Концепции библиографии. О теории библиографии
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра истории Беларуси
Курсовая работа
Основные библиографические концепции
Студентки 23 группы
Жемчужной М. Г.
Научный руководитель:
Н. Г. Козлова
Витебск 2007
Введение………………………………………………………… …………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения…………………….... ....5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………… ……………….....8
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение…………………………………………………… …………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Прямая связь библиографии с категорией знание столь же очевидна, как и связь с культурой. Поэтому, нет ничего странного в стремлении библиографоведов, осмыслить, сущность библиографии как общественного явления, опираясь на эту её сторону. Библиография располагается в ряду систем, организующих знание, поэтому знание может рассматриваться в качестве её объекта, хотя и опосредованно – через документ. Сложность библиографии как социокультурного явления вызвала и вызывает противоречивость её теоретических трактовок, трудность формирования библиографической парадигма, т.е. концепции, признанной большинством учёных. Библиографические концепции стали предметом пристального внимания специалистов в 90-е годы 20 века.
В последние десятилетия теоретический багаж библиографии обогатили документографическая, книговедческая, деятельностная, когнитографическая, информографическая, культурологическая, коммуникационная концепции библиографии.
Документографическая концепция О. П. Коршунова и книговедческая А. И. Барсука были сформированы в 70-е гг. 20 в. В качестве парадигмы утвердилась концепция О. П. Коршунова. На основе её был составлен ГОСТ 7.0-84 Библиографическая деятельность, написаны учебники по библиографоведению и библиографической работе / деятельности библиотек 1891, 1990, 2001, 2003 гг.
Любая парадигма в развивающейся науке подвергается испытанию научной критикой и практикой. Если это не происходит, парадигма, превращается в парадогму. Со второй половины 1980-х гг. складываются новые теоретические концепции: деятельностная и позднее культурологическая М. Г. Вохрышевой, когнитографическая (знаниевая) В. А. Фокеева, информографическая Н. А. Слядневой, коммуникационная А. В. Соколова, науковедческая Л. В. Астаховой. Эти учёные выявили слабости и неполноту парадигмальной теории, и предложил новые трактовки библиографии.
М. Г. Вохрышева теоретически исследовала составляющие библиографии, в том числе науку и профессиональное образование как проявления деятельности.
В. А. Фокеев основное внимание уделил познавательным функциям библиографии. Наряду с «библиографической информацией» он предложил оперировать новым понятием – «библиографическое знание».
Н. А. Сляднёва глубоко исследовала феномен библиографического отражения. Она предложила библиографам наряду с документами оперировать смыслами, идеями, которые обозначила понятием «суверенные инфокванты».
А. В. Соколов предложил библиографоведам отказаться от «информационных призраков» и снять «информационные очки», освоив коммуникационную парадигму.
Заведующий кафедрой библиографии Ленинградского библиотечного института профессор М. Н. Куфаев ещё в 20-е гг. 20 в., хотя и трактовал библиографию как науку, фактически с внеклассовых позиций обосновывал методологический подход к изучению. Его неординарные взгляды подвергались ожесточённой травле со стороны ортодоксальных марксистов, которые обвиняли его в идеализме. Они оказались востребованы значительно позднее, в 70-90-е гг. 20 в., когда стала очевидной их теоретическая оригинальность.
Крупный книговед, руководитель сектора теории библиографии ГБЛ А. И. Барсук рассматривал библиографоведение как составную часть книговедения.
Названные деятели библиографоведения развивают свои концепции в режиме научного диалогизма: в чём-то соглашаются друг с другом, отчасти уточняют, дополняют, развивают определённые положения, нередко полемизируют.
Целью моей работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века. Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Библиография, как и любой другой достаточно сложный феномен общественной жизни, характеризуется универсальностью связей с миром, обусловленной вхождением в самые разные области человеческой деятельности. Способность к взаимодействиям позволяет рассматривать её в контексте самых разных явлений – информации, коммуникации, документалистики, книжного дела, культуры, образования и т. д. Всякий раз при этом формируются новые подходы и концепции, открываются дополнительные возможности её теоретического осмысления и практического развития.
