Какой штраф за движение по обочине. Штраф за езду по обочине какое грозит наказание водителю
Желание обогнать образовавшийся проблемный участок дороги у автолюбителей возникает часто, но перед этим стоит ознакомиться с последствиями. Первая причина не нарушать данный пункт ПДД – это штраф, который необходимо выплатить, если зафиксирует камера или остановят сотрудники ГИБДД, вторая – возможность попасть в ДТП или создать аварийную ситуацию. Последний исход займёт намного больше времени, нежели стояние в пробке.
Разберемся с понятием
В ПДД трактовка обочины ясна, однако некоторые ошибочно полагают, что эта часть проезжей части должна быть огорожена какими-то разделителями или полосами. Чаще всего подобное можно заметить, но на сельской проезжей части встретить такое удаётся редко.
В пункте 1.2 ПДД Российской Федерации обочина – это крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части типом покрытия, либо выделена разметкой (пункт 1.2.1 и 1.2.2). Фото: zr.ru
Проезд по обочине в ПДД
В пункте 9.9 ПДД РФ сказано, что любое движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам запрещено.
Выезд на обочину возможен (без наказания) только в случае полной остановки ТС. Причём делать это следует на правой стороне. Если парковка в данном месте запрещена специальным знаком, то необходимо включить аварийный сигнал, либо проехать место действия запрета на парковку.
Существует возможность остановиться и на левой части дороги, но только в случаях, если:
- одна полоса движения для каждого направления и отсутствуют трамвайные пути;
- одностороннее движение с запретом передвижения грузовых автомобилей, масса которых превышает 3.5 тонны.
Однако, в редких случаях движение машин по этой части дороги разрешено, если:
- участник движения – транспорт коммунальных и дорожных служб;
- участник движения – грузовой автомобиль, которому необходимо разгрузиться, но при этом нет других подъездов к складу или другому помещению.
Если правило не касается автомобилей, то проезд по обочине разрешен и другим участникам движения, например:
- велосипедистам, достигшим возраста 14 лет, если не проложена велосипедная дорожка или нет возможности двигаться по ней (п. 24.2 и п. 24.6);
- мопедам (п. 24.7);
- гужевым повозкам и вьючным животным (по пункту 25.2).
Штраф за проезд по обочине
Если автомобиль попал на обочину не с целью остановки, то придётся заплатить штраф. Фото: avto-nomer.ru
В 2018 году в соответствии с 12.15 КоАП РФ размер штрафа составляет 1500 рублей. Раньше сумма была меньше, но из-за участившихся случаев аварийных ситуаций после проезда по обочине, этот пункт правил взят на отдельное рассмотрение.
Не стоит приравнивать термины проезд и обгон, так как обгон – это выезд на встречную полосу, а обочина таковой не считается.
Автолюбители цепляются за подобную возможность и пытаются не выплачивать штраф, однако правила есть правила и расписаны они довольно чётко.
В ближайшее время правительство планирует повысить сумму штрафа, поэтому следует быть внимательными на дороге.
Дополнительные нарушения
Если при выезде на обочину нарушаются ещё какие-то правила ПДД, то штрафы суммируются и их придётся выплачивать в полном объёме. При этом сотрудники ГИБДД должны выдать специальный протокол, в котором будут описаны все правонарушения. В нём же указывается сумма, необходимая к оплате.
Ужасная ситуация, если водитель, выехав на обочину, собьёт пешехода. При причинении тяжкого вреда здоровью наступает уже уголовная ответственность.
Самого факта достаточно для возбуждения уголовного дела и последующих за ним судебных разбирательств.
Данное правонарушение пункта ПДД может быть заснято на камеру, в большинстве случаев водителям не удаётся избежать денежного штрафа, поэтому следует быть внимательными и выполнять каждое требование ПДД, ведь это безопасность на дороге.
Риски
Выплата денежного штрафа – процедура неприятная, однако главная опасность нарушения правил выезда на обочину – это возможность создания аварийной ситуации. Фото: фео.рф
Покрытие обочины в большинстве случаев – грунт, в котором содержатся камни и различный дорожный мусор. Нередко происходят ситуации, когда автомобиль, выехав на обочину, падал в кювет или застревал в какой-нибудь луже.
