Какие имеются системы оповещения о пожаре. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях
Неофициальная редакция
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Об утверждении норм пожарной безопасности
«Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»
(НПБ 104-03)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 33, (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю :
1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.
2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.
Министр С. Шойгу
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ
НПБ 104-03
Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.
Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).
Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.
Взамен НПБ 104-95.
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).
1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.
2. Термины и определения
В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.
Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.
Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.
Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.
Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.
Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.
Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.
Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.
3. Общие положения
3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;
включением эвакуационных знаков безопасности;
включением эвакуационного освещения;
дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);
связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.
При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.
3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.
3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.
3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.
Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.
3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.
3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.
3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.
Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.
3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.
Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.
Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.
3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.
3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.
3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.
3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.
3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.
3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.
3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.
3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.
3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях
4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика СОУЭ | Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Способы оповещения: | |||||
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) | + | + | * | * | * |
Речевой (передача специальных текстов) | – | – | + | + | + |
Световой: | |||||
а) световые мигающие указатели | * | * | * | * | * |
б) световые оповещатели “Выход” | * | + | + | + | + |
в) статические указатели направления движения | – | * | * | + | * |
г) динамические указатели направления движения | – | – | – | * | + |
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения | – | – | * | + | + |
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской | – | – | * | + | + |
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения | – | – | – | * | + |
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре | – | – | – | – | + |
Примечания:
1. + требуется; * допускается; – не требуется.
2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.
3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.
4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.
5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения
5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Таблица 2
Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) | Значение нормативного показателя | Наибольшее число этажей | Тип СОУЭ | Примечания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м 2) | До 800 | 1 | * | Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения | ||||
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т. п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2) | До 300
300 и более |
* | ||||||
3. Предприятия | До 50 | 2 | Не требуется | |||||
общественного питания (вместимость, чел.) | До 50 | Более 2 | * | |||||
Размещаемые в подвале (цоколе) | – | * | ||||||
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.) | До 20
20 и более |
* | Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны | |||||
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2) | До 500 | 1 | * | Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны | ||||
Торговые залы | Без ест. освещения | * | ||||||
6. Дошкольные учреждения (число мест) | До 100 | 1 | * | В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел. они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся | ||||
Специальные детские учреждения | – | – | * | |||||
7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) | До 270 | 1 | * | |||||
Специальные школы и школы-интернаты | * | |||||||
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании) | До 100 | 1 | * | |||||
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений | До 4 | * | Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения | |||||
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):
круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел) сезонного действия: |
До 300 | 1 | * | |||||
а) закрытые | До 600
600 и более |
1 | * | |||||
б) открытые | До 800
800 и более |
1 | * | |||||
клубы | До 400 | 2 | * | |||||
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) | До 200 | 3 | * | |||||
11. Лечебные учреждения (число койкомест): | До 60
60 и более |
* | Помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения | |||||
психиатрические больницы | - | * | ||||||
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.) | До 90
90 и более |
* | ||||||
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма | До 10 | * | ||||||
10 и более | * | |||||||
При наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения | * | * | ||||||
13. Детские оздоровительные лагеря: | ||||||||
круглогодичного действия | * | |||||||
летние IV-V степени огнестойкости | * | |||||||
14. Библиотеки и архивы: | * | |||||||
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.) | * | |||||||
хранилища (книгохранилища) | * | |||||||
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания | До 6 | * | ||||||
16. Музеи и выставки (число посетителей) | До 500 | 3 | * | |||||
17. Вокзалы | 1 | * | ||||||
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.) | До 50 | До 3 | * | |||||
19. Жилые здания: | ||||||||
секционного типа | До 10 | Не требуется | ||||||
10-25 | * | |||||||
коридорного типа | До 10 | * | ||||||
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) | А, Б, В, Г, Д | 1 | * | 1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категорией А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой | ||||
Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.п.) | * |
Примечания:
1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.
2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.
3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.
4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Главное управление Государственной
противопожарной службы
(ГУГПС МЧС России)
129085, Москва, Звездный бульвар,7
Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74
28.07.2004 № 18/4/2098
Первым заместителям начальников
ГУ ГОЧС Субъектов Российской
Федерации - главным
государственным инспекторам
по пожарному надзору
Субъектов Российской Федерации
(по списку)
В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.
Приложение по тексту: на 3 л.
Первый заместитель начальника-
заместитель главного государственного
инспектора Российской Федерации
по пожарному надзору
В.П. Молчанов
Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:
t отк > t p + t н.э.
