Использование пословиц поговорок в логопедической работе. Использование пословиц, поговорок и скороговорок в работе учителя
Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления , предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл , ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка . Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово , формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года» .
Тема : Зима
Цели : 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
2. Активизировать словарь по теме «Зима» .
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме .
4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-
вицах и поговорках .
5. Обогатить лексику родственными словами (мороз) .
6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.
7. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование : сюжетные картины «Зимой на катке» , «Зима. Игры на
свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым» , «Зима. На горке» .
Ход занятия:
1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке» .)
Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.
(На картине изображена зима.)
Где находятся дети (Дети находятся на катке.)
Что они делают (Они катаются на коньках.)
- Послушайте стихотворение «На катке» :
Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
В. Донникова
Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)
От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)
Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,
двигаются, резвятся, играют в хоккей.)
(Словарная работа : резвятся)
2. Работа с пословицами и поговорками .
(На доске добавляются сюжетные картины : «Зима. Игры на свежемвоздухе» ,«Зима. Помощь взрослым» .)
Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-
мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,
играют в снежки, разгребают снег.)
Известна ли вам пословица ?
Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)
Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста
двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о
морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице
«Мороз не велик, да стоять не велит» :
Без мороза вода не замёрзнет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Зима лодыря морозит.
(Дети выбирают подходящие пословицы .)
3. Физминутка.
Художник-невидимка
Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом
По городу идёт. высоким подниманием колена.
Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,
Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,
Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.
4. Работа с текстом.
(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке» .)
- Послушайте рассказ «Морозный день» :
Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-
лять. Мама их предупредила : «Сегодня на улице мороз!»
Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-
роза и надел : кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,
рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.
На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал
и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на
шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.
Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме : «Какой чудесный
морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.
Вопросы :
Кто испугался мороза?
Как Коля спасался от мороза?
Что делал на улице Саша?
Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да
стоять не велит»?
Вспомните другие пословицы . (Мороз ленивого за нос хватает, а
перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)
А как вы себя ведёте на улице в мороз?
Игра «Исправь ошибку»
(Педагог произносит пословицы с искажением , а дети исправляют ошибки.)
Мороз не велик, да стоять велит.
Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
Зима лодыря согревает.
Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)
Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)
Как назовём очень сильный мороз? (морозище)
Мороз что делает? (морозит)
Если зимой на улице мороз, то день… (морозный) .
Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)
Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)
Где замораживают продукты? (в морозильнике)
Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)
Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.
(мороженое)
Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица) .
Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях .
2 урок из цикла «Устное народное творчество»
Тема: Скороговорки, пословицы, поговорки
Цели : познакомить с пословицами, поговорками, скороговорками как жанрам устного народного творчества; развивать речь и эмоциональную сферу ребёнка; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству
Оборудование : таблички со словами: пословица, поговорка, скороговорка, сборники «Русские пословицы и поговорки», у каждого на столах тексты
Ход урока:
Актуализация знаний
Учитель : Какие жанры устного народного творчества вы знаете?(учитель выставляет таблички со словами: потешки, прибаутки, пестушки, небылицы, загадки)
С каким жанром познакомились на прошлом уроке? Загадайте соседу по парте свою загадку, которую приготовили дома. Если она вам понравилась выучите её наизусть и загадайте всему классу.
На какие темы могут быть загадки?
Что означает выражение «Устное народное творчество»?
2. Изучение нового. Знакомство со скороговорками
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новыми жанрами устного народного творчества. Прочитайте записи на доске:
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова,
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Кто знает, как называются эти записи? (скороговорки)
От какого слова произошло название «скороговорка»?
Для чего люди составляют скороговорки?
Найдите на доске скороговорку и приготовьтесь читать её 3 раза без остановки: Проворонила ворона воронёнка.
Чужим умом жить – добра не нажить
Пристал как банный лист.
Кто готов доказать, что это скороговорка?
Для чего составлена эта скороговорка?
Какие скороговорки вы знаете?
Давайте сделаем вывод: для чего нужны скороговорки?
Н СКОРОГОВОРКА
Знакомство с пословицами
Первая фраза- это скороговорка. Как же называются другие фразы?
Какая фраза чему- то поучает?(Чужим умом жить- добра не нажить.)
Чему она поучает
Давайте прочитаем фразы и объясним их смысл.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Земля освещается солнцем, а человек знанием.
Не одежда красит человека, а его добрые дела!
Где труд, там и радость.
Чему они поучают?
Кто знает, как называются эти фразы? (пословицы)
На доске: Пословица недаром молвится.
Что означает эта пословица?
Что такое пословица?
Учитель : Владимир Иванович Даль, знаток пословиц, составитель сборника «Пословицы русского народа» дал им такое определение: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Кто её сочинил, неведомо никому, но все её знают и ей покоряются». Русские пословицы придумывали крестьяне, рубаки, охотники, рабочие. Одни пословицы очень древние и не забываются и их часто вспоминают, другие же люди забыли и они исчезли из языка. Говорят: «Новое время –новые песни». Так же новое время имеет и свои пословицы. Пословицы, как и загадки, придуманы на разные темы.
Давайте прочитаем несколько пословиц и определим их тему. На листах записаны пословицы, разделённые на 2 части, ваша задача собрать их. Работаете в парах.
Делу время,Какую из этих пословиц придумали портные? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Учител ь: Давайте сделаем вывод. Для чего нужны пословицы?
Н ПОСЛОВИЦА
Знакомство с поговорками
Как же назвать эту фразу: Пристал как банный лист?
Она чему- то учит, воспитывает? (нет) Что она означает? (надоел)
Как звучит выразительнее: надоел или пристал как банный лист? Почему?
Как звучит выразительнее: кто-то пришёл неожиданно или свалился ка снег на голову? Почему?
Учитель : Такие фразы называются поговорками. Они очень похожи на пословицы, НО у них нет законченной мысли. Говорят: «На всякого Егорку живёт поговорка». Давайте попробуем различить пословицы и поговорки. На столах у вас листы с записями. Подчеркните половицы красным карандашом, а поговорки зелёным.
Их водой не разольёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
За всё браться- ничего не сделать.
Мы сами с усами.
Первым блин комом.
Терпенье и труд всё перетрут.
Учитель: Давайте сделаем вывод. Для чего нужны поговорки?
Н ПОГОВОРКА
Подведение итогов
С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились на этом уроке?
6. Домашнее задание
Отгадать пословицу и записать её: - о – ч – л д – л - г – л – й - м – л - !
Найти ещё 2 пословицы.
Можно предложить игры с пословицами из книги В. Волиной в конце урока или после уроков во время продлённой группы.
Пословицы шутят
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была,
Неужто буква озорная
Вновь чьё- то место заняла?...
Два сапога тара. (пара)
Ус хороша, а два лучше.(ум)
Трус кормит, а лень портит. (труд)
Терпенье и пруд всё перетрут. (труд)
Первым клин комм. (блин)
Мы сами с ушами. (усами)
В здоровом теле здоровый пух. (дух)
Крутиться кк булка в колесе. (белка)
2.Отгадать пословицы по двум словам.
Дело- потеха. (Делу время, потехе час.)
Труд- лень (Труд кормит, а лень портит)
Отмерь- отрежь (Семь раз отмерь, один отрежь)
Не спеши- торопись (Не спеши языком, торопись делом.)
3. Поле чудес
Де –а- - - - о д - о - - а е т,
А - - - - - а - - - а е т. (Декабрь год кончат, а зиму начинает)
4. Кое- что о порядке
С В
РЯ
РЕ
РЕ
МЯ
БЕ
ДО
ЖЁТ
К
ПО
оберите кубики так, чтобы можно было прочесть пословицу.5. Составь пословицу
(Белые ручки чужие труды любят)
Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.
Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе. Фольклор - как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Виды малых фольклорных форм. Я перечислю и охарактеризую некоторые виды малых фольклорных форм: пословицы, поговоркии скороговорки. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою. Скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи. Например: интонационная окраска речи в приговорке.
Девица-сестрица,
Сходи за водицей –
Я волка боюся,
Медведя страшуся.
Или скороговорка: до города дорога в гору, а с города с горы. (Дети проговаривают скороговорку в различном темпе). Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Использование скороговорок в работе с детьми дает возможность сделать процесс коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов.
На начальном этапе закрепления звука с использованием скороговорок необходимо подбирать короткие ритмичные легко запоминающиеся строчки-чистоговорки, например:
«У осоньки-осы, есть полоски и усы».
«Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в садик мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.»
«Дятел дуб долбил, да не додолбил».
Затем постепенно переходя к скороговоркам также следует начинать их заучивание в медленном темпе, объясняя ребенку значение слов и выражений, которые в них содержатся:
«На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня.»