Справиться с подобным можно, но не в условиях “пробки”, ведь никакой транспорт не сможет проехать, пока количество автомобилей не уменьшится. Нарушив правило, можно не только не достигнуть пункта назначения, но и задержаться надолго.
Почему не стоит выезжать на обочину
Не нужно забывать о водительской солидарности, ведь на дороге требуется относиться к автомобилистам так же, как к себе самому. При выезде на обочину для участников движения могут создаваться следующие проблемы:
- в воздух поднимается большое скопление пыли и грязи, которое затрудняет движение, загрязняет двигатели автомобилей. В жаркое время года водителям приходится запирать окна, чтобы не задохнуться;
- редко когда удаётся полностью объехать затор, приходится возвращаться на нормальную дорогу (если обочина закончится или проехать по ней будет нельзя). Попытка встроиться в ряд займёт кучу времени, а некоторые недовольные водители могут даже протаранить автомобиль со злости;
- из-за столба пыли ухудшается видимость, что повышает риск дорожно-транспортного происшествия;
- возникает опасность для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, если эти участники движения пострадают, то автолюбителя ждёт уголовная ответственность и большие штрафы.
Если пункт ПДД был всё же нарушен, то не существует отягчающих обстоятельств, то есть штраф в указанном размере в любом случае придётся заплатить.
Если объезд совершается по встречной обочине
В таком случае правонарушение относят к другой категории, ведь нарушаются сразу несколько пунктов.
Сумма штрафа составляет 5000 рублей. Самая главная проблема в подобной ситуации – это решение сотрудников ГИБДД, которые имеют право лишить автолюбителя водительских прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
При повторном нарушении данного пункта ПДД штраф платится только в случае, если выезд на левую обочину был зарегистрирован камерами. В противном случае сотрудники ГИБДД лишают водителя прав сроком на 1 год.
Возможные оправдания
Люди предпочитают искать обходы в любой ситуации, если при этом можно будет не платить штраф, однако с пунктом 12.15 КоАП такого произойти не может.
В частных случаях водители склоняются объяснить свой поступок тем, что из-за затора выполнить обгон было нельзя, однако в ПДД чётко сказано, что “пробка” или автомобиль, остановившийся на обочине, не являются препятствием на дороге.
Попытка обратиться в суд и нанять юриста тоже обернётся провалом, вдобавок сумма штрафа не настолько большая, чтобы доводить ситуацию до судебного разбирательства и тратить столько времени.
Еще раз в общих словах узнать об особенностях движения по обочине и наказании за это нарушение можно в этом видео:
Итог
Выезд на обочину в редких случаях помогает преодолеть затор за короткий промежуток времени. Самый частый результат – это авария, в которой повреждаются, в среднем, 3-4 автомобиля. Правильное и безопасное решение – не выполнять объезд по обочине и не выезжать на неё. Так нервозность водителей будет оставаться на среднем уровне, воздух не будет загрязнён шлаком и не вызовет дискомфорта, а все участники движения останутся целыми и невредимыми.
Движение по обочине в большинстве случаев является запрещенным маневром, которым водители нередко пользуются из-за желания сократить дорогу, объехать пробку или совершить обгон. Можно ли при передвижении на автомобиле ехать и обгонять по обочине дороги? Что говорят об этом Правила дорожного движения (ПДД) и какой штраф за обочину предусмотрен? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Обочина дороги и ее назначение
Согласно ПДД, обочина - это часть дороги, вплотную прилегающая к дорожному полотну. Визуально обочина отделяется от дорожного полотна разметкой. В зависимости от существующего на данном участке шоссе режима, она может применяться для передвижения (в некоторых ситуациях), остановки или стоянки автомобилей. Поэтому линия разметки может быть непрерывной (одинарной или двойной), либо прерывистой.
Когда езда по обочине разрешена?
