Использование произведений без согласия авторов. Когда разрешения можно не спрашивать? Научные и культурные цели
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.
Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.
3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.
4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ
1. Новеллой данной статьи по сравнению со ст. 19 Закона об авторском праве и смежных правах является указание на возможность создания пародий или карикатур без согласия автора оригинального произведения и без выплаты вознаграждения. Как отмечается в п. 35 Постановления Пленума N 5/29, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным в п. 3 настоящей статьи способом. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном .
Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Пародия — произведение искусства, намеренно повторяющее уникальные черты другого, обычно широко известного произведения или группы произведений, причем в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
2. Условиями свободного использования произведения в соответствии с комментируемой статьей являются:
— обязательное указание источника заимствования. Под источником заимствования следует понимать название произведения, дату его опубликования или иной способ использования, номер страницы, если речь идет о книге или ином печатном издании.
Кроме того, отдельные способы свободного использования, предусмотренные комментируемой статьей, имеют специальные условия.
Так, в п. 1 комментируемой статьи названо в качестве первого способа свободного использования цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. При этом под объемом, оправданным целью цитирования, понимается объем, не превышающий в общей сложности одного авторского листа из произведений одного автора.
В качестве второго способа допускается свободное использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. В данном случае под объемом, оправданным целью, следует понимать цель познакомить школьников, студентов с произведениями или с отрывками из них, преследуемая цель — что-либо пояснить и правило подтвердить примером.
Еще два способа свободного использования произведений предусмотрены в положении подп. 3 и 4 п. 1 комментируемой статьи, которые касаются воспроизведения в прессе, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю правомерно опубликованных статей и публично произнесенных политических речей, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. Данное положение касается как известных политиков, так и иных докладчиков по политическим вопросам.
Пятый случай свободного использования произведения касается воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем передачи в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. Таким образом, произведения, как правило, случайно попадающие в кадр, — это так называемый фон. У фотографа нет цели сфотографировать именно данный объект и в дальнейшем его использовать. Данное положение соответствует п. (2) ст. 10.bis Бернской конвенции, согласно которой законодательством стран Евросоюза определяются условия, на которых литературные и художественные произведения, показанные или оглашенные в ходе текущих событий, могут быть воспроизведены или сделаны доступными для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии или кинематографии либо путем передачи в эфир или по проводам сообщения для всеобщего сведения в объеме, оправданном информационными задачами.
Шестой случай касается воспроизведения правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами. К изданиям для слепых и слабовидящих в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» относятся издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, является обязательством субъектов Федерации, для муниципальных библиотек — обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является обязательством Российской Федерации.
В некоторых случаях суды достаточно широко используют нормы комментируемой статьи. Так, например, со ссылкой на подп. 1 п. 1 настоящей статьи ФАС Московского округа отказал в удовлетворении иска о незаконном использовании аудиовизуального произведения ответчиком фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» (отрывков из фильма продолжительностью 4 минуты) во вновь созданном фильме «Я не могу больше жить. Леонид Филатов» (продолжительностью более 40 минут), признав последнее самостоятельным аудиовизуальным произведением, а содержащиеся в нем заимствования из фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» — цитированием, осуществленным ответчиком в соответствии с требованиями закона.
———————————
Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2008 г. N КГ-А40/6127-08 по делу N А40-6886/07-5-73. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение имущественных прав и нанесение ущерба деловой репутации истца отказано правомерно, так как заимствование, произведенное истцом, носит характер цитирования и в соответствии с ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
3. Положения п. 2 комментируемой статьи были введены в Закон об авторском праве и смежных правах Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Данное положение затрагивает прежде всего электронные библиотеки и направлено на защиту прав автора. Согласно п. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее — Закон о библиотечном деле) в целях обеспечения сохранности и предоставления пользователям доступа к документам из библиотечных фондов национальные библиотеки Российской Федерации, к которым относятся Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, осуществляют изготовление в электронной форме экземпляров:
———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2.
— ветхих, изношенных, испорченных, дефектных документов;
— единичных и (или) редких документов, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;
— документов, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства;
— документов, которые имеют научное и образовательное значение.
При этом изготовление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронной форме, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, осуществляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ.
А: Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, а также производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, в том случае если они существуют в какой-либо объективной форме.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, официальные документы (их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Q: Что означает знак © и каков его статус?
А: знак © является составной частью знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов:
§ Собственно © ;
§ имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
Обладатель исключительных авторских прав вправе (вовсе не обязан) размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права – отсутствие © не означает отсутствия автора или того что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать.
§ право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначения имени то есть анонимно (право на имя);
§ право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
§ право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);
§ отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;
§ осуществлять или разрешать следующие действия:
§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
§ публично показывать произведение (право на публичный показ);
§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
§ сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
§ переводить произведение (право на перевод);
§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Q: В каких случаях возможно использование произведение без согласия автора?
А: Использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
§ цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
§ использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
§ воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
§ воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
§ воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
§ воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Каждый из нас знает, что Интернет являет одним из основных источников информации. Кто из нас не скачивал музыку, не смотрел только вышедший на телеэкраны фильм или не читал книгу в сети. Мы привыкли думать, что это вполне нормально, ведь для чего еще нужен Интернет? Однако, согласно закона об интеллектуальной собственности и авторских и смежных прав мы нарушаем закон.
Как показывает практика, отношение к интеллектуальной собственности в Росси, носит потребительский характер, в нашем обществе не сформировано правовое сознание. В сети Интернет мы собираем или вносим различную информацию, которая является объектом авторского права, и мы распоряжаемся этой информацией без согласования с автором
Существуют международные правовые акты, которые охраняют использование произведений во Всемирной паутине. Конституция РФ гарантирует сохранность авторских прав (статья 44). В 4-ой части ГК РФ указано, что только автор является владельцем результатов своей интеллектуальной деятельности, и третьи лица не имеют права использовать произведения без согласия правообладателя. Поэтому размещение в сети Интернет музыкальных, литературных произведений, фотоматериалов, фильмов без разрешения автора запрещено, причем вне зависимости от того, принесет ли эта информация прибыль или нет. Нарушение авторских прав влечет административную и уголовную ответственность.
Основные источники нарушения прав интеллектуальной собственности:
Сайты, которые бесплатно предоставляют доступ к информации и получают доход от трансляции рекламы посетителям;
Сайты, которые предоставляют платный доступ к информации, без согласования с правообладателем;
Файлообменники, благодаря которым пользователи производят обмен результатами интеллектуальной собственности;
До сих пор не найдено решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Кто ответственен за незаконное размещение результатов интеллектуальной деятельности и в результате, кто должен возмещать убытки правообладателям – сайты, провайдеры или сами пользователи? Четкого ответа на данный вопрос пока не существует.
Здравствуйте. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, включая фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 5
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 29
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2009 года
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
34. При применении статьи 1273 ГК РФ судам следует учитывать: воспроизведение, то есть изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.
Так, нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).
Однако, возможно и правомерное использование и без согласия автора.
Статья 1274. ГК РФ Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
Я так понимаю, Вы использовали фотографии для информационных целей?
1) цитирование в оригинале и в переводе в
научных, исследовательских, полемических,
критических и информационных целях из
правомерно обнародованных произведений в
объеме, оправданном целью цитирования,
включая воспроизведение отрывков из
газетных и журнальных статей в форме
обзоров печати;
2) использование
правомерно обнародованных произведений и
отрывков из них в качестве иллюстраций в
изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и
видеозаписях учебного характера в объеме,
оправданном поставленной целью;
3)
воспроизведение в газетах, передача в эфир
или сообщение по кабелю для всеобщего
сведения правомерно опубликованных в
газетах или журналах статей по текущим
экономическим, политическим, социальным и
религиозным вопросам или переданных в эфир
произведений такого же характера в случаях,
когда такие воспроизведение, передача в
эфир или сообщение по кабелю не были
специально запрещены автором;
4)
воспроизведение в газетах, передача в эфир
или сообщение по кабелю для всеобщего
сведения публично произнесенных
политических речей, обращений, докладов и
других аналогичных произведений в объеме,
оправданном информационной целью. При этом
за автором сохраняется право на
опубликование таких произведений в
сборниках;
5) воспроизведение или
сообщение для всеобщего сведения в обзорах
текущих событий средствами фотографии,
путем передачи в эфир или сообщения для
всеобщего сведения по кабелю произведений,
которые становятся увиденными или
услышанными в ходе таких событий, в объеме,
оправданном информационной целью. При этом
за автором сохраняется право на
опубликование таких произведений в
сборниках;
6) воспроизведение
правомерно обнародованных произведений
без извлечения прибыли рельефно - точечным
шрифтом или другими специальными способами
для слепых, кроме произведений, специально
созданных для таких способов
воспроизведения.
