Как выбрать правильный путь в жизни. Как найти свой путь в жизни? Советы психолога
Выбор жизненного пути
Человек, рождаясь в этот мир, еще даже не подозревает о том, что в какой-то момент времени, либо легко, либо мучительно, ему придется сделать генеральный выбор в своей жизни. И этот выбор лежит в основе того, что для него будет являться генеральной ценностью.
Как правило, человек не осознает этого выбора, он делается на интуитивном, бессознательном уровне. Иногда, из-за того, что человек не осознает это пространство, у него появляется множество внутренних конфликтов, или даже внешних конфликтов с миром, потому что он пытается попеременно опираться то на одни ценности, то на другие и в конец запутывается, что же для него, на самом деле, ценно. Что же это за пути такие интересные, о которых не подозревает человек, приходя в этот мир?
Условно можно разделись все, что происходит в мире людей на две очень большие стороны,
или на два больших пространства. Первое пространство посвящено лично человеку, его человеческой природе, внутренним потребностям, его жизни. И не просто человеку и его жизни, а человек в этом пространстве ценен и его жизнь ценна. Посягать на это скверно. Ценно все, что человек в этой жизни может раскрыть.
Каждый человек рождается для того, чтобы познать себя, для того, чтобы познать этот мир, его взаимодействия с собой и с этим миром, реализовывать тот свой потенциал, который в нем был заложен от рождения. Поэтому первый путь, это путь ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, путь мира созидания или, как минимум, реализации себя, когда человек ценен, его жизнь ценна, когда ценно найти себя, когда ценно жить среди людей, которые тоже себя ценят, когда важно жить окруженным людьми, которые тоже занимаются собственной реализацией и которые из этой точки строят отношения друг с другом.
Представьте себе молодого человека, у которого основа его мировоззрения с детства заложена в том, что он важен, важна его жизнь, важно эту жизнь прожить глубоко со смыслом, реализовано, очень действенно, очень эффективно реализовать и внутренние процессы, чтобы душенька твоя была довольна и, в том числе, создать многие материальные события или материальные условия, в которых это все будет раскрываться и процветать. Я уверенна, что скорее всего такой молодой человек будет и девушку выбирать себе под стать.
И представьте себе девушку, которая была воспитана в таком же контексте, когда она знает себя, когда она знает к чему предрасположена, когда у нее есть цели, задачи и виденье нацеленное на продуктивную жизнь, на то, чтобы раскрыться, на то, чтобы раскрылся ее муж, чтобы было какое-то общее дело, или у каждого свое: карьера, работа в сферах других людей, общее или свое дело.
Когда понятно, что хочется ребенка или детей и задача будет создавать условия, чтобы они тоже были с воспитанием таким, что «я важен и ценен», «важно все, что с моей жизнью связанно».
Представьте себе семью таких людей, у них, скорее всего, будут очень крепкие, очень глубокие, очень эмоционально-богатые и материально-богатые отношения. Как правило, у них не будет кризисов семейных, непонимания семейного, потому что по определению, человек, который идет путем ценности себя, он действительно гордо несет себя, но не для того, чтобы возвыситься над остальными, а для того, чтобы встретить и с удовольствием складывать отношения с другими такими же с гордо поднятой головой.
И такой человек, как правило, уважает себя и уважает других людей, такой человек уважает и природу, и все живое и он созидает и помогает развиться живому.
У нас бытует такое мнение, что вся молодежь обязательно должна быть агрессивна. Вы знаете, даже пресловутый подростковый кризис, как говорят психологи - это кризис бунта. Человеку нужно, якобы, оторвать себя от родителей, взбунтоваться против системы.
Вы знаете, почему бунтует ребенок в 14-16 лет?
А потому что родители увлечены внешней формой отношений, так называемой механикой отношений, и они вообще не видят ребенка, они и себя-то не видят и не ценят, и ребенка не видят, и, уж тем более, потенциала ребенка они не видят.
Исходя из этого, ребенок бунтует не против мамы, не против папы, ребенок бунтует против «юзальских» отношений со стороны родителей
– « Ты уроки сделал? Ты посуду помыл? Ты убрал в комнате?...», - ребенок против этого бунтует.
Ребенок как бы говорит:
- «Папа, мама, увидьте меня, я живой. Я не агрессивный, я не гадкий, я не дурак, я не бестолочь, я живой, и я хочу, чтобы меня увидели и признали всерьез. Я - Есть, и это по-настоящему».
Вот о чем очень часто бунты детей, они их выражают разным удобным для них способом, но это уже не они за это ответственны.
Я знаю очень много семей, очень много случаев, когда дети, находясь в подростковом состоянии, абсолютно ладно, абсолютно искренне складывали свои отношения со своими родителями и сверстниками, при том, что и родители так же по-человечески складывали с ними отношения, потому что в этих семьях, и в головах у этих людей, мировоззрение с акцентом на то, что самое главное, самое ценное в этой жизни - это человек и его жизнь .
Причем, человек во всем его многообразии: и духовная его жизнь, и эмоциональная его жизнь, и психологическая, и психическая, и личностная, и телесная, и материальная, и социальная его жизнь, жизнь во всех пластах, а не сплошное вытеснение, игнорирование, разрушение.
