Как правильно объезжать препятствия, штраф за неправильный объезд. Объезд препятствия с выездом на встречную полосу Как объезжать препятствие на дороге
Определение
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
С 2010 года и по настоящий момент понятие “препятствие”, содержащееся в п. 1.2. Правил, не менялось – это неподвижный объект, нахождение которого на полосе движения не позволяет продолжить дальнейшую езду.
Что может являться помехой движению на дороге
В п. 1.2. Правил четко указано, что может являться преградой:
- неработающее или поврежденное ТС;
- дефект дороги;
- какие-либо посторонние объекты.
При этом указанный выше перечень не является исчерпывающим из-за присутствия в определении, указанном в п. 1.2. Правил, слова “и. т. п.”.
- автомобиль, который совершил вынужденную остановку в связи с лопнувшим колесом или иной технической неисправностью;
- яма, провал или иной дефект дорожного покрытия;
- упавшее на проезжую часть дерево;
- различные туши животных, сбитых другими водителями;
- ограждения, выставляемые дорожными рабочими в связи с проведением ремонта дорожного полотна и др.
В Правилах также четко указано, что не признается препятствием. При этом перечень является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:
- затор, то есть автомобильная “пробка”;
- транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с предписаниями Раздела 12 Правил.
К примеру, не будет являться препятствием два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда около края проезжей части, даже в том случае, если они мешают проехать по полосе.
В то же время, если автомобиль остановится на полосе, нарушая Правила, он (автомобиль) уже будет считаться препятствием. К примеру, препятствием будет остановившееся ТС, если между ним и сплошной линией разметки расстояние менее 3 метров (аб. 4 п. 12.4. Правил).
Можно ли объехать
Препятствия можно объезжать, если это не запрещено Правилами, автомобильными знаками или разметкой.
В отдельных случаях, автомобилист не сможет объехать препятствие, на нарушив требования знаков, разметки или Правил. В таком случае, рекомендуется выбирать “меньшее из зол”, то есть нарушение с наименьшими предусмотренными санкциями.
При наличии возможности устранить препятствие собственными силами или при помощи третьих лиц, это необходимо сделать, чтобы не нарушать Правила и не подвергать опасности других участников движения.
Через сплошную по встречной полосе
Сплошная разметка может быть:
- одинарной (1.1.);
- либо двойной (1.3.).
В соответствии с Правилами, что одинарную, что сплошную пересекать категорически запрещено. При этом санкции за пересечение будут зависеть от того, осуществлялся ли водителем именно объезд препятствия.
Так, в соответствии с , заезд на “встречку” через сплошную при объезде какого-либо препятствия повлечет за собой наложение штрафа в сумме от 1000 до 1500.
Состав данного правонарушения образуется только в случае, если выезд на “встречку” был связан именно с объездом препятствия, то есть упавшего дерева, сломанного или поврежденного ТС, дорожного ограждения, мертвого животного и др.
Если же автомобилист объедет через сплошную затор или же ТС, которое остановилось на обочине согласно Правилам, но из-за своих габаритов заняло еще и часть полосы, санкции будут гораздо жестче – такие же, как и за обгон – по ч. 4 ст. 12.15. КоАП.
При объезде “пробки” или ТС, остановившего по Правилам, водителю грозит:
- либо штраф 5000 рублей;
- или аннулирование ВУ от 4 до 6 месяцев.
В случае повторного совершения указанного проступка штрафа уже не будет – только лишение прав сроком на 12 месяцев.
На основании п. 9.9. Правил, движение ТС по обочинам запрещается, кроме некоторых случаев, указанных в п. 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7. и 25.2. Правил. Например, движение по обочинам разрешено для гужевых повозок, если это не будет создавать помех для пешеходов (п. 25.2.).
В ч. 1 ст. 12.15. КоАП четко сказано, что одна и та же ответственность ждет водителей, которые:
- пересекут организованную транспортную колонну или же займут место в ней;
- нарушат правила встречного разъезда;
- будут двигаться по обочине.
Санкции во всех указанных случаях одни и те же – штраф 1500 рублей. Его, как и взыскание от 1000 до 1500, накладываемое за объезд какой-либо преграды через сплошную линию, можно оплатить с 50-процентным дисконтом.
Указанная возможность действует до истечения 20 суток с момента вынесения постановления об административном нарушении.
