Какие бывают формы организации урока. Современные методы и формы урока
Успех овладения школьниками нового материала во многом зависит от того, насколько он интересно и ненавязчиво подан. Часто на помощь педагогу приходят разнообразные нестандартные формы уроков. Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, у которых велико стремление к чему-то новому, необычному. Многочисленные исследования показывают устойчивое овладение знаниями и умениями, если они были приобретены в нестандартной форме, тогда, когда ребенку было действительно интересно получать знания. К подобным занятиям в последнее время учителя прибегают достаточно часто, да и нестандартные формы проведения уроков стали настолько разнообразны, что можно без труда выбрать подходящую для любого предмета.
Что такое урок
Прежде чем говорить о хочется упомянуть о том, вообще, какие цели он преследует.
Урок - это основная единица школьного учебного процесса. Именно в эти 45 минут учителю необходимо дать детям знания по конкретной теме, выработать определенные умения и навыки. Каждый конкретный урок должен иметь свою цель, которая реализуется через ряд задач: обучающих, развивающих и воспитывающих.
В конечном итоге на выходе из аудитории ребенок должен понимать конкретную тему, уметь ориентироваться в понятиях и быть способным решать практические задачи.
Основные формы
Классическая методика выделяет следующие типы и формы уроков:
- Сообщение нового материала. Структура занятия следующая: актуализация (организационный момент) на нем привлекается внимание детей, решаются вопросы касательно отсутствующих, дежурных; сообщение темы урока и тех целей, которые необходимо на нем достичь; основная часть - работа над новым материалом; закрепление пройденного; подведение итогов занятия. Также на подобных уроках существует этап проверки домашнего задания, но он может включаться учителем в любое место, в зависимости от концепции занятия.
- Уроки-практимумы. Данные занятия похожи по структуре на описанные выше, однако, на основном этапе особое внимание уделяется практическим навыкам самих учащихся (отработка правил, решение задач, примеров, работа с картами, лабораторные работы).
- Систематизация и закрепление пройденного. Такие уроки обычно проводятся перед контрольными и зачетными занятиями. Здесь практические задания чередуются с повторением изученных правил и постулатов, по которым предстоит контроль знаний.
- Урок контроля знаний и умений. Главная цель такого занятия - проверить, насколько хорошо дети усвоили материал. Могут проводиться в различных формах: контрольная работа, тест, диагностическая работа (комплексная), урок-зачет.
- Комбинированный урок. На подобном занятии может быть, например, одновременно сообщение нового и практическая его отработка. Также комбинируется систематизация и контроль.
Нестандартные уроки и современные дети
В настоящее время остро стоит проблема с тем, что современные школьники, особенно ученики начальных классов, совершенно не похожи на своих предшественников, и то, что было приемлемо в советское время, сейчас не всегда приводит к желаемому результату. Ребята сейчас обладают особой пытливостью, они более подвижны, да и система уже не та.
Кроме того, дети стали более активны. Это касается и их психики. Если школьник советского времени мог спокойно просидеть за партой 45 минут кряду, то современный требует постоянной смены какой-либо новизны. Причиной всему является информационное общество, ведь количество знаний возросло в разы, а их необходимо уложить в те же 45 минут, как раньше. Вот и придумывают учителя такие интересные формы уроков, чтобы ребятам было нескучно, чтобы они могли впитать тот огромный объем знаний, который предлагает им современные ФГОСы. (ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт).
Что такое нестандартный урок
Что же такое нестандартный урок? Все мы, проучившись в школе, можем четко ответить, что любой урок на основном этапе проходит следующим образом: проверка домашнего задания, сообщение учителя каких-либо новых сведений по конкретной теме, закрепление материала. Эти структурные элементы могут меняться местами, однако, именно из них всегда состоит обычное школьное занятие. Нестандартные формы уроков предполагают вместо общепринятого «канона» использовать отличную, креативную структуру. Действительно, почему бы не поступить следующим образом: не сообщать им новый материал, а попросить детей самих докопаться до истины? Или не рассказывать «на пальцах» про быт средневековых замков, а провести туда виртуальную экскурсию.
И такие типы и формы уроков можно придумывать бесконечно, ограничиваясь лишь фантазией педагога.
Цели у уроков в нестандартной форме такие же, как и у классических, поэтому разнообразить подобным образом можно любое занятие. При изучении нового материала уместными будут уроки-экскурсии, путешествия, видеоуроки. Хорошо помогают усвоить темы интегрированные занятия. Эти же формы подойдут для практических занятий.
Когда учителю необходимо привести знания детей в некую систему, подготовить их к контрольной работе, необходимо выбирать всевозможные игры, конкурсы, диспуты, суды над персонажами или историческими личностями.
Даже скучные и волнительные контрольные работы можно провести нетрадиционно. Во-первых, на помощь придет подготовка проекта по предмету и его последующая защита. Это могут быть уроки с элементами театрализованных представлений, уроки-загадки, фантазии.
Комбинированные занятия - особый полет для творчества педагога. К ним применимы любые формы. Главное - продумать и выбрать наиболее оптимальную для конкретной темы.
Преимущества нестандартных форм
У нестандартных урочных форм существует ряд преимуществ перед классическими. Во-первых, они создают устойчивый интерес детей к изучаемому материалу. Те сведения, которые ребята получили не просто из уст учителя, а, например, в собственном поиске или из уст своих же одноклассников, наверняка запомнятся лучше, будут более понятны.
Во-вторых, как правило, подобные занятия побуждают учеников к творчеству, развивают фантазию, креативность, образное мышление.
В-третьих, уроки, отличные от традиционных, позволяют использовать большое количество технических средств и наглядных материалов.
Учителя, как правило, выбирают формы открытых уроков из разряда именно нетрадиционных - они позволяют показать свой творческий подход к профессии, продемонстрировать владение различными педагогическими технологиями. Смотрятся такие занятия всегда выигрышно.
Следует отметить, что излишнее использование подобных форм может вызвать обратную реакцию: детям это быстро надоест. Поэтому вводить такие элементы в учебный процесс следует дозировано. Это могут быть всего лишь какие-либо этапы традиционного урока, к примеру, игра при проверке домашнего задания либо диспут при изучении нового материала.
Уроки в форме игры
Если говорить про нестандартные формы уроков в то здесь лидирующие позиции занимают игровые. Не секрет, что именно этот вид деятельности, в том числе и познавательной, является лидирующим у ребенка.
Еще одно преимущество уроков в игровой форме - возможность применить для любой школьной дисциплины, в любом возрасте. Если для младших школьников это могут быть игры-путешествия по станциям, соревнования, КВНы, то для старших они могут трансформироваться в занятия типа «Брейн-ринга», деловой игры и других.
Если выбирать необычные формы уроков физкультуры, то тут также придут на выручку всевозможные игры: соревнования, «Веселые старты»; можно даже устроить своеобразную олимпиаду не только на уровне какого-либо класса, но и всей школы. Для привлечения спорта в семью многие учителя устраивают совместные занятия-игры с родителями.
Игровые формы уроков можно разделить на несколько типов: ретроспективные (возвращающие к прошлому - ролевые и не ролевые), деловые (учащиеся на практике изучают то или иное явление действительности, чаще всего, социальное или экономическое), конкурсы (имеют соревновательную основу, могут быть как командными, так и нет). Это сегодня самые распространенные формы для привлечения устойчивого интереса к предмету. Деловые игры используются в среднем и старшем звене, у ретроспективных игр, конкурсов, праздников нет особых ограничений по возрасту.
Уроки - общественные практики
Детям свойственно копировать взрослых. Это касается не только манеры их поведения, но и всевозможных жизненных ситуаций. Поэтому будут весьма интересны такие формы проведения уроков, которые позволяют почувствовать себя взрослыми.
Например, наиболее удачные формы уроков истории или других общественных дисциплин. Подобные занятия побуждают учащихся доказывать свою точку зрения, вести диалог на конкретную тему. Подготовка к такому мероприятию требует значительной подготовки. Мало попросить ребят поговорить на какую-либо тему, необходимо детально ее изучить с разных сторон. Подготовительный этап здесь имеет очень важное значение. После проведения мероприятия также важно проанализировать его вместе со всем классом. Данная форма проведения урока начинает использоваться в среднем звене.
Систематичность приведет к тому, что дети научатся доказывать свою точку зрения, выдвигать тезисы, общаться на заданную тему, приводить аргументы - все это поможет на выпускных экзаменах при написании заданий части С по гуманитарным дисциплинам.
Выбирая формы уроков литературы, можно обратить внимание на суд над каким-либо персонажем. Это будет нечто, похожее на дискуссию, однако точка зрения у детей будет уже сформулирована, ее нужно будет доказать, используя хорошее знание текста.
