Изучение пожаров и анализ боевых действий подразделений. Цель и задачи исследования места пожара Какие пожары подлежат исследованию
Организация управления пожарными подразделениями и необходимость развития современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ. Проведение разбора пожара, его цель, требования, методика подготовки и порядок проведения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ »
Школа пов ышения оперативного мастерства
РЕФЕРАТ
На тему: « Разбор пожаров (руководящие документы, цели, задачи; методика подготовки; порядок проведения с начальствующим составом и л/с пожарных подразделений) » .
г. Лабытнанги 2014 год
Введение
Главная часть
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Успешная борьба с пожарами связана с дальнейшим совершенствованием организации управления пожарными подразделениями и развитием современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Средний и старший начальствующий состав (далее - начальствующий состав) федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) МЧС России является организующим звеном частей, специализированных частей, отрядов, пожарно-спасательных подразделений ФПС МЧС России (далее - подразделений ФПС) во всех вопросах оперативно-служебной деятельности. Он принимает решение по организации и тактике тушения пожаров, выступая в роли руководителя тушения пожара (далее - РТП). Быстро и правильно определить решающее направление действий на пожаре, своевременно сосредоточить и ввести в действие необходимые силы и средства, принять необходимые меры по соблюдению правил охраны труда может помочь только высокая тактическая выучка РТП.
Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания, методические навыки, искусство руководства действиями пожарных подразделений по тушению пожара, умение чётко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.
Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления, протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку, складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия. разбор пожар тушение спасательный
Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.
Изучение пожара включает в себя:
Исследование пожара;
Составление карточки действий пожарного подразделения по тушения пожара или описания пожара;
Разбор пожара.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями документов МЧС России, определяющих требования к подготовке личного состава пожарных подразделений и органов управления подразделениями пожарной охраны.
Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.
Разбор пожаров организуется и проводится с целью:
Анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) смен пожарных подразделений;
Анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
Анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;
Анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;
Разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.
Проведение разборов пожаров
Разбор пожаров проводится:
отдельно с начальствующим составом и с личным составом подразделений, участвовавшим в тушении пожара;
с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.
Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.
Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.
Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.
Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.
Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.
С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.
Требования к разборам пожаров
Для разбора пожаров необходимо:
определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;
подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.
Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.
Порядок проведения разбора пожара
Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:
руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;
руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;
в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;
выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.
Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.
На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.
В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.
При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.
Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.
В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.
После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.
Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, становится ясно, что разбор пожаров является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки как начальствующего, так и личного состава. Так как полученная информация и опыт, приобретенные в ходе изучения и разбора пожара могут пригодиться в дальнейшей работе пожарных подразделений. Руководящему составу, выступающему в роли руководителя тушения пожара, необходимо наиболее ответственно и качественно подходить к разбору пожаров, и при исполнении своих обязанностей по тушению пожара учитывать ошибки, совершенные пожарными подразделениями, изучаемые при разборе пожаров, и не допустить их повтора, так как от действий оперативного должностного лица на пожаре зависят не только жизни спасаемых людей, но и жизни подчиненного личного состава.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России от 28.06.2007 года;
3. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России от 25.12.2003 года;
4. Методические указания по проведению разборов пожаров.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.
реферат , добавлен 13.02.2016
Тушение пожаров летательных аппаратов на земле и проведение аварийно-спасательных работ. Решение комплексной задачи по расчёту сил и средств при тушении пожара на объекте хранения нефтепродуктов. Оценка обстановки на месте пожара на момент прибытия.
контрольная работа , добавлен 08.10.2010
Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.
контрольная работа , добавлен 07.10.2010
Оперативно-тактическая оценка жилого дома. Расчет сил и средств на тушение пожара. Проведение аварийно-спасательных работ. Оказание помощи пострадавшему. Карточка боевых действий караула. Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны.
курсовая работа , добавлен 27.05.2015
Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.
контрольная работа , добавлен 21.05.2013
Выбор и обоснование возможного места пожара. Выбор огнетушащих веществ. Основные формулы и справочные данные для расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара. Расписания выездов пожарных аварийно-спасательных подразделений Гомельского гарнизона.
курсовая работа , добавлен 25.10.2013
Оперативно-тактическая характеристика зданий и сооружений. Выписка из расписания выезда пожарных аварийно-спасательных подразделений. Обоснование места возникновения возможного пожара и огнетушащего вещества. Схема расстановки сил для тушения пожара.
курсовая работа , добавлен 15.11.2012
Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.
дипломная работа , добавлен 12.07.2012
Общая характеристика средств, способов и приемов тушения пожаров. Знакомство с основными особенностями организации проведения спасательных работ при возможном пожаре в спортивном комплексе "Жастар" города Талдыкоргана. Анализ особенностей токоотводов.
дипломная работа , добавлен 25.12.2014
Анализ и статистика пожаров в городе Москве. Оперативно-тактическая характеристика объекта. Организация проведения спасательных работ. Эколого-экономическая оценка ущерба при пожаре в жилом доме. Внедрение автоматических установок пожаротушения.
Приложение к приказу
Сибирский региональный центр МЧС России
по проведению разбора пожаров в подразделениях ФПС
Красноярск – 2011
1. Общие положения.
1.1. Изучение и разбор пожаров производится в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению разборов пожаров» (письмо МЧС России от 01.01.2001 №), «Методических рекомендаций по изучению пожаров» (письмо МЧС России 13.03.2007 №), «Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России» 28.06.2007 № , письма Сибирского регионального центра МЧС России от 01.01.2001 г. № .
1.2. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны .
1.3. Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.
Разбор пожаров организуется и проводится с целью:
анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;
анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;
анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда ;
разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.
2. Порядок изучения пожара
2.1. Изучение пожара включает: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара; разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.
2.2. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.
2.3. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 2-х человек) и травмирования людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара.
Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки.
К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.
2.4. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 3 и более человек, травмированием 5 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), в срок не более 20 суток с момента ликвидации пожара и направляются в адрес Сибирского регионального центра МЧС России через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО в электронном виде, изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара.
Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).
При отсутствии в гарнизоне крупных и характерных пожаров, описания составлять на пожары, тушение которых представляет практический интерес не менее одного раза в месяц.
Описания пожаров в соответствии с п. п. 1.6 и 1.7 «Методических рекомендаций по изучению пожаров» от 01.01.2001 года (Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар)) направляются в региональный центр через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО Сибирского регионального центра МЧС России за 3 дня до отправки в ДПСС МЧС России. О направлении описания пожара в региональный центр необходимо доложить сотрудникам отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ посредством телефонной связи. После устного согласования качества предоставленного описания пожара, данные документы направляются в адрес Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России с сопроводительным письмом на бумажном носителе и в электронном виде.
2.6. Описание пожара (далее - описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 27 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.
Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
3. Проведение разборов пожаров
3.1. Разбор пожаров проводится в 4 этапа:
1 этап: С личным составом дежурного караула, принимавшим участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее при подготовке к смене в период подведения итогов несения службы за прошедшие сутки.;
2 этап: При проведении занятий по подготовке личного состава дежурных смен: с личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.
3 этап: Ежемесячно с начальствующим составом подразделений ФПС, при проведении занятий по служебной подготовке, на основании карточки действия пожарного подразделения по тушению пожара и по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области (с отметкой в журнале учета занятий по служебной подготовке в соответствующем разделе);
4 этап: Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России (с отметкой в журнале учета занятий в ШПОМ в соответствующем разделе)
3.2. Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.
Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.
3.3. Для разбора пожаров необходимо:
разработать план проведения разбора (приложение 1), утвержденный начальником подразделения, в котором определить основную цель, содержание, время, наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, видеоматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.
Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.
3.4. Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:
руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;
руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;
в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТП), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;
выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.
Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара и подводит итог правильности действий должностных лиц при тушении пожара. На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.
В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.
При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития. Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.
В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.
После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.
Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.
Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в течение одного квартала с момента составления.
4. Перечень документов, составляемых при изучении пожара.
4.1. По пожарам, указанным в п. 2.3. настоящего пособия:
4.1.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара;
4.1.2. Схема расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны;
4.1.3. Схема расстановки сил и средств на момент ликвидации пожара.
4.2. Описание пожаров включает в себя:
4.2.1. Карточка исследования пожара.
