Как будет проходить аттестация воспитателей в. Новые положение и правила
Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.
Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.
Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:
- Проверка уровня знаний по предмету.
- Проверка психологических характеристик.
- Проверка педагогических навыков.
Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.
Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году
Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.
Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:
- Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
- Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
- Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.
Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.
Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?
Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.
Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.
Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.
Общие положения касательно аттестации педработников в России
Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.
В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.
Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя
Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.
Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.
Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.
Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности
Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.
Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.
Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.
Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.
В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.
Как происходит аттестация
Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.
Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.
Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.
Результаты проведенной аттестации
Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.
С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.
Для чего необходима аттестация педагогических работников на 2017-2018 год правила ее и положения знает каждый сотрудник образовательного учреждения. Прежде всего у данной задачи определены свои цели, благодаря которым имеется возможность определить не только уровень знания преподавателя, но и его профпригодность для работы в коллективе учеников.
Важные особенности
С целью принять участие в мероприятии, научный работник обязан подать заявление в соответствующей форме своему руководителю с просьбой об пере оценивании своих способностей относительно занимаемой должности.
В ответ на данный документ должно прийти подтверждение того, что данный специалист имеет право пройти аттестацию. Только после этого, в назначенный день, педагог приглашается на переаттестацию.
Правила
Существует ряд закономерностей, которые предполагают ведение пере оценивания опыта преподавателей. Рассмотрим их по порядку:
- Принимать участие в проведении аттестации имеют право все желающие участники образовательной сферы, не зависимо от возрастной категории.
- Оценить свои возможности и опыт, а также повысить квалификацию могут учителя не только высших учебных заведений, но общеобразовательных школ и детсадов.
- Получить можно за один раз лишь одну категорию при повышении квалификации.
- Если учитель не проработал 1 года в учебном заведении либо отсутствовал по болезни в течение не менее четырех месяцев, он не имеет право повышать свою квалификацию.
- Добровольная аттестация проводится только один раз в два года, а обязательная — каждые 5 лет.
Обратит внимание! Все участники оценивания должны быть максимально подготовленными к аттестации. Комиссия требует 100% готовности каждого учащегося по своему предмету. Кроме того, знание дополнительной дисциплины (даже частичное) приветствуется. За счет этого можно получить дополнительные баллы.
После того, как учитель пройдет все мероприятия по переаттестации и получит повышение собственной квалификации, он имеет право обратиться к своему начальству с заявлением о том, что желает за свою должность повышения заработной платы. Поднять зарплату педагогу могут ровно на столько, на сколько заслуживает этого степень повышения.
Дополнительные положения
Отмечается, что переаттестацию не проходят лица, находящиеся в декретном отпуске или беременные преподаватели. Такие участники имеют право на переаттестацию своих навыков после того, как проработают, вернувшись на свое место не менее двух лет.
Для проведения оценивания на добровольной основе можно записаться заранее на строго назначенное время. Если учитель самостоятельно желает проверить личную профпригодность, отговорить его от такой затеи не может никто, а тем более не допустить к процедуре проверки знаний.
Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного поменялся. Основная цель проверки профессионального уровня сегодня - повышение качества образования в стране. Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту? В чем сущность процедуры?
Фото с сайта
Отметим, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная.
Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание уровня образования, которое уже имеется.
С помощью добровольной - педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста. Добровольная аттестация будет интересна, в первую очередь, тем работникам, которые преследуют цель повышения заработной платы.
По словам заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, подобные меры направлены на уменьшение количества слабых педагогов.
Результаты проверок ВПР и ЕГЭ показали, что некоторые учителя завышают отметки. Анзор Музаев считает, что причина кроется в недостаточных знаниях педагога.
Прогнозируемая модель проверки будет состоять из трех блоков:
- проверка знаний по предмету;
- проверка педагогических навыков;
- проверка психологических характеристик.
Данная модель, по словам чиновников, может позволить определить уровень знаний педагога, а также его умение подать материал. Уже известно, что такая аттестация педагогов будет проходить раз в четыре года.
Отметим, что пока еще такая модель аттестации находится в стадии разработки. Однако уже многие положения вызывают недовольство у педагогов. Например, при аттестации работников хотят ввести написание эссе, но при этом нет уверенности в объективной оценке, так как отсутствуют четкие критерии.
И самое важное, если педагог не пройдет такую аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации.
Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом. А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?
Еще больше материалов, в том числе образцы необходимых локальных актов (Положение об аттестации, Приказ о создании комиссии по аттестации и др.), вы найдете в нашей системе «Директория» .
Вы сможете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.
Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.
Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.
Акцентные моменты обновленного законодательства
Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.
Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.
В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:
Он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;
Низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;
Наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.
И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019 .
Для чего проводится аттестация
Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.
Среди них:
Повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;
Возможность получить нагрузку в виде классного руководства;
Возможность получить право заведования кабинетом и т.д.
И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.
В чем были недоработки прежней аттестации
Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.
Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.
Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.
Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.
Прогрессивные изменения в новой аттестации
Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.
Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.
Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.
Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе. |
|
Применение обновленной тест-модели |
Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда. |
Перемены |
Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе. |
Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.
Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.
Новая модель: особенности
Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.
Как выглядит обновленная схема:
Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.
Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).
Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.
Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.
Оценка главных нововведений
Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.
Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.
5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году :
1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.
2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.
3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.
4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).
5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.
Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.
Изменится ли зарплата?
Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.
Новая форма аттестации учителей в 2019 году , по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.
Риски реформированной модели
Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.
Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.
Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.
Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию
Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.
Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.
У учителей появятся новые должности?
Аттестация учителей в 2019 году , последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.
Так, в российской школе теперь может появиться:
Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.
Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.
Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.
Кто проводит аттестацию
Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.
Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.
Кто не проходит аттестацию
Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году : первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.
Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:
Педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;
Беременные;
Пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;
Пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.
Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.
Как оформить аттестационные документы
Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.
Какие документы потребуются:
Заявление с личной подписью педагога;
Копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);
Копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;
Копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;
Копия документации о смене фамилии, если это актуально;
Характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;
Информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.
Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.
В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году . Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.
Эти нововведения конечны?
Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.
Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.
Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.