Как ответить на распоряжение. Отличие приказа от распоряжения в трудовом праве
В чем отличие приказа от распоряжения (путь прохождения от издания до регистрации)?
и приказ и распоряжение относятся к распорядительным документам организации, издаваемым в условиях единоличного принятия решения.
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации в пределах его компетенции. Требования, изложенные в документе, обязательны для исполнения. Приказ, как правило, имеет неограниченный срок действия. Он касается принципиальных вопросов работы организации, на него можно ссылаться при исполнении сотрудниками полномочий.
Распоряжение – это правовой акт, который издаётся руководителем организации единолично и решает оперативные вопросы, стоящие перед юридическим лицом. Как и приказ, он обязателен для исполнения. По сложившейся практике, распоряжение наделяет лицо временными полномочиями, и ссылаться на него можно лишь в единичных случаях, а не постоянно, как на приказ.
Таким образом, разница между приказом и распоряжением весьма условна и сложилась только исходя из юридической практики. В праве эти понятия отождествляются, к ним предъявляются одинаковые требования. Исходя из сложившегося положения, приказы издают только руководители юридических лиц (генеральные директора, президенты, председатели). Распоряжения издают руководители филиалов или структурных подразделений.
Кроме того, приказ – это фундаментальный правовой акт, который действует до его отмены или выхода нового (например, приказ о ежемесячном распределении дежурств на предприятии). Распоряжение, исходя из сложившейся практики, действительно до его исполнения (например, выход на работу в праздничный день). В приказ могут вноситься изменения, вместо старых распоряжений принимаются новые.
Таким образом, можно определить, что разница между приказом и распоряжением заключается в следующем:
- Создание правовой нормы - если распоряжение никогда не имеет нормативного характера, то приказ может создавать правовую норму. Но как приказ, так и распоряжение выступают в качестве правоприменительного локального акта.
- Круг вопросов - приказ порождает длительные правовые отношения (например, распределение обязанностей, должностных полномочий и т.д.). Распоряжение издаётся в целях оперативного решения текущих проблем (выход на работу в выходной день, повышение стоимости продукции).
- Срок действия - по сложившейся практике, распоряжение – это правовой акт, ограниченный во времени, в то время как приказ действует либо постоянно, либо до его полного исполнения, либо до издания нового документа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Главбух» vip -версии, «Системы Юрист » .
1. закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
«Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества
2. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.
3. Единоличный исполнительный орган общества:*
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;*
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества».
2. закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
«Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества*».
3. закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
«Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством*.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия».
4. Статья: Локальное нормотворчество
В настоящее время происходит слияние локального и государственного нормотворчества. В качестве примера можно привести Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2006 № 04-0233/о.о «О примерном Перечне локальных актов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию».
Право развивается менее динамично, нежели регулируемые им отношения. В этой связи локальные акты, относящиеся к трудовым правоотношениям, являются перспективным правовым регулятором. Локальным нормативным актам присущи все признаки нормативного правового акта, а именно: волевое содержание, официальный характер, множественность и иерархическое построение, всеобщность характера, государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов, документальное оформление, предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.
Правовые нормы, в отличие от локальных, создаются уполномоченными органами, выражают государственную волю, которая, в свою очередь, выражает волю народа. Локальные акты являются результатом нормотворческой деятельности организаций, они лишь косвенно могут быть обеспечены юридическими средствами и только в случае их применения совместно с правовыми нормами.
В целом локальные акты (явления, некогда искусственно исключенные из системы общественных отношений) возвращаются для строительства новых социальных механизмов.
В советском праве из массива правовых регуляторов учеными выделялись локальные правовые нормы. Но в отличие от общих норм права локальные нормы рассматривались как регуляторы только внутренних трудовых отношений, складывающихся на социалистических предприятиях (объединениях) либо в их структурных подразделениях. В качестве предмета локальных норм выступал комплекс трудовых отношений, характеризующийся не только общими признаками для многих предприятий, но и, главным образом, отражающими специфические особенности производства на конкретном предприятии.
Необходимость в локальных актах возникает, когда:
- в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить;
- необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм;
- определенная область трудовых отношений регламентируется несколькими правовыми актами;
- к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты.
Деятельность организации, направленная на упорядочение и регламентирование процесса труда в ее пределах, может проявляться в следующих функциях:
- организационно-управленческой;
- охранительной;
- социально-трудового партнерства;
- нормотворческой.
Попытка законодательной систематизации локальных нормативных актов принята в Трудовом кодексе РФ1.
Локальные правовые нормы можно классифицировать в зависимости от:
- предмета, по поводу которого возникают регулируемые ими правоотношения;
- вовлечения в механизм регулирования правовых отношений;
- степени определенности правовой нормы (определенные, вспомогательные и восполнительные);
- сферы деятельности и правового статуса самой организации (некоммерческая организация, ФГУП, акционерное общество).
По степени охвата локальные нормативные акты подразделяются на:
- общие локальные нормативные акты, предназначенные для применения всеми структурными подразделениями организации;
- локальные нормативные акты структурных подразделений, разрабатываемые с целью правового регулирования их деятельности;
- индивидуальные локальные нормативные акты, предназначенные для закрепления индивидуального правового статуса работника (Приложение 1 ).
В зависимости от учета мнения представительного органа работников локальные акты могут:
- предусматривать в соответствии с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и иными актами учет мнения представительного органа работников;
- не предусматривать учет мнения представительного органа работников.
По субъектам , участвующим в принятии локальных актов, последние подразделяются на принятые:
- единолично работодателем;
- совместно с представительным органом;
- с учетом мнения работников или представительного органа;
- комиссиями2.
По времени действия локальные акты бывают :
- многократного применения;
- разового применения.
Также можно выделить локальные нормы:
- воздействующие на поведение всех работников в процессе труда в конкретной организации;
- регулирующие трудовые отношения только отдельных категорий работников организации.
Перечень обязательных локальных актов организации можно отразить в виде следующей таблицы (Приложение 2 ).
В ТК РФ отсутствует единый перечень локальных актов, которые должны приниматься посредством учета мнения выборного органа, законодатель не всегда последователен, требуя учитывать мнение представительного органа при принятии локальных актов (Приложение 3 ).