В ПДД говорится о том, что передвижение на транспортном средстве (ТС) по обочине запрещено (п. 9.9 ПДД). Исключение составляют лишь некоторые ситуации. Согласно ст. 12, п. 1 ПДД, на краю дороги разрешена остановка и стоянка ТС. Поэтому выезд на обочину с целью остановки или стоянки не карается штрафными санкциями. К другим ситуациям относится разрешение перемещения по краю шоссе рядом с проезжей частью:
- Для мопедов;
- Для тихоходных ТС, скорость которых менее 30 км/ч;
- Для транспорта дорожных и коммунальных служб;
- Для ТС, подвозящих какой-либо груз к объектам, расположенным у края проезжей части, при условии, что других подъездных путей нет;
- Для гужевого транспорта (ст. 25, п. 2 ПДД).
В ст. 24, п. 7 ПДД сказано, что для мопедов разрешено движение по краю дороги, если они не создают помех для пешеходов. В другой статье правил (11, п. 6) говорится, что вне населенного пункта тихоходные ТС при создании ими затрудненности движения, обязаны сдвинуться как можно правее, т. е. на обочину, остановиться, пропуская автомобили, или же продолжать передвижение.
Штраф за движение и обгон по обочине
Несоблюдение ПДД - это административное правонарушение, поэтому наказание за это регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В данном законодательном своде прописаны меры ответственности за каждый вид нарушения. Строгость наказания зависит от тяжести потенциального ущерба имуществу и здоровью человека, которое может повлечь конкретное правонарушение. Нарушения, совершаемые водителями на боковой части дорожной полосы, и наказания за них представлены ниже.
Правая обочина
Основные ошибки водителей, касающиеся маневров на обочине – это обгон ТС и объезд препятствий на автомобильном полотне. Осознанно или по незнанию многие водители считают, что край дороги - это своеобразная запасная полоса движения. Ситуация, когда прочно стоящую на шоссе пробку пытаются объехать по попутной обочине, далеко не редкое явление. Автомобильная пробка не является препятствием. Об это сказано в ст. 1, ч. 2 ПДД. Объезд пробки по краю дороги запрещен. Совершение маневра обгона справа, с точки зрения ПДД, является серьезным нарушением. Штраф за обгон по обочине, находящейся справа от водителя, наказывается штрафом в 1500 рублей. Такой вид ответственности предусмотрен статьей КоАП 12.15 (ч.1).
Во встречном направлении
Находятся и такие лихачи, которые пытаются обогнать попутные машины по левой обочине, т. е. для этого им приходится выехать на встречную полосу движения, часто с нарушением разметки. Это уже регламентируется КоАП как выезд на полосу встречного движения. Наказание за такой проступок предусмотрено более жесткое, чем за передвижение по попутному краю трассы. Штраф за езду по встречной обочине выписывается в соответствии со статьей 12.15, ч. 4 и равен 5000 рублей. Но за такое нарушение также могут и лишить прав на срок до полугода. Повторное деяние по ст. 12.15, ч. 4 наказывается изъятием прав до 1 года при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или штрафом 5 тыс. руб. при регистрации проступка спец. аппаратурой.
Прочие нарушения
ПДД трактует препятствие на дорожном полотне как неподвижный объект, объехать который не представляется возможным. К таковым объектам можно отнести сломанное ТС, дефект дорожного полотна, посторонние предметы, случайно попавшие на дорогу. Объезжать препятствие разрешено только с соблюдением ПДД, т. е. слева, если сделать это позволяет дорожная разметка и (или) отсутствие знака «Обгон запрещен». Объезд априори предполагает движение автомобиля. Согласно ст. 12.15, ч. 1, передвижение по краю дороги запрещено. Следовательно, объезжать препятствие по обочине нельзя. Наказание за движение по обочине выносится в виде штрафа, который составляет 1, 5 тыс. рублей.
