История становления и развития принципа добросовестности в гражданском праве. История становления системы гражданского права Понятие, виды и значение принципов права
История становления системы гражданского права
Зарождение и совершенствование гражданского права, как самостоятельной отрасли права, связано с развитием товарно-денежных отношений. Как только появились покупатели и продавцы, заказчики и подрядчики, владельцы и распорядители имущества, так сразу и начались попытки урегулировать эту систему отношений.
Развитие системы гражданского права
В Древнем Риме гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры. А в дальнейшем этот процесс происходил на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и т.п.)
Замечание 1
Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.
В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь возникающих городов.
Развитие товарного производства в эпоху Возрождения привело к увеличению интереса к институтам римского гражданского права, как наиболее совершенному на тот период времени типу права, что обусловило внедрение (в основном путем комментирования школами глоссаторов) норм римского права в гражданский оборот. И в дальнейшем эти нормы применялись дополнительно, наряду с местными обычаями и официальными законами (пандектное право). Возрождение античного законодательства получило название рецессии римского частного права.
После буржуазных революций XVII-XVIII веков нормы римского гражданского права полностью или в виде, переработанном с учетом современных условий оборота, были инкорпорированы в гражданские кодексы Франции (Гражданский кодекс Наполеона, 1804 год), Австрии (1811 год), Германии (Германское Гражданское уложение, 1896 год) и ряда других стран. Этот этап развития гражданского права ознаменовался процессом его кодификации.
Замечание 2
Основными постулатами, заложенными в то время в основу кодифицированных актов гражданского права, стали принципы невмешательства государства в экономику, свободы распоряжения частной собственностью и договорными условиями, формального равенства партнеров в гражданских правоотношениях.
Тогда в некоторых странах Европы стали выделять торговое право, нормы которого были специально приспособлены для быстрого оформления сделок. Более того, Торговые кодексы во многих странах (например, в Германии) были приняты раньше гражданских.
В эпоху Нового времени в сферу регулирования гражданского права попали личные неимущественные отношения. Несмотря на то, что они непосредственно не связаны с защитой материальных интересов, в конечном счете, ими определяются. Речь идет о защите деловой репутации и чести, неприкосновенности фирменного наименования, авторских правах и т.п. Позже такие отношения органично вошли в состав гражданского права, поскольку методы их регулирования оказались чрезвычайно схожи с теми, что определяли гражданский оборот.
В настоящее время специалисты выделяют пять основных правовых систем :
- англо-американское право;
- романо-германское право;
- российское право;
- мусульманское право;
- традиционное право.
Рисунок 1.
Романо-германская правовая система
Одним из этапов развития гражданского права является возникновение романо-германской правовой системы, которая сформировалась в континентальной Европе к XIII веку. До этого времени в европейском праве элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права.
В рассматриваемый период, то есть в начале XIII века, Римская империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне и варвары продолжали некоторое время жить каждый по своим законам. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, оказались слишком сложными. Право ученых, которое мы находим в этих компиляциях, было модифицировано и заменено на практике вульгарным правом, которое и применялось населением спонтанно. Никто не стремился письменно зафиксировать нормы этого права, которые имели лишь местное значение. Право еще существовало, но господство его прекратилось, отброшен был и сам идеал общества, основанного на праве. Создание романо-германской правовой семьи связано с развитием государственности, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Новое общество осознало, что только право может обеспечить порядок и безопасность. Люди перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком, за правом вновь была принята его собственная роль и автономия.
Замечание 3
Зарождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти и централизации, осуществленной королевской властью. Система романо-германского права утвердилась в эпоху, когда Европа не только не составляла единого целого, но сама идея такого рода казалась несбыточной.
Стало очевидным, что усилия папства не приведут к восстановлению единства Римской империи в политическом плане. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей.
Становление гражданского права в России
Первая инкорпорация норм гражданского права в России была произведена М.М. Сперанским в первой половине XIX века. Речь идет о Своде законов Российской империи.
К концу позапрошлого столетия устарелость положений Свода законов в части гражданского права стала столь явной, что началась разработка нового нормативного документа – Гражданского Уложения. Первая часть его была готова в 1913 году, но так и не была введена в действие, данному процессу помешало начало Первой мировой войны.
После случившейся в 1917 году отмены большевиками всех законов Российской империи, земля, фабрики, заводы, иные основные средства производства и транспорт, а также весь жилищный фонд были национализированы.
По окончании гражданской войны и в связи с переходом к политике НЭПа в целях регулирования товарно-денежных отношений был принят первый советский Гражданский кодекс, датированный 1922 годом.
Со свертыванием политики НЭПа в 1926-1928 годах и по причине развития командной экономики область применения гражданского права значительно сузилась.
Следующая кодификация гражданского права завершилась принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик в 1961 году. Положения этого документа в дальнейшем в незначительном объеме дополнялись и конкретизировались Гражданскими кодексами союзных республик.
Замечание 4
Первая часть нового Гражданского кодекса РФ, действующего в настоящее время, была принята лишь в 1994 году.
В настоящее время большинство ученых-юристов открыто признают ведущую роль судебной практики в эволюции права. Все более широкие полномочия предоставляются судьям, что фактически ставит право в значительную зависимость от их взглядов. Наличие многочисленных международных конвенций и развитие сравнительного права заставляет российских юристов чаще интересоваться тем, как понимается и толкуется право в других странах.
В связи с введением в действие нового Гражданского кодекса РФ, часть первая (1994) и часть вторая (1996), принятию которых предшествовали широкие научные обсуждения и многолетняя подготовительная работа с привлечением зарубежных специалистов - консультантов, имеются все основания считать, что система гражданского законодательства на современном этапе становления российского права сложилась и после принятия подготавливаемой части третьей ГК ее можно считать выработанной не только на переходный к рынку период, но и на более длительную перспективу.