4.2.2. Пояснительная записка.
4.2.3. Расчет сил и средств.
4.2.4. Совмещенный график изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств.
4.2.5.Копия Плана привлечения сил и средств (расписания выездов) состоящей из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами вызова.
4.2.6.Таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;
4.2.7. Схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, сосредоточения сил и средств, согласно расписания выезда (плана привлечения сил и средств), каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара.
4.2.8. Фотоснимки (панорамные, ориентирующие и т. д.)
Начальник управления
пожарно-спасательных сил и сил ГО
подполковник внутренней службы
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ОФПС-5
подполковник вн. службы
«___» _______ 2011 г.
ПЛАН
проведения разбора пожара, произошедшего «__»_____20___ года
по адресу: ______________________
на объекте: _______________________
Наименование мероприятий
Ответственный
Доведение до руководящего и начальствующего состава подразделений ФПС даты и адреса, по которому произошел пожар и его последствий.
Ознакомление с оперативно-тактической характеристикой и особенностями объекта.
Доклад первого РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.
Доклад последующих РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.
Доклад начальников боевых участков об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.
Доклад начальника штаба о принятых решениях и ходе выполнения поставленных задач.
Оценка действий должностных лиц и личного состава подразделений ФПС по тушению пожара.
Общие выводы и оценка действий всех участников тушения пожара, выработка конкретных мер по совершенствованию пожарно-тактической подготовки и устранению недостатков, выявленных в ходе тушения пожара.
Приложения: схема разбора пожара, описание пожара, карточка боевых действий дежурного караула
Начальник ПЧ-2 ОФПС-5
майор вн. службы
Приложение к приказу
Сибирского регионального центра
Профессиональная подготовка личного состава ФПС
Наименование
Организация специального индивидуального обучения лиц, вновь принятых на службу в ФПС.
Организация подготовки личного состава дежурных караулов (одного подразделения ФПС и одного подразделения ПСС субъекта)
Организация специальной подготовки по должности рядового и младшего начальствующего состава и примеры разрабатываемых документов.
Организация стажировки.
Организация тактической подготовки начальствующего состава ФПС, (методический план проведения ПТУ и ПТЗ).
Организация повышения квалификации и переподготовки личного состава ФПС.
Организация самостоятельной учебы.
Организация физической подготовки.
Примечание: В региональный центр предоставляются документы выполненные в соответствии с «Программой подготовки личного состава…», «Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России», «Методическими рекомендациями по подготовке личного состава газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России» и данной методики, а именно приказы, тематические планы, расписания занятий , методические планы (по одному плану по каждому виду подготовки), заполнение разделов журналов учета успеваемости (один сканированный раздел журнала по каждому виду подготовки), билетов для проведения экзаменов, перечни вопросов с ответами (с указанием пунктов нормативных документов, на основании которых разработаны перечни вопросов и билеты), задачи по тактике тушения пожаров и их решение, а так же схемы расстановки сил и средств к ним.
Исследование пожаров
Изучение пожаров организуют и проводят в соответствии с Инструкцией по изучению пожаров. Такое изучение является важнейшим и необходимым условием повышения уровня ПТП начсостава, организации пожаротушения, боевой подготовки подразделений, а также качества пожарно-профилактической работы. Изучение пожара включает в себя следующие элементы: исследование пожара; составление документа по исследованию (описание пожара или карточки боевых действий); разбор пожара (анализ пожарно-профилактической работы и боевых действий пожарных подразделений); анализ боевых действий.
Исследованию подлежит любой пожар, независимо от его размеров, величины материальных потерь и количества использованных сил и средств. К исследованию привлекают наиболее подготовленных лиц среднего и старшего начсостава пожарной охраны, не участвовавших в тушении данного пожара и не обслуживающих объект, на котором имел место пожар, в профилактическом отношении. В некоторых случаях могут привлекаться специалисты научных учреждений и учебных заведений пожарной охраны МВД и инженерно-технических работников объектов и служб города.
Исследование пожара фактически начинается с момента прибытия первого пожарного подразделения, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получения сведений от работников объекта и других граждан, обнаруживших пожар, а также от участников других событий, имеющих отношение к пожару.