Отметим, что ни в Правилах, ни в КоАПе, объезд препятствия по обочине не выделен в отдельный состав правонарушения. А это значит, что водитель, объехавший таким образом что препятствие, что не препятствие, будет нести одно и то же наказание.
Правила объезда
Объезд следует выполнять согласно Правилам, а если Правила не нарушить невозможно – объезжать, совершая такое нарушение, за которое действующей редакцией КоАП предусмотрена минимальная ответственность.
Как правило, если препятствие на дороге искусственное (например, ограждение, поставленное в связи с осуществлением дорожных работ) или стоит долгое время, устанавливаются специальные знаки:
- 22.1.;
- 22.2.;
- или 8.22.3.
Указанные знаки применяются исключительно совместно с предписывающими знаками:
- 2.1.;
- или 4.2.2.;
- или 4.2.3.
Первый знак (4.2.1.) предписывает объезжать преграду справа, второй – слева, третий знак гласит о возможности объехать и слева, и справа – по выбору водителя.
Соответственно, если автомобилист увидел указанные знаки, ему следует объезжать с той стороны, с которой это предписывает делать указатель. Внимание на разметку при этом обращать не стоит – как мы знаем, знаки всегда имеют приоритет над разметкой – будь она хоть временная, хоть постоянная.
Если водитель объедет правильно, то есть в направлении, указанном стрелкой, никакой ответственности не последует. В противном случае, санкции будут накладываться в соответствии с – предупреждение или 500 рублей.
Если же знаков нет, следует оценить ситуацию – действительно ли объект является препятствием или нет. Для оценки обстоятельств следует остановиться на обочине в соответствии с Правилами (п. 12.1.).
Если объект является препятствием, следует попытаться убрать его с проезжей части собственными силами или при помощи третьих лиц, а если это невозможно – объехать, создавая минимальную опасность для себя и других участников движения.
Разумеется, если проезжая часть имеет несколько полос для движения в одном направлении, препятствие можно объехать, просто перестроившись на другую полосу. Главное – не перестраиваться на полосу, предназначенную для встречных ТС.
Вариантов множество. К примеру, при движении по дороге, имеющей три полосы (крайняя левая – встречная, крайняя правая – попутная, средняя – и встречная, и попутная), можно выезжать на среднюю полосу для объезда препятствия – это не будет считаться нарушением (п. 9.3. Правил).
В населенных же пунктах водители могут использовать для движения любую свободную полосу и перестраиваться на удобную без каких-либо ограничений. А объезд препятствия в городе путем перестроения на другую полосу даже при интенсивном движении не будет считаться нарушением (аб. 2 п. 9.4. Правил).
Что делать по ПДД при наезде на преграду
Наезд на препятствие признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате такого наезда погибли люди или были повреждены ТС.
Соответственно, если при наезде повредилось авто, или же водитель, пассажир или иные лица получили травмы, необходимо действовать в том же порядке, в котором это предписано Правилами при возникновении ДТП, а именно:
- сразу же остановить ТС, включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки с учетом требований Раздела 7 Правил (п. 2.5. Правил);
- выйти из машины и оценить ситуацию – есть ли раненые или погибшие, или же ущерб был причинен только имуществу.
В 1-м случае необходимо действовать согласно п. 2.6. Правил, а именно:
- вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
- оказать раненым первую медицинскую помощь;
- если состояние раненого тяжелое и вызывает опасения за его жизнь, следует доставить пострадавшего в ближайшее учреждение здравоохранения на попутном транспорте, а если это невозможно – на собственном, и далее возвратиться к месту происшествия;
- освободить дорогу, если движению других ТС создаются помехи, перед этим зафиксировав при помощи фото- или видеокамеры положение ТС, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП;
- записать ФИО и адреса жительства очевидцев;
- ожидать сотрудников полиции и скорую помощь.
В ситуации, если был нанесен вред только имуществу, водителю следует:
- освободить проезжую часть (предварительно сфотографировав место ДТП);
- вызвать сотрудников ГИБДД для оформления справки о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
- подготовить документы для страховой компании в целях получения компенсации (в случае, если есть полис КАСКО);
- позаботиться о привлечении лиц, по вине которых образовалось препятствие, к ответственности.
Непреодолимое препятствие
Такого понятия в Правилах не представлено. Думается, что под непреодолимым препятствием имеется ввиду какой-либо неподвижный объект, который вообще нельзя объехать – ни с выездом на встречную полосу, ни по обочине.