Некоторые водители, желающие объехать затор, могут делать это задним ходом, двигаясь по обочине. Уверенность в том, что за такие маневры не последует наказания, ошибочна. Хотя в КоАП нет статьи, наказывающей за передвижение задним ходом по обочине, такое поведения водителя подпадает под норму статьи 12.5 (ч.1). Штраф за выезд на обочину и движение по ней задним ходом составляет 1500 рублей. В ПДД также сказано, что движение задним ходом можно применять только, если такой маневр будет безопасным, если видимость на дороге более 100 метров, если не нарушаются пункты 8.11, 8.12 и 16.1 ПДД.
Правила фиксации нарушения
Фиксировать нарушения подобного рода в 2019 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно - инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.
Другие участники движения - водители или пешеходы - могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.
Полагается ли скидка при оплате?
В соответствии со ст. 32.2, ч. 1.3 КоАП РФ взыскание штрафа может быть осуществлено в половинном объеме, если правонарушитель заплатит штраф в течение 20 дней с момента наложения штрафной санкции. Но данное послабление не касается уплаты штрафа за рецидив правонарушения. Водитель транспортного средства всегда может обжаловать полученное постановление, но сделать это можно в течение первых 10 дней и только с учетом того, что автомобилист имеет доказательства, что штрафы ГИБДД за обочину были выписаны необоснованно.
Заключение
Езда по обочине на автомобиле может стать причиной аварийно-опасной ситуации. Также это может существенно затруднить передвижение на дороге, спровоцировав образование затора. Поэтому административные санкции за подобное правонарушение являются адекватной материальной мотивацией водителей к соблюдению ПДД.
Пробки на дорогах - это не редкое явление в мегаполисах. Именно поэтому, некоторые водители нарушают правила дорожного движения, минимизируя временные затраты. Но данное действие влечет за собой определенные штрафные санкции.
Основная информация
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Подобные маневры позволяют продвинуться в пробке на несколько метров. Но некоторые водители, таким маневрами, создают дополнительные пробки. Мало того, проезжающие по обочине транспортные средства, поднимают пыль, что плохо сказывается на здоровье других участников движения. После обгона они также стараются встать в свой ряд, тем самым создавая пробку. За счет образования пыли, на дорогах образовывается плохая видимость. Имеется и опасность для пешеходов, которые двигаются по обочине.
В соответствии с законодательством, обочина предназначается для передвижения велосипедистов, пешеходов и иных участников не механических транспортных средств. Соответственно, все транспортные средства категорий попадают под запрет. За такие маневры предусматриваются определенные штрафные санкции. Автомобиль имеет право только выезжать на обочину для остановки.
Определения
В соответствии с пунктом , обочиной считается крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части определенным покрытием, а также выделенной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.
Располагается, как правило, по бокам основной дороги.
Законодательство
Регламентируется вопрос ПДД и КоАП . Все правила прописываются в первом правовом акте, который действует на федеральном уровне. За ненадлежащее исполнение данных требований, предусматривается штрафная санкция, прописанная в КоАП.
ПДД
В соответствии с пунктом ПДД Российской Федерации, обочина - не место для движения транспортных средств. То есть присутствует запрет движения по разделительной полосе, а также по обочине. Исключение - выезд для парковки или остановки. В основном это касается правой стороны дороги. В иных случаях можно остановить ТС в населенном пункте и слева.
Например, при:
- одностороннем движении и при отсутствии трамвайной линии;
- на трассе с односторонним движением. Если это грузовой транспорт до 3,5 тонн, то разрешается остановка только на время разгрузки.
Возможно двигаться по обочине:
- коммунальным службам;
- всему транспорту, которые подвозят грузы к объектам.
Правила дорожного движения подразумевают проезд только при отсутствии помех для пешеходов различными средствами:
- велосипедистам - для граждан свыше 14 лет, и только при отсутствии отведенных для этого полос или возможности движения только по крайней правой полосе в соответствии с пунктом 24.4 и 24.6;
- мопеды с мощностью до 50 кубических сантиметров в соответствии с пунктом 24.7;
- животным с гужевыми повозками, но только в пределах одного ряда в соответствии с пунктом 25.2.
Особенности
Многие автомобилисты аргументируют правонарушение тем, что они искали место для остановки, но не найдя, продолжают движение. Но кто мешает им просто ехать по своей полосе и искать место?
От езды обочечников создаются следующие последствия:
- увеличение пробок за счет внедрения обратно в свой ряд;
- мелкие дорожно-транспортные происшествия;
- возрастает нервное напряжение водителей.
Справедливость восторжествует, если на дороге будут присутствовать представители ГИБДД и штрафовать нарушителей. Мало того, каждый водитель должен иметь культуру вождения.
Велосипедисты
В соответствии с правилами, ездить по обочине вправе все велосипедисты, чей возраст старше 14 лет. По правилам, велосипедисты должны передвигаться в строго отведенных на это местах - на велосипедных дорожках. Но таких мест практически не наблюдается в городе, поэтому, им разрешается принимать крайнее правое положение и ехать.
Движение по обочине возможно, но только если не имеется велосипедных дорожек или передвигаться по проезжей части невозможно. Если водитель велосипеда младшего возраста, то он вправе передвигаться по тротуару или в жилой зоне.
На мопеде
Стоит обратить внимание на водителей мопедов и скутеров, водители которых не следует правилам. По вновь ступившим правилам, водители такого транспортного средства, обязаны передвигаться только по проезжей части и только по крайней правой стороне.
Движение мопедов не запрещается по обочинам, но совершать такой маневр возможно только в крайних случаях. Возможно это только при отсутствии пешеходов или иных транспортных средств, которым может помешать мопед.
Когда разрешен обгон по обочине
В соответствии с пунктом Правил дорожного движения выезд на обочину разрешен только для стоянки и остановки. В соответствии с пунктом 9.9 ПДД запрещается передвижение транспортных средств по обочине.
По левой стороне стоянка возможна только в населенных пунктах на участках дороги:
- с одной полосой в каждом направлении без трамвайных рельсов;
- с односторонним движением, а авто свыше 3,5 тонн можно только разгружаться.
Возможно ездить транспортным средствам только для осуществления коммунальных услуг, а также разгрузки, если не имеется иных путей подъезда.
По обочине также возможно движение, если не создается помех:
- все велосипедисты, возрастом старше 14 лет, если нет специализированной дорожки;
- мопеды, а также гужевые повозки.
Штрафные санкции
За такое правонарушение могут наказывать в соответствии со статьей КоАП России № 195.
Согласно ей, нарушение назначается сотрудниками ГИБДД.
Размер штрафа за обгон по обочине:
- выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - 1000-1500 рублей;
- выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления за исключением ситуаций, прописанных в части 3 - 5000 рублей или лишение прав на сроки 4-6 мес.;
- повторное правонарушение - лишение права управления на срок до года, а если правонарушение зафиксировано камерой, то 5000 рублей.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 11.2 Правил дорожного движения, запрещено совершать обгон, если при перестроении создаются опасности или помехи другим транспортным средствам.
Скидки
В соответствии со статьей КоАП России с 2016 года у водителей имеется возможность получения скидки, если он совершит платеж в первые 20 дней после правонарушения.
При уплате в данный период времени, штрафные санкции уменьшаются в двукратном режиме.
Передвижение по обочине встречной полосы
Отдельное правонарушение - это обгон транспортных средств по обочине встречки. Это правонарушение подразумевает высокие штрафные санкции. Ведь этот маневр предполагает несколько совершенных правонарушений - езда во встречном направлении, проезд по обочине.
Сопровождается штрафом в несколько раз выше, чем при стандартной езде по обочине. Мало того, сотрудники ГИБДД могут сразу же отобрать водительское удостоверение на срок до полугода.
Фиксация нарушения
Помимо стандартных причин выезда на обочину, маневр можно совершить по следующим причинам:
- при поиске дополнительного места для остановки и парковки;
- при разъезде с встречкой;
- при опережении транспортного потока;
- при движении на неисправном транспортном средстве.
Помимо причин, имеются и определенные риски при езде по обочине:
- опасность дорожно-транспортного происшествия с неподвижным транспортным средством;
- в сложности возвращения на изначально занимаемую полосу;
- вероятность создания помех при возникновении пыли.
