Когда начинается спасы в году. Какие Cпасы отмечают в августе
На какое число выпадает Яблочный Спас в 2016 году? Отметим, что дата этого праздника не смещается, и православные ежегодно отмечают торжество 19 августа.
История возникновения спаса описана в Евангелие. По преданию, незадолго до своего распятия Иисус Христос собрал трех апостолов, Иакова, Петра и Иоанна, и вместе с ними поднялся на высокую гору Фавор. Достигнув вершины, Христос начал молиться, а его ученики, устав от длительного восхождения на гору, погрузились в сон. Когда они внезапно открыли глаза, то увидели Спасителя в ореоле яркого света, одежды его были белее снега, а рядом стояли два великих пророка – Илия и Моисей. Спустя мгновение апостолы услышали глас с неба, который произнес следующие слова: «Это есть Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте». Ученики Христа пали ниц перед величием этого голоса, а когда они подняли головы, их Учитель стоял в одиночестве. Так Господь явил славу Свою, открыв апостолам божественное происхождение Сына Своего Иисуса. Это событие послужило истоком к появлению праздника Преображения Господня.
Яблочный Спас: обряды и приметы
Считается, что собирать яблоки с деревьев можно не раньше того дня, когда начнется Яблочный Спас. В 2016 году, как и во все другие годы, эта дата выпадает на 19 августа. Есть даже примета, согласно которой грешник, вкусивший плод яблони после наступления праздника, попадет в рай. В наши дни немногие люди верят приметам, но, тем не менее, большинство садоводов стараются не собирать урожай яблок до назначенной даты.
Также есть поверье, что плоды, сорванные с деревьев в Спас, обладают целебными свойствами, и если угостить священным фруктом больного человека, то он в скором времени выздоровеет. Считается также, что яблоко, сорванное в Спас, приносит удачу. Плоды необходимо нарезать тонкими пластинками, высушить их на солнце и разложить в каждом уголке дома или квартиры.
Ранее мы выяснили, на какое число выпадает Яблочный Спас 2016 года. Этот день во многих городах ознаменуется открытием ярмарок. На подобных мероприятиях можно приобрести вкусные спелые яблоки разных сортов, ароматный мед, различные сувениры и многие другие интересные товары.
Традиционно с наступлением Яблочного Спаса хозяйки готовят блюда с этим вкусным и полезным продуктом. Фрукты едят как в свежем виде, дополнив душистым медом, так и используют в приготовлении выпечки, салатов и других угощений. Следует отметить, что, согласно обычаям, яблоками принято вначале угощать родных и близких, а уже после есть их самому. Считается также, что если собрать в своем саду плоды и часть из них отдать беднякам, то на следующий год можно получить прекрасный урожай. Верующие люди в этот праздник обязательно посещают церковь и благодарят Бога за все, что имеют.
Третий Спас – Ореховый – завершает двухнедельный . Каждый год Ореховый или Хлебный Спас празднуется 29 августа . В 2016 г. Ореховый Спас припадает на понедельник.
Ореховый Спас, альтернативные названия
Люди привыкли называть Третий Спас Ореховым или Хлебным, так как в это время поспевала в лесу лещина и грецкий орех, а из нового урожая пекли первый хлеб. И лесные орехи, и хлеб также приносили в церковь, где батюшка святил Божьи дары, после чего они становились главным блюдом на праздничном столе.
Другое название Третьего Спаса – Спас на Холсте или Спас на Полотне. Церковное название Третьего Спаса – Спас Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В этот день отмечают внесение в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа.
Эта история связана со смертельно больным эдесским царем Авгарием. Давно ходили разговоры, что один только лик Иисуса исцеляет любые хвори. Желая излечиться от проказы, царь послал к Иисусу Христу художника, чтобы тот написал Его портрет.
