Как делать схемы сложных предложений. Сложноподчиненные предложения примеры со схемами
сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.
Понятие Сложноподчинённых предложений
Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.
Например:
Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.
Разберём правило:
Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.
Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.
Союзы и союзные слова
СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:
Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.
Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.
Самостоятельная работа
Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:
Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:
Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.
В данном случае можно составить предложение:
Когда начался дождь,мы пришли домой.
Или другой вариант:
Когда мы пришли домой, начался дождь.
Может быть и так:
Мы пришли домой, когда начался дождь.
Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.
Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.
Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.
Составляем схему предложения
Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.
Составляем схему сложного предложения
Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: , и . Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.
Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: , (который...). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.
Со схемами предложений учащиеся встречаются на первых страницах «Азбуки» (слово, предложение).
Затем эти схемы навсегда исчезают из обихода. Мне кажется, что схемы предложений -- это не только находка для учителя в работе над построением предложений, развитием связной речи, но и один их способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках русского языка.
Изучив литературу по этому вопросу (а ее оказалось не так уж много), я составила картотеку упражнений с использованием схем предложений для каждого класса начальной школы (система 1-4).
1. Составление схемы прочитанного предложения.
У Тани кот.
После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)
2. Выбор схемы для предложения.
У Оли куклы.
3. Игра «Собери предложение».
Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.
4. Составление предложений по данной схеме.
5. Поиск в тексте предложения, соответствующего данной схеме.
Во II классе изучается основа предложения, поэтому вид схемы меняется. Теперь в схеме прямоугольник, который является подлежащим, закрашивается в красный цвет, а прямоугольник, который является сказуемым, -- в синий. На доске схемы составляются на наборном полотне или там же чертятся цветными мелками. Дети составляют такие же схемы на парте из своего набора карточек. Этот этап является подготовительным к составлению более сложных схем в III-IV классах.
Можно использовать все виды упражнений со схемами, которые предлагались для I класса, лишь немного изменив сами схемы. Это составление схемы предложения (после нахождения его основы); выбор схемы, соответствующей предложению; составление предложений по схеме устно и по типу игры «Собери предложение»; поиск в тексте предложений, соответствующих схемам.
Если учащиеся испытывают затруднения в составлении предложений по данным схемам, то нужно им показать, что сначала они находят подлежащее, т.е. думают, о ком или о чем будет предложение, затем подбирают к подлежащему сказуемое, т.е. узнают, что будет делать кто-то или что-то, и в конце уже добавляют столько слов, объясняющих подлежащее и сказуемое, сколько требуется по схеме.
Подбираем подлежащее (солнышко).
Подбираем сказуемое (солнышко -- что сделало? -- улыбнулось).
Распространяем предложение. (Ласковое солнышко улыбнулось нам.)
Во II классе можно уже ввести такой вид упражнения, как составление предложения по схеме, которая дана в контексте. Это упражнение хорошо использовать при изучении текста, потому что при его выполнении детям приходится решать две задачи: во-первых, составленное предложение должно соответствовать схеме, во-вторых, оно должно вписываться в контекст, т.е. учащиеся должны установить связь между этим предложением и другими в заданном контексте.
Наша дача была у леса.
Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.
Вставляется предложение Утром мы пошли на речку.
Схемы, используемые в III классе, оформляются в виде подвижной таблицы, разделенной по горизонтали на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главные члены размещаются в средней, центральной частях таблицы. В верхней ее части располагаются те второстепенные члены, которые, поясняя подлежащее или сказуемое, находятся в предложении перед ними. Нижняя часть таблицы отведена для второстепенных членов, занимающих положение после подлежащего или сказуемого. Если в разбираемом предложении имеется прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому, то состав подлежащего размещается в левой части таблицы, а состав сказуемого -- в правой. При наличии обратного порядка левую часть таблицы занимает состав сказуемого, а правую -- состав подлежащего. Например:
Белокрылые чайки низко кружились над синим морем.
Из травы глядят беленькие глазки земляники.
К видам упражнений со схемами, аналогичным тем, которые предлагались выше для I и II классов, можно добавить еще один вид упражнений -- распространение предложения по указанной схеме, например:
Подлежащее -- ветер. Сказуемое -- дует. Составляется предложение:
Тёплый ветер дует в лицо.
Такими схемами удобно пользоваться при изучении не только темы «Предложение», но и словосочетаний. В III классе перед тем как начертить схему предложения учащиеся сначала проводят синтаксический анализ предложения. Назовем ее условно словесная схема. Вот как она выглядит при анализе предложения
Крупная морковь выросла в огороде.
На словесной схеме хорошо видны два словосочетания (они соединены вертикальными стрелками). Можно сразу определить, какое слово является главным (в словосочетании) и какой вопрос задан от него к зависимому слову. Детям можно задать вопрос: «А слова, соединенные горизонтальной стрелкой, являются словосочетанием? Почему?» Таким образом, эта схема облегчает поиск словосочетаний в предложении и учит третьеклассников уже сейчас устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения, что поможет им при изучении темы «Второстепенные члены предложения» в III классе.
В IV классе изучаются однородные члены предложения, что, в свою очередь, тоже влияет на вид схем предложения. Если в одном предложении однородные подлежащие, то после составления словесной схемы чертится обычная схема, в которой несколько красных прямоугольников (в зависимости от того, сколько однородных подлежащих). Например:
Коля, Миша и Женя пошли в лес за ягодой.
Запятая и союз между однородными членами предложения проставляются на схеме, так как этот материал изучается. Предлоги можно показывать на схеме, если учащиеся еще допускают ошибки в правописании предлогов со словами. Объяснив детям, что предлог со словом является одним членом предложения, можно не выделять его на схеме.
Вот пример предложения с однородными сказуемыми.
Я лежу на траве, вдыхаю запах леса.
Предложение с однородными второстепенными членами предложения:
Юные натуралисты побывали на лугу, в лесу, на речке.
Если такая работа проводится систематически, то составление схем не вызывает у детей трудностей. Напротив, такой вид работы вносит оживление, поскольку, прочитав предложение, дети уже начинают делать предположения о том, какой будет схема. Нужно дать им возможность начертить «свои» схемы. А после анализа определить, кто же был прав.
Все виды упражнений со схемами, которые были предложены для других классов, имеют место для использования в IV классе
Можно использовать упражнение такого вида, как составление предложения по одной схеме, а затем распространение его до другой схемы
Например, задание: составьте предложение по схеме 1, дополните его однородными членами так, чтобы оно соответствовало схеме 2
Были составлены следующие предложения.
1. Красивые хризантемы цвели на клумбе
2. Красивые хризантемы и гладиолусы цвели на клумбе
Хочется отметить, что работа со схемами на уроках русского языка оказывает большое влияние на развитие младших школьников, пробуждает у них интерес к урокам русского языка и особенно к такой теме, как «Предложение», которая является одной из сложных тем, изучаемых в курсе начальной школы.
Методика использования схем смотрите в плане-конспекте урока (Приложение 2).
При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.
Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП - круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.
Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени - под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:
Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
Линейная схема:
Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:
Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:
Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.
,
В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.
В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.
Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.
Так, схема предложения:
Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
в этом случае будет выглядеть следующим образом:
При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.
Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).
Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:
I. Разобрать предложение по членам.
II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
Повествовательное;
Вопросительное;
Побудительное.
2. По интонации:
Невосклицательное;
Восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое;
2) сложное:
Сложносочиненное,
Сложноподчиненное,
Бессоюзное,
С разными видами связи.
4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное;
2) односоставное. С главным членом:
а) подлежащим - назывное;
б) сказуемым:
Определенно-личное,
Неопределенно-личное, (- обобщенно-личное),
Безличное.
5. По наличию второстепенных членов:
Распространенное;
Нераспространенное.
6. По наличию пропущенных членов:
Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;
2) осложненное:
Однородными членами предложения (указать какими),
Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),
Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
Прямой речью,
Обращением.
При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.
Образец синтаксического разбора сложного предложения:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
Умение составлять схему предложения необходимо школьникам и студентам филологических факультетов. Зачастую при выполнении синтаксического разбора возникают проблемы с составлением схемы предложения. При этом именно благодаря чёткой и понятной схеме можно увидеть части сложного предложения, проследить логику сочинения и подчинения, наглядно зафиксировать главные члены. Особенно удобно пользоваться схемами при разборе предложений усложнённой структуры, с разными видами связей. В школах и вузах также проводятся занятия, на которых не только составляют схемы готовых предложений, но и сочиняют тексты по заданным схемам. Важно владеть основными методами, чтобы составить схему предложения правильно. Тогда она поможет вам визуально представить синтаксическую структуру текста.
Составляем схему предложения. Общие рекомендацииДля начала вам понадобится вспомнить все основные сведения из раздела «синтаксис».
- Нужно точно знать, чем простое предложение отличается от сложного, уметь находить части в сложном предложении.
- Требуется знание видов простых и сложных предложений.
- Большое значение имеет навык определения границ предложения, его грамматической основы.
- Для точного выделения грамматической основы, нужно знать виды сказуемых, основные способы их выражения.