Соответственно, водителю останется лишь ждать, когда объект переместится с проезжей части или развернуться для езды в обратном направлении – если разворот не запрещен Правилами, знаками или разметкой.
Что значит создать помеху движению другим ТС
Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.
Приведем примеры:
- Препятствие обгону.
В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:
- повышения скорости;
- иных действий.
Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.
- Непредоставление преимущества в движении.
Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.
Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.
- Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.
Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.
Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).
Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.
- Препятствие движению при ДТП.
П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.
При неосвобождении проезжей части будут наложены санкции в соответствии с – штраф 1000. Его тоже можно оплатить с 50-процентной скидкой.
- Препятствие движению при опасном вождении.
На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.
Как у новичков, так и у профессионалов в управлении транспортного средства возникают ситуации, в которых без нарушения правил дорожного движения не обойтись.
На объезд препятствия через сплошную линию разметки может решиться не каждый, потому что есть риск стать пешеходом на 4–6 месяцев.
Некоторые правила имеют исключения, о которых обязан помнить водитель, становясь участником движения на дороге.
В ПДД существует два понятия, которые часто путают водители, - это «обгон» и «объезд»:
- Нарушение в виде обгона другого авто слева с пересечением сплошной линии разметки и выездом на встречку однозначно расценивается как грубое и предусматривает лишение водительских прав. Никаких исключений не существует.
- Объездом считается лишь маневр, когда на полосе следования возникает препятствие, не позволяющее совершать движение дальше и требующее определенной реакции от водителя. Но нужно правильно оценить это препятствие.
Некоторым водителям даже автобус, остановившийся возле остановки без специального кармана для посадки/высадки людей, кажется препятствием, которое допустимо объехать.
Согласно ПДД объезд автобуса на остановке через сплошную не считается препятствием и будет расценен как обгон.
В правилах дорожного движения есть четкая формулировка, что такое препятствие на дороге - это «неподвижный объект на полосе»:
Некоторые водители причисляют к препятствию неправильно припаркованное ТС.
По ПДД остановка на проезжей части может быть совершена, если до разделительной полосы от ТС остается пространство для проезда других участников движения не менее 3 метров.
Это учитывается не всеми автовладельцами. Создается помеха. Правила объезда препятствия на дороге по ПДД указывают на то, что припаркованное на полосе ТС нельзя считать препятствием, которое допустимо объезжать с выездом на встречку и пересечением сплошной линии разметки.
Рассчитывать на то, что не возникнут обстоятельства с вынужденным пересечением сплошной линии разметки из-за проблем на дороге не приходится. Аварии, поломки, разбитые дороги или предмет, выпавший из грузовика, — это норма повседневной суеты водителей.
Избежать нервотрепки, потери драгоценного времени, не нарваться на серьезное наказание в виде лишения водительских прав можно, следуя закону:
Если препятствие вынуждает водителя сделать выезд на встречную (при 2 и 4 полосном движении) или выделенную полосу (при 3 полосной дороге) через разделительную сплошную линию, нужно запастись обоснованными доводами для инспектора, чтобы не лишиться прав.
Объезд припаркованной машины через сплошную причисляется к нарушению и предусматривает два вида наказания - лишение ВУ (водительского удостоверения) или штраф.
Если на участке ведется видео фиксация или дежурят сотрудники ДПС, то нарушение обязательно будет зафиксировано. По сути, наказан должен быть водитель, нарушивший правила парковки на участке с двухполосным движением.
Неоднозначно и положение того, кто пытается объехать это препятствие через сплошную . Если ТС не движется, то объезд с пересечением сплошной линии нельзя считать обгоном.
Только при обгоне с выездом на встречку через сплошную водитель будет лишен прав на 4–6 месяцев и другого варианта нет.
При объезде припаркованного у обочины или тротуара авто все зависит от лояльности сотрудников ГИБДД и мирового судьи . Но лучше не рисковать и вызвать блюстителей порядка на дороге.
Видео: Объезд препятствия
На дороге встречаются и другие препятствия, которые обозначают знаками сотрудники ГИБДД или дорожные службы. Водителю необходимо уметь различать их и действовать в соответствии с предписанием.
Дорожный знак объезд препятствия устанавливается в следующих случаях:
- Ремонтные работы на участке дороги . Полотно может быть полностью разрушено и движение по участку опасно.
- Дорожно-транспортное происшествие , которое перекрывает одну из полос движения на длительное время.