После того, как художник не смог перенести образ Иисуса на полотно, Христос умыл лицо и вытер его платком, на котором остался чудотворный отпечаток, и отдал его художнику. С тех пор нерукотворный образ Спасителя не раз исцелял людей и творил иные чудеса.
К сожалению, в ходе четвертого Крестового похода, образ был окончательно утерян. В наши дни Спас на Холсте стал временем для продажи и освящения полотен и холстов. Народные названия Орехового Спаса: Холщовый Спас, Малый Спас, Брязже, Калинник, Бороздень.
Приметы, традиции и обычаи праздника
В этот день собирают орехи и пекут хлеб из зерна нового урожая, также сеют озимую рожь. Урожай орехов сулит будущий урожай ржи. «Третий Спас хлеба припас», — говорит народная пословица. Весь день Орехового или Хлебного Спаса люди проводят в благодарении Господа Бога за хлеб насущный.
Хозяйки выпекали новый хлеб с грибами, орехами, готовили всевозможные яства из мяса и рыбы (Успенский пост к Третьему Спасу заканчивался, значит, можно лакомиться запрещенными во время поста продуктами). Считалось, если человек попробует каждое блюдо на праздничном столе – любое его желание исполнится, а в кошелек рекой потекут деньги.
В день Третьего Спаса вся семья собиралась за общей молитвой, затем мужчин провожали на поля с хлебом и солью. На телегу укладывали по три снопа, затем клали рожь для посева. Гречневой кашей мужчин потчевали на поле, а после посева озимых – вся семья угощалась гречневой кашей за домашним столом.
«Хорош Хлебный Спас – зимой будет квас», — приговаривали в этот день.
Одной из примет Орехового (Холщового) Спаса считалась необходимость хоть что-то приобрести на ярмарке холстов и полотен, которая ежегодно проводилась в этот праздник. Если же ничего в этот день не купить – существует опасность весь год провести в нищете.
По традиции, в Ореховый Спас в лес посылали одну из самых уважаемых женщин на селе. Спустя время она возвращалась с первым урожаем орехов – собранное количество считалось нормой для каждой женщины.
Затем уже все – девочки, молодые девушки, старушки – отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали собранные орехи в общую кучу. Вскоре к ним присоединялись мужчины, и начиналось настоящее гулянье – народ устраивал всеобщее веселье с песнями и плясками.
Также существовала интересная примета – если в день Третьего Спаса найти два сросшихся ореха и левой рукой положить их в кошелек – денежная удача будет присутствовать в семье круглый год.
Молоденькие девушки гадали по орехам и предсказывали свою судьбу на год вперед – нужно было съесть первый сорванный орех и по вкусу уже определять, что же ждет девушку в будущем году. Если орех был сладким и спелым – к большой любви. Если орех был недоспелым – к важному известию. Если орех оказывался горьким – избранник будет изменять. Если же орех вдруг выявлялся гнилым – к большой беде.
Банные веники из орешника, связанные именно в день Орехового Спаса, избавляют от многих хворей. А наши предки вообще были уверенны, что на Третий Спас ореховые ветви наполняются особой магической силой. Колдуны и знахари запасались в этот день корой, веточками и листьями орешника для лечения болезней и проведения всевозможных ритуалов.
Праздник Медовый Спас очень почитаем и любим с древних времен. О том, каковы традиции этого дня, вы можете узнать из нашей статьи.
Как и всегда, 14 августа 2016 года отмечается этот знаменательный праздник. В народе этот день называется медовым Спасом, а Православная Церковь отмечает в этот день праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста . С этой даты начинается Успенский Пост .
В давние времена этот день был важен тем, что начинали собирать первый в году мед и освящали его в церкви. Конечно же, полноценно сопоставить народный праздник с православным нельзя, но они не просто случайно отмечаются в один день, а наслоены друг на друга и неразрывно связаны.
Медовый спас: народные обычаи и традиции
Первую часть августа в народе называли Спасы, в честь Спасителя Иисуса Христа. Раньше это название люди связывали со словом «спасаться», обосновывая это тем, что выживали, питаясь медом, яблоками и хлебом.