Потому что, как сказал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», автором которого является Михаил Булгаков, "разруха не в подъездах, разруха начинается в головах", (он сказал там немного другое слово, но я его сейчас применять не буду), а потом она уже выражается в чем-то другом.
Что человек разрушает? Человек стремится разрушить материальные оковы, материальный формат применения себя, взаимодействия с собой. Человек хочет, как тот росток, пробиться сквозь асфальт, он хочет ощутить, что он живой. Поэтому первый путь развития нашей человеческой общности - это путь человека и во имя человека , где главным являются человек и отношения . Деньги тоже на этом пути присутствуют. Если ранжировать, то первая ценность – это жизнь или человек, потом его реализация, потом его дух, душа, отношения, его особенности, возможность действовать, реализовываться, находить себя, развиваться, раскрываться. А потом уже идут дома, квартиры, машины, профессии, деньги, заработки, материальные ценности. Но деньги, они всего лишь, в хорошем смысле слова, добротный инструмент для создания комфорта в социальном мире.
Каждый из вас понимает, что если сложилась бы такая ситуация – жить на земле или жить в лесу, то, в принципе, семья может обойтись и без денег, они могут выращивать себе все необходимое и построить себе дом из земли, камней, деревьев и так далее. То есть, для этого не нужны деньги, не нужны кредиты, которые потом подчиняют жизнь человека. Это модель первого пути. И очень много в мире людей, которые живут с этой позиции, для них они сами и жизненная реализация превыше всего.
Есть второй путь, вторая парадигма мировоззрения в реальности людей. Второй путь - это путь, который провозглашает, что материалистическая природа должна главенствовать, а человек с его какими-то талантами, ресурсами, способностями, окружающая среда – воздух, моря, реки, озера, деревья, земля и все, что в земле, животные, это все является приложением для того, чтобы существовала материальная материя. Это, как правило, мир который очень проявлен в урбанистических городах, в очень крупных городах, в некоторых странах это смысл их цивилизаций. Во главу угла ставятся предметы, деньги и материальные конструкции.
Например, вы могли читать или видеть фильмы, что из-за какого-то дивного, большого алмаза произошло убийство, об этом часто пишут люди, которые пишут детективы (Агата Кристи и т.д.) Если посмотреть детективы, то львиная доля негативных событий, когда у человека отнимается жизнь, происходит либо из-за имущества, либо из-за наследства, либо из-за денег, из-за доли бизнеса или контрактов. Если все одним словом обозначить, то это не живая природа, это материя, мягко выражаясь, застывшая или мертвая материя, то есть, форма. Есть форма, а есть содержание.
Второй путь - человек выбирает и ставит для себя в виде иконы квартиру определенного размера, машину определенной марки или качества, одежду определенных марок, стиль жизни определенного внешнего вида, наличие определенных совокупностей, торговых марок или брендов и так далее. Когда человек выбирает, что деньги это главное в его жизни, когда человек выбирает, что успех его бизнеса это главное в его жизни, и тогда человек начинает простраивать свою жизнь, согласно этому канону, иконой которого становятся деньги, платья, район города или дорогостоящие центральные дома, в которых очень престижно жить, и человек ради денег, ради престижа, подчиняет себя этому, свою жизнь.
В этом нет тоже ничего ни плохого, ни хорошего, потому что, если вспомнить мудрых китайцев, то мы живем в мире материй, в мире инь и янь, мире энергий потенциала, то, что еще не случилось, но предстоит этому реализоваться и мире в созданной уже материи. Ни хорошо, ни плохо. Есть один поток, есть другой поток. Важно просто понять, что в одном потоке иконой является энергия и жизнь, во втором потоке иконой являются материя и деньги.
В хорошем смысле слова, добротно человеку менять решения, что для тебя на этом этапе жизни, либо на всю оставшуюся жизнь будет являться ценностной базой, будет являться доминантой. Либо для тебя ценен человек и жизнь, и тогда ты выстраиваешь все определенным образом, исходя из этой парадигмы, либо для тебя ценны деньги и материя, и ты выстраиваешь себя, свою жизнь и модели своего поведения и выбираешь такое общество людей, которое тоже подтверждает эти ценности и развивает себя и реализует, согласно этим ценностям.
Я хочу сделать очень важный акцент - реализация есть как в первом случае, так и во втором, но в пути, который можно условно назвать человечный или гуманистический, там реализация человека, потенциала его души, внутренней энергии, она превыше всего. Когда мы говорим о пути материи, о втором пути, то там человек реализуется в коридоре и предписывает результат денег или материальной обусловленности.
Приведу простой пример: человек, идущий по пути гуманистическому и воспитанный в традициях родителями, как правило, к 18-20 годам, знает, чего он хочет, чему обучаться, может даже уже имеет какой-то навык или ремесло, закладку профессии будущей в руках, и он понимает, что он может стать тем, кем он хочет быть. Например, если человек хочет стать танцором, он становится танцором, и его не заставляют поступать на обучение, которое потом будет необходимо для работы в банковской системе, просто потому что это модно, выгодно и это сейчас на плаву. Его не заставляют быть юристом, быть еще кем-то, чтобы найти свое какое-то специализированное место в социуме. Этот человек понимает, что реализовав себя танцором, ему будет место в социуме и в мире.
