Какие объекты расположены на территории азс. Все о контейнерных и мобильных азс
Должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
- от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров , наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
- до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
- до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:
- до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
- до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
- до остальных дорог и улиц - не нормируются.
12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1 .
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2 .
14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3 .
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
Бензиновый бизнес один самых перспективных, и один из самых опасных. Поэтому к требованиям контролирующих органов нужно отнестись внимательно, не только ради избавления от "головной боли" при общении с инспекторами, но и ради собственной безопасности.
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.
Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.
Регламентирующие документы: наиболее часто используемые
- Закон о ЗПП №2300-1 .
- СанПиН 2.1.7.1322-03 , описывающий правила обезвреживания отходов производства.
- СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
- ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии...
- СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
- СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
- СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
- СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
- СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
- СП 156.13130.2014 требования ПБ.
- НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
- НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
- НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
- РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
- СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).
Требования санитарных служб
Самыми распространенными нарушениями в работе автозаправок, по мнению Роспотребнадзора, являются нарушения:
- потребительских прав;
- требований к обращению с отходами;
- норм ПДК по воздуху;
- требований санитарно-эпидемиологического характера при эксплуатации построек на территории заправки.
Во избежание отказа СЭС в разрешительном заключении на этапе оформления документов и штрафов в процессе работы стоит познакомиться с основными требованиями данной структуры. Если руководство вашего региона не подготовило специальный СНиП, где были бы собраны все основные рекомендации по планированию, проектированию, возведению и обустройству заправок, вам придется познакомиться с несколькими довольно объемными трудами, чтобы выбрать требования, относящиеся именно вашей будущей деятельности.
Требования к месту расположения заправки
Размер участка земли под АЗС согласовывается с имеющими градостроительными нормами. Его положение должно быть подветренным по отношению к жилому массиву. Вся территория заправки планируется, участок под нее выравнивается и покрывается ровным покрытием.
Вы можете применить:
- бетонирование;
- асфальтирование.
Подъездные пути и съезды на автомагистраль не должны иметь дефектов. Территория не занятая сооружениями озеленяется и поддерживается ухоженном и чистом виде.
Накапливать на территории автозапровочной станции отходы нефтепродуктов запрещается. Если в процессе работы произошла утечка - разлив засыпается песком, который затем удаляется.
ТБО, скапливающиеся при работе организации, следует хранить в спецконтейнерах с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры устанавливаются на водонепроницаемом основании/фундаменте. Чаще всего используют для этих целей бетонные плиты.
Производственные помещения и зоны для бытовых нужд: требования
Проектируют заправку согласно своду правил 56.13330.2011 /СНиП 31-03-2001. Рабочие помещения окрашивают тонами/цветами, снижающими утомление глаз сотрудников и улучающими освещенность рабочего места.
Помещение для персонала и рабочую зону выстилают твердым напольным покрытием, разрешенным санитарными правилами.
Место оператора АЗС для проведения рабочих манипуляций в положении сидя, оборудуется согласно ГН2.2.5.1314-03.
В части для сотрудников должна быть предусмотрена:
- туалетная комната;
- гардеробная;
- душевая.
В данных помещениях полу делают стойкими к воде и моюще-дезинфицирующим средствам. Все стены и имеющие перегородки облицовывают керамо-плиткой или другим влагостойкими светлого материала на высоту не меньше, чем 1,8 м.
Гардеробную для рабочего персонала оборудуют двухсекционными шкафами:
- для хранения верхней одежды и обуви;
- для спецодежды.
Эти предметы гардероба не должны хранится вместе! На габаритных заправках, оборудованных торговым залом с бистро должна быть туалетная комната для клиентов. Желательно одно место для отправки естественных потребностей оборудовать для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все туалетные комнаты снабжаются средствами для просушки кожи рук или одноразовыми полотенцами, мылом и туалетной бумагой.
Микроклимат сооружений АЗС: требования
Внутренняя среда рабочих и бытовых помещений автозаправки поддерживается согласно требованиям СП 60.13330.2012/СНиПа 41-01-2003
Обязательным требованием для АЗС является обустройство искусственной вентиляции для помещений, где хранится спецодежда работников. Рабочие и административные помещения должны иметь отопление:
- центральное;
- местное.
При организации местного отопления разрешен пар, подогретый воздух или вода в качестве носителя тепла.
Условия микроклимата на рабочем месте сотрудников АЗС нормируются согласно СанПиНу2.2.4.548-96. Допустимые колебания показателей влажности и температуры зависят от периода года и региона. В среднем для холодов это:
- 20-22оС (максимум 24оС);
- 15-75% влажность.
