Кому полагается социальная помощь? Государственная социальная помощь. Адресная социальная помощь
Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.
Важнейший принцип соцзащиты
Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.
Характерные особенности социальной помощи
Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).
Краткая характеристика видов социальной помощи
Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Социальное пособие
Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.
Субсидия
Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация
Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.
Социальная помощь в натуральном виде
Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.
Гуманитарная помощь
Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.
Социальная защита детей
Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:
В среде обитания ребенка;
В сфере образования;
В сфере семейных отношений.
Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.
Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.
Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.
Социальная защита семьи
Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).
Государственная помощь инвалидам
В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.
1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.
2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.
3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.
Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.
Социальные услуги инвалидам
Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:
Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;
Помощь в правовых и юридических вопросах;
Сопровождение их в медицинские учреждения;
Уборка квартиры;
Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;
Оказание ритуальных услуг.
Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.
Государственная помощь пожилым
В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:
Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;
Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);
Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;
Срочная помощь разового характера;
Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.
Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.
Помощь пожилым на дому
Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.
Отделения дневного пребывания
Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.
Пансионаты для инвалидов и престарелых
Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.
Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.
Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.
Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.
Законодательное регулирование вопроса
Самым главным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.
Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности.
Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает , содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.
В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.
Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.
Понятие и цели предоставления
Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к .
Важнейший принцип поддержки состоит в ее программ (денежных выплат).
Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов :
В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей:
- улучшение уровня жизни населения;
- повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
- доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
- эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
- обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа и высвобождение излишней рабочей силы);
- усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.
Виды господдержки
Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление :
Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:
- Безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать.
- Фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум.
- Материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства.
- Выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня.
- Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.
Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.
На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:
- пенсионер, проживающий в одиночестве;
- семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
- семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
- семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.
Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.
Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением :
- бесплатного горячего питания;
- банных услуг;
- твердого топлива.
Кому положена
Государство оказывает помощь :
Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.
Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.
Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений.
Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.
В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена :
- доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
- получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
- гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
- предоставленные сведения не являются достоверными;
- смерть лица, обратившегося за помощью.
Порядок и сроки предоставления
Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.
У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.
Основания для отказа и прекращения предоставления
В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях : наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.
Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд.
На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями.
Т.е., если случилось долгожданное повышение уровня заработной платы главы семейства, ввиду чего величина среднедушевого дохода превысила прожиточный минимум, то данная семья перестает быть малоимущей и, соответственно, не нуждается в материальной поддержке государства. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.
О реализации Федерального закона №178 смотрите в следующем видеосюжете:
Законодательство РФ передало региональным властям обязанность по заботе о малоимущих и некоторых иных категориях граждан. Таковым полагаются выплаты и разного размера. В законодательстве установлен также иной вид помощи за казенные деньги - натуральный. Таковой представляет собой выделение нужных в хозяйстве вещей и продуктов определенному гражданину.
Рассмотрим, кто может претендовать на натуральный вид соцподдержки в 2019-2020 году. Куда обращаться и при каких обстоятельствах назначается.
Законодательная база
Полномочия по оказанию социальной помощи населению в денежном и натуральном виде на законодательном уровне переданы субъектам федерации. Норма зафиксирована в статье 12 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. На основании ее положения региональные власти проводят следующую работу:
- выявляют:
- категории граждан, нуждающихся в соцподдержке;
- необходимые в определенной ситуации меры помощи;
- планирую финансирование в местном бюджете на реализацию государственной соцполитики;
- определяют орган исполнительной власти, который будет работать с гражданами;
- распределяет функции между структурами регионального и муниципального значения.
Соцпомощь льготникам в виде денежных выплат, вещей и продуктов предоставляется на принципах:
- Адресности. Он означает передачу казенных денег и имущества конкретному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
- Нуждаемости. Таковой предполагает тщательное изучение ситуации, в которой живет претендент.
Для сведения: статья 7 закона № 178-ФЗ относит к получателям социальной помощи из государственного бюджета , к которым относятся:
- семьи;
- одинокие граждане.
Понятие и цели предоставления
В законе дана расшифровка натуральной соцподдержки льготников. К таковой относится выделение за бюджетные деньги:
- топлива;
- продуктов;
- предметов одежды;
- обуви;
- медикаментов;
- другого.