Дискуссии в библиографоведении, как и в любой науке, происходят сейчас в совершенно определённых условиях, которые обобщённо обозначены как диалогические. Суть их заключается в параллельном существовании множество представлений о сущности библиографии как общественного явления, и, очевидно, осуществление подобных диалогических функций соответствует реальностям и потребностям современного общества. Следует помнить, что библиографоведение на каждом этапе развития общества будет иметь свои цели и задачи, поэтому нет смысла отстаивать библиографоведение то, что было не одно десятилетие назад.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЯ
Библиографоведение - это наука (научная дисциплина) социально-коммуникационного цикла, изучающая библиографию во всех проявлениях и связях, воспроизводящая научную картину мира библиографии, включая такие его компоненты как библиографическое знание (информация), библиографический социальный институт (СИ) и библиографическая деятельность (БД).
Объект библиографоведения - библиография.
Библиографоведение – система знаний о библиографии, деятельность по её формированию и развитию и компонент библиографии, на который возложена задача научного обеспечения оптимального функционирования данного СИ. Общей целью библиографоведения следует считать обеспечение развития библиографии как социального института, специфической деятельности и библиографической информации путём создания и введения в систему коммуникаций и общественную практику нового знания и хранения, кумулирования, актуализации ранее добытого знания. Библиографическая наука представляет собой профессиональное самосознание библиографического социального института.
До появления термина «библиографоведение» соответствующее понятие обозначалось словами: «библиография», «наука библиография», «библиографическая наука», «научная библиография» и др.
В работах разных авторов XVIII - начала XIX вв. словом «библиография» обозначался целый комплекс дисциплин: книговедение (наука о книге), история книги, история литературы, литературная и научная критика. Именно такое расширительное толкование термина позволило В. С. Сопикову сделать вывод, что «библиография из всех человеческих познаний есть самая «пространнейшая наука». Он считал, что назначение библиографии состоит в «познании книг вообще», а одна из ее функций - показывать «состояние и постепенное развитие наук вообще». Во славу отечественной библиографии трудились также В. Г. Анастасевич, Н. М. Лисовский, Г. Н. Геннади, В. И. Межов, С. А. Венгеров, А. В. Мезьер, Н. А. Рубакин, Л. Н. Троповский и другие.
Во второй половине XIX - начале XX вв. многие библиографы сужали значение термина «библиография», ограничивая функции библиографии лишь собиранием сведений о произведениях печати для составления списков и указателей литературы. В связи с тем, что по-разному понималось общественное назначение библиографии, появлялись и разные ее определения. Сам же термин в течение длительного периода употреблялся в разных значениях - как область практической деятельности, как научная дисциплина, как отдельный библиографический указатель, как совокупность библиографических пособий.
Многозначность базового термина сохранялась и в советское время, что тормозило развитие библиографической науки, затрудняло взаимопонимание между учеными, принимавшими участие в дискуссиях, отрицательно влияло на совершенствование библиографической работы. Большое значение для упорядочения терминологии имели длительные и горячие дискуссии на страницах специальных периодических изданий в 1950-1960-х гг., в которых активно участвовали ученые, преподаватели, библиографы-практики. Обсуждались многие теоретические вопросы: определение библиографии, разграничение понятий «библиография - деятельность»; «библиография» - одно или множество библиографических пособий (указателей литературы); «библиография (деятельность) - библиографическая наука». Итоги этой дискуссии были закреплены в первом государственном терминологическом стандарте 16448-70 «Библиография. Термины и определения».
Затем был сделан следующий шаг: разработан новый терминологический стандарт ГОСТ 7.0-77 «Библиография. Термины и определения», вступивший в силу с 1978 г. В нем были даны определения библиографии как области научно-практической деятельности (по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации) и библиографической науки (научной дисциплины, изучающей теорию, историю, методику и организацию библиографии). Были также определены их общественное назначение и цели. В частности, цель библиографии была сформулирована как воздействие на использование произведений печати в обществе.
Работа над библиографической терминологией продолжалась, и в 1986 г. был введен в действие ГОСТ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Основные термины и определения». Термин «библиография» в нем вообще отсутствовал, а библиографическая деятельность трактовалась как область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.
Казалось бы, все ясно: в многочисленных статьях, научных и учебных изданиях приводились различные определения библиографии, принят терминологический ГОСТ, но, тем не менее, единого определения библиографии, соответствующего ее положению и роли в современном обществе, до середины 2000 г. не было.