У этого праздника есть еще и другие названия. К примеру, его называют Спасом на воде, поскольку в этот день освящают воду. На Руси чистили колодцы и совершали крестные ходы к водоемам. В освященной воде купались и мыли домашний скот. Так очищались от возможных болезней и сглазов. После этого дня уже не купались, и считалось, что лето закончилось. Примет и традиций на Медовый Спас у крестьян было очень много.
Пасечники собирали мед и уже позволяли его есть. Были даже поверья, что если не заломать в этот день соты, то соседние пчелы обязательно перетаскают мед. А соты обычно к этому дню как раз оказывались полностью заполненными. Также 14 августа был известен как Макавей. Само название связано с почитанием семи мучеников маккавеев, но народная этимология и понимание слова переосмыслили его со словом мак . Дело в том, что как раз к этому дню маки поспевали, и из них делали всевозможные вкусности и выпечку.
Происхождение честных древ Животворящего Креста.
По церковному уставу этот праздник относится к малым и имеет только день предпразднества. Самое первое слово в названии было не очень точно переведено на русский язык, поэтому нередко можно увидеть вместо него слово «изнесение». В этот день проходят особенные богослужения, идентичные тем, что проводятся на
Крестопоклонной Неделе.
В этот день почитается память семи мучеников маккавеев. Библия рассказывает следующее: Антиох Эпифан, правивший в давнее время, пытался приобщить еврейский народ к греческим верованиям в их языческих богов. Старец и законоучитель Елеазар, который придерживался Закона Моисея и учил этому своих учеников, был казнен. Он отказался поклоняться языческим богам.
Точно также не отреклись от Христовой веры и его ученики, семеро братьев и их мать. Тогда юношей, начиная со старшего, стали мучить на глазах матери и одного за одним казнили. Каждый из них мужественно выдержал все пытки и не поддался соблазну поклониться языческим богам, чтобы прекратить свои страдания.
Когда в живых остался младший из сыновей, Антиох в последний раз велел женщине повлиять на сына и заставить его отречься от Христа. Но она, несмотря ни на что, только укрепила его в вере, и он также принял мученическую смерть. Сама их мать после этого молилась над телами умерших детей и скончалась.
Успенский пост, что начинается 14 августа, на Медовый Спас, призван очистить души верующих. Вспомните в этот день о молитвах и благих делах.
Медовый Спас — один из трех ежегодных Спасов , который отмечался издавна. Чтите традиции и обычаи и не забывайте нажимать на кнопки и
07.08.2016 04:10
Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...
Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.
Спасы в 2016 году
14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.
В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .
Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.
За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.
Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.
Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…
Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.
Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.
Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.
Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…
Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.
Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.
Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.
И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.
В праздновании Медового, Яблочного и Орехового Спаса тесно переплелись народные и христианские традиции. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.
Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". Дата каждого из них остается неизменной из года в год.
Также Спас - это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.
Медовый
Медовый Спас отмечается 14 августа - это один из древнейших праздников, который свидетельствует о начале сбора меда на пасеках. Люди считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, и соответственно спешили собрать его вовремя.
Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.
В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.
Причем подобные традиции можно встретить у многих народов мира.
© Sputnik/ Дмитрий КоробейниковНа выставке "Медовый Спас" на ВВЦСвященники в этот день проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику - Мокрый Спас или Спас на воде.
Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.
К тому же Мокрый Спас - последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.
Архив Бесика ПипияДень Святого апостола Андрея Первозванного 12 мая 2016 в Грузии
Конечно же, существовало множество примет и обрядов, связанных с Третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек - такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий - к большой любви; горький орех - любимый будет изменять; если орех не доспел - жди важное известие, а если гнилой оказался - быть беде.
С приходом Третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли - зима будет ранняя.
Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.
Материал подготовлен на основе открытых источников.