При исследовании пожара ставятся такие цели: проанализировать противопожарное состояние объекта и его соответствие действующим нормативным документам, установить причину пожара и оценить качество и действенность пожарно-профилактической работы на объекте; изучить процесс и параметры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению огня и дыма, особенности поведения конструкций зданий, различных веществ, материалов и производственного оборудования в условиях пожара; проанализировать организацию тушения пожара, действия пожарных подразделений, администрации, ДПФ, рабочих и служащих при обнаружении и тушении пожара, спасании людей, эвакуации животных и имущества; установить причины несчастных случаев с людьми; изучить эффективность использования пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, установок пожарной автоматики и систем противопожарного водоснабжения; подготовить мероприятия, направленные на улучшение деятельности аппарата и подразделений пожарной охраны по профилактическому обслуживанию объектов, организации тушения пожаров, обеспечению боевых действий подразделений, улучшению работы оперативного штаба и тыла.
Прежде чем приступить к подробному исследованию пожара, назначенное для этого лицо или группа лиц разрабатывает детальный рабочий план. В процессе его реализации организуются и проводятся: регистрация в хронологическом порядке всех событий, фактов и явлений, имевших место в процессе развития и тушения пожара; собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, наблюдавшими те или другие явления в процессе развития и тушения пожара, участвовавшими в его тушении; детальный осмотр места пожара и проведение необходимых замеров, выполнение схем, фотосъемок и изъятие вещественных доказательств; изучение и анализ технологического процесса производства, строительных конструкций, состояния путей эвакуации, стационарных систем извещения и тушения, противопожарного водоснабжения, средств связи, а также проведение соответствующих аналитических и экспериментальных исследований; изучение оперативных документов, связанных с тушением пожара, и анализ выполнения их требований должностными лицами на пожаре; анализ предписаний Госпожнадзора, инструкций по пожарной безопасности на объекте, материалов инспекторских проверок деятельности пожарных подразделений; проведение экспериментов для оценки быстроты сбора достаточного количества сил и средств для тушения; анализ правильности действий РТП, оценка степени использования тактических возможностей пожарных подразделений, участвовавших в тушении.
Все факты, явления и действия, изучаемые в процессе исследования, по времени их свершения можно разделить на две группы: предшествующие возникновению пожара и происходившие в процессе развития пожара и его тушения.
Основные факты, явления и действия, предшествующие пожару, можно объединить в следующие группы:
Общие данные (адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта, дата постройки, соответствие проекту и требованиям противопожарных норм и правил, дата и время возникновения, обнаружения пожара и сообщения в пожарную охрану, а также причины пожара и лица, виновные в его возникновении);
Назначение объекта (здания или сооружения), характеристики производственного процесса, влияющие на возникновение, развитие и тушение пожара;
Конструктивные особенности объекта (здания, сооружения, помещения), влияющие на развитие, тушение и последствия пожара (этажность здания, конструктивный материал, степень огнестойкости, состояние путей эвакуации и др.);
Состояние электросетей и электроустановок (соответствие правилам устройства электроустановок и проектной документации, правильность их монтажа, состояние электрозащиты, молниезащиты и др.);
Состояние системы противопожарного водоснабжения (вид водоснабжения, диаметр водопроводных труб, напор в водопроводе, порядок его повышения, наличие подъездов к естественным и искусственным водоемам, запасы воды, наличие внутренних пожарных водопроводов и их эффективность и др.);
Наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения п тушения, эффективность их применения;
Наличие и соответствие нормам первичных средств пожаротушения, эффективность их применения;
Наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа;
Характеристика средств связи и их роль в извещении о пожаре;
Характеристика местной пожарной охраны (вид пожарной охраны объекта, укомплектованность личным составом и техникой, уровень боевой готовности, знание начсоставом объекта, контроль за организацией службы, наличие и реальность оперативных документов, вид и численность сторожевой охраны и др.);
Противопожарное состояние объекта до пожара (роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеспособность, обслуживание объекта в противопожарном отношении должностными лицами Госпожнадзора);
Своевременность и качество пожарно-технических обследований, перечень предложенных мероприятий, степень их выполнения и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара, случаи пожаров, происшедших ранее на объекте, использование прав Госпожнадзора и др.
Эти группы данных являются особенно важной частью исследования, так как они обусловливают причины возникновения, особенности развития пожара и боевой работы по его тушению. Перечисленные данные, как правило, получают путем тщательного изучения и анализа документов по противопожарному состоянию объекта, а также практической проверки несения службы и боеготовности подразделений, участвующих в тушении, противопожарного состояния объекта, в том числе его инженерных сооружений.
После изучения обстоятельств, предшествующих пожару, или одновременно с таким изучением рассматривают факты, явления и действия, происходившие в процессе развития и тушения пожара. Основными из них являются:
Данные о развитии пожара, поведение строительных конструкций и материалов в условиях пожара (особенности горения, пути и скорость распространения огня, влияние противопожарных преград, случаи взрывов, вспышек, вскипания и выбросов ГЖ, их причины и последствия, зоны задымления и их влияние на ход тушения, наличие вредных для дыхания и токсичных газов и другие явления, влияющие на развитие и тушение пожара);
Ход тушения и управление силами и средствами (обнаружение, способ и время сообщения о пожаре, правильность действий должностных лиц до прибытия пожарных подразделений, первые действия по тушению, организация встречи подразделений, действия дежурного диспетчера ЦППС или дежурного РОВД, время прибытия первого подразделения, действия первого РТП, время прибытия последующих подразделений и обстановка пожара к их прибытию и их действия, обстановка пожара на момент прибытия старшего РТП, принятие им решений и своевременность их выполнения, создание оперативного штаба, боевых участков и секторов и их работа по организации тушения, сведения о применении новых способов и приемов ведения боевых действий, перечень и степень использования подразделений на специальных пожарных машинах, количество и виды поданных на ликвидацию горения стволов и пеногенераторов, их эффективность, численность личного состава, участвовавшего в тушении и др.);
Оценка действий РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожаре (своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по организации разведки пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, организации спасательных и других работ, качество работы оперативного штаба по управлению силами и средствами, правильность использования сил и средств, степень подготовки личного состава подразделений к применению новых средств, способов и приемов ведения боевых действий, проявления отваги става, участвовавшего в тушении, и др.);
Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров (позднее обнаружение пожара, несвоевременность сообщения о пожаре, недостаток воды и других огнетушащих средств, несвоевременное прибытие сил и средств, неисправность пожарной техники, отсутствие ГДЗС, отсутствие или удаленность подразделений пожарной охраны, ошибки РТП и оперативного штаба в организации тушения и др.);
Последствия пожара (перечень всего, что сгорело и повреждено огнем и дымом, разрушено, вскрытых и разобранных при тушении конструкций зданий и сооружений, степень повреждения зданий и сооружений, оценка возможности их восстановления, данные о несчастных случаях с людьми и гибели животных, ущерб от пожара, степень влияния происшедшего пожара на процесс производства, количество спасенных людей, животных и материальных ценностей и др.).
После окончания исследования лица, выполнявшие его, на основании анализа разрабатывают выводы и предложения по принятию необходимых мер и ознакомляют с ними руководство аппарата, начальника гарнизона пожарной охраны и других должностных лиц в установленном порядке.
По результатам исследования составляют описание пожара или карточку боевых действий - в зависимости от величины материального ущерба от пожара, особенностей его развития и тушения, что предусмотрено требованиями действующих руководящих документов.
Описание пожара включает в себя такие разделы: сводные данные о пожаре; пояснительная записка; выводы, предложения и принятые меры. Оно, как правило, составляется по единой форме и строго в той последовательности, которая приведена в Инструкции по изучению пожаров.
В сводные данные о пожаре включают: общую часть (наименование объекта, его принадлежность, адрес, место возникновения и причина пожара, условия, способствующие распространению пожара, виновные лица, вид ответственности, вид пожарной охраны и др.); перечень последствий пожара (гибель людей, животных, ущерб от пожара, что повреждено, что спасено и др.); характеристику объекта (размеры зданий, площадь помещений, этажность, место возникновения и пути распространения огня и др.); дополнительные сведения (расстояние до пожарной части, эффективность противопожарных преград, причины несвоевременного и некачественного тушения, дата последнего обследования объекта, общее количество нарушений противопожарной безопасности и др.); данные о динамике развития и тушения пожара (время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре, время прибытия первого и последующих подразделений и т.д.); перечень задействованных сил и средств (по каждому подразделению: общее количество техники, участвовавшей в тушении, количество участников тушения и т.д.).
В пояснительной записке более подробно отражают: данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара; характеристику охраны объекта и результативность надзора пожарной охраны за его противопожарным состоянием; общую картину возникновения, развития и тушения пожара; положительные моменты и недостатки в организации тушения; основные огнетушащие вещества, примененные при тушении; неисправности пожарной техники; обстоятельства, места гибели и данные о погибших (травмированных) людях; круг лиц, проводивших расследование пожара; предварительные результаты расследования и др.
В разделе, посвященном выводам, предложениям и принятым мерам, указывают: основные причины возникновения и развития пожара; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и успешному тушению подобных пожаров; перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары; упущения в организации пожарно-профилактической работы и в тушении пожара; меры, принятые для устранения допущенных недостатков, совершенствования организации и проведения профилактической работы и тушения пожаров.
К описанию пожаров прилагают: совмещенные графики изменения площади, периметра, фронта пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих средств; схемы тушения по этапам тушения пожара, а также фотоснимки и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.
Исследование каждого пожара заканчивается его разбором; результаты последнего отражают в конце описания пожара.
Разбор пожара
Разбор пожара организуют и проводят, чтобы проанализировать: противопожарное состояние объекта, на котором произошел пожар, и его оперативно-тактические особенности, причины возникновения и особенности развития пожара; боевые действия пожарных подразделений, ДПФ, рабочих и служащих по тушению пожара; качество несения службы и уровень боевой подготовки пожарных частей гарнизона; положительные стороны и недостатки в организации и проведении пожарно-профилактической работы на объекте и управлении силами и средствами; результативность применения новых способов и приемов ведения боевых действий, использования огнетушащих средств, пожарной техники и средств связи; случайные обстоятельства и явления, происшедшие при развитии и тушении пожара, и их причины; степень соблюдения требований техники безопасности. Полученные результаты необходимы для разработки мероприятий, направленных на предупреждение пожаров на аналогичных объектах, устранение недостатков, имевших место в организации службы, боевой подготовки и тушении пожара, и распространение положительного опыта работы.
Разбор пожаров планируют и проводят в служебное время - в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, или в другое время, по усмотрению начальника гарнизона, отряда или части, при особо сложных и характерных пожарах после их исследования, а также в плановые часы на занятиях в школах повышения оперативного мастерства и пожарно-технических учебных заведениях. Порядок, время и место разбора пожара определяют начальники аппарата, гарнизона пожарной охраны, отрядов и частей.
Различают следующие организационные формы разбора пожаров: разбор пожаров, происшедших в гарнизоне, после их исследований - отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части); разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, - с начсоставом гарнизона, слушателями и курсантами учебных заведений (по описаниям, обзорам, информационным письмам и т.п.); разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении. Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны в ближайшее после тушения время со всем личным составом дежурных караулов.
Периодичность и сроки разбора пожаров с начсоставом гарнизонов пожарной охраны определяются соответствующими указаниями и инструкциями.
Разбор пожаров, происшедших в данном гарнизоне, с начсоставом гарнизона пожарной охраны проводят лица, их исследовавшие, под руководством старших начальников, а разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, - старшие начальники или ответственные работники по их поручению.
Разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении, проводят начальники караулов или лица, возглавлявшие караул на данном пожаре, под руководством начальника части или его заместителя, а с личным составом других караулов - начальник части или его заместитель.
Разбор пожаров дает возможность для начсостава раскрыть содержание большинства процессов и явлений, протекающих на пожарах, установить их последовательность и закономерную связь между ними, а также причины их возникновения. Знание этих причин позволяет глубоко, всесторонне и объективно анализировать деятельность начсостава пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению уровня боевой подготовки всего личного состава подразделений и совершенствованию качества борьбы с пожарами на различных объектах и в разных условиях.