Новый ГК РФ содержит развернутую регламентацию всех важнейших отношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики, и называет в своих статьях около 30 основных федеральных законов в области гражданского права, которые подлежат разработке и изданию. Ряд таких законов уже принят: это Федеральные законы "Об акционерных обществах" (1995), "Об актах гражданского состояния" (1997), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (1997), "Об обществах с ограниченной ответственностью" (1998), "О несостоятельности (банкротстве)" (1998), "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (1998), Воздушный кодекс (1997), Транспортный устав железных дорог (1998).
В настоящее время достигнута известная полнота регулирования деятельности некоммерческих организаций с принятием Федеральных законов "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О товариществах собственников жилья", "О свободе совести и религиозных объединениях".
Представленная в ГК система институтов и норм частного права отражает также и специфику регулирования предпринимательских отношений и применения к ним общегражданских институтов и норм. В ГК названы основные законы в области предпринимательской деятельности, подлежащие принятию, некоторые из которых уже изданы. Это исключает необходимость в разработке специального Хозяйственного (Торгового) кодекса, что предлагалось некоторыми юристами и экономистами.
Часть третья ГК, которая включает институты интеллектуальной собственности (патентное право, товарные знаки, авторское и смежные права), наследственное право и основные нормы международного частного права, в складывающуюся законодательную систему гражданского права Российской Федерации существенных коррективов не внесет и лишь завершит ее создание.
В целом создаваемая в России система гражданского законодательства традиционна (ГК имеются в большинстве современных государств), учитывает исторический опыт России и является понятной и простой. В ст. 3 ГК закреплен принцип иерархии гражданского законодательства, что должно обеспечивать единство и согласованность норм ГК, издаваемых на его основе и в его развитие законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Существенно менять эту систему, во всяком случае в ближайшие годы, нет никаких оснований.
Необходимо обратить внимание на проблему соответствия российской национальной системы гражданского законодательства национальному гражданскому законодательству других государств СНГ. Правда, на сближение национальных систем гражданского законодательства оказывает влияние фактор разновременного принятия гражданских кодексов в государствах, что со временем утратит свое значение.
Общим недочетом складывающейся системы гражданского законодательства являются все более частые случаи отступлений в принимаемых новых законах от норм ГК, что наглядно видно на примере новых транспортных кодексов (воздушного и железнодорожного транспорта), Федерального закона "О товариществах собственников жилья". Это нарушает иерархию гражданских законов и усложняет их применение.
Внесение изменений в ранее принятые правовые акты либо их отмена в соответствии с вступившими в силу первой и второй частями ГК РФ не стали самостоятельной задачей правотворческих органов, которые занялись исключительно разработкой и изданием новых актов, предусмотренных новым ГК РФ. Преимущества такого направления в развитии системы актов гражданского права были бы очевидны, если бы "расчистка" прошлого законодательства велась одновременно или опережая процесс нового правотворчества. Изменение ранее изданных нормативных правовых актов стало неотложной необходимостью. Их сохранение - дезориентирующий фактор ГК, законности в гражданских и смежных с ними правоотношениях.
Так, таможенное и налоговое законодательство в той части, в какой остались несогласованными с новым ГК, разрушают принцип свободы договора участников гражданских правоотношений. Это и другие основные начала ГК (ст. 1) нарушены оставшимся без изменений Жилищным кодексом РСФСР (1983), в который не были внесены изменения, вытекающие из Конституции.
Требования гражданского законодательства плохо выполняются государством, призванным выступать в роли регулятора гражданского оборота и контролера осуществления гражданских правоотношений. Так, в значительной степени именно исполнительная власть несет ответственность за возникновение теневого рынка производства и продажи аудио - и видеокассет, программ ЭВМ, ставшего высокоприбыльным рынком для организованной преступности в видеобизнесе, кинопрокате, тиражировании аудиокассет, издательском деле. Этого могло и не быть, либо такого рода рынок не достиг бы огромных масштабов, если бы органы исполнительной власти на основе Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года приняли меры к формированию механизма осуществления выплат вознаграждений изготовителям и импортерам аудио - и видеооборудования, аудио - и видеокассет, авторам, исполнителям.
Особую актуальность приобретает вопрос о введении в действие главы 17 ГК "Право собственности и другие вещные права на землю". Согласно ст. 13 Закона "О введении в действие части первой ГК" эта глава вводится в действие одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ. Поскольку в настоящее время сложилась ситуация, в которой новое земельное законодательство создается на уровне субъектов Федерации и вступает в действие в отдельных субъектах в разное время (о правомерности этого сказано в разделе 4 настоящей концепции), встает вопрос о пересмотре ст. 13 этого Закона и о введении в действие главы 17 ГК в отдельных регионах по мере принятия ими соответствующих актов земельного законодательства, которые неизбежно включают и нормы об ипотеке земли и, конечно, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, включая ГК.
Нуждается в пересмотре и вопрос о содержании главы 17 ГК. Предмет регулирования этой главы должен быть расширен. Он должен охватывать все виды природных ресурсов, поскольку они также являются недвижимым имуществом, в отношении которого действующее законодательство допускает существование вещных прав, и законодательство о них, как и земельное законодательство, отнесено Конституцией к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Целесообразно внести в главу 17 ГК соответствующие дополнения и изменить ее название.
Название работы: Становление и развитие гражданского права в России
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В РОССИИ (XVIII В.)