Важным для работников может стать вопрос о возможности обжалования принятого работодателем локального акта, если он, по мнению работников, ухудшает их положение по сравнению с действующим законодательством. Здесь следует иметь в виду, что представительный орган работников в силу ст. 372 ТК РФ может обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или в суд.
Комитет профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда постановлений Правительства Республики Саха (Якутия), указывая, что они нарушают права работников отрасли ЖКХ на индексацию заработной платы, сдерживают рост заработной платы3.
Судебную практику применения законодательства о локальных нормативных актах можно условно разделить на две основные категории.
Первая категория споров связана с обжалованием коллективных договоров, когда работодатель не выполняет взятые на себя в соответствии с договором обязательства, в том числе по их финансированию. Здесь важно обратить внимание, что если с иском обращается представительный орган работников, например профсоюзная организация, то спор вправе рассмотреть арбитражный суд, поскольку, во-первых, это спор между юридическими лицами, во-вторых, спор носит экономический характер, так как не исполняются денежные обязательства.
Региональная профсоюзная организация докеров обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с морского порта задолженности по отчислению денежных средств на проведение профсоюзом докеров культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения этих средств за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Учитывая, что отношения сторон в данном деле не связаны с использованием денег в качестве платежа или средства погашения денежного долга, применять к этим отношениям положения ст. 395 ГК РФ неправомерно4.
Вторая категория споров связана с применением стимулирующих и компенсационных выплат, установленных в локальных нормативных актах в повышенном размере по сравнению с нормами, предусмотренными действующим законодательством в целях налогообложения.
В качестве примера можно привести Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2005 № 16141/04.
По мнению ВАС РФ, законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены: общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
В связи с изложенным ВАС РФ признал Письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных служебными командировками» не соответствующим НК РФ и не действующим полностью.
Важно обратить внимание на правовые последствия принятия данного Решения ВАС РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, с даты принятия решения ВАС РФ налогоплательщики вправе в целях исчисления налога на доходы физических лиц возмещения, которые содержатся в локальных нормативных актах организации, и облагать налогом соответствующее превышение этих норм.
В целом для локального регулирования трудовых отношений, получившего в последние годы значительное развитие, характерно многообразие внутренних правил, определяющих правовое положение субъектов трудового права. Организации по-разному относятся к проблеме накопления массива локальных актов. Можно выделить три подхода.
В первом случае организации, имеющие значительное количество локальных актов, посвященных различным аспектам трудовых отношений, принятых в разные годы и нередко противоречащих друг другу или действующему законодательству, не занимаются обновлением локального материала. Фактически устаревшие локальные нормы, как правило, просто не используются на практике.
Для второго подхода характерно принятие одного важнейшего статутного локального акта - устава юридического лица. Иные локальные акты в организации не используются.
Третий подход предусматривает принятие различных стандартов организации, т. е. сводных документов, содержащих набор локальных норм определенной тематики правового регулирования правоотношений.
При этом локальное нормотворчество должно регулироваться тремя этапами:
- предпроектный (обсуждение проблемы, выделение основных критериев и необходимости решения);
- подготовка проекта локальных нормативных актов;
- принятие и вступление в силу локальных нормативных актов.
В связи с усилением административной ответственности, в том числе за ненадлежащее локальное нормативное регулирование, работодатель не должен игнорировать необходимость создания локальных нормативных актов.
Степень эффективности разработки и применения локальных нормативных актов и локальных норм находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- прогнозирования последствий принимаемых локальных нормативных актов;
- точного и четкого определения предмета локального нормотворчества (общественных отношений или их группы, необходимость правового урегулирования которых объективно существует);
- максимального учета общественного мнения как в процессе разработки локальных нормативных актов, так и во время согласования и доработки проектов;
- вовлечения широкого круга специалистов в процесс разработки локальных нормативных актов;
- степени владения разработчиками локальных нормативных актов навыками и приемами юридической техники;
- создания действенных механизмов по неукоснительному воплощению норм локальных нормативных актов в правоприменительной деятельности организации, включая меры, проводимые с целью обобщения, анализа, закрепления положительного опыта, достигнутого в сфере реализации локальных нормативных актов;
- строгого соблюдения требований законности в процессе как разработки, так и применения локальных нормативных актов.
Правопорядок организации должен соответствовать государственному и представлять собой результат допускаемой и охраняемой государством нормотворческой деятельности в пределах конкретного юридического лица. При этом необходимо помнить, что требования нормативных актов централизованного регулирования действуют независимо от наличия локального регулирования .
Содержание локальных нормативных актов, посвященных трудовым правам и обязанностям, должно быть известно каждому работнику. Говоря о гибкости в применении трудового законодательства в конкретных условиях производства и разнообразии локальных норм, необходимо отметить, что данная особенность позволяет установить преимущества одних организаций перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов.
Рассматривая документальное оформление локального нормативного акта, следует в первую очередь обратить внимание на то, что, будучи письменным документом, исследуемый акт имеет определенные требования к форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.), регулируется требованиями по делопроизводству и к локальным нормативным актам, принятым в централизованном порядке приказом по предприятию (организации).
Целесообразно также разработать положение о порядке принятия локальных нормативных актов, а также ознакомить работников с локальными актами во избежание проблем, которые могут возникнуть при наложении дисциплинарного взыскания или поощрении работников. Основная цель такого положения - регламентировать процедуру разработки проектов актов: порядок их принятия и отмены, внесения изменений и дополнений, согласования с соответствующими службами, подразделениями, должностными лицами и т. п., определив предварительно подразделения и должностных лиц, ответственных за проведение той или иной работы.
Представляется необходимым создать системообразующий правовой документ, который позволил бы решить следующие задачи:
а) сделать многочисленные локальные нормативные акты удобными для практического применения;
б) создать стройную и взаимоувязанную иерархию локальных актов, которая помогла бы выявить подчиненность одних актов другим или получить необходимые данные о цепочке нормативных актов, регулирующих определенную правовую ситуацию;
в) обеспечить единство правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Как считает С. В. Ведяшкин5, в дальнейшем с развитием производственных отношений, усложнением технологических процессов, становлением гражданского общества в России роль локальных (местных) нормативных правовых актов в сфере регулирования трудовых и тесно примыкающих к ним отношений, входящих в предмет трудового права, будет возрастать.
В этой связи необходимо определить круг недостатков локального нормотворчества на государственном уровне:
- чрезмерное вмешательство государства в сферу локальных нормативных актов;
- недостаточно четкую правовую регламентацию;
- низкую корпоративную культуру и отсутствие пропаганды локального нормотворчества.
В качестве мер по систематизации государственного регулирования необходимо реализовать:
- последовательную систематизацию норм трудового законодательства, регулирующих локальное нормотворчество;
- упорядочение норм, в соответствии с которыми требуется учет мнения представительного органа работников, а также разработку механизмов, регулирующих правоотношения в организациях, не имеющих представительных органов, в том числе для частных предпринимателей.
Статья 8 ТК РФ устанавливает, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны приниматься с учетом представительного органа работников. Вместе с тем норма ст. 372 Кодекса регулирует порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. При этом в соответствии со сложившейся практикой работники многих организаций не входят в профсоюзные организации, созданные в том числе на общероссийском уровне, в организациях часто (общества с ограниченной ответственностью) отсутствуют профсоюзные ячейки, а механизм формирования иного представительного органа и его работы в рамках локального правотворчества законодательно не урегулирован.
Законодатель не учитывает отраслевые особенности взаимодействия субъектов и не пытается детально регулировать трудовые отношения в конкретной организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, места нахождения, категорий работников и т. д.
В законодательстве нет достаточной четкости в вопросе о полномочиях работодателя в отношении разработки и принятия локальных нормативных актов. Автор полагает, что такое положение не соответствует общей тенденции развития законодательства, направленного на внимательное отношение к внутренним документам организаций, которые не только отражают современное состояние юридического лица, но и позволяют отслеживать динамику изменений в рыночных отношениях.
Структура и содержание локальных нормативных актов, имеющих в своем составе нормы трудового права, остались почти без внимания современного законодателя, тогда как другие локальные акты жестко регламентируются законодательством (штатное расписание и т. д.), что не позволяет работодателю иметь свободу выбора в вопросе нормотворчества. При этом искажение формы локального акта, утвержденного законодательно, или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. В качестве примера можно привести решения комиссии по трудовым спорам о несоблюдении форм учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» .
Вместе с тем представляется, что законодательно должны быть установлены правила по составлению, содержанию, ознакомлению работников с локальными актами, а также их хранению.
Вопрос о знании работниками содержания локальных источников, содержащих нормы трудового права, поставлен в ст. 68 ТК РФ только применительно к случаям заключения трудового договора, но фактически остался нерешенным. Многие отсылочные нормы, зависящие от заключенного коллективного договора, не имеющего на практике широкого распространения, фактически не имеют шансов на реализацию.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
№ п/п |
||
Трудовой договор |
Ст. 16, 56, 67 ТК РФ |
|
Приказ о приеме на работу |
Ст. 68 ТК РФ, |
|
Личная карточка работника |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
|
Трудовая книжка |
Ст. 66 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» |
|
Договоры о полной материальной ответственности |
Приложение № 2 и № 4 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» |
|
Приказ о предоставлении отпуска работнику |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
|
Заявление работника о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы |
Ст. 128 ТК РФ |
|
Табель учета рабочего времени и расчета труда |
Форма Т-12, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
|
График сменности |
Ст. 103 ТК РФ |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
№ п/п |
Наименование локального нормативного акта |
|
Ст.189 ТК РФ |
||
Штатное расписание |
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
|
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них |
Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 |
|
Должностные инструкции |
Единый тарифно-квалификационный справочник |
|
Положение о персональных данных работников |
Ст. 86 ТК РФ |
|
Положение об оплате труда Работников |
Раздел 6 ТК РФ |
|
Положение о премировании работников обязательно, так как устанавливают единообразие в вопросе премирования |
Ст.135 ТК РФ |
|
Инструкции по охране труда |
Раздел 10 ТК РФ |
|
Журнал инструктажа |
Раздел 10 ТК РФ |
|
Журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования |
Ст. 69 ТК РФ |
|
График отпусков |
Ст.123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 |
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, УТВЕРЖДАЕМЫЕ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА
№ п/п |
Наименование локального нормативного акта |
|
Коллективный договор |
Ст. 8 ТК РФ |
|
Правила внутреннего трудового распорядка |
Ст. 190 ТК РФ |
|
Формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений |
Ст. 29 ТК РФ |
|
Введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев |
Ст. 84 ТК РФ |
|
Принятие решения о сокращении численности или штата работников организации |
Ст. 82 ТК РФ |
|
Привлечение к сверхурочной работе |
Ст. 99 ТК РФ |
|
Разделение рабочего дня на части |
Ст. 105 ТК РФ |
|
Привлечение к работе в нерабочие и праздничные дни |
Ст. 113 ТК РФ |
|
График отпусков, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков |
Ст.123 ТК РФ Ст. 116 ТК РФ |
|
Правила и инструкции по охране труда для работников. Положение о комитете (комиссии) по охране труда |
Ст. 212 ТК РФ Ст. 218 ТК РФ |
|
Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения |
Ст. 221 ТК РФ |
|
Установление порядка расследования несчастных случаев |
Ст. 228.1, 229, 229.3, 230 ТК РФ |
|
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств |
Ст. 329 ТК РФ |
1 См.: Хныкин Г. В. Систематизация локальных источников трудового права // Законодательство. 2005. № 10.
2 См.: Хныкин Г. В. Особенности локального нормотворчества // Законодательство. 2005. № 4, 5.
3 См. Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2002 по делу № 74-Г02-13.
4 См. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2002 № А05-8367/01-446/5.
5 Ведяшкин С. В. Локальные нормативные правовые акты и их роль в установлении внутреннего трудового распорядка организации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2001. С. 20.
Шестакова Екатерина Владимировна,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук
5. Статья: Все о локальных нормативных актах: виды, порядок разработки, ошибки
Ведущая: Ирина АКШОНОВА, государственный инспектор труда Гострудинспекции в г. Москве
Приняли участие: 289 подписчиков
Было задано: 213 вопросов
Место проведения семинара: www.kdelo.ru
Ведущая: Ирина АКШОНОВА, государственный инспектор труда Гострудинспекции в г. Москве
Приняли участие: 289 подписчиков
Было задано: 213 вопросов
Локальные акты, предусмотренные законодательством
НУЖНО ЛИ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПРИ СМЕНЕ НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ?
Юридическое название нашей организации было изменено, и произошла смена генерального директора. Нужно ли в этом случае переделывать локальные нормативные акты? Если да, то необходимо ли заново знакомить с ними сотрудников организации?
Нет, локальные нормативные акты переделывать не нужно. В ситуации, когда изменения не касаются содержания локальных нормативных актов, установленные ими правила поведения остаются прежними как для работника, так и для работодателя. Поэтому в вашем случае вносить в них какие-либо изменения необязательно. Главное, чтобы у вас были соответствующие документы (приказы, уставные документы), подтверждающие правопреемство. Если же в содержание действующих в организации локальных нормативных актов вносятся изменения (с учетом мнения представительного органа работников, при его наличии), то работодателем должен быть издан соответствующий приказ. В этом случае работники должны быть ознакомлены с утвержденными изменениями под роспись.
НУЖНО ЛИ ЕЖЕГОДНО ОБНОВЛЯТЬ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА?
Обязательно ли ежегодно составлять правила внутреннего трудового распорядка? Как правильно указать в этом документе время работы – с учетом перерыва на обед или без учета?
Нет, составлять правила внутреннего распорядка ежегодно не обязательно. Трудовой кодекс не устанавливает срок действия правил внутреннего трудового распорядка, они действуют бессрочно*. В них могут вноситься изменения, которые вводятся в действие приказом организации и доводятся до сведения всех работников под роспись. Что касается перерыва для отдыха и питания, то согласно статье 108 Трудового кодекса, перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. Но вместе с тем перерыв для отдыха и питания является одним из видов времени отдыха (ст. 107 ТК РФ), поэтому его необходимо включить в правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), но не в рамках рабочего времени, а в раздел «Время отдыха».
МОЖНО ЛИ В ЛОКАЛЬНОМ НОРМАТИВНОМ АКТЕ УТОЧНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА?
В соответствии со статьей 119 Трудового кодекса порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем для федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством России. Соответствующее постановление Правительства России не в полной мере учитывает особенности нашего учреждения. Можем ли мы своим локальным актом конкретизировать порядок и условия предоставления указанного дополнительного отпуска?
Да, можете. Статьей 119 Трудового кодекса напрямую предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям, а также перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, организация, финансируемая за счет средств федерального бюджета, должна, основываясь на постановлении Правительства РФ**, учесть вышеизложенные нормы трудового законодательства и предусмотреть их в локальном акте.
Самое главное, чтобы нормы локальных нормативных актов организации не ухудшали положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
ДОКУМЕНТЫ В ТЕМУ
Документ |
Поможет вам |
Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
Уточнить информацию об унифицированных формах штатного расписания и графика отпусков |
Подтвердить, что график отпусков является локальным нормативным актом |
|
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых |
Разработать Правила предоставления дополнительного отпуска сотрудникам федеральных государственных учреждений |
ЧТО УЧЕСТЬ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОБУЧЕНИИ?
В наших планах создать Положение о квалификационном экзамене, Положение о квалификационной комиссии и Положение об обучении. Какие разделы должны быть в этих положениях? С какими ошибками мы можем столкнуться при создании таких положений? [Евгения Егорова]
Прежде всего, важно помнить, что в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты***, к которым относятся эти положения. У каждого работодателя они могут быть различны по структуре, объему и т. п., поэтому вы вправе самостоятельно определить, какие положения разрабатывать и какие разделы включать в них. Что касается типичных ошибок, то стоит отметить следующее – основной критерий при разработке локальных нормативных актов – «не навреди». Согласно части четвертой статьи 8 Трудового кодекса, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с положениями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не подлежат применению****. В вашем случае представляется возможным предусмотреть в локальных актах порядок заключения ученического договора, его содержание, случаи продления действия ученического договора, предоставляемые гарантии и др.
Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов
МОЖНО ЛИ РАЗРАБОТАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О ПЕРЕНОСЕ ОТПУСКОВ?
На практике не получается соблюдать график отпусков, утвержденный заранее. Можно ли разработать в организации локальный нормативный акт «О переносе очередных отпусков» и форму заявления о переносе отпуска с одного срока на другой по просьбе работника или в связи с производственной необходимостью? Не будет ли данный локальный нормативный акт противоречить Трудовому кодексу и не возникнет ли проблем при проверках?
Нет, противоречить закону такой локальный нормативный акт не будет. Статьей 124 Трудового кодекса установлен открытый перечень случаев, при которых ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника. Помимо случаев, установленных этой статьей, могут быть предусмотрены и другие случаи. Вопросы, связанные с перенесением, продлением ежегодного оплачиваемого отпуска, могут быть регламентированы в локальном акте организации. При этом разрабатывать для этого отдельный локальный нормативный акт не обязательно, данные вопросы могут быть предусмотрены в разделе «Время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка. Важно обратить внимание на соответствие установленных норм локальных актов действующему трудовому законодательству – нет ли противоречий, не ухудшают ли установленные нормы локальных актов положение работников (ограничение прав, снижение уровня гарантий и др.).
Также организация вправе самостоятельно для внутреннего применения разработать форму заявления о переносе отпуска.
НЕОБХОДИМО ЛИ ЗНАКОМИТЬ РАБОТНИКА С ГРАФИКОМ ОТПУСКОВ?
Обязательно ли знакомить сотрудников с графиком отпусков и штатным расписанием? [Плазма-Т]
Если исходить из позиции, что график отпусков является локальным нормативным актом, то знакомить работников с его содержанием необходимо. Если придерживаться точки зрения, что график отпусков не является локальным нормативным актом, то трудовое законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя извещать работника о предстоящем отпуске не позднее чем за две недели до его начала.
Что касается штатного расписания*****, то оно локальным нормативным актом не является, поскольку не разрабатывается работодателем (так как является унифицированной формой), не содержит нормы трудового права и не устанавливает правила поведения (в первую очередь обязательные для работников). В связи с чем знакомить работников со штатным расписанием не обязательно.
* Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте (ст. 12ТК РФ).
** Пункты 2–3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884).
*** За исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
**** Также не подлежат применению локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).
Руководителю предприятия не обойтись в своей деятельности без определенных рычагов управления , регулирующих деятельность компании.
Основными методами воздействия в данном случае являются распорядительные документы предприятия. Чаще всего используются два вида распорядительных документов: приказ и распоряжение, однако в чем их разница?
Определение терминов и отличие понятий
Приказ – это правовой акт, составляемый единолично руководителем и регулирующий основную деятельность предприятия . Касается широкого круга лиц, чаще всего, всех работников.
Приказ составляется с целью решить какую-либо основную задачу, стоящую перед организацией.
Распоряжение – это правовой акт, который может создаваться как непосредственно директором предприятия, так и руководителями структурных подразделений .
Многие предприниматели предлагают своим сотрудникам сдельную оплату труда. Полезная информация на эту тему .
Распоряжение касается решения текущих вопросов деятельности организации. Этот правовой акт может давать указание на доведение приказа до подчиненных.
Приказ и распоряжение имеют свою силу только в пределах юрисдикции того предприятия, филиала или структурного подразделения, глава которого подписал эти документы. То есть приказ о выходе на работу в выходной день всех сотрудников одного предприятия не распространяется на сотрудников другого предприятия .
Виды распорядительных документов.
Распорядительные документы вступают в свою законную силу после их утверждения руководителем фирмы. Или, непосредственно, с даты, указанной в самом документе.
Хотите открыть свой бизнес? Будет намного легче приобрести франшизу, чем создавать компанию с нуля. Информация о по ссылке.
Приказ не имеет своей силы без подписи уполномоченного на то лица (чаще всего директора).
Приказом утверждаются нормативные акты предприятия , перечни, списки лиц, имеющих право на что-либо (например, право подписи определенных документов), штатные расписания, прайс-листы, номенклатуры, стратегические планы развития предприятия и т.д.
Приказами также утверждаются списки комиссий для проведения инвентаризаций , списания основных средств предприятия, создание и расформирование определенных рабочих групп.
Приказами отменяется производство одних видов продукции и вводится производство других, утверждаются поставки некоторых материалов и сырья и т.д.
Для решения текущих, оперативных вопросов, возникающих перед предприятием, создается распоряжение . Этот нормативный акт касается только определенных, узких вопросов , которые необходимо разрешить для достижения основных целей предприятия.
Распоряжение касается небольшого, круга лиц, способных решить поставленную задачу и прекращает свое действие после их решения. Например, приказом было утверждено создание нового производственного участка.
Следовательно, в распоряжении будет решаться вопрос о закупке нового производственного оборудования и кадровой подготовке производственного помещения. Если привести пример – разница между понятиями видна сразу.
Классификация приказов и распоряжений на предприятии
Приказы и распоряжения подразделяются:
- Приказы по основной деятельности:
– об изменении и утверждении структуры предприятия;
– об изменении штатной численности предприятия;
– об инвентаризации имущества;
– о создании структурных подразделений, комиссий;
– об организации расследования несчастных случаев и др.
- Административно-хозяйственные:
– о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка;
– о выдаче разовых пропусков на территорию предприятия;
– о приобретении хозяйственного имущества;
– об организации общей и противопожарной охраны;
– об эксплуатации зданий и сооружений и др.
- Приказы по личному составу:
– о приеме на работу;
– об увольнении;
– о поощрении, премировании;
– о проведении аттестации работников;
– о предоставлении отпусков и др.
Текстовая часть приказа состоит из распорядительной и констатирующей частей. В констатирующей части часто излагаются факты, события, выводы, задачи, которые послужили основанием для создания приказа.
Ни распоряжение, ни приказ не могут противоречить законодательству, каких бы вопросов они не касались.
Чем отличаются приказ и распоряжение, в чем разница между этими документами?
Хотя в законодательстве понятия «приказа» и «распоряжения» практически равнозначны, тем не менее, они отличаются:
- Приказ подразумевает неукоснительное и беспрекословное выполнение , распоряжение же носит рекомендательный характер для решения оперативных задач;
- Распоряжение, в отличие от приказа, не имеет правовой нормы;
- Приказ создает долгосрочные правовые отношения , а распоряжение решает текущие вопросы , которые постоянно возникают в результате деятельности предприятия;
- Приказы издаются руководителем фирмы , тогда как распоряжения могут издавать его заместители – руководители структурных подразделений;
- Распоряжения не противоречат приказам руководителя предприятия . Чтобы издаваемые распоряжения не вступали в противоречие с приказами руководителя, необходимо:
– создать согласованность в структуре предприятия и строгую иерархию;
– обеспечить правильное хранение и регистрацию документов ;
– четко доводить до ответственных лиц, поставленные перед ними цели и задачи .
- Распоряжение действует в течение ограниченного времени , за которое необходимо решить ту или иную задачу. Приказ же действует или постоянно, или до того момента, когда будут достигнуты все поставленные в нем цели.
Граница между понятиями «приказ» и «распоряжение» очень тонка. Все же разница есть, нужно усвоить главное: приказ является единоличным решением руководителя, нацеленным на достижение общих целей и решение общих задач предприятия, тогда как распоряжение – это коллегиальное решение руководства, направленное на разрешение сиюминутных возникающих перед предприятием задач.
О том как правильно регистрировать приказы смотрите в данном видео:
Составление и оформление распорядительных документов: приказов, распоряжений, постановлений, указаний.
Видами распорядительных документов профсоюзной организации являются постановления, решения, приказы, распоряжения, указания.
Все распорядительные документы должны соответствовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы организационно-распорядительной документации». Распорядительные документы издаются на основе или во исполнение законов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов или в пределах полномочий и компетенции председателя профсоюзной и для выполнения задач, возложенных на профсоюзную организацию.
Подготовка распорядительных документов сложный процесс. Она может быть поручена одному из должностных лиц или рабочей группе, комиссии профсоюзного комитета.
Подготовка распорядительных документов может включать следующие стадии:
- Изучение существа вопроса;
- Подготовка проекта распорядительного документа;
- Согласование документа;
- Подписание документа.
Для постановлений и решений коллегиального органа (профсоюзного комитета, президиума) добавляется стадия обсуждения и принятия этих документов на заседании коллегиального органа.
1 Постановление
Постановление – нормативный акт, принимаемый коллегиальным органом для решения важнейших вопросов деятельности профсоюзной организации.
Постановления оформляются как правило на бланках и имеют следующие реквизиты: название органа управления, вид документа, дату принятия, место его издания, заголовок к тексту. В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа «постановляет», «решил». Слова «постановляет», «постановил», «решает», «решил» печатаются прописными буквами или строчными в разрядку, т.е. они зрительно выделяются и этим отделяют констатирующую часть документа от распорядительной.
Текст постановления состоит из двух частей: констатирующей и постановляющей. В констатирующей части указывают причины издания и цели, которые должны быть достигнуты при его выполнении. Если постановление издаётся на основании распорядительного документа вышестоящего органа управления, то в констатирующей части даётся ссылка на него.
Распорядительная часть постановления начинается с наименования органа, его принимающего. Распорядительная часть, как правило, состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указывается исполнитель – должностное лицо, комиссия, предписываемое действие и срок исполнения. В последнем пункте постановления называют лицо, на которое возлагается контроль за исполнением. Постановления и решения имеют две подписи – председателя и секретаря коллегиального органа.
Например:
ГОСТ Р. 6.30 — 2003
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноярская территориальная (краевая) организация Профсоюзная организация КГПУ Президиум профсоюзного комитета ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26.04.2014 протокол № 7 об участии в первомайской акции профсоюзов 2014 г. В соответствии с постановлением Пленума Красноярской территориальной (краевой) организации профсоюзов от 05.04.2014 ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.Принять участие 1 мая 2014 года в митингах, шествиях, организуемых Федерацией профсоюзов Красноярского края. 2. Организовать участие работников вуза в митингах, шествиях, используя лозунги, отражающие актуальные требования Профсоюза по 5 человек от института, факультета отв. председатели профсоюзных организаций институтов, факультетов 3.Контроль за выполнением данного постановления возложить на председателя организационно-массовой комиссии профкома Моисееву В.Н. Зам. председателя Е.Н. Белова Секретарь В.Н. Моисеева |
2 Приказ
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем для решения оперативных организационных, кадровых и других вопросов внутренней работы в пределах своей компетенции.
Приказ оформляется на бланке профсоюзной организации и содержит следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись.
Приказ вступает в силу с момента его подписания руководителем, если в тексте не указано другого срока.
По назначению приказы делятся на:
- приказы по основной деятельности;
- по личному составу.
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части отражаются цели и задачи предписанных действий, причины издания приказа, даётся ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.
Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения.
Распорядительная часть отделяется от констатирующей словом «приказываю», которое печатается прописными буквами и ставится двоеточие. Распорядительная часть текста приказа, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками. В каждом пункте указываются исполнитель (комиссия, должностное лицо) предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. Можно указать и обобщённо, например: председателям профсоюзных организаций.
Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределённой форме – «подготовить», «организовать», «обеспечить», «разработать» и другие.
Например:
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Профсоюзная организация КГПУ ПРИКАЗ 04.03.2015 № 3 Красноярск О введении Инструкции по делопроизводству В целях совершенствования работы с документами и обеспечения их сохранности, выполнения постановления президиума профсоюзного комитета от 02.03.2015 ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить Инструкцию по ведению делопроизводства в профсоюзной организации. 2.Ввести в действие Инструкцию по делопроизводству с 10.03.2015 ответственный: специалист Налимова Н.А. 3.Руководствоваться всем председателям профсоюзных организаций структурных подразделений правилами работы с документами, закреплёнными в Инструкции по делопроизводству. 4.Обеспечить специалисту Налимовой Н.А. тиражирование Инструкции по делопроизводству и передачу во все профсоюзные организации институтов, факультетов до 01.03.2015 5.Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Белову Е.Н. |
Заголовок приказа должен быть сформулирован чётко, кратко, выражать основное содержание документа и отвечать на вопрос «О чём?». Заголовок может занимать не более 5 строк, печатается у левого поля, через 1 интервал.
Регистрация приказов – это присвоение порядковых номеров в пределах календарного года.
Приказы по личному составу оформляются на основе унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, утверждённых Постановлением Госкомстата России от 05 января 2004 года № 1 и Трудовым кодексом РФ. Приказы по личному составу являются основанием для внесения записей в трудовые книжки, личные карточки по учёту кадров, наградные и другие документы и хранятся в течение 75 лет.
3 Распоряжение
Распоряжение – распорядительный документ, издаваемый председателем профсоюзной организации или заместителем, на отдельные работы, мероприятия. В правовом отношении распоряжение и приказ равноценны. Разница между ними в том, что приказы принимаются по общим вопросам, а распоряжение – по частным.
Поэтому по составу реквизитов и их расположению распоряжение не отличается от приказа, однако часто не содержит констатирующей части. Текст распорядительной части начинается со слов «предлагаю» или «обязываю».
Например :
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноярская территориальная (краевая) организация Профсоюзная организация КГПУ РАСПОРЯЖЕНИЕ 14.05.2012 № 12 Красноярск О проведении конкурса художественных и творческих работ работников вуза В связи с решением президиума профсоюзного комитета от 20.04.2012 ОБЯЗЫВАЮ: 1.Провести конкурс художественных и творческих работ работников вуза. Ответственный – член культурно-массовой комиссии профкома Тихомирова В.И., срок – 25.05.2012. 2.Контроль за проведением конкурса художественных и творческих работ работников возложить на заместителя председателя Ценюга И.Н. Председатель Софронова О.Г. Софронова |
4 Указание
Указание – правовой акт, издаваемый председателем или заместителем председателя профсоюзной организации по вопросам информационно-методического характера, по вопросам исполнения приказов, положений, инструкций.
Указание по составу реквизитов не отличается от приказа, а его распорядительная часть начинается со слова «предлагаю», «считаю необходимым», «рекомендую».
Например:
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноярская территориальная (краевая) организация Профсоюзная организация КГПУ УКАЗАНИЕ 03.06.2013 № 26 Красноярск О тематике обучения профсоюзного актива В целях выполнения постановления президиума профсоюзного комитета от 20.04.2013 «О программе кадры» ПРЕДЛАГАЮ: 1.Председателям профсоюзных организаций институтов, факультетов представить в профсоюзный комитет предполагаемые темы для обучения профсоюзного актива до 20.06.2013. 2.Организационно-массовой комиссии профкома составить план обучения профсоюзного актива и представить его на утверждение на президиум профкома до 01.07.2013. Ответственный — специалист Налимова Н.А. 3.Контроль за выполнением настоящего указания возложить на заместителя председателя Ценюга И.Н. Председатель Софронова О.Г. Софронова |
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Приказ по основной деятельности. Приказы являются одними из наиболее важных документов фирмы.
Приказ – это нормативный документ, издаваемый директором фирмы для решения каких-либо задач (производственных или связанных с персоналом фирмы).
К приказам по основной деятельности относятся приказы по организации работы фирмы, финансированию, планированию, отчетности, снабжению, реализации продукции и другим производственным вопросам.
Подготовка приказа включает:
- Изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений
- Подготовка проекта приказа
- Согласование проекта со специалистами
- Подписание приказа руководителем
Приказ оформляется на общем бланке или на бланке приказа (если он был спроектирован ранее).
Приказ включает такие реквизиты, как:
- Наименование вида документа – ПРИКАЗ
- Дата (датой приказа является дата его подписания)
- Номер (порядковый номер, например № 1, № 2 и т.д., нумерация производится в пределах года)
- Заголовок (отвечает на вопрос «О чем?» , например «О реорганизации фирмы»)
- Текст
Во второй части приказа, распорядительной , начинающейся со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», пишут:
- «кому» (наименование должности, фамилия, инициалы)
- «что сделать» (указывают конкретную работу)
- «в какие сроки»
Приказ может отменять действие ранее изданных документов, которые в этом случае указываются в тексте.
- Визы (приказ согласовывается с главным бухгалтером, юрисконсультом и др. должностными лицами)
- Подпись (приказ подписывается директором или его заместителями, которым предоставлено такое право)
- Отметка об исполнителе
Образец приказа:
«АБСОЛЮТ» П Р И К А З 20.05.2001 № 23 __ Об образовании юридической В целях улучшения организационно-правового обеспечения деятельности фирмы, защиты ее интересов и оказания специалистам фирмы соответствующей консультационной помощи по юридическим вопросам, возникающим в процессе их основной работы ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Помощнику генерального директора фирмы по коммерческим вопросам Борисову Е.И. образовать юридическую службу к 01.06.2001 в составе:
Главный бухгалтер Помощник генерального директора по коммерческим вопросам Главный юрисконсульт Антонова 265 76 88 |
Указание оформляется на общем бланке или бланке указания (если он был спроектирован ранее). Указание подписывает руководитель фирмы или его заместители в пределах компетенции.
Указания оформляются аналогично приказу. Отличия заключаются в следующем.
- Наименование вида документа – УКАЗАНИЕ
- Распорядительная часть начинается со слова «ПРЕДЛАГАЮ»
Образец указания:
Открытое акционерное общество «АБСОЛЮТ» УКАЗАНИЕ _______________№______________ О введении в эксплуатацию автоматизированной системы документационного обеспечения управления На основании акта приема-сдачи работ от 15.05.2001 № 15 «О завершении экспериментальной проверки комплексов задач автоматизированной системы документационного обеспечения (АСДО)» ПРЕДЛАГАЮ: 1. Руководителю службы документационного обеспечения фирмы Сергеевой О.Л. обеспечить ввод в эксплуатацию системы в функциональных службах фирмы к 01.06.2001. 2. Руководителям и специалистам служб ознакомиться с Инструкцией пользователям системы. 3. Руководителям отдела информации Фокину И.Н. провести обучение пользователей не позднее 10.06.2001. Генеральный директор В.С.Семенов Руководитель службы ДОУ В.Н.Кораблева Смирнова 233 45 80 |
Распоряжение оформляется на общем бланке или бланке распоряжения (если он был спроектирован ранее). Подписывается распоряжением директором или его заместителями.
Распоряжение оформляются аналогично приказу. Отличия заключаются в следующем.
- Наименование вида документа – РАСПОРЯЖЕНИЕ
- Распорядительная часть начинается со слова «ОБЯЗЫВАЮ»
Приказ - это правовой акт, который создается единолично руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения вопросов основной деятельности или по личному составу.
Распоряжение – это правовой акт, который издается руководителем организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией по исполнению приказов, инструкций и др. нормативно-правовых актов, доведения решений руководства до работников структурных подразделений.
Чем отличается приказ от распоряжения? Распоряжение отличается от приказа тем, что не подразумевает беспрекословного подчинения и исполнения, а является всего лишь указанием наиболее подходящей формы действия, решения. Таким образом, если отвечать еще более понятным и простым языком, приказ требует подчинения, а распоряжение всего лишь согласия.
Чтобы убрать разноплановое толкование, в организациях (учреждениях, компаниях, обществах) приказ и распоряжение имеют равную силу. Они направлены на подчинение и строгое выполнение описанного в ОРД.
Правила заполнения приказов, распоряжений (по основной деятельности)
ОРД начинается с заголовка к тексту, отражающий краткое содержание документа, который отвечает на вопрос «О чем?» и начинается с отглагольного существительного «О выполнении...», «Об оплате...» и т.п. Заголовок печатают полужирным шрифтом Times New Roman размером № 13-14, выравнивается по центру, точка не ставится в конце заголовка.Текст состоит из двух основных частей: констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части
предельно кратко излагаются цели и причины выпуска ОРД, дается ссылка на соответствующий документ, допускается приводить тексты отдельных решений органов государственного управления. При изложении извлечений из решений органов государственного управления пишется слово «в частности». В приказе, который издается на основании другого документа, в констатирующей части указывают название этого документа, его дату, номер и заголовок. Например:
«Во исполнение поручения ………… от 07 октября 20__ г. № ».
Констатирующая часть ОРД может начинаться словами «В соответствии», «В целях», «Во исполнение» и др. и заканчивается словом «приказываю», после которого ставится двоеточие.