Комментарий к статье
19
1. Рассматриваемая статья содержит
шесть различных случаев свободного
использования произведений, разных по
своим сферам, условиям применения и мотивам
введения.
Их объединяет лишь то, что все
они касаются свободного и безвозмездного
использования произведений, но с
обязательным указанием имени автора и
источника заимствования. Обычно при этом
указывается и название произведения.
2.
Само выражение "без согласия автора и без
выплаты авторского вознаграждения",
употребляемое в данной статье, а также в ст.
16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК
РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень
точное, ибо автор может дать согласие на
использование в любом случае и без выплаты
вознаграждения.
Под "автором" в данном
случае подразумевается владелец
исключительных авторских прав.
3.
Данная статья требует обязательного
указания имени автора, произведение
которого используется, и источника
заимствования.
Под источником
заимствования можно понимать либо название
произведения (особенно если это
произведение издавалось или иным образом
публично использовалось многократно), либо
точное указание на время и место
обнародования или опубликования
произведения.
Таким образом, термин
"источник заимствования" может быть
истолкован по-разному.
4. На практике
возникают вопросы, как следует оценивать
различные случаи свободного использования
произведений, которые подпадают под
положения отдельных подпунктов ст. 19, но не
содержат требуемого по Закону полного
указания имени автора и источника
заимствования: нарушены ли здесь и личные, и
имущественные авторские права, или мы имеем
дело только с нарушением личных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос Закон не
дает, а потому следует дополнительно
учитывать такие факторы, как объем
использования, наличие или отсутствие
признаков плагиата, вина пользователя,
практика того или иного свободного
использования.
В частности, можно
считать допустимым и не нарушающим
законодательство использование в
литературном произведении короткой цитаты
типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с
указанием за ней в скобках фамилии Есенина
и даже без такого указания - но тогда эта
цитата должна обязательно приводиться в
кавычках.
5. В подпункте 1 упоминается о
возможности свободного цитирования из
произведений как в оригинале, так и в
переводе.
В других подпунктах
специально не оговаривается возможность
свободного использования произведений в
переводе. Но из этого не следует делать
вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают
свободного использования произведений в
переводе. Для ответа на этот вопрос
необходимо определять суть и смысл того или
иного случая свободного использования.
6. В подпункте 1 говорится о двух различных
способах свободного использования - о
цитировании и о включении материалов в
обзоры печати.
Включение материалов в
обзоры печати не есть цитирование. В этом
отношении текст Закона следует считать
неточным.
Эта неточность объясняется
тем, что российское законодательство
следует за текстом Бернской конвенции (ст.
10).
Цитирование есть включение
произведения (или чаще всего его отрывка) в
другое произведение. С другой стороны,
обзор печати - это подборка произведений,
чаще всего, это составное произведение.
7. При отсутствии подп. 1 цитирование
нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские
права на воспроизведение и распространение
либо авторские права на публичное
исполнение, передачу в эфир, на сообщение по
кабелю.
Обычно цитирование
осуществляется в отношении литературных
произведений, однако допускается
цитирование из музыкальных произведений в
музыковедческой литературе.
Включение
в аудиовизуальные произведения фрагментов
из других аудиовизуальных произведений,
если эти фрагменты выделены из общего
контекста аудиовизуального произведения,
следует рассматривать как цитирование,
несмотря на непривычность термина
"цитирование" для аудиовизуальных
произведений.
Вопрос о том, может ли
рассматриваться как "цитата" включение
произведения искусства или фотографии в
коллаж, на практике, пока, не возникал. Не
следует исключать, что на него может быть
дан положительный ответ, если только такое
действие будет признано соответствующим
какой-либо цели, указанной в подп. 1.