Такой человек не будет ныть, о том, что я хочет танцевать, но не имеет возможности, потому что занимается какими-то банковскими бумажными делами, к которым вообще не предрасположен. "И начальство меня не ценит, и вообще разговаривает со мной как непонятно с человеком какого ранга, а я всю жизнь мечтал о сцене."
Такой человек овладеет искусством танца и будет раскрываться в танце, сам танец ему со временем будет служить, потому что это будет красивое партнерское взаимодействие человека и энергетического потенциала реальности под названием "танец". Потому-то все мастера боевых искусств, целительских практик, духовных практик, танцев, юридических профессий, даже банковских профессий, знаете, это люди на своем месте, это люди, которые желанны для тех профессий, тех потоков, которые реализуются через профессии.
К примеру, я видела очень много людей, которые пытаются заниматься ландшафтным дизайном, у кого-то очень идет это дело, а у кого-то или слабенько, или через пень-колоду. Есть люди, от прикосновения рук которых земля испытывает удовольствие и земля целует руки такого человека, этот человек является продолжением этой земли, он любит ее, он знает ее, он в контакте с ней.
Точно так же с человеком, который танцует танец, а есть танец, который через человека выражает себя. Мы очень редко об этом задумываемся. Точно так же с банковской работой – есть люди, которые боги в финансовом формате, есть люди, которых любят деньги, и есть люди, через которых деньги хотят быть посчитанные, реализованные и чтобы что-то сбывалось в этой реальности, а есть люди, у которых деньги действительно уходят из рук, валится весь бизнес, потому что это не его энергия, но он не удосужился найти себя. Поэтому, когда мы идем по первому пути, мы находим дело своей жизни, это дело с нами очень сильно не просто связанно, оно через нас живет, мы живем в деле, а дело живет в нас, это обоюдная любовь, это песня согласия, это двухголосие, и становится очень мощным потоком.
И есть второй путь, где очень часто люди выбирают в угоду каких-то, может быть, внешних факторов, подчиняют свою внутреннюю природу. И вот там, в этом формате частенько бывают случаи, когда человек настолько увлекся формой и материей, что это начинает его либо обезображивать, либо его уже коробит до нельзя. Такой человек склонен быть не на своем месте, он не понимает до конца материальную природу, и он работает не на своем месте. Он жалуется – "я бухгалтер, а мне хочется заниматься декупажем", "я выучился на художника, хотя я ненавижу художество"или еще что-то.
Это люди, которых в детстве, помимо их силы, помимо их воли «изнасиловали» какими-то внешними технологиями, которые посчитали правильными, и при этом не корректно подали благое, либо благим это не было изначально для них, когда они были детьми.
Важно понимать, что мир вещей, он прекрасен, когда ты потрудился тоже найти это соотношение.
Простой пример, когда соединяется материальная реализация и внутреннее раскрытие человека -
люди, которые двигали науку, самолетостроение, люди, которые создают внешние объекты, но создавая эти внешние объекты, которые потом больше, чем люди, которые потом становятся целой отраслью, эти люди материализовывали себя во имя правильной материи, которая потом долго служит, которая потом наличиствуется, ею пользуются и она становится достоянием человечества.
Тоже самое можно сказать о соборах, это пример гармонии, красивые города и соборы, которые остались от прежних времен. Это тоже свидетельствует о том, что человек правильно материализовал себя в материи, и эта материя, скажем так, не погубила его.
Почему я заговорила о двух потоках? У нас же сейчас часто происходит такая неопределенность, когда люди мечутся между человеческими и материальными ценностями. Почему я говорю о том, что человеку где-то необходимо выбрать, что же является доминантой? Есть очень много американских фильмов на тему, как люди на биржах зарабатывали деньги, а потом был обвал бирж и миллионеры становились очень бедными людьми, и кто-то искал смысл новой жизни бедной,кто-то искал шнурок покрепче, чтобы себя вздернуть, но это тоже такой негативный пример, когда деньги стали для человека иконой, и они его уже поглотили и стали больше, чем человек. Второй путь, это скорее путь того, что идея или материя или какая-то такая вот материально образующая реальность становится больше, чем сам человек. Когда из-за денег, власти или ресурсов развязываются войны, сметая других людей с их жизненных мест. Вот в этом вся беда и весь перекос.
Почему у людей случаются кризисы и конфликты в современной нашей реальности?
А как раз именно поэтому. Например, человек идет за хорошим рублем, устраивается на работу, берет себе какую-то должность, или место работы, где его очень прельщает заработная плата, и человек туда устраивается. А потом он обнаруживает, что работа на этом предприятии не совпадает с вибрациями души, не совпадает с человеческими ценностями, человек вдруг начинает чувствовать себя измотанным, высосанным, обесточенным, у него начинается депрессия, он начинает злиться на коллег, которые закрыты на руководство, которое не ценит в нем тонкую человеческую натуру. Получается, его жалобы уже начинают быть в плоскости человеческих ценностей, но хочется сказать ему в этот момент "Стоп дорогой, подожди! Ты себе иконой поставил рубль, деньги. Хорошо, имеешь право, и реальность позволяет этому быть. Но почему ты тогда сейчас начинаешь скулить о том, что тебя не ценят как человека и всю твою начинку, а про это речи не было".