Значение разбора пожаров заключается и в том, что посредством этого вида ПТП устанавливается общность взглядов начсостава пожарной охраны на вопросы организации и проведения пожарно-профилактической работы и тушению пожаров. Поэтому разборы пожаров нельзя рассматривать как эпизодическую форму обучения начальствующего и всего личного состава пожарной охраны; их следует осуществлять непрерывно. В этой работе должен принимать участие весь начсостав аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны.
Качество разбора пожара зависит главным образом от уровня подготовки руководителя и учебной базы к разбору. Каждая организационная форма разбора имеет свои особенности, которые влияют на порядок подготовки руководителя к занятиям.
Основными источниками сведений о пожаре при подготовке руководителя к разбору являются: материалы по исследованию пожара; описание пожара; карточки боевых действий, обзоры, информационные сборники и другие документы по пожарам, поступившие от вышестоящих органов пожарной охраны.
Для проведения разбора руководителю необходимо: определить основную цель, время, место и содержание разбора; разработать план занятий; подготовить наглядные пособия (схемы, планы, рисунки, фотографии, киноматериалы, чертежи, таблицы, графики, диаграммы, технические средства для их демонстрации и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожара.
План разбора пожара включает в себя: тему занятий, основную цель, время, отведенное на разбор, место проведения, материальное обеспечение (наглядные пособия) , список документов и литературных источников, которые использовались для обоснования выводов, заключений и предложений, порядок проведения занятий (элементы) с распределением времени на каждый элемент, перечень должностных лиц, выступающих с сообщениями (если это планируется), и содержание разбора (основные вопросы и их краткое содержание). План разбора рассматривается и утверждается старшим начальником.
Разбор пожаров, происшедших в гарнизоне пожарной охраны, с его начсоставом проводят, как правило, лица, исследовавшие пожар, под руководством своих старших начальников. Поэтому подготовка их к разбору пожара осуществляется в процессе его изучения в определенной последовательности. При выявлении и изучении данных о развитии и тушении пожара первоначально приходится сталкиваться с множеством факторов, имеющих различное значение и неодинаковое влияние на развитие и тушение пожаров. В этих условиях целесообразно не только выявлять данные о развитии и тушении пожара, но и группировать их по определенным признакам. Данные о причине возникновения пожара объединяют в одну группу, о распространении огня - в другую, о зонах задымления - в третью и т.д. При выявлении причины пожара воссоздают конкретные условия его возникновения, и если известны аналогичные условия и причины возникновения других пожаров, то необходимо проанализировать и использовать эти данные на разборе.
В процессе исследования и в порядке подготовки к разбору пожара выявляют и группируют данные, с помощью которых можно определить:
Промежутки времени свободного развития пожара, т.е. время от момента возникновения горения до его обнаружения, время поступления сообщения о пожаре, сбора и следования, боевого развертывания и введения огнетушащих средств;
Линейную скорость распространения огня в период свободного развития пожара - до момента его локализации;
Площади пожара к моменту прибытия первого подразделения, на момент введения дополнительных сил и средств и локализации, а также скорость ее увеличения в различные периоды развития и тушения пожара;
Границы зоны задымления и изменение их в процессе развития и тушения пожара;
Скорость выгорания горючих веществ, материалов и факторы, влияющие на нее;
Изменение температурного режима и газового обмена в процессе развития и тушения;
Поведение конструкций в условиях пожара, а также влияние пожара на аппараты, оборудование технологического процесса и его результаты и др.
Одновременно с выявлением этих данных устанавливают:
Время поступления сообщения о пожаре, выезда подразделений на пожар и факторы, на них повлиявшие;
Скорость следования подразделений к месту вызова;
Обстановку пожара к моменту прибытия первых и последующих пожарных подразделений и оперативного руководства;
Порядок действий первых и последующих подразделений по спасанию людей и тушению пожара;
Скорость сосредоточения и введения сил и средств в процессе тушения;
Продолжительность локализации и ликвидации пожара;
Количество сил и средств, использованных при тушении пожара, и некоторые другие сведения.
Одновременно со сбором данных о развитии и тушении пожара для подготовки к разбору необходимо подобрать иллюстрационный материал (схемы, результаты фото- и киносъемки, чертежи, зарисовки и т.п.), который может быть использован в качестве доказательства, подтверждения или опровержения того, что имели место какие-либо факты, явления или процессы.