где t p - расчетное время эвакуации людей, мин;
t отк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;
t н.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.
При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.
2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.
В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.
3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.
Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:
Должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;
Способствовать предотвращению паники;
Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;
Указывать на последовательность действий людей при пожаре;
Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.
4. О размещении пункта управления СОУЭ.
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения отвечающего требованиям НПБ 88-2001 *. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001 *. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.
5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.
В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако, в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи).
6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.
Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 . Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.
При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.
Оповещение и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре является одной из наиболее важных составляющих в общей структуре системы пожарной безопасности объекта. Если говорить о видах таких систем, то они бывают:
- световыми;
- звуковыми;
- и речевыми.
Применяются они не по отдельности, а в различных сочетания, которые определяют пять типов систем оповещения в зависимости от характеристик объекта. Если говорить о нормативных документах, определяющих порядок применения оповещения о пожаре, то это свод правил СП 3.13130.2009. Если есть необходимость, то его можно скачать с этой страницы .
Для тех же, кому нужно составить общее представление об организации и применении СОУЭ вполне достаточно будет размещенной ниже информации.
Начнем с того, что управление оповещением любого типа осуществляет автоматическая пожарная сигнализация . Исключения могут быть, но они встречаются достаточно редко - во всяком случае, за все время практической деятельности, я с системами ручного пуска не встречался.
Несколько слов об оборудовании. Любая система оповещения о пожаре имеет в своем составе световые и звуковые оповещатели. В качестве световых для всех типов оповещения, кроме первого, используются информационные табло "выход", а также указатели направления движения при эвакуации в виде различных стрелок.
Кроме того, для речевого оповещения используются различные модули, коммутаторы и усилители.
ТИПЫ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
Как уже говорилось, всего существует пять типов систем оповещения и управления эвакуацией. Чаще всего используется второй тип оповещения, поскольку под требования, определяющие его применения подпадают небольшие магазины, офисы и пр., процент которых в общем количестве объектов, подлежащих оборудованию СОУЭ, достаточно высок.
Ниже будут рассмотрены требования к составу оборудования систем различных типов. Я не буду досконально расписывать категории объектов, на которых требуется установка той или иной СОУЭ - соответствующая таблица имеется в упомянутом в начале статьи СП 3.13130.2009, но некоторые комментарии позволю.
Система оповещения 1 типа.
Самый простой вариант. В обязательном порядке требует только установки звукового оповещателя (сирены). Несмотря на то, что под оборудование этим видом подпадает достаточно много объектов, например, одноэтажные магазины площадью до 500 м2, монтажные организации в большинстве своем предпочитают повесить табло "Выход", что соответствует уже следующему типу оповещения.
Система оповещения 2 типа.
Как я уже говорил, используется достаточно часто. В этом случае требуется установка звуковых оповещателей и информационных табло "выход", размещаемых на путях эвакуации. Такие системы подходят для 2-х этажных предприятий торговли площадью от 500 до 3500м2, набольших музеев, выставочных залов, кинотеатров.
С технической точки зрения ничего экстраординарного перечисленные выше варианты не требуют. Любой пожарный приемно-контрольный прибор имеет выходы для подключения сирены и световых оповещателей, которые включаются при переходе прибора в режим "пожар".
Система оповещения 3 типа.
Здесь уже обязательно применения устройства трансляции речевой информации (динамик, звуковая колонка). При этом использование сирены становиться необязательным. Световые указатели "выход" однозначно устанавливаются.
Обратите внимание, в описаниях я указывают минимально необходимый состав оборудования. Никто не запрещает установить, например, дополнительные указатели направления движения (стрелки) или использовать совместно с речевым оповещением сирену.
Стоит заметить, что в своем минимальном составе 3 тип оповещения отличается от второго только большей информативностью (за счет речевых сообщений). Для всех трех уже перечисленных вариантов разделение объекта на зоны оповещения не требуется, чего не скажешь о следующих двух СОУЭ.
Система оповещения 4 типа.
В этом варианте уже четко прослеживается возможность не только оповещения, но и управления эвакуацией. Для этих целей требуется:
- установка указателей направления движения;
- разделение здания на зоны пожарного оповещения;
- обратная связь зон с пожарным постом.
Соответственно и устанавливаются они на "серьезных" объектах - многоэтажных (9 и более) гостиницах, крупных гипермаркетах, вокзалах и пр.
Система оповещения 5 типа.