При переходе к использованию новейших информационных технологий происходит слияние всех видов библиографической информации в базы и банки данных, развитие информационных сетей, изменяются роль и место библиотек в этом процессе, повышается их ответственность за исполнение функций по предоставлению полной, точной, качественной информации не только в традиционной, но и в электронной форме. Наступил следующий этап развития библиографии, и потребовалось иное ее определение, равно как и определение библиографической науки - «в соответствии с современной информационной ситуацией».
Межгосударственный ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» вступил в силу 1 июля 2000 г. В нем предложено следующее определение библиографии: «Библиография: Информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации». Для понимания этого базового термина важно выяснить значения других - «информационная инфраструктура» и «библиографическая информация».
Информационная инфраструктура определяется ГОСТом как «совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам» (информационный центр - организация, выполняющая функции, по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации, а информационные ресурсы в самом общем понимании - это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации).
Для обозначения библиографической науки остается прежний термин, но в расширительном толковании. Библиографоведение - это научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику, организацию библиографии. Библиография как процесс входит во все коммуникативные сферы и относится к текстам как культурным ценностям, которые на выходе должны удовлетворять потребности.
Библиографию в целом изучает общее библиогр афоведедение, представляющее собой комплекс научных дисциплин, каждая из которых исследует библиографию в определенном аспекте. В то же время необходимо всестороннее исследование отдельных видов, аспектов и процессов библиографической деятельности с теоретической, исторической, методической и организационной точек зрения, а также с учетом специфики той или иной отрасли знания. Этим занимаются научные дисциплины частного библиографоведения (например, специальное Библиографоведение).
Теория библиографии исследует ее общественное назначение, разрабатывает научные концепции и терминосистему (организованную соответствующим образом совокупность терминов), методологическую базу для научного анализа современной библиографической практики, взаимосвязи библиографии и библиографической науки со смежными областями. Значительный вклад в разработку теории отечественной библиографии внесли современные ученые А. И. Барсук, М. Г. Вохрышева, Н. Е. Добрынина, Ю. С. Зубов, О. П. Коршунов, А. В. Мамонтов, И. Г. Моргенштерн, И. И. Решетинский, Н. А. Сляднева, А.. В. Соколов, С. А. Трубников, Ю. М. Тугов, В. А. Фокеев.
Краткое описание
Целью работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века.
Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………........5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………………………….....8
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
1. Теоретическая модель библиографии
Теория есть мысленное воспроизведение какого-либо объекта (в данном случае - библиографической информации) и, главное, объяснение его. Научное знание опирается на теорию. Теории библиографии посвящены десятки книг и сотни статей. Познание библиографии исходно начинается с рассмотрения и понимания её теоретической модели. Последнюю образуют изложение сущности библиографии и её понятийного аппарата, характеристика библиографической информации как ядра библиографии, её свойств, форм существования и функций, основными видами библиографической информации, объяснение системных связей библиографии и её роли в современном мире.
Самые ранние элементы библиографической информации в форме упоминаний древних книг (эпических поэм и песен о Гильгамеше и др.) обнаружены учеными в текстах глиняных табличек, написанных в середине II тысячелетия до н.э. и, позднее, на Древнем Востоке. Эти элементы можно назвать протобиблиографическими (от греч. «protos» первый, первичный). Слово «библиография» пришло в европейские языки именно из Древней Греции. В документах V в. до н.э. библиографами называли переписчиков книг. С начала XVII в. в течение более трех последующих веков оно употребляется в значении не «книгописание», то есть переписывание книг; а в другом - «книгоописание». В России в XVIII в. оно было заимствовано из французского языка калькой слова «bibliographie».
Словом «библиография» прежде именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов. Однако по мере расширения состава объектов библиографического отражения (помимо книг ими становились журналы, газеты, статьи и другие документы), развития библиографической деятельности дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности умножалось. По подсчету А.И. Барсука, число определений библиографии приближалось к 400 . Само слово «библиография» в середине XX в. употреблялось, как установил И.И. Решетинский в десяти значениях. Основными из них был и четыре: «книгоописание и наука о нем», «перечень книг, журналов, статей и других произведений печати», составляющих научную, художественную и другие виды литературы (XIX-XX вв.), «область научной и практической деятельности» (предложил Л.Н. Троповский в 1936 г.), «вспомогательная дисциплина» (М.А. Брискман - с. 9 учебника «Общая библиография» 1957 г.). Достоинством двух последних определений является стремление установить родовидовые отношения библиографии. Иными словами, уяснила, не только сущность библиографии, но и определить, к какому социальному явлению она относится.