8. В
подпункте 1 отмечается, что цитирование
допускается в определенных целях. Среди них
не указана цель художественного
воздействия, эстетического восприятия
произведения читателем, зрителем,
слушателем.
Следовательно, недопустимы
- без согласия автора - "художественные"
цитаты в музыке, изобразительном искусстве,
художественной литературе. Так, если бы
произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В.
Катаев должен был бы получить согласие на
включение его стихотворения в роман "Белеет
парус одинокий".
Однако в научно -
художественной литературе свободное
цитирование допустимо.
9. Объем
цитирования определяется его целью: если
критикуется одна строка песни, нельзя
цитировать всю песню целиком и т.п.
10.
Обзоры печати чаще всего излагают существо
различных газетных и журнальных статей (п. 4
ст. 6); тогда они представляют собой
независимое произведение, а не производное
произведение. В таком случае они
используются свободно, без необходимости
учета нормы подп. 1.
И лишь если обзор
печати представляет собой производное
произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см.
также комментарий к нему), для его
свободного воспроизведения требуется
применение подп. 1.
11. Подпункт 1
устанавливает возможность только
свободного воспроизведения обзора печати.
Передача такого обзора в эфир под эту норму
не подпадает.
12. В подпункте 2 свободное
использование определяется его целью. Цель
эта - учебная. Это первое ключевое слово для
применения данной нормы.
Учебная цель
может частично совпадать с целью
просвещения, образования, с научной целью.
Тем не менее полного совпадения нет.
13.
В подпункте 2 под свободным использованием
в отношении изданий имеется в виду
воспроизведение и распространение, в
отношении радио- и телепередач - передача в
эфир и сообщение по кабелю, в отношении
звуко- и видеозаписей - воспроизведение,
распространение, передача в эфир и
сообщение по кабелю.
Исходя из общего
смысла этой нормы, произведение может
свободно использоваться и в переводе,
однако переработка может осуществляться
только с согласия автора.
14. Норма подп.
2 содержит и второе ключевое слово, которое
определяет условие применения этой нормы:
произведение или отрывок из него могут
свободно использоваться "в качестве
иллюстраций", т.е. с включением в какое-то
иное произведение: в учебник, телепередачу,
в звуковую передачу учебного характера.
Очевидно и то, что слово "иллюстрация"
употребляется не в узком, прямом значении
этого слова. "Иллюстрация" в данном
контексте это не только графика, фото,
репродукция произведения изобразительного
искусства, но и иллюстративное
использование литературного
произведения.
Поскольку произведение,
свободно используемое согласно подп. 2,
должно служить иллюстрацией, т.е.
включаться в какое-то иное учебное
произведение, данный случай не
распространяется на хрестоматии.
15.
Различные случаи использования,
подпадающие под нормы подп. 3, объединяет
текущий, актуальный характер используемых
произведений.
Здесь предмет свободного
использования - опубликованные в газетах и
журналах статьи по текущим экономическим,
политическим, социальным и религиозным
вопросам, а также переданные в эфир
произведения такого же характера.
Под
"статьями" следует понимать любые
прозаические произведения; стихотворные
произведения в это понятие не включаются.
Под эту норму не подпадают и рисунки,
фотографии.
Более сложно определить,
что подразумевается под "переданными в эфир
произведениями такого же характера".
Конечно, они также включают в себя только
произведения текущей тематики и касаются
статей. Но ограничиваются ли эти
произведения статьями? Не входят ли сюда и
фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы,
относящиеся к злободневным экономическим,
политическим, социальным проблемам? На этот
вопрос следует дать положительный ответ.
16. В соответствии с подп. 3 произведение
может быть свободно использовано в газете
(но не в журнале!), передано в эфир, сообщено
по кабелю.
17. Норма, содержащаяся в подп.
3, применяется только в тех случаях, когда
такое воспроизведение, передача в эфир или
сообщение по кабелю не были специально
запрещены автором.
Лучше, если такой
запрет будет выражен прямо и
недвусмысленно, например таким образом:
"Использование настоящего произведения
(статьи, сообщения, фотографии) на основе
подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском
праве запрещается".
Запрет может
касаться лишь некоторых способов
использования, указанных в подп. 3.
18.