Уроки с публичной формой общения
Близки к перечисленным выше такие уроки, где ребята учатся не просто дискутировать, а красноречиво выражаться по материалу изучаемого предмета.
К примеру, формы уроков истории, такие как пресс-конференция, репортаж или брифинг позволят не только увидеть знания ребят по предмету, но и покажут их умение употреблять определенные термины, даты, ставить конкретные, актуальные вопросы. Можно попросить взять ребят интервью у какой-либо исторической личности, можно коснуться определенного события.
Сюда же относятся такие формы уроков ИЗО, как экскурсия или публичная лекция. Можно попросить ребят самих быть экскурсоводами, заранее подготовив сообщение о какой-либо картине, ее жанре и стилистике исполнения.
Творческие уроки
Особо любят ребята уроки, где необходимо проявить творчество. Конечно, это могут быть обычные занятия по ИЗО или МХК, однако если рассматривать формы уроков окружающего мира, можно выделить такой вид работы, как создание «Лесной газеты». Одной группе ребят нужно предложить подготовить рассказ о растении или животном, другим - систематизировать их и оформить в виде художественной настенной газеты.
Донести до учащихся необходимость сохранять природные богатства поможет похожий вид работы - составление Красной книги своего района.
Многие формы уроков чтения также основаны на творческой составляющей. Помимо художественных мастерских, где ребята иллюстрируют то или иное произведение, можно провести занятие с литературной направленностью. Где, к примеру, ребята составляют свои рассказы, или сочиняют сказки или басни.
Уроки-фантазии
Уроки-фантазии также основаны на творческой составляющей. Отличаются они тем, что в подобных мероприятиях присутствует не только составление какого-либо явления (сказки, экологической истории, концерта), но и полное его воплощение: костюмированное или оформленное художественно: на бумаге или в качестве представления.
Такие формы уроков в школе позволяют детям не просто проявить свою фантазию, но и очень сближают детский коллектив, ведь ребята работают над заданиями вместе: всем классом или группами.
Приведем несколько примеров уроков-фантазий по различным предметам школьного цикла. Например, занятие по русским народным сказкам мотивирует детей на творчество. Погрузить их в эту атмосферу помогает особый атрибут урока - «волшебное» зеркало. В основной части урока проходит викторина, задания которой направлены на проявление фантазии учеников, например, за короткое время изобразить какого-либо сказочного героя или составить пословицу.
Еще один урок, уже по ИЗО, приуроченный ко Дню космонавтики, под названием «Планета друзей». В ходе занятия, оформленного как путешествие на далекую планету, ребята изображают ее обитателя - инопланетянина.
Занятия, ориентированные на фантазию ребят, хороши и в среднем звене. Например, при изучении рассказов Н. Носова из цикла «Фантазеры» на этапе закрепления можно провести урок-инсценировку особо полюбившихся произведений.
Метод проектов
Особые формы уроков, которые применяет все большее количество педагогов, основаны на методе проектов. Хороши такие занятия тем, что побуждают учеников к практической деятельности, учат применять полученные знания на практике.
Данные уроки направлены на раскрытие личности каждого ребенка, который ощущает свою личную ответственность перед другими членами коллектива. Как правило, класс разделяется на несколько рабочих групп, каждой из которых дано конкретное задание. Это может быть любой вид деятельности от поиска ответа на конкретный вопрос до составления графиков, диаграмм, памяток и проч. В ходе работы дети узнают какие-либо новые факты, систематизируют их, выбирают главное и оформляют. Другими словами, такие формы уроков учат учиться.
Работа над проектом длится, как правило, весь учебный год. По последним образовательным стандартам для данного вида работы выделено определенное количество часов в общешкольном расписании. Уроки проектной деятельности подразумевают обучение азам систематизации, постановки цели, на них педагог корректирует, подсказывает, направляет. Они не похожи на стандартные занятия хотя бы тем, что роль учителя здесь сведена к минимуму - дети сами организуют работу, выделяют приоритеты.
Ребятам необходимо не просто составить определенный проект, но и защитить его перед учителем и остальным классом, а может даже и учениками школы (в последнее время практика подобных научно-практических конференций в учебных заведениях крайне распространена).
Интегрированные уроки
Особо привлекательны для учеников интегрированные уроки - такие, где соединены два или более предметов школьного цикла. Они позволяют сформировать устойчивый интерес, показывают, что дисциплины связаны между собой, побуждают к поиску знаний.