Либо, есть обратная ситуация – человек весь такой одухотворенный, хочет помогать людям, вот начинает он помогать людям при помощи психологии, тренингов, служения, массажа, просвещения, а потом вдруг он начинает ныть, что денег мало он зарабатывает, то ли люди как-то не искренне благодарны, либо еще что-то в этом роде начинают происходить. Опять-таки, "Стоп! Ты хотел помогать людям, ты же не говорил, помогать, зарабатывая, этот баланс был не сочтен".
И потом получается, что всплывает уже другая цель, уже не надо видеть в себе великого просветителя, помощника, защитника и покровителя, а хочется видеть себя великим деньгодержателем. Но это совершенно разные роли и они лежат в совершенно разных плоскостях.
И есть сейчас такая вещь, что семья стремится воспитать на человеческих ценностях, а система наружного воспитания, она больше прививает икону материальных благ. Когда ребенок оказывается в пространстве двойных стандартов, мы приходим как раз к тому, что ни одно, ни второе мировоззрение до конца не будет создано. И, как следствие, ребенок не сможет потом выросши уже взрослым, не сможет пойти до конца ни в одну реализовать в себе человечность на полную катушку, ни реализовать в себе материальные достижения.
В итоге мы получаем "недовыросшего" человека, "недособраного", а такие люди, как правило, проживают среднестатистическую, не свою жизнь, но при этом они подобны как пластическая масса, для многих социальных процессов. В принципе, у каждого из нас есть выбор, быть ему пластической массой, или все-таки поговорить внутри со своим духом, со своей душой, о том, что же моему сердцу действительно дорого и близко, либо моему уму, не обязательно у кого-то включено сердце. Есть люди, у которых включены совершенно другие пласты его внутренней реальности психики.
Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.
Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.
Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.
Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.
Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.
Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?
Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.
В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.
Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.
Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.
С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.
За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.
В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».
О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.
Как же происходит становление личности?
Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.
Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.
Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.
Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».
Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.
Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.
Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.
В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.
В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.
- Выбор жизненного пути.
Основные понятия
- Адаптация, индивидуализация, интеграция.
Термины
Вопросы для самопроверки
- Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
- Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
- Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
- В чем суть процесса становления личности?
- Какие фазы проходит процесс личностного становления?
Задания
- Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
- позиция старших членов семьи (ПС);
- позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
- позиция учителей (ПУ);
- личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
- способности (Сп);
- уровень притязаний на общественное признание (УП);
- информированность (Инф);
- склонности или интересы (Скл)
Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.
- Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
- Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
- Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
- Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
- Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
- Увлечение внешней или частной стороной профессии.
- Отождествление школьного предмета с профессией.
- Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
- Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
- Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»
О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок. Кто-то понял, что идет не туда, кого-то манят боковые тропинки, показывая иные возможности для реализации своих дарований… Как быть? Как определить, какая дорога правильная для тебя? Как понять, каков Промысл Божий о тебе? Что делать для того, чтобы дорога жизни открылась в ясной перспективе? И кто может помочь, если ты на распутье?
Свои советы дают пастыри Русской Православной Церкви.
Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле
Ни один человек не является на свет просто так, в результате стечения каких-то случайных обстоятельств. Каждый из нас вызван к бытию . Можно сказать, что еще прежде существования мира, прежде существования всей этой Вселенной каждый из нас в замысле Божием уже присутствовал. И, следовательно, в отношении каждого из нас был некий Божественный план. И, безусловно, Господь хочет, чтобы мы этот план в своей жизни исполнили, чтобы каждый из нас настолько, насколько это возможно, жил жизнью полноценной, жизнью счастливой. И реализовал все те таланты, которыми Господь нас наградил.
Следовательно, нам остается во всем и просить Его о том, чтобы Он нам этот путь указал. Конечно, человек может сказать: «Вот, я молюсь Богу, прошу Его, чтобы Он этот путь открыл мне, а ответа не получаю. Почему?» Всегда на этот вопрос есть ответ, и ответ очень простой, который, тем не менее, понимается очень сложно. Когда человек стремится исполнять волю Божию во всем, в чем она очевидна, то Господь открывает ему Свою волю в тех ситуациях, когда она кажется сокровенной. Если человек очевидную волю Божию не исполняет, то она от него тем паче скрывается в какие-то такие моменты, когда нам особенно необходимо ее знать. И ответ, действительно, получается очень ясный: если ты стремишься исполнять волю Божию каждый день в повседневной своей жизни, то Господь обязательно тебе ее откроет тогда, когда тебе особенно будет нужно ее узнать, и в том числе укажет тебе твой путь.
Обращаясь к Господу, не навязывай ему своих желаний, а проси открыть тебе Его волю
И еще один момент: когда мы Бога о чем-то просим, то мы при этом нередко таим в себе такую мысль: «Вот, Господи, я прошу о том-то и о том-то, но на самом деле хочу, чтоб было так-то». Я прошу, чтобы Господь мне Свою волю открыл, но при этом у меня есть четкое представление о том, что мне самому угодно. А нужно от этого отказываться и предлагать себя Богу как бы совершенно обнаженным от всяких пожеланий и говорить: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет». И при этом понимать, что на самом деле то, что Богу угодно, нам может быть совсем не угодно и что мы даем Богу свободу сделать с нами, что Он захочет, а это может быть для нас и трудно, и неприятно, и даже больно, и мучительно.
Но есть и иное, о чем необходимо помнить: если мы всё это понимаем и об этом просим, Господь не просто нам Свою волю открывает, но еще и помогает ее исполнить, и Сам выстраивает всю нашу жизнь. И путь к этому лежит через доверие - то, которое так трудно дается и столь необходимо.
Выбирая путь, надо иметь и решимость следовать по нему
При выборе своего доброго пути надо, прежде всего, учесть решимость своего произволения остаться на этом пути необратимо! Об этом и молиться надо, чтобы явилась в сердце ясность того, к чему клонится сердце. Это может быть видно и из минувших успешных опытов встреч с этим служением, и из сердечного воодушевления при изучении возможных перспектив твоего постепенного восхождения к совершенству в нем.
Профессия может не совпадать с призванием,
но давать средства для его осуществления
Если появляется возможность узнать новое, научиться еще чему-нибудь, стоит этим воспользоваться
На этот вопрос у меня нет ответа, кроме общих соображений о том, что
- профессия не должна противоречить заповедям (киллер, порноактер и т.п. не имеют ничего общего с тем, из чего мы можем выбирать). То есть прежде, чем делать выбор положительный, хорошо бы сразу отсечь все недолжное;
- профессия может не совпадать с призванием, будучи средством для осуществления последнего. Скажем, человек может зарабатывать деньги, будучи бизнесменом, но душу свою вкладывать в создание галереи, впоследствии получившей название Третьяковской;
- случайность - это псевдоним Промысла, и если у вас появляется незапланированная возможность получить какие-либо навыки, изучить какой-либо язык, принять участие в каком-либо хорошем деле (не в ущерб иным делам), лучше попробовать. Потому что из этих вроде бы случайных опций может произрасти древо жизни, весьма отличное от того, что мы спроектировали сами себе;
- в некоторых случаях наша профессия дается нам для того, чтобы мы перешагнули через нее и пошли дальше. О том, как это бывает, повествует предсмертное и совсем небольшое по размеру повествование Толкина «Лист кисти Ниггля», или «Лист работы Мелкина» - в зависимости от перевода на русский язык.
Советоваться с духовником надо правильно
Если речь о сомнениях, правильно ли выбрана уже имеющаяся профессия, то вспомним, что в народе говорят: «От добра добра не ищут». Работа у тебя есть, ты ею доволен, ну и слава Богу. Как говорится: «Лучшее - враг хорошего». Имеешь - и имей и благодари Бога.
Если ты в начале пути, кончил школу, институт, выбираешь свою дорогу в жизни, то, конечно, это важнейшая и сложнейшая проблема, но для человека церковного она разрешается в чем-то легче, потому что можно посоветоваться с духовником. Конечно, надо советоваться и с родителями. И молиться, искать. Духовнику тоже надо предлагать варианты, а не так: «Скажите, батюшка, чем мне заниматься?» - «А чем ты хочешь заниматься, к чему у тебя душа лежит?» - «Нет, вы мне, батюшка, скажите!» Так, может быть, можно обращаться, если это действительно духоносный старец, которому Господь открывает Свою волю. Но есть ли сейчас такие старцы? Как-то Господь их скрывает от нас, а, может быть, мы просто не знаем этих замечательных людей, потому что мир ведь держится молитвами праведников и никогда праведники у Господа не оскудеют. Другое дело - как старца найти…
Ну, а если ты сам к чему-то определенному пока склониться не можешь, то думай, молись, советуйся, ищи варианты, и если вариантов несколько, выбирай из них лучший, тот, что тебя больше всего привлекает. Допустим, там интереснее работа, зато в другом месте больше платят. Ты должен понять, что для тебя важнее. И хотя, может быть, тебя привлекает интересная работа, но у тебя семья, надо ее содержать, важен заработок, пусть и на «скучной» работе, что же поделать… Или, наоборот, ты видишь, что работа такая интересная, ты так к ней горишь, и есть вероятность, что ты через какое-то время добьешься успеха и у тебя будет материальное благополучие… «За» и «против» масса, их нужно взвесить и, конечно, обсуждать с людьми, которые тебя любят, знают, о тебе молятся и тебе помогают. Тогда ты найдешь правильное решение.
Человек должен заниматься тем, что ему по душе
Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе.
К выводу о том, что нужно заниматься тем, чем хочется, приходят люди, узнавшие, что у них… смертельный (или страшный) диагноз. Мне приходилось встречаться с подобным много раз. Только человек, которому сообщили, что у него, например, онкология, вдруг говорит себе: стоп! а чего это я продаю колбасу, если всю жизнь мечтал заняться фотографией?! или всю жизнь я хотела петь, так почему же не научиться теперь?!
И эти люди занимаются любимым делом. И частенько выздоравливают или получают поддержку в болезни, потому что деятельность, которая нравится, - огромный потенциал и ресурс, благодаря которому все существо человека восстанавливается и чувствует себя лучше. И я думаю, что, похоже, человек в подобных обстоятельствах интуитивно чувствует, что ему нужно для выживания.
Христианину, конечно, легче, чем неверующему, сделать правильный выбор.
И вот почему.
Первое: мы понимаем, что есть , поэтому приобретение, зарабатывание не могут быть для нас самоцелью. Уже одно понимание этого - стимул заниматься тем, чем хочется, а не чем-то более выгодным.
Второе: христианин знает (из Священного Писания), что каждому из нас Бог отмерил свои таланты и дарования. И каждый может служить Церкви по-своему. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 4-11).
Каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем их реализовывать
Только задумайтесь: каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем реализовывать тот драгоценный потенциал, который дал нам Бог, и все это на пользу Телу Христову - Церкви и во спасение нам!
Поэтому нужно прислушаться к себе и попытаться определиться, чем хочется заниматься, к чему лежит душа. И пробовать себя. Даже если не угадаешь с первого раза, то я не вижу в этом ничего страшного.
Выбирая жизненный путь, всмотрись в свое сердце
Пожалуй, выбор жизненного пути - один из самых непростых и мучительных. Еще в младших классах школы дают писать сочинение на тему: «Кем я собираюсь стать». Но душа, как правило, мечется от одного к другому на протяжении многих лет. Например, я долгое время хотел стать следователем, раскрывать преступления, а в итоге стал священником, и теперь в каком-то смысле преступления приходится тоже раскрывать, точнее - люди сами раскрывают на исповеди свои грехи, а моя задача не сажать впавших в духовные преступления, а, наоборот, помочь им обрести подлинную свободу сердца.
Самое главное, что лично я посоветовал бы, - это выбирать профессию не по принципу «сколько заплатят», а по принципу «насколько это вдохновляет и радует». Если искать работу только ради заработка, ты никогда не будешь доволен. В нашей испорченной душе нет четкого критерия обеспеченности. Опыт показывает, что, сколько бы много человек ни стремился заработать, ему всё равно хочется большего. На самом деле более богат тот, кто менее других привязан к деньгам, кто менее всего зависит от их накопления.
Работа должна радовать, доставлять удовольствие. Поэтому предложу самый элементарный совет: подумай, а тебе, собственно, чем нравилось бы заниматься? Вот и попробуй этим овладеть.
К выбору профессии надо подходить так же, как и к выбору спутника жизни. Чтобы не ошибиться, важно почувствовать в сердце родство, что это именно твое, соответствующее твоему внутреннему миру, родное твоему сердцу. Тогда можно заранее избежать ненужных ошибок.
Есть и такое понятие, как призвание. Господь в душу каждого человека вложил какие-то дары. Ведь кто-то призван стать хирургом, а кто-то педагогом, кто-то военным, а кто-то певчим на клиросе приходского храма. Призвание мы можем распознать как особый внутренний зов, который подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это новое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь вдруг возникшую важную для тебя цель. Это внутренний голос, который надо услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.
Вот важно всмотреться внутрь собственного сердца, вслушаться в его внутренний зов. И выбор жизненного пути пусть соответствует поиску сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять душу.
Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им
Иногда человек всё равно теряется и не знает, какой шаг предпринять. По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Господь вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу. Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Главное - не сидеть сложа руки. Кто ничего не ищет, тот ничего и не найдет, а кто ищет, тот найдет непременно. Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им.
Человек не узнает волю Божию, если не будет действовать
Одно можно сказать: человек не узна ет волю Божию, если, во-первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во-вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует - Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить. Более того, возможно, и другого-то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, - это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой - Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности - то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.
Жизнь - это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и творить сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались - Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу.
Главное - оставаться христианином
Нужно хорошенько взвесить: а сможешь ли ты в этой профессии сохранить христианские убеждения?
Стоя на распутье, нужно, в первую очередь, утвердиться в решении, что по выбранной дороге ты пойдешь, как христианин. В первую очередь ты будешь христианином, во вторую - врачом, или юристом, или спортсменом. Нужно хорошенько взвесить и оценить: сможешь ли ты выдержать эту расстановку приоритетов? Не поглотит ли спорт, или бизнес, или еще что-то твои христианские убеждения? Не будешь ли ты вынужден в рамках своей профессиональной деятельности поступать вопреки заповедям, как делают это, скажем, врачи, осуществляющие аборты.
Главное - посоветовавшись, подумав, помолившись, принять решение самостоятельно.
А еще существует немало свидетельств, когда люди шли на кардинальное изменение своего образа жизни, когда осознавали, что что-то идет не так. И у них получалось! Был бизнесменом - стал художником. Был строителем - стал животноводом. Был животноводом - стал священником! Кто не ошибается? Правильно: тот, кто ничего не делает.
Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.
Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.
Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.
Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.
Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.
Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...
Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.
Что же такое жизненный путь?
Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".
Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).
По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".
Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.
На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.
Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.
Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.
В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.
Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.
В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.
Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.
Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.
Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.
Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.
В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.
Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.
Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.
Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.
Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.
Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.