Правило введено в правовое поле из-за обязательства государства помогать в разрешении конкретных вопросов, возникающих в жизни социально незащищенных категорий населения. Дело в том, что невозможно все заменить денежными средствами. Их получатель может потратить нецелевым образом. А это минимизирует работу властей над поставленной задачей.
Пример.
К натуральной поддержке относят молочные продукты, выделяемые беременным и новорожденным. Финансируют работу « » местные органы власти. Если женщинам выделять деньги вместо молока и кефира, то гарантии в получении важных элементов питания детьми получить практически невозможно. Значит, бюджетные траты не достигают цель. В данном случае она заключается в поддержке развивающегося человека - будущего гражданина - в утробе мамы и на первых месяцах жизни.
Из приведенного примера следуют основные цели выделения денег на натуральную помощь:
- решение конкретной проблемы льготника;
- получение гарантии в том, что сам получатель не сменит целевого направления бюджетных затрат;
- поддержка со стороны властей людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Кому полагается
Федеральный закон описал потенциальных получателей широко. К ним отнесены малоимущие семейства и граждане, а также иные льготники. Определить перечень последних должен местный законодательный орган или правительство. То есть конкретные получатели перечисляются в соответствующем нормативном акте.
Как правило, регионы включают в перечень льготников граждан с низкими доходами. Таковые определяются так:
- собираются данные обо всех поступлениях семейства за предшествующие обращению полгода (три месяца или год);
- сумма делится на период и количество членов ячейки общества;
- полученный результат сравнивается с (ПМ) на определенную дату.
В нормативных актах описываются иные условия. К таковым относится дата определения показателя ПМ, используемого в расчете. К примеру, при установлении права мамы на пособие до одного года малыша используется ПМ на второй квартал года, предшествующего обращению (в 2020 г. - за 2-й квартал 2019 г.).
Правила назначения
Социальная поддержка в натуральной форме назначается:
- в рамках действующих нормативных правил;
- по инициативе претендента;
- на основании представленных документальных подтверждений права на таковую.
Алгоритм обращения следующий:
- Собрать документы.
- Написать в орган соцзащиты по месту проживания заявление.
- Передать пакет на проверку.
- Подождать письменного ответа из госоргана (около десяти дней).
В случае принятия положительного решения нужно следовать дальнейшей инструкции. Таковая описывает порядок и способы получения продуктов или товаров.
Для сведения: для принятия решения госслужащим потребуется подтверждение бедственного положения просителя. Для этого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий заявителя. Не нужно препятствовать соцработникам проводить мероприятие.
Акт обследования жилищно-бытовых условий
Практика изучения условий проживания просителя осталась со времен СССР. Она признана действенным инструментом контроля бюджетных затрат. Проводится мероприятие так:
- Социальная служба направляет специалистов домой к заявителю (по адресу, указанному в прошении).
- Служащие договариваются с заявителем о дате и времени визита.
- На месте проводится беглый осмотр помещения и подробный опрос просителя и членов его семьи.
- Результаты заносятся в акт.
- С содержанием документа знакомят заявителя.
Обстоятельства предоставления натуральной поддержки
Для получения услуг гражданин должен подписать социальный контракт с государственным учреждением. В документе описываются условия и объемы помощи. Денег за поддержку специалиста с клиента не берут.
Для сведения: в региональном документе отражаются наиболее актуальные для субъекта федерации виды натуральной поддержки.
В столичном законе № 60 от 23.11.05 к получателям продуктов питания и других товаров за бюджетные деньги отнесены:
- дети:
- первых трех лет жизни;
- до семи лет;
- школьники и студенты;
- несовершеннолетние до 15 лет, страдающие хроническим недугами;
- беременные женщины;
- кормящие мамы;
- семейства:
- многодетные;
- воспитывающие малыша с ограничениями по здоровью.
Отказать в оказании поддержки продуктами, товарами и услугами могут в таких ситуациях:
- неподтверждение права;
- предоставление документации:
- не в полном объеме;
- содержащей поддельные данные;
- просроченной;
- нарушение условий соцконтракта.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Видео: Соцсовет. Государственная социальная помощь
5 апреля 2018, 15:21 Янв 4, 2020 07:31
1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.
В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:
- 1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- 2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:
Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.
Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.
Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.
В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;
Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.
В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;
В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.
Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.
Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.
Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь