К какому направлению относится творчество высоцкого. Сочинение «Каков мир поэзии В
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - Владивысоцкий. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам в одном из интервью ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть,
Это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет».
Так в чем же особенности лирики Высоцкого? В чем особенности всего его творчества? А его творчество интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, в радиоспектаклях. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961 году. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Поэтому
Первые песни были такими уличными и даже немного хулиганскими. Позднее он стал писать о войне и на более философские темы.
Поэта много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «…Мы дети военных лет - для нас это вообще не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали»:
Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, -
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
(«Песня летчика»)
Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи и ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. А ведь, по словам М. Кульчицкого:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей эпизодические. По-настоящему раскрывался он только на концертах, где всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда, и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Высоцкий очень много внимания уделял спортивной теме. Он хотел создать целую программу, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, так как видов спорта очень много. Однако он много работал и кое-что написал. Например, песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда советские хоккеисты стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой, и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому:
…Профессионалам, отчаянным малым,
Игра-лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером, как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.
У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)» или тоже шуточная песня - «Песня о сентиментальном боксере». А знаменитая «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три, четыре! -
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, - гимнастика.
«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину Г. Климову. У него несчастье: он все время переступает доску, от которой отталкивается, - и у него рекорды не засчитываются:
Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер зазвонил?
Просто восемь сорок результат,
Правда, за черту переступил.
«Песня о штангисте» посвящена Василию Алексееву, самому
сильному человеку в мире:
…Но отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга, -
Вечный мой соперник и партнер.
Есть у него стихотворение и о шахматах:
…Ход за мной - что делать? Надо, Сева, -
Наугад, как ночью по тайге…
Помню - всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево, -
Ну а кони вроде - буквой «Г».
Много песен Высоцкого посвящено альпинистам. «Альпинизм - это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, - они ни к чему хорошему не приведут», - эту фразу Высоцкий произнес в одном из интервью. Поэт писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его:
…Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем в обычной городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою:
Здесь вам не равнина, здесь климат иной, -
Идут лавины одна за другой!
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет скорой помощи, которые могли бы тебя спасти или выручить»:
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала, -
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк, -
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было немало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души» он это отразил:
Был шторм - канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую - и вдруг
Раздался голос: «Человек за бортом!..»
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у Высоцкого - это особая категория душевных песен:
Только снова назад обращаются взоры -
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?!
С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:
Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07. -
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, - это я.
Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто
счастливы:
Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала…
Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые
и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно…
Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по – читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:
…Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, - когда в нее плюют.
Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:
Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.
Нам долго не будет хватать Владимира Высоцкого - его талантливых выходов на сцену «Таганки» и его героев, которых он создавал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса… В своих стихах и песнях поэт сумел передать склад ума и образ русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время его широту. Вот это все вместе, это поэтическое и в то же время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. В октябре 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. На нем - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне.
Высо́цкий Владимир Семёнович (1938, Москва – 1980), русский поэт, артист. В произведениях Высоцкого отчётливо ощущался социальный протест против несправедливости, его глубоко волновало ограничение творческой свободы в тоталитарном обществе. Долгое время его стихи и песни не могли пробиться к аудитории через кордоны запретов и цензурной правки. Этим объясняется тот факт, что при жизни Высоцкого его произведения не печатались. Лишь в 1981 г. был выпущен его первый поэтический сборник «Нерв». Однако творчество Высоцкого было широко известно по магнитофонным записям с концертов
Высоцкий известен прежде всего как поэт-бард. Однако его деятельность в сфере искусства не ограничивается рамками поэзии. Высоцкий работал в театре, снимался в кино, для многих кинокартин («Я родом из детства» (1966), «Вертикаль» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Интервенция» (1968, восстановлен в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Иван да Марья» (1974), «Одиножды один» (1974)) написал песни.