И в последующем ученые стремились установить родовидовые отношения библиографии. Ее именовали областью «культуры» (Б.Я. Бухштаб - 1961 г.), «практической деятельности» (И.И. Решетинский - 1969 г.), «книжного дела» (А.И. Барсук - 1975 г.), «познавательной инфраструктурой книжной коммуникации» (А.В. Соколов - 2001 г.). В разных источниках библиографию именовали также «научно-практической и деятельностью» (ГОСТ 7.0-77), либо относили к инфраструктуре системы социальных коммуникаций» (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. - 1995 г.), «системе социальных коммуниканий» (Библиотечное дело: Терминол.слов. - 1997 г.). М.Г. Вохрышева трактует библиографию как систему, упорядочивающую «пространство информации и знания .
Эти утверждения справедливы постольку, поскольку по своей природе библиография входит в состав культуры, экономики, просвещения, науки, социальных коммуникаций и тем более «пространства информации и знаний», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент - библиографическая информация. В самом общем толковании библиографическая информация представляет собою информацию о документах, в основном отчужденную от них. Опираясь на данную трактовку. О.П. Коршунов предложил определять библиографию в самом широком значении - как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих функционирование библиографической информации .
Таким образом, современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая информация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуемой в действующем ГОСТе 7.0-99 Библиотечно-информационная деятельность , библиография «информационной инфраструктурой». Информационную инфраструктуру данный ГОСТ определяет как совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающую доступ потребителей к информационным ресурсам (термин 3.1.34). Следует уточнить, что понятие «инфраструктура» обозначает вспомогательную по отношению к любой области социальной деятельности подсистему, обеспечивающую функционирование области деятельности. С этой точки зрения информационная инфраструктура - это социальная система, организующая подготовку и функционирование социальной информации, а библиография - ее подсистема, у которой имеется своя инфраструктура.
Можно считать общепризнанной информационную природу библиографии. Поэтому, исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение: Библиография - это социальная информационная система, обеспечивающая подготовку и функционирование библиографической информации.
Библиография в период Возрождения (конец XVI–середина XVIII в.в.)
Ещё в V веке католическая церковь начала составлять списки запрещенных книг, такие списки позднее составлялись на территориях стран с православным вероисповеданием. Как я уже говорила, в 1559 году в Риме был создан первый...
Всемирная история библиографии
библиография книгособирательский алфавитный...
Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам. Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга...
История возникновения и развития библиографии
библиография информация знание коммуникационный Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт...
История возникновения и развития библиографии
1. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества. 2. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития. 3...
Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков
Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Человек играющий" (1938)...
Ментальность советской политической культуры
Прежде чем приступить непосредственно к изучению политической ментальности, необходимо выяснить, что же означают сами понятия «ментальность» и «менталитет»...
Методические традиции и новаторство Г.Н. Геннади и С.А. Венгерова в составлении библиографических словарей
Натюрморт как жанр живописи
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму...
Сад камней
"right">Камни учили меня молчанию. "right">Камни учили меня терпению. "right">Камни учили меня спокойствию. "right">Камни учили меня созерцанию. "right">Камни учили меня бесконечности мироздания...
Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК"
Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности...
Сущность и функции музея
Результатом проведенной работы должен быть контент сайта по заданной предметной рубрики. Для достижения данной цели были проанализированы контенты сайтов. На основании данных...
Библиографическая информация как научное понятие и специфическое средство разрешения противоречий в системе документальных коммуникаций.
Термин «библиография», его исторически сложившаяся многозначность. Теория библиографоведения – книговедческий и документографический подходы. Генезис понятий основных функций библиографической информации. Сущностно-функциональная и логическая структура библиографической информации, ее качество. Формы существования библиографической информации (библиографическое сообщение, библиографическая запись, библиографические сведения, библиографическое пособие). Характеристика основных видов библиографических пособий: библиографическая картотека, библиографическая справка, указатель, список, обзор, биобиблиографический словарь и т. д.
Основные общественные функции библиографической информации. Документальные и библиографические информационные потребности, их соотношение. Документальные потребности как основа соответствий между документами и потребителями.
Литература
К курсу в целом
Коршунов О. П. Библиографоведение. Общий курс: учебник для библ. фак. ин-тов культуры, ун-тов и пед. вузов / О. П. Коршунов. – М. : Кн. палата, 1990. – 232 с.
Моргенштерн И. Г. Библиографоведение: Общ. курс: путеводитель по курсу для информ.-библ. фак / И. Г. Моргенштерн. – 2-е изд., перераб. и доп. – Челябинск, 2001. – 47 с.: табл.
Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение: учеб пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – Спб. : Профессия, 2005. – 208 c. – (Серия «Библиотека»).
Общее библиографоведение федерального компонента цикла ОПД (ДС) ГОС ВПО второго поколения по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность»: метод. пособие / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Новосиб. гос. пед. ун-т; [сост. Е. Б. Соболева]. – Новосибирск: ГПНТБ, 2007. – 47 с.
Свирюкова В. Г.
Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике: учеб. пособие для студентов / М-во культуры Рос. Федерации, Самар. гос. акад. культуры и искусств, Фак-т информ. и межкультур. коммуникаций; Самарская академия культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2003. – 140 с.
Справочник библиографа / редкол.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – 592 с.: таб.
Справочник библиографа / Е. Н. Буринская [и др.] ; редкол.: А.Н. Ванеев. – 3-е изд., перераб и доп. – СПб. : Профессия, 2006. – 559 с. – (Серия «Библиотека»).
Фокеев В. А. Отечественное библиографоведение: науч.-практ. пособие / В. А. Фокеев. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – – 183 с. (Библиотекарь и время).
Учебно- методический комплекс «Высшие библиотечные курсы». Разделы «Общее библиографоведение» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html (Дата оращения 16.03.2011).
К вопросу
Бахтурина Т. А. Одноуровневое библиографическое описание / Т. А. Бахтурина // Библиотека. – 2004. – № 6. – С. 37–40.
Бахтурина Т. А. Проблемы стандартизации библиографического описания электронных ресурсов / Т. А. Бахтурина // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 7. – С. 16–21.
Беспалова Э. К. Библиографическая продукция как объект изучения / Э. К. Беспалова // Сов. библиография. – 1982. – № 2. – С. 8–12.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления // Библиография. – 2004. – № 4. – С. 41–64; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/help/std7_1_2003.pdf(Дата обращения 16.03.2011).
Зупарова Л. Б. Библиотечная обработка документов: учеб.-метод. пособие / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Сазонова; под ред. Ю. Н. Столярова. – М. : Либерея, 2003. – 208 с.
Калинина Г. П. Новый государственный стандарт на библиографическое описание / Г. П. Калинина // Библиотека. – 2004. – № 2. – С. 46–49.
Библиографическая деятельность – центральная категория библиографоведения. Закономерности ее развития и функционирования, принципы; компонентная и видовая структуры
Понятие о библиографической деятельности. Структура библиографической деятельности: Система основных библиографических понятий и терминов. Видовая структура библиографии. Систематизация библиографии в зависимости от объекта, метода, целевого и читательского назначения, а также по другим возможным признакам. Основные виды библиографии по социальной функции: государственная библиография, научно-вспомогательная библиография, рекомендательная библиография, библиография второй степени (библиография библиографии Характеристика и основные особенности разновидностей библиографии, выделяемых по другим признакам: универсальная, специальная, отраслевая и тематическая библиография; биобиблиография; региональная, краеведческая библиография; ретроспективная, текущая и проспективная (перспективная) библиография и т. д. Проблемы компьютеризации библиографической деятельности.
Общие вопросы организации и методики библиографирования (основные этапы и процессы составления библиографических пособий).
Литература
Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко; Рос. нац. Б-ка. – СПб. : РНБ, 2006. – 387 с.
Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков; под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с.
Мамонтова А. В. Краеведческая библиография: учебник / А. В. Мамонтова, Н. Н. Щерба. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Кн. палата, 1989. – 215 с.
Моргенштерн И. Г. Автоматизация библиографических процессов / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 1999. – № 3. – С. 3–9.
Моргенштерн И. Г. Актуально и в эпоху компьютеризации. О проблеме классификации пособий / И. Г. Моргенштерн. // Библиография. – 2002. – № 3. – С. 22–23.
Свирюкова В. Г. Организация и методика справочно-библиографического обслуживания: конспект лекций / В. Г. Свирюкова; отв. ред. Е. Б. Артемьева; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 64 с.