- Остановка спецтехники коммунальных служб для выполнения определенных работ (осмотр фонарей и замена ламп). Участок с ТС огораживается и выставляется знак объезда.
Направление для водителей указывается исходя из ситуации . Табличка, на которой установлен знак 4.2.1, предписывает объезд справа.
Другой маневр водителя будет расценен как грубое нарушение. Если есть возможность проезда с правой стороны возникшей проблемы, нужно действовать строго по правилам.
В некоторых ситуациях устанавливается знак 4.2.2, который разрешает участникам дорожного движения совершать объезд слева, даже при наличии сплошной разделительной линии на участке.
Во всех перечисленных случаях объезд препятствия с выездом на встречную полосу разрешен только на определенное время. После устранения причины водитель должен полагаться на ПДД.
Существует два вида наказания водителей, совершивших неправильный маневр при объезде препятствия:
- Штраф в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей.
- Наложение штрафа в размере 500 рублей.
- Изъятие ВУ на срок от 4 до 6 месяцев или штраф в размере пяти тысяч рублей.
Если на участке четко видна сплошная разделительная разметка, то ее пересечение в любом случае обяжет водителя к ответственности, даже при объезде препятствия.
Более легкое наказание предусмотрено, если доказан факт объезда, а ни обгона и водитель не выехал на встречку, а только проехал по сплошной линии.
Но и в этом случае объезд стоящего транспортного средства через сплошную может привести к двоякой ситуации, если инспектор посчитает что ТС не являлось препятствием или его можно было объехать справа.
Если объезд препятствия все же вынуждает водителя нарушить правила и выехать на встречку через сплошную, то при фиксации маневра камерой или инспектором будет выписан штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей по усмотрению мирового судьи.
В заключение
Подводя итог по ситуации и отвечая на вопрос, можно ли пересекать сплошную линию при объезде препятствия, однозначно лишь то, что ПДД запрещают пересекать сплошную разметку на дороге при любых обстоятельствах, если не установлены специальные информационные знаки.
Нужно быть внимательным на дороге и научиться различать препятствие и временную остановку ТС или человека на пути следования, чтобы не нарваться на лишение прав.
Вас заинтересует:
5 Comments
Возникает вопрос: А адекватны ли, а, проще говоря, здоровы ли психически авторы таких вот законов, согласно которым нельзя объезжать препятствие ни справа ни слева, а следует дожидаться приезда благодетеля --сотрудника ГИБДД,который разрулит ситуацию.А если она случится далеко за городом? Тот же вопрос возникает, когда читаешь материал о продаже доли квартиры и прописке на жил площади, равной месту, на котором сидишь...
Пришел штраф с видио регистратора. Четко видны ремонтные работы,открыт люк, которые я объезжаю справа со скоростью 20 км/час.Немного заехала на сплошную разделительную полосу трехстороннего движения в одну сторону!!! Так за что же штраф???
пришел штраф 5000тр ситуация такая Ехал по дороге с 2 полосами в переди стоит ТОНАР под рамкой фотофиксации по обочинам отбойники сбавил скорость до 30км и объехал камера зафиксировала выезд на встречку Написал заявлениев вГИБДД на пересмотр пока ни какого ответа
При объезде припаркованного... все зависит от лояльности дежурившего сотрудника ГИБДД или судьи???!. Я налогоплательщик, содержу Сотрудников и руководство ГИБДД, и должен видеть бездельников, которые не могут моментально организовать объезд нарушителя парковки и обеспечить перемещение его машины в дальнейшем, до для случая остановки автобуса без кармана — как согласовала ее ввод в эксплуатацию ГИБДД. Хотелось бы правильно расшифровывать сотрудникам этой организации и пишущимина эту тему аббревиатуру — государственная инспекция безопасности дорожного движения, а не дежурные у возможных мест вынужденного нарушения правил водителей из-за бездействия и элементарной халатности службы. Поэтому при поездках по европейским странам чувствуешь себя гражданином-налогоплательщиком, возвращаешься в Россию- попадаешь на оккупированную ГИБДД территорию. Желающим опровергнуть мои слова приведу множество примеров как по безобразиям в организации дорожного движения, так и бездействию соответствующих служб. Вот эти вопросы нужно поднимать а не херню, на которую в цивилизованных странах реагируют совсем не так или просто не допускают самой возможности ситуации. Седой, мечтающий о безопасности дорожного движения в России
К атегория:
Управление автомобилем
Объезд транспортного средства или другого препятствия
Объезд транспортного средства или другого препятствия, находящегося на правой стороне дороги, включает в себя выезд на соседнюю полосу или на полосу встречного движения, движение по ней и въезд опять на свою полосу. На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении объезд особых трудностей не представляет. Здесь лишь может возникнуть опасность наезда на пешеходов, выходящих или выбегающих из-за препятствия. К этому надо быть всегда готовым и при объезде уделять особое внимание просмотру дороги за объезжаемым препятствием.
Большую осторожность надо проявлять при объезде только что остановившегося транспортного средства. Из него могут выйти через левые двери водитель или пассажиры. Открытая внезапно левая дверь вынуждает объезжающего увеличивать интервал, иногда с резким отклонением от прямолинейного движения, что может создать аварийную ситуацию. Наконец, просто стоящий у тротуара автомобиль может вдруг начать движение с невключенным указателем поворотов, и тогда объезд может уже превратиться в обгон.
Водитель при объезде должен предвидеть все эти ситуации, и если появятся какие-то предположения в бострении обстановки, лучше подать звуковой сигнал 9 ie эт0 не запрещено) и увеличить интервал объезда.
Значительно сложнее объезд на узких дорогах с одной полосой для движения в данном направлении. Здесь члЯ объезда надо выезжать на полосу встречного движения, а это всегда опасно. На этой полосе в зоне объезда могут быть встречные машины или пешеходы. Поэтому для просмотра всей зоны объезда сначала производится разведывательный маневр, т. е. заблаговременный выезд на левую сторону дороги, откуда видна и правая сторона дороги впереди за препятствием. Этот маневр, кроме того, ориентирует окружающих водителей и пешеходов о намерениях произвести объезд.
Опыт показывает, что выезд на левую сторону дороги и просмотр ее занимают примерно 5 с. За эти секунды автомобиль пройдет путь, обозначенный на рис. 1 зоной А. При отсутствии на дороге встречных транспортных средств после этого и начинается собственно объезд. Расстояние от его начала до объезжаемого препятствия обозначено зоной Б. Величина ее должна быть такой, чтобы при необходимости, если впереди вдруг будет обнаружен встречный транспорт, была бы еще возможность возвратиться на свою полосу движения и остановиться на ней без наезда. Это расстояние должно быть не менее остановочного пути автомобиля при экстренном торможении.
Однако экстренное торможение - крайняя мера. В нормальных условиях движения торможение производится со значительно меньшей интенсивностью. Кроме того, при возвращении на свою полосу движения необходимо остановиться от препятствия на каком-то расстоянии, которое потом позволило бы вновь начать объезд. С учетом этого протяженность зоны Б можно принять равной двум остановочным путям.
Наконец, возвращение на свою полосу движения после объезда займет около 3 с. Расстояние, пройденное автомобилем за это время, составляет зону В.
Сумма зон Б и В плюс длина объезжаемого препятствия (в приведенных расчетах она принята равной 10 м) будет составлять зону объезда.
Из таблицы видно, что зона объезда с увеличением скорости движения увеличивается и при высокой скорости на дороге с асфальтобетонным покрытием достигает довольно значительной величины (например, при скорости 90 км/ч - почти 300 м). Еще больше увеличивается зона объезда на скользких дорогах. Так, при гололедице (при коэффициенте сцепления 0,1) даже при скорости 40 км/ч она достигает 250 м, а при скорости 50 км/ч - около 370 м.
Частой ошибкой при объезде является невнимательный просмотр дороги в зоне объезда, особенно правой стороны впереди за стоящим транспортным средством, откуда могут выходить на дорогу пешеходы. Недопустимо на узкой дороге по своей стороне дороги очень близко подъезжать к стоящему транспортному средству и затем резко выезжать на левую сторону в непосредственной близости от него, т. е. уже в зоне Б.
Во-первых, за стоящим транспортом можно не увидеть встречное транспортное средство, а тормозить уже будет поздно. Во-вторых, в это время следующий в попутном направлении автомобиль может начать обгон объезжающего (рис. 7).
За объезд автобуса или троллейбуса на автобусной остановке через сплошную линию разметки водитель может быть привлечён к административной ответственности, а вот насколько это законно давайте разбираться.