Параллельно с работой в театре и кино, нередко в непосредственной связи с нею, В.Высоцкий ярко раскрывает своё поэтическое дарование, создаёт многочисленные и получившие широчайшую известность стихи-песни, отвечавшие духовным запросам людей, потребностям времени.
О рождении нового жанра «авторской песни », своеобразии этого художественного феномена у Высоцкого свидетельствуют его собственные слова, а также высказывания и характеристики современников. В своих выступлениях Высоцкий неоднократно подчёркивал отличие авторской песни от эстрадной, а с другой стороны - от «самодеятельной», считая, что в основе первой всегда лежит собственное, оригинальное поэтическое творчество, неотделимое от сугубо индивидуального, авторского, «живого» исполнения, выявляющего тончайшие смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов.
В 1980 г. на одном из концертов он говорил: «...когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». Что же касается специфики песенного творчества В.Высоцкого, то, по верному замечанию Р.Рождественского, он создавал «песни-роли», органически вживаясь в образы персонажей - героев его стихотворений. Может быть, одно из самых удачных определений этой специфики принадлежит перу актрисы Театра на Таганке Аллы Демидовой: «Каждая его песня - это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссёром, и исполнителем ». И - надо непременно добавить: прежде всего - поэто м.
Он смог создать яркие, колоритные художественные образы, типические характеры современников, поднялся до глубокого психологического восприятия человеческой натуры. Герои песен Высоцкого – люди самых разных общественных слоёв. Это и фронтовики, и уголовники, и обычные обыватели. Художественные образы, от лица которых вёлся разговор со слушателем, получались у поэта столь зримыми и выразительными, что ему часто приходили письма, где люди спрашивали, в каком полку он служил и в какой тюрьме сидел, хотя в реальной жизни поэт никогда не был осуждён, а в войну был ещё ребёнком.
В связи с тем что в творчестве поэта ироничные, юмористические песни соседствуют с серьёзными лирическими монологами, жанровая палитра его произведений довольно широка. Однако Высоцкий тяготеет к балладе, жанру, удачно совмещающему лирическое начало с развёрнутым эпическим сюжетом. В автобиографичной «Балладе о детстве» (1975) поэт воссоздаёт легко узнаваемые реалии военной и послевоенной эпохи: коридорная система московских коммуналок, воздушная тревога, долгожданная победа и, наконец, метрострой как символ общественных перемен. Израненное многочисленными доносами и репрессиями общество нуждалось не только в материальных прогрессивных переменах, но и в изменении идеологического климата. Народ-победитель уже не хотел и не мог быть узником в своей стране. Единый лирический герой – сильный, волевой человек с чёткими нравственными ориентирами, мир для которого разделён на чёрное и белое, без полутонов, связывает цикл баллад, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975). Чувствуется, что автору был близок этот образ благородного разбойника, в чём-то жестокого, но и великодушного героя. Основная идея цикла – утверждение общечеловеческих ценностей, неизменных во все времена. Конкретно-историческое начало в балладах сопрягается с общечеловеческим:
Уже после смерти поэта, одна за другой стали появляться публикации его произведений в периодике, а затем и отдельные книги: «Нерв» (два издания: 1981 и 1982), «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза»(1989), «Сочинения в 2 тт.» (с 1990 по 1994 годы выдержало семь изданий) и ряд других. В 1993 г. начало выходить «Собрание сочинений в 5 томах».
Высоцкому не нравилось, когда о его ранних песнях говорили как о блатных, дворовых, он предпочитал связывать их с традицией городского романса. Выбор им на раннем этапе именно этой формы и жанра представляется совсем не случайным, а совершенно естественным и осмысленным. Вот его слова: «Начинал я с песен, которые многие почему-то называли дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который в то время был совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к такому простому, нормальному разговору в песне, тяга к не упрощённой, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростны, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям». Конечно, в этих песнях есть элементы стилизации, особенно ощутимые в воссоздании уличного колорита, а в других случаях - мелодики городского или цыганского романса. Но главное в них - обращение к живому, невыхолощенному слову, взятому из жизни, из разговорной речи. Существенным качеством стиля Высоцкого, уже на раннем этапе, было погружение в народную (бытовую и фольклорную) речевую стихию, её творческая обработка, свободное владение ею.