Современное состояние библиографии в России
ГСНТИ: основы построение, ее значение, структура, характеристика основных центров современное состояние. Место библиотек в системе ГСНТИ.
Литература
Концепция развития национальной информационной системы научной, научно-технической и инновационной деятельности России (проект) // Межотраслевая информационная служба: науч.-метод журнал / ФГУП ВИМИ, 2006. – № 3. – С. 3–27.
Проблемы и задачи национальной (государственной) библиографии
Национальная библиография: определение, понятия, виды, задачи. Закон об обязательном экземпляре как основа текущего национального библиографического учета. Система государственной библиографии в Российской Федерации на современном этапе, ее назначение, структура. Российская книжная палата и ее деятельность как научного и методического центра государственной библиографии. Система библиографических пособий (БД) государственной библиографии, их роль и значение в системе информационного обслуживания. ГОСТ 7.61–96 «Издания. Государственные и национальные: библиографические указатели. Общие требования» «Летописи» Книжной палаты их особенности, ее особенности и роль в системе текущей государственной библиографии. Ежегодники Российской книжной палаты: структура, назначение. Базы данных Российской книжной палаты.
Литература
Левин Г. Л. Национальная библиография как понятие и термин / Г. Л. Левин // Библиография. – 2004. – № 1. – С. 109–119.
Левин Г. Л. Функции и значение ретроспективной национальной библиографии / Г. Л. Левин // Библиография. – 2004. – № 2. – С. 19–31.
Лиховид Т. Ф. Текущая национальная библиография и ее функциональная структура / Т. Ф. Лиховид // Библиография. – 1982. – № 1. – С. 86–93.
Семеновкер Б. А. Государственная библиография России, 18–20 вв.: моск. период / Б. А. Семеновкер; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2002–2005. – Вып. 1–7.
Калинин С. Ю. Юбилеи Российской книжной палаты / С. Ю. Калинин // Библиография, 2006. – № 3. – С. 38–41.
5. Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации. Основные библиографические центры
Отраслевая (специальная) библиография. Функции научно-вспомогательной библиографии. Зарождение научно-вспомогательной библиографии в России. Система научно-вспомогательной библиографии на современном этапе, ее значение, структура.
Система научно-вспомогательных библиографических пособий, их роль и значение в системе информационного обслуживания. ГОСТ 7.23–96 «Издания информационные. Структура и оформление». Реферативный журнал (РЖ) как специфический вид издания в системе научно-вспомогательной библиографии.
Система обзорных изданий научно-вспомогательной библиографии. Издания экспресс информации.
Типологические особенности библиографических изданий и баз данных Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), ВИНИТИ, Информкультуры и др. Научно-вспомогательная библиография в информационном обслуживании специалистов.
Литература
Абенова Л. Д. Научно-вспомогательная библиография ЦНБ / Л. Д. Абенова // Мир б-ки. – 2005. – № 4. – С. 15–16.
ГОСТ 7.23-96. Издания информационные. Структура и оформление. – Введ. 01.01.98. [Электронный ресурс]. – URL: http://gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_23.htm (Дата обращения 17.03.2011).
Брискман Т. Я. Научно-вспомогательная библиография в XXI веке / Т. Я. Брискман // Инф. бюл. РБА – 2002. – № 20. – С. 235–240.
Давыдова М. И. Библиография текстов и переводов в научно-вспомогательной литературной библиографии / М. И. Давыдова // Мир библиогр. – 2003. – № 6. – С. 2–7.
Диомидова Г. Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия, 2003. – 288 с.
Коршунов О. П. Библиографоведение: основы теории и методологии / О. П. Коршунов, Т. Ф. Лиховид, Т. А. Новоженова. – М., 2009. – 336 с.
Крылова Т. Д. Научно-вспомогательная библиография в системе преподавания / Т. Д. Крылова// Библиография. – 2002. – № 2. – С. 63–65.
Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
Нижник Т. А. Издательская деятельность Российской национальной библиотеки / Т. А. Нижник // Вестн. БАЕ. – 2001. – № 2. – С. 64–65.
Общее библиографоведение федерального компонента цикла ОПД (ДС) ГОС ВПО второго поколения по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность»: метод. пособие / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Новосиб. гос. пед. ун-т; [сост. Е. Б. Соболева]. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 47 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn13.pdf (Дата обращения 17.11.2010).
Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие для студентов вузов. – СПб., 2006. – 224 с.
ПаршуковаГ. Б., Новикова Н. В. Мировые информационные ресурсы и защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2007. – 262 с. – (Информационная образовательная программа НГТУ «Высокие технологии» / М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т) (Приоритетные национальные проекты. Образование).
Поздняков В. Г. Библиографическая деятельность ЦНСХБ Россельхозакадемии / Поздняков В. Г., Боровских И. В., Каразанова Л. Н. // Библиография. 2005. – № 6. – С. 5–9.
Свирюкова В. Г. Библиография: учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 69 с.
Теплицкая А. В. Библиография как механизм управления знанием / А. В. Теплицкая // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1. – С. 230–234.
Современные концепции библиографии.
Во второй половине XX в. информационная ситуация стала быстро меняться. Это обусловлено повышением значимости информации в современном мире, всесторонней компьютеризацией, в т.ч. библиотечно-библиографических процессов, появлением новых типов документов (электронных), развитием форм международного научного и информационно-библиографического сотрудничества.
Перед теоретиками библиографии в разных странах встали две главные задачи˸
– вскрыть основные сущностные характеристики библиграфии;
– показать соотношение библиографии с более широкой системой информационного обеспечений общества, т. е. установить метасистему библиографии.
Ведущее положение в западной теории библиографии заняла англо-американская школа. В ней выделилось направление, включившее ряд концепций, которые объединяет стремление определить место библиографии среди информационных и социальных явлений современности.
Наиболее значительное влияние на американскую библиотечно-библиографическую теорию и практику XXв. оказал Джесс Хоук Шира (Jesse H. Shera, 1903 – 1983 гг.) – выдающийся ученый, работавший в сфере библиотековедения, теории библиографии, информатики. В течение многих лет он был деканом факультета библиотековедения Кливлендского университета, создал при факультете Центр исследований документации и коммуникации. Дж. Шира внес существенный вклад в разработку социальной сущности фиксированного знания.
Для ᴇᴦο трудов характерна обобщающая, высокая трактовка социальной роли библиотечно-библиографической деятельности. Дж. Шира подчеркивал, что библиотека возникла и развивалась благодаря насущной потребности общества. Как только появилась письменность, отвечавшая общественной потребности служить средством фиксации и передачи сообщений, возникла и необходимость в учреждениях, которые обеспечивают хранение наиболее важных записей. Таким образом, библиотеки, по мнению Дж. Ширы, с самого начала стали неотъемлемой частью механизма, обеспечивающего нормальное функционирование общества, сохранения и передачи накопленных знаний. Дж. Шира использовал термин “графические записи” (graphic records) вместо “документы” и относил к ним книги, звукозаписи, изо-издания, аудио-документы, карты и др.
К разработке теоретических проблем Дж. Шира приступил в 50-е – 60-е гг. ХХ в. Он ввел понятие “библиографическое дело” (bibliographic enterprise) как единое целое, которое образуют составные части – библиотечное дело и документация.
В начале 70-х гг. Дж. Шира пришел к пониманию библиографической деятельности (bibliographic activity) как основы библиотечного дела. Под “библиографической деятельностью” он понимал “все те процессы, функции и действия, которые необходимы, чтобы соединить книгу и читателя”. К функциям библиографии были отнесены˸
– комплектование;
– организация и упорядочение материалов с целью предоставления необходимого доступа к их интеллектуальному содержанию;
– обслуживание (библиографическое) читателей .
Наличие этих функций, по мнению Дж. Ширы, есть признак, на базе которого библиотеки, центры документации и другие учреждения образуют в совокупности библиографическое дело.
Современные концепции библиографии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современные концепции библиографии." 2015, 2017-2018.
Книговедческая (до сер. 20 в.) Рошель Грегуар Анастасевич Сопиков Лисовский Книга Наука о книге. БО – часть книговедения
Документографическая Коршунов Моргенштерн Документ Система док. Коммуникаций.
Библиография посредник м/д док-том и потреб. инф-ции
Идеографическая Сляднева Любые инф. Объекты – зафиксированные или нет Весь универсум чел. деят. Библиография всепроникающая метод. область
Культурологическая Вохрышева Ценности культуры Библиография служит для передачи ценностей культуры из поколения в поколения
Когнитографическая Фокеев Знания Ноосфера – все, что создано человеком.
Библиография как система совершенного знания
Коммуникационная Соколов Смысл Система соц. коммуникаций
Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции именной указатель А.И.Барсука и именной указатель О.П.Коршунова. К сожалению, из-за смерти автора концепция А.И.Барсука не имеет дальнейшего развития. Концепция О.П.Коршунова, несмотря на формальный приоритет, также нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует развернувшаяся с 1988 г. на страницах журнала "Советская библиография" (ныне - "Библиография") дискуссия по вопросам научной разработки библиографии. В последнее время со своими теоретическими подходами к библиографии выступили такие известные российские специалисты, как М.Г.Вохрышева, Э.К.Беспалова, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др.
исторически новейшая в этом ряду идеографическая или информографическая концепция библиографии, предложенная и весьма основательно разработанная и аргументированная Н.А.Слядневой8.
Несомненно - это самая экзотическая, наиболее радикальная концепция, согласно которой объект библиографирования - любые информационные объекты, как зафиксированные в форме документов (тексты, произведения, издания и т.п.), так и незафиксированные (факты, идеи, фрагменты знания как таковые, а также мысли, чувства, даже предчувствия). Метасистема биб-лиографии - весь Универсум человеческой деятельности (УЧД), а сама библиография квалифи-цируется как общечеловеческая, всепроникающая методическая отрасль (наука) типа статисти-ки, математики, логики и т.п.
Иногда идеографическую концепцию называют идеодокументографической. Весьма много-значительная формулировка, которая наглядно обнаруживает, что все, что скрывается за тер-миноэлементом "документографическая" относится к документографической концепции, а то, что стоит за терминоэлементом "идео" к библиографии не имеет отношения.
Существуют две главные причины, подвигнувшие Н.А.Слядневу на создание этой концеп-ции.
Во-первых, стремление содействовать повышению общественного статуса, значения биб-лиографии как области профессиональной деятельности в условиях глобальной информатиза-ции окружающей реальности.
Во-вторых, Н.А.Слядневу как представителя отраслевой библиографии художественной литературы беспокоит "феномен синтетических, пограничных форм, информации, возникших на стыке отраслевого знания и библиографии"9.
В наши дни культурологическая концепция библиографии в наиболее развитом и завершенном виде представлена в работах М.Г.Вохрышевой10.
Основные положения концепции в самом общем виде сводятся к следующему: объект биб-лиографирования - ценности культуры, метасистема библиографии - культура. Соответственно библиография, взятая в целом, определяется как часть культуры, обеспечивающая библиогра-фическими средствами сохранение и трансляцию документированных ценностей культуры от поколения к поколению.
Прямая связь библиографии с категорией знание столь же очевидна, как и связь с культурой. Поэтому нет ничего странного в стремлении библиографоведов осмыслить сущность библиографии как общественного явления, опираясь на эту ее сторону. Общая "знаниевая" квалификация библиографии уходит своими корнями в отечественном библиографоведении в далекое дореволюционное прошлое11.
Первопроходцем в области "знаниевой" квалификации библиографии в Советском Союзе был Ю.С.Зубов. Суть его подхода к проблеме взаимосвязи знания и библиографии четко выра-жения в самом заглавии статьи "Библиография как система свернутого знания"
В наши дни основным представителем так называемой когнитографической ("знаниевой") концепции библиографии является В.А.Фокеев13. Конечно, по широте охвата материала, по основательности и глубине разработки темы, по разнообразию аргументации его работы не идут ни в какое сравнение с небольшой статьей Ю.С.Зубова.
Можно вспомнить и другие, менее значительные концепции, например, фактографическую концепцию библиографической информации и концепцию библиографии как области духовного производства, базирующуюся на представлении о социально-экономической природе библиографии, предложенных в свое время А.В.Соколовым и впоследствии почти забытых, прежде всего самим автором14.
Вряд ли можно согласиться и с третьей по счету и последней по времени коммуникацион-ной концепцией А.В.Соколова, в основе которой полный отказ от понятия информации (в том числе библиографической), как ничего не обозначающего в окружающей нас действительности. Предлагается в глобальном масштабе (в частности и в библиографоведении) заменить понятие "информация" понятием "коммуникация", хотя совершенно очевидно, что эти понятия не тождественны по содержанию и потому одно не заменяет другое