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
1.2. ВЕЩНОЕ ПРАВО 11
1.3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО 14
1.4. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 17
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. 19
2.2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 21
2.3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО 37
2.4. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ПОСТРЕФОР- МЕННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ПОСТРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД 47
3.2. ВЕЩНОЕ ПРАВО 48
3.3. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 51
4.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИЯТИЯХ 52
ГЛАВА 4. НАУКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛА- ШЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ (1991-2005 ГГ.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………68
Введение:
Становление гражданского права как самостоятельной области юриспруденции и соответственно его изучение и осмысление проходило в России значительно позже, чем на Западе. До конца XVIII в. гражданское право излагалось в рамках курсов философии и энциклопедии права. Первые публикации научного характера специально о гражданском праве появились в России после создания университетов, и в них прослеживалось сильное влияние римского права и немецкой философии права, поскольку преподаватели права были преимущественно выходцами из Германии или там учились.
Расширению научных исследований в области гражданского права способствовало создание Свода законов Российской империи, и в середине XIX в. был опубликован ряд книг об истории и действующем гражданском праве России, среди которых выделяется работа К.Неволина об истории Российских гражданских законов (1851 г., три тома) и курс лекций по гражданскому праву Д.Мейера. Эта последняя книга, в дальнейшем неоднократно переиздававшаяся, определяла в качестве предмета гражданского права имущественные права и содержала систематическое и ясное изложение всех основных институтов гражданского права, включая семейное право.
Проведенная в 60-х годов XIX в. судебная реформа и потребность в образованных юристах дали новый толчок развитию науки гражданского права и укреплению ее связи с отечественной практикой. В ряде университетов создаются кафедры торгового права. В этот же период были учреждены специальные правовые журналы, а тематика гражданско-правовых исследований всех видов заметно расширяется.
Число научных публикаций, посвященных различным институтам гражданского права, на переломе столетий было в России необычайно обширным, причем гражданско-правовые исследования и учебники издавались не только в столичных городах, но также в Киеве, Казани, Одессе и других провинциальных центрах. Возросло и количество переводов авторитетных зарубежных сочинений, в основном немецких авторов (Ф.Савиньи, Р.Иеринг, Г.Дернбург и др.). Внимательно изучалось римское право, являющееся основой многих институтов современного гражданского права (труды И.Покровского, В.Хвостова, В.Ефимова).
Среди общих работ по гражданскому праву этого периода необходимо назвать курс гражданского права К.Победоносцева в трех томах, опубликованный в 1868-1880 гг. на основе лекций его автора в Московском университете, публикации К.Кавелина, С.Пахмана, К.Малышева, Н.Дювернуа. Серьезные исследования были посвящены и конкретным вопросам гражданского права: денежным обязательствам (П.Цитович), торговым товариществам (А.Каминка, И.Тарасов), железнодорожному праву (И.Рабинович). Уникальные сочинения по толкованию и применению законов были опубликованы Е. Васьковским, автором капитального учебника по гражданскому процессу.
В последующие годы широкую известность получил учебник русского гражданского права, составленный Г.Шершеневичем. Впервые опубликованный в 1894 г. в Казани, он в дальнейшем неоднократно переиздавался, и в 1914 г. уже после смерти автора было опубликовано II-е издание учебника в двух томах под ред. В.Краснокутского. Автор подчеркивает имущественный характер гражданского права, но включает в него и некоторые неимущественные отношения, в том числе семейное право. Общая часть гражданского права основательно освещена в учебнике Ю.Гамбарова, к сожалению, не получившем продолжения.
В области торгового права, которое рассматривалось обычно как специальная разработка гражданского права, продиктованная Практическими потребностями коммерческого оборота, крупным и глубоким исследованием является Курс торгового права в 4 томах Г.Шершеневича и недавно переизданный его же краткий учебник торгового права. Курс содержал подробный анализ всех институтов, традиционно относимых к торговому праву, с кратким изложением истории их развития и обширной зарубежной и отечественной библиографией. Курс неоднократно переиздавался, 4-е издание вышло в 1914 г.
Большим достижением российской юридической науки стала разработка в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, проекта будущего Гражданского уложения России. Этот проект не был закончен и реализован ввиду начавшейся войны, однако опубликованные разделы намечавшегося уложения, особенно его книга об обязательственном праве свидетельствуют о высоком уровне проекта, который был использован при последующих законопроектных работах, осуществлявшихся в России.
Завершая краткий обзор научных исследований российских юристов дореволюционного периода, необходимо выделить глубокую по содержанию и превосходную по форме изложения книгу И.Покровского "Основные проблемы гражданского права", опубликованную в 1917 г. В этой монографии после общей характеристики предмета и ценности гражданского права рассмотрены все его основные философско-правовые проблемы (личность и государство, определенность права и судейское правотворение, злоупотребление правом, нематериальные интересы) и конкретные институты (юридическое лицо, собственность, договорные обязательства, деликты) с выводами и оценками автора книги. Изложение сопровождается широким использованием современной автору зарубежной и отечественной литературы.
Нужно на основе сказанного выше сделать итог относительно актуальности темы диплома.
Целью настоящей работы является изучение вопроса, касающегося становления и развития гражданского права в России, как самостоятельной отрасли права.
А где задачи, раскрывающие эту цель??
Объект исследования данной работы - сравнительное исследование институтов гражданского права России на протяжении нескольких веков.
Предмет исследования?
При написании дипломной работы были изучены и использованы труды таких известных авторов в области гражданского права, как Шершеневича Г.Ф., Победоносцева К.П., Зильберберга З.М., Владимирского-Буданова М.Ф., Крюкова В.П. и других.
А где положения, выносимые на защиту, т.е. что конкретно будет защищаться - какие важные моменты?
Использованная литература:
А где нормативные правовые акты - ???
Где ГК РФ, Конституция - добавьте все источники.
1. Алекссев С.С. Право России // Независимая газета. - 1993. 25 мая.
2. Теория государства и права: Учебник /Под ред. М.Н. Марченко - М., 2002.
3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М., 1995.
4. Гражданское право России. Общая часть. /Под ред. Садикова О.Н. - М. 2001.