Это своего рода монстр. Ко всем перечисленным ранее функциям добавляются требования об обеспечении возможности реализации нескольких вариантов эвакуации, использования динамических световых оповещателей, координации управления всеми системами пожарной безопасности.
По большому счету эта система требует высочайшего уровня профессиональной подготовки на всех этапах оборудования объекта - от проектировании, до эксплуатации и обслуживания. Поэтому рядовому пользователю достаточно просто знать что она есть и не забивать себе голову высокими техническими материями.
ЗВУКОВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ О ПОЖАРЕ
Звуковое оповещение используется в системах первого и второго типа. В качестве оповещателей используются различные типы сирен. Как правило они формируют двухтональный звуковой сигнал, что дополнительно способствует его выделению из общего уровня шумов помещения, оборудованного СОУЭ указанных типов.
Основным требованием к звуковым вариантам оповещения является уровень звукового давления, создаваемого оповещателем. Он должен лежать в пределах 75 дБА - 120 дБА в любой точке помещения. Кроме того, существует еще одно требование, а именно, - превышение звукового сигнала над уровнем шума не менее чем на 15 дБА.
В соответствии с этими требованиями определяется требуемого количество оповещателей и их моделей. Основными параметрами. влияющими на выбор конкретного устройства являются:
- уровень звукового давления;
- напряжение питания и ток потребления;
- климатическое исполнение.
Что касается первого пункта, то большинство моделей обеспечивают громкость на уровне порядка 100 дБ (плюс-минус 5-6дБ). Здесь стоит обратить внимание на расстояние, на которым обеспечивается заявленный уровень звукового давления. Большинство производителей указывает значение 1 метр. Не забывайте - чем дальше, тем тише. Тот же самый СП 3.13130.2009 нормирует эту величину на расстоянии 3 метра. Этот момент стоит учесть.
Если говорить про напряжение питания, то, как правило, выбирают 12 или 24 Вольт, поскольку это проще и, главное, безопаснее. Но не стоит забывать, что существует еще ток потребления. При прочих равных условиях оповещатели, которые питаются от 220 вольт будут потреблять его примерно в несколько раз меньше, чем их низковольтные аналоги.
Это может оказаться критичным при одновременном использовании большого количества сирен, главным образом, из за нагрузочной способности управляющих реле приборов пожарной сигнализации.
Что касается климатического исполнения, то, на первый взгляд, поскольку установка систем оповещения производится в помещениях, этот момент не критичен. Не стоит однако забывать, что помещения могут быть неотапливаемыми, поэтому на диапазон рабочих температур внимание обратить стоит.
СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
В простейшем случае (рис.1-2) в состав речевого оповещения входят:
- блок (модуль) речевого оповещения;
- и нужное количество динамиков (колонок).
Модуль включает в себя синтезатор речевых сообщений и (или) устройство записи, которое позволяет записать нужную информацию непосредственно "с голоса" или стороннего источника. Также он содержит усилитель и, при необходимости, устройство согласования с акустической системой. Излишне, наверное, говорить, что мощность акустики не должна превышать возможностей усилителя.
Более сложные системы строятся на основе многоблочного принципа и содержат блоки усиления мощности, линейные усилители (УС), пульты управления, коммутаторы, приборы управления и пр. Такие системы конфигурируются исходя из индивидуальных особенностей объекта. Безусловно, все входящее в их состав оборудование должно быть совместимо, поэтому, как правило, используется модельный ряд одного производителя.
Все системы речевого оповещения должны иметь возможность контроля состояния соединительных линий, запуска от приборов пожарной сигнализации. При монтаже запрещается подключение акустических устройств с помощью разъемов. Только "под винт" или "пайку".
Для крупных объектов целесообразно использование интегрированных систем безопасности - работающих на одной платформе систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, контроля доступа и т.п.
Достаточно популярной в нашей стране является ИСБ «Орион» от компании Болид. Очень гибкая в конфигурировании система с достаточным количеством функциональных возможностей и опций. легко масштабируется и дружелюбная в инсталляции и настройке.
Если уже заговорили о конкретике, то можно отметить систему речевого оповещения "Орфей" от компании "Аргус Спектр". Ее оборудование может быть использовано самостоятельно в системах оповещения 3 типа или в качестве управляемого модуля для систем 4 и 5 типов. Запуск установки может осуществляться вручную персоналом или от приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации.
Система является универсальной и может быть использована на производственных предприятиях, в коммерческих структурах, образовательных, медицинских, гражданских зданиях.