Именно это качество дало ему возможность уже в первой половине 60-х годов, особенно - ближе к их середине, создать такие замечательные образцы своего песенного творчества, как «Серебряные струны», «На Большом Каретном», «Штрафные батальоны», «Братские могилы». Собственно, последние две песни уже как бы открывают следующий большой и важный период в творческой эволюции поэта.
В середине и второй половине 60-х годов заметно расширяется тематика и разнообразятся жанры стихов-песен Высоцкого. Вслед за песнями военного цикла, куда вошли «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», появляются «спортивные» («Песня о сентиментальном боксёре», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную»), «космические» («В далёком созвездии Тау Кита»), «альпинистские» («Песня о друге», «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»), «сказочные» («Про дикого вепря», «Песня-сказка о нечисти»), «морские» («Корабли постоят - и ложатся на курс...», «Парус. Песня беспокойства»), пародийно-сатирические («Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»), лирические («Дом хрустальный...») и многие, многие другие.
Особенно плодотворным оказался для Высоцкого конец 60-х годов. Именно тогда он пишет великолепные, созданные на пределе эмоции и выразительности песни «Спасите наши души», «Моя цыганская» («В сон мне - жёлтые огни...»), «Банька по-белому», «Охота на волков», «Песня о Земле», «Сыновья уходят в бой», «Человек за бортом». Относительно «Баньки...» и «Охоты на волков», в которых, говоря словами Л.Абрамовой, чувствуются «выходы за пределы» и, быть может, прорывы в гениальность, следует добавить, что они были написаны в 1968 г., во время съёмок кинофильма «Хозяин тайги», на Енисее, в селении Выезжий Лог, и не случайно В.Золотухин назвал этот период «болдинской осенью» В.Высоцкого.
В 70-е годы песенное творчество Высоцкого развивается вширь и вглубь. Обогащаясь всё новыми приметами живой жизни, штрихами и чёрточками почерпнутых непосредственно из неё характеров и ситуаций, не утрачивая проникновенного лиризма, оно приобретает качество углублённой философичности, раздумий о главных вопросах бытия.
В очень разных стихах, написанных в самом начале десятилетия («Нет меня - я покинул Расею...», «Бег иноходца» «О фатальных датах и цифрах»), осмысляются собственная судьба и творчество, судьбы великих предшественников и поэтов-современников. А в конце 70-х («Райские яблоки», 1978) и в первой половине 1980 г., в том числе в самых последних стихах - «И снизу лёд и сверху - маюсь между…», «Грусть моя, тоска моя» (авторская фонограмма 14 июля 1980 г.), - поэт обращается к раздумьям о трагических судьбах народа и ещё раз - о самом себе, с полным основанием приходя к выводу: «Мне есть что спеть, представ перед всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед ним».
Но, несомненно, самый яркий взлёт в последнее десятилетие творческой деятельности Высоцкого приходится на 1972 - 1975 годы. Именно тогда им были написаны трагические песни-баллады «Кони привередливые», «Натянутый канат», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял», сатирические зарисовки «Милицейский протокол», «Жертва телевидения», «Товарищи учёные», жанровые картинки «Диалог у телевизора», «Смотрины», автобиографическая «Баллада о детстве», лирико-философские «Песня о времени», «Баллада о Любви», «Купола», «Две судьбы» и др.
Помимо военной, или, быть может, точнее, - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, взятая в её сегодняшнем дне и далёком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчётливостью.
Что касается любовной лирики, то Высоцкому принадлежат великолепные её образцы, созданные на разных этапах его творческого пути и в самых разных формах. Достаточно назвать «Дом хрустальный» (1967), «Песню о двух красивых автомобилях» (1968), «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» (1970), «Люблю тебя сейчас...» (1973) и др.
Откликаясь в своих песнях на сегодняшние события, поэт видел и осмыслял их масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье - живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное - с вечным. Отсюда - пространственно-временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.
Обычно, анализируя то или иное классическое произведение, говоря о том или ином авторе, литературоведы и критики говорят о языке и стиле "под занавес", в конце книги или статьи. В случае с Высоцким (как с Зощенко и с Платоновым) начинать надо с языка, которым заговорил со слушателем лирический герой поэзии Высоцкого. Прежде всего бросается в глаза чисто языковой феномен, который, в значительной мере, и лежит в основе небывалой массовой популярности именно Высоцкого, а не кого-либо другого из создателей авторской песни. Лирический герой Высоцкого пришел в литературу, к слушателю и читателю со своим языком: незакрепощенной разговорной, а часто и жаргонной, приблатненной лексикой; выразительной, короткой и точной фразой; непредсказуемой, свободной, часто надрывной интонацией; незамысловатыми, легко усваиваемыми ритмами:
Я был душой дурного общества, И я могу сказать тебе: Мою фамилью-имя-отчество Прекрасно знали в КГБ. В меня влюблялася вся улица И весь Савеловский вокзал. Я знал, что мной интересуются, Но все равно пренебрегал... ("Я был душой дурного общества")В сравнении с предшествующими годами это был действительно новый язык - уличный язык эпохи сталинских лагерей и следующих за ней десятилетий. По свидетельству академика Д.С. Лихачева, лагерная лексика в ту лагерную эпоху получила небывалое распространение (и неудивительно: полстраны сидело в лагерях, полстраны лагеря охраняло), она проникла и в среду интеллигенции, где многие научились лихо "ботать по фене". Высоцкий в своих песнях тоже заговорил этим языком, но использовал его в художественных целях (см. об этом далее), творчески: именно Высоцкий, с его "абсолютно подлинным языковым чутьем" (И. Бродский), стал одним из самых заметных голосов своей эпохи, своего времени, он уловил, преобразил и ввел в поэзию, художественно узаконил этот своеобразный "шершавый язык плаката", которым говорила, "корчилась улица", безъязыкая (говоря словами В. Маяковского) до прихода поэта. Без такого языка не было бы лирического героя Высоцкого, по крайней мере такого, каким мы его себе представляем.
Лирической герой и жанр поэзии Высоцкого
Одной из причин популярности Высоцкого было то, что он обратился к жанру, уже получившему распространение в ту лагерную эпоху - жанру блатной (Высоцкий отказывался от этого слова), или дворовой, песни, своеобразному сниженному варианту былого городского романса. Правда, она (блатная песня) была до Высоцкого за пределами художественности, была, так сказать, беспородной, подворотно-заборной, но она жила своей жизнью, была популярна и до него. Это был мощный пласт народной культуры. Сам поэт позднее говорил об этом так: "Начинал я с песен, которые многие почему-то называют дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который был в то время совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к не упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростными, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям" 2 .
Главное в этих песнях - живое, невыхолощенное слово, взятое из жизни, из разговорной речи, а тоска по ней в эпоху идеологических и речевых штампов, канцелярщины и пустопорожнего языка официальной прессы была велика. В песнях Высоцкого выплеснулась народная (бытовая и фольклорная) речевая стихия, которая в его творчестве обрела статус художественности, а дворовая песня стала удачной (для новой аудитории нового времени) формой разговора лирического героя со слушателем-читателем. Высоцкий развил жанр и доказал, что дворовая песня способна быть не только сентиментально-уголовно-мещанской, но и "социально-злободневной и философско-углубленной, гротесково-комической и исповедально-лирической" 3 . Высоцкий придал этому несерьезному фольклорному жанру серьезность, этическую и философскую значимость, ввел в литературу, и явление получило со временем иное название - "авторская песня" (хотя, конечно, не только благодаря одному Высоцкому).
Читайте также другие статьи о творчестве Владимира Высоцкого.
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - Владивысоцкий. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам в одном из интервью ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем какимто одним словом, но сейчас пока этого слова нет».
Так в чем же особенности лирики Высоцкого? В чем особенности всего его творчества? А его творчество интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961 году. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Поэтому первые песни были такими уличными и даже немного хулиганскими. Позднее он стал писать о войне и на более философские темы.
Поэта много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «…Мы дети военных лет - для нас это вообще не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали»:
Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, -
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
(«Песня летчика»)
Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи и ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. А ведь, по словам М. Кульчицкого:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей эпизодические. По-настоящему раскрывался он только на концертах, где всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда, и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Высоцкий очень много внимания уделял спортивной теме. Он хотел создать целую программу, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, так как видов спорта очень много. Однако он много работал и кое-что написал. Например, песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда советские хоккеисты стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой, и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому:
…Профессионалам, отчаянным малым,
Игра-лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером, как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.
У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)» или тоже шуточная песня - «Песня о сентиментальном боксере». А знаменитая «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три, четыре! -
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, - гимнастика.
«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину Г. Климову. У него несчастье: он все время переступает доску, от которой отталкивается, - и у него рекорды не засчитываются:
Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер зазвонил?
Просто восемь сорок результат,
Правда, за черту переступил.
«Песня о штангисте» посвящена Василию Алексееву, самому
сильному человеку в мире:
…Но отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга, -
Вечный мой соперник и партнер.
Есть у него стихотворение и о шахматах:
…Ход за мной - что делать? Надо, Сева, -
Наугад, как ночью по тайге…
Помню - всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево, -
Ну а кони вроде - буквой «Г».
Много песен Высоцкого посвящено альпинистам. «Альпи низм - это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, - они ни к чему хорошему не приведут», - эту фразу Высоцкий произнес в одном из интервью. Поэт писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его:
…Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем в обычной городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою:
Здесь вам не равнина, здесь климат иной, -
Идут лавины одна за другой!
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет скорой помощи, которые могли бы тебя спасти или выручить»:
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала, -
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк, -
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было немало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души» он это отразил:
Был шторм - канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую - и вдруг
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в каюткомпаниях. Морские песни у Высоцкого - это особая категория душевных песен:
Только снова назад обращаются взоры -
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?!
С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:
Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07. -
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, - это я.
Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто
счастливы:
Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала…
Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые
и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно…
Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по- читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:
…Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, - когда в нее плюют.
Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отве чала на многие вопросы любопытных:
Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.
Нам долго не будет хватать Владимира Высоцкого - его талантливых выходов на сцену «Таганки» и его героев, которых он создавал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса… В своих стихах и песнях поэт сумел передать склад ума и образ русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время его широту. Вот это все вместе, это поэтическое и в то же время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. В октябре 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. На нем - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне:
…Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть…
Высоцкий Владимир Семенович родился в Москве в 1938 году, 25 января. Умер он здесь же 25 июля 1980 года. Этот талантливый человек является выдающимся поэтом СССР, а также актером и певцом, автором нескольких произведений в прозе, заслуженным артистом РСФСР (посмертно, с 1986 года). Получил он также Государственную премию СССР (также посмертно, в 1987-м). Творчество Высоцкого, его биография будут представлены в этой статье.
В качестве актера он участвовал в 30 фильмах, включая "Маленькие трагедии, "Место встречи изменить нельзя", "Вертикаль", "Хозяин тайги", "Короткие встречи". Владимир Семенович являлся участником труппы, постоянно выступая в Московском театре драмы и комедии, находящемся на Таганке. Подробнее творчество Высоцкого будет рассмотрено ниже.
Семья Владимира Семеновича
Отцом его является Семен Владимирович Высоцкий (годы жизни - 1916-1997). Это выходец из Киева, ветеран ВОВ, военный связист, полковник. Нина Максимовна (годы жизни - 1912-2003) - мать поэта, по специальности она является переводчиком на русский с немецкого языка. Дядя Владимира Семеновича - Алексей Владимирович (годы жизни - 1919-1977). Этот человек - писатель, участвовал в ВОВ, был награжден тремя орденами Красного Знамени.
Откуда происходит род Высоцких?
Исследователи в настоящее время сходятся на том, что местом, откуда произошел род Высоцких, можно считать Гродненскую губернию, Пружанский уезд, местечко Селец (сейчас это Белоруссия, Брестская область). Вероятно, фамилия связана была с названием одного из населенных пунктов Брестской области, Каменецкого района (город Высокое).
Детство будущего артиста
Владимир раннее детство провел в коммунальной квартире в Москве, находящейся на 1-й Мещанской улице. В 1975 году он напишет об этом периоде своей жизни, что в распоряжении семей была всего одна уборная на 38 комнат. В 1941-1943 годах он жил в селе Воронцовка в эвакуации вместе с матерью. Расположен этот населенный пункт был в 20 километрах от районного центра - города Бузулука, находящегося в Чкаловской области (ныне - Оренбургской). В 1943 году будущий поэт возвращается на 1-ю Мещанскую улицу (получившую в 1957 году название "проспект Мира"). Он пошел в 1945 году в первый класс одной из школ Москвы.
В 1947 году, через некоторое время после того, как родители развелись, Владимир и творчество которого представлены в этой статье, переезжает к отцу и второй его жене (Высоцкой-Лихалатовой Евгении Степановне). Они проживали в 1947-1949 годах в Германии, в г. Эберсвальде, где служил отец. Здесь научился играть на фортепиано Высоцкий. Жизнь и творчество его, однако, проходили в основном в Москве.
Он вернулся в столицу в 1949 году, в октябре, пошел здесь в мужскую школу № 186, в пятый класс. Семья Высоцких в это время жила в Большом Каретном переулке, в доме № 15 (сейчас на этом здании можно увидеть мемориальную доску).
Начало артистической карьеры
Высоцкий с 1953 года посещал в Доме учителя драмкружок, руководил которым В. Богомолов, артист МХАТа. Владимир окончил в 1955 году школу № 186 и поступил по настоянию родственников в Московский инженерно-строительный институт, на механический факультет. Ушел он оттуда после первого же семестра.
Принято это решение было в новогоднюю ночь (с 31.12.1955 на 01.01.1956). Вместе с Игорем Кохановским, школьным другом, Высоцкий делал чертежи, без которых к сессии бы не допустили. Задание было выполнено примерно во втором часу ночи. Но вдруг Владимир встал и начал поливать тушью (остатками заваренного кофе - по другой версии) свой чертеж. Он решил готовиться к поступлению в театральный, поскольку решил, что механический факультет не для него.
Учеба во МХАТе
Владимир Семенович с 1956-го по 1960 год являлся студентом МХАТа, актерского отделения. Занимался он у Вершилова, после чего у Комиссарова и Массальского. Высоцкий познакомился на первом курсе с Изой Жуковой. На этой девушке весной 1960 года он женился.
Первые работы в театре
Первой работой в театре ознаменовался 1959 год (роль Порфирия Петровича в спектакле под названием "Преступление и наказание"). В это же время Высоцкий получил свою первую эпизодическую роль в кино (студент Петя в фильме "Сверстницы"). Первое упоминание о нем в печати состоялось в 1960 году. Это была статья "Девятнадцать из МХАТ" Л. Сергеева.
Владимир Семенович работал в 1960-1964 годах в Московском драмтеатре им. Пушкина (с перерывами). Он сыграл в спектакле (по мотивам произведения Аксакова) роль Лешего, кроме того, еще примерно 10 ролей, большинство из которых были эпизодическими.