5. Гусев А.Н. Постатейный комментарий к части первой и второй Гражданского кодекса РФ. - М., 2004.
6. Добрин В.Н. О праве общего собрания акционерного общества большинством голосов постановлять об изменении устава. Балансы акционерных предприятий. - М., 1912.
7. Законы гражданские. Сост. Гаугер А.К. - Спб., 1885.
8. Зильберберг З.М. Законы гражданские. - М., 1913.
9. История государства и права России: Учебник /Под ред. Исаева И.А. -М., 2002.
10. История отечественного государства и права. Часть II. - М.: МГУ. 2001.
11. История России с древности до наших дней: Учебник /Под ред. М.Н. Зуева - М., 1995.
12. Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России 17-20 веков (до октября 1917 года). Курс лекций. - М., 1962.
13. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. - Киев, 1990.
14. Российское законодательство X - XX веков. Т.1. Законодательство Древней Руси. - М., 1994.
15. Садиков О.Н. Принципы нового гражданского законодательства СССР //Советское государство и право. 1991. №10.
16. Свод Законов Российской Империи. Издание 1857 года.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
18. Толстой Ю.К. Принципы гражданского права //Правоведение. 1992. № 2.
19. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.2. - М., 1995.
20. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1913.
21. Шершенееич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). - М., 1994.
22. Шершеневич Г.Ф. Юридическая сила устава акционерных товариществ. // Журнал гражданского права. 1889. №1.
23. Хохлов С.А. Концептуальная основа проекта части второй ГК России. Часть вторая. Договоры и обязательства. - М., 1995.
24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М., 1998.
25. Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России: от Петра Великого до Николая II. - М., 1994.
Котловская Я.С., аспирант Мурманского гуманитарного института.
Хлопаева М.Е., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Института правоведения и предпринимательства (СПб), ведущий специалист секретариата Совета Государственной Думы.
Наукой гражданского процессуального права всегда уделялось значительное внимание изучению принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон, определяющих процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процессуального правоотношения.
Действующее российское законодательство, закрепляющее данные принципы, значительно отличается от законодательства советского периода. Целесообразно исследовать причины изменения взглядов законодателя на значение указанных нормативно-руководящих положений гражданского процессуального права.
В гражданском процессуальном законодательстве советского периода рассматриваемые принципы проявлялись гораздо более ограниченно, чем в современном российском законодательстве.
Прежде всего само возникновение процесса по гражданскому делу зависело не только от волеизъявления лиц, права которых были нарушены или оспорены. Защита прав, свобод и законных интересов советских граждан считалась делом не личным, а общественным, поэтому круг субъектов, по инициативе которых возбуждалось гражданское дело, был достаточно широким. В соответствии со ст. 53 Положения о народном суде РСФСР, утвержденного Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (далее - ВЦИК) от 30 ноября 1918 г. <1>, производство в народном суде начиналось по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов, должностных лиц и по усмотрению суда. Аналогичная норма содержалась и в ст. 53 Положения о народном суде РСФСР, утвержденного Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 г. <2>. Должностные лица органов исполнительной власти были вправе также вступать в дело, обжаловать вынесенные по нему судебные акты, требовать пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
<1> Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г. "Положение о народном суде РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 85. Ст. 889.
<2> Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 г. "Положение о народном суде РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1920. N 83. Ст. 407.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 10 июля 1923 г. <3> сузил круг лиц, управомоченных инициировать гражданское дело в суде: согласно ст. 2 ГПК РСФСР суд мог приступить к рассмотрению дела не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. Однако правом обращения в суд с заявлением в защиту прав других лиц был наделен также прокурор. Наличия просьбы лица, в чьих интересах возбуждалось дело, не требовалось. Более того, прокурору предписывалось проявлять активность в установлении фактов нарушения прав трудящихся, не ждать поступления жалобы, а самому "идти в рабочие массы", выясняя, не требуется ли его вмешательство в целях устранения выявленных нарушений <4>.
<3> Постановление ВЦИК от 10 июля 1923 г. "Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1923. N 46 - 47. Ст. 478.
<4> Перспективы и пожелания на 1923 г. тов. Крыленко (помощника прокурора Республики) // Известия ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских депутатов и Московского совета Рабочих и Красноармейских депутатов. 1922. N 1 (1737). 31 декабря. С. 4.
Изменения процесса по гражданскому делу (изменение основания иска, расширение дела новыми требованиями, увеличение или уменьшение исковых требований, привлечение новых ответчиков) вначале были отменены как "ограничения тяжущихся в отношении формальной стороны производства" (ст. 12 Декрета ВЦИК о суде от 7 марта 1918 г. N 2 <5>). Впоследствии стороне было предоставлено право изменения основания иска, увеличения или уменьшения исковых требований, отказа от судебной защиты прав, однако принятие такого отказа зависело от суда (ст. 2 ГПК РСФСР).
<5> "О суде". Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. N 2 // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347.
Кроме того, на суд возлагалась обязанность самостоятельно выяснять обстоятельства дела и собирать доказательства, не ограничиваясь представленными сторонами объяснениями и материалами (ст. ст. 5, 118 ГПК РСФСР). Принцип активной роли суда в гражданском процессе был закреплен в советском законодательстве с целью оказания помощи трудящимся, которые самостоятельно не могли эффективно защищать свои права и законные интересы в силу малограмотности и юридической неосведомленности. "Нашему суду, - писали Известия ВЦИК в марте 1923 г., - придется разрешать споры между тяжущимися, часто совершенно неравносильными в умении разбираться в судебной обстановке и защищать свои права. Рабочие и крестьяне в своем столкновении с нэпманом и кулаком часто будут находиться в неравных условиях. Поэтому суду предоставлено право по своему усмотрению... затребовать необходимые новые документы от сторон, а также требовать их от государственных органов и третьих частных лиц... Суд не только ограничивается помощью тяжущимся сторонам в деле доказательств, но и ограждает стороны от формальных упущений в самом ходе процесса, и, наконец, в своем решении суд не ограничивается заявленными требованиями сторон, а вправе присудить все то, что он считает нужным" <6>.
<6> Проект нового гражданского процессуального кодекса // Известия ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских депутатов и Московского совета Рабочих и Красноармейских депутатов. 1923. N 54 (1791). 10 марта. С. 4.
Процессуальное положение представителей сторон в гражданском процессе заслуживает особого внимания: их обязанностью являлось не отстаивание интересов лица, которому оказывалась юридическая помощь, а "содействие суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся... интересов сторон, участвующих в гражданском процессе" (ст. 40 Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.).
По мнению автора, вышеуказанные особенности советского гражданского процессуального права были предопределены идейно-политическими принципами, лежавшими в основе советского общественного и государственного строя, а также существовавшими в государстве социально-экономическими условиями.
Одной из провозглашенных целей советского правительства было обеспечение доступа к правосудию для каждого, а не только для состоятельных и образованных слоев населения. В социально-экономической ситуации, сложившейся в России после прихода большевиков к власти, выполнить эту задачу была достаточно сложно: низкий уровень правовой грамотности и правовой культуры населения не позволял основной массе советских граждан защищать свои права самостоятельно. В то же время в государстве отсутствовала эффективная система оказания юридической помощи населению, которую после ликвидации института присяжной и частной адвокатуры пришлось создавать заново.
В таких условиях законодатель был вынужден наделить суд несвойственными ему функциями по самостоятельному выяснению всех обстоятельств дела и предоставить ему широкие полномочия в гражданском процессе. Одновременно с этим был расширен круг лиц, управомоченных в целях защиты прав и законных интересов трудящихся обращаться с соответствующим заявлением в суд, вступать в уже начатое дело, приносить жалобы на решения суда и заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Стоит отметить, что для обеспечения равного для всех доступа к правосудию советским правительством принимались и другие меры. Так, в государстве велась работа по просвещению населения, в том числе правовому, по обеспечению доступности закона широкому кругу граждан. Была развернута кампания по ликвидации безграмотности, в рамках которой на началах трудовой повинности привлекались работники просвещения для обучения населения грамоте. Большое внимание уделялось правовому информированию граждан, в частности, на газеты была возложена обязанность печатать на первой странице все декреты и распоряжения ВЦИК Советов, Совета Народных Комиссаров (далее - СНК), а также распоряжения и приказы местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов (Постановление ВЦИК об обязанности газет печатать декреты и распоряжения органов советской власти от 5 апреля 1918 г. <7>). Народному Комиссариату Просвещения предписывалось выпускать сборники популярных статей о сущности советского строя и организовывать чтение их вслух неграмотным гражданам (Декрет СНК о мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя от 10 декабря 1918 г. <8>). Книжным издательствам указывалось на необходимость выпуска книг, в том числе по вопросам юридического характера, написанных понятным языком и рассчитанных "на совершенно не подготовленного читателя и малограмотного слушателя" <9>.
<7> Постановление ВЦИК от 5 апреля 1918 г. "Об обязанности газет печатать декреты и распоряжения органов советской власти" // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 31. Ст. 406.
<8> Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 г. "О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя" // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 93. Ст. 932.
<9> Известия ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских депутатов и Московского совета Рабочих и Красноармейских депутатов. 1923. N 169 (1906). 29 июля. С. 6.
Также государством принимались меры по обеспечению населения юридической помощью. С этой целью была создана адвокатура - организация лиц, занимающихся оказанием квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе. Нельзя не отметить, что в течение первых лет советской власти подходы государства к организации адвокатуры неоднократно менялись: специалисты, оказывающие населению юридическую помощь, то относились к лицам "свободных профессий", то становились государственными служащими, то привлекались для данной работы в порядке трудовой повинности. Оптимальной же была признана форма организации коллегий защитников, закрепленная в нормативных актах периода реформ 1922 - 1923 гг. и получившая дальнейшее развитие в законодательстве последующих лет советской власти.
Важно подчеркнуть, что в обязанности членов коллегий защитников входило не только консультирование граждан, составление юридических документов и представительство в суде, но и участие в работе по правовому просвещению населения, выступление с лекциями и докладами. Такая же обязанность возлагалась и на сотрудников прокуратуры.
Кроме коллегий защитников оказанием юридической помощи населению занимались центры правовой помощи, организованные под руководством профсоюзов. По отдельным вопросам прием граждан и рассмотрение их жалоб осуществляли также должностные лица органов государственной власти, например инспекторы труда, консультанты подотделов Юстиции в Народных Комиссариатах и центральных учреждениях РСФСР.
За правовой помощью граждане могли обратиться и в средства массовой информации. Например , в колонке "Юридический отдел" Известий ВЦИК регулярно публиковались ответы на письма граждан о получении юридической консультации. Анализ публикаций "Юридического отдела" показывает, что, получив письмо с жалобой на нарушение прав трудящегося, редакция была обязана не только проконсультировать обратившегося, но и разобраться в случившемся и принять меры к устранению нарушения <10>.
<10> Известия ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских депутатов и Московского совета Рабочих и Красноармейских депутатов. 1923. N 54 (1791). 10 марта. С. 5; 1923. N 63 (1808). 28 марта. С. 5; 1923. N 275 (2012). 1 декабря. С. 5.
Таким образом, советским правительством уделялось значительное внимание вопросам правового просвещения советских граждан, оказания им юридической помощи и обеспечения равного доступа к правосудию. Тем не менее это не означало, что государством действительно гарантировалось право каждого на судебную защиту нарушенных прав и свобод.
Представляется, что господствовавшая идеология не позволяла считать защиту субъективных прав индивида приоритетной задачей государства. В качестве носителя прав выступал не человек, а коллектив, "трудящийся и эксплуатируемый народ". Субъективные гражданские права охранялись законом лишь в случае их осуществления в соответствии с их "социально-хозяйственным назначением" (ст. 1 Гражданского кодекса РСФСР от 11 ноября 1922 г. <11>). В случае же, когда нарушителем прав личности являлось государство, возможность их судебной защиты полностью исключалась. Общепринятое мнение по этому вопросу было выражено Д.И. Курским в 1918 г.: "В пролетарском государстве... нет места столкновению интересов частных предпринимателей и государства, нет места для судебных споров, вопрос может идти только об организации производства и распределения" <12>. Из этого следовало, что идеи о независимой судебной власти были отвергнуты большевиками как "буржуазный вздор", суд рассматривался ими как орган диктатуры, инструмент государственного принуждения, "орудие воспитания к дисциплине" <13>.
<11> Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. "Гражданский кодекс РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.
<12> Курский Д.И. Гарантии правосудия и правосудие без гарантий. Избранные статьи и речи. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958. 329 с. С. 51.
<13> Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. "Стройная организация" и диктатура. Полн. собр. соч. Т. 36. М.: Издательство политической литературы, 1969. С. 742. С. 197.
Фактическое отсутствие равного для всех доступа к правосудию объяснялось также классовостью советской системы судоустройства и судопроизводства. Осуществлять правосудие могли только представители пролетариата, их же интересы подлежали судебной защите в первую очередь.
Принимая меры по просвещению населения, по организации оказания гражданам юридической помощи, власти прежде всего преследовали цели пропаганды советского строя и классовой идеологии, установления контроля государства практически над всеми сторонами жизни своих граждан, укрепления тоталитарного режима.
Нормы, ограничивающие проявление принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе, сохранялись в отечественном законодательстве вплоть до вступления в силу Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 1 марта 2003 г. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. <14> сохранял правомочия суда принимать меры для выяснения обстоятельств дела, не ограничиваясь представленными материалами и объяснениями (ст. 14 ГПК РСФСР), собирать доказательства по своей инициативе (ст. 49 ГПК РСФСР), предоставлял прокурору право предъявить иск в интересах другого лица независимо от способности данного лица самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 41 ГПК РСФСР). Поводами для пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений суда являлись не жалобы заинтересованных лиц, а протесты должностных лиц, предусмотренных ст. 320 ГПК РСФСР: Генерального прокурора СССР, Прокурора РСФСР, их заместителей, прокурора автономной республики, края, области, автономной области и национального округа, Председателей Верховного Суда СССР, Верховного Суда РСФСР, Верховного суда автономной республики, судов автономной области и национального округа, краевых, областных, городских судов. В связи с этим Европейский Суд по правам человека указал, что надзорные жалобы лиц, участвующих в деле, не являются эффективными средствами правовой защиты в смысле п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <15>. Следовательно, до вступления в силу ГПК РФ окончательным внутренним судебным решением, после которого могло бы последовать обращение в Европейский Суд по правам человека, являлся акт суда кассационной инстанции (решение Европейского Суда по правам человека от 22 июня 1999 г. по вопросу приемлемости жалобы N 47033/99, поданной Людмилой Францевной Тумилович против Российской Федерации <16>).
<14> Гражданский процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
<15> Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами стран - членов Совета Европы 4 ноября 1950 г. (в редакции Протокола N 11 о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией от 11 мая 1994 г.), ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<16> Решение Европейского Суда по правам человека от 22 июня 1999 г. по вопросу приемлемости жалобы N 47033/99, поданной Людмилой Францевной Тумилович против Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. N 9. С. 58 - 61.
Одним из направлений проводимых в России реформ стало приведение отечественного законодательства в соответствие с демократическими принципами, в частности включение в гражданское процессуальное законодательство норм, позволяющих обеспечить разумное сочетание частных и публичных интересов в процессе осуществления правосудия по гражданским делам.
Теперь лицо, право которого нарушено или оспорено, должно самостоятельно оценить свои шансы на успех в суде, правильно оформить документы и убедительно обосновать заявленные требования, активно отстаивать свою позицию и доказать обстоятельства, подтверждающие приводимые суду доводы.
Следовательно, чтобы равный для всех доступ к правосудию не стал формальной декларацией, государство должно вести работу по правовому просвещению населения, повышать информированность россиян о своих правах и механизмах их защиты, обеспечивать оказание гражданам доступной и квалифицированной юридической помощи.
Определенные меры в этих целях государством принимаются. Так, 31 мая 2002 г. был принят Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <17>, закрепляющий гарантии независимости адвокатуры от государства. Статья 26 данного Закона предусматривает право малообеспеченных граждан на получение юридической помощи бесплатно по определенным категориям дел, таким как рассматриваемые судами первой инстанции дела о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, и другим. Малообеспеченными считаются граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающие граждане Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.
<17> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ) // Парламентская газета. 2002. 5 июня.
Однако в действующем российском законодательстве, регулирующем порядок оказания гражданам бесплатной юридической помощи по гражданским делам, остается немало пробелов.
Перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи, и порядок их предоставления должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Принятие указанных законов осуществляется крайне медленно. В частности, в Мурманской области перечень требуемых документов и порядок их предоставления до настоящего времени не определены, в связи с чем право малообеспеченных граждан на бесплатную юридическую помощь фактически не реализуется.
Также не решен вопрос о том, в каком порядке должна осуществляться оплата труда адвоката, участвующего в гражданском судопроизводстве по назначению суда в соответствии со ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика, место жительства которого неизвестно.
Кроме того, определяя случаи, когда юридическая помощь должна оказываться бесплатно, законодатель не учел, что необходимость активно защищать свои нарушенные права и интересы зачастую не отпадает и после рассмотрения дела судом первой инстанции. В то же время возможность гражданина получить бесплатную юридическую помощь в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях и при пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам государством не обеспечена.
Проблема доступности юридической помощи является особенно актуальной, учитывая, что общий уровень правовой грамотности и правовой культуры населения все еще остается низким. Недостаточная информированность россиян о своих правах, незнание порядка судопроизводства, неумение внятно формулировать и излагать суду свои доводы порождает у них недоверие к судебной власти, боязнь отстаивать свои интересы в судебном порядке. Обращение в суд рассматривается гражданами как крайняя мера, к которой они прибегают в последнюю очередь, иногда пропуская по незнанию установленный законом срок для подачи искового заявления и утрачивая таким образом возможность судебной защиты своих интересов.
Меры по правовому просвещению граждан, принимаемые государством в настоящее время, явно недостаточны и несопоставимы с теми усилиями, которые при гораздо более ограниченных возможностях предпринимались в этой же области советским правительством.
Так, несмотря на то что юридические дисциплины включены в программы обучения специалистов в вузах России, для повышения уровня правовой грамотности и правовой культуры граждан этого мало: основы правовых знаний должны формироваться гораздо раньше как в школе, так и в семье.
Также представляется, что для правового информирования населения далеко не в полной мере используется телевидение, печатные и электронные средства массовой информации. Производители телевизионных программ на правовые темы уделяют основное внимание их развлекательной составляющей, но не информационно-просветительной. Сообщения и публикации средств массовой информации по юридическим вопросам также грешат многочисленными ошибками и неточностями, а предлагаемые широкой публике художественные произведения с точки зрения правильности освещения в них правовой работы, как правило, не выдерживают никакой критики. Главная проблема здесь видится в том, что цель сформировать у граждан верное представление о российской системе правосудия и порядке судопроизводства перед создателями перечисленной продукции вообще не ставится.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что расширение принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе является безусловным достижением российской демократии. Тем не менее внесение соответствующих изменений в отечественное гражданское процессуальное законодательство должно сопровождаться созданием в государстве действенных механизмов, позволяющих гражданам реализовывать гарантированные Конституцией Российской Федерации права на доступ к правосудию, на судебную защиту нарушенных прав, на юридическую помощь. К сожалению, говорить о том, что такие механизмы в настоящее время созданы и эффективно функционируют, пока преждевременно.
Согласно принципу диспозитивности начало процесса по гражданскому делу и его дальнейшее движение и развитие зависят от воли заинтересованных лиц. Суд возбуждает гражданское дело не иначе как по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <18>). Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц возможно лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Например , прокурор может обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, неопределенного круга лиц, а также отдельного гражданина, но только если сам гражданин не может сделать этого по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ст. 45 ГПК РФ). Таким же правом наделены органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, но только по определенным делам и при наличии просьбы лица, право которого нарушено или оспорено. Независимо от просьбы заявление может быть подано в интересах недееспособного или несовершеннолетнего гражданина, а также в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46 ГПК РФ).
<18> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
От волеизъявления лиц, участвующих в деле, зависит также изменение предмета или основания иска, отказ истца от иска или его признание ответчиком, заключение мирового соглашения. Акты сторон по распоряжению своими процессуальными правами обязательны для суда, который должен лишь разъяснить лицам, участвующим в деле, последствия таких актов. Выйти за пределы заявленных требований, не принять отказ истца от иска или признание иска ответчиком, не утвердить мировое соглашение суд может только в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 12, 39, 173, 196 ГПК РФ).
Предоставленная сторонам свобода выбора вариантов поведения в процессе защиты своих прав позволяет им наиболее эффективно отстаивать свою позицию в суде. Это указывает на то, что принцип диспозитивности тесно связан с принципом состязательности, который закрепляет активность сторон и других лиц, участвующих в деле: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Суд обязан оказывать сторонам помощь и содействие в доказывании указанных обстоятельств: он распределяет бремя доказывания, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств.
Соблюдение принципа состязательности невозможно, если сторонам не будут предоставлены равные возможности по отстаиванию своей правоты. Поэтому, исходя из принципа равноправия сторон, лица, участвующие в деле, наделены равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании, а также равнообязаны добросовестно использовать свои процессуальные права.
Кононов Роман Викторович,
Московский государственный университет им. Ломоносова
, г. Москва
Научный руководитель: Постовой Н.В., д.ю.н., профессор, профессор кафедры правовых основ управления Московского государственного университета им. Ломоносова (г. Москва)
Принцип добросовестности является новым и очень важным для современного гражданского законодательства. Его трактовка была заимствована в зарубежном праве (Германское гражданское уложение, Французский гражданский кодекс).
Но всё же в отечественной традиции присутствовал принцип добросовестности, и это можно проследить с середины XVII века, начиная с Соборного уложения. В нем ещё не упоминается понятие доброй совести, но употребляется сходный принцип доброй воли, установленный в гл. 10 в ст. 251. В данном случае речь шла о возможности оспорить заключение сделки.
Принципы гражданского права характеризуются своей практической значимостью, являющиеся основной базой для регулирования договорных отношений между субъектами права. В то время для развития принципа добросовестности важную роль сыграла торгово-коммерческая деятельность. Он стал использоваться в Торговом и Новоторговом уставе 1653 и 1657гг. Главная цель данных документов - это правовое обеспечение протекционизма, защита российских от иностранных купцов. В уставе 1653г. говорилось, что люди «торговых чинов» не «имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены, «сказывается прямо в правду, без хитрости».
Важное место в истории появления принципа добросовестности сыграло Городовое положение 1785 года. Развитие торговли начинается с совершенствование институтов местного самоуправления и создания условий для неё. Ст. 167 является очень важным шагом для торговой деятельности. Местному самоуправлению нужно с этого времени обеспечивать развитие торговли с помощью создания торговых мест. «Посредством наблюдения и всякими позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что к благу жителей города относится».
Во второй половине XIX в. в России проводились Великие реформы Александра II. Одной из них было создание земств и городских органов. В Высочайшем положении о губернских и уездных земских учреждениях было «попечение о развитии местной торговли и промышленности». В последующем очень важное место принципу добросовестности отводится договорной сфере. Заключение торговых договоров и обеспечение их исполнения является важным для функционирования всей экономики и развития торговой и коммерческой деятельности в частности. Гражданское уложение начала XX вв. включало в себя статьи, посвящённые договорной сфере. В 60 - 64 ст. говорится о принуждении, обмане как основании для непризнания сделки недействительной: «Сделка может быть оспорена, как недействительная, когда изъявление воли лица, совершившего сделку, последовало под влиянием принуждения, существенной ошибки или обмана и не последовало бы, если бы этой причины не существовало». Очень важной является ст. 86, в которой говорится про толкование сделок, где мы видим упоминание доброй воли. То есть подчёркивается важность толкования сделки с точки зрения согласия сторон, которая не имеет умысла причинения материального и иного вреда другой стороне.
Ещё один аспект понятия добросовестности в российском дореволюционном праве связан с применением понятия владения. В ст.529 Тома X Ч. 1 «Законы гражданские» Свода законов Российской империи говорилось, что владение признаётся добросовестным, если лицо не знало, что имущество на основании закона о наследстве или законного акта принадлежит другому лицу. Здесь выделялось законное и незаконное владение, а незаконное классифицировалось, как самовольное и добросовестное. Добросовестность владения являлась в дореволюционном праве самой проработанной частью. На это указывает видный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич. Также он говорил об однобокости и узости применения понятия добросовестности в российском законодательстве. В современном российском гражданском праве есть преемственность понятий добросовестности и недобросовестности владения. Проработанность этих понятий установлена в ст. 223 и ст. 302 Гражданского Кодекса РФ.
До сих пор остаётся непроработанным принцип добросовестности относительно договорных отношений между сторонами. В этом слабость российского законодателя по сравнению с законодательством других государств, например Германии. Согласно ст. 1538, 1539 Свода законов Российской империи устанавливалось, что договоры должны быть изъясняемы с намерения их доброй воли, если не понятен их словесный смысл и прописано, что входит в понятие доброй воли, состоящее из 5 пунктов. В дальнейшем нет уточнения данного принципа по отношению к конкретным видам договоров. Сегодня принцип добросовестности есть в ГК РФ в ст. 6 п. 2 и ст.10 п.5., но не указывается, что входит в это понятие. Тем самым был сделан определённый шаг назад в плане проработки и уточнения в понимании данного принципа.
В ст.1.7. Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 говорится: «Каждая сторона обязана действовать в соответствии с принятыми в практике международной торговли добросовестности и честной деловой практики. Стороны не вправе исключить или ограничить эту обязанность».
В данной правовой норме нет уточняющего перечня, что же входит в этот принцип, но можно выявить связь с договорным правом и императивным характером его применения.
В современном законодательстве есть принцип добросовестности, прописанный в ст.10 п.5 ГК РФ. В российском законодательстве подразумевают соблюдение предусмотренных законом письменных форм заключения договоров, приобретения права собственности. В ГК РФ есть виды сделок, по которым несоблюдение письменной формы влечёт недействительность сделки, например совершение внешнеэкономических сделок, должно быть в простой письменной форме. Такой нормы мы не увидим в зарубежном законодательстве. На Западе под добросовестностью чаще понимается соблюдение определённых протоколов и практическая реализация заключенных соглашений. При совершении внешнеэкономических сделок нет никаких затруднительных по времени юридических процедур, как в России. В современном российском праве есть разная интерпретация понятия добросовестности, поскольку в отличие от дореволюционного законодательства в ГК РФ нет полного, уточняющего её понимания, а также нет определения данного понятия.
В законодательстве многих государств нет чёткого определения понятия добросовестности, хотя в некоторых, как в Голландии, в ГК есть дефиниция понятия добросовестности как «справедливости и разумности». В российском дореволюционном праве в основном обращали внимание на добросовестность в сфере вещного права. Если обратиться к известным дореволюционным словарям, то в словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение: «Добросовестный - честно выполняющий свои обязательства, обязанности». По Брокгаузу и Ефрону, добросовестность - это субъективное состояние лица, когда он не знал об обстоятельствах, в которых была бы опорочена внутренняя или внешняя правомерность акта. Эти определения дают возможность для России своего собственного понимания принципа добросовестности.
Современный принцип добросовестности в РФ копировал международный принцип УНИДРУА. Нет единого и четкого понятия добросовестности, есть разное его понимание. В России нужно законодательное закрепление понятия добросовестности в общей части ГК РФ, возвращение норм дореволюционного права, где будут прописаны составляющие принципа добросовестности в сфере договорного права.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Нидерландов: Новая кодификация / пер. с голл. М. Ферштман; под ред. Ф.Й.М. Фельдбрюгге. - М.: «Наука», 2008.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Изд-во «Русский язык», 1981. 513с.
- ГК РФ, ч.1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193157
- Городовое положение Екатерины II [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/93cc83538e0e/Екатерина%20II%20- %20Городовое.pdf
- Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.runivers.ru/upload/iblock/3b1/10-1.pdf
- Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649г [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/sobornoe-ulozhenie-1649/11.htm
- Соломеин А.Ю. «История таможенного дела и таможенной политики России» Гл.7.1 С. 93-96 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/3816.pdf
- Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.unidroit.org/english/principles/contracts/principles2010/translations/blackletter2010-russian.pdf
- Проект Гражданского уложения от 1905[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.russiantheory.ru/?p=567
- Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона 1890-1907 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
Ваша оценка: Пусто