В связи с такими рисками, решили поднять штрафные санкции и иные наказания.
Если в небольшом городе совершить обгон по обочине, то имеется вероятность быть незамеченным. Если это столичная кольцевая развязка, то фиксация правонарушений может приобретать стихийный масштаб.
Такие правонарушения все чаще и чаще выявляются при помощи средств видео и фото фиксации. Это позволило оштрафовать уже более 80000 виновников. Выезд на обочину нисколько не отличается от стандартных выездов в других городах. Всегда выписывается штрафные санкции в зависимости от вида правонарушений.
Если на дорогах имеется представитель ГИБДД, то нарушителя ждет административное наказание и выписка протокола. Как правило, если виновник видит сотрудника, то он сразу же перестраивается, что позволит ему избежать наказания. Но сейчас, в крупных мегаполисах, имеются камеры на фиксацию данного правонарушения. И сейчас уже получили не мало людей штрафные санкции.
Конечно, камеры фиксации позволяют наказать рублем каждого водителя, нарушающего правила дорожного движения, чем инспекторы ДПС. Нарушитель сразу же обязуется оплатить штраф, чтобы минимизировать финансовые затраты в будущем.
Обгон по обочине штраф - 5000 рублей. Цель внедрения такого рода штрафных санкций - предотвращение правонарушений и минимизация конфликтных ситуаций. Ведь часто аварийные ситуации происходят с участием пешеходов. Обгон по обочине сопровождается солидным штрафом. Но это не удерживает водителей от правонарушений - как нарушали, так и нарушают действующие правила дорожного движения.
Несерьезный подход всех водителей к нарушениям - халатность инспекторов власти, так как многие закрывают глаза за небольшие нарушения. С внедрением фото и видеофиксации все несколько изменилось, и теперь штрафуют камеры, а не человеческий фактор. При нарушении выписывается протокол с штрафом за правонарушение такого типа. Квитанция на оплату приходит нарушителю по месту проживания или регистрации. И дается 20-дневный период для оплаты штрафа с 50% скидкой. Это также позволяет водителям не соблюдать правила, так как действует существенная скидка.
Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.
Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.
Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей .
Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.
- Такой маневр предполагает движение по встречной полосе. В это случае принимают во внимание все запреты, предусмотренные ПДД, которые связаны с проездами по встречной.
- Учитывается запрет движения по обочинам как дорожному элементу. Наконец, нельзя приступать к обгону, если нет уверенности, что по завершению маневра автомобилист сумеет вернуться на полосу, при этом не мешая другим участникам движения (ст.11 п.2 ПДД).
При нарушении наказание определяется по ст.12.15 КоАП (п.4) и представляет:
- или штраф в размере 5000 рублей;
- или лишение права управления ТС на срок 4-6 месяцев.
Если правонарушение совершено повторно, согласно ст.12.15 КоАП (п.5) назначается:
- Штраф в сумме 5000 рублей при фиксации нарушения устройствами видеофиксации.
- Лишение прав на год.
Стоит заметить, что в случае такого нарушения не помогут оправдания автомобилиста, выполнявшего объезд скопления машин по встречной полосе, что он якобы старался объехать препятствие. Ни заторы, ни остановившиеся на дороге исправные ТС не считаются препятствием (ст.1 п.2 ПДД).
Некоторые из водителей пытаются объяснить свой маневр тем, что выехали на обочину с целью остановки, а затем не смогли найти удобного места и продолжали движение вынужденно. Но на это сотрудники ДПС могут ответить, что во время поиска места для остановки следует продолжать движение в правом ряду . Проезжая по обочине, нетерпеливый шофер заставляет нервничать других участников движения, способствует увеличению пробок, а также может спровоцировать ДТП.
Что говорится в ПДД?
Автомобилистам, которым часто приходится стоять в пробках, стоит изучить ПДД на предмет нюансов при езде по обочинам. Почти все действия, производимые таким образом, означают административное нарушение и подлежат наказанию. Но в некоторых обстоятельствах маневр дозволяется.
