Как привить грамотность в письменной речи. Три простых упражнения, которые помогут вам быстро повысить грамотность
Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.
Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.
Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.
Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней
В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.
Методы повышения грамотности
Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.
Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.
Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.
Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.
Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.
Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.
Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).
Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.
Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).
Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.
Источники:
- Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!
Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка , постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить русского языка у взрослого человека, и как это сделать?
Инструкция
В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое , то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и . Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.
Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном , а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка . Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор .
Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.
Инструкция
Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.
Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.
Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.
Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.
Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.
Как стать грамотным по русскому языку
Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.
Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:
- Снижение интереса к чтению художественной литературы. Любители чтения гораздо реже пишут с ошибками, но современный ребенок обычно предпочитает игру на компьютере или смартфоне сборнику сказок или рассказов;
- Повальное общение в социальных сетях. Переписка в онлайн-режиме редко когда предполагает соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, так как каждый из собеседников стремится как можно скорее выразить свое мнение и параллельно занимается другими делами;
- Недостаточная заинтересованность родителей. Многие родители не уделяют должного внимания развитию грамотности у ребенка, считая, что выполнения школьных заданий более чем достаточно. Но на школьную успеваемость влияет множество факторов, а пример мамы или папы, которые регулярно читают книги и всегда пишут без ошибок намного более действенный. Поэтому прежде чем узнавать, как ребенку научиться писать без ошибок, следует поработать над своим собственным уровнем грамотности;
Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.
Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.
9 работающих способов, как научиться грамотно писать
Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:
- Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
- Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
- Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
- Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
- Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
- Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
- Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
- Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
- Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;
Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.
Как научиться писать без ошибок с детства
Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.
Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.
Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.
Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.
Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .
Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.
Чтение
Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .
Решение кроссвордов
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
Устные игры в слова
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:
Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».
Много общения
Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.
Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.
Словесные игры на бумаге
Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.
Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
Постеры на стену
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.
Скраббл
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
Мнемоническое запоминание правил
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
Словари
Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
Писать с ними маленькие диктанты;
Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Судите сами:
- "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
- "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
- "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Причины безграмотности:
- Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
- Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
- Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
- Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
Причина — заболевание
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
- ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
- не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
- пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
- у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
- недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".
Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
- работа с картинками "Найди 10 отличий";
- игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
- одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.
Учимся
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
- Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Запоминалки
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Обсуждение
02.12.2017 15:36:44, Rezada
Очень хорошая и поучительная статья. Молодым мамам очень пригодится, да и не только им, а многим другим, которые хотят, что бы их дети хорошо учились и знали свой родной язык.
Комментировать статью "Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки"
За полтора месяца выучил русский так, как никогда до этого в школе, восхищался каждым занятием - предмет в сильной школе был провальный с самой началки - фонетический разбор уже с шести лет тренировали до посинения, а далее с 4...
Обсуждение
Я со своим сыном занималась, правда очень давно, по учебнику Русовой "Русский язык для поступающих в вузы". Тоненькая такая книжечка. Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. Прошли мы этот учебник с ним летом после 6 класса. Занимались 1,5-2 месяца по 2-3 часа в день. Больше мы к этому не возвращались. Но ему хватило, чтобы закончить школу с пятеркой по русскому и поступить в ВУЗ.
05.04.2018 04:10:03, mn-kononovaЕсли нет времени вообще, то только репетитор. Оптимально - по скайпу, чтобы не тратить время на передвижения. Реп выявит провалы, проработает необходимые темы, поддержит морально. И это не слишком дорого. Раза в неделю хватит за глаза.
Если хочется треша, то да фоксфорд-интернетурок-самообразование. Но надо понимать, что это раз в 10 времязатратнее.
Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Репетитор русского языка, подготовка к ЕГЭ. Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение иностранных языков.
Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. " Русский язык для всех. Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого!
Обсуждение
Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!
Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.
Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Грамотность школьника. У нас с дочерью это произошло к 6 годам. В моем детстве язык в спецшколе начинали учить во втором классе, т.е в 8 лет.
Обсуждение
А нам "К пятерке шаг за шагом" как-то не подошла(У сына по русскому практически в каждом триместре решается оценка - между 3 и 4, но в последнем триместре я решила его подтянуть и взялась за это дело серьезно. Каждый вечер!! мы писали диктант из книжечки Узоровой и Нефедовой (для его 3 класса)и делали 1 упражнение на грамматику (иногда больше) из тех же Узоровой и Нефедовой (называется по-моему весь курс русского языка 3 класс). Этот учебник хорош тем, что на каждую тему дается множество однотипных упражнений, которые можно делать в учебнике, не переписывая в тетрадь. Вобщем, даже учительница заметила, что дела пошли лучше. В итоге оценка была твердая 4. Единственная трудность - заставить каждый вечер дополнительно заниматься)))
Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Павел Ямб. Несмотря на то что по статистике Россия входит в число самых грамотных стран мире, так как умеют читать и писать почти все её граждане, я очень часто встречаю такие слова как «симпОтичный», «день рождениЕ» или «день рожденЬя» и т.д.
Вы согласны, что грамотно написанные статьи приятнее читать, чем текст, кишащий ошибками? Вроде в школе уроки русской литературы и языка были у всех, но большинство, кажется, полученные навыки или растеряли, или вовсе не слушали учителя. Так как же освежить их в памяти? Как «поднять» грамотность по великому, могучему взрослому человеку? Ведь грамотные люди добиваются успеха быстрее!
Давайте сначала трезво посмотрим на ситуацию, на каком уровне наша грамотность. Не довольны? Приступаем к обогащению знаний.
Что и как читать?
Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».
Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить. Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной. Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.
Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!
Настольная книга? Словарь!
Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать. Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.
Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru .
У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис - Gramota.ru , с пояснениями, правилами, справочными материалами. Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.
Обратите внимание на такие ресурсы как:
- «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
- «Верные слова» – курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
- «Могу писать» – уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
- «Образование на русском» – бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного;
- «Пишите живее» – бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
- «textologia.ru» – онлайн журнал о русском языке и литературе.
Играем и повышаем грамотность
Можно учиться грамотности легко и играючи. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно! Значит, узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся. Словесные головоломки, тесты, анаграммы, шарады, ребусы также превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.
Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru . Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.
Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет , то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.
Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!
Сегодня – диктант
На мой взгляд, это лучший способ повышения грамотности в кратчайшие сроки. Даже помощники не нужны: интерактивных диктантов для вставки пропущенных знаков препинания и орфограмм в сети достаточно. Польза двойная: интересно и познавательно.
Пишите!
Ежедневно пишите, так вы повысите уровень грамотности в ближайшие сроки, выработаете навык узнавания ошибок на уровне интуиции. Постоянно, много, интересно! Врожденной грамотностью может похвастаться не каждый, придется потрудиться, чтобы получить столь полезное преимущество. Чем больше пишем – тем меньше делаем ошибок. Проверено на практике!
Есть еще способ повышения знания языка как каллиграфическое письмо. Каллиграфический почерк вырабатывает сосредоточенность, помогает фиксировать фразу в памяти и даже вспомнить правило! Писать не спеша – этот метод работает и при наборе текстов на компьютере. Думать, а не мчаться во весь опор.
Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется стойкий навык письма с ошибками. Чтобы избавиться от него, придется не менее ста раз написать слово правильно. Где-то через сто повторений в свое время я перестал писать «Здраствуйте» – постоянно на уровне навыка пропускал букву “в”.
Знаете, даже не обладая супер грамотностью, можно хорошо зарабатывать . Чем выше ваши знания по языку, тем выше заработки.
Аудиокниги
Знакомо вам выражение «сюда просится запятая»? Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, обращайте внимание к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».
Ситуации, из ряда вон выходящие
К сожалению, или к счастью, русский язык на самом деле очень гибкий. Если ключевом слове заказчика обнаружили ошибку, не торопитесь исправлять. Вполне возможно, что это специальное требование, то есть так и положено. Причина простая. Поисковые запросы набирает с ошибками большая часть пользователей Интернета. Когда число запросов с ошибками заметно возрастает, некоторые веб-мастера используют подобные слова как ключевые.
Немного статистики
Как показывает статистика, русский язык состоит примерно из 500 000 слов. Но в повседневной жизни мы используем только около 3000.
По данным textologia.ru , словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.
Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:
- Много читайте, особенно классическую литературу.
- Почаще заглядывайте в словарь, как в томах, так и в Интернете.
- Пусть online ресурсы как Gramota.ru станут вашими друзьями.
- Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы.
- Если самостоятельно не получается достичь результатов, занимайтесь с репетитором.
- Посещайте курсы повышения грамотности.
- Пишите.
- Слушайте аудиокниги!
А вам пока. С вами был Павел Ямб. Будьте грамотными, пишите комментарии к этой статье без ошибок:)
P.s. А с какими словами у вас возникали проблемы?
А вот и крутой совет по нашей сегодняшней теме: