Какая форма правления закреплена в конституции рф. Форма правления в рф
Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.
Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного .
Конституционный строй РФ
Гражданское общество
Демократизм Права и свободы человека
Основы Конституционного строя
Характерные черты для РФ:
· Социальное государство;
· Федеративное государство;
· Суверенное государство;
· Правовое государство;
· Экономическая основа - разнообразие форм собственности;
· Светское государство;
· Республиканская форма правления;
· Разделение властей.
В Конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Суверенитет - обязательный признак любого современного государства заключается в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство заключается в том, что:
1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё население, партии, общ. организации и т.д.;
2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;
3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);
4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.
Носителем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть , как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ , Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.
Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Федеративное устройство основано на принципах:
Государственной целостности;
Единства системы государственной власти;
Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;
Равноправия субъектов.
Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:
Суверенитетом РФ;
Территориальным единством;
Единым гражданством;
Наличием единой федеральной правовой системы;
Наличием единой денежной и кредитной системы;
Наличием единых вооружённых сил;
Наличием государственных символов.
Основные принципы РФ:
Добровольность объединения наций и народностей;
Наличие национально-территориальных объединений наряду с административно-территориальными;
Государственная целостность и нерушимость границ;
Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;
Равноправие субъектов РФ.
В РФ - 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.
В РФ форма правления - республика, т.е. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.
Парламентская республика - парламент наделён не только законодательными, но и в том числе полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.
Президентская - при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.
Существуют смешанные формы.
Политический режим , в самом широком понимании - это методы осуществления политической власти (основные виды - тоталитарное и демократическое).
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии;
Республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).
Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган - парламент или президент - формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.
По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 16
В дальнейшем ситуация изменилась
В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ. Ст. 1
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.
Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 18
Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Артемьева О.В. Становление российской государственности// Государство и право, 2004, № 4. С. 113
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. там же, с. 114
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Там же, с. 116
Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал не долго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Левакин И.В. Современная российская государственность// Государство и прав, 2003. № 1, с. 5
Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.
В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.
Так какая форма правления в России?
Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.
Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.
Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.
Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих
Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.
Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.
Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.
Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.
Выделяют две основные формы правления:
1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.
Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:
- абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.
- ограниченную монархию - власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:
А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.
Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.
2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.
Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:
- парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
- президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.
- смешанную республику – сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.
В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.
13. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
В зависимости от этого критерия различают следующие формы:
I)унитарную - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов). В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.
3)конфедерацию - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, ведет к потере слабого, может сопровождаться его оккупацией.
В России форма государственного устройства федерация, построенная по национально-территориальному принципу. В состав РФ входят 84 субъекта (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года)
республик - 21
областей - 47
города федерального значения - 2
автономные области - 1
автономные округа - 5