Жизнь человека - не просто биологическое явление. Это индивидуальный социально-исторический факт. Потому что каждое живое существо растёт и развивается, но только человек формируется, как личность со своим мировоззрением, ценностями, притязаниями и достижениями, а также направленностью. А ещё, что самое главное, с индивидуальными целями, планами, мечтами и стремлениями. Добиваясь и живя ими, человек проходит свой собственный путь в этом мире. Но не у каждого всё складывается именно так. Некоторые даже не знают, как найти свой путь в жизни. И существуют бесцельно. Эта тема часто рассматривается психологами, способными своими советами и рекомендациями помочь людям прийти к цели существования и найти свой путь в жизни. Вот об этом и хотелось бы поговорить.
За пределами пути
Сначала хотелось бы отметить, что жизнь человека принято делить на пять фаз. Особенно много внимания этому уделял немецкий психолог Карл Бюлер. И первая фаза, которая длится до 16-20 лет, находится за пределами жизненного пути. Потому что данный период предшествует самоопределению. У столь молодого человека ещё нет полноты возможностей, профессии и доступа ко всем шансам проявить себя.
Вторая фаза
Она, как правило, начинается с 16-20 лет и длится до 25-30. В этот довольно-таки длинный период молодости человек начинает пробовать себя в различных сферах деятельности, формировать связи с другими людьми, даже искать себе пару. На данном этапе начинается самоопределение.
Это - утверждение личностью индивидуальных позиций в различных ситуациях, формирование мировоззрения и ценностей, а также установка ориентира для самоорганизации. За ним, чаще всего, стоят надежды. Которые в данном случае ассоциируются с эскизами возможных путей жизни.
Преграды
На втором этапе многие сталкиваются с растерянностью, неуверенностью, страхом и неизвестностью. Нередко опасения связаны с тем, что человек осознаёт ответственность, которая ложится на его плечи в связи со сделанным им жизненным выбором. Ведь он сам определяет приемлемые для себя социальные нормы, доминирующие ориентиры, важнейшие ценности и многое другое. У многих людей этот период затягивается настолько, что они полностью теряют представления о том, как найти свой путь в жизни, и бесцельно существуют изо дня в день.
Проблема выбора
Если человек долгое время пребывает в потерянном состоянии и не знает, ради чего он просыпается ежедневно, то нужно действовать. Лучше начать с определения модели своего пути.
«Жизнь как творчество» - этот вариант подходит людям, с наклонностями к экспериментам. Тем личностям, которые любят ставить эксперименты над своей судьбой. Их жизненные пути кажутся нестандартными людям, привыкшим к «обычной» модели. Которая называется «жизнью по правилам». Это наименее удачная модель. Потому что человек, ориентирующийся на неё, следует тем правилам, которые установлены обществом, властями, условными нормами. Он живёт по принципу «так, как принято», а не так, как ему хочется. И когда к нему приходит и чувство, что он потратил свои годы впустую, то становится слишком поздно. И горечь сожаления в такие моменты неимоверная.
Некоторым подходит вариант «жизнь как достижение». Каждый, кто выбирает его, выступает в роли человека, «сделавшего себя». Это трудоголики, прагматики, карьеристы - все люди, рассматривающие данное им время, как ценный ресурс для реализации как можно большего количества целей, способных обеспечить лучшую жизнь.
Ещё хотелось бы отметить вниманием модель под названием «жизнь против жизни». Люди, следующие ей, находятся в постоянном процессе борьбы. В переносном смысле слова, разумеется. И чаще всего борьба ведётся за социальные блага.
Прислушаться к желаниям
Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания - это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.
Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека - будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.
Абсолютно каждый психолог скажет своему пациенту: «Путь вашей жизни - это только ваше решение». И будет прав. Лишь человек имеет право ею распоряжаться. Но всё же есть немало дельных рекомендаций, которые способны помочь разобраться со своими стремлениями и желаниями.
Если человек действительно не знает, чего он хочет, то ему необходимо расширить сферу знаний и круг интересов. Как? Надо начать пробовать что-то новое, ранее не изведанное. Нередко путь жизни человека лежит за пределами его восприятия. И когда он охватывает своим вниманием те области, которые ранее были закрыты от него, он будто начинает видеть своё существование с другого ракурса. Возникает бесценное чувство долгожданной определённости - человек, наконец, находит то, что давно искал.
Также психологи рекомендуют не ограничивать себя. Некоторые могут считать, что эффективная работа возможна лишь в одном направлении. Безусловно, имеются такие цели, которые требуют «полного погружения». Но не нужно тратить всего себя на её осуществление. Рекомендуется комбинировать такую цель с другими, занимающими меньше сил и времени. Как правило, они прекрасно комбинируются и гармонируют.
Ориентир на знания и возможности
Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.
Способности - наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности - ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.
О ценностях
Наверняка каждый человек, принимая поздравления в честь того или иного события, слышал в свой адрес и такое: «Желаю тебе найти свой путь в жизни». Действительно, многие способны это сказать, но не всем дано поддержать выбор человека. Потому что конфликт ценностей всегда имел и будет иметь место быть.
А жизненный путь определяется именно ими. Потому что человек может обрести счастье лишь в том случае, если в его существовании будет нечто значимое, способное удовлетворить его многообразные потребности. И никак иначе. Человек, для которого первоочерёдную значимость имеет независимость, абсолютная свобода и развлечения, не будет полностью счастлив, если он обременит себя семьёй, детьми и ответственностью перед ними. И наоборот. Тот, кто больше всего мечтает о большой дружной семье, не обретёт счастья, если будет сутками пропадать на работе.
Так о чём речь? О том, что, определяя свой жизненный путь, человек должен ориентироваться не только на желания и возможности, но и на ценности. Они - составляющая его души.
Прогнозирование
Если человек не знает, чего он хочет, и считает, что находится в безысходном положении, то это не так. Просто к решению вопросы нужно подойти с другой стороны. И ответить себе на следующий вопрос: «Чего я не хочу?» На него, как правило, люди находят ответы быстрее.
Только они должны быть конкретизированы. Понятное дело, что большинство ответит: «Я не хочу прожить свои годы бесцельно». Но что именно вложено в это утверждение? У каждого - что-то своё. Одни не хотят оказаться одинокими на старости лет. Другие не желают просуществовать всю жизнь в одном и том же городе. Для некоторых худшим страхом является бедность и нищета. Ещё кто-то боится покинуть этот свет, ничего после себя не оставив.
Вариантов - тысячи. Но суть такова: если нет ни малейшего представления о своих желаниях, то нужно отталкиваться от противоположного.
Тестирование
Оно действительно может помочь некоторым людям, которые озадачены вопросом касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест такого рода можно найти в свободном доступе. Он направлен на исследование потребностей человека и его мотиваций. Всё, что ему нужно, - давать ответы на уже готовые вопросы. Варианты, как правило, имеются. Так что остаётся лишь отметить наиболее подходящий и близкий человеку.
В качестве примера можно привести несколько вопросов из разных блоков. Первый сформулирован так: «Время - деньги. Надо стремиться заработать как можно больше». Вопрос из второго блока звучит следующим образом: «Работа - это вынужденная жизненная необходимость». Далее, как правило, идут вопросы, направленные на выявление факторов, отнимающих у человека больше всего времени, а также на определение предрасположенности к тем или иным сферам деятельности. На всё вопросы, кстати, предлагаются такие варианты ответов: «Я согласен с этим», «50 х 50» и «Я так не считаю».
Конечно, после этого человеку не откроется истина касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест, однако, может натолкнуть на размышления. А результаты подскажут направление, в котором стоило бы начать действовать.
Самореализация
Как найти свой путь в жизни? Нужно делать то, что получается лучше всего. Или то, в чём себя всегда хотелось попробовать. При этом надо откинуть в сторону все сомнения. Многие именно из-за них закапывают свои мечты и желания. А ведь зря. Что терять? Недаром ведь говорят - лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал. Даже если не получится - человек будет знать, что он попробовал.
Ведь свой потенциал очень важно реализовать. Это - базовая необходимость для каждого человека. Даже Абрахам Харольд Маслоу включил самореализацию в свою знаменитую пирамиду потребностей. И Аристотель говорил, что счастья можно достичь, лишь воплотив в действительность свои потенциальные возможности.
Но для этого человеку нужно избавиться от слова «надо». Практически каждый второй скажет: «Да, я бы хотел заниматься музыкой/хореографией/спортом/художеством/туризмом, но всё моё время занимает работа. Мне надо зарабатывать деньги, чтобы жить». Да, такова реальность. Деньги нужны. Но и перемены в жизни тоже необходимы! Можно найти другую работу, занимающую меньше времени. Или даже организовать своё дело. Работа, не приносящая радости и удовлетворения, является отличным поводом для увольнения и последующего образования бизнеса. А это, в свою очередь, не только полезное дело и персональный источник дохода, но и способ самореализации.
Осознание свободы
Вот что действительно важно. Человек, задумывающийся о том, как найти правильный путь в жизни, должен в первую очередь понять, что он абсолютно свободен. И волен делать всё, что ему хочется.
Но многие люди по жизни следуют чему угодно, но только не своим желаниям. Они слушают родителей, СМИ, руководствуются условными общепринятыми нормами и законами, существуют в соответствии с банальной моделью жизни. Словно забывают, что хозяевами своей жизни являются лишь они и никто другой.
Но свобода доступна каждому. Право на неё закреплено даже в Конституции. Свобода - это способность человека жить и действовать в соответствии с личными целями и интересами, руководствуясь познанием объективной необходимости. И ни в коем случае нельзя об этом забывать.
Правила, которые нужно запомнить
Как найти правильный путь в жизни? Нужно следовать простым рекомендациям:
- Помнить, что никогда не поздно изменить жизнь к лучшему.
- Не забывать, что проблемы имеются у всех.
- Воспринимать неудачи и неприятности как возможность получить опыт.
- Регулярно испытывать (провоцировать) новые ощущения.
- Заниматься любимым делом.
- Забыть себя в прошлом и полюбить своё «Я» в настоящем.
- Уделять внимание своим навыкам, саморазвитию и хобби.
- Поставить цель, и ни за что от неё не отступать.
И самое главное - помнить, что жизнь - это ряд усилий. Найдя цель, получится увидеть и дорогу. И это положит конец блужданиям, даст силы для уверенного хода навстречу к ней.