Если приказ не имеет констатирующей части, то печатается слово «приказываю» с двоеточием, затем – распорядительная часть. Слово «приказываю» печатают с новой строки от нулевого положения табулятора строчными буквами вразрядку полужирным шрифтом:
приказываю:
В совместном приказе перед распорядительной частью от нулевого положения табулятора буквами пишется слово приказываем:
Констатирующая часть распоряжения завершается двоеточием.
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты. Они обозначаются арабскими цифрами. Каждый пункт (подпункт) должен содержать только одно поручение по одному вопросу и при необходимости .
В тех случаях, когда нужно записать одному ответственному исполнителю несколько разных заданий, то ответственный исполнитель указывается в основном пункте один раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт печатают с красной строки с заглавной буквы и отделяют один от другого точкой.
Если ОРД предусматривается образование комиссии (рабочей группы), то в ее составе первым указывается председатель комиссии (руководитель рабочей группы), затем его заместитель (заместители) и далее члены комиссии (рабочей группы) в алфавитном порядке независимо от их должности.
Если ОРД отменяет или изменяет (дополняет) ранее изданный документ (отдельные его положения), то в распорядительную часть ОРД включают соответствующий пункт, который начинают словами «Признать утратившими силу...», «Дополнить...», «Внести в... следующие изменения:», с указанием пунктов (подпунктов, абзацев), даты, номера и заголовка отменяемого или изменяемого документа. Этот пункт помещают, как правило, в конце распорядительной части приказа.
Последний пункт распорядительной части текста должен содержать сведения о должностном лице организации, на которое возлагается контроль за исполнением ОРД и которое должно обладать достаточными должностными полномочиями в отношении адресатов предписаний ОРД в соответствующей сфере деятельности организации и является одним из этих адресатов.
В конкретных случаях контроль за исполнением ОРД может возлагаться на генерального директора. Тогда в последнем пункте пишется формулировка: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».
Отдельные задания, поясняющие или дополняющие содержание ОРД (в том числе включающие цифровые данные), оформляют как приложения к приказу
, на которые в соответствующих пунктах распорядительной части приказа должна быть ссылка (как правило, «согласно приложению»). На первой странице приложения в правом верхнем углу проставляют отметку о приложении (нумерационный заголовок), в котором указывают дату и номер приказа организации:
Приложение
к приказу (распоряжению)
_____________ от
________№
Приложения заканчивают чертой, расположенной по центру, на расстоянии трех межстрочных интервалов от последней строки текста. Длина черты 3-4 см.
Нумерацию страниц ОРД, каждого приложения к нему и утверждаемого ОРД документа производят отдельно.
Если утверждаемый ОРД документ (положение, порядок, регламент, правила, инструкция и др.) имеет приложения, которые поясняют или дополняют содержание этого документа, нумерация страниц такого документа и приложений к нему должна быть сквозной (единой).
При наличии приложений каждое из них визируется исполнителем и руководителем подразделения Корпорации, подготовившим проект, а также руководителями подразделений, в ведении которых находятся предусмотренные в приложении вопросы, задания.
К проекту ОРД должен прилагаться Лист согласования . Лист согласования готовится инициатором ОРД и прикладывается к направляемому на согласование проекту документа. Виза согласования включает должность визирующего, личную подпись, расшифровку подписи, а также даты получения проекта документа на согласование и фактическую дату согласования проекта документа.
Направленный на согласование проект ОРД последовательно представляется на визирование лицам в порядке, указанном в Листе согласования. Работники, участвующие в процедуре согласования ОРД, визируют полученный документ или, в случае несогласия с отдельными положениями проекта документа, представляют свои замечания/предложения в течение одного рабочего дня.
Замечания относительно необходимости внесения изменений в проект ОРД, излагаются в Листе согласования или в приложении к нему.
Завизированный проект ОРД представляется на визирование следующему в Листе согласования лицу, а в случае отказа от визирования - возвращается исполнителю проекта ОРД.
Внесение принципиальных изменений в проект ОРД влечет автоматическое создание новой версии (редакции) проекта ОРД, что требует повторного визирования проекта ОРД.
Если в ходе согласования проекта ОРД возникли разногласия, которые не были разрешены в рабочем порядке, руководитель подразделения организации, подготовившего проект ОРД, проводит согласительное совещание с участием руководителей подразделений организации (или их представителей, уполномоченных принимать решение по рассматриваемому документу), которые имеют замечания по проекту, и при необходимости представителя правового управления (отдела).
Руководитель подразделения организации, который имеет замечания по проекту ОРД в целом или по его отдельным положениям, может изложить свое мнение с соответствующей мотивировкой на проекте ОРД или отдельном листе. В этом случае он проставляет свою подпись (визу), рядом с которой пишет: «С замечаниями» или «Замечания прилагаются».
Проект ОРД, за исключением кадровых приказов, завизированный всеми должностными лицами, в соответствии с листом согласования передается в отдел управления делами для проверки оформления, смысловых акцентов, логики изложения документа, редактирования (устранения возможных грамматических и стилистических ошибок) и передачи документа на подпись руководителям организации.
Общий срок согласования документа не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня внесения на согласование, если иной срок не указан исполнителем документа.
К проекту ОРД, представляемому на подпись, должны прилагаться документы, во исполнение которых подготовлен проект, и при необходимости документы (копии документов), на которые имеется ссылка в подготовленном проекте ОРД.
Если проект ОРД подготовлен в инициативном порядке (при необходимости и в других случаях), к нему прилагают пояснительную записку, которая должна содержать обоснование целесообразности его принятия, а также возможные последствия реализации предлагаемых решений.
Подписание приказа осуществляется генеральным директором организации или лицом, им уполномоченным.
Подписание распоряжения осуществляется генеральным директором и заместителями генерального директора организации в пределах их полномочий. Подпись включает должность лица, подписавшего ОРД, личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия).
Регистрационным номером ОРД является его порядковый номер в пределах массива этого вида документов в течение календарного года.
Регистрационным номером распоряжения является его номер по порядку в пределах массива этого вида документов в течение календарного года, к которому добавляется строчная буква «р». Например, № 15р.