Объезд в нарушение ПДД является нарушением, но не таким грубым, как обгон в нарушение ПДД. Поэтому интереснее вменять водителю обгон — за объезд наказание только в виде штрафа.
Статья 12.15.
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
За обгон наказание в виде штрафа или лишения права управления. Такая санкция более интересна для отчётности или коррупции.
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Обгон
Автобус остановился на автобусной остановке, обозначенной дорожным знаком 5.16 . Значит он остановился в соответствии с ПДД и препятствием не является в соответствии с теми же ПДД.
"Препятствие
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил .
То есть водитель совершил не объезд автобуса, а обогнал его, ведь автобус не является препятствием. Это первый аргумент ДПС.
Некоторые водители указывают, что от края автобуса до сплошной линии разметки 1.1 менее 3 метров и остановка тут запрещена. Но и этот аргумент опровергается ссылкой на ПДД.
В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
То есть знак 5.16 разрешает остановку, а разметка 1.1 запрещает. Явное противоречие и следует руководствоваться знаком. Значит автобус остановился в соответствии с ПДД и не является препятствием, а водитель совершил обгон автобуса. Это второй аргумент ДПС.
Объезд
Знак 5.16 обозначает место остановки автобуса и (или) троллейбуса и, в соответствии с ПДД, ни к чему водителя автобуса или троллейбуса не обязывает. Можно с этим поспорить, конечно, но легко представить автобус, который едет не по маршруту, обязан ли водитель по ПДД во всех местах, где установлен знак 5.16 останавливаться? Конечно, нет.
Разметка 1.1 не запрещает остановку или стоянку.
1.1 <*> — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Линии 1.1 , 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Запрещает остановку пункт 12.4 ПДД.
12.4. Остановка запрещается:
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
То есть водителю автобуса или троллейбуса запрещают останавливаться на таких остановках ПДД, а не разметка. При этом в ПДД нет указаний как поступать в случае противоречий между значением дорожных знаков и пунктами ПДД.
Также стоит отметить, что требования пункта 12.4 ПДД для водителя автобуса или троллейбуса обязательны, а вот знак 5.16 водителя ни к чему не обязывает по тексту ПДД
Аварийная световая сигнализация
Некоторые водители автобусов включают аварийную световую сигнализацию, якобы их автобус неисправен и подходит под определение препятствия из ПДД, но риск всё равно есть. Нужно подумать заранее как защищаться в таком случае, если вы всё-таки решили совершить объезд.
"Препятствие " — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
при дорожно-транспортном происшествии;
при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
при ослеплении водителя светом фар;
при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" <*>, и высадке из него.
Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
Штраф за объезд
Опять же странная ситуация возникает при объезде препятствия, если при этом нет никакой возможности сделать это в соответствии с ПДД. Здравый смысл подсказывает, что штрафовать за объезд в данной ситуации нельзя, но закон исключений не имеет.
Есть статья 2.7 Коап РФ, но можно ли её применять в данном случае я не знаю. На мой непрофессиональный взгляд, применять её можно, так как в ПДД нет указаний как совершать объезд через сплошную линию разметки и совершить такой объезд законно нет никакой возможности.
Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Заключение
Зная о возможных проблемах в подобной ситуации, я бы воздержался от объезда автобуса или троллейбуса и подождал бы, тем более ждать недолго.
Также не стоит забывать, что автобус в момент объезда может начать движение и ситуация станет ещё более критичной для водителя, так как можно будет намного увереннее вменять водителю обгон. В подобных случаях лучше прекращать объезд/обгон.
1. Препятствие на дороге может привести к повреждению или столкновению транспортных средств при нарушении правил ведения работ по ремонту дорожного полотна.
Регулируется это утверждение Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090).
1.1. Такими нарушениями могут быть:
а) расположенные на проезжей части дороги неработающие дорожные машины, которые не обозначены соответствующими дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
б) необозначенные знаками в дневное время и дополнительно красными или желтыми сигнальными фонарями при недостаточной видимости и в ночное время места дороги, на которых производятся ремонтные работы;
в) расположенные на проезжей части необозначенные дорожными знаками и сигнальными огнями (в условиях недостаточной видимости и ночью) строительные материалы, различные ограждения и конструкции.
