Когда нужно проводить экспертизу по 44 фз. О проведении экспертизы контракта
Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы. По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика. Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.
В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться
Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств. Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:
- Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
- Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку.
- В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
- Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.
Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.
Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.
Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика
Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы : внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:
- У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
- Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
- У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.
В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:
- Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов. В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
- Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
- По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны. Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
- Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта - заказчик должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты.
- После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика.
- Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.
В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.
Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы Рейтинг 4.50 (16 Голосов)
Вторую половину 2018 года вы обязаны были проводить экспертизу после несостоявшихся закупок. Это было неудобно, денег на это ни у кого не было, и формально закон нарушали вообще все. Но ситуация поменялась. Читайте, что нового появилось в правилах работы с экспертизой в 2019 году и чем новые правила отличаются от старых.
Из статьи вы узнаете:
Зачем нужна экспертиза результатов контракта
Она показывает, насколько то, что в итоге сделал для вас поставщик, соответствует условиям контракта. Ведь не всегда можно разглядеть недостатки товара, работы или услуги невооруженным взглядом. Даже в простых поставках системных блоков может показаться, что блок оборудован кулером, а при детальном рассмотрении выяснится, что для кулера есть только ниша.
Проверку можно проводить своими силами, силами приглашенных экспертов или экспертных организаций. Проще и дешевле конечно проводить своими силами. Достаточно возложить полномочия внутренних экспертов на сотрудников вашей организации локальным актом. Но так получится сделать не по всем объектам закупки. Если объект, к примеру, высокотехнологичный, без внешней проверки не обойтись. Ваши сотрудники могут просто не обладать необходимыми знаниями, чтобы оценить степень соответствия результата контракта его условиям.
Услуги внешних аудиторов никогда не были бесплатными. Чтобы купить их услуги вы тоже проводили конкурентные процедуры и тратили средства. И самая большая неприятность в работе случилась 01.07.2018, когда в силу вступила очередная редакция 44-ФЗ. Читайте, почему это так.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Что было неудобно в экспертизе в 2018 году
Со второй половины 2018 года, а именно с 01.07.2018 вступила в силу редакция закона о контрактной системе, которая обязала вас проводить внешнюю экспертизу всегда . Раньше в перечне исключений, когда можно обойтись внутренним исследованием, были, в том числе, несостоявшиеся закупки у едпоставщика. А с июля 2018 года эти закупки из перечня убрали.
Представьте, вы намерены были провести аукцион. Внесли сведения в план закупок и план график. Подготовили документацию и извещение, потратили много времени, разместили все в ЕИС. Срок подачи заявок закончился, а вам поступила всего одна заявка. Эту заявку вы рассмотрели и приняли решение, что она соответствует требованиям документации. А значит с участником закупки можно заключить контракт.
В протоколе отразили, что процедура не состоялась и вы заключили контракт с едпоставщиком. До 01.07.2018 экспертизу по такому контракту вы могли провести своими силами. Можно было самим сформировать экспертную комиссию и вынести заключение. А с июля уже появилось обязательство проводить внешнюю экспертизу, даже если закупили у едпоставщика после несостоявшихся процедур. Это было неудобно по двум причинам. Первая – это дорого. Услуги экспертов не бесплатны, а когда вы планировали бюджет, вы не рассчитывали на такие траты.
Дополнительные лимиты на закупку услуг экспертов вам, конечно, никто выделять не станет. Вот и получалось так, что целые полгода вы обязаны были проводить экспертизу, на которую у вас не было и не могло быть денег. А вторая причина – увеличенное количество бумаг. По итогам составляют экспертное заключение. Его тоже надо грамотно составить и оформить. Скачайте его образец в статье.
Что поменялось в работе с экспертизой в 2019 году
Сам регулятор говорил, что в законе опечатка, но сделать ничего не мог. В исключения для внешней экспертизы просто забыли добавить случаи закупок у едпоставшика по пунктам 25.1, 26.1 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и тд, то есть после несостоявшихся процедур. Проект поправок должен был пройти долгое согласование. В самом конце 2018 года сомнительную формулировку все же исправили федеральным законом № 502-ФЗ. Закон вступил в силу с момента подписания. В 2019 году вы больше не обязаны проводить экспертизу, если закупили у едпоставщика, потому что конкурентная процедура не состоялась. А еще ввели ответственность за ложное экспертное заключение. Соответствующие поправки внесли в Закон № 44-ФЗ, в УК и КоАП.
Проведение экспертизы по 44-ФЗ
Заказчик проводит экспертизу, чтобы проверить, как вторая сторона исполнила свои обязательства. Это обязательный этап приемки. Закон допускает проведение экспертизы своими силами по 44-ФЗ, то есть с привлечением работников заказчика. В случае с внешней экспертизой по 44-ФЗ обязанности ложатся на сторонних экспертов, которые оказывают услугу на основании договора.
Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ
Решив провести внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ, заказчик вправе воспользоваться одним из трех вариантов:
- поручить проверку комиссии по приемке. Тогда этот функционал нужно закрепить в положении о такой комиссии;
- создать специальную комиссию из числа сотрудников (в этом случае одновременно будут функционировать две комиссии);
- уполномочить отдельное лицо из числа работников организации.
На что обратить внимание при экспертизе своими силами? Проверяя результаты поставки, проверьте:
- нет ли брака;
- цел ли товар и его упаковка, нет ли повреждений, нанесенных при транспортировке;
- вся ли товарная партия поставлена;
- не истек ли срок годности;
- есть ли все необходимые сертификаты и сопроводительные документы.
При внутренней экспертизе оформите акт сдачи-приемки и заключение экспертизы одним документом.
Внешняя экспертиза по 44-ФЗ
Подробнее разберем проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ. В качестве специалиста для проверки можно привлечь компанию, ИП и даже физическое лицо. Главное условие - специальные познания в нужной области. Кого нельзя нанять для экспертизы? Ее не может проводить физлицо, которое:
- в течение 2 последних лет было работниками заказчика или поставщика;
- заинтересовано в заключении контракта;
- имеет конфликт интересов с заказчиком.
Экспертизу также не могут проводить компании, в которых любая из сторон контракта владеет более чем 20% акций или голосов. Кроме того, внешние эксперты не должны входить в число закупочной комиссии.
Когда внешняя экспертиза по 44-ФЗ обязательна
Проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ обязательно при закупках у едпоставщика. Но не во всех случаях. Список исключений смотрите в ст. 94 Закона о контрактной системе. Внешняя экспертиза не обязательна при заключении контракта по пунктам 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
В конце 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ. Он изменил список исключений. Теперь помимо указанных выше случаев внешнюю экспертизу можно не проводить, если закупка у едпоставщика проводится после признания несостоявшимся:
- конкурса в электронной форме;
- запроса котировок в электронной форме;
- запроса предложений в электронной форме.
- On 14.09.2016
- 0 Комментарии
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Статьи
В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.
Назначение экспертизы
Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).
Когда следует проводить экспертизу
Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.
Кто проводит процедуру
В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:
- свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
- опыта приемки результатов исполнения контракта;
- технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).
Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.
Кто может быть экспертом
В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.
Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:
- должностные лица заказчика;
- лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
- лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
- близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
- близкие родственники руководителя или работников поставщика.
Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.
Порядок проведения экспертизы
В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.
Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.
Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).
Экспертиза проведена. Что дальше?
Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.
На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.
Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:
- об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
- о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
- о расторжении контракта или изменении его условий.
Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.
С принятием федерального закона 44 ФЗ у заказчиков по государственным и муниципальным контрактам появилась новая обязанность: проводить экспертизу результатов исполнения каждой сделки. Законодательное нововведение породило большое количество вопросов, связанных с основаниями и порядком проведения экспертного исследования.
Получить подробные разъяснения на эту тему можно у специалистов бюро «Евроэкспертиза». Их квалификации и опыта работы в сфере государственного заказа достаточно для дачи детальных консультаций. Кроме того, эксперты компании проводятся экспертные исследования с гарантией достоверности результатов.
Рассмотрим несколько вопросов, наиболее часто возникающих у заказчиков по поводу экспертизы результата по 44-ФЗ .
С помощью электронного аукциона проводится закупка товаров для государственных нужд. Требуется ли в этой ситуации проведение экспертизы при приемке поставки?
Согласно положениям ч.3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки соответствия поставленных товаров либо других результатов, предусмотренных контрактом заказчик должен провести экспертизу.
При этом нормативный акт определяет случаи, когда исследование может быть проведено собственными силами заказчика, а когда для этого необходимо привлекать специалистов на основании контрактов, которые заключаются в соответствии с ФЗ 44 о контрактной системе .Обстоятельства, при которых возникает обязанность привлекать сторонние организации, такие, как бюро «Евроэкспертиза», приведены в ч.4 ст.94 Закона о закупках:
· При осуществлении закупок у единственного контрагента, кроме случаев, перечисленных в п.п. 1, 4,5,6,8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч.1 ст. 93 указанного выше законодательного акта.
· В других ситуациях, которые определяются постановлением Правительства РФ. На данный момент перечень подобных случаев не утвержден.
При всех прочих обстоятельствах, включая случаи закупки товаров по итогам электронного аукциона, экспертное исследование результатов исполнения госконтракта может быть проведено штатными сотрудниками заказчика. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик обязан организовать экспертизу поставленных товаров. Сделать это можно собственными силами, без обращения к услугам сторонних фирм.
Каким образом нужно проводить и оформлять экспертизу в рамках ФЗ 44 ?
Ответ зависит от того, кто именно выполняет экспертное исследование. Если эта задача поручается экспертной организации, то порядок проведения и документального оформления определяет исполнитель экспертиза, с учетом действующего законодательства. Специалисты вправе запрашивать все необходимые материалы и сведения для изучения. По итогам исследования составляется мотивированное экспертное заключение.
Что касается случаев, когда экспертиза проводится заказчиком самостоятельно, то закон конкретных требований для данной процедуры не устанавливает. Если исходить из смысла п.1 ч.1, ч.7 ст. 94 нового 44 ФЗ , такое исследование, по сути, равнозначно обычной проверке товаров или результатов работ, которая выполняется в ходе их приемки. Данная процедура давно предусмотрена российским законодательством (ст. 474, ст. 513, ст. 720 ГК РФ, ч.12 ст.9 Закона 94 ФЗ) и может быть по желанию заказчика выполнена специально организованной комиссией.
На практике по итогам приемки, как правило, составляется двусторонний акт, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также претензии сторон при наличии таковых. Однако теперь одного акта о приемке недостаточно. Как следует из содержания ч.9 ст. 94 Закона 44-ФЗ , на заказчика возлагается обязанность регулярно формировать отчеты с информацией о поставленных товарах, выполненных работах и услугах по каждому контракту. Эти отчеты необходимо размещать в единой информационной системе, в обязательном порядке прикладывая к ним заключение, составленное по итогам экспертизы. Из этого следует, что экспертное заключение должно быть составлено в любом случае, осуществляется исследование независимым экспертом или собственными силами заказчика.
Подробнее узнать о содержании и правилах оформления экспертного заключения можно в бюро «Евроэкспертиза». Специалисты компании владеют всей актуальной информацией по вопросам экспертиза товаров по 44 ФЗ .
За чей счет проводится экспертиза? Можно ли включить ее стоимость в сумму контракта?
В соответствии с нормой ч. 3 ст.94 Закона ФЗ 44 о контрактной системе , экспертное исследование осуществляется за счет средств заказчика, поскольку именно на него возложена данная обязанность. Указанный нормативный акт не содержит каких-либо специальных условий касаемо порядка заключения контракта со сторонним экспертом. Поэтому такой договор заключается на общих основаниях путем проведения отдельной закупки по стандартным правилам Федерального закона 44 ФЗ . Таким образом, включить расходы на выполнение исследования в основной контракт не удастся.
Требуется ли проведение экспертизы результатов по контрактам, которые были заключены в 2013 году, но исполняются полностью или отдельными этапами в 2014-м?
Контракты, заключенные в 2013 году, регламентируются положениями Федерального закона 94-ФЗ. В этом нормативном акте требования о проведении экспертизы исполнения сделки не содержатся, а значит, выполнять исследование не нужно, даже если фактическое исполнения договора приходится на 2014 год.