Как составить схему предложения? Разбор предложений по составу онлайн.
Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:
Лимит времени: 0
Навигация (только номера заданий)
0 из 10 заданий окончено
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 10
1 .
Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]
Задание 2 из 10
2 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]
Задание 3 из 10
3 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].
Задание 4 из 10
4 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].
Задание 5 из 10
5 .
Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].
Задание 6 из 10
6 .
Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].
Задание 7 из 10
7 .
Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».
Задание 8 из 10
8 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].
Задание 9 из 10
9 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).
Задание 10 из 10
10 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).
Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.
Порядок составления схемы предложения
Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.
Схема простого предложения
Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.
Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:
Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:
- Простым: «Михаил сочинял ».
- Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
- Составным именным: «Миша был другом для меня ».
В простом предложении может быть обращение:
Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая
[│О│,…..].
Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.
К несчастью, такое случалось довольно часто
[│ВВ│,…..].
Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.
Не отрывая глаз, смотрел на нее пес
[│ДО│, Х …].
Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.
[ Х,│ ПО│, …..].
В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.
«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.
«[П!]»- [а].
«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».
«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».
Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.
Схема сложного предложения.
Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.
Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.
Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.
Схема здесь несложная […..], и […..].
В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.
Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.
[…..], (что ….).
Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.
[…..], (которым ….).
Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.
Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.
Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.
[…..] — […..].
В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.
Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.
Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.
[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].
Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.
Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.
(который ….).
Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.
Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.
↓ когда? ↓ зачем?
(когда ….), (чтобы ….).
В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.
Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.
↓ что? ↓ что? ↓ что?
(как ….), (как ….), (как ….).
Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.
Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.
Найди 10 отличий
Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.
Что включает в себя схема предложения
Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.
Что же должно быть указано при составлении схемы?
- Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
- Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
- Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.
Чем осложняется предложение
Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
- Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
- Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
- (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
- Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].
Простое предложение
Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".
Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.
Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.
[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.
Сложносочиненное предложение
Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".
Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").
Сложноподчиненное предложение
Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
- Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
- Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
- Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".
Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).
Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".
В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].
Прямая речь в конце предложения
Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.
В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.
Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».
Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».
Прямая речь в середине предложения
Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:
Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.
[А: [«П.Р.!»] - а].
Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.
Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].
Прямая речь в начале предложения
Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:
«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.
«[П.Р.]», - [а].
Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:
«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].
«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].
Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.
При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.
Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП - круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.
Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени - под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:
Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
Линейная схема:
Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:
Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:
Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.
,
В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.
В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.
Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.
Так, схема предложения:
Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
в этом случае будет выглядеть следующим образом:
При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.
Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).
Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:
I. Разобрать предложение по членам.
II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
Повествовательное;
Вопросительное;
Побудительное.
2. По интонации:
Невосклицательное;
Восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое;
2) сложное:
Сложносочиненное,
Сложноподчиненное,
Бессоюзное,
С разными видами связи.
4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное;
2) односоставное. С главным членом:
а) подлежащим - назывное;
б) сказуемым:
Определенно-личное,
Неопределенно-личное, (- обобщенно-личное),
Безличное.
5. По наличию второстепенных членов:
Распространенное;
Нераспространенное.
6. По наличию пропущенных членов:
Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;
2) осложненное:
Однородными членами предложения (указать какими),
Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),
Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
Прямой речью,
Обращением.
При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.
Образец синтаксического разбора сложного предложения:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была,
3 часть: односоставное - неопределенно-личное (сказуемое открывали бы, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
4 часть: односоставное - безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространенное, полное, неосложненное (другой вариант разбора: двусоставное, неполное - место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);
5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;
7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стояч, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.
2__3__4__5 - последовательное подчинение,
2__3__4 - 6 - последовательное подчинение,
2 - 7 - параллельное подчинение,
5 - 6 - однородное подчинение.
Похожая информация.
Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.
Составляем схему предложения
Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.
Составляем схему сложного предложения
Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: , и . Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.
Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: , (который...). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.
Тест на выбор схемы
Start QuizCorrect answer:
You got {{SCORE_CORRECT}} out of {{SCORE_TOTAL}}
Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.
Настя сказала, что она пошла домой.
[-=],(что…).
Графические обозначения в схеме
Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:
Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.
[-==],(чтобы…).
Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.
(Когда…),[=-].
В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.
[…,(где),=-].
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:
Настя шла домой.
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:
Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:
Вечереет.
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.
Желаю тебе добра.
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась идти домой.
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
Схемы с обращениями и вводными словами
Настя, иди уже домой!
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Пожалуйста, Настя, иди уже домой!
Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:
Кажется, Насте пора домой.
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:
Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.
“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:
Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.
Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Деепричастный оборот может стоять в любом месте:
Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.
[…|ДО|,…].
Схемы с прямой речью
В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:
“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.
«[П!]»- [а].
Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.
Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.
[A]:«[П!]» – [a].
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:
Снег падал, и ветер усилился.
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
[-=],(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
[-=],(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:
[-=],
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:
Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),[-=],(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
[-=],
(когда…), (чтобы…).