На съемках фильма под названием "713-й просит посадку" в 1961 году Владимир Семенович познакомился с Абрамовой Людмилой, которая стала его второй женой. Брак был зарегистрирован официально в 1965 году.
Первые музыкальные работы
Музыкальное творчество Высоцкого берет начало в 60-х годах. Самой ранней песней считается "Татуировка", написанная в Ленинграде в 1961 году. Сам Владимир Семенович неоднократно называл ее таковой.
Но существует и другая, под названием "49 дней", которая датируется 1960 годом. Весьма критичным было отношение самого автора к этой песне. Ей был дан в автографе надзаголовок, в котором она была названа пособием для халтурщиков, "начинающих и законченных". В конце пояснялось, что таким же образом могут быть сделаны стихи на любые являющиеся актуальными темы. Несмотря на то что сам автор эту песню исключал из своего творчества, считая первой "Татуировку", фонограммы исполнений "49 дней" известны, причем датируются они 1964-1967 годами.
Зрелое творчество
Песенное творчество Высоцкого в дальнейшем вместе с актерством стало для Владимира Семеновича делом жизни. Он, проработав в Московском театре миниатюр меньше двух месяцев, предпринял безуспешные попытки поступить в "Современник". Высоцкий в 1964 году создал первые песни к кинофильмам, а также поступил в Театр на Таганке, в котором трудился до конца жизни.
Владимир Семенович познакомился в 1967 году, в июле, с Мариной Влади, французской актрисой (Поляковой Мариной Владимировной), которая стала его третьей супругой в 1970 году, в декабре.
Клиническая смерть
Высоцкий послал письмо в 1968 году в по поводу резкой критики в центральных газетах его ранних песен. В это же время вышла первая его грампластинка под названием "Песни из кинофильма «Вертикаль»". У актера летом 1969 года была Выжил он тогда лишь благодаря Марине Влади. В это время она находилась в Москве. Девушка услышала, проходя мимо ванной, стоны и увидела, что Владимир Семенович кровоточит горлом.
Врачи, к счастью, привезли его вовремя в институт Склифосовского. Он бы не выжил, если бы задержка была еще на несколько минут. 18 часов боролись врачи за жизнь этого актера. Уже поползли слухи по Москве о его смерти.
В 1972 году, 15 июня, по эстонскому телевидению была показана передача под названием "Парень с Таганки". Так Высоцкий впервые появился на советском телеэкране, не считая кинофильмов, в которых он участвовал.
Он поселился в 1975 году на Малой Грузинской улице, в кооперативной квартире. Выставочный зал комитета художников-графиков располагался в полуподвале этого здания. Здесь проходили с 1977 года выставки различных нонконформистов. Актер их регулярно посещал.
В первый и последний раз в этом же году было опубликовано прижизненно стихотворение, которым отмечено творчество Владимира Высоцкого, в литературно-художественном сборнике под названием "День поэзии". Называлось оно "Из дорожного дневника".
Расцвет творчества Высоцкого приходится на 1970-е годы. В 1978 году, 13 февраля, приказом Министерства культуры этому артисту была присвоена высшая категория солиста-вокалиста эстрады. Он заслужил после этого уже официальное признание в качестве певца-профессионала. Творчество Владимира Высоцкого было наконец по достоинству оценено.
Обычно его песни относят к бардовским композициям, но следует сделать оговорку. Манера исполнения и тематика их сильно отличались от множества других, так называемых интеллигентных бардов. Владимир Семенович, кроме того, относился достаточно негативно к клубам самодеятельной песни. В отличие от множества бардов СССР, он был к тому же профессиональным актером, поэтому его творчество не может быть по этой причине отнесено к самодеятельности. В композициях было затронуто множество тем. Среди его и любовная лирика, и баллады, и блатные песни, а также написанные на политические темы, юмористические, песни-сказки. Многие впоследствии стали называться монологами, так как написаны были от первого лица. Таково песенное творчество Высоцкого, кратко описанное.
