Как обжаловать решение фас в суде. Обжалование решений и постановлений фас Обжалование уфас
За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.
Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства
Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.
В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления ( , ). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме ().
Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных .
В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.
ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.
Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде ().
Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().
Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().
Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.
В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.
Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().
В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.
Как происходит обжалование решения ФАС
Существует два способа обжалования решения Федеральной антимонопольной службы:
досудебное обжалование – когда на решение антимонопольного органа подается жалоба в вышестоящий антимонопольный орган;
судебное обжалование – когда решение антимонопольного органа обжалуется в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Стоит отметить, что оба этих способа не исключают друг друга, Вы можете воспользоваться любым из них и в любом порядке.
Услуги юриста по досудебному обжалованию решений ФАС
Итак, жалоба – это просьба гражданина или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Если Вы считаете, что решением ФАС нарушены Ваши права и законные интересы, Вы можете подать жалобу в вышестоящий антимонопольный орган, в которой указать фамилию, имя, отчество (наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), наименование государственного органа, в который Вы направляете жалобу, Ваши контактные данные, суть жалобы (какими именно действиями/бездействиями, решением антимонопольного органа и какие именно права и законные интересы были нарушены), а также поставить личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы можете приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
Жалобу можно направить в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, через официальный сайт ФАС или портал государственных и муниципальных услуг, а также может быть подана при личном приеме.
Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС
Решение антимонопольного органа Вы можете также обжаловать в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня принятия решения путем подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа. Если трехмесячный срок для обжалования в суде пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить его и принять заявление к производству.
В заявлении о признании незаконным решения антимонопольного органа кроме фамилии, имени, отчества (наименования юридического лица, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), контактных данных заявителя должны быть указаны:
наименование органа, принявшего обжалуемое решение;
название, номер, дата принятия обжалуемого решения;
права и законные интересы, которые нарушаются обжалуемым решением;
законы, которым не соответствуют обжалуемое решение;
требование заявителя о признании решения антимонопольного органа незаконным.
В подтверждение своих доводов к заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа следует приложить документы и материалы либо их копии, а также само обжалуемое решение.
По результатам рассмотрения жалобы/заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа руководитель вышестоящего антимонопольного органа/суд принимает одно из следующих решений:
о признании решения антимонопольного органа незаконным;
о признании решения антимонопольного органа законными
Специалисты нашего Адвокатского бюро имею огромный опыт положительных решений в спорах с Федеральной антимонопольной службой РФ. Поэтому, если вам требуется дополнительная консультация или помощь - обращайтесь!
Обращение составляется в письменной или электронной форме. Обязательные элементы:
- данные о подразделении ФАС (должность и ФИО руководителя);
- информацию об обжалуемом документе;
- информацию о предприятии (наименование, адрес, номер телефона, электронную почту) и представителе, подающем жалобу (должность, ФИО);
- описание сути (нарушения, ссылки на законы, примеры ранее принятых решений);
- просьбу признать действия (бездействие) или решение недействительным, откорректировать или отменить их;
- список прилагаемой документации.
В зависимости от причины меняется раздел «существо». Кроме законодательных актов и регламента желательно указать материалы из практики ФАС и судов. Реквизитов принятых решений недостаточно, нужно разместить в тексте цитаты или распечатать тексты и приложить к жалобе. Если документ составляет и подает представитель предприятия, обязателен документ, удостоверяющий его полномочия.
Документ на бумаге передается в канцелярию при личном визите или отправляется по почте заказным письмом. При личной подаче должны быть 2 экземпляра, на одном из них ставится метка о принятии. Объявление о поступлении обращения размещается на сайте ведомства.
На принятие решения закон предоставляет сотрудникам ФАС месяц. Срок может быть продлен, если требуется проверка или запрашивается дополнительная информация. Большинство обращений рассматривают Апелляционные коллегии, Президиум занимается только самыми важными вопросами. Коллегии работают постоянно, Президиум – периодически.
После передачи обращения коллегия принимается решение о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в рассмотрении. Дата рассмотрения так же публикуется на сайте. Требования истца удовлетворяются частично (полностью) или ему отказывают. О решении истец оповещается письменно в течение 3-х дней, документ публикуется на сайте.
Если действия (бездействие), принятое постановление, предписание признается не соответствующим законодательству, к виновным применяются дисциплинарные взыскания. В отделение посылается служебная записка, в которой излагается суть нарушения и указывается сотрудник, допустивший его. Назначается служебная проверка.
Чаще всего коллегия оценивает доказательства и соответствие единообразию трактовки положений антимонопольного законодательства. Ситуация сравнивается с решениями, которые ранее были приняты в ФАС и судах. Решение (предписание) отменяется, если трактовка не соответствует примененной ранее. При отсутствии дел, пригодных для сравнения, коллегия оценивает ситуацию и мотивирует вердикт. Чаще всего это несоответствие разъяснениям законодательных актов.
В суде
Исковое заявление в суд должно содержать:
- данные о предприятии, которое подает жалобу (информацию о регистрации и представителе);
- полное название суда;
- информацию о постановлении (предписании) ФАС (номер, число выдачи, название)/сотруднике, допустившем нарушение;
- описание обстоятельств (суть нарушения, перечень нарушенных прав, ссылки на законы);
- определение требований (отменить решение частично или полностью, отменить );
- список документов в приложении согласно ст. 126 АПК (копию решения, регистрационную документацию, документы, удостоверяющие правоту истца).
Перед подачей искового заявления нужно оплатить госпошлину 3000 руб.
Иск должен быть рассмотрен в течение 90 дней. Суд учитывает аргументы и мнения сторон, содержание всех предоставленных документов. Неправомерные действия отменяются частично или полностью или в удовлетворении иска отказывают. Если вердикт суда отрицательный для истца, его можно обжаловать.
Судебная практика
- ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию. Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.
- «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.
Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.
В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:
Главной мерой по защите интересов участников закупок, установленной законом № 44-ФЗ, является жалоба в контролирующий органом. На данный момент таким органом является Федеральная Антимонопольная Служба (далее, — ФАС). Тем не менее, подача жалоба в ФАС не даёт Вам никаких гарантий, что решения органа будет принято в Вашу сторону.
Однако, законом установлено право участника закупки обжаловать решение ФАС.
Обжалование решения ФАС
В случае признания ФАС жалобы участника закупки необоснованной, то последний должен знать, как обжаловать постановление ФАС. В первую очередь необходимо знать, что обжалование постановления ФАС происходит в арбитражном суде по месту нахождения контрольного органа в течение 3 месяцев со дня принятия им решения и предписания.
Обжалование решения ФАС в суде происходит в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее, — АПК РФ)
Порядок обжалования решений ФАС
Порядок обжалования в ФАС включает в себя требования к составу заявления, которые установлены в ст.199 АПК РФ. Если заявитель сможет обосновать необходимость приостановить действие решения ФАС, то суд вправе приостановить действие такого акта.
При этом заказчик не сможет заключить контракт до отмены такого предписания.
По закону срок обжалования решения ФАС в арбитражном суде рассматривается в течение 3 месяцев со дня его поступления. Хотя, как показывает такая практика эти сроки часто выходит за установленные временные рамки.
Стоит отметить, что согласно главе 24 АПК РФ заявитель не обязан доказывать незаконность решения ФАС, но лучше всего иметь свою четко аргументированную позицию по данному вопросу. Как только судом было принято решение с любым итогом, то копия его направляется в 5-дневный срок со дня его вынесения обеим сторон процесса.
Как обжаловать решение ФАС в арбитражном суде
Как Вы видите, обжалование решения ФАС в арбитражном суде является очень сложным и ответственным шагом на пути к отстаиванию своих интересов. И здесь необходимо заручиться поддержкой специалистов. Компания Тендеролог готова оказать такую услугу, как обжалование решений ФАС в вышестоящий орган. По всем интересующим Вас вопросам Вы можете оставить заявку на сайте
- On 27.03.2018
- 0 Комментарии
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС
Если участник закупки считает, что его права нарушены, он может . Антимонопольный орган рассматривает такие обращения в особом порядке и очень быстро выносит решение. Но иногда какая-либо из сторон остается им недовольна. В таком в случае можно обжаловать решение ФАС в арбитражном суде.
Сроки
Часть 4 статьи 198 АПК РФ гласит, что заявление в арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как заявитель узнал о нарушении его прав. Применительно к жалобе в ФАС срок исчисляется с даты, когда был получен полный текст решения антимонопольного органа , которое подлежит обжалованию. Отметим, что ФАС готовит свои решения незамедлительно и тут же передает их заинтересованным сторонам.
Куда обращаться
Подавать заявление нужно в арбитражный суд по месту нахождения ответчика . Таковы требования части 1 статьи 34, а также статьи 35 АПК РФ. Другими словами, если оспариваемое решение вынесено УФАС по городу Москве, то и обращаться нужно в Арбитражный суд города Москвы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Что указать в заявлении
В исковом заявлении должна быть указана такая информация :
- Название органа, который принял оспариваемое решение.
- Наименование и реквизиты акта, который будет оспорен.
- Перечень прав и интересов заявителя, которые нарушены этим решением.
- Ссылки на законодательные и другие нормативные акты, которые с точки зрения заявителя были нарушены.
- Требование о признании решения недействительным.
К исковому заявлению нужно приложить собственно текст оспариваемого акта , а также документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Среди них числятся:
- документа об уплате госпошлины;
- подтверждение направления другим фигурантам дела копии искового заявления;
- копия свидетельства о госрегистрации компании или ИП;
- выписка из государственного реестра;
- документы, подтверждающие обстоятельства искового заявления и некоторые другие.
Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС
Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.
Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке
Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.
Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств . Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.
Закупка компьютеров и ПО
Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.
Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами . Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.
Строительные работы и проектная документация
ФАС решила, что заказчик строительных работ нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.
Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ , в том числе выбираются разного рода решения - технологические, функциональные, конструктивные и прочее - которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.