- Следует повторить все осложняющие элементы предложения, чтобы быстро находить и отличать друг от друга обособленные, однородные члены предложения, обращения, вводные и уточняющие конструкции.
- Надо уметь определять тип предложения по структуре его грамматической основы.
- Желательно свободно ориентироваться в средствах связи предложений, отличать союзы от союзных слов. Отлично, если вы умеете по союзу сразу определять вид связи, тип придаточного предложения.
- В данный момент особое внимание уделяют разбору предложений усложнённой структуры с разными видами связи, поэтому вам понадобится навык анализа подобных предложений, умение определять параллельное, последовательное, однородное подчинение.
Алгоритм составления схемы предложения
Схему предложения нужно составлять по конкретному алгоритму. Постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться, делайте заметки на листочке, пишите черновик. Только после полного анализа предложения, когда вы проверите, правильно ли составлена ваша схема, можно перенести её на чистовик.
- Внимательно прочтите предложение 2-3 раза. Вдумайтесь в смысл каждого слова – это поможет не путать в дальнейшем роль слов в предложении.
- Сначала определите грамматические основы. Выделите подлежащее и сказуемое. Сказуемое подчёркивается двумя чертами, а подлежащее – одной.
- Подумайте, какое предложение перед вами: простое или сложное. Иногда подлежащее только одно, сказуемых два, а предложение является сложным. Не забывайте о том, что существуют односоставные и неполные предложения.
- Обозначьте границы предложений вертикальными чёрточками.
- Определите все второстепенные члены предложения, подчеркните их, соблюдая общие условные обозначения:
- определение – волнистая линия;
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
- определение – волнистая линия;
- Выделите в сложном предложении предикативные части. Для этого вам понадобится определить тип связи в предложения, от него будет зависеть обозначение:
- равноправные части сложносочинённого предложения заключаются в квадратные скобки;
- в сложноподчинённом предложении главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная – круглыми.
- равноправные части сложносочинённого предложения заключаются в квадратные скобки;
- Обратите внимание на союзы: в сложносочинённом предложении союз нужно оставить за границами, отделяющими простые предложения друг от друга. В сложноподчинённо предложении союз входит в придаточную часть. Иногда союзы бывают двойными, одна их часть остаётся в главном предложении.
- Найдите в главном предложении слово, от которого можно задать вопрос к придаточному. Иногда вопрос задаётся от всего предложения в целом. Таким образом, различается присловная связь и предложенческая. Если связь присловная, поставьте крупную точку над главным предложением, проведите от неё стрелку к придаточному. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение. Когда связь предложенческая, стрелка проводится без точки.
- Теперь вы можете приступать к перенесению схемы. В неё не нужно переписывать само предложение. В классической схеме указывают только грамматические основы, границы предложений, осложняющие элементы, связь предложений, обозначают стрелку с вопросом, на который отвечает придаточное предложение, вписывают союзы и союзные слова. Однако не забывайте о конкретных требованиях преподавателя. Иногда для практических занятий нужно обозначить в схеме все члены предложения.
- Если перед вами предложение усложненной структуры, ваша схема будет выстроена не в одну линию, а объёмно. Определите тип подчинения, в зависимости от него стройте схему.
- Последовательное подчинение: сначала обозначьте главное предложение, от него проведите стрелку вниз, а на следующей строке графически обозначьте придаточное предложение, нарисовав круглые скобки. От придаточного предложения проведите вниз стрелку к следующему придаточному, далее соблюдайте последовательность.
- Однородное подчинение – придаточные предложения зависят от главного и отвечают на один вопрос. Обозначьте главное предложение, от него проведите стрелки вниз. На второй строке разместите обозначения всех придаточных предложений. Напишите один общий вопрос.
- Параллельное подчинение – придаточные предложения отвечают на разные вопросы, зависят от главного. Обозначьте квадратными скобками главное предложение, проведите от него стрелки к придаточным вниз, около каждой стрелки напишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение.
- При комбинированном подчинении сочетаются разные типы связи. Схема также будет комбинированной: последовательно подчиняющиеся предложения размещайте друг над другом, а параллельно или однородно связанные – на одной строке.
- Последовательное подчинение: сначала обозначьте главное предложение, от него проведите стрелку вниз, а на следующей строке графически обозначьте придаточное предложение, нарисовав круглые скобки. От придаточного предложения проведите вниз стрелку к следующему придаточному, далее соблюдайте последовательность.
- Отмечайте цифрами уровни членения. Например, когда подчинение последовательное, первое придаточное предложение находится на первом уровне, а второе – на втором. Один уровень – одна строка, но главное предложение при числовом обозначении не учитывается: это именно уровни членения, а не количество предложений.