Формы интегрированных уроков весьма разнообразны от традиционного сообщения нового материала и дальнейшей практической деятельности до путешествий, викторин, КВНов и конкурсов.
Интегрировать можно разнообразные предметы школьного курса. Приведем несколько примеров:
Видеоуроки
Прогресс не стоит на месте, он проникает во все стороны нашей жизни, в том числе и школьной. Неудивительно, что все чаще учителя обращаются к такой форме организации учебного процесса, как видеоурок.
На таком мероприятии ученикам включается запись или онлайн-выступление педагога по какой-нибудь теме. Как правило, учениками такие уроки воспринимаются хорошо: это современно, ново, интересно.
Однако стоит понимать, что ребятам из младшего и среднего звена сложно весь урок глядеть на или экран, где идет трансляция. Уместнее будет включать видеоуроки в основное занятие: это привлечет внимание ребят и поможет им лучше понять тему.
В настоящее время большое количество развивающих и обучающих видеороликов, поэтому найти их для любого предмета не составит труда.
Рассмотрим, когда наиболее уместны видеоуроки.
- Иностранный язык. Смотреть отрывки из фильмов и мультиков на изучаемом языке очень полезно. Ребята будут слышать речь носителей языка, учиться воспринимать ее на слух.
- Литература (чтение). Использование фрагментов постановки изучаемых произведений на сцене или в кино. Хорош данный метод на уроках-спектаклях: ребята смогут сравнить постановки, понять виденье произведения разными людьми.
- Изучение букв, цифр в начальной школе. Обучающих видео по этим темам очень много.
- Подготовка к ГИА и ЕГЭ по всем предметам. Короткие видеокурсы помогут сжато донести до ребят необходимую информацию по каждому заданию экзамена.
Типы и формы уроков:
1.Урок изучения нового материала
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)
Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
3.Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок(сочетание трех первых видов)
5.Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах :
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы :
урок-практикум;
урок-сочинение;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
комбинированный урок;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами:; углубить знание о:
воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с:; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока :
повторительно-обобщающий урок;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме:, обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчет;
контрольная работа;
собеседование.
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Научная статья
Педагогика и дидактика
Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...
Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока.
Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенными признаками :
1) по дидактической цели (И. Т. Огородников, И. Н. Казанцев);
3) основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов);
4) дидактические задачи, которые решаются на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор);
5) методы обучения (И. Н. Борисов) и т. д.
Наибольшую поддержку получила классификация уроков по двум признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяют следующие типы уроков :
1. Урок изучения нового материала (лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение экспериментов и т. п.);
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (уроки самостоятельных работ, урок лабораторная работа, урок практических работ, урок экскурсия, урок семинар);
3. Урок обобщения и систематизации (проблемные дискуссии, уроки семинары, уроки решения творческих задач);
4. Комбинированный урок ;
5. Уроки контроля, коррекции знаний, умений, навыков (устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д., зачет, практикумы, контрольная самостоятельная работа, экзамены и др.).
Структура урока соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Каменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока , опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:
1) подготовка к усвоению новых знаний;
2) усвоение новых знаний, умений;
3) их закрепление и систематизация;
4) применение на практике.
Этой структуре соответствует комбинированный урок.
Этапы комбинированного урока :
- организация работы (1 2 мин);
- повторение изученного (актуализация знаний) (10 12 мин);
- изучение нового материала, формирование новых умений (20 25 мин);
- закрепление, систематизация, применение знаний (5 8 мин);
- задание на дом (2 3 мин).
В современной школе существует множество форм организации урока .
1. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.
2. Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциально-групповые.
3. Индивидуальная работа учащихся проводится в рамках как фронтальных, так и групповых форм (выполнение самостоятельных заданий).
В связи со снижением интереса школьников к занятиям, были введены нестандартные уроки, т.е. импровизированные учебные занятия с нестандартной структурой. Среди форм проведения таких уроков можно выделить: уроки «погружения», деловые игры, пресс-коференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы и др.
Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательной подготовки и мастерства проведения.
Проектирование это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме построить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д.
Различают предварительную и непосредственную подготовку учителя к процессу обучения.
Предварительная подготовка обучение в ВУЗе и вся жизнь учителя.
Непосредственная подготовка составление перспективных учебно-тематических планов , которые предполагают разделение программы учебного предмета на темы с указанием формы организации обучения, даты, порядкового номера.
Непосредственно перед проведением занятия в любой форме учитель составляет план или план-конспект урока.
Этапы подготовки учителя к уроку:
1. Диагностика это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также анализ всех затрат времени в учебном процессе.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и и выбор из них оптимального. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим образом: объем знаний (умений) принимаем за 100%; влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока. Если показатель удовлетворяет, переходят к планированию.
3. Проектирование (планирование)
План должен отражать следующие моменты:
- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
- название темы, класс, в котором проводится урок;
- цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
- структура с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этапам;
- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
- учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
- задание на дом.
PAGE 1
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
47557. | ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МЕНЕДЖЕРА | 949.5 KB | |
Методические указания освещают вопросы выбора темы и написания выпускной квалификационной работы дипломного проекта требования по оформлению и защите а также содержат примерный перечень тем дипломных проектов рекомендуемую литературу и критерии оценки дипломных проектов. Организация выполнения дипломного проекта 4 1.1 Цели и задачи дипломного проекта 1.3 Основные этапы выполнения дипломного проекта 1. | |||
47560. | Принципи та технології легування, спеціальні сталі | 198.5 KB | |
Спеціальні сталі це сталі властивості яких на відміну від звичайних вуглецевих сталей обумовлені як способом виробництва так і способом обробки та хімічним складом. В останньому випадку сталі називають легованими і вони є найбільш розповсюдженими спеціальними сталями.... | |||
47561. | Разработка и принятие управленческих решений по организации изготовления или сборки машиностроительных изделий. Методические указания | 420 KB | |
Разработка управленческого решения должна осуществляться до начала организации изготовления или сборки изделия и направлена на эффективное использование материальных энергетических трудовых и финансовых ресурсов в процессе изготовления или сборки изделия. Запас финансовой прочности изделия определяемый по формуле: Зф.= Nгод Nкр x 100 Nгод 2 где Nгод годовой объем изготовления изделия в штуках; Nкр критический объем изготовления... | |||
47562. | Методические указания. Менеджмент | 164.5 KB | |
Эффективный менеджер: роли и функции в организации профессиональные и личные качества. Анализ взаимосвязей внутренних переменных организации. Внешняя среда организации: основные характеристики; среда прямого воздействия. Эффективность системы планирования в организации. | |||
47564. | Понятие предмет и метод экономического анализа | 47 KB | |
Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. | |||
Традиционные типы уроков:
- изучение нового материала;
- формирование и закрепление новых знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- комплексное применение знаний;
- проверка и оценка знаний;
- комбинированный урок.
Нетрадиционные типы уроков:
- урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
- урок-экскурсия;
- урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
- урок-диалог;
- урок-игра;
- урок-викторина;
- киноурок;
- урок-путешествие;
- урок-спектакль;
- урок-проект;
- интегрированный урок;
- урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.
Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.
Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.
Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.
Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения
Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.
Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.
«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.
Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?
Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?
Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?
Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?
Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?
А как бы ты поступил на месте героя?
Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?
«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.
«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».
«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.
«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:
1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.
2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.
3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.
4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.
5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.
«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.
«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.
«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.
«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.
«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.
«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.
«Хочу спросить» или «Задай вопрос».
Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.
«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».
«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.
«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.
«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.
«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.
«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.
Типы уроков |
|||||||||
Урок усвоения новых знаний | Урок закрепление знаний | Контрольно-проверочный урок | Комбинированный урок |
||||||
Формы урока | Методы обучения | Формы урока | Методы обучения | Формы урока | Методы обучения | Формы урока | Методы контроля | Формы урока | Методы обучения |
Рассказ | Объяснительно-иллюстративный Эвристический Информационный | Семинар | Объяснительно-иллюстративный Проблемный | Компьютерное тестирование | Репродуктивный Проблемный | Контрольная работа | Контроль преподавателя | Беседа | Информационный Репродуктивный Проблемный Частично-поисковый |
Беседа | Объяснительно-иллюстративный Эвристический Информационный | Объяснительно-иллюстративный Программированный Репродуктивный | Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка) | Репродуктивный Частично - поисковый Программированный Проблемный | Компьютерное тестирование | Контроль преподавателя самоконтроль, взаимоконтроль | Семинар | Репродуктивный Эвристический Проблемный |
|
Лекция | Объяснительно-иллюстративный Информационный | Компьютерное тестирование | Семинар | Эвристический Проблемный Репродуктивный | Экскурсия | Информационный, Эвристический Проблемный |
|||
Экскурсия | Информационный Эвристический | Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Программированный | Организационно-деятельная игра | Объяснительно-иллюстративный Программированный | Организационно-деятельная игра | Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Программированный Эвристический,Проблемный |
Типы уроков
Урок усвоения знаний
Важной задачей такого урока является сознательное овладение обучающимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий Основными критериями усвоения знаний является умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях) Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуру:
1 Актуализация и коррекция опорных знаний
2 Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
3 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
4 Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях
5 Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Урок закрепления знаний
Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Обучающиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.
Структурно такие уроки предполагают следующие этапы:
- проверка домашнего задания;
- выполнение устных и письменных упражнений;
- проверка выполнения заданий;
- задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок
Особенность повторительно-обобщающих уроков состоит в точной оценке границ учебного материала, который может быть вынесен для повторения. Необходимо выделить основные идеи, понятия, положения и термины, подобрать соответствующие вопросы и задания. Урок повторения и обобщения также несет коррекционную нагрузку. При повторении, посредством изучаемых событий и фактов, усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Так же на этом уроке преподаватель мало объясняет, роль преподавателя сводится к направлению познавательной деятельности обучающихся. А это важно для коррекции форм мыслительной деятельности умственно отсталых детей, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных явлений и фактов.
Повторительно-обобщающий урок состоит из следующих этапов:
1. Организация начала урока.
2. Постановка целей и задач.
3. Систематизация и обобщение учебного материала.
4. Итоги урока, оценка знаний.
5. Задание на дом.
Контрольно-проверочный урок
Данный тип урока проводится после изучения крупных тем или разделов учебной программы. На них осуществляется не только контроль, но и корректировка и оценка знаний, умений и навыков.
Структура контрольно-проверочного урока:
- организационная часть, сообщение темы и цели,
- выдача задания на контрольную практическую работу,
- выполнение контрольной работы,
- подведение ее итогов и урока в целом.
Комбинированный урок
Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на ранее усвоенные знания.
Основные компоненты комбинированного урока:
- Проверка домашнего задания (проводится сопутствующее повторение изученного ранее материала, приведенного в определенную систему);
- Изучение нового материала (решив поставленный учителем проблемный вопрос, обучающиеся сами знакомятся с правилом);
- Первичное закрепление материала;
- Обобщение и систематизация знаний (обучающиеся новые знания включают в систематизирующую таблицу);
- Задание на дом.
Формы уроков
Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ изучаемого материала с последующими выводами.
Беседа – вопросно-ответный способ привлечения обучающихся к обсуждению нового материала. Эвристическая беседа.
Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства, и иллюстрирования.
Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Структура лекции: тема лекции, количество часов, план лекции, изложение лекции в соответствии с планом, контрольные вопросы по лекции.
Экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию ОК и ПК.
Семинар - семинар требует большой предварительной подготовки, он должен стать итогом глубокого изучения многих материалов. Поэтому таких уроков может быть немного, но каждый должен запомниться ученикам.
Подготовка к уроку - семинару многопланова. Сначала - сообщение темы, основных вопросов, список дополнительной литературы для подготовки выступления. Желательно такую работу провести за 2-3 недели до начала урока-семинара. Каждому обучающемуся можно раздать памятку «Как готовиться к семинару».
Практическое занятие - Преподаватель выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функцию. Очень высока степень самостоятельности обучающихся, на нее отводится 70% времени занятия.
Компьютерное тестирование - Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, формировании ОК и ПК, внести в них коррективы.
Организационно – деятельная игра - уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
Контрольная работа – такой вид урока и меет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, ОК и ПК.
Методы обучения
Объяснительно – иллюстративный - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.
Эвристический – частично - поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.
Информационный - способ организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.
Проблемный - осуществляется в основном в трех формах , которые отличаются по степени познавательной самостоятельности обучающихся:
Проблемное изложение;
Частично-поисковая деятельность;
Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.
Проблемное чтение лекций предполагает 1 и 2 формы познавательной деятельности обучающихся, то есть форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач.
Программированный - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков обучающимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным дисциплинам, которыми обучающиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления обучающемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении обучающийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении - разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.
Репродуктивный - с пособ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивнорепродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный мметод предполагает организующую, побуждающую деятельность преподавателя.
Частично – поисковый – Эвристический
Исследовательский - организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения
Виды, формы и средства контроля