Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты
Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.
Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.
Как сделать сайт
Этапы составления интеллект-карты
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.
- Этап 1. Центральная идея – образ.
Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.
Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.
Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для .
Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.
Ольга Павлова
Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями
оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-
карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно
излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,
формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых
занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Лист располагается горизонтально.
Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-
действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют
предложения.
Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.
Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".
В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!
Интеллект-карты – это просто незаменимый и универсальный инструмент для каждого человека. Карта-интеллект может быть довольно простой, я бы даже сказала примитивной. А ведь многие, кто пользуется картами так и говорят: «Это просто небольшой конспект в виде изображения, с пунктами и многочисленными подпунктами». Создать такой древовидный конспект можно для любой цели, к примеру, для сбора разных идей или планирования отдыха.
Сейчас я хочу вам рассказать об одном очень интересном и нужном инструменте для облегчения нашей жизни. Этот метод отлично подойдет людям, кто любит планировать и записывать все свои важные мысли и идеи. А речь идет о интеллект-картах. Если с научной точки зрения, то это графическое, структурированное изображение. Как же правильно создать такую карту в домашних условиях? Да, все довольно-таки просто, для этого есть много разных программ, которые запросто можно найти в интернет просторах.
Что же касается меня, то я использую карты, для таргетированной рекламы в социальных сетях. В карты я записываю наименование проекта, целевую аудиторию и разновидности самих объявлений, которые применяю для своей рекламы ВКонтакте. Кроме того, нередко интеллектуальные карты я применяю для того, чтобы изобразить свою задачу, к примеру, на день или на неделю. В скором будущем хочу начать использовать карты для создания структур самым важным и интересным романам из книг. Я совсем недавно видела что-то подобное у одной своей знакомой. Выглядят такие карты довольно красиво и всегда напоминают, что именно было в той или иной книге.
Об интеллект-картах я знаю довольно давно, еще с тех времен как была студенткой, к слову, университет я закончила 7 лет назад. Но, к сожалению, в то время их не использовала, поскольку не совсем понимала, как их делать, к тому же таких интересных и простых программ для их составления просто не было. На мой взгляд, карты можно применять абсолютно в любой области. Начните составлять интеллект-карты и вам значительно станет проще жить и запоминать самые важные моменты из вашей жизни.
Общая информация об интеллект-картах и для чего они вообще нужны
Основная их задача – это визуализация, структурирование даже самой непростой многоуровневой информации, иными словами разложение сложных задач по отдельным полочкам. В результате чего начинает развивать свой мыслительный, творческий потенциал, обходя все непонятности и путаницы в своей памяти. Главные цели, которые преследует человек при создании таких карт:
- Запоминание важных моментов. Это может быть, к примеру, список покупок продуктов на неделю, важных дел на день ил рецепт понравившегося блюда.
- Планирование определенных задач. Это могут быть цели или решения, которые помогут достигнуть вам вашей цели или планирование важного мероприятия, такого как свадьба или юбилей близкого человека.
- Решение проблем. Интеллект-карты очень помогут, если вам необходимо решить какую-то непростую ситуации или принять правильное решение. Они позволяют помнить все до мелочей.
- Обучение. Отличный метод для визуализации важных данных по определенной дисциплине в колледже или институте.
- Анализ мыслей. У вас появились какие-то, на первый взгляд, нерешаемые проблемы? Просто сядьте и спокойно все анализируйте.
- Презентация. Поможет в работе с клиентами или партнерами по бизнесу. К примеру, когда вам потребуется предоставить некоторую информацию по вашему делу, используя для этого всего большой лист бумаги и фломастер.
В каких сферах деятельности еще используют интеллект-карты?
Такие карты не будут лишними в местах, где необходимо повысить скорость мышления, сделать его лучше и разделить на разные группы, объем, чтобы хорошо адаптироваться в этом сложном мире. Кроме того, они используются в следующих направлениях:
- Планирование разных мероприятий.
- Структурное создание новых задач.
- Создание, так называемого, капсульного гардероба. Нарисуйте то, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и уберите одежду, которая уже есть и которую нужно будет подкупить. Так вы убережете себя от лишних трат.
- Капитальная уборка в доме. Чтобы сделать ее проще, нужно просто разделить помещение на небольшие зоны. Сначала уберите всю пыль с поверхностей, а уже после протрите полы.
- Развитие памяти. Делая регулярные пометки в карте можно легко улучшить общий процент вашей памяти.
Недостаток интеллектуальных карт
В случае, когда она изготавливается для облегчения решения разных жизненных проблем, то у людей, у которых с логикой все в порядке однажды может случиться ступор, то есть трудности в решении той или иной проблемы.
А, что же делать в такой ситуации людям, которые не могут хорошо анализировать свои идеи и задумки, тем, кто не умеет расслабляться. Но даже в таком случае нашлось вполне логичное решение: просто записывайте все свои решения и планы, какими бы странными они не были, а в ответвление записывайте решения уже следующего уровня. Таким образом, людям, которые имеют логическое мышление, будет проще разобраться с этой технологией.
Как сделать интеллект-карту?
К большому сожалению далеко не все знают, как правильно сделать интеллектуальную-карту, поэтому сейчас я вам расскажу, как правильно изобразить, то, что вам нужно:
- Возьмите абсолютно чистый лист бумаги, для этого отлично подойдет бумага формата А4 или же что-то подобное, но без линий. Положите его в горизонтальной плоскости. Такое изображение самое комфортное для визуализации ваших идей и прочих мыслей.
- Далее возьмите пару цветных маркеров или же ручек, должно быть не менее 4-х разных цветов. В идеале если будет присутствовать: красный, желтый, зеленый и голубой. Такой подход позволит вам разделить весь лист на информационные блоки и цвета, которым будет отдаваться определенный блок. Так же можно расчертить лист по важности ваших мероприятий и задач, к примеру, желтый цвет будет самым высоким, а зеленый самым низким. Все эти хитрые способы значительно облегчить вам восприятие всей информации.
- В самой верхней и центральной точке листа укажите самую главную мысль, это будет основной пункт вашей карты, а все остальное, что будет находиться ниже, соответственно будут подпунктами. Так же не менее значимым считается наличие тематичного рисунка, который будет указывать на вашу главную идею. Рисунки подключают к работе больше ресурсов головного мозга.
- От центра вашего рисунки начертите пару ветвей и каждую назовите каким-либо ключевым словом или словосочетанием. Линии, которые будет отходить от центрального рисунка должны быть наиболее значимыми, а уже по мере необходимости добавлять новые, второстепенные ветви. Такой подход наладит взаимосвязь между вашими выполненными и невыполненными задачами.
- Делайте дальше ответвления от центра, пока не заполните весь лист. Вот и все.
Важно знать! Чтобы понять основной принцип действия карт, необходимо четко представлять себе дерево при их создании.
Все советы, которые я вам сейчас дам, очень важно соблюдать для достижения максимального эффекта. Итак начнем:
- Важно не забывать, что создание интеллект-карт это, прежде всего, творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию.
- На втором уровне не должно быть более 5-7 ответвлений.
- Как уже говорилось выше, запоминаются рисунки и графики. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
- По возможности не пользуйтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
- Образы на бумаге должны быть наполнены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
- Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали.
Попробуйте сделать пока две простых интеллект-карты, чтобы потренироваться. И, уже когда начнете составлять новый рисунок, у вас на руках будет пример интеллект-карты. Вы почувствуете, насколько эффективнее усвоение любого материала. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.
Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.
Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.
СЛАЙД с изображениями.
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:
11
Сократ сказал: “
I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".Буквально слово "mind" означает
"ум", а слово "maps" - "карты". В итоге
получаются "карты ума". В переводах книг Т.
Бьюзена чаще всего используется термин
"интеллект-карты", хотя по способу
построения карты отражают процесс
ассоциативного мышления, поэтому их уместнее
было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим
приложением теории радиантного мышления. От
слова
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “
How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.Правила создания интеллект-карт:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “
water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.
Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.
Пример созданной учителями интеллект-карты:
11
Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.
Спасибо за прекрасные эссе.
Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.
Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.
Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
Я использую интеллект-карты на своих уроках для:
1) работы с лексическим материалом:
- введение новой лексики
- закрепление новой лексики
- контроль лексики.
2) работы с грамматическим материалом.
Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике
Happy English . ru )3) работы с текстовым материалом.
Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.
4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
5) При подготовке к ЕГЭ в части С.
6) представления результатов проектной деятельности.
Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Например:
- темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
- на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
- на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.
Учащиеся могут
, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы
iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.Пример составления интеллект-карты по теме
My friend ” с помощью программы iMindMap .11
11
Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.
Творите сами и вместе с детьми!!!
Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.
Понятие ментальной карты
Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.
Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.
Преимущества использования ментальных карт
1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.
2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.
3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.
4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.
5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.
Как создать ментальные карты
Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.
Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.
Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.
Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.
Программы для создания ментальных карт
Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.
Я выделю следующие:
— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .
— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.
Правила создания ментальных карт
При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.
- Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
- Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
- В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
- Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.
Где можно использовать с помощью интеллект-карты
На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.
Можно выделить следующие области применения:
1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.
2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))
3. Списки задач.
4. Организационные структуры компаний и организаций.
5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.
6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.
7. Презентации в виде интеллект-карты.
8. Конспектирование лекции
Ошибки при использовании ментальных карт
Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:
- Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
- Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
- Отсутствие картинок и иконок
- Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны
На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.
Наверняка, и вы используете нечто подобное?
Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!
И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!
Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂
С уважением, Екатерина Калмыкова