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
«Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как же кукушонок в капюшоне смешон» .
В статье рассказывается о значении использования малых фольклорных форм на логопедических занятиях по развитию речи у старших дошкольников.
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей.
Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
Использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу.
Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов.
Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».
Тема: «Зима»
Цели:
- Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
- Активизировать словарь по теме «Зима».
- Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
- Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.
- Обогатить лексику родственными словами (мороз).
- Учить вести диалог по содержанию рассказа.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование:
- сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».
Ход занятия:
1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».) — Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.
(На картине изображена зима.)
Где находятся дети?(Дети находятся на катке.)
Что они делают?(Они катаются на коньках.)
Послушайте стихотворение «На катке»:
Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
(В. Донникова)
Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)
От кого он отстаёт? (От тех, кто не боится.)
Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза? (Они катаются, двигаются, резвятся, играют в хоккей.)
(Словарная работа: резвятся)
2. Работа с пословицами и поговорками.
(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,« Зима. Помощь взрослым».)
Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не замёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков, играют в снежки, разгребают снег.)
Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице «Мороз не велик, да стоять не велит»:
- Без мороза вода не замёрзнет.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Снег холодный, а от мороза укрывает.
- Зима лодыря морозит.
(Дети выбирают подходящие пословицы.)
3. Физминутка.
«Художник-невидимка»
Художник-невидимка (Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.)
По городу идёт.
Всем щёки нарумянит, (Останавливаются, встают лицом в круг, трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.)
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал, (Идут на цыпочках друг за другом.)
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал (Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.)
Сверкающие листья.
4. Работа с текстом.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)
Послушайте рассказ «Морозный день»:
Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погулять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!» Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мороза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу, рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль. На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз. Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.
Вопросы к тексту:
Кто испугался мороза?
Как Коля спасался от мороза?
Что делал на улице Саша?
Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)
А как вы себя ведёте на улице в мороз?
5. Игры.
Игра «Исправь ошибку»
(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)
- Мороз не велик, да стоять велит.
- Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
- Зима лодыря согревает.
Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)
Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)
Как назовём очень сильный мороз? (морозище)
Мороз что делает? (морозит)
Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).
Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)
Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)
Где замораживают продукты? (в морозильнике)
Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)
Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод. (мороженое)
Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).
Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Урайнат Гашимова
Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух , словарный запас, мышление, память.
Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу… »
1 Отгадывание загадки.
Из крупы ее сварили
Посолили, подсластили.
Где большая ложка ваша
Вкусная на завтрак …
2. Каши бывают разные, потому что их готовят из разной крупы.
(Пригласила детей в мою кладовую – там у меня заготовлено много разной крупы : дети рассмотрели, руками на ощупь потрогали, понюхали)
3. А теперь пора варить кашу . Сделайте круг. Это горшочек. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для приготовления каши. (молоко, соль, сахар, крупа, масло) .
Я называю продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга.
Раз, два, три, Кашу наш горшок вари ! Мы внимательными будем, Ничего не позабудем! Наливаем молоко… Сыпем соль… Сыпем сахар… Насыпаем мы крупу… Ничего не позабыли! Все продукты поместили. А тепеоь все друг за другом Размешаем кашу кругом ! Каша варится : «Пых – пых!» - «Пых – пых – пых» . Для друзей и для родных. Её вместе поедим, Всех – всех кашей угостим. Вот и сварилась наша каша , попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая) .
4. Нашу кашу попробовала и девочка Маша Чтение скороговорки
Наша Маша ела кашу , Угостила Мишу, Сашу, Съели дети много каши.
5. Работа над мнемотаблицей . Разобрали каждую картинку мнемотаблицы на экране.
6. Чтение скороговорки воспитателем медленно по мнемотаблице.
7. Затем дети рассказывали по мнемотаблице.
8. Рассказывание скороговорки детьми по памяти .
Публикации по теме:
Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте» Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте». Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы.
Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Наша Маша чумазая» средняя группа Виды деятельности: познавательно-исследовательская, самообслуживание, коммуникативная, социальная. Образовательные области: социально-коммуникативное.
Памятка для ученика начальной школы «Работа над ошибками» РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы. 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и.
Проектная работа с учащимися «Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!» Введение. Социологические службы считают, что существует проблема в употреблении каш среди школьников и взрослых. Дежуря в столовой нас.
Доброго времени суток всем, заглянувшим ко мне на страничку в этот час! В конце марта в личном сообщении Маамовская подруга Людочка Рыбакова.
Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.
В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.