По большому счету, выбор подобного оборудования достаточно широк. Немалую роль при выборе играют личные предпочтения инсталлятора, однако не нужно забывать о соответствии возможностей оборудования применительно к особенностям конкретного объекта.
© 2010-2019 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов
Целью создания систем противопожарной защиты, как следует из статьи 51 Федерального закона №123-2009 «Технический регламент пожарной безопасности», является «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий». Здесь же и определено, что «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и/или тушением пожара».
Таким образом, имеем две основные задачи систем противопожарной защиты:
■ противопожарные мероприятия, снижающие вероятность самого пожара или ограничивающие его распространение;
■ эвакуация людей и имущества (если стоит такая задача) в безопасную зону и тушение самого пожара.
Основным критерием соответствия объекта требованиям пожарной безопасности является непревышение установленного Законом допустимого значения пожарного риска, расчетная величина которого напрямую связана с вероятностью возможной своевременной эвакуации людей.
Таким образом, как видно из приведенных требований к системе противопожарной защиты, само обнаружение пожара, в том числе и с помощью технических средств пожарной сигнализации, не является конечной целью, а лишь необходимым условием для своевременной эвакуации людей.
Для этих целей на всех объектах должна быть система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
СОУЭ — это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
Основные требования к СОУЭ изложены в статье 84 Федерального закона №123. Вот часть из них:
«Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
■ подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
■ трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
■ размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
■ включение эвакуационного (аварийного) освещения;
■ дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
■ обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
■ иные способы, обеспечивающие эвакуацию».
Применение тех или иных способов оповещения конкретизированы в своде правил СП3.13130.2009 и в НПБ 104-03 (на объекты, введенные до 2009 года).
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.
Отсюда вытекает, что проектно-монтажная организация формирует алгоритм оповещения в строгом соответствии с уже разработанным планом эвакуации, а вся ответственность за него лежит целиком на заказчике.
Классификация, основные требования, состав оборудования
Система оповещения и управления эвакуацией — одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения — это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.
Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности «Федеральный закон № 123-Ф3», ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», Свод правил СП.3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.
Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям («Блюз», «Октава-80», «Орфей», «Стриж-2», «Тромбон» и др.).
Классификация систем оповещения
В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).
В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.
Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.
Состав и структура системы оповещения
В СОУЭ 1-го и 2-го типов оповещение осуществляется с помощью световых и звуковых оповещателей. На рынке уже появляются приборы, предназначенные именно для 1-го и 2-го типов оповещения («Тромбон-ПУ-2»), обеспечивающие контроль исправности линий связи с оповещателями, а также питание оповещателей от аккумуляторной батареи при отключении основного питания.
СОУЭ 3-5-го типов представляют собой автономные централизованные комплексы и строятся по модульному принципу. В зависимости от архитектурных особенностей здания и его назначения системы оповещения включают в себя устройства передачи экстренных сообщений или же дополняются модулями для трансляции по зонам фоновой музыки и объявлений общего назначения. Кроме того, системы оповещения о пожаре различаются по количеству зон оповещения, по способности программирования логики событий, по возможности управления СОУЭ.
Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:
- блок управления и коммуникации;
- усилительное оборудование (предварительные усилители и усилители мощности);
- выносные микрофонные консоли для организации удаленного рабочего места;
- источники сигнала (микрофон, установленный на пульте диспетчера или на блоке тревожных сообщений, цифровой магнитофон с записанными тревожными сообщениями, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель, внешняя трансляционная сеть);
- громкоговорители (оповещатели рупорные, настенные, потолочные);
- эвакуационные знаки пожарной безопасности, световые оповещатели.
Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей
Для управления СОУЭ должны использоваться специализированные технические средства — прибор управления пожарный (ППУ). В общем случае это техническое средство, предназначенное для формирования сигналов управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты и контроля целостности и функционирования линий связи между ППУ и исполнительными устройствами. В случае ППУ для обеспечения функционирования СОУЭ в качестве исполнительных устройств используются оповещатели различного типа.
Требования к оповещателям и ППУ изложены в ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний» в разделах б и 7 соответственно, а сами технические средства должны иметь сертификат соответствия этому стандарту.
Системы оповещения о пожаре должны включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, при этом по зонам передается записанное электронное сообщение. В случае необходимости диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с блока управления СОУЭ (полуавтоматический режим). В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.
Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.
По конструктивному исполнению системы оповещения можно разделить на те, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления (рис. 1), и на те, у которых это происходит после усиления (рис. 2). В случае коммутации сигнала до усиления системы о пожаре должны содержать по одному усилителю на каждую зону («Блюз», «Стриж-2»). Во втором случае несколько источников сигнала подключаются ко входу усилителя, а затем усиленный звуковой сигнал распределяется по зонам оповещения («Тромбон»).
В основном системы оповещения являются аналоговыми проводными, вместе с тем появились СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде («Киберсистема», «Стриж-2»), а также беспроводные СОУЭ («Орфей-Р»). Это существенно увеличивает количество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а также объединять несколько автономных систем оповещения и управлять ими. В беспроводной системе значительно упрощается монтаж, а главное — обеспечивается живучесть СОУЭ. Для трансляции звуковых сообщений по зонам оповещения используются громкоговорители различных конструкций и звуковые оповещатели. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами (ГОСТ Р 53325-2009, СП 3.131302009). Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми пожарными оповещателями на расстоянии (1,00 + 0,05) м, должен быть установлен в пределах от 85 до 120 дБ, речевыми пожарными оповещателями — в пределах от 70 до 110 дБ. Частота сигналов, генерируемых звуковыми пожарными оповещателями, должна быть в пределах 200-5000 Гц; диапазон воспроизводимых частот речевых пожарных оповещателей должен быть не уже, чем от 500 до 3500 Гц, при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Таким образом, расстановка оповещателей и выбор подводимой к ним мощности должны быть рассчитаны с учетом конкретных мест установки, и этот расчет должен быть приведен в рабочей документации. Вместо расчета для подтверждения обоснованности принятых технических решений можно использовать результаты контрольных измерений при сдаче системы в эксплуатацию.
Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения
При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Этот случай, как правило, используется для объектов с массовым пребыванием людей или имеющих специфику функционирования (школы, интернаты, больницы и т.п.), а также при наличии нескольких эвакуационных путей из каждой точки объекта.
Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Вроде как совмещать с радиотрансляционной сетью разрешается, но возможности использования ее в качестве основы СОУЭ очень ограничены.
Как уже здесь было отмечено, при проектировании СОУЭ для вновь вводимых объектов в полной мере должны быть учтены требования свода правил СП3.13130.2009, а для введенных до 2009 года — НПБ 104-03. И вот на основании этого документа получается, что в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов:
■ 1 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.);
■ 2 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.) и световое с помощью оповещателей «Выход»;
■ 3 тип- оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход»;
■ 4 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения;
■ 5 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.
Для 4 и 5 типа предусматривается разделение здания на зоны пожарного оповещения и обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.
Для 5 типа дополнительно должна быть предусмотрена еще возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.
Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк.
Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.
В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса — Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.
Очень много вопросов возникает при проектировании систем речевого оповещения в части требуемой полосы воспроизводимых частот. С одной стороны, в своде правил СП3.13130 предусмотрено, что речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. С другой стороны, в ГОСТ Р 53325 для речевых оповещателей предусмотрен диапазон воспроизводимых частот не уже, чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 1б дБ, что вроде как значительно уже, чем предусмотрено сводом правил. Но тут есть одна трудность: в своде правил не определена неравномерность этой частотной характеристики. Поэтому можно сделать заключение, что любой опо-вещатель, соответствующий ГОСТ Р 53325, будет соответствовать и требованиям свода правил, просто сигналы с частотами от 3500 до 5000 Гц будут воспроизводиться намного тише сигналов в полосе частот от 500 до 3500 Гц, а другого и не требуется. И это совсем не страшно.
В телефонной связи изначально была выбрана полоса эффективно передаваемых частот составного канала ТЧ (тональной частоты), равной 300-400 Гц при максимальной неравномерности частотной характеристики 8,7 дБ (ГОСТ 21655-87 «Каналы и тракты магистральной первичной сети единой автоматизированной системы связи»). На разборчивость речи это не влияет, а вот экономически это полностью оправдано. Более того, в некоторых системах связи вообще верхняя частота пропускания ограничена 2700 Гц. Если на объекте не стоит задачи использовать систему речевого оповещения еще и в качестве трансляционной сети, то использование СОУЭ с полосой воспроизводимых от 500 до 3500 Гц частот позволяет снизить потребляемую мощность от резервных источников питания (аккумуляторов), тем самым снизить затраты на них.
Живучесть СОУЭ при пожаре
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.
По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Таким образом, имеем необходимость работы от резервных источников питания в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме оповещения и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для ее завершения. Вот из расчета этого и надо в систему закладывать емкость резервных источников питания.
Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.
Кабели, провода СОУЭ, а также способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Требования к кабельной продукции изложены в ГОСТ Р 53315-2009 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний». В п. 6 ГОСТ указана область применения кабельного изделия с учетом пожарной опасности и типа исполнения. В национальный стандарт ГОСТ Р 53315-2009 включен параметр «огнестойкость кабеля». Количественной мерой этого параметра является «предел огнестойкости», характеризующий время, в течение которого кабель (при воздействии регламентированного нормами теплового источника) выполняет свои функции (передачу электроэнергии, сигналов).
Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт
Другие показатели, приведенные в стандарте, также являются обязательными к исполнению. На практике огнестойкость кабельных линий определяется не только конструктивным исполнением кабеля, но и способом его прокладки на объекте. В связи с этим особую важность приобретает вопрос проверки сохранения работоспособности кабеля в условиях пожара с реальными конструктивными элементами прокладки (лотками, креплениями, соединительными коробками и т.п.). То есть необходимо испытывать не один кабель, а сразу всю кабельную систему, как это, например, осуществляется в соответствии с европейским стандартом DIN 4102-12 «Огнестойкость строительных материалов и конструкций. Часть 12. Надежность систем электрических кабелей. Требования и испытания».
Контроль линий оповещения и управления.
Основное требование к системам оповещения, которое разительно отличает ФЗ №123 от всех предыдущих нормативных документов – это контроль их работоспособности, в частности речь идет о контроле целостности линий оповещения СП 3.13130.2009 п. 3.4 «..Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности». Приборы управления системами оповещения и эвакуации имеют множество разнообразных функций, среди которых можно выделить контроль цепей исполнительных устройств как одну из важнейших.
Стоит отметить, что чаще всего выделяют четыре способа контроля цепей нагрузок в общей классификации методов контроля:
-
— контроль через дополнительные линии;
— контроль по импедансу (по установленной мощности);
— контроль по адресным меткам;
— контроль по постоянному току с применением блокирующих элементов.
Производители блоков речевого оповещения используют различные способы контроля работоспособности линий оповещения и управления, остановимся на каждом способе подробнее.
1. Контроль через дополнительные линии.
Общий смысл контроля через дополнительные линии заключен в самом названии этого способа. Контроль разбивается на две стадии (см. рис.3.). На первой стадии проверяется первая линия управления «Л1» с применением второго контрольного провода «Контроль 2». На второй стадии проверки – проверяется линия управления «Л2» с применением первого контрольного провода «Контроль 1». Сам метод контроля — это контроль шлейфа сигнализации по постоянному току, при этом оконечный резистор устанавливается в приемно-контрольном приборе.
Рис. 3. Контроль через дополнительные линии.
Контроль через дополнительные линии оправдан, если необходимо использовать оповещатели разных производителей в одной системе, и если эта необходимость имеет большее значение, чем стоимость дополнительных монтажных затрат (стоимость контрольных проводов и их монтаж).
Плюсы способа:
— полный контроль линий по всей длине и возможность контроля оповещателей на «проход»;
— допустимы оповещатели различных производителей в одной системе.
Минусы способа:
— дополнительны затраты по прокладке контрольных проводов.
— использование ППКОП для контроля за целостностью линий.
2. Контроль по импедансу.
В основе способа контроля по импедансу лежит измерение полного сопротивления линии оповещения по переменному току. Другое название способа, используемое некоторыми производителями – «контроль по установленной мощности». Контролирующим прибором производятся измерения переменных напряжения и тока в линии оповещения, а затем вычисляется мощность (как произведение тока и напряжения) или полное сопротивление (как отношение напряжения к току). Эта величина фиксируется и в дальнейшем прибор вычисляет отклонения от неё (см. рис.4.).
Рис. 4. Контроль по импедансу (установленной мощности).
Так как по цепи пропускается переменный ток, то чтобы акустические системы не воспроизводили тестовый сигнал контроля частота переменного напряжения выбирается выше звукового барьера слышимого человеком ухом, то есть в районе 20-30кГц. Б`ольшая частота увеличит вклад реактивной составляющей линии связи в общую картину и потребует более высоких вычислительных ресурсов контролирующего прибора.
Основная проблема практического использования способа заключается в значительной индуктивной и емкостной составляющих линии оповещения, а также влияния факторов окружающей среды (температура, влажность, электромагнитные помехи). В результате такого влияния погрешность может составлять 20 и более процентов.
Плюсы способа:
— возможность контроля линии оповещения и оповещателей (особенно при малом их количестве (погрешность 20%);
— нет необходимости в дополнительных блокирующих элементах.
Минусы способа:
— высокая стоимость прибора контроля;
— высокая погрешность способа контроля, особенно при большом числе оповещателей.
3. Контроль по адресным меткам.
Принцип работы системы с контролем по адресным меткам очень похож на работу адресных и адресно-аналоговых систем охранно-пожарной сигнализации. Суть способа – каждый оповещатель имеет свой адрес, который передается на прибор управления. Вместе с адресом оповещатель может передавать свое состояние и различные другие параметры в цифровом виде. Надо заметить, что это наиболее перспективный на сегодняшний день способ контроля, хотя его распространение довольно узкое из-за высокой цены (см. рис.5.). Основное применение метод нашел в радиоканальных системах речевого оповещения.
Рис. 5. Способ контроля по адресным меткам.
Плюсы способа:
— автоматический контроль линии трансляции и оповещателей;
— контроль состояния оповещателей и дополнительных параметров.
Минусы способа:
— высокая стоимость оборудования;
— использование оповещателей только определённых производителей.
4. Контроль по постоянному току.
Способ контроля по постоянному току реализуется увеличением сопротивления звукового оповещателя (или первичной обмотки трансформатора звукового оповещателя в трансляционных системах оповещения) постоянному току последовательным включением блокирующего элемента (конденсатора). Блокирующий конденсатор выбирается достаточно большой емкости, чтобы избежать сужения воспроизводимого динамиком звукового диапазона (см. рис.6.).
Рис. 6. Способ контроля по постоянному току с блокирующими элементами.
Плюсы способа:
— достоверный контроль линии оповещения по всей длине;
— контроль снятия акустических систем;
— для работы и контроля достаточно двух проводов.
Минусы способа:
— сложность контроля работоспособности самих оповещателей;
— при использовании оповещателей других производителей необходимо устанавливать внешние конденсаторы для работы функции контроля.
В целом, все перечисленные методы контроля линий оповещения имеют право на существование и отличаются в основном глубиной контроля, сложностью прибора управления и стоимостью монтажных работ.
При написании статьи использованы следующие материалы:
http://arsec.ru (ГК «Арсенал безопасности»)
Журнал «Системы безопасности» №1, 2010
Тема быстрой и безопасной эвакуации при возникновении пожароопасных ситуаций, безусловно, важна в современном мире. Особенно для помещений с большим скоплением людей. Офисы, заводы, торговые центры, театры, музеи, больницы – все это потенциальные места, где при пожаре могут возникнуть паника и хаотичные действия со стороны тех, кто находится внутри.
Эти действия способны привести к плачевным последствиям. Такое может случиться при недостаточно хорошо продуманной при чрезвычайных ситуациях.
Во избежание вышеуказанных проблем используются противопожарные системы. Они выполняют ряд функций, при этом одной из важнейших является подача сигнала о проблеме возгорания, начинающемся пожаре и обеспечение эвакуационных мероприятий.
Сегодня используются два основных вида таких систем оповещения, более подробно речь о них пойдет ниже.
Что такое СОУЭ
Локальная
Является наиболее простым типом с точки зрения сложности установки, а также стоимости. Относительная доступность принесла таким механизмам подачи сигнала тревоги оправданную популярность.
Локальная сигнализация являет собой набор таких элементов, как:
Внешние датчики, которые улавливают сигналы опасности (например, дымо-улавливатели);
речевой процессор, с которого подается речевое оповещение, заранее записанное в память;
громкоговоритель и усилитель звука, служащие для подачи записанного сигнала;
опционно-световые мигающие сигналы, например, указатели выхода.
При этом все элементы системы не имеют централизованного управления. Включение средств оповещения происходит в режиме автоматического запуска, когда срабатывают пожарные улавливатели. Сигналы тревоги передаются на процессор, связанный с датчиком, и транслируются в виде устного сообщения в определенном помещении. Параллельно включаются световые мигающие указатели, в случае, когда таковые входят в систему.
Выигрышная позиция простоты установки омрачается некоторыми недостатками. Оповещение о возникшей опасности, наряду с управлением вывода людей, в целом усложняется. Это обусловлено тем, что при работе таких систем возможно использовать только заранее записанные речевые сообщения.
Иногда шаблонных записей недостаточно. Сигнализации локального типа станут подходящим вариантом для установки в небольших зданиях с малым количеством помещений и ограниченным числом постоянно присутствующих внутри людей.