1.2. Здесь недостаточная видимость по ПДД — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
1.3. Производители работ по ремонту дорог на основании пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации должны согласовывать с ГИБДД производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
И надо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Основных положений для обеспечения безопасности движения на дорожной технике, участвующей в ремонте дороги, устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета. Про эти виды маячков подробно изложено в статье
1.4. Так как сигнальные фонари в ночное время на ремонтируемом дорожном полотне на фоне освещения населенных пунктов и движения транспорта сливаются с множеством огней, может быть дорожным организациям следует оставлять на неработающем стоящем на дороге механизме (экскаваторе, бульдозере, асфальтоукладчике, грейдере, катке и т.д.) включенным на ночь проблесковый маяк. Безопасность на дороге будет намного выше, а затраты для этого небольшие.
1.5. Про административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений написано в статье
2. Препятствие на дороге в виде стоящего на проезжей части дороги автомобиля.
2.1. В соответствии с пунктом 12.5. ПДД стоянка запрещается на проезжей части дорог вне населенных пунктов, обозначенных знаком 2.1. «Главная дорога». Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги (пункт 12.3. ПДД).
2.2. Пункт 12.6. ПДД гласит: при вынужденной остановке в местах, где остановка (и соответственно – стоянка) запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. А до отвода автомобиля из опасного места ему необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве дополнительно к аварийной сигнализации и знаку аварийной остановки должны быть включены габаритные огни и могут быть дополнительно к габаритным огням включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Здесь «вынужденная остановка» — это прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
А на автомобилях, перевозящих опасные грузы и тяжеловесную и крупногабаритную технику в данных условиях должны быть включены проблесковые маячки желтого (оранжевого) цвета.
В населенных пунктах стоянка транспортных средств на проезжей части дорог запрещается в 9 случаях, относящихся к запрещению остановки, и кроме этого, ближе 50 метров от железнодорожных переездов (раздел 12 ПДД).
3. Препятствие на дороге, вызывающее невозможность дальнейшего проезда по своей полосе движения.
Согласно ПДД, препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
Примеры.
3.1. Дорога с двусторонним движением по одной полосе для каждого направления. Полосы разделены сплошной линией. Обочины нет. На правой стороне дороги препятствие – стоит грузовой автомобиль. Признаков того, что автомобиль освобождает дорогу, нет. Объехать его, не пересекая сплошную линию, невозможно. Возможные варианты решения проблемы:
а) позвонить в ГИБДД и попросить решить вопрос с освобождением полосы или регулированием движения;
б) если вопрос не решается и ГИБДД не регулирует движение, то совершаем объезд препятствия с пересечением сплошной разделительной линии и выездом на полосу встречного движения. Перед объездом уступаем дорогу автомобилям, движущимся во встречном, а также и в попутном направлении;
в) совершив объезд, сразу же занимаем свою полосу и останавливаемся перед стоящим автомобилем (то есть не допускаем длительного движения по встречной полосе);
г) фотографируем положение автомобилей.
Меры наказания за это правонарушение.
3.1.1. В соответствии со статьей 12.16. КоАП РФ — несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3.1.2. В соответствии со статьей 12.15. КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Если это нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, то можно получить от них предупреждение, если приводить свои доводы грамотно и последовательно (не забывая о том, что сотрудники ГИБДД обязаны регулировать движение в подобных ситуациях).
3.2. Пример второй. Дорога та же самая. На правой стороне дороги образовался затор из нескольких автомобилей или стоит автобус и производит высадку и посадку пассажиров. К препятствиям по правилам дорожного движения эти транспортные средства не относятся. Если водитель не выдерживает и совершает объезд, то мера наказания за это правонарушение уже намного жестче — штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
А повторное совершение данного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год (при фиксации нарушения камерами – штраф 5000 рублей).
3.3. Пример третий. Дорога та же самая. Но установлен знак «Остановка запрещена». На правой стороне дороги стоит автомобиль с включенной аварийной сигнализацией. Знак аварийной остановки не выставлен. Признаков того, что автомобиль ремонтируется, нет (водителя не видно).
Автомобиль может находиться на проезжей части под запрещающим остановку знаком только в случае вынужденной остановки. Определение вынужденной остановки приведено выше, в разделе 2.
Дальнейшие действия такие же, как и в пункте 3.1 (начиная со звонка ГИБДД).
На водителя припаркованного на проезжей части автомобиля, если ГИБДД докажет, что остановка не была вынужденной (нет признаков ремонта автомобиля, груз на месте, водитель здоров, невыставленный знак аварийной остановки), может быть наложен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – в размере 3000 рублей.