После выявления всех необходимых данных о развитии и тушении пожара переходят к их анализу. Анализ заключается в том, что посредством обработки предварительных данных (с помощью методики расчета параметров развития и тушения пожара и определения необходимого количества сил и средств), вычерчивания графиков и диаграмм устанавливают конкретные особенности и факты развития и тушения пожара.
Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения.
Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.).
Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др.
Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне.
Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т.д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы.
Время боевого развёртывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП. Поэтому, анализируя фактическое время боевого развёртывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования пожарных машин, установленных на ближайшие водоисточники, на полную их тактическую возможность несколькими подразделениями
Теоретическое время локализации – это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещённому графику требуемогог и фактического расходов воды.
Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств “по дыму”; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других.
Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов.
В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению.
Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др.
При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара.
Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также причины выявленных недостатков.
Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные - такие, как скорости распространения огня, .роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ - сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений.
Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте.
В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях.
Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить боевые действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства.
Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию.
Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т.п.; разработку мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе исходя из полученных данных.
При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчи г дальнейшую подготовку к занятиям.
В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т.д.
После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара.
В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений.
Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожарно-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы.
При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения.
Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб и утверждаются руководителем аппарата или гарнизона (подразделения) пожарной охраны.
Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток.
Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении.
Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке:
1. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар;
2. Лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений;
3. Заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении;
4. Выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения;
5. Берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны;
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006. N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593) и в целях совершенствования единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. прилагаемый Порядок учета пожаров и их последствий.
Министр С. Шойгу
Приложение
Порядок учета пожаров и их последствий
I. Общие положения
1. Порядок учета пожаров и их последствий (далее - Порядок учета пожаров) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре".
2. Порядок учета пожаров регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.
3. Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.
4. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.
5. Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.
6. Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.
7. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся созданные на территории Российской Федерации юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
8. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий.
9. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.
10. Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
12. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Учет пожаров и их последствий
13. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.
14. Не подлежат официальному статистическому учету:
1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;
2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);
3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;
4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;
5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;
6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;
7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;
8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);
9) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;
10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания).
Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:
бесхозных зданий;
бесхозных транспортных средств;
сухой травы;
тополиного пуха;
торфа на газонах и приусадебных участках;
пожнивных остатков;
мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.
15. Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.
16. Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит учет пожаров и их последствий.
17. Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:
структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора;
подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.
18. Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных.
19. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, получает в установленном порядке:
от федеральных органов исполнительной власти и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
из федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (далее - ФГУ ВНИИПО МЧС России) обработанные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации;
формирует и предоставляет официальную статистическую информацию по пожарам и их последствиям в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные федеральным планом статистических работ.
20. Структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:
получают в установленном порядке от респондентов первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
обрабатывают и предоставляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ФГУ ВНИИПО МЧС России;
получают данные по пожарам (загораниям) и их последствиям, происшедшим в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России и расположенных вне закрытых административно-территориальных образований. Административные данные по указанным пожарам (загораниям) и их последствиям представляются в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, и в субъекте Российской Федерации не учитываются.
21. Подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:
получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;
предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в структурное подразделение центрального аппарата, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений ФПС МЧС России.
22. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, представляет в установленном порядке обобщенные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы, в ФГУ ВНИИПО МЧС России.
23. Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.
24. Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.
25. Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.
26. При формировании первичных статистических данных и административных данных по пожарам и их последствиям все погибшие и травмированные при пожарах берутся на учет на основании заключений о причине смерти или травмирования, предоставляемых медицинскими организациями.
27. При установлении учреждениями судмедэкспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий.
28. Не берутся на учет погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.
29. Учету подлежит ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.
30. Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения пожарной охраны.
31. При выяснении обстоятельств, позволяющих переквалифицировать загорание в пожар (пожар в загорание) в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.
32. В случае установления искажений данных по пожарам (загораниям) и их последствиям, а также фактов пожаров, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц, в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911;1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593.
2Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043.
3Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921.
4Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. 2), ст. 5491; 2005, N 44, ст. 4555; 2008, N 43, ст. 4949.
5Статья 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
6Статья 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".