Владимир Семенович записывается в 1978 году на телевидении, участвует в следующем году в издании альманаха под названием "Метрополь".
В Париже в 1970-х годах Владимир Семенович знакомится с Алешей Дмитриевичем, цыганским артистом и музыкантом. Неоднократно они совместно исполняли романсы и песни, собирались даже выпустить пластинку, однако в 1980 году Высоцкий умер, поэтому данный проект не осуществился.
Гастроли за рубежом
Владимир Семенович вместе с труппой Театра на Таганке выезжал за границу с гастролями - в Польшу, Германию, Францию, Югославию, Венгрию, Болгарию. Он сумел также побывать в США несколько раз, получил разрешение с частным визитом выехать во Францию к жене, посетил Таити, Канаду. За рубежом и в СССР он дал более тысячи концертов.
На центральном телевидении в 1980 году, 22 января, Высоцкий записывается в программе "Кинопанорама". Впервые показаны ее фрагменты будут в январе 1981 года, и лишь в 1987-м выйдет она целиком.
Последние дни, смерть Высоцкого
Выступление в Люберецком дворце культуры (недалеко от Москвы) состоялось в 1980 году, 3 июля. По словам очевидцев, музыкант выглядел нездоровым. Сам он признавался, что чувствует себя неважно, однако держался бодро, отыграв двухчасовой концерт вместо запланированного полуторачасового. В этой любви к сцене - весь Владимир Высоцкий. Творчество и судьба его все же приближались к неизбежному финалу.
Одно из последних выступлений состоялось в этом же году, 22 июня, в городе Калининграде. Во время него Высоцкому снова стало плохо. Выступая в НИИЭМ (город Москва) 14 июля, он исполнил одну из последних своих песен под названием "Грусть моя, тоска моя...". В подмосковном Калининграде (теперь - Королев) он провел 16 июля последний концерт.
Высоцкий 18 июля появился последний раз в Театре на Таганке, в роли Гамлета, самой известной из всех его ролей. Таковы последние события, которыми отмечено творчество Высоцкого.
Кратко о его смерти можно сказать следующее. Владимир Семенович умер 25 июля во сне, в московской квартире. Точную причину его смерти назвать невозможно, поскольку не производилось вскрытие. Несколько версий существует по этому поводу. Леонид Сульповар и Станислав Щербаков говорят о том, что артист умер от удушья, асфиксии в результате чрезмерного употребления седативных средств (алкоголя и морфия). Однако эту версию Игорь Элкис опровергает.
Похороны артиста
Высоцкого похоронили 28 июля на Умер актер во время проведения Олимпийских игр в Москве. В преддверии этого события город был полностью закрыт для въезда иногородних. Его наводнила милиция. В советских СМИ сообщения о смерти в это время практически не печатались. Несмотря на все это, у Театра на Таганке после кончины Высоцкого собралась огромная толпа. В течение нескольких дней она находилась там. Заполнены людьми были в день похорон крыши расположенных вокруг Таганской площади зданий. Казалось, что вся Москва хоронила такого великого человека, как Владимир Высоцкий, биография и творчество которого и сегодня продолжают вызывать огромный интерес.
Дом творчества Высоцкого в Краснодаре
Дом творчества этого легендарного артиста в Краснодаре расположен в центре города. В нескольких залах представлены личные вещи, принадлежавшие артисту, а также фотографии, сделанные во время обучения во МХАТе, материалы, относящиеся к различным периодам его жизни. Здесь же находится этого артиста. Вход является бесплатным. Перед фасадом здания расположен бюст артиста. Жизнь и творчество Владимира Высоцкого привлекают сегодня сюда множество людей. В Доме творчества имеется также возможность посмотреть фильмы о нем, совершить экскурсию, причем тоже совершенно бесплатно.