются братья и сестры или родители и потомство. Такое скрещивание в определенной степени аналогично самоопылению у растений, которое также приводит к повышению гомозиготности и, как следствие, к закреплению хозяйственно ценных признаков у потомков.
В селекции инбридинг обычно является лишь одним из этапов улучшения породы. За ним следует скрещивание разных межлинейных гибридов, в результате которого нежелательные рецессивные аллели переводятся в гетерозиготное состояние и вредные последствия близкородственного скрещивания заметно снижаются.
У домашних животных, как и у растений, наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности.
Гетерозис широко применяют в промышленном птицеводстве и свиноводстве, так как первое поколение гибридов непосредственно используют в хозяйственных целях.
Отдаленная гибридизация домашних животных менее эффективна, чем растений. Межвидовые гибриды животных часто бывают бесплодными. Но в некоторых случаях отдаленная гибридизация сопровождается нормальным слиянием гамет, обычным мейозом и дальнейшим развитием зародыша, что позволило получить некоторые породы, сочетающие ценные признаки обоих использованных в гибридизации видов.
История селекции
Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI-XVII вв. отбор происходил бессознательно, то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.
Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.
Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию (скрещивание), скрещивая растения с желательными признаками и, в дальнейшем, отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно.
Учёные, которые внесли вклад в развитие селекции и генетики
1) Г. Мендель
Этот немецкий учёный заложил основы современной генетики, установив в 1865 году принцип дискретности (прерывности), наследовании признаков и свойств организмов. Также он доказал метод скрещивания (на примере гороха) и обосновал три закона, названных позже его именем.
PAGE_BREAK--
2) Т. Х. Морган
В начале двадцатого века этот американский биолог обосновал хромосомную теорию наследственности, согласно которой наследственные признаки определяются хромосомами - органоидами ядра всех клеток организма. Ученый доказал, что гены расположены среди хромосом линейно и что гены одной хромосомы сцеплены между собой.
3) Ч. Дарвин
Этот учёный, основатель теории происхождения человека от обезьяны, провёл большое количество опытов по гибридизации, в ряде которых и была установлена теория о происхождении человека.
4) Т. Фэрчайлд
Впервые в 1717 году получил искусственные гибриды. Это были гибриды гвоздик, получившиеся в результате скрещивания двух различных родительских форм
5) И. И. Герасимов
В 1892 году русский ботаник Герасимов исследовал влияние температуры на клетки зеленой водоросли спирогиры и обнаружил удивительное явление - изменение числа ядер в клетке. После воздействия низкой температурой или снотворным, он наблюдал появление клеток без ядер, а также с двумя ядрами. Первые вскоре погибали, а клетки с двумя ядрами успешно делились. При подсчете хромосом оказалось, что их вдвое больше, чем в обычных клетках. Так было открыто наследственное изменение, связанное с мутацией генотипа, т.е. всего набора хромосом в клетке. Оно получило название полиплоидии, а организмы с увеличенным числом хромосом – полиплоидов.
5) М. Ф. Иванов
Выдающуюся роль в селекции животных сыграли достижения известного советского селекционера Иванова, разработавшего современные принципы отбора и скрещивания пород. Он сам широко вводил генетические принципы в практику племенного дела, сочетая их с подбором условий воспитания и кормления, благоприятных для развития породных свойств. На этой основе им были созданы такие выдающиеся породы животных, как белая украинская степная свинья и асканийский рамбулье.
6) Я. Вильмут
В последнее десятилетие активно изучается возможность искусственного массового клонирования уникальных животных, ценных для сельского хозяйства. Основной подход заключается в переносе ядра из диплоидной соматической клетки в яйцеклетку, из которой предварительно удалено собственное ядро. Яйцеклетку с подмененным ядром стимулируют к дроблению (часто электрошоком) и помещают животным для вынашивания. Таким путем в 1997 г. в Шотландии от ядра диплоидной клетки из молочной железы овцы-донора появилась овечка Долли. Она стала первым клоном, искусственно полученным у млекопитающих. Именно этот случай был достижением Вильмута и его сотрудников.
7) С. С. Четвериков
В двадцатых годах возникли и стали развиваться мутационная и популяционная генетики. Популяционная генетика это область генетики, которая изучает основные факторы эволюции - наследственность, изменчивость и отбор - в конкретных условиях внешней среды, популяции. Основателем этого направления и был советский ученый Четвериков.
8) Н. К. Кольцов
В 30-е годы генетик этот учёный предположил, что хромосомы - это гигантские молекулы, предвосхитив тем самым появление нового направления в науке – молекулярной генетики.
9) Н. И. Вавилов
Советский ученый Вавилов установил, что у родственных растений возникают сходные мутационные изменения, например у пшеницы в окраске колоса, остистости. Эта закономерность объясняется сходным составом генов в хромосомах родственных видов. Открытие Вавилова получило название закона гомологических рядов. На основании его можно предвидеть появление тех или иных изменений у культурных растений.
10) И. В. Мичурин
Занимался гибридизацией яблонь. Благодаря этому, он вывел новый сорт Антоновка шестиграммовая. А его гибриды яблок нередко называют «Мичуринскими яблоками»
Примеры селекции живых организмов
В пушном деле большое значение имеет отбор естественных мутаций, отличающихся новой красивой окраской. Такой отбор очень быстро дает положительные результаты. Это можно показать на новых породах лисиц: серебристо-черной, платиновой и белой. Серебристо-черная лисица, которая была завезена в СССР в 1927 г., за 20 лет селекционной работы приобрела ряд свойств, отличающих ее от исходной формы. Платиновая лисица выведена путем отбора из группы серебристо-черных, имевших большое количество серебристых волос. У платиновой лисицы большие белые пятна развиты на груди, брюхе, лапах и морде.
Хорошим примером может служить выведенная академиком М.Ф.Ивановым порода свиней - украинская белая степная. При создании этой породы использовались свиноматки местных украинских свиней с небольшой массой и невысоким качеством мяса и сала, но хорошо приспособленных к местным условиям. Самцами- производителями были хряки белой английской породы. Гибридное потомство вновь было скрещено с английскими хряками, в нескольких поколениях применялся инбридинг, были созданы различные линии, при скрещивании которых получены родоначальники новой породы, которые по качеству мяса и массе не отличались от английской породы, а по выносливости – от украинских свиней.
Доказано, что вклад селекции в повышение в два раза урожайности основных сельскохозяйственных культур, достигнутое за последнюю четверть века в развитых странах, составляет около 50%. Так называемую «зеленую революцию» в земледелии Мексики, Индии и ряда других стран совершило внедрение низкорослых (с высотой стебля 100-110 см), полукарликовых (80-100 см) и карликовых (60-80 см) сортов риса, пшеницы и др. Они характеризуются нетолько высокой устойчивостью к полеганию, но и высокой продуктивностью колоса, главным образом за счет повышенного количества в нем зерновок. Такие сорта обеспечивают урожайность выше 60 ц/га. Производство пшеницы в Мексике и Индии с 1950 по 1970 г. возросло более чем в 8 раз; посевная площадь увеличилась вдвое, а урожай - вчетверо. Подобные сорта пшеницы созданы и в России (например, Донская полукарликовая и Мироновская низкорослая).
Список использованных источников
1. naexamen.ru/otvet/11/biol/600.shtml
2. www.biorg.ru/metodiselekcii.html
3. shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=113
4. ru.wikipedia.org/wiki/Селекция
5. schools.keldysh.ru/school1413/pro_2005/per/Metan.htm
6. dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/163134
7. sbio.info/page.php?id=39
8. www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a2007/n1007_10.htm
МБ ОУ Пеля – Хованская СОШ
Конспект урока для 10 класса на тему «Основы селекции. Биотехнология»
Класс: 10
Подготовила: Вилкова Т.М.
Дата: 12.05.2014 год
Цель урока: Раскрыть сущность понятий: селекция, сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции.
Задачи урока:
Охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.
Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
В оспитывать гордость за отечественных и мировых ученых-селекционеров.
Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная (аутбридинг).
Ход урока
Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Что такое селекция?
Каковы задачи селекции?
Какие вы знаете методы селекции?
Работа с понятиями: селекция, сорт, порода и штамм . Запись понятий в тетрадь.
Работа с таблицей и презентацией: «Методы селекции»
Селекция растений | Селекция животных | |
1.Подбор родительских форм (искусственный отбор). | По наличию ценных для человека признаков. По приспособленности к местным условиям среды. По месту происхождения. | По хозяйственно ценным признакам и по внешнему виду –экстерьеру. По способности к контактам с человеком и возможности содержания в неволе. |
2.Гибридизация: А) Неродственная (аутбридинг) Б) Близкородственная (инбридинг) | Осуществляется с помощью простых и сложных скрещиваний. Простые — однократные скрещивания между двумя родительскими формами. Сложные — в которых задействованы более чем две родительские формы или происходит повторное скрещивание гибридного потомства с одним из родителей. Скрещивание различных сортов (внутривидовое, межвидовое, межродовое), ведущее к гетерозису. Используется для получения гетерозиготных популяций и повышения продуктивности. Для получения плодовитых гибридов применяют полиплоидию (капустно-редечный гибрид). Искусственное самоопыление у перекрестноопыляющихся растений, для получения чистых линий, использующихся для дальнейшего скрещивания. | Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, межродовое скрещивание для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых) линий с желательными признаками. Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками. Ведет к гетерозису. У животных потомство бесплодно (мул-гибрид осла и лошади). Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных чистых линий с желательными признаками, т. е. для закрепления этих признаков. Часто ведет к снижению жизнеспособности. |
4).Отбор А) Массовый Б) Индивидуальный | Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений (рожь) Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии- потомство одной самоопыляющейся особи (пшеница, овес, ячмень) | Практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве. Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру |
4.Экспериментальное получение мутаций — индуцированный мутагенез | Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм(более продуктивных, урожайных, полиплоидов | Используются естественные (спонтанные) мутации. Метод получения полиплоидов не применяется |
5.Метод испытания производителей по потомству | Не применяется | Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей |
6 .Генная инженерия | Это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой | |
7.Клеточная инженерия | Основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах. |
Традиционные, описанные выше методы селекции имеют естественные ограничения в области изменения генотипа организма. Методы клеточной и генной инженерии открывают возможности создания организмов с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков.
Закрепление (творческая работа)
Вам необходимо вывести новый сорт, породу, штамм. Какими признаками вы наделили бы его? Почему? Какими методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта, породы, штамма? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта, породы, штамма?
Д/З § 3.18, § 3.19 вопросы и творческое задание