Для жаркого времени:
- 21-23оС (максимум 28оС);
- влажность остается такой же
ПДК вредных веществ в воздушной среде, которой дышат сотрудники АЗС описаны в ГН2.2.5.686-98. Основные показатели следующие, мг/м.куб:
- мин.масла - 5;
- углеводороды в общим - 300;
- оксид углерода - 20;
- бензин - 100.
Все эти показатели будет контролировать СЭС при проверке.
Требования к инженерным сетям: вода, канализация
СП 30.13330/СНиПом2.04.01-85*регламентируются требования к внутренним водопроводно-канализационным сетям. Если вы планируете построить новую заправку, недопустимо возводить сооружения без этих элементов.
Вода к АЗС подводиться питьевая. Ее параметры должны соответствовать СанПиНу2.1.4.559-96 . Снабжение водой организуется путем:
- врезки в сети центрального водоснабжения;
- обустройством поступления воды от колодца;
- бурения АС (артезианской скважины).
Источник забора воды в обязательном порядке согласуется с санитарными службами. Если она забирается из собственных водоисточников, то руководитель АЗС обязан обеспечить контроль лабораторных показателей состояния воды по указанному выше СинПиНу.
Требования к канализационной сети предусматривают обустройство раздельных сетей канализации:
- бытовых вод;
- дождевых и производственных.
Соединять их в одну систему запрещено. Перед началом эксплуатации заправки, на ее территории должна быть обустроена система очистки стоков. Бытовые стоки очищаются согласно требованиям СНиП 2.04.03-85/СП 32.13330.2012.
Дождевая канализация/"ливневка" допускает обустройство системы лотков со съемными решетками. В эту же систему подсоединятся производственный слив стоков. По лоткам воды направляются к очистным конструкциям.
Очистные конструкции как минимум должны состоять из:
- отстойника (колодца);
- фильтрационной части;
- сборника (колодца).
Производственные стоки, отфильтрованные нефтяные продукты и осадочный мусор вывозится в оговоренные с санитарными службами вашего региона/района места.
Требования к инженерным сетям: освещение
Требования к средствам освещения диктуются СП 52.13330.2011/ СНиПом 23-05-95* . Это значит, что все помещения производственного назначения должны иметь кроме искусственного и естественное освещение. Причем последнее рекомендуется использовать по максимуму. Уровень КЕО:
- Если используется комбинированный вариант освещения - 0,48%.
- При освещении исключительно светом солнца - 0,8%.
Освещать рабочую поверхность нужно с интенсивностью 200 лк/150 лк (для ламп накаливания). Все осветительные приборы должны быть иметь светорассеивающие плафоны и регулярно очищаться.
Нефтепродукты и правила их хранения
Все производные нефти на заправке хранят в металло-резеруарах, обустроенных под землей. Защитный слой грунта должен составлять не менее 100 см. Все дополнительно реализуемые продукты в индивидуальной упаковке/таре:
- масла;
- смазочные материалы;
- охладители, очистители и т.п. средства.
Хранят в специально отведенных для этого местах. Причем оператор, принимая смену, должен удостоверится в целостности тары. Мелко-фасованный товар с высокой степенью воспламеняемости можно хранить в торговом зале с учетом 5 дневного оборота продукции. Исключение составляет лишь тормозная жидкость. Выставить ее можно в количестве до 20 бутылок.
Отработанные нефтепродукты можно хранить в любых емкостях при условии, что они:
- целые;
- способны обеспечить сохранность содержимого при его транспортировке и погрузке/разгрузке;
- маркированы;
- калиброваны.
Перед заливкой отработанных материалов в контейнеры для хранения, последние проверяют на целостность.
ООС
Представители природоохранных структур наряду с работниками СЭС строго следят за деятельностью АЗС. Так как этот вид предприятий имеет несколько источников загрязнения ОС (окружающей среды):
- отработанные автомобильные газы;
- испарения производных нефти;
- разливы нефтепродуктов.
Поэтому руководство АЗС, во избежание штрафов, должно предпринимать меры по уменьшения загрязнения ОС:
- топливораздаточные колонки необходимо защищать от осадков;
- регулярно осуществлять ПК (производственный контроль) за содержанием вредных веществ в почве и воздухе (на границе СЗЗ показатели не должны превышать ПДК для населенных мест);
- предпринимать меры по уменьшению испарений бензина (не допускать перелива топлива, следить за герметичностью сливных и замерных устройств и т.п.).
Кроме этого собственник или первый руководитель заправочной станции должен обеспечивать аттестационные мероприятия по условиям труда на рабочих местах.
Требования к продукции
Вся продукция заправочной станции должна иметь сертификат от завода-изготовителя, подтверждающего качественные характеристики товара:
- марку;
- ТУ и соответствие им.
Паспорт на реализуемую нефтепродукцию (НП) должен иметь подпись руководителя и печать завода-изготовителя. Поступающая продукция этого типа должна по партионно заноситься в специально предназначенный для этих целей журнал.
Кроме этого, на АЗС должны вестись журналы движения НП и запасных частей к автомобилям (если этот товар реализуется).
Требования к оборудованию
Все оборудование АЗС должно быть приобретено в официальном порядке, иметь паспорт. К резервуарам обязательны градуировочные таблицы. На АЗС заводят специальный журнал, куда заносят сведения о ремонте оборудования заправки.
Требования Госпожнадзора
Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156.13130.2014 . Согласно этому нормативу выделяется порядка 13 видов заправочных станций. Требования для каждой из них имеют свои особенности. Мы остановимся лишь на основных. Уточнять требования к конкретным видам заправочных станций нужно в приложениях (П) к НПБ 111-98:
- П№2 - для топливозаправочныех пунктов;
- П№3 - для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
- П№6 - для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.
Кроме того, АЗС могут располагаться за пределами населенных пунктов и на их территории. Расположение тоже значимо для некоторых требований ГПС. Технологические системы, которыми можно оборудовать АЗС должны соответствовать НПБ 03-93.
Требования к размещению
Заправки размещают с подветренной стороны от других сооружений. В этом вопросе госпожинспекция (ГПС) солидарна с санстанцией. Выбор участка должен согласовываться с ГПС и соответствовать НПБ 02-93.
Расстояния до автодорог/магистралей, улиц при размещении нормируются градостроительными нормативами СП 42.13330/СНиП 2.07.01-89* и зависят от категории дороги и типа АЗС. Требования к минимальным расстояниям от объектов, не относящимся к автозаправке и относящимся к ней можно посмотреть .
Требования к сооружениям в зоне заправки
В отличие от многих предприятий заправка - это предприятие, на территории которого разрешается размещать далеко не любые типы сооружений. Разрешено возведение:
- операторная;
- сооружения административного назначения;
- помещения для хранения формы работников, деталей и инструментария, необходимого для работы, оборудования;
- котельная с теплоносителями, разогревающимися до 80оС и не выше;
- туалетные комнаты;
- помещения для охраны;
- комната для приема пищи работающей смены.
Ряд автозаправок (исключая газового типа заправки с резервуарами в одну стенку) могут располагать на собственных землях центры сервисного обслуживания автомашин и зоны по обслуживанию их водителей.
На территории заправки не разрешено размещать:
- сооружения А и Б классов (кроме относимых к технологической системе заправки) и Г-помещений, исключая котельные;
- помещения для сервисного обслуживания автомобилей с техпроцессами, приводящими к циркуляции паров/газов с высокой степенью возгораемости (окраска).
Здания, возводимые на территории заправочной станции должны быть:
- одноэтажными либо выстроенными в 2 этажа (последние должны быть не более 150 кв.м);
- I-III степени огнестойкости.
Навесы на автозаправке делают из негорючих материалов. Все контейнеры с топливом защищают от возможного повреждения машинами и механизмами. К каждому элементу конструкции, вплоть до ограждения предъявляются строгие требования, описанные НПБ 111-98.
На всех заправках предусматривают молниезащиту не менее II-категории по РД 34.21.122-87. Электросистема монтируется до ввода заправки в эксплуатацию, заземление до пуско-наладки. Требования к ней описаны ПУЭ и правилами, разработанными для нефтехимических предприятий. Воздушные ЛЭП на заправочных станциях всех модификаций запрещены.
Некоторые требования к оборудованию АЗС
На заправках обязательно должны быть:
- телефонная линия;
- радиосвязь;
- средства громкого вещания.
Высоки требования к герметичности оборудования:
- колонки надлежит оборудовать устройствами, способные при ее повреждении остановить излитие содержимого;
- резервуары должны поддерживать собственную герметичность 10 лет при соблюдении требований техтребований;
- емкости для хранения топливных материалов оборудуют системами, позволяющими проверить степень герметичности (П№5 к НПБ 111-98);
- опорная арматура выполняется по I кл. герметичности по ГОСТу 9544 .
Все электрооборудование на территории АЗС требуется заземлять, при его установке нужно исходить из нормативов ПУЭ и ПЭЭП (правил эксплуатации). Монтаж такого оборудования проводится с учетом зон повышенной взрывоопасности.
Для каждого из типов заправочных станций/пунктов к их технологическому оборудованию предъявляются специфические требования, описанные нормативами ПБ 111-98.
Требования к персоналу
Персонал должен строго соблюдать правила ТБ и ПБ при работе на АЗС. При приеме на работу обязательно проводится вводный инструктаж по ПБ, затем первичный и систематические инструктажи с занесением в журнал.
Работники заправки должны четко знать свои действия на момент возгорания. Ориентироваться в системе пожаротушения на АЗС, уметь пользоваться первичными средствами ликвидации пожара.
Средства тушения пожара: основные требования
Средства для тушения пожара на заправке не ограничены первичными вариантами (огнетушители), как во многих предприятиях. Должна быть дополнительно предусмотрена возможность использовать наружный водоем либо водопровод. А также необходимо предусмотреть системы пожаротушения стационарного типа (автоматы в том числе).
Огнетушители размещаются в местах и количестве, указанных в правилах пожбезопасности 01-93 (Глава17 п. 17.5.5. и 17.5.6). Тип огнетушителей описан тем же нормативом.
В ППБ01-03 АЗС посвящена целая глава №17. Этот документ описывает требования не только к огнетушителям, но и к:
- документации, которую нужно иметь на заправке (журналы, планы эвакуации, локализации и тушения возгорания, схему описывающую ближайшие источники воды и их дебет и т.д.) ;
- оборудованию по приему и подаче топлива;
- использованию электрооборудования;
- содержанию сооружений;
- противопожарной защите станции;
- плану локализации возгорания;
- средствам быстрого удаления горящего транспорта с АЗС;
- условиям хранения опасных веществ и многому другому.
РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я.Корольченко, Ю.Н.Шебеко, В.Л.Малкин, И.М.Смолин, В.А.Колосов, Е.В.Смирнов, Д.М.Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е.Татаров, Ю.Д.Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В.Рубцов, А.С.Андросов, В.П.Назаров).
ПОДГОТОВЛЕНЫ с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. N 09-689), Изменения N 2, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. N 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. N 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. N 03-35/406), Изменения N 3, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. N 47, Изменения N 4, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. N 17.
1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское издение, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.
4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6.
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Нашей организацией руководит специалист, аттестованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации: Начиная с 2001 года, ООО «М.Градо» занимается проектированием гражданских объектов и разработкой проектной документации по территориальному планированию. Основными отличительными особенностями нашей проектной работы являются: География деятельности института не ограничивается г. Старый Оскол и Белгородской областью, а выходит далеко за ее пределы. Наши высокопрофессиональные специалисты предоставят вам также дополнительные услуги и информацию : ООО «М.Градо» специализируется на выполнении работ по территориальному планированию , проектам планировки территорий , разработке генеральных планов поселений , правил землепользования и застройки , архитектурно-строительному проектированию объектов непроизводственного назначения, в том числе: жилые и общественные здания , административные здания, а также разработкой проектной документации на промышленные объекты , в том числе: проектирование АЗС . Организация имеет максимальное количество допусков, зарегистрированной одной из первых в России саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "БЕЛАСПО" по подготовке проектной документации, включая допуск по организации подготовке проектной документации (генподряд). За период существования ООО «М.Градо» мы создали множество проектов. Секрет нашей успешной работы заключается в стремлении получить максимальную информацию по существующим условиям проектирования, в том числе максимально понять нужды фирм - заказчиков. Наша основная цель – создание благоприятной и комфортной среды обитания человека, принятие в проекте красивых и надежных решений, которые обеспечат безопасность будущего объекта на весь его жизненный цикл, включая строительство и эксплуатацию. Возглавляет организацию - генеральный директор ООО «М.Градо» - Ильяев Сергей Семенович , архитектор, автор более 70 архитектурных и градостроительных проектов, большинство из которых реализованы, Почетный Архитектор России, лауреат всесоюзных и Российских архитектурных смотров-конкурсов «Лучшие проекты года» и «Зодчество», член Совета Национального объединения проектировщиков (НОП), председатель комитета НОП по методологии регулирования проектной деятельности. С.С. Ильяев является основателем и руководителем Белгородской ассоциации проектных организаций "БЕЛАСПО", которую возглавлял с 2005 года. В 2009 году "БЕЛАСПО" под руководством С.С. Ильяева реорганизовалось в Некоммерческое партнерство Белгородское сообщество проектных организаций НП "БЕЛАСПО ", получившее статус Саморегулируемой организации под номером 5, одной из первых в стране. Все специалисты ООО «М.Градо» имеют профильное образование и постоянно совершенствуют свои знания в области проектирования и проходят обучение и повышение квалификации по новым программным продуктам и методам проектирования: MapInfo, ArchiCAD, AutoCAD. |
"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.
Что такое контейнерная или мобильная АЗС
В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.
В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.
В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.
Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.
Особенности конструкции
Одностенный или двустенный резервуар
В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.
Оборудование
На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.