В п.1.2 Правил дорожного движения обочиной называют крайнюю часть дороги, которая от проезжей отличается видом покрытия . Она также может быть отделена от основной дороги при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2. В ст.9 п.9 запрещена езда ТС по обочинам и разделительным полосам.
На фото изображены виды разметки, обозначающие край проезжей части:
Сплошная линия 1.2.1
Прерывистая линия 1.2.2
Несмотря на запрет продвигаться по обочинам, не редкость, когда тот или иной водитель старается обогнуть часть пробки, продвигаясь по обочине. При попытке возвратиться в ряд движущегося транспорта нарушители создают все большие проблемы для движения.
Важно! Движение по обочине представляет опасность для пешеходов и велосипедистов – тех, кому можно двигаться по данному участку.
На обочину все же можно съезжать – для этого в ПДД особо оговорены некоторые ситуации.
Когда движение по краю дороге разрешено?
Выезжать на такой элемент дороги, как обочина, можно для того, чтобы ненадолго остановиться или устроить стоянку, когда это не запрещается. Маневр разрешен только с правой стороны дороги (ст.12 п.1 ПДД). Слева остановки или стоянки разрешаются только в населенных пунктах при условии:
- Если для каждого из направлений только одна полоса движения, а посередине нет трамвайных рельс.
- Если на дороге организовано одностороннее движение. Отдельно разработаны правила для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Им разрешается остановка только с целью разгрузочно-погрузочных действий.
По обочине могут двигаться автомобили:
- При подвозе груза к расположенным вблизи дороги объектам, если нет другой возможности проезда к ним.
- Транспорт коммунальных служб, дорожно-эксплуатационных организаций.
Допустимо двигаться по обочине:
- Мопедам согласно ст.24 п.7 ПДД, если это не создает помех пешеходам.
- Велосипедистам в возрасте от 14 лет при отсутствии специально выделенных дорожек или при невозможности передвигаться по ним (ст.24 п.2, п.6 ПДД).
- Гужевым повозкам, животным вьючным, верховым – они могут передвигаться в один ряд и должны держаться как можно правее (ст.25 п.2 ПДД).
- В случае масштабного дорожного происшествия, когда не существует другого варианта проезда, движение по обочинам не возбраняется.
Спорные ситуации
Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.
Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.
В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки . В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.
Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.
Внимание! Наличие видеорегистратора поможет запечатлеть истинную картину событий, чтобы потом с ее помощью обжаловать судебное решение.
Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.
Каким образом ДПС может доказать вину?
Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.
Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка , выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.
Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.
Заключение
Обгон автомобилей, стоящих в пробке, при совершении маневра путем проезда по обочине квалифицируется как серьезное нарушение правил. Сотрудники ДПС обязаны пресекать такие нарушения, но они не в состоянии каждому из водителей внушить желание соблюдать культуру поведения при движении. Неверный подход к соблюдению общепринятых правил может навредить как самому автомобилисту, так и прочим участникам дорожного движения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Автомобиль может въезжать на обочину только для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено Правилами дорожного движения (ПДД РФ).
Парадокс нетерпения
Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).
Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).
Кому разрешено движение по обочине
- штраф в 5000 рублей;
- или лишение ВУ на 4-6 месяцев.
При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ
- штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
- или лишение ВУ до 1 года.
ПРИМЕЧАНИЕ. Аргументы водителя, объезжавшего пробку по обочине встречной полосы, в пользу штрафа в 1000-1500 рублей за объезд препятствия по «встречке» (ст.12.5, п.2) не пройдут. Согласно п.1.2 ПДД РФ затор на дороге, как и ТС, остановившееся на дороге в соответствии с ПДД РФ препятствием не являются.
Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.
От езды несознательных автомобилистов по обочинам
- пробки увеличиваются;
- возрастает нервозность водителей;
- мелкие ДТП случаются чаще.
Видео: Езда по обочине
Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.
Видео: Езда по встречной обочине
Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.
Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.
Видео: Пикник на обочине
Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.