Централизованная
Такая система состоит из отдельных модульных элементов, соединенных с центром управления. В сравнении с локальной, централизованная система функционирует в расширенном диапазоне, а значит, помогает провести процесс эвакуации быстрее и эффективнее.
Оповещение о пожаре происходит путем передачи тревожных звуков и световых сигналов, речевых сообщений. Работа в автоматическом или полуавтоматическом режиме – главное выгодное отличие сигнализаций такого типа от предыдущего.
Автоматический режим подразумевает под собой передачу звуковых сигналов либо записанных речевых сообщений из центрального модуля после получения определенного сигнала. При необходимости, диспетчер имеет возможность самостоятельно доносить экстренную информацию, используя микрофонную установку либо блок управления.
Такой сигнальный режим относят к полуавтоматическому. Использование сигналов нескольких типов позволяет разбивать оповещаемое помещение на зоны, что также дает возможность более оперативного проведения эвакуации. При наличии в строении многочисленных переходов или помещений, установка с широким функционалом является более приемлемой и желательной, нежели локальной.
Регламенты и настройка
Система оповещения, наряду с условиями ее применения (зависит от характеристики эксплуатационной принадлежности здания), обязана соответствовать положениям, содержащимся в ряде документов федерального уровня. Монтаж и введение в эксплуатацию могут проводиться только специалистами, знакомыми с такими положениями и способными наладить бесперебойную работу всего блока.
Согласно нормативам, сигнализационная установка любого типа должна бесперебойно функционировать весь период, требуемый при проведении полной эвакуации персонала из здания, где возникла аварийная ситуация.
Запрещено регулировать громкость оповещательных модулей. Подключение их к электросети и каналам подачи сигнала необходимо производить дублирующими клеммами. Звуки тревоги должны иметь иную тональность, чем сигналы другого характера.
Световым оповещателям необходимо обеспечивать контрастную подачу сообщения при любом уровне освещенности. В зданиях, где постоянно находятся люди с ограниченными возможностями по слуху и зрению, обязательны к установке системы оповещения специализированного назначения, имеющие способность подачи оптических импульсов повышенной яркости и звуковых гудков нестандартной частоты.
Следует учитывать, что указанные установки гарантированно не будут с негативной стороны воздействовать на здоровье людей и вспомогательные приборы их жизнедеятельности. Необходимо помнить, что выбор, а затем и установка механизма сигнализации – чрезвычайно ответственное мероприятие. Зачастую, от верно принятого решения, в дальнейшем, может зависеть здоровье и сохранность жизни людей.
Как создать СОУЭ
Существуют правила СП 3.13130.2009, которые разделяют все системы оповещения и управление эвакуацией на 5 типов. В первых 2 используется только звук, а 3 — 5 типы оснащены еще речевым сообщением.
Наиболее простыми являются системы 1 и 2 типов . При возникновении ЧС или срабатывании противопожарной сигнализации запускается вой сирены. Одновременно с этим начинаются эвакуационные мероприятия.
Системы оповещение 3 типа оборудуется заранее записанным текстовым сообщением. Текст может быть различным, в зависимости от ситуации, но он всегда начинается со слова: «Внимание!».
Системы 4 типа имеет ряд особенностей. Для начала объект следует разделить на зоны предварительного уведомления, которые обычно совпадают с пожарными отсеками, имеющими противопожарные перекрытия. Предусмотреть возможность обратной связи в установившихся зонах. Системы оповещения приводятся в действия в автоматическом режиме или могут иметь полуавтоматическое управление. Они должны срабатывать четко по предусмотренному алгоритму.
- Сначала эвакуироваться должны люди, где возник очаг возгорания, поэтому первыми срабатывают системы, расположенные на этом участке.
- Оповещаются граждане, находящиеся на верхних этажах
- Последними ставятся в известность люди на нижних этажах.
Предусматривается и внесение изменений в работу с помощью консолей с микрофоном и систем обратной связи.
Самыми сложными в применении считаются системы 5 типа. Для них предусмотрены те же требования, что и к 3-4 типам, но дополнительной функцией является возможность организовать несколько различных вариантов эвакуации из каждой зоны.
Самыми распространенными являются системы оповещения 1,2,3-го типа. В небольших 1-2 этажных организациях, включая культурные объекты (музеи, кинотеатры, выставочные залы) эффективно с оповещением справляется установка системы 2 типа. В офисных помещениях от 6 этажей и выше устанавливается 3 тип.