Пользователи должны учитывать и косвенные
запреты: проставление знака охраны
авторского права либо помещение надписи
"эксклюзивное интервью", "только для
"Общественного российского телевидения" и
т.д.
Однако косвенные формы запрета
могут вызвать споры.
19. Подпункт 4
устанавливает свободное использование для
целей информации.
Под содержащуюся
здесь норму подпадают публично
произнесенные политические речи,
обращения, доклады и иные аналогичные
произведения. Под "аналогичными" понимаются
интервью политических деятелей,
приветственные обращения к конференциям,
съездам и т.п.
Чисто научные доклады,
даже если они произносятся политическими
деятелями, выходят за рамки этой
категории.
Кроме литературного текста
указанные произведения включают в себя
диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
Вообще произведения, относящиеся к этой
категории, характеризуются следующими
двумя признаками: 1) они публично
произнесены; 2) они относятся к политике.
20. Произведения, указанные в подп. 4, могут
быть свободно воспроизведены в газетах (не
в журналах!), переданы в эфир, сообщены по
кабелю, но только "в объеме, оправданном
информационной целью". Как правило, это
должно быть использование отдельных
отрывков, но нельзя исключить и
использование произведения целиком.
21.
Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо
новых норм и не несет юридической нагрузки,
так как первая фраза не касается права на
публикацию таких произведений в
сборниках.
22. Подпункт 5 относится к
произведениям, которые случайно или
попутно включены в состав других
произведений.
Эти последние
произведения условно названы "обзорами
текущих событий". Значит, это какие-то
актуальные, злободневные произведения. Это
могут быть действительно обзоры текущих
событий в виде аудиовизуальных
произведений (хроника дня и т.п.),
звукозаписей. Но сюда же относятся, как это
прямо указано в подп. 5, фотографии с места
события, происшествия и т.п.
В "обзоре
текущих событий" (включая в это понятие и
фотографии) случайно или попутно может быть
использовано какое-либо произведение,
например звучать "фоновая" музыка, на заднем
плане иметься изображение картины или
скульптуры и т.п.
Подпункт 5 как раз и
устанавливает свободное использование для
тех произведений, которые попутно попали в
"обзоры текущих событий".
23. Подпункт 5
ограничивает свободное использование
таких произведений информационной целью.
24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21
комментария к настоящей статье.
25.
Исходя из общего контекста подп. 5, следует
считать, что он устанавливает право
свободного использования произведений (так
как они указаны в п. 22 комментария к данной
статье) при воспроизведении, передаче в
эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих
событий".
Иными словами, в начале подп. 5,
вероятно по техническим причинам,
пропущены слова "передача в эфир" и "по
кабелю".
Иначе никак нельзя объяснить
смысл этой нормы.
26. В соответствии с
подп. 6 любое обнародованное произведение
может быть выражено в такой внешней форме,
которая позволяет слепым людям
воспринимать это произведение, и затем оно
может быть свободно воспроизведено в этой
форме.
27. При использовании данной
нормы необходимо соблюдать два
дополнительных условия.
Во-первых,
такое использование произведения должно
производиться без извлечения прибыли, т.е.
продажная цена не может быть выше
себестоимости.
Во-вторых, это правило
не относится к произведениям, специально
созданным для слепых.
Разумеется,
произведение не может перерабатываться для
свободного использования для слепых людей,
однако, перевод его на другой язык
возможен.
28. Термин "воспроизведение",
применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя
и "распространение".
29. Поскольку
свободное использование, предусмотренное
подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же
интересами - интересами информации, а подп. 3
- сходными интересами - интересами
ознакомления с текущими событиями, нельзя
исключить, что некоторые случаи
использования одновременно будут
подпадать под два или большее число
подпунктов данной статьи.
Авторское право. Вводный курс Козырев Владимир
Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)
Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.
Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.
Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.
Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);
«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;
Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.
Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.
Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.
Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.
Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.
Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.
На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.
В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.
Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.
Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.
Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.
Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.
Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторовИспользование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТИспользование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого
Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория ЕвгеньевнаСтатья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого
Из книги автораСтатья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования
Из книги автораСтатья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений
Из книги автораСТАТЬЯ 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого
Из книги автораСТАТЬЯ 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования
Из книги автораСТАТЬЯ 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений